Культурное развитие ребенка в семье
Родительское собрание на тему:
Культурные ценности и их развитие у детей в семье.
Цель:
обратить внимание родителей на значение культурных ценностей и традиций семьи в развитии познавательной активности ребёнка;
актуализировать значение культурных ценностей семьи для развития ребёнка;
проанализировать наличие традиций в современных семьях.
Ребенок – зеркало семьи; как в капле отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца.
Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро.
(В.А.Сухомлинский)
Один добрый пример лучше ста слов.
Что делает отец, то старается делать и сын.
(Пословицы)
Подготовительная работа:
Анонимное анкетирование учащихся. (Приложение 1)
Создание видеосюжета «Когда я вырасту, я буду воспитывать своих детей так…»
Ход собрания:
Вступительное слово классного руководителя.
Добрый день, уважаемые родители. Сегодня мы с вами поговорим о значении культурных ценностей семьи для развития ребёнка.
— Какие, по-вашему, бывают семейные ценности?
— Какие ценности и традиции существуют в ваших семьях?
А вот, что говорят дети.
Лекция по теме «Культура семьи».
Воспитание человека начинается в семье. Семья для ребенка — это место его рождения и становления. Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире. В семье у ребенка формируется умение ценить и уважать труд взрослых. В семейной атмосфере складываются представления ребенка о добре и зле, то есть закладываются основы нравственности личности. В семье закладываются основы духовной культуры человека. В семье ребенок с раннего детства, еще до того, когда он начинает ясно осознавать свои поступки и четко контролировать свое поведение, усваивает язык и веру, образ мышления, картину мира, мнения по поводу кардинальных проблем бытия. Семья и семейные ценности представляют собой важные элементы культуры, являются необходимыми и значимыми для человека на протяжении веков.
Культура семьи, которая накладывает свой отпечаток на все сферы ее деятельности (быт, взаимоотношения, характер и содержание досуга) — одна из важнейших предпосылок полноценного воспитания детей, а также других ее членов. Учитывая широкий диапазон понятия «культура», можно предположить, что качество семейного воспитания будет во многом обусловлено культурными ценностями, которых придерживаются члены семьи, и умениями использовать различные виды, жанры искусства во благо развития ребенка. Семьи исповедуют разные культурные ценности и соответственно получают различные результаты воспитания. Несомненно, что дети в тех семьях, в которых близкие им люди не только «потребляют» культуру, но сами творят, вовлекая в этот процесс всю семью: рисуют, лепят, поют хором, устраивают концерты, разыгрывают домашние спектакли, ведут летопись семьи, сочиняют сказки; значительно «выиграют» в развитии. Особенно в нравственном и художественном. Родители, озабоченные судьбой ребенка, серьезнее подходят к выбору для него детского сада, школы, учреждений дополнительного образования (спортивная секция, кружок, музыкальная школа и др.).
Если ребенка сравнивать с молодым деревцем, то семья – это почва, на которой оно растет, и тот ландшафт, который его формирует. Одни растут в ухоженном саду, другие – в оранжерее, третьи – на скудной каменистой почве, четвертые – за высокой стеной, пятые – на семи ветрах. И вырастают деревца, конечно, разные.
Хорошая семья дает опору ребенку, помогает укрепиться в этом мире, позволяет почувствовать прочность бытия. В хорошей семье никто ни кого не защищает, она сама по себе – лучшая защита ребенку от любых внешних угроз, надежный тыл, его первый образ мира, который он затем всю жизнь будет проецировать на внешний мир – или спокойно доверяя ему, или боясь на него положиться. Быть опорой и защитой, вселяя уверенность и возвращать спокойствие духа – вот первое предназначение семьи.
Итак, семья – это питающая, насыщающая почва, на которой произрастает высаженное вами семечко.
Тип поведения ребенка формируется на основе ценностных представлений семьи о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Ценностные ориентации в разных семьях существенно отличаются. Один папа считает, что сын должен быть добрым уступчивым, другой, наоборот, идеал мужчины видит в физической силе, в умении постоять за себя. Словом и делом родители одобряют, поощряют, стимулируют то поведение ребенка, которое соответствует их представлению о «хорошем» человеке. А если ребенок поступает вразрез с этими представлениями, то его наказывают, стыдят, порицают. Так изо дня в день в сознание ребенка внедряют систему норм, правил, формируют представление, какие из них допустимы, а какие следует избегать. Ребенок «зеркало семьи», так говорится в народе, но он не всегда усваивает «моральный кодекс» своей семьи от «А» до «Я». Пропуская его через призму личного опыта, ребенок «создает» свой свод правил поведения, взаимоотношений, деятельности и следует ему в силу привычки, а потом внутренней потребности.
