Куда обращаться если ребенок в 5 лет не разговаривает

Куда обращаться если ребенок в 5 лет не разговаривает thumbnail

Развитие речи ребёнка — сфера, окруженная массой мифов и рекомендаций, нередко взаимоисключающих друг друга. Родителям, обеспокоенным тем, что двухлетний малыш так и не начал разговаривать, сначала наперебой рекомендуют «больше читать вслух», «петь песенки» и «не переживать — сам дорастёт». Но вот проходит год, полтора — и те же самые советчики заводят новую песню: «Ребёнок так и не заговорил? А где же вы раньше были?!».

Есть много литературы, посвященной вопросам становления речи. Вместе с тем в интернете активно транслируются и псевдонаучные или искаженные факты — и разобраться, где информация правдива, а где нет, бывает нелегко. Для того, чтобы родителям было проще сориентироваться, мы попросили Наталью Ульянову, кандидата психологических наук и игротерапевта, выделить несколько ключевых моментов.

Как понять, есть ли у ребёнка трудности речевого развития?

Прежде всего, необходимо оценить, соответствуют ли освоенные им умения возрастным нормам:

— в три месяца ребенок начинает гулить — многократно повторять одни и те же слоги («гугугу», «аляля» и т. п.);

— в шесть месяцев у младенца появляется лепет — несколько слогов, соединенных друг с другом в подобие слов («пабада», «ляп-тяп-тяп» и т. д.);

— к году появляются первые слова, которые малыш соотносит с определенными объектами или действиями («мама», «дай», «киса», «ам» и др.);

— в полтора года ребенок уверенно пользуется десятью-пятнадцатью упрощенными словами и звукоподражаниями («ляля», «ав-ав», «каша», «би-би» и т. п.);

— к двум годам активный словарный запас ребёнка составляет уже несколько десятков слов, появляются первые фразы из двух (реже трех) слов («машина поехала», «папа ушел на работу», «тётя, пока!» и др.)

— в три года малыш разговаривает полными предложениями, способен развернуто ответить на вопрос, хотя и может допускать грамматические ошибки и неправильно произносить «трудные» звуки (заменять «ш» на «с», «р» на «л» и т. п.);

— в пять лет речь ребёнка полностью соответствует языковой норме и с точки зрения грамматики, и в произношении звуков; словарный запас составляет несколько тысяч слов и постоянно пополняется.

Индивидуальные темпы развития могут немного колебаться по сравнению с «табличными» нормами. Тем не менее, если задержка перехода речи ребёнка на новый этап составляет больше трёх месяцев — это повод обратиться к специалистам. Общая последовательность действий при этом такова: в первую очередь необходимо исключить соматические (телесные) заболевания, которые могут влиять на речь, затем — провести диагностику психологического развития.

Для этого необходимо обследовать ребёнка у оториноларинголога, чтобы проверить, в порядке ли слух, и у невролога, чтобы понять, есть ли у ребёнка органические поражения центральной нервной системы. На этом этапе врач может рекомендовать дополнительную аппаратную диагностику: электроэнцефалографию, нейросонографию, магнитно-резонансную томографию и т. д., чтобы получить более точное представление о состоянии пациента. Следующий шаг — обращение к дефектологу или клиническому психологу для выявления возможных причин задержки формирования речи. Параллельно родители могут получить консультацию логопеда — он подскажет методы и техники, которые можно использовать в процессе коррекции, или предложит записать ребёнка на специальные занятия.

Вполне возможно, что тревога родителей окажется ложной, малыш — полностью здоровым, а его речь действительно запустится «сама собой» в чуть более поздний срок. Но всё-таки в этом вопросе лучше оказаться излишне бдительными, чем пропустить проблему и потерять драгоценное время. Дело в том, что чем меньше возраст ребенка, тем пластичнее его психика и тем больше шансов компенсировать нарушения с помощью специальной коррекционной работы.

Какими бывают нарушения речевого развития?

Существует достаточно много различных нарушений речи, и даже опытному специалисту не всегда удаётся сразу поставить ребёнку точный диагноз. Приведём самую общую классификацию таких нарушений.

Прежде всего, проблемы развития речи могут быть первичными и вторичными. К первичным относится поражение органов, непосредственно отвечающих за речь: слухового или артикуляционного аппарата или определенных участков коры головного мозга. Вторичные нарушения возникают вследствие проблем социального развития (например, пребывания в условиях детского дома с раннего возраста).

