Кудрявцев в физическая культура и развитие здоровья ребенка

Кудрявцев в физическая культура и развитие здоровья ребенка thumbnail

Физическая культура и развитие здоровья ребенка. Психолого-педагогические основы (отрывки из новой публикации).

30 июня – 2 июля 2003 г. в республике Саха (Якутия) на базе Чурапчинского государственного института физической культуры и спорта состоялась II Всероссийская научно-практическая конференция «Физическое воспитание детей и молодежи в XXI веке: инновационные технологии в воспитании и обучении нравственно и физически развитой личности». Одним из эпицентров дискуссий на конференции стало обсуждение вопросов стратегии построения системы непрерывного развивающего образования – от дошкольной до вузовской ступени. К этому событию автор специально подготовил брошюру, посвященную данной тематике, которая была издана небольшим тиражом (Кудрявцев В.Т. Физическая культура и развитие здоровья ребенка. Психолого-педагогические основы. Чурапча: Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта; Москва: АНО «Центр развивающего образования Владимира Кудрявцева», 2003). В ней дается общая характеристика моделей приобщения детей физической культуре и организации оздоровительной работы в рамках развивающего дошкольного образования. Развитие здоровья рассматривается как один из ключевых приоритетов многоступенчатой системы образования, ориентированной на личностный рост воспитанников и учащихся, а также взрослых – педагогов и родителей. Разработанный автором на этой основе проект «Развивающая педагогика оздоровления» широко апробируется и внедряется в образовательном пространстве России.

Переработанный текст брошюры подготовлен к публикации в виде серии статей для журнала «Дошкольное воспитание», которая будет начата с № 1 за 2004 г.

Летняя конференция в Чурапче и осенняя конференция «Развивающая педагогика оздоровления: опыт и перспективы», проведенная в Москве (см. страничку «Новости») – взаимосвязанные события. Этим продиктована целесообразность размещения фрагментов текста на нашем сайте.

Справка. Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта открыт в 1999 г. по Указу Президента Республики Саха (Якутия).

Основателем и первым ректором единственного в России вуза, открытого в сельской местности, является М.Д.Гуляев, доктор педагогических наук, академик Международной Академии туризма, Почетный работник общего образования РФ, Заслуженный работник физической культуры Республики Саха (Якутия), ныне Председатель Госкомспорта РС (Я)
В настоящее время на очном и заочном отделениях ЧГИФиС обучаются более 500 студентов из 30 улусов (районов) и 5 городов республики.

Подготовка бакалавров ведется на кафедрах:

  • теоретико-методологических основ физической культуры и спорта
  • теории и методики национальных видов спорта
  • теории и методики национальных спортивных единоборств
  • естественных дисциплин
  • гуманитарных и социально-экономических дисциплин.

Кроме того, на базе Института организован ряд спортивных отделений: вольной борьбы, легкой атлетики, северного многоборья, спортивных игр и др.

Институт поддерживает связи с ведущими российскими специалистами по проблемам физической культуры и спорта, этнопедагогики: действительным членом РАО Г.Н.Волковым, профессорами С.Д.Неверковичем, Ж.К.Холодовым, В.Т.Кудрявцевым, Е.А.Земсковым, Б.А.Поливаевым (Москва), В.И.Прокопенко (Екатеринбург), Л.Г.Харитоновой, С.В.Барбашевым (Омск), А.И.Завяьловым (Красноярск) и др.

Источник

включает в себя два направления оздоровительно – развивающей работы:

  • Приобщение детей к физической культуре

  • Развивающие формы оздоровительной работы.

Пособие адресовано воспитателям дошкольных учреждений разного типа, а также оно может быть использовано родителями в условиях семейного воспитания. С одной стороны, роль движений в целостном психологическом развитии ребёнка является очевидной и общепризнанной и поэтому не требует какого-то особого внимания. А с другой стороны, двигательная активность, различные формы её целенаправленной организации занимают более чем скромное место в жизни современного ребёнка — дошкольника. Они вынесены на  периферию образовательного процесса. То же можно сказать и об оздоровительной работе.