Ценности семьи, которые определяют смысл традиционного поведения, лежат в основе традиций семейного воспитания. Современные ученые (И.В.Бестужев–Лада, Д.С.Лихачев, А.В.Мудрик) к числу важных условий, оказывающих заметное влияние на особенности воспитания, относят семейные традиции и обычаи.
Семья, как и другие социальные институты, существует, воспроизводя традиции, исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения. Так, например, во многих семьях сложилась традиция посадки дерева в честь новорожденного малыша или новобрачных; празднования дня поступления ребенка в школу; передачи от отца к сыну первой самостоятельно прочитанной книги; ведение семейной фото-летописи (а сегодня – видео-летописи) и т.д.
В одной семье, например, традиция празднования дня рождения ребенка реализуется в детском празднике с поздравлениями, пожеланиями, подарками, веселыми играми, пением, танцами, радостное воспоминание о котором сохранится на долгие годы не только для виновника торжества, но и для всех присутствующих. А в другой семье день рождения ребенка – повод для очередного взрослого застолья, пьяными выяснениями отношений, за которыми полностью забыт ребенок, его праздник, его потребность в радости. От такого «празднования» у ребенка надолго сохранится горечь и обида на самых близких людей. В первом примере традиция — основа настоящих и будущих радостей, она побуждает к добру, стимулирует элементы творчества, во втором – причина многих сегодняшних и завтрашних бед и потрясений ребенка, наглядное свидетельство пропасти между ними и родителями, через призму которой весь окружающий мир кажется враждебным и жестоким.
Несмотря на суету и спешку современной жизни, во многих семьях сохранилась традиция общесемейных трапез, которые восполняют недостаточность постоянных живых контактов между членами семьи, подтверждают ее цельность и заинтересованность в ней всех домашних. Идет обмен текущими новостями, обсуждаются семейные дела, волнующие всех или кого-либо из членов семьи. Традиция общесемейных трапез, сохраняя свою ценность, является своего рода символом семейственности.
По установившимся в семье традициям можно судить о нравственном здоровье семьи, ее духовных ценностях. Узаконенные временем и проверенные практикой, семейные традиции оказывают огромное влияние на детей. Прежде всего, потому, что существующие традиции скрепляют семью, создают стабильный строй жизни и, главное, характеризуют семью, как коллектив.
Велико взаимовлияние друг на друга всех членов семьи. Кого ребенок видит в отце, матери, старших братьях и сестрах повседневно – все это имеет огромное значение в воспитании личности. «Ты не один на свете» — эту истину трудно ребенку усвоить, если он не постигнет ее на практике. Надо, чтобы он постоянно видел, что в семье все делается поровну – труд, забота, внимание, лакомства, радость, огорчения. Атмосфера равенства и взаимной ответственности является своеобразной профилактикой эгоизма, потребительства, беспомощности, лени, чувства исключительности.
Действительно, когда весь стиль жизни семьи является воспитывающим, то родителям не приходится искать, как говорил А.С. Макаренко, «хитрейших рецептов воспитания». Сама жизнь помогает родителям учить ребенка умению отказываться от покупки игрушек, если семья не имеет возможности приобрести ее немедленно, проявлять заботу о близких, стариках, детях, справляться об их самочувствии.
Трудовая атмосфера семьи. Участие в общих заботах по дому вместе со старшими, ребенок осознает свою причастность к жизни всей семьи. Он постигает очень важные понятия: каждый член семьи (в том числе и он) имеет свои обязанности, от выполнения которых зависит чистота, уют, порядок, в доме; в семье существуют определенные законы, которым нельзя не подчиняться; действия всех членов семейного коллектива взаимозависимы и продиктованы общими интересами; все – старшие и дети – делают не только то, что хочется, но и то, что необходимо; каждый, выполняя определенные обязанности, делает это не только для себя, но и для других.
Совместный труд дает почувствовать всем участникам равенство членов семьи, ответственность каждого перед семейным коллективом.
Эмоциональная атмосфера семьи – это тоже своего рода традиция. В одних семьях принято все дела, даже возникающие разногласия, решать спокойно, по-деловому. В других и обычный разговор ведется с раздражением, на детей принято покрикивать. Ясно, что в первом случае ребенок приучается реагировать на спокойное обращение, во втором – на сильные раздражители: не послушается до тех пор, пока не накричат на него.
Тональность отношений складывается из мелочей. Прислушайтесь, в каком ключе настроены голоса членов семьи. Как строится диалог? Что преобладает – раздражение, угрюмость или спокойствие, приветливость, вежливость или дерзость, юмор, шутка или ворчание?
