Кудрявцев воображение ребенка природа и развитие

Кудрявцев воображение ребенка природа и развитие thumbnail

ЛАБОРАТОРИЯ

1. «Соответствия»

Возраст: 4—5 лет

Цель: оценка способности к выходу за
рамки обыденных связей в ходе поиска
реалистического решения.
Материал: набор карточек с изображением
рыбки, мышки, птички, человечка, воды, дерева,
дома, мышиной норки (рис. 1).
Инструкция к проведению. Перед ребенком
на столе раскладываются по вертикали в случайном
порядке два ряда карточек с различными
изображениями:

1-й ряд —
изображения рыбки, мышки, птички и человечка;
2-й ряд — изображения воды, дерева, домика,
мышиной норки. Ребенка спрашивают, кто и что
нарисовано на карточках. После того как он
ответил, его просят показать, кто где может жить:
где может жить рыбка, птичка и др. Если ребенок
указывает на соответствующую карточку (вода,
дерево и др.), ему задается следующий вопрос: «А
еще где может жить?», позволяющий расширить
область возможного ответа. В случае установления
косвенного соответствия (например, «человечек —
норка»), ребенку предлагается обосновать причину
такого решения («Почему ты так решил?»).
Обработка данных. В ходе обследования
оценивается характер соответствий между
изображениями 1-го и 2-го рядов, которые
устанавливает ребенок. Обработка данных
осуществляется по следующей системе:
* Каждое прямое соответствие типа «птичка —
дерево», «человечек — дом» и т.п. оценивается
1 баллом.
* Каждое косвенное соответствие типа «птичка —
дом» (если птичка живет в клетке), «человечек —
вода» (если человечек живет в подводной лодке),
«человечек — норка» (если человечек — гномик),
«рыбка — дом» (если рыбка живет в аквариуме) и др.
оценивается 2 баллами.
В итоге набранные баллы суммируются.
В протокол заносятся различные варианты
соответствия изображений. Приведем варианты
соответствий для порядка раскладывания
картинок, представленного на рис. 2.
Варианты прямого соответствия изображений: 1—1;
2—4; 3—2; 4—3. Возможные варианты косвенного
соответствия изображений: 1—3; 2—4; 3—1,3; 4—1,4.
Наряду с этим в протоколе фиксируется характер
обоснования ребенком косвенных соответствий —
степень их глубины и развернутости.

2. «Странная картинка»

Возраст: 5—6 лет

Цель: выявление уровня развития
способности к преобразованию исходной
целостности путем разрешения противоречия
(умение видеть целое раньше частей).
Материал: картинка с изображением
человечка, солнца, луны и звезд , карандаш.

Инструкция к проведению. Ребенку
предъявляется картинка с изображением
человечка, над головой которого одновременно
сияет солнце и светит луна со звездами (солнце и
луна со звездами отделены друг от друга
некоторым расстоянием). Психолог говорит
ребенку: «Посмотри внимательно на эту картинку и
скажи: что здесь нарисовано?» После того как
ребенок ответил, ему задается другой вопрос: «Как
ты думаешь, правильно ли нарисована эта картинка,
или же художник что-то напутал? Так может быть?»
Если ребенок считает картинку «неправильной», то
психолог предлагает ему объяснить и показать,
как сделать ее «правильной». (Использование
карандаша не является обязательным, если сам
ребенок не обращается к нему.)
Обработка данных. В ходе обследования
фиксируются особенности подхода ребенка к
содержащемуся в задании противоречию. Решения
оцениваются по четырехбалльной системе:
* Ребенок считает картинку правильной, игнорируя
имеющееся в ней противоречие, — О баллов.
* Ребенок видит противоречие, но не знает, как его
устранить и тем самым исправить картинку, — 1
балл.
* Ребенок замечает противоречие и пытается его
избежать путем разрушения целостного
изображения, разделения одной картинки на две.
При этом он предлагает разделить линией
человечка и «небесные тела» или разбить
изображение на два сектора, в одном из которых
окажется человечек и солнце, а в другом — луна со
звездами (и наоборот). Возможен более простой
вариант ответа: стереть (зачеркнуть) либо солнце,
либо луну со звездами —
2 балла.
* Ребенок предлагает переделать рисунок так,
чтобы одни элементы изображения остались
прежними, а другие были превращены в нечто
принципиально иное, например: из звезд сделать
птичек, из луны — мячик; солнце — оставить; луну
— оставить, а из солнца сделать фонарь — 3 балла.
* Ребенок творчески преобразует целостное
изображение. Он предлагает вписать «небесные
тела» в рамки или овалы, «тогда это будут
картинки, которые могут висеть на стене комнаты,
где живет человечек». Таким же способом, по
мнению ребенка, можно превратить солнце в
«картинку на стене», а луну со звездами — в «вид
из окна». То есть ребенком создается целостный
контекст ситуации — «комната». Возможен и другой
вариант: дорисовать шарик, на котором будет
изображена луна со звездами, а человечек будет с
ним гулять под солнцем — 4 балла.
Примечание. Некоторые дети могут считать
картинку «правильной», ссылаясь на то, что они
видели, как солнце и луна одновременно находятся
на небосклоне. В этом случае следует обратить
внимание ребенка на то, что расстояние между ними
на картинке слишком маленькое (т.е. оно не
эквивалентно наблюдаемому в действительности).