Всё это ведёт к росту детской заболеваемости, не уменьшающему, даже, несмотря на принятие различных профилактических мер. Для получения устойчивого развивающего и оздоровительного эффекта мало лишь увеличить удельный вес движений в жизни ребёнка, хотя на фоне прогрессирующей гиподинамии, присущей современным детям, и это не лишено смысла. К успеху не приведёт и расширение диапазона оздоровительных процедур. Всё зависит от того, как двигаться и как оздоравливать.

В.Т.Кудрявцев считает, что необходим кординальный пересмотр существующих методов физического воспитания детей в дошкольных учреждениях, в школах, во внеобразовательных областях их жизни. Приступая к разработке своей программы, авторы стремились преодолеть ведомственный (узкопедагогический и узкомедицинский) подход к решению проблем физического воспитания дошкольников. В итоге альтернативой ему стал комплексный, междисциплинарный подход, который опирается на исследования, проведённые в области целого ряда дисциплин: психологии, педагогики, физиологии, медицины.

В программе Кудрявцева В.Т. нашли продолжение и развитие идеи различных представителей этих дисциплин – физиологов А.А.Ухтомского и Н.А.Бернштейна, психологов А.В.Запорожца и В.П.Зинченко, педагога П.С.Лесгафта, философа Э.В.Ильенкова, педиатра и педагога Ю.Ф.Змановского и др.

Содержание оздоровительной работы в книге  распределено по возрастным группам ( средняя, старшая, подготовительная гр.) и включает следующие пункты:

  • Краткая характеристика физического и психического развития воспитанников

  • Приобщение к физической культуре

  • Упражнения и задания на развитие основных движений

  • Упражнения и задания на принятие и сохранение позы

  • Упражнения и задания на развитие мелких мышц руки

  • Упражнения на развитие мелких мышц лица и мимики

  • Упражнения для разных групп мышц

  • Катание на санках

  • Скольжение

  • Ходьба на лыжах

  •  Катание на велосипеде

  • Подготовка к плаванию

  • Музыкально – ритмические упражнения

  • Подвижные игры

  • Игры – аттракционы для праздников

  • Развивающие формы оздоровительной работы (закаливание, дыхательные и звуковые упражнения, упражнения для формирования и коррекции осанки, упражнения для профилактики плоскостопия, психогимнастика) 

В старшей группе к этому добавляются ещё:

  • Силовые упражнения, элементы споривных игр для мальчиков (отжимы, ходьба на руках в паре, перекатывание вперёд-назад, ползание на животе, спине, ягодицах с помощью рук), баскетбол, футбол, хоккей.
  • Художественно-спортивные упражнения для девочек (худ.гимнастика, танцевальные упражнения, акробатические упражнения) 

В подготовительной группе:  

  • Катание на роликовых коньках
  • Волейбол
  • Бадминтон
  • Настольный теннис
  • Городки

Направление №1:   

«ПРИОБЩЕНИЕ  К  ФИЗИЧЕСКОЙ  КУЛЬТУРЕ»

В книге предлагаются варианты заданий, упражнений и игр, направленных, именно, на приобщение дошкольников к физической культуре.

Разучивание основных движений проходит в игровой форме под чтение стихов воспитателем, например, в прыжках через препятствие воспитатель читает:

«Что за чудо, что за диво!

Кто же это мне помог

Весело, легко, красиво

Совершить такой прыжок?

«Прыжки с высоты»:

Словно Маугли из книжки,

Вам, девчонки и мальчишки,

Покажу я свой прыжок.

Раз-два-три-четыре…

Скок!

«Метание в цель»

Я не просто удалец,

Ловкий, меткий я стрелец.

В цель, конечно, попаду,

Со своей рукой – в ладу.

  1. Комплексы физических упражнений предлагаются в форме тематического спектакля на тему: «Игрушки», «Обезьянки», «Снегурочка», «Поздняя осень», «Мишка»,
  2. В разделе: «Развивающие упражнения под музыку» предлагается музыкальный репертуар
  3. Много игр – аттракционов, считалок для подвижных игр, игр разных народов, русские народные игры.

