Кудрявцева физическая культура и развитие здоровья ребенка
Физическая культура и развитие здоровья ребенка. Психолого-педагогические основы (отрывки из новой публикации).
30 июня – 2 июля 2003 г. в республике Саха (Якутия) на базе Чурапчинского государственного института физической культуры и спорта состоялась II Всероссийская научно-практическая конференция «Физическое воспитание детей и молодежи в XXI веке: инновационные технологии в воспитании и обучении нравственно и физически развитой личности». Одним из эпицентров дискуссий на конференции стало обсуждение вопросов стратегии построения системы непрерывного развивающего образования – от дошкольной до вузовской ступени. К этому событию автор специально подготовил брошюру, посвященную данной тематике, которая была издана небольшим тиражом (Кудрявцев В.Т. Физическая культура и развитие здоровья ребенка. Психолого-педагогические основы. Чурапча: Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта; Москва: АНО «Центр развивающего образования Владимира Кудрявцева», 2003). В ней дается общая характеристика моделей приобщения детей физической культуре и организации оздоровительной работы в рамках развивающего дошкольного образования. Развитие здоровья рассматривается как один из ключевых приоритетов многоступенчатой системы образования, ориентированной на личностный рост воспитанников и учащихся, а также взрослых – педагогов и родителей. Разработанный автором на этой основе проект «Развивающая педагогика оздоровления» широко апробируется и внедряется в образовательном пространстве России.
Переработанный текст брошюры подготовлен к публикации в виде серии статей для журнала «Дошкольное воспитание», которая будет начата с № 1 за 2004 г.
Летняя конференция в Чурапче и осенняя конференция «Развивающая педагогика оздоровления: опыт и перспективы», проведенная в Москве (см. страничку «Новости») – взаимосвязанные события. Этим продиктована целесообразность размещения фрагментов текста на нашем сайте.
Справка. Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта открыт в 1999 г. по Указу Президента Республики Саха (Якутия).
Основателем и первым ректором единственного в России вуза, открытого в сельской местности, является М.Д.Гуляев, доктор педагогических наук, академик Международной Академии туризма, Почетный работник общего образования РФ, Заслуженный работник физической культуры Республики Саха (Якутия), ныне Председатель Госкомспорта РС (Я)
В настоящее время на очном и заочном отделениях ЧГИФиС обучаются более 500 студентов из 30 улусов (районов) и 5 городов республики.
Подготовка бакалавров ведется на кафедрах:
- теоретико-методологических основ физической культуры и спорта
- теории и методики национальных видов спорта
- теории и методики национальных спортивных единоборств
- естественных дисциплин
- гуманитарных и социально-экономических дисциплин.
Кроме того, на базе Института организован ряд спортивных отделений: вольной борьбы, легкой атлетики, северного многоборья, спортивных игр и др.
Институт поддерживает связи с ведущими российскими специалистами по проблемам физической культуры и спорта, этнопедагогики: действительным членом РАО Г.Н.Волковым, профессорами С.Д.Неверковичем, Ж.К.Холодовым, В.Т.Кудрявцевым, Е.А.Земсковым, Б.А.Поливаевым (Москва), В.И.Прокопенко (Екатеринбург), Л.Г.Харитоновой, С.В.Барбашевым (Омск), А.И.Завяьловым (Красноярск) и др.
Источник
Приобщение детей к физической культуре
Развивающие формы оздоровительной работы.
Пособие адресовано воспитателям дошкольных учреждений разного типа, а также оно может быть использовано родителями в условиях семейного воспитания. С одной стороны, роль движений в целостном психологическом развитии ребёнка является очевидной и общепризнанной и поэтому не требует какого-то особого внимания. А с другой стороны, двигательная активность, различные формы её целенаправленной организации занимают более чем скромное место в жизни современного ребёнка — дошкольника. Они вынесены на периферию образовательного процесса. То же можно сказать и об оздоровительной работе.