В одной семье и пересоленный суп – тема серьезная: отодвигается тарелка в сторону и объявляется «голодовка». В другой мелких кулинарных издержек не замечают, а если и подметят, то в необидной форме, вроде: «Сегодня наша хозяюшка замечталась» — или: «Сразу видно, что готовили две хозяйки – большая и маленькая… и обе очень старались» Для таких семей характерны не ссоры, а юмор. Кто из нас не знает, как даже в сложных ситуациях, в назревающих конфликтах выручает юмор. Он помогает снять напряжение, и тогда претензии, споры разногласия разрешаются мирно и более разумно. Как важно нам, взрослым, иметь это в виду в отношениях с детьми. Ведь порой достаточно изменить реплику, слово, сменить гневный тон на миролюбивый, придать фразе юмористическую окраску, и сказанное приобретает необходимую тональность.
Нельзя забывать о том, что мы воспитываем не только тогда, когда ребенка поучаем, внушаем ему понятие о добре и зле, объясняем, требуем… Мы оказываем воздействие постоянно, каждую минуту соприкосновения с развивающейся личностью. В воспитании участвует все – наши дела, мысли, чувства, суждения, интересы, вкусы, потребности, в общем, вся атмосфера семьи, которой «дышит» ребенок. И если ребенок видит в отношениях взрослых принципиальность суждений, самокритичность, взаимопомощь, чуткость, внимание, то и ребенок, включаясь в систему подобных отношений, приобретает положительные черты характера. Но если ребенок наблюдает в отношениях взрослых фальшь, равнодушие, невмешательство вместо принципиального, активного противоборства, стремление к материальным выгодам вместо моральных приобретений, то его воспитанность неизбежно ставится под угрозу.
Умеем ли мы построить свой разговор с ребенком? Не с позиции мамы и папы, а как-то персонально, открыто, не прячась за свои роли? Эта способность в большей степени зависит от того, были ли в нашем собственном детстве такие человеческие разговоры. Слушал ли нас кто-нибудь, принимал ли всерьез, или мы были только статистами и молчаливыми слушателями чужих монологов? Как трудно переучиваться, если собственный детский опыт был негативным! И мы, помня обиды и боли собственного детства, порою ужасаемся, понимая, что по отношению к собственным детям ведем себя точно так же неправильно, как вели себя с нами наши родители. Наверное, поэтому родительство – самая трудная жизненная задача: здесь никто не может рассчитывать на быстрый успех и абсолютную компетентность, зато каждый в своем ребенке видит себя.
Вот почему весь стиль жизни семьи стоит выверять с позиции нравственных критериев. Чему учится ребенок в семейном коллективе? Какие нравственные ценности приобретает от нас? Совпадает ли весь строй жизни семьи с требованиями, предъявленными к ребенку? Все эти и многие другие вопросы следовало бы почаще обращать нам к самим себе.
Подведение итогов.
Для того чтобы дети не останавливались на каком-то уровне, а продолжали двигаться дальше, нужна помощь родителей в поддержании и дальнейшем развитии познавательных интересов своих детей. Для этого необходимо:
Воспитание сознательности, ответственного отношения.
Понимание общественной важности, нужности выполняемого дела.
Эмоциональное отношение к делу.
Как вызвать эмоциональное отношение к деятельности:
роль родителей в воспитании любви к различным видам деятельности;
пример отца и матери, старших братьев и сестер; их отношение к делу;
совместная деятельность;
беседы о роли знаний;
игры-путешествия;
использование игровых ситуаций;
походы, семейный выезд на природу, активный отдых; экскурсии;
советы (вовремя данные), помощь (своевременно оказанная);
Создание эмоциональной обстановки вызывает у ребенка желание узнать что-то новое, интересное, стремление совершенствовать свою умственную деятельность.
Нужно помнить, что в организации семейного досуга обнаруживается немало ошибок:
слишком много времени дети находятся у телевизора или компьютера,
мало бывают на свежем воздухе,
родители зачастую недостаточно уделяют времени своим детям, ссылаясь на занятость, усталость.
Преодолеть эти ошибки – задача современной семьи.
Спасибо всем участникам нашего обсуждения и помните, пожалуйста, всегда:
Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слёзы, и смех,
Взлёт и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нём!
Источник
Рассматривая культуру и её место в нашей жизни, прежде всего люди проводят ассоциации с художественной литературой, изобразительным искусством, а также с образованием и культурой поведения.
Культура — на начальном этапе, это в первую очередь образ мыслей и действий, характерный для каждого человека. Культура и в первую очередь её ядро — это культурные ценности, устанавливают понимание между людьми, они объединяют людей в одно целое, т.е. общество. Таким образом, культура — главная сущность человеческой жизни, она присутствует практически везде и проявляется в различных формах.
