Крупная моторика у ребенка от 1 года

Крупная моторика у ребенка от 1 года thumbnail

/Занятия и игры для детей/Игры, развитие и обучение детей от 3 до 7 лет

Крупная моторика и развитие мелкой моторики. Как гармонично развивать ребенка, почему важна крупная, а не только мелкая моторика у детей дошкольного возраста

О чем часто забывают мамы

  • Вы знаете, что крупная моторика развивается раньше мелкой?
  • Как развивать крупную моторику
  • Не приучайте ребенка лениться! Почему не развивается крупная моторика
  • Комплекс упражнений для развития крупной моторики

Все мамы знают о том, как важно развивать мелкую моторику у детей: с первых месяцев жизни они начинают давать малышам в ручки мелкие предметы, шьют замысловатые коврики и игрушки, детям постарше предлагают поиграть с крупой. На нашем сайте вы тоже можете найти множество полезных рекомендаций на этот счет, например, рассказ об использовании грецких орехов для развития мелкой моторики (что, кстати, гораздо практичнее, чем игры с крупой, которые заканчиваются генеральной уборкой).

Считается, что после таких занятий дети легко обучатся рисовать, лепить и, главное, красиво писать. Однако не всегда им надеждам суждено сбыться: занимались-занимались с ребенком, а он пишет, как курица лапой… Обидно!

А дело в том, что уделяя столько внимания мелкой моторике, родители забывают про крупную: основная нагрузка у первоклассников приходится не на кисть, а на верхний плечевой пояс. Специалист по лечебной физкультуре Владимир АХУНОВ напоминает мамам, что важно развивать не только мелкую, но и крупную моторику ребенка.

Крупная моторика развивается раньше мелкой

” Крупная моторика, то есть движения крупных мышц тела, развивается гораздо раньше мелкой. Это основа, на которую впоследствии накладываются более сложные и тонкие движения мелкой моторики.

Развитие мышц, рассказывает Владимир Ахунов (он работает с ребятами из частных детских садов «Золотой ключик» и «Мишутка»), начинается вскоре после рождения ребенка. Сначала развиваются мышцы, отвечающие за движения глаз, потом за повороты головой и кроха может удерживать, а затем и вращать головой. Потом развитие мышц постепенно опускается вниз: плечи и руки (ребенок поднимается на локтях), туловище (малыш осваивает повороты со спины на живот и наоборот), ноги (садиться, ползает и идет, наклоняется, прыгает). И все это крупная моторика — без нее ребенку будет невозможно выполнять какие-либо мелкие движения. Трудно научиться держать ложку или вилку, карандаш или ручку, если мышцы руки слабы. Более того, развитие крупной моторики содействует речевому развитию, формирует взаимодействие между полушариями мозга.

Как развивать крупную моторику

Крупная моторика и развитие мелкой моторики. Как гармонично развивать ребенка, почему важна крупная, а не только мелкая моторика у детей дошкольного возраста Как осуществляется развитие крупной моторики у дошкольников? Существует большое количество разнообразных игр и упражнений.

  • Первое и самое простое – это  зарядка. Выполнение всевозможных упражнений на повороты и наклоны, хождение на носках и пятках, махи и приседания, прыжки и скрещивания рук помогают научиться контролировать свое тело. Используйте мяч: его можно катать, бросать и ловить, с ним можно приседать, наклоняться.
  • Игры со скакалкой, а также игры на бросание и попадание в цель, кольца, игра в городки, дартс помогут в развитии внимательности и координации движений.
  • Занятие танцами, езда на велосипеде и самокате, роликах и коньках — и это все способствует укреплению мышечного аппарата ребенка.

Для развития крупной моторики ребенка хорошо подойдут и упражнения на зеркальное копирование движений взрослого. Это позволит в игровой и веселой форме развить реакцию и научиться чувствовать свое тело .

Кстати, отмечает Владимир Ахунов, не только упражнения развивают крупную моторику.

” Научиться владеть своим телом и развивать общую моторику в дошколят можно и приобщая их к домашнему труду. Протереть пыль, пропылесосить, подмести веником или помыть пол, помыть посуду, полить цветы, развесить постиранное белье на веревочку — все это просто, когда давно научился, а для ребенка это будет отличной тренировкой крупных мышц.

И при этом он будет чувствовать себя взрослым, потому что не тренируется, а как мама и папа выполняет взрослые дела.

