Культурное общение в развитии ребенка

Культурное общение в развитии ребенка thumbnail

Бондарь В.А.

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ

У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Дошкольный возраст – это период первоначального становления личности. Многочисленные психологические и педагогические исследования подтверждают, что именно в эти годы при условии целенаправленного воспитания закладываются основы моральных качеств личности. Одним из важнейших факторов формирования личности является общение.

В нашей стране в настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-коммуникативного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Федерального государственного образовательного стандарта по дошкольному образованию.

В любой социальной среде основным условием успешной адаптации человека является высокий уровень культуры общения. В этой связи в современной системе образования особую актуальность вновь приобретает проблема развития культуры общения детей дошкольного возраста. Как известно, именно в этот период закладывается фундамент моральных принципов, нравственной культуры, развивается эмоционально-волевая сфера личности, формируется продуктивный опыт повседневной коммуникации.

Общение является важнейшим фактором формирования личности ребенка, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя посредством других людей.

Общение играет важную роль в формировании личности, что получило свое подтверждение в трудах отечественных педагогов: А.А. Бодалева, Л.С. Выготского, Б.Ф. Ломова, В.Н. Мясищева, А.В. Петровского и др.

Н. В. Клюева дает следующее определение: общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в деятельности совместной; включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера.

М.И. Лисина под общением понимает взаимодействие двух и более людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижение общего результата.

Для полноценного развития и воспитания детей необходимо содержательное общение с близкими людьми. С самого раннего возраста нужно привить детям важные нравственные человеческие качества, такие как доброжелательность, общительность, спокойствие, жизнерадостность, так как вопросы нравственного воспитания детей с наибольшей остротой встают в наши дни. Именно поэтому дома и в дошкольных образовательных учреждениях следует приучать дошкольников к вежливости, проявлению внимания, доброжелательному отношению к окружающему, развивать дружеские взаимоотношения, воспитывать культуру общения.

Одним из компонентов общения выступает культура общения. Формирование навыков культуры общения имеет свои закономерности, связанные с возрастными особенностями детей.

Культура общения – предусматривает выполнение ребенком норм при общении с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и норм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту.

По мнению Е.Ю. Яницкой, культура общения – это уровень нравственного развития человека, выражающий его взаимоотношения, в основе которого лежат нормы общественных отношений общества (гуманное, чуткое отношение к людям, проявляется в вежливости и тактичности, главным средством выражения которых, является культура речи.

В научных исследованиях Р.И. Жуковской, А.Н. Леонтьева, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, и др. наиболее полно разработаны теоретические аспекты проблемы формирования и развития основных компонентов культуры общения у детей старшего дошкольного возраста.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, определяя обязательный минимум содержания программы, реализуемый в дошкольной образовательной организации (ДОО), выдвигает ряд требований к социально-личностному развитию его воспитанников. К числу этих требований относятся: развитие положительных отношений ребенка к себе и другим людям, коммуникативной и социальной компетентности детей; создание условий для формирования у ребенка положительного самоощущения, приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми и ответственности за другого человека.

В рамках реализации ФГОС ДО задачи формирования культуры общения у детей дошкольного возраста предусмотрены в образовательных областях «Социально-коммуникативное развитие» и «Речевое развитие», что придаёт им особую значимость и актуальность.

Культура общения предполагает не только делать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов. Ребенка необходимо учить замечать состояния других людей. Ребенок должен понимать, когда можно побегать, а когда нужно тормозить желания, потому что в определенный момент, в определенной обстановке, такое поведение становится недопустимым. То есть он должен поступать, руководствуясь чувством уважения к окружающим в сочетании с простой естественностью в манере говорить и проявлять свои чувства, именно эти проявления характеризуют такое важное качество ребенка, как общительность.

Культура общения обязательно предполагает культуру речи, которая в свою очередь также предполагает наличие у детей среднего дошкольного возраста достаточного запаса слов, умение говорить тактично, сохраняя спокойный тон. Овладение культурой речи способствует активному общению детей в совместных играх, в значительной мере предотвращает между ними конфликты.

Общение детей дошкольного возраста, прежде всего, происходит в семье. У ребенка, поступившего в детский сад, круг общения расширяется – добавляется общение со сверстниками, с воспитателем и другими работниками дошкольного учреждения.

