Крупная моторика у ребенка в 2 года

/Занятия и игры для детей/Игры, развитие и обучение детей от 3 до 7 лет

Крупная моторика и развитие мелкой моторики. Как гармонично развивать ребенка, почему важна крупная, а не только мелкая моторика у детей дошкольного возраста

О чем часто забывают мамы

  • Вы знаете, что крупная моторика развивается раньше мелкой?
  • Как развивать крупную моторику
  • Не приучайте ребенка лениться! Почему не развивается крупная моторика
  • Комплекс упражнений для развития крупной моторики

Все мамы знают о том, как важно развивать мелкую моторику у детей: с первых месяцев жизни они начинают давать малышам в ручки мелкие предметы, шьют замысловатые коврики и игрушки, детям постарше предлагают поиграть с крупой. На нашем сайте вы тоже можете найти множество полезных рекомендаций на этот счет, например, рассказ об использовании грецких орехов для развития мелкой моторики (что, кстати, гораздо практичнее, чем игры с крупой, которые заканчиваются генеральной уборкой).

Считается, что после таких занятий дети легко обучатся рисовать, лепить и, главное, красиво писать. Однако не всегда им надеждам суждено сбыться: занимались-занимались с ребенком, а он пишет, как курица лапой… Обидно!

А дело в том, что уделяя столько внимания мелкой моторике, родители забывают про крупную: основная нагрузка у первоклассников приходится не на кисть, а на верхний плечевой пояс. Специалист по лечебной физкультуре Владимир АХУНОВ напоминает мамам, что важно развивать не только мелкую, но и крупную моторику ребенка.

Крупная моторика развивается раньше мелкой

” Крупная моторика, то есть движения крупных мышц тела, развивается гораздо раньше мелкой. Это основа, на которую впоследствии накладываются более сложные и тонкие движения мелкой моторики.

Развитие мышц, рассказывает Владимир Ахунов (он работает с ребятами из частных детских садов «Золотой ключик» и «Мишутка»), начинается вскоре после рождения ребенка. Сначала развиваются мышцы, отвечающие за движения глаз, потом за повороты головой и кроха может удерживать, а затем и вращать головой. Потом развитие мышц постепенно опускается вниз: плечи и руки (ребенок поднимается на локтях), туловище (малыш осваивает повороты со спины на живот и наоборот), ноги (садиться, ползает и идет, наклоняется, прыгает). И все это крупная моторика — без нее ребенку будет невозможно выполнять какие-либо мелкие движения. Трудно научиться держать ложку или вилку, карандаш или ручку, если мышцы руки слабы. Более того, развитие крупной моторики содействует речевому развитию, формирует взаимодействие между полушариями мозга.

Как развивать крупную моторику

Крупная моторика и развитие мелкой моторики. Как гармонично развивать ребенка, почему важна крупная, а не только мелкая моторика у детей дошкольного возраста Как осуществляется развитие крупной моторики у дошкольников? Существует большое количество разнообразных игр и упражнений.

  • Первое и самое простое – это  зарядка. Выполнение всевозможных упражнений на повороты и наклоны, хождение на носках и пятках, махи и приседания, прыжки и скрещивания рук помогают научиться контролировать свое тело. Используйте мяч: его можно катать, бросать и ловить, с ним можно приседать, наклоняться.
  • Игры со скакалкой, а также игры на бросание и попадание в цель, кольца, игра в городки, дартс помогут в развитии внимательности и координации движений.
  • Занятие танцами, езда на велосипеде и самокате, роликах и коньках — и это все способствует укреплению мышечного аппарата ребенка.

Для развития крупной моторики ребенка хорошо подойдут и упражнения на зеркальное копирование движений взрослого. Это позволит в игровой и веселой форме развить реакцию и научиться чувствовать свое тело .

Кстати, отмечает Владимир Ахунов, не только упражнения развивают крупную моторику.

