Культура в воспитании и развитие ребенка

Любовь Звягина
Статья: «Воспитание культуры поведения дошкольника»

«Наши дети — это наша старость. Правильное воспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание — это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми» А. С. Макаренко С возрастом мы чаще и чаще вспоминаем эти слова.

Дети являются гордостью своих родителей. В них всё им мило и дорого. Но не всегда они задумываются над тем, что привлекательность ребёнка не только в красоте его внешнего вида, главное, в другом — как подрастающий ребёнок ведёт себя? Как держится на людях? Каковы его манеры — мимика, жесты, движения? Случается, что взрослые люди не всегда выглядят воспитанными, т. к. не выработали в себе элементарных норм культуры поведения, поэтому вопрос нравственного воспитания является одним из важных в воспитании ребёнка. Надо ли перечислять все те беды, которые рождает человеческое равнодушие, жестокость. Быть культурным, воспитанным не является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке — право и обязанность каждого человека.

Эти вопросы обсуждались в нашем детском саду в ходе круглого стола «Воспитание культуры поведения дошкольника». Мы поговорим о том, как преодолеть проблемы, связанные с воспитанием ребёнка. В беседе приняли участие не только родители, но и гости – настоятель Покровского храма Отец Сергий, учитель начальных классов МБОУ СОШ №2 с. Каликина — Зоя Викторовна Трунова. Мы поговорим о простых вещах, с которыми сталкиваемся ежедневно, и к сожалению, иногда не придаём им должного значения. Хотя, по сути, эти мелочи мешают нам правильно воспитывать наших детей.

Многих может заинтересовать то, почему мы сейчас затрагиваем этот вопрос? Ведь наши дети совсем маленькие. Они только пришли в детский сад? Но так как к 5 – 6 годам у ребёнка уже должны быть сформированы основные правила культурного поведения, именно сейчас нужно начинать готовить детей к школе и к самостоятельной жизни. Трунова З. В. информировала родителей о том, с какими проблемами и трудностями они могут встретиться в стенах школы, если не будут уделять должного внимания воспитанию детей сейчас в дошкольном возрасте. Отец Сергий призвал родителей к духовно – нравственному воспитанию детей, чтению православных книг, к воспитанию в детях милосердия и гуманности, трудолюбия и отзывчивости.

При обсуждении вопросов: «С чего нужно начинать воспитание культуры у ребенка, «Что является главным в воспитании навыков культурного поведения и хороших манер?» родители самостоятельно сделали вывод — конечно же, с создания вежливой, терпимой, сочувственной и ласковой семейной атмосферы.

Обсуждая ситуации, делясь своим опытом и мнениями все присутствующие отметили, что одним из главных компонентов в воспитании навыков культурного поведения и хороших манер является личный пример взрослых, то есть родителей. Именно они авторитет для ребёнка. И именно с них, в первую очередь, он берёт пример во всём. Особенно в речевом этикете. Поэтому так важно, чтобы ребёнок слышал не только правильную, но и вежливую речь. Необходимо избавить ребёнка от грубостей, исключить из семейного обихода бранные, тем более нецензурные слова.

Вот что писал выдающийся педагог А. С. Макаренко о роли примера взрослых, окружающих ребёнка: «Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы разговариваете с другими людьми и говорите о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеётесь, читаете газеты – всё это для ребёнка имеет большое значение».

А часто ли мы, взрослые, обращаемся к своему ребёнку не в форме приказания, а просьбы и употребляем слово «пожалуйста», благодарим его, высказываем своё родительское одобрение по поводу проявленной им вежливости? Давайте задумаемся над этим.

Родители познакомились с основными правила культурного поведения, которые должны быть сформированы у дошкольника:формирование взаимоотношений с взрослыми и сверстниками: вежливое внимательное отношение к взрослым, умение дружно играть с детьми, защищать слабого, обиженного; соблюдение правил культурного поведения в автобусе, в общественных местах; воспитание у детей любви и привычки к труду. Следует считать важнейшим правилом воспитания: «Не делай за ребенка того, что он может сделать сам»; воспитание привычка всегда говорить правду; необходимо научить детей поддерживать порядок в комнате. В игровом уголке.Ребенок должен усвоить правило: «Каждой вещи – своё место».

Каждый родитель должен ответить на вопросы самому себе:

Воспитан ли мой ребёнок?