Всё это ведёт к росту детской заболеваемости, не уменьшающему, даже, несмотря на принятие различных профилактических мер. Для получения устойчивого развивающего и оздоровительного эффекта мало лишь увеличить удельный вес движений в жизни ребёнка, хотя на фоне прогрессирующей гиподинамии, присущей современным детям, и это не лишено смысла. К успеху не приведёт и расширение диапазона оздоровительных процедур. Всё зависит от того, как двигаться и как оздоравливать.
В.Т.Кудрявцев считает, что необходим кординальный пересмотр существующих методов физического воспитания детей в дошкольных учреждениях, в школах, во внеобразовательных областях их жизни. Приступая к разработке своей программы, авторы стремились преодолеть ведомственный (узкопедагогический и узкомедицинский) подход к решению проблем физического воспитания дошкольников. В итоге альтернативой ему стал комплексный, междисциплинарный подход, который опирается на исследования, проведённые в области целого ряда дисциплин: психологии, педагогики, физиологии, медицины.
В программе Кудрявцева В.Т. нашли продолжение и развитие идеи различных представителей этих дисциплин – физиологов А.А.Ухтомского и Н.А.Бернштейна, психологов А.В.Запорожца и В.П.Зинченко, педагога П.С.Лесгафта, философа Э.В.Ильенкова, педиатра и педагога Ю.Ф.Змановского и др.
Содержание оздоровительной работы в книге распределено по возрастным группам ( средняя, старшая, подготовительная гр.) и включает следующие пункты:
Краткая характеристика физического и психического развития воспитанников
Приобщение к физической культуре
Упражнения и задания на развитие основных движений
Упражнения и задания на принятие и сохранение позы
Упражнения и задания на развитие мелких мышц руки
Упражнения на развитие мелких мышц лица и мимики
Упражнения для разных групп мышц
Катание на санках
Скольжение
Ходьба на лыжах
Катание на велосипеде
Подготовка к плаванию
Музыкально – ритмические упражнения
Подвижные игры
Игры – аттракционы для праздников
Развивающие формы оздоровительной работы (закаливание, дыхательные и звуковые упражнения, упражнения для формирования и коррекции осанки, упражнения для профилактики плоскостопия, психогимнастика)
В старшей группе к этому добавляются ещё:
- Силовые упражнения, элементы споривных игр для мальчиков (отжимы, ходьба на руках в паре, перекатывание вперёд-назад, ползание на животе, спине, ягодицах с помощью рук), баскетбол, футбол, хоккей.
- Художественно-спортивные упражнения для девочек (худ.гимнастика, танцевальные упражнения, акробатические упражнения)
В подготовительной группе:
- Катание на роликовых коньках
- Волейбол
- Бадминтон
- Настольный теннис
- Городки
Направление №1:
«ПРИОБЩЕНИЕ К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ»
В книге предлагаются варианты заданий, упражнений и игр, направленных, именно, на приобщение дошкольников к физической культуре.
Разучивание основных движений проходит в игровой форме под чтение стихов воспитателем, например, в прыжках через препятствие воспитатель читает:
«Что за чудо, что за диво!
Кто же это мне помог
Весело, легко, красиво
Совершить такой прыжок?
«Прыжки с высоты»:
Словно Маугли из книжки,
Вам, девчонки и мальчишки,
Покажу я свой прыжок.
Раз-два-три-четыре…
Скок!
«Метание в цель»
Я не просто удалец,
Ловкий, меткий я стрелец.
В цель, конечно, попаду,
Со своей рукой – в ладу.
- Комплексы физических упражнений предлагаются в форме тематического спектакля на тему: «Игрушки», «Обезьянки», «Снегурочка», «Поздняя осень», «Мишка»,
- В разделе: «Развивающие упражнения под музыку» предлагается музыкальный репертуар
- Много игр – аттракционов, считалок для подвижных игр, игр разных народов, русские народные игры.
Направление №2:
«РАЗВИВАЮЩИЕ ФОРМЫ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ»
Содержание и формы работы:
- Закаливание. Общие условия закаливания детей (закаливающие процедуры, крнтрастные ванночки для рук и ног, солевые дорожки, закаливание носоглотки, полоскание рта и горла)
- Комплексы оздоровительных упражнений для горла.