” Научиться владеть своим телом и развивать общую моторику в дошколят можно и приобщая их к домашнему труду. Протереть пыль, пропылесосить, подмести веником или помыть пол, помыть посуду, полить цветы, развесить постиранное белье на веревочку — все это просто, когда давно научился, а для ребенка это будет отличной тренировкой крупных мышц.

И при этом он будет чувствовать себя взрослым, потому что не тренируется, а как мама и папа выполняет взрослые дела.

Не приучайте ребенка лениться! Почему не развивается крупная моторика

— Наибольший интерес у детей, — говорит Владимир Ахунов, — вызывают игры на зеркальное отражение и метание, это и есть самые популярные способы развития крупной или как ее еще называют общей моторики.

Современных детей, продолжает наш специалист, непременно надо заставлять двигаться. По его наблюдениям, почти половина девочек и четверть мальчиков дошкольного возраста страдают ожирением различной степени.

— Для девочек слишком мало подвижных игр, — говорит Владимир, — у мальчиков их гораздо больше.

Дети сейчас живут в таком комфорте, завершает нашу беседу эксперт:

” — Очень много интересного можно узнать, вообще не делая никаких движений. К примеру, мобиль, который висит над кроватью, играет мелодию, светится, крутится, а ребенок не может дотянуться до него руками. Или игрушка, у которой достаточно нажать одну кнопку, а она в ответ выдает целый спектр действий. Для младенца это все — познавательная активность, а моторной реализации у нее нет.

В итоге ребенок переполняется информацией, и потом ему обязательно нужно просто активно подвигаться, чтобы скомпенсировать интеллектуальную деятельность.

30.09.2015

Автор: Наталья Нашталова

Крупная моторика и развитие мелкой моторики. Как гармонично развивать ребенка, почему важна крупная, а не только мелкая моторика у детей дошкольного возраста Комплексы упражнений для развития крупной моторики от дефектолога Екатерины Сороко

Упражнения для головы, рук и плечевого пояса

  1. Приподнимание головы, из положения лежа на спине.
  2. Наклоны головы в левую и правую стороны, а затем вперед и назад.
  3. Движения головой по кругу.
  4. Плавные движения руками вперед, вверх, в стороны.
  5. Перемещение предметов из одной руки в другую перед грудью, над головой, за спиной.
  6. Соединение рук перед грудью и за спиной.
  7. Поднимание и опускание плеч.
  8. Выполнение движений плечами и руками по кругу.
Читайте также:  Как лучше развивать ребенка в возрасте 2 года

Упражнения для туловища

  1. Повороты туловища в левую и правую стороны.
  2. Наклоны вперед.
  3. В положении лежа выполнение поворотов туловища в стороны (можно за перемещающейся игрушкой).
  4. Лежа на спине, одновременный подъем и опускание обеих ног.
  5. Движение ногами аналогично езде на велосипеде.
  6. Лежа на спине одновременно поднимать и опускать обе руки.
  7. Лежа на спине, одновременно поднимать руки и ноги.
  8. Лежа на спине, выполнять перекрестные движения руками и ногами.

Прочтений: 55665

  

Источник

Крупной моторикой называют любые двигательные движения, в которых задействованы крупные мышцы. Хорошее владение своим телом – важное условие для гармоничного роста и развития ребенка, как-то:

  • самостоятельное обслуживание;
  • нормализация работы вестибулярного аппарата;
  • укрепление дыхательной и сердечнососудистой системы;
  • совершенствование конкретных движений;
  • укрепление мышц и правильное развитие скелета;
  • улучшение координации;
  • создание межполушарных связей, то есть базы для развития речи, памяти и внимания;
  • повышение самооценки малыша.

Кроме того, хорошо развитая крупная моторика позволяет ребенку выплеснуть излишки энергии и эмоций. Многие родители замечают, что после игр на крупную моторику дети лучше спят, меньше нервничают и капризничают.

Развитием крупной моторики необходимо заниматься с раннего детства. Возраст 2-4 года – наилучшее время для этого: дети очень подвижны, уверенно пользуются своим телом, скелет и мышцы растут. Также в это время происходит активное развитие речи, и любая двигательная активность очень полезна.