Направление №2:

«РАЗВИВАЮЩИЕ ФОРМЫ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ»

Содержание и формы работы:

  1. Закаливание. Общие условия закаливания детей (закаливающие процедуры, крнтрастные ванночки для рук и ног, солевые дорожки, закаливание носоглотки, полоскание рта и горла)
  2. Комплексы оздоровительных упражнений для горла.
  3. Профилактические упражнения для верхних дыхательных путей.
  4. Дыхательные и звуковые упражнения (упражнения для артикуляции).
  5. Комплексы дыхательной гимнастики
  6. Точечный массаж (общая хар-ка биологически активных зон кожи)
  7. Формирование и коррекция осанки. Профилактика нарушения осанки (комплексы)
  8. Профилактика плоскостопия. Причины плоскостопия и пути его профилактики. Комплексы.

Раздел программы: «Организация двигательно – оздоровительных моментов на нефизкультурных занятиях дошкольников в группе».

Большое внимание уделено:

    • пальчиковой гимнастике
    • развитию мимики и артикуляции
    • элементам психогимнастики на занятиях
    • физкультминуткам на различных занятиях
    • двигательно – оздоровительным моментам в перерывах между занятиями
    • игровым зарядкам для коррекции эмоциональной сферы
    • методике мышечной релаксации

    Последний раздел программы – это:

    «Принципы организации оздоровительно-развивающей работы с ослабленными детьми».

    Он включает:

    • формирование у детей навыков рационального дыхания и правильной осанки
    • использование системы эффективного закалдивания
    • организация оздоровительного режима с учётом состояния здоровья ослабленного ребёнка.
    • обеспечение полноценного лечебного питания
    • применение психогигиенических и психопрофилактических методов и средств.

    Источник

    Журнал «Дошкольное воспитание» - 12/2004

    Журнал ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ 01/2004

    В Министерстве образования Российской Федерации

    • О православном дошкольном воспитании в России

    В Министерстве образования Российской Федерации Алексеева А. О православном дошкольном воспитании в России 1 2004

    • О предоставлении государственными и муниципальными образовательными учреждениями религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ

    В Министерстве образования Российской Федерации Филиппов В. О предоставлении государственными и муниципальными образовательными учреждениями религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ 1 2004

    Вопросы теории

    • Физическая культура и развитие здоровья ребенка

    Вопросы теории Кудрявцев В. Физическая культура и развитие здоровья ребенка 1 2004

    Воспитание и обучение

    • Азбука мира

    Воспитание и обучение Ашиков В. Азбука мира 1 2004

    • Ангел мой надо мной

    Воспитание и обучение Рогаткина Т. Ангел мой надо мной 1 2004

    • Знакомим с окружающим миром

    Воспитание и обучение Згурская Л. Знакомим с окружающим миром 1 2004

    • Как продиагностировать физическую подготовленность дошкольника

    Воспитание и обучение Прищепа С., Попкова Н., Коняхина Т. Как продиагностировать физическую подготовленность дошкольника 1 2004

    • Организация самостоятельной двигательной деятельности детей

    Воспитание и обучение Демидова Е. Организация самостоятельной двигательной деятельности детей 1 2004

    • Рождество. Святки

    Воспитание и обучение Шулика Е., Перепетайло. Н. Рождество. Святки 1 2004

    • Физкультурно-оздоровительная и профилактическая работа в ДОУ

    Воспитание и обучение Федоровская О. Физкультурно-оздоровительная и профилактическая работа в ДОУ 1 2004

    • Физкультурно-спортивные праздники в детском саду

    Воспитание и обучение Бочарова Н. Физкультурно-спортивные праздники в детском саду 1 2004

    Воспитателю для работы с семьей

    • Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями

    Воспитателю для работы с семьей Доронова Т. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями 1 2004

    • Движение и здоровье

    Воспитателю для работы с семьей Видра Д. Движение и здоровье 1 2004

    • Знакомьтесь: город Северск Томской области

    Воспитателю для работы с семьей Знакомьтесь: город Северск Томской области 1 2004

    Литература — детям

    • Загадки зимнего двора

    Литература — детям Синявский П. Загадки зимнего двора 1 2004

    • Программа воспитания, обучения и развития в детском саду. Литературная страница

    Литература — детям Программа воспитания, обучения и развития в детском саду. Литературная страница 1 2004

    Мамина школа

    • Второй год жизни

    Мамина школа Павлова Л. Второй год жизни 1 2004

    Музейная педагогика

    • «Нянин «»Концерт-фантазия»»на английском, итальянском и русском языках»

    «Музейная педагогика Зиман Л. «»Нянин «»»»Концерт-фантазия»»»»на английском, итальянском и русском языках»» 1 2004 «