Рассматривая различные сферы человеческой жизни, мы можем проследить, что понятие культура существует практически во всех областях и включает в себя различные компоненты. Культура, в общем, является как сложным многокомпонентным явлением.
Слово культура известно еще со времен Цицерона. Культура (от лат.- «cultura»)- возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. Из этого мы можем сделать вывод, что мы рассматриваем культуру как искусственно созданное. Мы смотрим на культуру и на все его составляющие ни как на часть природы, а как следствие в ходе работы людей, которые хотели самосовершенствоваться независимо от природы.
Данное понятие нам говорит о том, что все что создано человеческими усилиями, все научные открытия, культурные сооружения, памятники это все искусственно созданное, это является человеческой культурой, а не природной.
Мы понимаем, что культура неотделима от человека, они не могут существовать друг без друга. Также мы исследуем культуру первобытности, ее истоки, ее особенности и на этой основе создают какие-то новые культурные ценности, без которых мы потом не видим своей повседневной жизни.
Рассматривая конкретно культуру семьи, то она определена историческими факторами, первобытным укладом семьи, ее особенностями жизни. Они хотели совершенствоваться и освоили культуру, для удовлетворения своих потребностей, для общества и государства в целом. Важнейшую роль в этом играет понимание людьми исторических текстов, знакомство с памятниками культуры, наукой, религией и искусством. Итак культура семьи определяется пятью основными признаками :
Первый признак культуры семьи — признак историзма. В этом признаке можно выделить три типа семей. Первый : традиционная и современная семьи. Второй: по месту жительства, по этнической принадлежности. И третий: по культурным эпохам.
Традиционные семьи — это семьи с определенным жизненным укладом, это, либо патриархальный, либо матриархальный, либо детоцентристский. В советские времена чаще всего преобладал последний тип семьи — детоцентристский. Сейчас же современные типы семей привыкли к сотрудничеству и равноправию в семье. Опираясь на мнение социальных психологов, именно сотрудничество представляет собой идеальный тип отношений, который включает в себя взаимопонимание и поддержку.
В зависимости от места жительства, культура семьи может быть представлена деревенским, провинциальным и мегаполисным типом.
Вторым важнейшим признаком культуры семьи — служит избирательность. Отношения в этом признаке могут разделяться на либеральные и консервативные. Для либеральных отношений, свойственна творческая ориентация, универсальность труда, инновационные знания. Для консервативных же отношений — предрасположение к традициям, классическим знаниям, нацеленность на трудовую ориентацию.
Третьим важнейшим признаком — представляется умение семьи к упорядочиванию различных областей жизни. Данное умение появляется в том месте, в котором вероятнее становление соотношения различных картин мира: родителей, детей, близких. Типы семей по этому признаку порядочные и непорядочные.
Четвертым признаком — является семиотика семьи. Культура не наследуется на генном уровне, она дает нечто такое, чего нет в генетике. Семиотика семьи достаточно разнообразна, это различные знаки, символы и значения образующие семейную культуру. С данной точки зрения, семьи могут делиться на высокообразованные и необразованные, высокомобильные и немобильные.
Пятым признаком культуры семьи — служат ценностные ориентации. Выделяют три вида ценностей — физические, духовные и материальные. Особенностью физических ценностей является их раскрытие с помощью семиотических знаков членов семьи. Духовные ценности следуют из физических и направлены на создание среды обитания человека в конкретном своде правил и разделяются на — моральные, правовые, интеллектуальные, эстетические, религиозные. Выявленные ценности являются воплощением в культуре сакральной и светской, образовательной и рефлексивной, коммуникативной и художественно-эстетической, правовой и моральной, технической и гуманитарной. На данном основании семью можно рассматривать, как духовную и менее духовную. Материальные ценности неотделимы от природных материалов, с целью искусственной среды обитания, для комфортной жизни человека. Примером являются такие вещи как, культура быта, дома, вещей, техники. В понятии материальные ценности в культуре семьи допускаются, как материально богатые, так и материально бедные.
Семейство, в особенности в раннем этапе формирования ребенка, есть главный фактор его адаптации. Воспитание в семье является главным фактором всего стиля жизни, достатком культуры человека, как духовной, так и педагогической. В общем, культура воспитания в семье может быть представлена обществом и социальной средой, а также развитие её возможностей для формирования личности и реализации, во всех сторонах её деятельности. В воспитательный потенциал семьи входит:
· личный пример родителей, их социальный статус, жизненная позиция;
· образ жизни родителей, традиции, семейные взаимоотношения;
· душевная обстановка;
· рациональное времяпровождение.
родительский авторитет личность ребенок
Источник