Читайте также: Если ребенок отстает в развитии в 3 года, что делать?

Дефектологи и психологи отмечают, что при малоподвижности ребенок становится апатичным, не проявляет интереса к окружающему миру и умственной деятельности, ухудшается его память, тормозится речь.

Игры на развитие крупной моторики дома

Паутинка

Для игры потребуется клубок толстых ниток (лучше цветных) или моток бельевой резинки. Предложите ребенку построить домик, как у паучка (перед игрой можно посмотреть мультик про насекомых, например, про Лунтика). Натяните вместе с малышом нитки в комнате, закрепляя их на разном уровне – на дверце шкафчика или на ножке кресла, таким образом, получилась паутинка. Когда все будет готово, паучок (его роль исполняет ребенок) должен проверить прочность нового домика и перебраться из одного угла комнаты в другой, преодолевая все сложные переплетения, стараясь не разорвать паутину.

Паучок

Описанное выше упражнение можно усложнить. Ребенок должен находиться в положении стоя на ногах и руках животом вверх (поначалу можно передвигаться на четвереньках спинкой вверх). Привяжите к нему толстую цветную нитку, клубок закрепите в исходной точке. Теперь ваш «паучок» должен сплести себе паутинку.

Кошечка

Данное упражнение хорошо тем, что оно похоже на игру и может выполняться в нескольких вариантах. Например, сначала надо показать, как кошечка греется на солнышке. Исходное положение: стоя, руки опущены, ноги слегка расставить. Теперь попросите ребенка медленно поворачивать голову влево и вправо, по три раза в каждую сторону.

Следующее задание: поиграть с кошечкой в прятки. Попросите ребенка сесть на пятки, а руки спрятать за спиной. Затем он должен встать с пяток на колени, потянувшись посмотреть наверх и вернуться в изначальное положение. Повторить 5-6раз в медленном темпе.

Что еще можно сделать? Попросите ребенка показать, что кошечка потягивается, как она сердится, выгибая спинку, и т.д. Вообще имитировать можно любое животное, какое нравится ребенку:

  • топать ножками, как медвежонок или слоник,
  • хлопать крыльями, как птичка,
  • стоять на одной ножке, как цапля,
  • прыгать, как зайчик, и т.д.

Переправа

Разложите на полу подушки, постелите узкий длинный шарф. Пол будет изображать опасное болото, а подушки и шарф – кочки и бревнышко, по которым можно перейти с одного берега на другой. Ребенок должен пройти по всему маршруту, ни разу не наступив в болото. Задание можно усложнить: например, перемещаться разрешается только по желтым или зеленым подушкам.

Хождение по разным линиям

«Нарисуйте» на полу с помощью цветных ленточек разнообразные линии: прямые, ломаные, зигзаги, волнистые, можно даже изобразить лабиринт. Сначала ребенок должен просто, не сбиваясь, пройти по одной из линий. Затем пронести по тому же маршруту на подносе стакан с водой, книжку на голове и т.д.

Какие еще занятия и игры помогают развить крупную моторику?

В первую очередь, это, конечно, любые подвижные игры дома и на улице – мяч, скакалка, прыжки на батуте, салочки, классики и т. д. Обязательно купите ребенку самокат или велосипед. Дома можно танцевать под детские песенки – среди них есть и веселые энергичные мелодии, и медленные лирические произведения.

Очень важно приобщать малыша к спорту, даже если вы сами не очень активно им занимаетесь. Обязательно начинайте день с утренней гимнастики (пусть даже это будет всего несколько простых упражнений). Она поможет проснуться и зарядиться хорошим настроением, являясь прекрасным ежедневным ритуалом, которые так любят дети.