3. «Сказка про чернильницу»
(модификация методики А.В. Запорожца)

Возраст: 5—6 лет

Цель: оценка способности к переносу
специфических свойств знакомого предмета в
новую (сказочную) ситуацию.

Инструкция
к проведению.
Психолог рассказывает ребенку
сказку: «В одной деревне жил старенький доктор.
Все его очень любили, так как он был добрый и
хорошо лечил больных. Как-то летом крестьяне ушли
работать в поле. Вдруг прибегает человек из
соседней деревни и зовет доктора к маленькому
мальчику, который сильно заболел. Доктор быстро
собрался в дорогу, но не знал, как ему поступить
со своим домиком: дверь у него не запиралась, в
деревне никого не оставалось, а у него не было
даже собаки, которая могла бы посторожить дом.
Тогда доктор попросил посторожить дом большую
чернильницу, что жила у него на столе. Удивилась
чернильница. Говорит: «Не мое это дело — дом
сторожить». Но ничего ей не оставалось, как
подчиниться хозяину.
Вот доктор и пошел к больному мальчику. В это
время злой разбойник, который прятался в лесу,
подкрался к дому и захотел похитить все вещи
старенького доктора. А тут чернильница как
выскочит, да как залает на разбойника. Тот
испугался и убежал».
Рассказав сказку, психолог задает ребенку
вопрос: «Может ли так быть? Может ли чернильница
лаять?» Если ребенок отвечает на этот вопрос
отрицательно, то ему задается другой: «Ну, хорошо,
это на самом деле чернильница лаять не может, а в
сказке — может?»
В случае получения утвердительного ответа
психолог говорит: «Действительно, в сказке
возможно все. А если так, то как еще чернильница
может прогнать злого разбойника и спасти домик
доброго доктора? Попробуй придумать для нашей
сказки новую концовку».

Читайте также:  Изучение тенденции развития аномального ребенка

Обработка данных. В ходе обследования
фиксируются типы ответов, оцениваемые по
четырехбалльной системе.

1 балл. Данный тип ответов включает в себя два
подтипа.
А. Чернильница не только не может залаять и
прогнать разбойника, но и вообще сделать что-либо
для спасения дома — для этого нужна собака или
сторож. Дети могут настаивать на этом даже тогда,
когда психолог специально обращает их внимание
на то, что чернильница является сказочной.
Б. Ребенок считает, что чернильница может залаять
и прогнать разбойника, потому что «в сказке можно
все». Руководствуясь тем же, дети иногда говорят,
что чернильница может покусать разбойника,
поцарапать его и т.д.
2 балла. С точки зрения ребенка, чернильница лаять
не может. Однако в ней может сидеть какое-либо
живое существо (например, маленький человечек,
гномик), которое выскочит оттуда, напугает и
прогонит разбойника.
3 балла. Ребенок творчески переносит свойство
известного ему предмета в новую ситуацию. По его
мнению, чернильница лаять не может, она должна
облить разбойника чернилами, и тогда тот
испугается и убежит.
4 балла. Высшая форма творческого решения задачи
— «развитие» ситуации на основе перенесенного
свойства: пусть чернильница разольет чернила по
полу, разбойник испачкает ноги, оставит след, а по
следам его потом будет легко найти; пусть она
нарисует чернилами собаку (черта, череп и кости и
др.), которая покусает (напугает) грабителя, или
напишет письмо доктору, чтобы он скорей
возвращался, и т.п.