    • Первое знакомство с Третьяковкой

    Музейная педагогика Мацкевич М. Первое знакомство с Третьяковкой 1 2004

    Наглядные пособия — своими руками

    • Создаем развивающую среду сами

    Наглядные пособия — своими руками Воскресенская В. Создаем развивающую среду сами 1 2004

    Нам пишут

    • Великолепная семерка

    Нам пишут Лецинская И. Великолепная семерка 1 2004

    • Лицей воспитания

    Нам пишут Самойлов Ю. Лицей воспитания 1 2004

    Наука — практике

    • Английский язык в детском саду

    Наука — практике Вронская И. Английский язык в детском саду 1 2004

    Наши консультации

    • Юридическая консультация

    Наши консультации Соколова В. Юридическая консультация 1 2004

    Профессия — педагог

    • Организация здоровьесберегающего пространства

    Профессия — педагог Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства 1 2004

    Ребенок приходит в мир

    • Давайте знакомиться вновь

    Ребенок приходит в мир Теплюк С. Давайте знакомиться вновь 1 2004

    Источник

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

    Самарской области основная общеобразовательная школа № 20

     города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск

    структурное подразделение «Детский сад «Гномик»

                                       ЗАВЕРЯЮ:

                                                          Зав. ГБОУ ООШ № 20

                                                       г. Новокуйбышевска

                                                                        структурного подразделения

                                                                   «Детского сада «Гномик»

    ________________ Бурнаева Н.Н.

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ  ВОСПИТАТЕЛЕЙ

    «Физическая культура и развитие здоровья ребенка»

                                                                                  Подготовила: инструктор

                                                                                по физической культуре

                                                                    ГБОУ ООШ № 20

                                                                           г. Новокуйбышевска

    структурное подразделение

                                                                                 «Детский сад «Гномик»

                                                           Аисова Н.Х.

    г. Новокуйбышевск

    Физическая культура и развитие здоровья ребенка

    Идея развития здоровья через приобщение к тем исторически сложившимся (складывающимся) формам физической культуры человечества, которые способствуют не только «физическому», но прежде всего личностному росту человека и – только на этой основе – его движению к спортивным достижениям, в том числе высшего уровня. Слово «Культура» написано с заглавной буквы не ради оригинальности. Имеется в виду не та «физкультура», которую преподают в учебных заведениях по традиционным программам, а развитая культура отношения человека к себе и своим телесно-психическим возможностям. Пусть в настоящий спорт лежит только через нее, а не через «моторный тренаж», какую бы форму он ни принимал. Это позволяет замкнуть цепочку: развитие здоровья – развивающие формы физической культуры (которая постепенно перерастает в «базисную культуру личности») – спорт высоких достижений (включая достижения личностного роста). Но чтобы цепочка эффективно заработала, необходимы более радикальные и масштабные меры. Позитивные сдвиги в этом направлении уже наметились. Достаточно перечислить ряд документов, подготовленных только за последнее время: рекомендации Государственного Совета РФ «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян» (от 30.01.02), соответствующие поручения Президента РФ  (от 18.02.02, № Пр-279) и Председателя Правительства РФ (от 21.02.02, № МК-П*-02655), приказ Минобразования России, Минздрава России, Госкомспорта России, Российской академии образования «О совершенствовании процесса физического воспитания в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации» (от 16.07.02, № 2715/227/199/19).

    Однако обращает на себя внимание следующий факт: двигательная активность, различные формы ее целенаправленной организации, оздоровительная работа в действительности занимают более чем скромное место в жизни современного ребенка – дошкольника и школьника. Они остаются вынесенными на периферию образовательного процесса.

    Все это ведет к  утрате ускоренных в сфере движений потенциальных источников развития ребенка (а они ведь имеют непреходящее значение!), росту детской заболеваемости, не спадающему даже благодаря принятию различных профилактических мер. Для получения устойчивого развивающего и оздоровительного эффекта мало увеличить удельный вес движений в жизни ребенка, хотя на фоне прогрессирующей гиподинамии современных детей это, безусловно, необходимый шаг. К нему автоматически не приведет и само по себе расширение диапазона оздоровительных процедур. Все зависит от того, как двигаться и как оздоравливать. Понятно, что, например, перспектива увеличения объема двигательной активности воспитанников детского сада в организованных формах оздоровительно-воспитательной работы до 6-8 часов в неделю (см. упомянутый Приказ Минобразования, Минздрава, Госкомспорта и РАО) будет полноценно реализована лишь при условии содержательного наполнения самого этого «объема», самих этих форм.