Не приучайте ребенка лениться! Почему не развивается крупная моторика

— Наибольший интерес у детей, — говорит Владимир Ахунов, — вызывают игры на зеркальное отражение и метание, это и есть самые популярные способы развития крупной или как ее еще называют общей моторики.

Современных детей, продолжает наш специалист, непременно надо заставлять двигаться. По его наблюдениям, почти половина девочек и четверть мальчиков дошкольного возраста страдают ожирением различной степени.

— Для девочек слишком мало подвижных игр, — говорит Владимир, — у мальчиков их гораздо больше.

Дети сейчас живут в таком комфорте, завершает нашу беседу эксперт:

” — Очень много интересного можно узнать, вообще не делая никаких движений. К примеру, мобиль, который висит над кроватью, играет мелодию, светится, крутится, а ребенок не может дотянуться до него руками. Или игрушка, у которой достаточно нажать одну кнопку, а она в ответ выдает целый спектр действий. Для младенца это все — познавательная активность, а моторной реализации у нее нет.

В итоге ребенок переполняется информацией, и потом ему обязательно нужно просто активно подвигаться, чтобы скомпенсировать интеллектуальную деятельность.

30.09.2015

Автор: Наталья Нашталова

Крупная моторика и развитие мелкой моторики. Как гармонично развивать ребенка, почему важна крупная, а не только мелкая моторика у детей дошкольного возраста Комплексы упражнений для развития крупной моторики от дефектолога Екатерины Сороко

Упражнения для головы, рук и плечевого пояса

  1. Приподнимание головы, из положения лежа на спине.
  2. Наклоны головы в левую и правую стороны, а затем вперед и назад.
  3. Движения головой по кругу.
  4. Плавные движения руками вперед, вверх, в стороны.
  5. Перемещение предметов из одной руки в другую перед грудью, над головой, за спиной.
  6. Соединение рук перед грудью и за спиной.
  7. Поднимание и опускание плеч.
  8. Выполнение движений плечами и руками по кругу.

Упражнения для туловища

  1. Повороты туловища в левую и правую стороны.
  2. Наклоны вперед.
  3. В положении лежа выполнение поворотов туловища в стороны (можно за перемещающейся игрушкой).
  4. Лежа на спине, одновременный подъем и опускание обеих ног.
  5. Движение ногами аналогично езде на велосипеде.
  6. Лежа на спине одновременно поднимать и опускать обе руки.
  7. Лежа на спине, одновременно поднимать руки и ноги.
  8. Лежа на спине, выполнять перекрестные движения руками и ногами.

Прочтений: 55307

  

Источник

Татьяна Мазур
Развитие крупной моторики

Мы часто слышим о необходимости развития мелкой моторики у дошкольников. Но давайте не забывать о том, что необходимо так же развитие крупной моторики (это движения тела, рук и ног). Крупная моторика – это своеобразная основа, на которую по мере взросления накладываются движения мелкой моторики.

Упражнения для крупной моторики не только укрепляют опорно-двигательный аппарат, развивают основной корсет позвоночника, развивают моторику и координацию, они обеспечивают постоянный синтез белковых соединений в мышцах, способствуя нормальному росту, развивают моторику и координацию движений. Когда у детей слабо выражена двигательная активность, то двигательная память может омертвевать, что приводит к изменению условных связей и снижению психологической активности. Недостаточная физическая нагрузка приведет ребенка к дефициту познавательной активности, к возникновению состояния мышечной пассивности и понижению работоспособности, знаний, умений,. Что в дальнейшем приведет к неуспеваемости ребенка в школе.

Читайте также:  Ребенок 1 год часто жмурится

Одно из самых распространенных заблуждений педагогов в том, что главное в развитии ребенка – это умственное развитие. Часто недостаточно оценивают значение двигательного развития детей. У детей дошкольного возраста сложно разделить границу между физическим, в данном вопросе двигательным развитием и умственным. В детстве дети развивают двигательные навыки, так же моторику: грубую (способность двигаться в заданном направлении, бег, прыжки, бросание мяча других предметов) и тонкую (мелкая моторика рук). По мере взросления развивается тонкая моторика детей они становятся более самостоятельными. Развитие грубой моторики дает возможность ребенку свободнее передвигаться, самому заботиться о себе и проявляет творческие способности.