Среди первичных нарушений наиболее часто встречаются следующие:

Алалия — недоразвитие или отсутствие речи вследствие поражения коры больших полушарий. Может быть моторной (ребенок понимает, что ему сказали, но говорить сам не может), сенсорной (с произношением трудностей нет, но смысл слов остается непонятым) или сенсомоторной, т. е. включающей в себя обе стороны проблемы.

Афазия — утрата речи после трехлетнего возраста ребёнка в результате травм или болезней. Так же, как и алалия, может быть сенсорной, моторной или смешанной.

Дизартрия — нарушение произношения звуков из-за проблем с иннервацией речевого аппарата. При дизартрии ребёнок понимает речь и может говорить сам, но окружающие не понимают его из-за того, что произносимые звуки смешиваются в «кашу».

Общее недоразвитие речи — недостаточная сформированность всех систем, участвующих в освоении языка и общении.

Большая часть этих проблем поддается коррекции, то есть может быть частично или полностью решена в результате специальных занятий. Рекомендации по медикаментозной или психолого-педагогической поддержке ребенка всегда носят индивидуальный характер. Родителям важно помнить, что давать их может только профильный специалист и только после личной встречи и проведения диагностики малыша.

Можно ли предотвратить нарушение речевого развития ребёнка?

И да, и нет. Да — потому что речь, как и другие высшие психические функции человека, формируется в процессе непосредственного общения ребёнка со взрослым. Поскольку закладывается она практически с самого рождения малыша, очень важно говорить с младенцем с первых дней жизни, соблюдая при этом несколько несложных рекомендаций:

Читайте также:  У ребенка стоматит во рту 5 лет ребенку

— активно общаться с ребёнком, обращаться к нему, называть по имени, комментировать его и свои действия и т. д.;

— включать малыша в разговор, даже если тот ещё не может ответить «по-настоящему», можно реагировать на издаваемые им звуки или говорить реплики как бы «за него»;

— не превращать свою речь в монолог, делать паузы и давать ребенку возможность ответить на обращения взрослых на доступном ему уровне;

— задавать вопросы, постепенно переходя от простых к более сложным;

— настаивать на использовании речи там, где малыш уже может это делать, «не понимая» жестов и восклицаний;

— помогать ребёнку правильно сформулировать фразы, если самому это сделать ещё трудно;

— вместе с малышом радоваться его успехам, отмечать новые слова, освоенные навыки, совершённые достижения, и т. д.

Нет — потому что, к сожалению, не всё в жизни поддаётся нашему контролю. От проблем со здоровьем не застрахован никто, и речевые нарушения в этом смысле не исключение — они могут проявиться у детей даже самых заботливых родителей, подолгу и с удовольствием общающихся с ребёнком. В этом смысле речь, развивающаяся у малыша как бы «сама собой», без специальных усилий со стороны взрослых — это своеобразный выигрыш в «генетическую лотерею» — такой же, как, например, высокий интеллект или абсолютный музыкальный слух.

Что делать, если у ребенка выявлено нарушение развития речи?

Прежде всего — не отчаиваться и помнить, что чем скорее начнется психолого-педагогическая и, при необходимости, медикаментозная коррекция, тем больше вероятности «подтянуть» речь малыша к возрастной норме. Для этого родителям необходимо найти грамотных специалистов: невролога, психолога, логопеда-дефектолога, — готовых работать над решением проблемы единым фронтом.

Вместе со специалистами нужно составить план занятий и согласовать последовательность применения разных видов терапии (в зависимости от ситуации, ребёнку могут быть рекомендованы, например, биоакустическая коррекция, томатис, логопедические упражнения и массаж и т. д.). И самое сложное, но и самое важное — последовательно и планомерно претворять план в жизнь, внимательно отслеживая реакции малыша и при необходимости корректируя программу.

Вне зависимости от выбора способа коррекции, родителям ребёнка с речевыми нарушениями придётся много времени уделять занятиям дома. Их содержание и продолжительность обсуждаются со специалистами, «ведущими» малыша: психологом, дефектологом, логопедом — и время от времени пересматриваются. Для развития речи очень важна систематичность, поэтому лучше заниматься по пять-десять минут в день, но регулярно и с удовольствием, чем целый час, но раз в неделю «из-под палки».