Задача родителей и педагогов – воспитывать у ребенка культуру общения. Потому что именно культура общения играет немаловажную роль в процессе социализации личности ребёнка. Взрослые хотят видеть в детях следующие наиболее важные нравственные качества личности, которые являются в некоторой степени показателями культуры общения.

Несмотря на разносторонность и обширность исследований по данной проблеме, большинство трудов посвящены формированию культуры общения в подростковом и младшем школьном возрасте. Данные, касающиеся периода старшего дошкольного возраста, представлены недостаточно, неполно раскрыты возможности игровой деятельности, являющейся важным средством формирования культуры общения у детей старшего дошкольного возраста.

Игровая деятельность – одно из наиболее эффективных средств формирования культуры общения. Она, как способ познания окружающего мира, дает малышу в яркой, доступной и интересной форме представления о том, как принято себя вести в той или иной ситуации, заставляет задуматься над своими поведенческими манерами. Игра является наиболее эффективным и продуктивным средством обучения, т.к. усвоение обучающей информации происходит в увлекательной для ребенка деятельности.

В процессе игры через общение и взаимодействие со сверстниками и взрослыми происходит усвоение ребенком социального опыта, системы социальных связей и отношений. Именно в рамках игровой деятельности создаются наиболее благоприятные предпосылки для формирования всех психических свойств и качеств личности.

В отечественной дошкольной педагогике и детской психологии накоплен достаточно обширный научный материал, раскрывающий психологическую характеристику игры как деятельности (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.), генезис разных видов игр в дошкольном детстве, их своеобразие (С.Л. Новоселова, Н.С. Пантина, Ф.И. Фрадкина и др.), социально-психологические основы игровых объединений (Л.В. Артемова, Т.А. Репина и др.).

В настоящее время, к сожалению, ведущая деятельность детей дошкольного возраста переживает кризис. Ребенок развивается в игре, однако современные исследователи игры и практикующие педагоги отмечают, что сегодня сюжетно-ролевая игра уходит из жизни дошкольников. Как отмечают современные ученые Р.А. Иванкова, Н.А. Короткова, Н.Я. Михайленко в настоящее время в детских дошкольных учреждениях можно видеть «вытеснение» игры учебными занятиями, студийной и кружковой работой. Игры детей, особенно сюжетно-ролевые, не поддерживаемые вниманием взрослых, обеднено их содержание, сюжеты, педагогами-воспитателями отмечается многократная повторяемость тем игр, в которые предпочитают играть дети, преобладание манипуляций над образным отображением действительности. Ограничение во времени для игровой деятельности в условиях дошкольной образовательной организации также является проблемой низкого уровня развития игровой деятельности.

Читайте также:  Если показания развития ребенка

Изучив психолого-педагогическую литературу, мы видим, что развитие культуры общения относится к числу важнейших проблем педагогики. Включая игру в учебно-воспитательный процесс, педагог ненавязчиво, целенаправленно развивает в детях систему общечеловеческих ценностей и культуру общения. Несмотря на традиционное декларирование важности формирования основных компонентов культуры общения у детей старшего дошкольного возраста, эта проблема так и не стала приоритетной в реальной практике ДОУ. Ее актуальность возрастает в современных условиях, в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит воспитанности, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Клюева, Н.В. Учим детей общению [Текст] / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. – Ярославль, 2003. – 240 с.
  2. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М.И Лисина. – СПб. : Питер, 2009. – 320 с. 
  3. Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками [Текст] / Е.О. Смирнова // Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. – М. : Издательский центр «Академия», 2010. – 160 с.
  4. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология [Текст] / Г.А. Урунтаева. – М. : Академия, 2007. – 336 с.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки [Текст]. – М. : ТЦ Сфера, 2014. – 96 с.

Источник

Елена Ананьева
Воспитание культуры общения у детей дошкольного возраста

«В человеке всё должно быть всёпрекрасно:

И лицо, и одежда, и душа, и мысли»-

А. П. Чехов.

Культура общения – предусматривает выполнение норм приобщении со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и норм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, в быту.