— Не стыдно ли за него в обществе?

— Присущи ли ему чуткость, внимательность?

На эти вопросы у каждого будет свой ответ сегодня, завтра, спустя многие годы.

«Многие родители почему-то думают, что родить ребенка и стать родителями — одно и то же. С тем же успехом можно было бы сказать, что одно и то же — иметь рояль и быть пианистом» С. Харрис

Основой любой системы воспитания должна быть любовь. Уважение к ребенку в семье, родительское тепло и доброжелательность воспитывают в нем откровенность, нежность и признательность. Именно в семье начинают формироваться те качества, чувства, привычки и навыки общественного поведения, от которых зависит, каким вырастает человек.

С первых лет жизни ребёнок должен усвоить, что кроме слова «хочу» есть слова «надо», «нельзя», «можно». Пусть хватит нам, взрослым, терпения, любви, душевных сил для того, чтобы поднять наших детей к высотам культуры поведения.

Читайте также:  Особенности развития ребенка в месяц

Источник

Инна Сурмина
Статья. Педагогические возможности традиционной народной культуры в воспитании детей дошкольного возраста

Интерес к народной культуре на сегодняшний день существенно возрос. Это связано с тем, что в современных условиях традиции становится связующим звеном с исторической памятью и помогают сохранить национально-культурную идентичность. Однако само понятие «культура», «традиционная культура», «народные традиции» трактуется различным образом.

Слово «традиция» происходит от лат. tradition (передача). Традиция – это элементы социального и культурного наследия, передающиеся от предков к потомкам и сохраняющиеся в этносах, в обществах, а также в социальных группах в течение длительного времени. Это определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, а также уже знакомые нам ритуалы, обряды и обычаи.

Многие исследователи (С. А. Артюнов, А. Б. Гофман, И. В. Суханов) считают, что традиция – это даже не то, что передается, а сам способ передачи культурного наследия.

Воспитание любви к Родине, приобщение к народной культуре – задача чрезвычайно сложная, особенно когда речь идет о детях дошкольного возраста. Дошкольный возраст, как период становления личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма.

По мнению В. Г. Безносова, В. П. Зеньковского, Д. С. Лихачева ребенок является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать, передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.

Понятие «Родина»включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, однако к ним не сводится. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведет к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.

Педагогический потенциал русской традиционной культуры, наследование лучших духовно-нравственных ценностей и идеалов, воплощенных в различных видах народного искусства, позволяет решать задачи воспитания и всестороннего развития ребенка.

Слова великого русского педагога К. Д. Ушинского о том, что «воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ. К. Д. Ушинский высоко оценивал воспитательный потенциал народной педагогики. «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, — писал он, — имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях…» Он верил в принцип «народ без народности – тело без души» и, опираясь на него, обосновал идею народности. Хорошо зная народные обычаи, обряды, традиции, он пришел к выводу, что «мудрость предков – зеркало для потомков», и потому ратовал за народное воспитание, ибо оно – живой образец процесса народного развития.

Духовное богатство личности, как полагает Сухомлинский, — это, прежде всего часть духовного богатства нации. Сухомлинский решительным образом требует самого бережного отношения к духовным сокровищам народа, решающими из которых он считает традиции воспитания подрастающих поколений.

В середине Х1Х века ученые и педагоги стали обращаться к проблемам народной педагогики. В 1861 году В. И. Водовозов написал статью о книгах, изданных для народного чтения, назвав ее «Русская народная педагогика». В 1890 году Д. Г. Булгаковский обращается к пословицам, песням, загадкам, обрядам. Отмечая их воспитательное значение в народном быту.

Другой исследователь, А. И. Соболев, рассматривал детские игры в сочетании с детскими песнями и тем самым еще больше расширил границы народной педагогики.

Народная педагогика имеет ту особенность, что в ней нет строго сформулированных законов воспитания, систематизированных знаний, точных научных терминов и определений. Народная педагогика не является наукой, так как она представляет собой не систему научных взглядов на воспитание человека, а совокупность эмпирических знаний, проверенных практикой воспитания многими поколениями, органично соединенными с жизнью, бытом и трудом.

Наряду с понятием «народная педагогика» утвердился другой термин – «этнопедагогика». Впервые предложенный Г. Н. Волковым, который является основателем нового направления в педагогической науке – этнопедагогике. Он определил ее объект и предмет исследования, выделил основные категории, факторы, методы, условия, определяющие эффективность воспитания в народной педагогике, а так же условия, которые необходимо создать для ее функционирования в современных условиях.