И, конечно же, нужно помнить, что все усилия прилагаются не зря. Иногда это бывает трудно, иногда — невыносимо и беспросветно, а в самые сложные моменты руки могут просто опускаться. Но всё-таки родительская любовь и готовность искать наилучший способ помочь собственному ребенку обязательно сделают любую проблему преодолимой!

Источник

По статистике, с каждым годом становится больше детей, страдающих от задержки речевого развития, начинающих поздно говорить. Специалисты связывают явление с экологией, увеличением случаев тяжелых родов, перинатальных дефектов в развитии плода. Когда ребенок не говорит в 5 лет из-за психологических, социальных факторов, исправить ситуацию легче. Если причина кроется в биологических, патологических факторах, вылечить ребенка, провести коррекцию смогут только медики.

Причины отсутствия речи в 5 лет

Ребенок в пять лет не говорит

Трехлетний возраст − рубеж, когда стоит бить тревогу, если ребенок не заговорил. К 5 годам малыш должен иметь словарный запас до 3000 слов, понимать речь взрослого, рассуждать, пересказывать небольшие произведения, состоящие из 30-50 предложений.

Психологические

В 70% случаев психологические причины основаны на взаимодействии малыша с родителями, системе воспитания в семье, окружающего социума. Ребенок может разговаривать внутренне, но не произносить ни слова вслух. Это связано с нежеланием мальчика или девочки вступать в речевую деятельность. Иногда для этого нет стимула, например, когда родители сами всё выполняют за дитя. Если окружение не взаимодействует с ребенком, он живет собственной жизнью, сидит за мультиками, гаджетами, нет мотивации к активному говорению. Общаться с малышом нужно с перинатального (внутриутробного) развития крохи.

Аутизм

Патология связана с нарушением коммуникации с социумом. Дети, больные аутизмом, не контактируют с ближайшим окружением, с опаской относятся к незнакомым. В 70% случаев страдает речевая деятельность. В зависимости от стадии и вида патологии бывает самостоятельное нежелание детей говорить, либо из-за нарушения ЦНС, речевого аппарата. В большинстве случаев родители приходят к дефектологам, неврологам и логопедам из-за отсутствия речи у ребенка с ранним аутизмом. Это первый признак болезни, на который обращают внимание взрослые.

Заподозрить ранний детский аутизм можно по признакам:

  • малыш с ранних лет не говорит о себе, не задает вопросы, несмотря на то, что есть минимальный словарный запас;
  • может говорить, но не использует данную функцию для связи с окружающим миром;
  • для речи детей, больных аутизмом, характера игра слов, перестановка местоимений, неологизмы, отсутствие реакции на разговор других людей, шепотная, редкая речь;
  • интеллект у детей-аутистов в среднем ниже, чем у здоровых детей;
  • обучение дается с трудом, но имеется активная познавательная деятельность;
  • детям-аутистам свойственны ритуалы, стереотипное поведение, привязанность к постоянству, аутоагрессия или гетероагрессия.
Читайте также:  Поделки из дерева с ребенком 5 лет

Соска, современные гаджеты

Нередко речевая деятельность задерживается из-за использования пустышки. Когда малышу предлагают соску с рождения, убрать приспособление необходимо максимум в 1,5 года, чтобы не тормозить речевую деятельность, наступающую в возрасте 1,5-3 лет. Если родители продолжают использовать пустышку для успокоения малыша в 2-3 года, процесс говорения может затормозиться на несколько месяцев, лет. Малыш пропускает период, когда происходит естественное активное развитие говорения от букв, слогов к словам и предложениям. Крик, плач − тоже этапы становления речи, не нужно их устранять с помощью подручных средств.

Компьютер, телефон, планшет, телевизор в современном обществе становятся первопричиной задержки речевого развития к пяти годам, когда малыш должен уже рассуждать, говорить предложениями. У ребенка, постоянно находящегося за просмотром мультиков, игр, не формируется стимул к речевой деятельности, нет живого общения.

Злоупотребление гаджетами отрицательно сказывается на развитии речи

Гиперопека

Проявляется в несамостоятельности детей. Родители часто решают всё за ребенка, не дают ему возможности ответить на вопрос, общаться со сверстниками. Проблема заключается в отрешенности от социума, ведь он, по мнению взрослых, опасен. У ребенка нет мотивации, возможности для развития процесса говорения.