Культура общения предполагает не только делать нужным образом, но и воздержаться от неуместных в данной обстановке действий, слов. (например: за столом не говорят о непристойных действиях, у постели больного, о том, как он выглядит, и т. д). Надо и ребёнка учить замечать состояние других людей. Уже с первых лет жизни ребёнок должен понимать, когда можно побегать, а когда нужно тормозить желания, потому что в определённой обстановке, такое поведение недопустимо. Руководствуясь чувством уважения к окружающим в сочетании с простой манерой говорить и проявлять свои чувства, характеризует такое важное качество ребёнка, как общительность.

Культура общения обязательно предполагает культуру речи, которая в свою очередь предполагает наличие у детей старшего дошкольного возраста достаточно запаса слов, умения говорить тактично, сохраняя спокойный тон. Овладение культурной речи способствует активному общению детей в совместных играх, предотвращает между ними конфликты.

Работу с дошкольниками по овладению правилами культуры общенияцелесообразно осуществлять в двух направлениях:

a. Формирование представлений о нравственных нормах поведения.

b. Накопление практического опыта.

Наша задача не только дать ребёнку определённую сумму знаний, но и научить руководствоваться ими в повседневной жизни.

Прежде всего, нужно определить уровень представлений об этических правилах у каждого ребёнка. При этом можно использовать различные методы и приёмы,например: беседу по сюжетным картинкам, в которых не до конца решена нравственная позиция, (дети должны додумать конец рассказа). Для младшего и среднего возраста очень действительным является преподнесение правил поведения персонажами кукольного театра.Например:Петрушка обращается к детям: «Сейчас я расскажу вам, как поступают некоторые дети, если нравится – хлопайте, если не нравится – сидите молча». Затем Петрушка выясняет, почему дети так реагировали.

Чтобы достичь единства представлений о том, как надо себя вести, можно использовать игры –инсценировки типа: «Кукла Катя заболела», «Вини – Пух пошёл в гости к Кролику» и т. д. Нашим детям нравиться инсценировать сказку «Петушок и птичка».

Особое внимание в работе по нравственному воспитанию следует уделить тому, чтобы представления детей о нормах поведения становились осознанными. В нашей группе 2 недели продолжался режим ограничения речи и движений, некоторые дети сразу усвоили, что нужно вести себя спокойно, говорить естественным голосом, чтобы не мешать другим, беседовать с воспитателем. Но малыши, у которых ещё отсутствует представления о нормах поведения ведет себя так,как им удобно: бегают по группе, кричат, бросают игрушки. Поэтом у мы, все члены нашего мини – коллектива группы, старались не только оценивать поведение с точки зрения нарушения того или иного правила, но и обосновывали оценку, разъясняли результаты поведения.

В каждой группе бывают «неожиданные случайности» из-за неловкости, невнимания, когда один ребёнок может толкнуть другого, или наступит на ногу. Как правило, дети жалуются, или «дают сдачи» совет воспитателя «извиниться» перед товарищем часто не воспринимается. Можно использовать личный пример. А потом извинится, сказать, что это произошло случайно не со зла. Я рассказала, что извиниться – не значит просить прощения за плохой поступок, наоборот, показать себя вежливым.

У нас в раздевалке есть круг, на котором мы решаем «Кто поступил правильно?», «Как бы ты поступил?», «Вежливые слова», «Добрые дела» и т. д. – это мы используем опыт М. Монтессори.

В старшем возрасте, когда уже сформированы определённые нормы поведения используются этические беседы. Здесь дети сопоставляют действия литературных героев и свои собственные, делают выводы о последствиях поступка. При воспитании культуры общения нельзя недооценивать великую силу художественного слова. Так, после прочтения рассказа Л. Н. Толстого «Косточка», мы беседовали с детьми по содержанию произведения и дети поняли, брать без разрешения что-то, а также обманывать (как сделал Ваня) – очень плохо.Здесь же рассмотрели пословицу : «Лучше горькая, правда, чем сладкая ложь».

В нашей группе существует правило : «За честное признание — не бывает наказанья. И дети не боятся признаться в своих поступках. А ещёу нас есть девиз: «Ни одного дня без похвалы!». Мы хвалим своих детей за каждый поступок; за то, что сложили свои правильно вещи, заправил постель, за то что сегодня съел суп. И родителей просим, чтобы дома они находили возможность хвалить детей, тогда у них возникнет желание быть воспитанными.