Задача воспитателя воспитать у детей потребность в движении. Если в группе не делают разминку утром, пренебрегают активным играми на площадке, предпочитают занять ребенка тихими настольными играми, то, естественно, и дети будут малоподвижными. При этом недоразвитие у детей двигательных умений препятствуют нормальному развитию речи у детей, могут затруднять передвижения в пространстве, детям сложно заниматься спортом и играть в подвижные игры, делают проблематичным освоение навыков письма и чтения. В результате двигательных расстройств у детей нарушается мотивация к играм и любой другой деятельности. При всем этом, двигательные нарушения, возникшие в раннем возрасте, оказывают негативное влияние на последующее развитие речи. Педагогу важно поддерживать и направлять энергию детей в правильное русло с помощью специальных упражнений и игр. Подвижные игры помогают, с начала, повысить активность детей, затем обеспечивают развитие взаимосвязи зрительного и слухового внимания, способствуют формированию межполушарного взаимодействия, преодолевать стереотипы в поведении, развивают умение управлять своим поведением.

Подвижные игры направленные на развитие крупной моторики формируют знания детьми возможностей своего тела, что помогает лучше ориентироваться, перемещаться в пространстве, управлять своим телом и поведением, а также легче осознавать себя. Познание мира через движение способствует полноценному развитию ребенка и определяет его готовность к систематической учебе в школе, так как в его процессе формируется умение не только смотреть, но и видеть, выделять главное; не только слушать, но и слышать обращение педагога и следовать его рекомендациям, управлять своими движениями.

Схема развития крупной моторики у детей в возрасте от 1 года и до 6 лет.

Развитие крупной моторики

Схема развития у ребенка крупной моторики (данные в годах).

1. Передвигается в пространстве при помощи взрослых.

2. Наклоны вперед и вверх.

3. Ходит задом.

4. Попадает по мячу отбивая его.

5. Бросая мяч вверх может его поймать.

6. Свободно передвигается по ступенькам.

7. Стоит на одной ноге.

8. Прыгает на месте на двух ногах

9. Катается на велосипеде (крутит педали).

10. Стоит поочередно на одной ноге более 10 секунд.

11. Подпрыгивает на одной ноге.

12. Кидает и ловит мяч.

13. Ходит на пятках.

Каждая из закрашенных полосок соответствует нормам возраста детей, в период которого появляется новая способность ребёнка, обозначенная 1 уровень соответствует 1 способности.

Когда у детей наблюдается отставание или опережение развития крупной моторики частичное по одному или двум показателям, тогда можно говорить о негармоничном развитии у ребёнка крупной моторики. В таких случаях необходима своевременная помощь по коррекции этих отклонений.

Благодаря достаточной двигательной активности у нас появиться шанс, воспитать в будущем здорового ребёнка, у которого будет желание самостоятельно заниматься физкультурой, а также снизить вероятность развития проблем с опорно-двигательным аппаратом – плоскостопие, сколиоз и слабость мышечного корсета. Ведь большинство проблем проявляющихся в начальной школе это то что было упущено в детском возрасте.

Несколько игр перечисленных ниже помогут детям стать более скоординированными, усилят функции саморегуляции и контроля, разовьют гибкость и пластичность, разовьют устойчивость и концентрацию внимания. Кроме этого, они всегда зарядят хорошим настроением.

Игра «Зазеркалье»

Возраст детей: от 3 лет.

Можно проводить и в группе и на улице.

Цель игры: разогреть суставы, способствовать гибкости и пластичности ребенка, научиться координировать движения. Укрепить мышечный корсет.

Ведущий предлагает детям копировать его движения. Так же можно что бы дети разбились на пары и копировали ведущего в паре. При усложнении задания копируются не только позы ведущего, но и его настроение – мимика.

Очень нравятся детям игры на основе стихов и потешек.

Игра «Мишка»

Цель игры: развитие координации, скорости реакции, а также устойчивости внимания.

Возраст детей: от 3 лет.

Мишка косолапый

По лесу идёт, (идем как мишки)

Шишки собирает, (наклоны вперед)

Песенки поёт. (поем ля-ля-ля)

Вдруг, упала шишка.

Прямо мишке в лоб. (ударяем себя по лбу)

Оступился Мишка

И об землю – топ (топаем ногой)

Засвистел на ветке

Пересмешник дрозд:(ищем на верху взглядом)

— Мишка косолапый

Наступил на хвост! (топаем ногой)

А за ним вдогонку

Пятеро зайчат: (прыгаем как зайчата)

— Мишка косолапый! –

Из кустов кричат. (кричим, руки ко рту –«Мишка»)

Подхватил дразнилку

Весь лесной народ.