Повышенная тревожность, испуг

ЗРР (задержка речевого развития) происходит на психосоматическом уровне. Ребенок в 5 лет не говорит вообще из-за психологической травмы, полученной в детстве или незадолго до молчания. Стать травмирующим фактором может любая ситуация:

  • неприятное общение со взрослым;
  • недопонимание со стороны родителей;
  • жесткое воспитание;
  • сильный напор родителей в научении говорению (когда ребенок постоянно слышит: «Скажи!», «Повтори!»);
  • над ребенком посмеялись во время говорения.

Не говорить малыш может в результате сильного испуга: набросилась собака, умер кто-то из родственников, падение и т. д.

Медицинские

Тугоухость как причина ЗРР

Связаны с органическими нарушениями, патологиями в ЦНС, речевом аппарате. Необходима помощь не только логопеда, но и медика. Говорение может отсутствовать изначально, быть врожденным дефектом или появиться после. Причиной отсутствия речи становятся:

  • тугоухость, отсутствие слуха;
  • аутизм тяжелой степени;
  • умственная отсталость;
  • афония (патология речевых связок);
  • афазия;
  • нарушения мозгового кровообращения и пр.

Список может содержать больше пунктов, когда дело касается неврологических, психиатрических проблем. Если нарушены процессы в головном мозге, нервной системе, затрагивается и речевой аппарат. Прогноз в большинстве случаев зависит от времени диагностики. Чем раньше родители заметят нарушения, тем легче помочь малышу.

Логопедические

Если девочка или мальчик не говорят в 5 лет, в 60% случаев причиной патологии становятся дефекты речевого аппарата. Родители замечают нарушения в период обучения в дошкольном учреждении, при изучении букв. Малыш не может произнести простые слоги, звуки, меняет их местами, путает, говорит неверно.

Различные формы алалии

Занятие с логопедом-дефектологом при алалии

Алалия бывает нескольких видов: сенсорная, моторная. Относится к недоразвитию речи I уровня, исправить которую под силу логопеду-дефектологу. Сенсорная форма патологии заключается в непринятии речи взрослого. Малыш не может ответить на вопрос взрослого, разговаривает на придуманном «своем» языке. При моторной алалии ребенок разговаривает при помощи отдельных звуков, телодвижений. Производит впечатление эмоционального, умного малыша, которого можно понять без слов. Кроха всё отлично запоминает, но не воспроизводит вслух.

Задержка речевого развития

Когда ребенок не говорит, не успевает за сверстниками по нормам говорения, это называется ЗРР. Он не может сказать предложения, слова, иногда общается с помощью отдельных звуков, мимики и жестов.

Развивается в результате:

  • длительного соматического расстройства;
  • педагогической запущенности (когда родители не уделяют развитию ребенка достаточного внимания);
  • родовой травмы;
  • неблагоприятной речевой среды;
  • дефицита общения.

Анартрия, дизартрия

Относятся, как и алалия, к общему недоразвитию речи. Нередко являются следствием другого заболевания − ДЦП. Проявляются в виде невозможности ребенка произносить звуки, жевать, дуть, улыбаться. Симптоматика зависит от степени поражения органов речи.

Формы дизартрии

Причиной анартрии и дизартрии становится:

  • воздействие неблагоприятных факторов внешней среды при беременности;
  • тяжелая родовая деятельность;
  • гемолитическая болезнь;
  • родовая травма;
  • синдром Мёбиуса;
  • наследственность.

Афазия

Выражается в отсутствии речи в результате травмы родовой или приобретенной, возникшей болезни. Афазия появляется из-за нарушений мозгового кровообращения, тромбоэмболии, опухолей, инсультов, инфекционных заболеваний головного мозга. Дети, страдающие афазией, не могут произносить слога, имеют «телеграфный» стиль общения, делают длительные паузы перед следующим словом.

Лечение, диагностика

Логопедическая диагностика

Чтобы понять причину ЗРР, следует пройти специальную диагностику. Малыша необходимо показать неврологу, психиатру и отоларингологу, чтобы исключить медицинские патологии. Если болезней не выявлено, обращаются за помощью к логопеду-дефектологу, психологу. Нередко заниматься коррекцией и терапией приходится нескольким специалистам. Медики не советуют самостоятельно искать причину отсутствия речи, делать что-либо в домашних условиях, чтобы не навредить ребенку. ЗРР в 5 лет − серьезная проблема, заниматься которой должны квалифицированные люди.

Читайте также:  Как правильно выбрать подушку для ребенка 5 лет

Понять, к кому обратиться при определенном диагнозе, поможет таблица, представленная ниже.