- Профилактические упражнения для верхних дыхательных путей.
- Дыхательные и звуковые упражнения (упражнения для артикуляции).
- Комплексы дыхательной гимнастики
- Точечный массаж (общая хар-ка биологически активных зон кожи)
- Формирование и коррекция осанки. Профилактика нарушения осанки (комплексы)
- Профилактика плоскостопия. Причины плоскостопия и пути его профилактики. Комплексы.
Раздел программы: «Организация двигательно – оздоровительных моментов на нефизкультурных занятиях дошкольников в группе».
Большое внимание уделено:
- пальчиковой гимнастике
- развитию мимики и артикуляции
- элементам психогимнастики на занятиях
- физкультминуткам на различных занятиях
- двигательно – оздоровительным моментам в перерывах между занятиями
- игровым зарядкам для коррекции эмоциональной сферы
- методике мышечной релаксации
Последний раздел программы – это:
«Принципы организации оздоровительно-развивающей работы с ослабленными детьми».
Он включает:
- формирование у детей навыков рационального дыхания и правильной осанки
- использование системы эффективного закалдивания
- организация оздоровительного режима с учётом состояния здоровья ослабленного ребёнка.
- обеспечение полноценного лечебного питания
- применение психогигиенических и психопрофилактических методов и средств.
Источник
Журнал ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ 01/2004
В Министерстве образования Российской Федерации • О православном дошкольном воспитании в России В Министерстве образования Российской Федерации Алексеева А. О православном дошкольном воспитании в России 1 2004 • О предоставлении государственными и муниципальными образовательными учреждениями религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ В Министерстве образования Российской Федерации Филиппов В. О предоставлении государственными и муниципальными образовательными учреждениями религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ 1 2004 |
Вопросы теории • Физическая культура и развитие здоровья ребенка Вопросы теории Кудрявцев В. Физическая культура и развитие здоровья ребенка 1 2004 |
Воспитание и обучение • Азбука мира Воспитание и обучение Ашиков В. Азбука мира 1 2004 • Ангел мой надо мной Воспитание и обучение Рогаткина Т. Ангел мой надо мной 1 2004 • Знакомим с окружающим миром Воспитание и обучение Згурская Л. Знакомим с окружающим миром 1 2004 • Как продиагностировать физическую подготовленность дошкольника Воспитание и обучение Прищепа С., Попкова Н., Коняхина Т. Как продиагностировать физическую подготовленность дошкольника 1 2004 • Организация самостоятельной двигательной деятельности детей Воспитание и обучение Демидова Е. Организация самостоятельной двигательной деятельности детей 1 2004 • Рождество. Святки Воспитание и обучение Шулика Е., Перепетайло. Н. Рождество. Святки 1 2004 • Физкультурно-оздоровительная и профилактическая работа в ДОУ Воспитание и обучение Федоровская О. Физкультурно-оздоровительная и профилактическая работа в ДОУ 1 2004 • Физкультурно-спортивные праздники в детском саду Воспитание и обучение Бочарова Н. Физкультурно-спортивные праздники в детском саду 1 2004 |
Воспитателю для работы с семьей • Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями Воспитателю для работы с семьей Доронова Т. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями 1 2004 • Движение и здоровье Воспитателю для работы с семьей Видра Д. Движение и здоровье 1 2004 • Знакомьтесь: город Северск Томской области Воспитателю для работы с семьей Знакомьтесь: город Северск Томской области 1 2004 |
Литература — детям • Загадки зимнего двора Литература — детям Синявский П. Загадки зимнего двора 1 2004 • Программа воспитания, обучения и развития в детском саду. Литературная страница Литература — детям Программа воспитания, обучения и развития в детском саду. Литературная страница 1 2004 |
Мамина школа • Второй год жизни Мамина школа Павлова Л. Второй год жизни 1 2004 |
Музейная педагогика • «Нянин «»Концерт-фантазия»»на английском, итальянском и русском языках» «Музейная педагогика Зиман Л. «»Нянин «»»»Концерт-фантазия»»»»на английском, итальянском и русском языках»» 1 2004 « • Первое знакомство с Третьяковкой Музейная педагогика Мацкевич М. Первое знакомство с Третьяковкой 1 2004 |