Примечания:
а) Некоторые современные дети могут не знать, что
такое чернильница, хотя большинство из них знает,
что такое чернила. В данном случае ребенку нужно
объяснить, что чернильница — это баночка для
хранения чернил.
б) Там, где ребенок «зацикливается» на решениях
1-го уровня (подтип Б), психологу целесообразно
задать вопрос: «А как еще чернильница может
прогнать разбойника, если не лаять, не рычать, не
прыгать, не кусаться?»

4. «Как спасти зайку»

Возраст: 4—5 лет

Цель: Оценка способности к
превращению задачи на выбор в задачу на
преобразование в условиях переноса свойств
знакомого предмета в новую ситуацию.
Материал: игрушечные фигурка зайчика,
блюдце, ведерко; деревянная палочка, сдутый
воздушный шарик, лист бумаги.
Инструкция к проведению. Перед ребенком
на столе располагают фигурку зайчика, блюдце,
ведерко, палочку, сдутый воздушный шарик и лист
бумаги. Психолог, беря в руки зайчика, обращается
к ребенку: «Познакомься с этим зайчиком. Однажды
с ним приключилась такая история. Решил зайчик
поплавать на кораблике по морю и уплыл
далеко-далеко от берега. А тут вдруг начался
шторм, появились огромные волны, и стал зайка
тонуть. Помочь зайке можем только мы с тобой. У
нас для этого есть несколько предметов (психолог
обращает внимание ребенка на предметы,
разложенные на столе). Что бы ты выбрал, чтобы
спасти зайку?» После того как ребенок выбирает
тот или иной предмет, психолог просит его
обосновать свой выбор.
Обработка данных. В ходе обследования
фиксируется характер ответов ребенка и их
обоснование. Данные оцениваются по трехбалльной
системе. Выделяются следующие типы решений.
Первый тип. Ребенок предлагает использовать для
спасения зайки тарелочку и (или) ведерко, в
которые его можно посадить и удержать на плаву (в
аналогичной функции — как полый предмет — может
быть использован и сдутый воздушный шарик).
Другие варианты: взять палочку и подцепить зайку,
вычерпать ведерком море и т.д. Не выходя за рамки
простого выбора, ребенок пытается использовать
предметы в готовом виде, механически перенести
их свойства в новую ситуацию. Оценка — 1 балл.
Второй тип. Решение с элементом простейшего
символизма, когда ребенок предлагает выбрать
палочку, условно превратив ее в бревно, на
которое предполагается посадить зайку. В этом
случае ребенок вновь не выходит за рамки
ситуации выбора. Оценка — 2 балла.
Третий тип. Для спасения зайки предлагается
использовать сдутый воздушный шарик или лист
бумаги. Для этой цели шарик нужно надуть («Зайка
на шарике может улететь») или сделать из листа
бумажный кораблик («Пусть плывет на кораблике»).
У детей, выдвигающих подобные решения, имеет
место установка на преобразование наличного
предметного материала. Исходная задача на выбор
превращается в задачу на преобразование, что
свидетельствует об инициативном подходе к ней
ребенка. Оценка — 3 балла.

Владимир КУДРЯВЦЕВ,
доктор психологических наук

Продолжение следует

Источник

Кудрявцев воображение ребенка природа и развитие

Вышел в свет специальный выпуск Журнала практического психолога к юбилею В.Т.Кудрявцева (№ 1 за 2016 г.). Тема — «Воображение — дар дошкольного детства».

СОДЕРЖАНИЕ

Мотив «отсечения лишнего» (вместо предисловия)

Культура, творчество, воображение

Творчество – язык культуры: как им овладевают дети
«Третий глаз» культуры
Игра и развитие воображения ребенка с позиций культурно-исторической психологии

Воображение ребенка-дошкольника: опыт логико-психологического анализа

Как растопить печку силой фантазии (о воображении детей и взрослых)
Еще раз о смысловой природе воображения
Произвол, штампы сознания и воображение
О «символических собаках» и производительном воображении

Развитие воображения в дошкольном образовании

«Тропинки» развития воображения
Образы-перевертыши в развитии детского познания
Развитие воображения в оздоровительной работе с детьми
«Камень, который призрели строители»
Воображение на пороге ученичества: своеобразие и функции

О творчестве и воображении – без галстука, без рифмы и с рифмой

Посвящается
Эвальду Васильевичу Ильенкову
и его жене – Ольге Исмаиловне Салимовой,
всем любимым, любящим и воображающим

МОТИВ «ОТСЕЧЕНИЯ ЛИШНЕГО»
(вместо предисловия)
]