ПатологияКто занимается проблемой
Афония, отсутствие слуха, тугоухостьЛОР, логопед-дефектолог, фониатр
РинолалияЛогопед-дефектолог, хирург
ЗРРЛогопед-дефектолог, невролог, психолог
ОНР (общее недоразвитие речи)Невролог, логопед-дефектолог, ЛОР
АутизмПсихиатр, психолог, невролог
АфазияЛогопед-дефектолог, невропатолог
АлалияЛогопед-дефектолог
Умственная отсталостьОлигофренопедагог, невропатолог, психолог

Вовремя диагностированная патология позволит начать комплексное лечение как можно раньше. При таком подходе в большинстве случаев удается добиться качественной речи к периоду школьного обучения. Поэтому при отсутствии или нарушениях речи у дошкольника следует обращаться к логопеду, неврологу, которые проведут диагностику и выявят причину патологии.

Источник

ää!
îÕÖÎÁ ÏÂÝÁÑ ÐÏÍÏÝØ, ÓÏ×ÅÔÙ, ËÏÎÓÕÌØÔÁÃÉÉ…
ðÒÅÄÙÓÔÏÒÉÑ.
ðÅÒÅÄ ÓÁÄÉËÏÍ ÐÒÏÈÏÄÉÌÉ ÍÅÄÉÃÉÎÓËÕÀ ËÏÍÉÓÓÉÀ. îÁÍ ÂÙÌÏ 2,5. ðÒÏÛÌÉ ÐÓÉÈÉÁÔÒÁ – ×ÓÅ ÏË.
ðÏÛÌÉ Ë ÎÅ×ÒÏÌÏÇÕ × ÐÌÁÔÎÕÀ ËÌÉÎÉËÕ. îÅ×ÒÏÐÁÔÏÌÏÇ ÏËÁÚÁÌÁÓØ ÄÅÔÓËÉÍ ÐÓÉÈÉÁÔÒÏÍ. îÅ×ÒÏÌÏÇ × ÐÏÒÏÇÁ ÚÁÑ×ÉÌÁ: «÷ÁÛ ÒÅÂÅÎÏË ÏÓÏÂÅÎÎÙÊ. õ ÒÅÂÅÎËÁ ÁÕÔÉÚÍ.» é ÐÉÛÅÔ, ÞÔÏ ÒÅÂÅÎÏË ÚÄÏÒÏ×, ÏÔËÌÏÎÅÎÉÊ ÎÅÔ. «ðÒÉÈÏÄÉÔÅ ËÏ ÍÎÅ, ÂÕÄÅÍ ÌÅÞÉÔØ. ëÁÖÄÏÅ ÐÏÓÅÝÅÎÉÅ 1500ÒÕÂ, Ñ ÖÅ ËÁÎÄÉÄÁÔ ÍÅÄÉÃÉÎÓËÉÈ ÎÁÕË!»