    При обучении дошкольников (и младших школьников), например, рисованию, обычно в фокусе внимания оказывается детская рука, согласующаяся с изобразительным образцом (неважно – демонстрирует ли его педагог, или ребенок сам ориентируется на него по памяти). Так или иначе, но именно действующая рука ребенка становится главным предметом работы педагога. В отличие от этого, в построении и воплощении художественного образа, с нашей точки зрения, должно участвовать все тело ребенка. При этом осмысленное телесное движение является самоценным моментом изобразительной деятельности. Это отчасти расходится с традиционным пониманием природы продуктивной деятельности как деятельности, направленной на получение «конечного результата».

    На начальных этапах развивающего обучения рисованию (и лепке) особое внимание мы уделяем развитию у ребенка способности эмоционально переживать свое продуктивное действие, состояние выполняющего его органа (органов) и одновременно выражать через действие строй собственных переживаний и чувств. Дети учатся «слушать» свои руки, все тело в моменты творения и претворения образа. Для этого используются специальные методики «вхождения» в целостное психосоматическое состояние. Тело в эти моменты достаточно подвижно: дети принимают разнообразные позы, иногда «пританцовывают», живой характер носит их мимика. Большую роль тут играют кинестетические (исходящие от движущихся органов) ощущения. Дети помогают себе рисовать не только движением, но и голосом (им предлагается голосом, в том числе и музыкально, «озвучивать» рисунок).

    В образовательно-оздоровительной программе определены два направления педагогического процесса:

    1) приобщение к физической культуре (развитие культуры движений) на специальных занятиях

    2) развивающие (личностно развивающие) формы оздоровительной работы

    В соответствии с этим сгруппирован и материал настоящих публикаций. Идеи развивающего образования последовательно реализуются во всех рубрика Программы. Перечислим эти рубрики по вышеуказанным направлениям:

    1) упражнения и задания на развитие основных движений, мелких мышц руки и лица, мимики. Упражнения для разных групп мышц. На принятие и сохранение позы, музыкально-ритмические упражнения, подвижные игры, игры-аттракционы для праздников, подготовка к плаванию, а также (начиная со старшей группы) силовые упражнения, элементы спортивных игр для мальчиков, художественно-спортивные упражнения для девочек, спортивные упражнения и игры для детей обоих полов;

    2) закаливание, дыхательные и звуковые упражнения, упражнения для формирования и коррекции осанки, для профилактики плоскостопия, психогимнастика.

    Развивающая двигательно-игровая деятельность, содержание и формы которой отражены в Программе. Носят ярко выраженный творческий характер. Отсюда общая цель работы по нашим программно-методическим материалам: формирование двигательной сферы и создание психолого-педагогических условий развития здоровья детей на основе их творческой активности. Именно на этой основе у детей может культивироваться осмысленное отношение к собственному телу, его состоянию и возможностям. Достижение поставленной цели обеспечивают специальные технологии образовательно-оздоровительной работы.

    Эффект образовательно-оздоровительной работы усматривается нами в воспитании у ребенка общей способности осмысленно регулировать эти связи через особые формы двигательно-игровой деятельности – конечно, на доступном дошкольнику уровне. А это предполагает выработку у него отношение к собственному духовно-телесной организации как зеркало, точнее – как к своеобразной «голограмме» Мира. Эту «голограмму» ребенку помогает строить его воображение, неразрывно связанная со сферой эмоций, выразительных движений, экспрессивных действий. Воздействуя на него в игре (в плане воображения), ребенок сможет реально гармонизировать свое отношение к действительности (в самом широком смысле слова). Как показали наши экспериментальные, поисковые исследования подобные взаимодействия благоприятно сказываются на психофизиологическом развитии ребенка, способствует поддержанию его психосоматического благополучия, заметному снижению уровня заболеваемости и др.

    Литература: Дошкольное воспитание № 1. 2004г.,стр. 80

    Источник

    Читайте также:  Продукты для развития ребенка в утробе