В этнопедагогике представлен сравнительный анализ обучения и воспитания, существующих у разных народов; показано влияние национальной психологии на обучение и воспитание подрастающего поколения; выявлены закономерности этого процесса.

Между народной педагогикой и научной педагогикой существует диалектическая взаимосвязь. С одной стороны, классическая народная педагогика вбирает в себя все лучшее из народных воспитательных традиций. С другой стороны, народная педагогика использует методический инструментарий научной педагогики. По мнению К. Д. Ушинского, для достижения успехов в педагогике необходимо опираться на систему, созданную самим народом, в которой учитываются природные наклонности человека, своеобразие национального характера, сложившегося под влиянием среды и обстоятельств. Знание устного народного творчества, т. е. отраженного в нем народного опыта воспитания, помогает глубже понять специфику исторического развития народа, его обычаи и традиции, семейные устои, в условиях которых происходило воспитание и развитие личности каждого ребенка.

Ведущая роль этнопедагогики – достижение гармонии природного, социального и духовного в развитии человека.

А смысл воспитания – укрепление преемственности поколений для вековых гуманистических традиций народа, в конечном итоге – осознание принадлежности к своим корням.

Дошкольный возраст, по мнению Д. Б. Эльконина, — это возраст интенсивного становления моральных этических инстанций и волевого действия у детей. Область культуры и опыта человечества служит прямым источником становления морального облика детей. По мнению Д. И. Фельдштейна, ребенок с момента рождения находится в очеловеченном мире, среди предметов, наполненных человеческим смыслом, имеющих социальные функции.

Читайте также:  Развитие ребенка 4 года аппликация

К проблеме возможностей народной культуры как живого источника педагогической мудрости обращались многие ученые и педагоги, изучая всесторонне его потенциал. В. А. Сухомлинский рассматривал народную культуру, как средство нравственного воспитания, формирования мировоззрения и развития фантазии ребенка.

По мнению Е. И. Тихеевой, только при приобщении ребенка к народной культуре происходит развитие речи и образного мышления.

Н. П. Сакулина, Е. А. Флерина видят в ней источник создания художественного образа в рисовании, активизации процесса детского творчества.

Возможности народной культуры, как средства творческого развития ребенка, формирования представления у детей о народном искусстве раскрыли О. Л. Князева, Т. С. Комарова, М. Д. Маханева, и другие.

А. П. Усова; К. Д. Ушинский, П. Ф. Лесгафт считали народные подвижные игры ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка,развития у него нравственных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества.

Использование в современной образовательной системе основ русской традиционной культуры, выявление ее богатейших и уникальных учебно-воспитательных возможностейпозволяет решать актуальные проблемы нашего времени: формирование национального самосознания и сохранение духовного наследия наших предков. Русская традиционная культура обладает огромным духовно-нравственным потенциалом. В ней воплощены образы-идеалы, веками служившие основой воспитания и просвещения россиян.

Необходимо, чтобы знакомство детей с народной культурой начиналось с того периода, когда они открыты для восприятия окружающего мира на эмоционально-чувственном уровне.

Список литературы

1. Антонова Г. А., Ельцова О. М. Воспитание духовности через приобщение

дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа.

– СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.

2. Волков Г. Н. Этнопедагогика. – М.: Академия, 1999.

3. Дьяченко Л. Ю. Статья Проблема формирования этнокультуры у

дошкольников.

4. Косарева В. Н. Народная культура и традиции. Волгоград, Учитель, 2012.

5. Кутьина Н. Б. Ребенок XXI века. Воспитание культурой. Русская народная

культура. – СПб.: «Союз художников», 2011.

6. Майер А. А. Введение детей в проблемы социальной действительности.

Родиноведческий подход, — СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2012.

7. Чебан А. Я., Бурлакова Л. Л. Знакомим дошкольников с народной

культурой. – М.: Сфера, 2011.