ñ ÐÏÛÌÁ × ÂÅÓÐÌÁÔÎÕÀ ÐÏÌÉËÌÉÎÉËÕ Ë ÎÁÛÅÍÕ ÎÅ×ÒÏÌÏÇÕ (ËÏÇÄÁ-ÔÏ Ñ ÅÅ ÓÞÉÔÁÌÁ ÏÞÅÎØ ÄÁÖÅ ÎÅÐÌÏÈÉÍ ÓÐÅÃÉÁÌÉÓÔÏÍ). «áÕÔÉÚÍ ÐÏÓÔÁ×ÉÌÉ, ÄÁ? îÕ, ÚÎÁÞÉÔ ÁÕÔÉÚÍ!» ñ ÇÏ×ÏÒÀ, ÞÔÏ ÓÔÁ×ÉÌÉ ÄÉÁÇÎÏÚ. ïÎÁ ÏÔËÁÚÙ×ÁÅÔÓÑ.
ðÏÛÌÁ Ñ Ë ÚÎÁËÏÍÏÍÕ ×ÚÒÏÓÌÏÍÕ ÐÓÉÈÉÁÔÒÕ. åÓÔÅÓÔ×ÅÎÎÏ, ÎÅ ×ÉÄÑ ÒÅÂÅÎËÁ, ÏÎ ÍÎÅ ÓÍÏÇ ÔÏÌØËÏ ÐÏÒÅËÏÍÅÎÄÏ×ÁÔØ ÏÂÒÁÔÉÔØÓÑ × «òÏÓÔÏË». ñËÏÂÙ ÔÁÍ ÈÏÒÏÛÉÅ ÓÐÅÃÉÁÌÉÓÔÙ ÐÏ ÒÁÎÎÅÊ ÄÉÁÇÎÏÓÔÉËÅ ÁÕÔÉÚÍÁ. é ÄÉÁÇÎÏÚÙ ÔÁËÉÅ × ÔÁËÏÍ ×ÏÚÒÁÓÔÅ ÎÅ ÓÔÁ×ÑÔ.
úÁÐÉÓÁÌÁÓØ ÎÁ ÐÒÉÅÍ Ë ×ÒÁÞÕ-ÐÓÉÈÏÔÅÒÁÐÅ×ÔÕ äÅÎÉÓÏ×ÏÊ × «òÏÓÔÏË». åÚÄÉÌÉ ×ÍÅÓÔÅ Ó ÍÕÖÅÍ. ÷ÅÓØ ÐÒÉÅÍ ÏÎÁ ÒÕÇÁÌÁ ÎÁÓ Ó ÍÕÖÅÍ, ÞÔÏ ÍÙ ÏÞÅÎØ ÏÐÅËÁÅÍ ÓÙÎÁ (ÎÅ ÔÁË ÇÏ×ÏÒÉÍ, ÍÎÏÇÏ ÐÏÚ×ÏÌÑÅÍ, ÄÅÌÁÅÍ ÚÁ ÎÅÇÏ É ÐÒ.) É ÐÏÓÔÏÑÎÎÏ ÕÐÏÒÎÏ ÉÎÔÅÒÅÓÏ×ÁÌÁÓØ ÐÅÒ×ÏÊ ÎÅÕÄÁ×ÛÅÊÓÑ ÎÁ ÐÏÚÄÎÉÈ ÓÒÏËÁÈ ÂÅÒÅÍÅÎÎÏÓÔØÀ, ÏÔÞÅÇÏ ÄÏ×ÏÄÉÌÁ ÍÅÎÑ ÄÏ ÓÌÅÚ. «äÁ, ÁÕÔÉÚÍ, ÎÏ ÄÉÁÇÎÏÚ ÓÔÁ×ÉÔØ ÎÅ ÂÕÄÕ. ðÒÏÐÅÊÔÅ ËÏÇÉÔÕÍ+ÍÁÇÎÉÊ ×6. ðÒÉÅÚÖÁÊÔÅ ÞÅÒÅÚ ÍÅÓÑÃ, ÐÏËÁÖÉÔÅÓØ É ÐÏÂÅÓÅÄÕÅÍ ÐÒÏ ÷ÁÛÕ 1 ÂÅÒÅÍÅÎÎÏÓÔØ. é ÂÕÄÅÍ ÖÄÁÔØ ÉÚÍÅÎÅÎÉÊ ÐÏÓÌÅ ÓÁÄÉËÁ, ÍÏÖÅÔ ÞÔÏ ÉÚÍÅÎÉÔÓÑ»
îÁ ÏÂÝÅÍ Ó ÍÕÖÅÍ ÓÏ×ÅÔÅ ÒÅÛÉÌÉ, ÞÔÏ × «òÏÓÔÏË» ÂÏÌØÛÅ ÎÅ ÐÏÅÄÅÍ. îÏ ËÏÇÉÔÕÍ É ÍÁÇÎÉÊ ×6 ÐÒÏÐÉÌÉ. é ÒÅÛÉÌÉ ÖÄÁÔØ ÓÁÄÉË. íÏÖÅÔ ÏÂÝÅÎÉÅ Ó ÄÅÔÉÛËÁÍÉ ÞÔÏ-ÔÏ ÉÚÍÅÎÉÔ, Ô.Ë. × ÒÅÁÌØÎÏÓÔÉ ÒÅÂÅÎËÕ ÐÏÏÂÝÁÔØÓÑ ÐÏÞÔÉ ÎÅ Ó ËÅÍ, ËÒÏÍÅ ÍÁÍÙ É ÐÁÐÙ+ ÄÅÔÓËÁÑ ÐÌÏÝÁÄËÁ.
óÈÏÄÉÌÁ ÅÝÅ ÒÁÚ Ë ×ÚÒÏÓÌÏÍÕ ÐÓÉÈÉÁÔÒÕ. óËÁÚÁÌ: «âÏÌØÛÅ ÏÂÝÅÎÉÑ + ÚÁÎÉÍÁÊÔÅÓØ»