Но самое важное, это формирование отношений со сверстниками. Это хорошо проявляется в сюжетно-ролевых играх. Так,играя в игу «Дочки-матери», «Автобус» — дети уже могут самостоятельно распределять роли, но мы ещё подсказываем как вести себя – «уступить место «маме с ребёнком», «помочь занести коляску» и т. д. В игре формируется умение сделать свой выбор, решить конфликтную ситуацию. Нашим 4-5летним малышам трудно решать такие задачи. Мы и родители помогаем им в этом. Ведь общение детей дошкольного возраста, прежде всего, происходит в семье. А в детском саду круг общения расширяется – общение с воспитателем, со сверстниками и другими работниками дошкольного учреждения. На нашем Iродительском собрании по теме: «Речевое общение с ребёнком» — мы старались донести присутствующим, что это они первые и самые важные учителя в жизни маленького человека. Сколько бы он не прожил, всё равно будет возвращаться к опыту из детства, к жизни в семье. Ребёнок всему учится в общении со взрослыми, даже плохими словами заражается от них. Послушайте отрывок из стихотворения

Читайте также:  Концепция развития трудного ребенка

Э. Асадова «Воспитать человека»

А что до красот языка родного,

То все хрестоматии – ерунда,

Коль чадо от папочки дорогого

Порой наслышится вдруг такого.

Что гаснут лампочки от стыда!

Как быть? Да внушать можно то и сё,

А средство, по-моему, всем по росту,

Тут всёочень сложно и очень просто:

Будьте хорошими. Вот и всё!

В каждой группе есть дети, которые употребляю в речи плохие слова. Есть такие и у нас. Мы объясняем им, что некрасиво так говорить и предлагаем бросить нехорошие слова в мусорную корзину. Надо помнить, что вежливое слово, как добрый волшебник дарит настроение, радует людей. Стараемся утром встречать детей и родителей с улыбкой, шуткой. Ведь «ничто не ценится так дорого и обходится так дешево, как вежливость.

Правила этикета создавались веками.Кроме нравственных качеств: доброты, чуткости, сердечности, прививались чувство меры и красоты в манерах поведения, в разговоре, приёме гостей – словом во всём – что ценится в обществе.

Так пусть же нам, взрослым, хватит сил и терпения, любви для того чтобы поднять наших детей к высотам культуры.

Источник

Статья:

Ребенку свойственна широкая гамма чувств, неоднозначных по своим проявлениям. По отношению ко взрослым и сверстникам — это может быть любовь и неприязнь, симпатия и антипатия, сочувствие и равнодушие, справедливость и зависть; по отношению к себе — чувство собственного достоинства и даже самоуверенность или, напротив, чувство неуверенности в своих силах.

Закрепление форм нравственного поведения, превращение их в привычку и потребность происходит лишь на основе положительно-эмоционального отношения ребенка как к самим совершаемым действиям, так и к тем взрослым, которые их организуют и регулируют. В этом случае нравственные чувства, например уважение к педагогу, любовь к родителям, доброжелательность к сверстникам и другие, выступают как самостоятельный движущий мотив поведения детей. Этот мотив достаточно силен и значим в глазах ребенка, потому что чувства дошкольников отличаются особенно яркой эмоциональной окраской, непосредственностью и искренностью.

В воспитании культуры поведения первостепенное значение имеет пример воспитателя. Его внешний облик, поступки и суждения, вежливость, спокойный тон разговора, справедливое отношение к окружающим, и прежде всего к детям, — важный и действенный пример для подражания. Однако одним личным примером всех вопросов воспитания все же не решить. Процесс воспитания культуры поведения очень сложен, предполагает сознательное и гибкое применение педагогом богатого арсенала различных методов. Необходима также «подвижность» средств воспитания, их постоянная корректировка. Нередко бывает, что проверенный практикой метод вдруг перестает быть эффективным. Педагог должен внимательно следить за тем, как каждый из его подопечных воспринимает воспитательные воздействия и влияния. Нужно как можно раньше определить уровень нравственной воспитанности каждого из детей. Наблюдения позволяют выявить у каждого ребенка присущие ему особенности поступков, интересов, отношений с окружающими, трудности в освоении навыков культуры поведения. Это, в свою очередь, служит основой для оценки динамики развития ребенка и корректировки дальнейшего процесса воспитания.