Наглядные пособия — своими руками • Создаем развивающую среду сами Наглядные пособия — своими руками Воскресенская В. Создаем развивающую среду сами 1 2004 |
Нам пишут • Великолепная семерка Нам пишут Лецинская И. Великолепная семерка 1 2004 • Лицей воспитания Нам пишут Самойлов Ю. Лицей воспитания 1 2004 |
Наука — практике • Английский язык в детском саду Наука — практике Вронская И. Английский язык в детском саду 1 2004 |
Наши консультации • Юридическая консультация Наши консультации Соколова В. Юридическая консультация 1 2004 |
Профессия — педагог • Организация здоровьесберегающего пространства Профессия — педагог Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства 1 2004 |
Ребенок приходит в мир • Давайте знакомиться вновь Ребенок приходит в мир Теплюк С. Давайте знакомиться вновь 1 2004 |
Источник
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области основная общеобразовательная школа № 20
города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск
структурное подразделение «Детский сад «Гномик»
ЗАВЕРЯЮ:
Зав. ГБОУ ООШ № 20
г. Новокуйбышевска
структурного подразделения
«Детского сада «Гномик»
________________ Бурнаева Н.Н.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
«Физическая культура и развитие здоровья ребенка»
Подготовила: инструктор
по физической культуре
ГБОУ ООШ № 20
г. Новокуйбышевска
структурное подразделение
«Детский сад «Гномик»
Аисова Н.Х.
г. Новокуйбышевск
Физическая культура и развитие здоровья ребенка
Идея развития здоровья через приобщение к тем исторически сложившимся (складывающимся) формам физической культуры человечества, которые способствуют не только «физическому», но прежде всего личностному росту человека и – только на этой основе – его движению к спортивным достижениям, в том числе высшего уровня. Слово «Культура» написано с заглавной буквы не ради оригинальности. Имеется в виду не та «физкультура», которую преподают в учебных заведениях по традиционным программам, а развитая культура отношения человека к себе и своим телесно-психическим возможностям. Пусть в настоящий спорт лежит только через нее, а не через «моторный тренаж», какую бы форму он ни принимал. Это позволяет замкнуть цепочку: развитие здоровья – развивающие формы физической культуры (которая постепенно перерастает в «базисную культуру личности») – спорт высоких достижений (включая достижения личностного роста). Но чтобы цепочка эффективно заработала, необходимы более радикальные и масштабные меры. Позитивные сдвиги в этом направлении уже наметились. Достаточно перечислить ряд документов, подготовленных только за последнее время: рекомендации Государственного Совета РФ «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян» (от 30.01.02), соответствующие поручения Президента РФ (от 18.02.02, № Пр-279) и Председателя Правительства РФ (от 21.02.02, № МК-П*-02655), приказ Минобразования России, Минздрава России, Госкомспорта России, Российской академии образования «О совершенствовании процесса физического воспитания в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации» (от 16.07.02, № 2715/227/199/19).
Однако обращает на себя внимание следующий факт: двигательная активность, различные формы ее целенаправленной организации, оздоровительная работа в действительности занимают более чем скромное место в жизни современного ребенка – дошкольника и школьника. Они остаются вынесенными на периферию образовательного процесса.
Все это ведет к утрате ускоренных в сфере движений потенциальных источников развития ребенка (а они ведь имеют непреходящее значение!), росту детской заболеваемости, не спадающему даже благодаря принятию различных профилактических мер. Для получения устойчивого развивающего и оздоровительного эффекта мало увеличить удельный вес движений в жизни ребенка, хотя на фоне прогрессирующей гиподинамии современных детей это, безусловно, необходимый шаг. К нему автоматически не приведет и само по себе расширение диапазона оздоровительных процедур. Все зависит от того, как двигаться и как оздоравливать. Понятно, что, например, перспектива увеличения объема двигательной активности воспитанников детского сада в организованных формах оздоровительно-воспитательной работы до 6-8 часов в неделю (см. упомянутый Приказ Минобразования, Минздрава, Госкомспорта и РАО) будет полноценно реализована лишь при условии содержательного наполнения самого этого «объема», самих этих форм.