Источник

Татьяна Милованова
Формирование общей культуры, развитие нравственных качеств личности дошкольников возраста на основе национальных традиций

Описанный опыт по нравственному воспитанию обращает нас на мудрую, проверенную веками народную педагогику. Её формами были праздники, обряды, а методами игры, загадки. Пословицы, поговорки, потешки, песенки несли в себе богатство знаний об окружающем мире в интересной образной легкой для познания форме и понятной, близкой детям. Сказки увлекательно и неназойливо учили азам нравственности и морали. Именно фольклор сохранил для нас наш национальный дух и культуру с традициями.

В работе разработаны перспективные планы по ознакомлению детей с историей русской культуры, обычаями, праздниками, устным народным творчеством, традиционными народными промыслами, по воспитанию нравственных чувств и пониманию моральных норм в обществе. Также включена работа с родителями по укреплению семейных уз, продолжению преемственности поколений, повышению интереса к совместному творчеству, народным промыслам.

Данный педагогический опыт показывает, как можно на основе национальных традиций воспитывать и развивать высоконравственную личность, смотрящую на жизнь с оптимизмом, добром и любовью.

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Глава 2. Содержание и методика нравственного воспитания детей дошкольного возраста через использование элементов традиционной народной культуры.

Глава 3. Опыт педагогической деятельности по нравственному воспитанию дошкольников путем использования элементов народной культуры в воспитательно – образовательном процессе.

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

«Русский народ не должен терять

своего нравственного авторитета

среди других народов — авторитета,

достойно завоёванного русским искусством,

литературой. Мы не должны забывать

о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…

Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний».

Д. С. Лихачёв.

В многовековой истории России можно увидеть много примеров тяжелых испытаний на прочность нашей государственности, попыток изменить нашу культуру, традиции, завоевать и истребить русский народ. Но мы смогли победить и выстоять. Россия всегда гордилась сплоченностью народа, крепостью русского духа, широтой русской души. Лишь политика смены культурных приоритетов смогла нанести ощутимый вред и внести смятение в умы и души русских людей.

Самый ближайший пример испытаний и глубоко врезавшийся в память это момент распада Советского Союза и начало американизации и свободы нравов. Именно тогда, почему — то и кто — то решил что все русское не модно и неправильно. Шла пропаганда всего западного. Увы, наша страна осталась без основы, фундамента, что привело к потере целого поколения молодежи 90-х годов.Сменились приоритеты: если ранее ценились доброта, щедрость, взаимовыручка, толерантность, воспитанность, уважение к старшему поколению, то в 90 — е стали цениться и ставиться во главу материальные блага, связи и все зарубежное. Молодежь смеялась и порицала людей живущих по принципам нравственности и морали, не забывавших русскую культуру. «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности», — слова А. С. Пушкина. Нравственность, духовность, мораль – это как якори, которые помогают держаться и не уплыть по течению пороков, жестокости, зла, ненависти. Как нельзя лучше об этом сказал Белинский В. Г.: «Без глубокого нравственного чувства человек не может иметь ни любви, ни чести, — ничего, чем человек есть человек». Отказ от своего культурного наследия привел к потере и деморализации целого поколения молодежи 90-х годов.

Отрадно видеть, что мы, россияне, снова повернулись навстречу гуманности, нравственности и духовности. Наконец, поняли важность сохранения национальной культуры и традиций, как основы процветания нашей нации. Очень важно, что и политика правительства помогает укреплению позиций народности в культуре, образовании. Это видно из слов Президента РФ В. В. Путина.

Читайте также:  Остеопата академия развития ребенка

«В Конституции общенародная ответственность за Родину перед нынешними и будущими поколениями провозглашается как фундаментальный принцип российской государственности. Именно в гражданской ответственности, в патриотизме вижу консолидирующую базу нашей политики.

В мире XXI века на фоне новой расстановки экономических, цивилизационных, военных сил Россия должна быть суверенной и влиятельной страной. Мы должны не просто уверенно развиваться, но и сохранить свою национальную и духовную идентичность, не растерять себя как нация. Быть и оставаться Россией.

На улицах наших городов и посёлков мы видим сегодня результаты того, что происходило в государстве, в обществе, в школе, в СМИ, да и в наших головах в последние, в предыдущие 15–20 лет. Это и понятно. Тогда были отброшены все идеологические штампы прежней эпохи. Но, к сожалению, тогда же были утрачены и многие нравственные ориентиры.

Сегодня российское обществоиспытывает явный дефицит духовных скреп: милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи – дефицит того, что всегда, во все времена исторические делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились.