óÅÊÞÁÓ ÓÙÎÕ 3,2. èÏÄÉÍ × ÓÁÄÉË. ó ÄÅÔØÍÉ ÏÂÝÁÅÍÓÑ.
îï…ÐÏÞÔÉ ÎÅ ÒÁÚÇÏ×ÁÒÉ×ÁÅÍ.
«íÁ-ÍÁ-ÍÁ-ÍÁ», «ÐÁ-ÐÁ-ÐÁ-ÐÁ», «ÇÕ-ÇÕ-ÇÕ», «ÂÁ-ÂÁ-ÂÁ» É ÐÒÏÞÅÅ.
óÁÍ ÅÓÔ, ÐØÅÔ, ÈÏÄÉÔ ÎÁ ÇÏÒÛÏË (ÛÔÁÎÙ ÓÎÉÍÁÅÔ-ÏÄÅ×ÁÅÔ), ×ÓÅ ÐÏÎÉÍÁÅÔ. úÎÁÅÔ ÇÄÅ ÅÇÏ ÑÝÉË × ÓÁÄÉËÅ, ÅÇÏ ÍÁÛÉÎÁ ÎÁ ÓÔÏÑÎËÅ, ÐÏ ÇÒÑÄËÁÍ ÎÅ ÂÅÇÁÅÔ. úÎÁÅÔ ËÁË ×ËÌÀÞÉÔØ ÓÅÂÅ ÍÕÌØÔÉËÉ, ËÁË ÏÔËÒÙÔØ ÍÁÛÉÎÕ, ÚÁÌÅÚÔØ × Á×ÔÏËÒÅÓÌÏ É ÐÒ. ÷ÓÅ ÐÏÓÌÅÄÏ×ÁÔÅÌØÎÏ. îÏ, ÎÅËÏÔÏÒÙÅ ×ÅÝÉ ÅÍÕ ÐÒÉÈÏÄÉÔÓÑ ÐÏ×ÔÏÒÑÔØ ÐÏ ÎÅÓËÏÌØËÏ ÒÁÚ, ÞÔÏÂÙ ÏÎ ÜÔÏ ÓÄÅÌÁÌ. é Ó ÎÅÄÏ×ÏÌØÎÙÍ ×ÉÄÏÍ, ÎÏ ÏÎ ×ÙÐÏÌÎÑÅÔ ÓËÁÚÁÎÎÏÅ.
èÏÞÅÔ ÞÔÏ-ÔÏ ÄÏÓÔÁÔØ, ÅÓÌÉ ÓÁÍ ÓÔÕÌ ÐÏ ËÁËÏÊ-ÔÏ ÐÒÉÞÉÎÅ ÎÅ ÐÏÄÓÔÁ×ÉÔ, ÔÏ ×ÅÄÅÔ ÍÅÎÑ Ë ÜÔÏÊ ×ÅÝÉ. çÏ×ÏÒÀ ÅÍÕ: «óËÁÖÉ äáê!» íÏÌÞÉÔ, ÒÕËÉ ÔÑÎÅÔ. «óËÁÖÉ äÁÊ!» ôÉÛÉÎÁ. íÏÖÅÍ ÍÉÎÕÔ 5 ÔÁË ÓÔÏÑÔØ. ëÔÏ-ËÏÇÏ. åÓÌÉ ÅÍÕ ÎÁÄÏÅÓÔ, ÏÎ ÕÊÄÅÔ, ÍÉÎÕÔ ÞÅÒÅÚ 2-5 ÏÐÑÔØ ÍÅÎÑ ÔÕÄÁ ÖÅ ×ÅÄÅÔ. é Ñ ÓÄÁÀÓØ: ÉÌÉ ÄÏÓÔÁÀ ÉÌÉ ÏÔËÒÙ×ÁÀ, ×ÙÐÏÌÎÑÀ ÖÅÌÁÅÍÏÅ.
åÓÌÉ ÅÍÕ ÏÞÅÎØ ÎÁÄÏ, ÔÏ ÂÕÄÅÔ ÚÁ ÍÎÏÊ ÈÏÄÉÔØ, ÇÏ×ÏÒÉÔØ «ÍÁ-ÍÁ-ÍÁ-ÍÁ».