— Мишка косолапый

По лесу идет. (кричим, руки ко рту –«Мишка косолапый»)

Бросился к берлоге

Маленький медведь: (бежим по кругу)

— Чем такие ноги –

Лучше умереть!

Спрятался за шкафом (приседаем на корточки)

И ревёт ревмя:

— Мишкой косолапым

Дразнят все меня! (качаемся сидя)

Мама удивилась: (гладят друг друга по плечу)

— Глупенький сынок,

Я всегда гордилась

Формой твоих ног.

Я ведь косолапа, (идут по кругу, косолапя)

И папа косолап,

Косолапил славно

И дедушка Потап!

Мишка косолапый (идет по кругу расправив плечи и подняв голову)

Стал ужасно горд.

Вымыл с мылом лапы, (потирают руки)

Съел медовый торт.

Вышел из берлоги

И как заорёт: (руки вверх,подпрыгивают и кричат: «Мишка косолапый по лесу

идёт).

— Мишка косолапый

По лесу идёт!

«Хомка»

Хомка, хомка, хомячок (делаем приседания)

Полосатенький бочок (потираем бока)

Хомка раненько встает (встаем)

Щечки моет, шейку трет. (руками двигаем не задевая лица)

Подметает хомка хатку (наклон вниз, движения руками)

И выходит на зарядку. (идем по кругу)

Раз, два, три, четыре, пять –(руки сгибаем ладошками достаем до плечей)

Хочет Хомка сильным стать (сгибаем и разгибаем руки)

Ручками похлопает (хлопают руками)

Ножками потопает (топают ногами)

Крепко свой бочок потрет (трут бока)

И опять гулять пойдет. (идем по кругу)

Способствуя развитию у детей активной деятельности в группе и особенно на детских площадках мы развиваем крупную моторику малыша, и тем самым тренируем его вестибулярный аппарат, укрепляем еще пока слабые мышцы и суставы, а также способствуем развитию гибкости, препятствуем развитию сколиоза и других проблем с позвоночником, формируем походку и укрепляем мышечный корсет, кроме этого, мы закладываем будущие умения, навыки и потребности малыша.

Здоровье детей и их будущие достижения в ваших руках, уважаемые педагоги!

Читайте также:  Супчик из тыквы для ребенка в 1 год

Литература

Т. Е. Харченко «Гимнастика в детском саду»

Ж. М. Глозман, «Нейропсихология детского возраста» 2009.

Ч. Ньокиктьен «Детская поведенческая неврология», 2009.

И Соловей «Детская психология», 2011

Н. А. Бернштейн «Очерки о физиологии движений и физиологии активности». 1966.

Источник

Ну вот мы и добрались до моего любимого направления в развитии речи – мелкой моторики! Обожаю я его потому, что в этом направлении великое множество разнообразных и не сложных игр, упражнений и заданий, и в то же время есть где фантазии разгуляться.

Напомню, что моторика – это развитие подвижности мелких мышц пальцев, приводящих в движение импульсы, повышающие работоспособность головного мозга, т.е. мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.

Какая связь между развитием моторики и речью, спросите вы?

Дело в том, что проекция кисти руки в анатомическом плане расположена очень близко к речевой зоне. Развивая пальчики, мы тем самым стимулируем развитие речи. И наоборот: у деток, чьи речевые способности ниже нормы, наблюдается моторная неловкость, недостаточная координация пальчиков, слабый захват и пр.
В раннем возрасте развитие пальцевой моторики как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь.
Да и в принципе, на ладонях и кончиках пальцев сосредоточено большое количество активных точек, которые стимулируют мозговую деятельность и активизируют способности малыша. Именно поэтому ему следует предлагать как можно больше разнообразных видов деятельности, насыщать сенсорными впечатлениями, тактильными ощущениями.

Единственное, хочу обратить ВНИМАНИЕ на такой момент: не важно, в какие игры на развитие моторики вы играете, важно – как вы это делаете и с какой целью! Например, вы предлагали ребенку мозаику – втыкать «гвоздики» в полотно. Пока у него это действие не получалось – моторика развивалась, а следовательно и речь за собой подталкивала. Когда же он без проблем начал вставлять детали в полотно – развитие навыка, грубо говоря, достигло пика. Выработалось моторное планирование – как раз то, что нам и необходимо формировать касаемо речи (это умение выстроить логику действий). Иначе говоря, если малыш изо дня в день собирает одни и те же паззлы, пирамидки, то эти действия уже не требуют моторного планирования, а значит, такие занятия и развитию речи практически не способствуют.