Как и 5 лет назад (см.: Журнал практического психолога. 2011. № 1), начну с благодарности моему другу Александру Георгиевичу Лидерсу, по инициативе которого был подготовлен этот «сольный» номер журнала. Поблагодарить его еще можно и нужно за долготерпение – предложение сделать его он высказал те же 5 лет назад, вдобавок к тому, что было сделано в формате «Журнала практического психолога», предоставив для этого страницы журнала «Психолог в детском саду». Журнал, отмечающий в этом году свое 20-летие, — мне не чужой. Публиковался в нем не раз, вместе с Александром Георгиевичем мы еще в прошлом веке даже собрали номер к юбилею легендарного, созданного А.В. Запорожцем, Института дошкольного воспитания, несколько раз менявшего имя и ставшего к тому моменту Институтом дошкольного образования и семейного воспитания РАО, в котором я тогда работал директором (сейчас это — Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО) … Но, как часто бывает, для «своего» откладываешь на последний момент. Вот и откладывалось целое пятилетие.

Читайте также:  Теоретические основы развития речи и ее роль в развитии ребенка

Оправдание – только одно. Совсем недавно пришла идея собрать работы по теме, которой я занимаюсь 30 лет – по теме воображения, условно отвлекшись от всего того, что написано мной, в том числе, в монографическом формате о природе и развитии человеческой креативности. Грубо говоря, отделив фундамент от остального здания.

Кто создал все, тот сотворил и части —
И после выбрал лучшую из них,
Чтоб здесь явить нам чудо дел своих,
Достойное его высокой власти..
.

В этих четырех строчках Микеланджело – вся суть «работы воображения». И взрослого, и детского.

Титан «берет глыбу мрамора и отсекает от нее все лишнее». А что лишнее? То, что заточает в камне ангела: «Я видел ангела в куске мрамора и вырезал, пока не освободил его».

Великое творчество – это смерть и рождение глыбы. Камень – агрегатное состояние хаоса. «Замороженная» энтропия. В том, что осталось от каменной глыбы, избавленной от избытков неприкаянной материи, торжествует свою победу над законсервированным хаосом живая «глыба» — Личность освободителя. Но ведь и он вовсе не подошел к каменной глыбе уже со своей готовой свободой, чтобы навязать ее. Он высек эту свободу из камня – отбрасывая неуместное и несвоевременное. А своевременным в творчестве бывает только будущее, уместным – то, что сейчас притягивает его. Преодоление окаменевшей избыточности (а это сложнее всего) становится работой с «пространством-временем», в котором рождается творец, освободитель, Личность. Это, значит, сделать, как говорил апокрифический Иисус, внешнее как внутреннее. Творчество – это всегда аскеза, в «психологическом» остатке, когда от человека (и от материала) остается не «кочерыжка», а гениальная простота.

Титанизм – экстремально развитая способность к «отсечениию лишнего». А что «отсечь» от самого Микеланджело Буонарроти? Поэта? Архитектора? А, может быть… скульптора?! Может быть, стоит пожертвовать и скульптором. В пользу титанического мыслителя, которым он был и в скульптуре, и в архитектуре, и в поэзии, и в живописи. Титанизм – это не космическая всеядность. Это — цельность космоса внутри, откуда и приходит будущее, воплощаемое в любых пространствах и временах.

А что, кого «освобождает» ребенок? Палочка, в которой он вдруг «увидит» лошадку – сродни куску мрамора. Но «освобождает» малыш не ее, а наездника, которым станет в игре. Другого человека, который уже где-то притаился в нем, но не было волшебного жезла (палочки), чтобы вызволить… Этот «другой», как джинн, однажды выпущенный из сосуда, превращается в спутника на всю жизнь. Он может быть не только наездником, в нем бесконечный запас возможностей для самых разных «реинкарнаций». «Реинкарнаций» человеческого в человеке. И уже за пределами игры. Ведь воображение – это способность посмотреть на вещь, ситуацию, событие, другого человека, на себя самого больше, чем одной парой глаз. Такая виртуальная многоглазость, без которой не построить своего, самобытного – человеческого — образа мира. Концентрированный взгляд всех, но – мой, а потому ни на чей другой не похожий, способный проникнуть в то, что другие не видят. Но и я не увидел бы, если бы не «сконцентрировал взгляда». Такие концентрации всегда уникальны и, как правило, спонтанны. Без них не бывает ни гениальных озарений, ни осмысления того, что повседневно творится вокруг и внутри. Каждый из нас в воображении смотрит на мир «глазами человечества», у которого нет отдельных глаз, а наши глаза становятся для человеческого рода окулярами для проникновения в неизведанное (значимое или незначимое для него – другой вопрос). Это – главный пункт концепции выдающегося мыслителя Эвальда Васильевича Ильенкова, в развитие которой я 30 лет назад, под началом, а потом и совместно с его другом, моим учителем Василием Васильевичем Давыдовым, начал работать над темой воображения.