Читайте также:  Ребенок 2 года вырывает волосы на голове

Если рядом с домом есть стадион, проводите там больше времени. Ходите с ребенком по беговым дорожкам, играйте в футбол на настоящем поле, посоревнуйтесь, кто дальше прыгнет. Смелого малыша можно поставить на бревно и, страхуя его, помочь пройти до конца. Вис на турнике (родители опять же страхуют от падения) очень полезен для вестибулярного аппарата. Даже обычная ласточка даст отличный результат, если выполнять это упражнение регулярно. Если есть возможность, установите небольшой спортивный комплекс в детской комнате: мат, канат, шведская стенка, баскетбольная корзина, турник – все, что нужно для развития крупной моторики, легко уместится на площади 1 кв. м. Есть дома фитбол? Отлично, ведь с ним можно прыгать, катить перед собой, доставать предметы, лежа на нем.

Читайте также: Почему у ребенка текут слюни в 2, 3, 4 года

Домашние дела тоже отлично развивают крупную моторику. Давайте ребенку посильные поручения, например, протереть со стола крошки, убрать игрушки (здорово, если их нужно поставить на полки разной высоты), вынуть из машинки белье и развесить его на сушилке (отрегулируйте ее по росту малыша) или подмести пол. Если вы что-то готовите, поручите смешать некоторые ингредиенты в миске. Дети, как правило, очень серьезно относятся к «взрослым» делам и выполняют их ответственно, с большим интересом.

Главное условие любых развивающих упражнений – систематическое выполнение. Если вы не уверены, что сможете заниматься с ребенком регулярно дома, то лучше записаться на групповые занятия по ритмике или танцам, детской йоге.

Дата публикации: 27.11.2019. Последнее изменение: 13.01.2020.

Источник

Полныйтекст книги — https://lib100.com/book/mama/child/%ca%e0%ea%20%f0%e0%e7%e2%e8%e2%e0%e5%f2%f1%ff%20%e2%e0%f8%20%f0%e5%e1%e5%ed%ee%ea%3f/%ca%e0%ea%20%f0%e0%e7%e2%e8%e2%e0%e5%f2%f1%ff%20%e2%e0%f8%20%f0%e5%e1%e5%ed%ee%ea.html

 

Понятно, что в таблице приведены нижние границы нормы.

1. РЕЧЬ

 Г.19. Выражает желание словом (2 года)
      Может ли ребенок выразить определенное желание словом?
      Достаточно, если ребенок говорит, например, «ам-ам», когда хочет есть, или «дай», когда просит дать ему какой-либо предмет. 
 
  Г.20. Звуки [н], [л], [д], [т], [в], [ф]  (2 года)
      Умеет ли ребенок произносить вышеназванные согласные звуки?
 
  Г.21. Использует 5 слов (2 года)
      Произносит ли ребенок по собственной инициативе пять слов со смыслом? Называет ли ребенок предметы, людей или какую-либо деятельность определенными словами? «Мама» и «папа» тоже считаются такими словами. Если в словарном запасе ребенка только два слова (например, «мама» и «папа»), с заданием он не справляется.
 
   Г.22. Называет трех людей по имени (2 года)
      Зовет ли ребенок трех близких людей по имени?
      Достаточно, если ребенок, кроме родителей, называет еще одного близкого человека по имени или другим похожим словом, причем постоянно.
      Если ребенок называет по имени только двоих людей из своего окружения, с заданием он справляется наполовину.
      Ребенок не справляетсяс заданием, если называет по имени лишь одного человека.
 
       Г.23. Называет 4 предмета (2 года)
      Может ли ребенок по просьбе взрослого назвать 4 предмета?
      Достаточно, если ребенок называет предметы на своем, «детском», языке. 
       Г.24. Называет два вида деятельности (2 года)
      Использует ли ребенок по собственной инициативе в речи два слова, обозначающие определенный вид деятельности?
      Использует ли ребенок какие-то слова для обозначения, например, следующих видов деятельности: «есть», «пить», «спать», «идти», «приходить»?
      