Как я говорила, игр и упражнений на сегодняшний день уйма. Приведу в пример наши группы игр и упражнений по развитию мелкой моторики.

1. ИГРЫ С ВОДОЙ, ПЕСКОМ, КРУПАМИ И ДРУГИМ СЫПУЧИМ МАТЕРИАЛОМ

— рисование на подносе манкой
— выкапывание игрушек из перловки, фасоли, риса
— вылавливание рукой и подручными предметами (ложкой, шумовкой, ситечком, совочком и пр) игрушек из воды, крышечек, счетных палочек
— массаж стоп – ходим по крупам ножками
— переливание и пересыпание из стаканчика в стаканчик
— переливание и пересыпание ложкой
— переливание и пересыпание с использованием воронки, спринцовки, шприца
— наполнение пластмассовой бутылки сыпучими веществами или водой.

И обязательно давайте ребенку поиграть так, как ему хочется (если это безопасно, конечно). Захотел пересыпать совочком не в ведерко, а на пол, рядышком, ну пускай попересыпает. Предложите ведерко попозже. Захотел поплюхаться в тазу руками, вместо того, чтобы доставать оттуда крышки – пускай, ведь это занятие приносит ему столько радости! Не стоит загонять малыша в строгие рамки, если вы хотите вырастить свободную целеустремленную личность.

2. ЛЕПКА (ПЛАСТИЛИН, ТЕСТО), РИСОВАНИЕ, АППЛИКАЦИЯ

Что касается лепки, то мы делаем вот что:
— разминаем пластилин (тесто) в руках
— сжимаем в ладошках
— отрываем мелкие кусочки, приляпываем их на картон, отковыриваем
— вдавливаем мелкие предметы в пластилин (бусины, семена, ракушки, мелкие камушки), выковыриваем
— «садим» в пластилин трубочку-траву, втыкаем счетные палочки-деревья, ватные палочки
— оставляем различные следы от предметов
— учим делать лепешки из шариков (плющить указательным или большим пальцем или между ними обоими)
— учим резать игрушечным ножом колбаски на доли
— учим слеплять кусочки в один комок
— учим искать в пластилиновой массе спрятанные игрушки

Сопровождайте игровую деятельность стишками. Например:
Месим, месим тесто,
А оно ни с места!
Замесили на дрожжах —
Не удержишь на вожжах.
Мешу, мешу тесто,
Есть в печке место,
Буду печь каравай,
Переваливай, давай!
Дайте малышу повозиться с тестом, пусть он отщипывает кусочки и кладет в тарелочку – делает пирожки.
Рисовать мы начинали месяцев в 7 пальчиками, с водных книжек-раскрасок, где картинка белая, а если намочить – становится цветной. Потом перешли на пальчиковые краски и старые обои. Минимум раз в неделю мы пользуемся пальчиковыми красками. Уже второй набор подходит к концу. Дети любят их консистенцию, любят мазюкать ватман, и себя. Тут главное дать понять, что для рисования есть определенное место. Нельзя ходить с руками в краске. Можно вставать, передвигаться по ватману. И также с восковыми мелками и другими рисовальными предметами. Сразу приучаем к порядку, тогда обои и мебель останутся целыми.
Восковыми мелками начинаем красить предметы. Например, даем ребенку лист с изображением зайца, показываем игрушку волка и просим спрятать зайчика от волка – закрасить его. Или спрятать колобка от лисички – вариантов много. А с красками очень интересно придумывать, во что может превратиться ладошка ребенка. Последний раз мы делали вот таких ежиков ладошками и пальцами:

До этого, конечно, рассмотрели ежа на картинке, ежика-игрушку, мультик про ежа, поиграли с колючим мячиком су-джоком (осваивали понятие – колючий) и побегали от кукольного ежа-перчатки и покормили его грибами.

Аппликации в этом возрасте самые простые. Начинаем с приклеивания обычных кусочков цветной бумаги (которые ребенок сам и может нарвать). Учтите, что после приклеивания малыши обычно тянутся их отклеивать – не препятствуйте. Также можно пробовать приклеивать ватку, салфетки, наклейки. Ближе к полутора годам можно делать тематические аппликации – приклеивать капли дождя над зонтиком, белые пятна на гриб, пятна на жирафа и пр.