При обучении дошкольников (и младших школьников), например, рисованию, обычно в фокусе внимания оказывается детская рука, согласующаяся с изобразительным образцом (неважно – демонстрирует ли его педагог, или ребенок сам ориентируется на него по памяти). Так или иначе, но именно действующая рука ребенка становится главным предметом работы педагога. В отличие от этого, в построении и воплощении художественного образа, с нашей точки зрения, должно участвовать все тело ребенка. При этом осмысленное телесное движение является самоценным моментом изобразительной деятельности. Это отчасти расходится с традиционным пониманием природы продуктивной деятельности как деятельности, направленной на получение «конечного результата».
На начальных этапах развивающего обучения рисованию (и лепке) особое внимание мы уделяем развитию у ребенка способности эмоционально переживать свое продуктивное действие, состояние выполняющего его органа (органов) и одновременно выражать через действие строй собственных переживаний и чувств. Дети учатся «слушать» свои руки, все тело в моменты творения и претворения образа. Для этого используются специальные методики «вхождения» в целостное психосоматическое состояние. Тело в эти моменты достаточно подвижно: дети принимают разнообразные позы, иногда «пританцовывают», живой характер носит их мимика. Большую роль тут играют кинестетические (исходящие от движущихся органов) ощущения. Дети помогают себе рисовать не только движением, но и голосом (им предлагается голосом, в том числе и музыкально, «озвучивать» рисунок).
В образовательно-оздоровительной программе определены два направления педагогического процесса:
1) приобщение к физической культуре (развитие культуры движений) на специальных занятиях
2) развивающие (личностно развивающие) формы оздоровительной работы
В соответствии с этим сгруппирован и материал настоящих публикаций. Идеи развивающего образования последовательно реализуются во всех рубрика Программы. Перечислим эти рубрики по вышеуказанным направлениям:
1) упражнения и задания на развитие основных движений, мелких мышц руки и лица, мимики. Упражнения для разных групп мышц. На принятие и сохранение позы, музыкально-ритмические упражнения, подвижные игры, игры-аттракционы для праздников, подготовка к плаванию, а также (начиная со старшей группы) силовые упражнения, элементы спортивных игр для мальчиков, художественно-спортивные упражнения для девочек, спортивные упражнения и игры для детей обоих полов;
2) закаливание, дыхательные и звуковые упражнения, упражнения для формирования и коррекции осанки, для профилактики плоскостопия, психогимнастика.
Развивающая двигательно-игровая деятельность, содержание и формы которой отражены в Программе. Носят ярко выраженный творческий характер. Отсюда общая цель работы по нашим программно-методическим материалам: формирование двигательной сферы и создание психолого-педагогических условий развития здоровья детей на основе их творческой активности. Именно на этой основе у детей может культивироваться осмысленное отношение к собственному телу, его состоянию и возможностям. Достижение поставленной цели обеспечивают специальные технологии образовательно-оздоровительной работы.
Эффект образовательно-оздоровительной работы усматривается нами в воспитании у ребенка общей способности осмысленно регулировать эти связи через особые формы двигательно-игровой деятельности – конечно, на доступном дошкольнику уровне. А это предполагает выработку у него отношение к собственному духовно-телесной организации как зеркало, точнее – как к своеобразной «голограмме» Мира. Эту «голограмму» ребенку помогает строить его воображение, неразрывно связанная со сферой эмоций, выразительных движений, экспрессивных действий. Воздействуя на него в игре (в плане воображения), ребенок сможет реально гармонизировать свое отношение к действительности (в самом широком смысле слова). Как показали наши экспериментальные, поисковые исследования подобные взаимодействия благоприятно сказываются на психофизиологическом развитии ребенка, способствует поддержанию его психосоматического благополучия, заметному снижению уровня заболеваемости и др.
Литература: Дошкольное воспитание № 1. 2004г.,стр. 80
Источник