Г.25. Использует 10 слов (2,5 года)
      Располагает ли ребенок в своем словарном запасе 10 различными словами?
      Если ребенок использует в речи 7 или 8 слов, задание выполнено наполовину.Если ребенок спонтанно пользуется менее чем 7 словами, задание считается невыполненным.
 
       Г.26. Называет себя по имени (2,5 года)
      Называет ли ребенок свое имя, говоря о себе?
      Достаточно, если ребенок использует какое-либо сокращение или собственный вариант своего имени.
      Если ребенок лишь изредка называет себя по имени, задание выполнено наполовину.
 
       Г.27. Говорит: «там», «уйди», «пожалуйста», «спасибо» (2,5 года)
      Употребляет ли ребенок слово «там», когда указывает определенное направление?
      Говорит ли ребенок взрослому «уйди» или «сам», если ему мешают что-то делать? Просит ли ребенок и благодарит ли за что-либо?
      Достаточно, если ребенок употребляет три слова из вышеуказанных.
      Если ребенок употребляет одно или два слова, задание выполнено наполовину.
 
       Г.28. Называет два свойства предметов (2,5 года)
      Умеет ли ребенок называть правильно два свойства предметов?
      Говорит ли ребенок «горячо», «холодно», «большой», «маленький», «хороший», «красивый» и т. д.?
      Если ребенок употребляет лишь одно подобное слово, с заданием он справляется наполовину.
 
       Г.29. Произносит фразу из двух слов (2,5 года)

Произносит ли ребенок смысловую фразу из двух и более слов?
      Речь идет о выражениях, несущих смысл, например: «Пойдем гулять», «Ната кушать».
      Если ребенок регулярно использует подобные выражения для описания какого-либо действия, задание выполнено успешно.
      Если же ребенок изредка пользуется подобными выражениями, задание выполнено наполовину.
       Примечание:Два слова, обычно использующиеся вместе (например, «большое спасибо»), при выполнении данного задания не учитываются.
 
       Г.30. Употребляет слова: «он», «она», «оно» (2,5 года)
      Употребляет ли ребенок местоимения «он», «она», «оно»?
      Задание выполнено успешно,если ребенок не только говорит слово «кукла», но употребляет местоимение как принадлежность куклы к женскому роду. Если такое наблюдается крайне редко или только в ответ на вопрос взрослого, задание выполнено наполовину.

Читайте также:  Ребенок начал всего боятся 2 года

2. МЕЛКАЯ МОТОРИКА

Б.19.
Надевает колечки на палочку
 (2 года)
      Может ли
ребенок надеть на вертикальную палочку два колечка?
 Б.20. Строит башню из двух кубиков (2 года)
      Может ли
ребенок поставить один кубик (из дерева или пластмассы) на другой так,
      чтобы верхний
не упал? 
  Б.21. Расстегивает замок-молнию (2 года)

      Ребенок
должен самостоятельно расстегнуть замок. Он должен одной рукой придерживать
замок, а другой расстегивать его.
   Б.22. Бросает изюминку в
бутылку
 (2 года)

   Б.23.
Чертит на бумаге
 (2 года)
      Может ли
ребенок чертить на листе бумаги штрихи или зигзаги?

       Б.24. Снимает
одежду
 (2 года)
      Может ли
ребенок снять с себя, к примеру, брюки или колготки?
      В данном
задании не оцениваются такие умения, как снятие шапки или стягивание памперса.

Б.25. Переворачивает страницы (2,5 года)
      Может ли ребенок перевернуть два раза по одной странице в книге?
 
       Б.26. Вставляет палочку в трубку (2,5 года)
      Может ли ребенок вставить маленькую палочку в картонную трубку?
      Протяните ребенку картонную трубку, например от рулона туалетной бумаги или кухонных полотенец. Возьмите маленькую бамбуковую тростинку или стебель цветка (или просто карандаш) и вставьте его в трубку.
      Пусть тростинка (стебель, карандаш) выпадет из трубки. Теперь ребенок должен самостоятельно попытаться вставить ее в трубку, держа оба предмета руками.
 