3. МОЗАИКА, КОНСТРУИРОВАНИЕ

Крупный конструктор и мозаика – необходимы в этом возрасте для развития логики, мышления и фантазии, изучения цветов, формы и т.д.

4. ЛИПУЧКИ, ЗАСТЕЖКИ, МОЛНИИ, КНОПКИ

Здесь мы учимся:

— расстегивать и застегивать молнии на одежде
— застегивать обувь на липучках
— развязывать шнурки
— расстегивать кнопки (в более старшем возрасте, к 2 годам и застегивать)

Хочу посоветовать замечательную книгу, на которой дети залипают надолго:

В ней представлены различные застежки, липучки и сопровождают их замечательные стишки.

И еще, девочки, не проходите мимо швейного магазина! В нем можно приобрести застежки на молнии, застежки-карабинчики, которые поначалу дети учатся застегивать, а к 2 годам и расстегивать. А с молнией малыш может справиться уже и после года. Моему сыну очень нравится. При застегивании такой щелчок слышится, а если сильно нажать на боковые вилочки, то вилочка вылетает из второй детали, что тоже привлекает малышей.

Читайте также:  Ребенок 1 год не сидит в коляске на улице что делать

5. КРЫШКИ, КОЛПАЧКИ, ФРУТОКРЫШКИ

Фрутокрышки (от пюре ФрутоНяня) – это отдельная тема, если кому-то надо, могу скинуть игры с ними. У нас крышек очень много, мы их перебираем, пробуем сортировать по цвету, строим из них башенки, используем в играх с водой и крупами, просто любим разбросать и собрать. Другие крышки, от бутылок и баночек – кидаем в коробку-сортер, пробуем закручивать и откручивать. Колпачки от фломастеров подбираем по цветам, прячем в тесто, а потом находим, считаем 1-много, мало.

6. ШНУРОВКА, ПИРАМИДКА, ГРИБОЧКИ

И все, что имеет стержни, все, что надо нанизывать – здесь, в этом пункте.

Со шнуровкой мы познакомились месяц назад, и через несколько занятий поняли принцип нанизывания на шнурок деталей. До этого на пирамидках познакомились с понятием «дырка», «отверстие» и просовывали через нее различные предметы, трубочки, пальцы.

Мне нравятся такие игры тем, что детали можно заменить на другие, тем самым разнообразив игрушку. Например, на стержень от большой пирамидки попрактиковаться нанизывать мамины браслеты, детские бусы, резинки для волос. На грибочки мы, к примеру, надеваем и фрутокрышки. А потом пальчиком учимся крутить в разные стороны.

7. СТУЧАЛКИ, МОЛОТОЧКИ, МАГНИТНАЯ РЫБАЛКА

Одно из любимых детских развлечений. Рекомендуют с полутора лет, но мы уже и сейчас начали осваивать. На удочку ловить умеем, только иногда нужно правильно вкладывать ее в руку или давать брать (могут ловить другим концом). И в фигурные стучалки подбираем фигуры методом проб и ошибок (в этом возрасте – норма)

8. СОРТЕРЫ, СОРТИРОВЩИКИ, КОПИЛКИ

Подойдут и обычные сортеры и самодельные. Мы сортируем мелкие предметы по стаканчикам, пробуем разделять по форме – квадратные камни в квадратную тару, а круглые – в круглую. Можно взять контейнер из-под яиц и туда выкладывать по одному камушку, фишке, мячику, бусинке. В копилку бросаем круглые фишки от лото.
Главное здесь – смотреть, чтобы мелкие предметы ребенок брал тремя пальчиками – щепотью, либо двумя, большим и указательным (пинцетный захват).

9. ПРИЩЕПКИ, ФАНТИКИ, БУМАГА, СКОТЧ И ПР. (перебирание, перекладывание)

Прищепки малышам очень нравятся, их можно использовать долго, до 4-5 лет.
В год уже можно пробовать снимать их со стаканчиков такого же цвета, сортировать. Чуть старше — дополнять интересные образы.

С фантиками от конфет мы играем с 9-10 месяцев, учимся подкидывать их, собирать, сминать и разглаживать, а сейчас и находить одинаковые.