Наблюдая за детьми, воспитатель одновременно старается определить, насколько типичен для ребенка тот или иной проступок (грубость в разговоре с товарищем, небрежность в еде и одевании, отказ в ответ на просьбу убрать на место игрушки и т. п.), стремится вовремя заметить все то новое, чем овладел его воспитанник.

Чтобы лучше узнать ребенка, педагогу необходимы сведения о его поведении дома. Поэтому до начала учебного года следует обязательно посетить семьи тех детей, которые должны впервые прийти в детский сад. Это даст возможность познакомиться с членами семьи, выявить условия жизни малыша, особенности и традиции воспитания, пообщаться с ним в привычной для ребенка обстановке.

Но этим контакты с семьей, конечно же, не должны ограничиваться. Необходимы плановые посещения семьи — примерно два раза в год. Они дают возможность направлять родителей на правильное решение конкретных вопросов воспитания своего ребенка.

Прежде всего, педагогу необходимо добиться доверия ребенка, ибо решающим методом воспитания детей служит и непосредственное общение с ними воспитателя. Создание предпосылок культурного поведения маленького ребенка ведется по нескольким направлениям. Одно из них — формирование умения играть и заниматься, гулять и принимать пищу, спать во время тихого часа, одеваться и умываться вместе с группой сверстников, рядом с товарищами, т.е. в коллективе. При этом у детей развивается чувство коллективизма, столь важное для человека. Не менее важно привить интерес к трудовым действиям взрослых, желание помочь им, а позднее — и самостоятельно выполнять несложные трудовые действия по самообслуживанию.

Содержание понятия, «культура общения».

Педагогические условия воспитания культуры общения. Методы и приёмы формирования культуры общения детей со взрослыми и сверстниками.

Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту. Культура общения предполагает умение не только действовать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестикуляции. Ребенка надо учить замечать состояние других людей. Уже с первых лет жизни ребенок должен понимать, когда можно побегать, а когда нужно тормозить желания, потому что в определенный момент, в определенной обстановке такое поведение становится недопустимым, т. е. поступать, руководствуясь чувством уважения к окружающим. Именно уважение к окружающим в сочетании с простотой, естественностью в манере говорить и проявлять свои чувства характеризует такое важное качество ребенка, как общительность.

Читайте также:  Развитие ребенка второй год жизни по месяцам

Культура общения обязательно предполагает культуру речи. А.М. Горький считал заботу о чистоте речи важным орудием борьбы за общую культуру человека. Культура речи предполагает наличие у дошкольника достаточного запаса слов, умение говорить лаконично, сохраняя спокойный тон. Уже в младшем, а особенно в среднем дошкольном возрасте, когда ребенок осваивает грамматический строй речи, учится правильно строить простые фразы, его приучают называть взрослых по имени и отчеству, на «Вы», корректируют произношение, учат детей говорить в нормальном темпе, без скороговорки или растягивания слов. Не менее важно в это же время научить ребенка внимательно слушать собеседника, спокойно стоять во время разговора, смотреть в лицо говорящему. При организуемых педагогом воспитательно-образовательных мероприятиях поведение, вопросы и ответы детей в значительной мере регламентированы заданиями, содержанием материала и формами организации детей. Понятно, что культура общения их в таких процессах формируется быстрее и легче. Но не менее важно воспитывать культуру общения в повседневной жизни, в разных видах их самостоятельной деятельности. С другой стороны, овладение культурой речи способствует активному общению детей в совместных играх, в значительной мере предотвращает между ними конфликты.

Общение — основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Под общением понимается взаимодействие людей, направление на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата (М. И. Лисина). С первых дней жизни ребенка общение является одним из важнейших факторов его психического развития.

В дошкольном возрасте последовательно сменяют друг друга четыре формы общения ребенка со взрослыми (по классификации М.И.Лисиной):

  • ситуативно-личностное;

  • ситуативно-деловое;

  • внеситуативно-познавательное;

  • внеситуативно-личностное.

 Изменяется содержание общения, его мотивы, коммуникативные навыки и умения. Формируется один из компонентов психологической готовности к обучению в школе — коммуникативный. Ребенок избирательно относится к взрослым, постепенно начиная осознавать свои отношения с ними: как они с нему относятся и что от него ждут, как он к ним относится: что от них ожидает. Нормы поведения, усвоенные ребенком семье, отражаются на процессе его общения со сверстниками. В свою очередь многие качества, приобретенные ребенком в детском коллективе, привносятся в семью.