é ÅÝÅ ÐÏÓÔÏÑÎÎÏ ËÒÉÞÉÔ-×ÏÓËÌÉÃÁÅÔ «áÁÁ!» É ×ÉÚÖÉÔ. ñ ÅÍÕ ÏÂßÑÓÎÑÀ, ÞÔÏ ×ÉÚÖÁÔØ ÎÅÌØÚÑ, ÍÏÖÎÏ ÔÏÌØËÏ ÒÁÚÇÏ×ÁÒÉ×ÁÔØ. ïÎ ÒÁÚÁ ÓÏ 2-3 ÐÅÒÅÓÔÁÅÔ É ÎÁÞÉÎÁÅÔ ÏÐÑÔØ ÓÌÏÇÁÍÉ. éÍÅÎÎÏ Ó «áÁÁ!» ÎÅ×ÒÏÌÏÇ × ÐÌÁÔÎÏÊ ËÌÉÎÉËÅ É «ÐÏ×ÅÓÉÌÁ» ÄÉÁÇÎÏÚ – ÁÕÔÉÚÍ.
òÁÎØÛÅ ÂÙÌ ×ÏÏÂÝÅ ÎÅÕÓÉÄÞÉ×ÙÊ, ÓÅÊÞÁÓ ÎÁÍÎÏÇÏ ÌÕÞÛÅ.
îÅÊÒÏÓÏÎÏÇÒÁÆÉÀ ÄÅÌÁÌÉ × ÒÏÄÄÏÍÅ, × ÇÏÄ É × 2. ÷ÓÅ ÈÏÒÏÛÏ. îÏ ÎÁÓËÏÌØËÏ ÏÎÁ ÉÎÆÏÒÍÁÔÉ×ÎÁ? þÔÏ Ñ ÍÏÇÕ/ÄÏÌÖÎÁ ÔÁÍ Õ×ÉÄÅÔØ?
îÁÄÏ ÞÔÏ-ÔÏ ÄÅÌÁÔØ! þÔÏ???
÷ÏÐÒÏÓÙ × ÓÌÅÄÕÀÝÅÍ: Ë ËÁËÉÍ ×ÒÁÞÁÍ ÉÄÔÉ? îÁ ÞÔÏ ÐÏÈÏÖÅ? ëÁËÉÅ ÏÂÓÌÅÄÏ×ÁÎÉÑ ÎÁÄÏ ÐÒÏÊÔÉ? íÏÖÅÔ ÐÏÓÏ×ÅÔÕÅÔÅ ÞÔÏ!?
ðÓÉÈÏÌÏÇ × ÄÅÔÓËÏÍ ÓÁÄÕ – ×ÏÏÂÝÅ ËÁÄÒ. «óßÅÚÄÉÔÅ Ë ËÁËÉÍ-ÎÉÂÕÄØ ÓÐÅÃÉÁÌÉÓÔÁÍ. òÅÂÅÎÏÞÅË Õ ÷ÁÓ ÎÅÄÏÎÏÛÅÎÎÙÊ. óÁÍÉ ÚÎÁÅÔÅ ËÁË ÜÔÏ ÓËÁÚÙ×ÁÅÔÓÑ, ÎÅÄÏÒÁÚ×ÉÌÓÑ. óßÅÚÄÉÔÅ, ÐÒÉ×ÅÚÉÔÅ ÎÁÍ ÂÕÍÁÖËÉ ËÁË Ó ÔÁËÉÍ ÒÅÂÅÎËÏÍ ÒÁÂÏÔÁÔØ.»
óÙÎ, ÄÅÊÓÔ×ÉÔÅÌØÎÏ, ÎÅÄÏÎÏÛÅÎÎÙÊ. ÷ 35 ÎÅÄÅÌØ ÏÔÐÒÁ×ÉÌÉ ÜËÓÔÒÅÎÎÏ ÒÏÖÁÔØ, Ô.Ë. ÐÅÒÅÓÔÁÌÉ ÒÁÂÏÔÁÔØ ËÒÏ×ÏÔÏËÉ, ÐÅÒÅÓÔÁÌÏ ÐÏÓÔÕÐÁÔØ ÐÉÔÁÎÉÅ. ðÏ ÐÅÒ×ÏÊ â. – ÎÉËÔÏ ÔÏÌËÏÍ ÎÉÞÅÇÏ ÎÅ ÚÎÁÅÔ, ÎÏ ÄÕÍÁÀ ÔÏ ÖÅ ÓÁÍÏÅ ÂÙÌÏ.
èÅÌÐ!

Источник