С бумагой мы играем так:

— рвем ее на мелкие кусочки, собираем в ведерко
— дуем на бумажки из трубочки
— заворачиваем в бумагу (фольгу) большие игрушки и разворачиваем
— мнем бумагу в шарики
— делаем аппликации

Остальной бросовый материал можно перебирать, сортировать, раскладывать. Со скотчем играли так  — нтягивала его между ножек стула и прилипляла к нему счетные палочки, камешки цветные. Дети отлепляли. Или просто прилипляла на какую-нибудь часть тела, обозначая её.

10. ЮЛА, ЗАВОДНЫЕ ИГРУШКИ, ИГРУШКИ-ПИЩАЛКИ И ПР.
Особенно хороши машинки, которые нужно отвести назад, а потом отпустить, чтобы она поехала. Такие игрушки помогают ребенку понять последовательность действий, установить причинно-следственную связь.

11. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Их роль в развитии пальчиков неоспорима, так как каждый музыкальный инструмент требует совершения определенных движений и даже комбинаций. Советую приобрести, если еще не приобрели бубен, металлофон, барабан, маракасы, детское пианино.

12. ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ (кому понадобится, могу скинуть сборник пальчиковых игр)

В таких играх, очень важным является то, что все действия сопровождаются стишками, которые взрослые должны знать в совершенстве. Развивается не только речь и моторика, но и воображение, пространственное мышление, внимание и память.
Например:
Хлоп!
(Хлопнуть в ладоши.)
Раз!
(Легко ударить себя по коленям.)
Еще
(Хлопнуть в ладоши.)
раз!
(Легко ударить себя по коленям.)
Мы похлопаем сейчас.
(Хлопки в ладоши.)
А теперь скорей, скорей!
Шлепай, шлепай веселей!
(Наклонившись вперед, быстро в такт мелодии шлепать ладошками по ковру перед собой)

До полутора лет пальчиковые игры проводят как пассивную гимнастику. Для разнообразия можно использовать массажеры, мячики и су-джок. С 1,5 можно давать упражнения наподобие этого:

Мы капусту рубим, рубим, (рубим ребрами ладоней вверх-вниз)
Мы морковку трем, трем, (трем кулаком одной руки по ладошке другой)
Мы капусту солим, солим, (сжимаем пальцы щепотью, «солим»)
Мы капусту жмем, жмем, (сжимаем и разжимаем пальцы)
Сок капустный пьем, пьем. (подносим руки ко рту, изображаем звук, как будто пьем)

Также с года желательно разучить с ребенком несколько простых движений:

— на вопрос «Сколько тебе годиков?» показываем указательный пальчик — «1 годик»;
— грозим указательным пальчиком «Ай-ай-ай»;
— изображаем, как щелкает зубами волк (широко открываем и закрываем рот, щелкая зубами);
— оказываем «да», «нет» движением головы;
— изображаем, как ходит мишка (ноги на ширине плеч, перетаптываемся с ноги на ногу);
— изображаем, как летает бабочка (машем руками, бегаем по комнате);
— изображаем, как летает самолет (руки неподвижно в стороны, бегаемидем по комнате).

Вот мы и подошли к развитию крупной моторики у малышей (развитие движения рук, ног, головы и туловища). Последние 4 пункта относятся именно к крупной моторике. Двигательные упражнения помогают, во-первых, поднять уровень активности ребенка, обеспечивают развитие зрительного и слухового внимания, способствуют формированию межполушарного взаимодействия, помогают ориентироваться в пространстве, развивают умение управлять своим поведением, и главное – своим телом (ориентироваться в нем).
В раннем возрасте следует подражать повадкам животных (ходить как мишка, прыгать, как зайка), проигрывать слова в коротких потешках («Мишка косолапый по лесу идет», «Два веселых гуся»), использовать логоритмику Екатерины Железновой.

Доказано, что у детей с поздним развитием моторных функций и речь появляется позднее.

ВЫВОДЫ:

1. Для развития речи важно не так важно, что мы развиваем — мелкую моторику или крупную, а важно как, а именно: важно воспитание моторного планирования.
2. Главный принцип проведения упражнений и игр для развития мелкой моторики – доводим движения до автоматизма (приобретаем навык) и подбираем новые.
3. Для лучшего эффекта заниматься нужно систематически, ежедневно.
4. Развитие мелкой и крупной моторики всего лишь одно из направлений по вызыванию или коррекции речи.

В следующем посте рассмотрим примеры дидактических игр с малышами

Источник