Сегодня российское обществоиспытывает явный дефицит духовных скреп: милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи – дефицит того, что всегда, во все времена исторические делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились.

Мы должны всецело поддержать институты, которые являются носителями традиционных ценностей, исторически доказали свою способность передавать их из поколения в поколение. Закон может защищать нравственность, и должен это делать, но нельзя законом установить нравственность. Мы должны действовать не путём запретов и ограничений, а укреплять прочную духовно-нравственную основу общества. Именно поэтому определяющее значение приобретают вопросы общего образования, культуры, молодёжной политики.

Эти сферы – это не набор услуг, а прежде всего пространство для формирования нравственного гармоничного человека, ответственного гражданина России». (Послание президента В. В. Путина Федеральному Собранию 2012г. «О духовно-нравственном и военно-патриотическом воспитании детей и молодежи»).

Наступающий 2014 год объявлен в России Годом культуры. Он призван стать годом истинного просветительства, обращения к нашим культурным корням, к вопросам патриотизма, нравственности и морали.

Мы знаем всеохватывающую, объединяющую роль культуры, истории, русского языка для нашего многонационального народа и с учётом этого должны выстраивать государственную политику, в том числе в сфере образования.

Сегодня во многих странах пересматриваются нормы морали и нравственности, стираются национальные традиции и различия наций и культур. И мы знаем, что в мире всё больше людей, поддерживающих нашу позицию по защите традиционных ценностей, которые тысячелетиями составляли духовную, нравственную основу цивилизации,каждого народа: ценностей традиционной семьи, подлинной человеческой жизни, в том числе и жизни религиозной, жизни не только материальной, но и духовной, ценностей гуманизма и разнообразия мира.

Конечно, это — консервативная позиция. Но, говоря словами Николая Бердяева, смысл консерватизма не в том, что он препятствует движению вперёд и вверх, а в том, что он препятствует движению назад и вниз, к хаотической тьме, возврату к первобытному состоянию. (Послание президента В. В. Путина Федеральному Собранию 2013г. «О духовно-нравственном и военно-патриотическом воспитании детей и молодежи»)

Опора на национальную культуру, исторические корни и традиции помогут россиянам встать, как и раньше крепкой, дружной нацией. Именно нравственно-патриотическое воспитание в народных традициях подрастающего поколения является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.

Фольклор, древние пласты культуры, традиции в целом, это как неисчерпаемый источник воспитания и развития в ребенке нравственных качеств, положительных моральных приоритетов, патриотизма и гордости за свою страну, национальность. Это связано с глубокой духовностью и мудростью народного творчества. Содержание фольклора отражает жизнь русского народа, его опыт и мудрость, просеянные через сито веков, духовный мир, мысли, чувства, наших предков. Русский танец, русская песня, русская музыка, должны стать частичкой жизни ребёнка.

«Давайте детям больше и больше содержания общего, человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления», — писал В. Г. Белинский.

В дошкольном возрасте весь мир ребенка окрашен в яркие эмоции, которые помогают понимать ему других людей, переживать и давать понять взрослым о своем эмоциональном состоянии. Произведения устного народного творчества легки для восприятия, эмоциональны, веселы, образны и несут много знаний об окружающем мире. Фольклорные праздники и развлечения полны играми, песнями и хороводами, что очень близко детям дошкольного возраста.

Эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста тесно связано с развитием его нравственных представлений и чувств. К 4-5 годам ребенок уже может управлять выражением своих чувств, облекать их в культурно принятую форму. Особенности эмоционально-нравственного развития детей дошкольного возраста обуславливают использование элементов фольклора в воспитании и образовании детей.Поэтому актуальна в наши дни тема: «Нравственное воспитание дошкольников путем использования элементов народной культуры в воспитательно – образовательном процессе».

Цель работы: Обобщение опыта работы по формированию общей культуры, развитию нравственных качеств личности детей дошкольного возраста на основе национальных традиций.

Задачи работы:

— показать теоретическое обоснование формирования общей культуры и развития нравственных качеств личности детей в дошкольном возрасте на основе национальных традиций;

— раскрыть организацию духовно-нравственного воспитания в рамках образовательного пространства детского сада;

— познакомить с формами, методами и приемами ознакомления с элементами народной культуры, воспитания нравственных качеств у детей дошкольного возраста;

— познакомить с формами работы с родителями детей дошкольного возраста.

Источник