И – из того же стихотворения Микеланджело:

Лишь вашим взором вижу сладкий свет,
Которого своим, слепым, не вижу;
Лишь вашими стопами цель приближу
К которой мне пути, хромому, нет…

Наездник в итоге уступает место «человеку вообще», голос которого мы распознаем в нашем самосознания, рефлексии, совести, даже в виде слышимых отголосков «внутренней речи», «речи почти без слов» (Л.С. Выготский). Во многом другом, что позволяет, вслед за И. Кантом и Э.В. Ильенковым, квалифицировать воображение как всеобщее свойство сознания, как универсальную способность.

Дети-дошкольники, благодаря тому, что эта универсальная способность совпадает у них центральным возрастным психическим новообразованием (Л.С. Выготский, В.В. Давыдовым) – по-своему, «титаны». Они стремятся «видеть все», «творить все» и «быть всем», пусть и под определенным смысловым углом. А взрослые, ничтоже сумняшеся, легко обходят эти углы, «отсекая лишнее» в них из соображений своей взрослой целесообразности. Без воображения (из коротких штанишек которого они выросли, не заметив, что «зарыли в себе» универсальную человеческую способность, конечно же, не только, и не столько своим руками – руками других взрослых), смыслового чутья и такта.

Несколько лет назад в передаче «Минута славы» показали очаровательную и очень способную, невероятно артистичную четырехлетнюю девчушку. С двух лет она занимается гимнастикой, а теперь стоит на руках и одновременно поет в микрофон.

– Тебе нравится то, что ты делаешь? – спросил ведущий, когда номер завершился.

– Нет, – ответила малышка.

А еще до передачи ей задавали такой вопрос:

– Кем бы ты хотела быть?

– Всем! – Ответ был кратким и по-своему точным.

Что же такое ее «всё»? Это и полет под куполом цирка, и съемка в кино (то, что она сама включила), и, допустим, сочинение стихов, рисование. Но такое «всё», с точки зрения взрослых, – журавль в небе. Так не бывает. Лучше синица в руке, то бишь микрофон, в который поешь, одновременно делая акробатическую стойку. Это всех восхищает, на это можно натренировать, это глубоко удовлетворяет родительские амбиции.

Читайте также:  Сочинение о развитии творчества ребенка

Наша героиня, например, признается: акробатика ей не нравится. А выступать здесь – это да, ей перед аудиторией и кинокамерами очень радостно. Будем считать, что это и есть плата за по-настоящему не прожитое и не пережитое детство. Как психолог скажу: она несоразмерно велика.

Мне часто приходится работать с детьми, которые расплатились своим детством за такие вот «радости», не столько свои, сколько взрослых. На корню убитые учебные интересы, «школьные неврозы» еще до школы, эмоциональное неблагополучие, в целом, неконтролируемое внимание, неадекватная самооценка – это лишь скромный перечень тех проблем, к которым привели детей амбиции взрослых.

Сейчас многие эксперты говорят о вреде ранней муштры детишек в садиках с «особыми» образовательными программами, в специализированных студиях и спортивных секциях, занятий с репетиторами дома, начиная с полутора лет, но большинство тех же родителей не подозревают об их масштабе. И вот, на потоке (и нарасхват) — очередная «Математика, не отрываясь от груди». Дорожки к развалам с такой литературой вымощены благими намерениями и мифами о том, что «после трех лет поздно».