Интерес к сверстникам проявляется несколько позднее, чем интерес к взрослым. Общение ребенка со сверстниками складывается в различных объединениях. На развитие контактов с другими детьми влияет характер деятельности и наличие у ребенка умений для ее выполнения.

Педагогические условия воспитания культуры общения:

  • оценка педагогом эмоциональных проявлений ребенка: с каким настроением он чаще всего приходит в группу, насколько комфортно он чувствует себя в детском саду;

  • общение и взаимодействие ребенка со сверстниками и взрослыми: умение вступать в контакт, учитывать эмоциональное состояние партнера по общению, соблюдать правила культуры общения, освоение игровых и коммуникативных умений;

  • личностные черты поведения: доброжелательность, дружелюбие, активность;

  • умение воспитателя правильно оценить индивидуальные особенности каждого ребенка для выбора адекватной тактики в воспитании культуры общения и поведения.

Группа детского сада — это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. В дошкольном возрасте проявляются различные взаимоотношения — дружеские и конфликтные, здесь выделяются дети, испытывающие трудности в общении. С возрастом отношение дошкольников к сверстникам меняется, они оцениваются не только по деловым качествам, но и по личностным, прежде всего, нравственным. Это обусловлено развитием представлений детей о нормах морали, углублением в понимание содержания нравственных качеств.

Отношения ребенка с детьми также во многом определяются характером общения дошкольника с воспитателем детского сада, окружающими его взрослыми. Стиль общения педагога с детьми, его ценностные установки отражаются в отношениях детей между собой, в психологическом микроклимате группы. Таким образом, успешность эволюции его отношений со сверстниками оказывает важное воздействие на развитие ребенка. Вследствие этого существует единая система формирования коммуникативной функции ребенка, развития его личности.

Известно, что общение осуществляется с помощью различных коммуникативных средств. Важную роль при этом играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника. Кроме того, только во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми возможно предупреждение различных отклонений в развитии личности ребенка. Это предусматривает учет характерных форм поведения ребенка в разных ситуациях, знание трудностей, возникающих в межличностном общении.

Игра — педагогическая азбука общения. Она имеет большое значение в воспитании, обучении и развитии коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста. Психологическое воздействие игры — это развитие основных психических процессов, способностей ребенка, волевых и нравственных качеств личности. В игре формируются начальные формы самооценки, самоконтроля, организованности, межличностных отношений среди сверстников. В игре происходит развитие различных средств общения: движений, жестов, мимики, пантомимики, эмоций, сенсорики, внимания, памяти, мышления и речи.

Цель игры, два аспекта цели: познавательный (обучение способам действия с предметами), воспитательный (обучение способам сотрудничества, формам общения и отношениям с другими людьми). В игре существуют игровые правила: правила действия и правила общения. Воспитатель должен осуществлять правильный подбор игр в соответствии с возрастом ребенка, их проведение и анализ результатов. Он должен использовать такие виды психоразвивающих игр для детей дошкольного возраста как, игры-забавы, сюжетно-ролевые игры, игры-задачи, игры-соревнования, индивидуальные и совместные игры.

Педагогическое воздействие воспитателя в ходе общения с ребенком: прямое (объяснение, показ, указание, одобрение, порицание и др.), косвенное (через других лиц, игру, сказку, песню, музыку). Должны использоваться эмоционально-положительные формы общения. Выразительные движения (мимика, пантомимика, вокальная мимика) — моторный компонент выражения различных эмоциональных реакций, эмоциональных состояний, играют важную роль в процессе общения.

Должны использоваться методики обучения выразительным движениям: проигрывание этюдов с последовательным изучением поз, походки и др.; инсценировки с использованием различных эмоциональных состояний; узнавание детьми эмоций, их анализ и сравнение; методика использования вспомогательных средств общения в процессе обучения детей навыкам адекватного восприятия и выражения эмоций, усиления отдельных видов неречевого общения: мимика в рисунках, пантомимика в рисунках, свободное и тематическое рисование, музыкальное сопровождение.

Все это развивает культуру общения детей как со взрослыми, так и со своими сверстниками.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Источник