       Б.27. Достает бусинку из бутылочки (2,5 года)
      Может ли ребенок достать бусинку (изюминку) из бутылочки?
 
       Б.28. Бросает теннисный мячик, подняв руку над головой (2,5 года)
      Может ли ребенок бросить взрослому теннисный мячик одной рукой, подняв ее над головой?
     
       Б.29. Самостоятельно ест ложкой (2,5 года)
      
       Б.30. Строит башенку из четырех кубиков (2,5 года)

    3. КРУПНАЯ МОТОРИКА

 19. Поднимает предмет, присев на корточки 
 20. Пробегает 5 метров, не упав 
  21. Идет спиной вперед 
 22. Поднимается по лестнице, держась за перила 
23. Влезает на стул, держится за спинку 
24. Бьет по мячу ногой, при этом не падая 

25. Играет, сидя на корточках 
26. Поднимается
по лестнице, не держась за перила 
27. Спускается
по лестнице, держась за перила 
28. Поднимается
на три перекладины лесенки 
29. Идет,
держа равновесие 
30. Прыгает
на полу обеими ногами 
  
4. СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ

Д19. Указывает на двух
названных людей
 

Д.20. Указывает
на четыре названных предмета
 

Д.21.
Указывает на названную часть тела
 
Д.22.
Понимает вопрос «Хочешь…?»
 
Д.23. Понимает
ласковые слова и «баю-бай»
 
      Реагирует ли
ребенок на призывы приласкаться и спать?
      Нежно скажите
ребенку знакомые ему ласковые слова, например: «Мой маленький», и понаблюдайте,
станет ли он гладить вас ручками или прижмется к вам головой.
      Скажите:
«Баю-бай» и понаблюдайте за тем, ляжет ли ребенок, закроет ли глаза или хотя бы
сделает вид, что спит.

       Д.24. Понимает
призыв «гулять»
 
      Понимает ли
ребенок какой-либо призыв, означающий прогулку, поездку или поход за покупками?
      Спросите
ребенка: «Пойдем гулять?»
       Важно:Не готовьтесь специально к предстоящему действию – не давайте
ребенку зрительной подсказки. Не берите, например, в руки сумку или ключи от
квартиры, не снимайте заранее пальто с вешалки и не надевайте обувь!
      Если ребенок,
услышав призыв, приходит в радостное возбуждение или встает в кроватке, он справляетсяс заданием. Остальные оценки – как в задании Д.13.

  Д.25.
Понимает смысл 20 слов
 
      Понимает ли ребенок смысл и значение 20
слов?
      Сосчитайте, для каких лиц, предметов или
действий ребенок применяет правильные имена и названия.
      Если ребенок помнит имена и названия 10–19
лиц, предметов или действий, задание выполнено наполовину.
      Если ребенок помнит имена и названия менее
10 лиц, предметов или действий, задание не выполнено.
       Д.26. Показывает 8 названных
предметов
 
      Если ребенок знает названия и может
показать не более 4 предметов, с заданием он не справляется.
       Д.27. Показывает четырех названных
людей
 
       Д.28. Понимает: «До свидания»,
«Пока»
 
      Понимает ли ребенок смысл фразы, означающей
уход какого-то лица?
       Важно:Внешне не должно быть
понятно, что вы собираетесь уходить – не надевайте верхнюю одежду, не машите
ребенку на прощание рукой. Ребенок справляетсяс заданием, если
после слов взрослого «До свидания, я ухожу!» реагирует мимикой, жестами,
движением тела, плачем или словами.
      Ребенок может, например, сделать грустное
лицо, вытянуть ручки, подняться, чтобы показать, что хочет идти с вами, вдруг
заплакать или радостно помахать ручкой, сказать: «Пока!» и т. п.
       Д.29. Выполняет просьбу: «Дай мне
еще один»
 
       Д.30. Выполняет просьбу: «Уложи
куклу баиньки»
 
       

Источник