Дело даже не в когнитивных и прочих «передозировках», которые не соответствуют «возрастным возможностям». До определенного возраста дети вовсе не ориентируются на содержательную сторону усваиваемого (может быть, это и во спасение). Более того, поначалу взрослое педагогическое предложение воспринимается ими как шанс попробовать что-то интересное из желанного «всего». Но воображение тянется к другому «интересному», которое лишь в составе этого «всего» и «интересно», и вдруг упирается в ограничение. О нем – Джон Леннон, человек в жизненном «лексиконе» которого слова «воображение» и «фантазия», были ключевыми:

«Мы хотим сказать миру только одно: «Все вы будете замечательными, прекрасными и счастливыми». Это как в истории, которую я рассказывал миллион раз. Кто сказал нам, что мы артисты? Все дети рисуют и пишут стихи, но чаще всего бросают примерно лет в 12. Ведь именно тогда появляется какой-нибудь го…нюк, который говорит: «Ты бездарь». Именно это нам говорят постоянно: «Ты не умеешь, ты не талантлив, у тебя не получается». Людям навязали это, они думают, что не могут поступать по-своему. Мы хотим сказать, что никто не ограничен никакими рамками, все вы гении, все были художниками и музыкантами, пока какой-то го…нюк не сказал: «Ты должен заниматься резьбой по дереву, а ты занимаешься резьбой по металлу, а у нас тут нет места для литографии»».

Это жизненное наблюдение особо не расходится с констатацией великого психолога Жана Пиаже, который указывал, что подростковый возраст совпадает с финальной точкой в развитии мышления, которое к этой поре достигает своей наивысшей стадии (гипотетико-дедуктивный интеллект). Пиаже связывал этот, в общем-то, печальный финал с причинами естественно-биологическими, заложенными в устройстве мозга и потому фатальными. В.В. Давыдов усомнился в финализме и фатализме Пиаже, убедительно показав, что консервирует эти и другие ограничения (вполне преодолимые) существующая система образования, которая порой и является ребенку в образе ленноновского го…сподина.

Так во имя чего «отсекается лишнее» — взрослыми и детьми? Предварительный ответ – снова у Микеланджело:

И высочайший гений не прибавит
Единой мысли к тем, что мрамор сам
Таит в избытке, — и лишь это нам
Рука, послушная рассудку, явит.

Жду ль радости, тревога ль сердце давит,
Мудрейшая, благая донна, — вам
Обязан всем я, и тяжел мне срам,
Что вас мой дар не так, как должно, славит.

Не власть Любви, не ваша красота,
Иль холодность, иль гнев, иль гнет презрений
В злосчастии моем несут вину, —
Затем, что смерть с пощадою слита
У вас на сердце, — но мой жалкий гений
Извлечь, любя, способен смерть одну.

Воображение – не только взгляд невидимыми глазами невидимых других. Это — еще и адресация к ним, как если они были видимыми и могли ее «прочитать». Но кто-то из них должен быть обязательно персонализирован и значим для воображающего. Для кого-то – это «благая Донна», для кого-то – мама, папа или детсадовский друг, воспитательница, учитель, Дед Мороз… разумеется, — всегда сам воображающий. «Референтный круг» адресатов сам собой постепенно расширяется и адресация становится общезначимой.

Мотив быть услышанным, понятым и при этом не остаться без ответа – лейтмотив детства и творчества. Он и «подсказывает», что оставить, а что отсечь – в логике реального положения вещей, которые объединяют «референтный круг», небезразличны для вовлеченных в него, пусть им условно будет хоть все человечество.

Понятое поначалу одним, ибо только ему предназначенное, становится понятным другим. Но если не понял он, главный адресат, не поймут и другие.

В.Т. Кудрявцев

Без галстука…

Similis simili gaudet (Два вида уподобления)

На ощупь в кромешной темноте мы легко узнаем стул…

Школяр наносит сплошную линию на контур карты…

Неофит-художник старательно зарисовывает студийную натуру…

Это – про одно.

А это – уже про другое.

Цзеновский прицел лука, к которому Ойген Херригель поначалу присматривается схематизирующими глазами кантианца…

Сальвадор Дали копирует в Лувре «Кружевницу» Яна Вермеера…

Я беру тебя за руку, в которой ты, не ведая, сжимаешь ключ к самому главному во мне. Это — мой лук Херригеля, а ты похожа на Кружевницу. Ты ей подобна! Мне оче-виден мотив усидчивости Мастера: его я ловлю в твоем взгляде…

Similis simili gaudet (лат.) — Подобное радуется подобному.

Два вида уподобления.

Две формы поиска и передачи смысла.

Два образа мира.

ПОСВЯЩЕНИЕ ПАВЛУ ФИЛОНОВУ

Павел Филонов — очевидец незримого.

Кузьма Петров-Водкин

Глаз слепят слепки —
Зримы лица
Нагого света очевидцев:
Те разжигают одиноко
На слепках тлеющее око.

Да, легче с ветхого холста,
Когда безвидна и пуста
Земля, и тьма пред взором,
Но тьма горящих глаз — укором…

Источник