Круг чтения ребенка 5 лет

Рекомендуемая литература

для чтения, рассказывания и разучивания

Круг чтения у детей 5—6 лет продолжает расширяться и усложнять­ся. В него входят уже не только произведения детской литературы, но и сложные тексты различных видов и жанров, имеющие скрытый под­текст (бытовая сказка, былина, басня и т. д.). Произведения усложня­ются с точки зрения художественности. Их выбор и тематика будет зависеть от специфики читательских интересов детей, от особенностей семейного чтения, литературных пристрастий педагога. В связи с этим предложить примерный перечень литературы довольно трудно. Приве­денный далее список может рассматриваться как ориентировочный.

Русское народное творчество

Малые формы фольклора.«Вдоль по реченьке лебедушка плывет», «Грачи- киричи…», «Дождик, дождик, веселей», «Зеленейся, зеленей­ся…», «Иван, Иван…», «Идет матушка-весна…», «Как на тоненький ледок…», «Как у нашего кота», «Курочка по сенечкам», «Ласточка-лас­точка…», «По дубочку постучишь, прилетает синий чиж», «Пошла Маня на базар…», «Пчелки, пчелки», «Ранним- рано поутру…», «Свинка Ненила», «Ты, мороз, мороз, мороз…», «Ты рябинушка, ты кудря­вая», «Ходит конь по бережку», «Уж ты пташечка, ты залетная…».

Сказки о животных.«Заяц-хвастун», «Вежливый Кот-воркот», «Котофей Котофеевич».

Волшебные сказки.«Василиса Прекрасная», «Иван Царевич и се­рый волк», «Кощей Бессмертный», «Кто сшил Мороз, солнце и ветер», «Лиса и кувшин», «Морозко», «Никита Кожемяка», «По щучьему ве­лению», «Семь Симеонов — семь работников», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Сивка-бурка», «Снегурочка», «Финист—Ясный сокол», «Хаврошечка», «Царевна-лягушка».

Бытовые сказки.«Умный мужик», «Каша из топора», «Солдатская загадка».

Докучные сказки.«Жил был старик…», «Жил был царь…», «Жили- были два братца…», «Рассказать ли тебе…».

Былины.«Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Как Илья Му­ромец богатырем стал», «На заставе богатырской», «Первый бой Ильи Муромца», «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Три богатыря».

Фольклор народов мира

Малые формы фольклора.«Веснянка» (укр.), «Гречку мыли» (лит.), «Дом, который построил Джек» (англ., пер. С.Маршака), «Друг за дружкой…» (укр.), «Енот и опоссум» (амер.), «Косари» (молдав.), «Лас­точка» (арм.), «Молчаливые тролли» (норв.), «Ой, зачем ты, жаворо­нок…» (укр.), «Ослик мой, быстрей шагай» (фр.), «Приди, приди, со­лнышко…» (укр.), «Слон и сверчок» (амер.), «Спляшем» (шотл.), «Ста­рушка» (англ., пер. С. Маршака), «Улитка» (молд.), «Я колышки тешу…», «Ястреб» (груз.).

Сказки.«Айога» (нан.), «Видеку рубашку» (славен.), «Голубая птица» (туркм.), «Гора смешливая, справедливая» (вьет.), «Дерево- краса, живая вода и правдивая птица» (слов.), «Добрый крестьянин» (яп.), «Золотая ладья» (слов.), «Златовласка» (чеш., пер. К.Паустов­ского), «Каждый свое получил» (эст.), «Как барсук и куница судились» (кор.), «Как братья отцовский клад нашли» (молд.), «Кролик» (мек.), «Кто умнее — тот сильнее» (кит.), «Кукушка» (нен.), «Легкий хлеб» (белор.), «Лесная дева» (чеш.), «От краденого не растолстеешь» (белор.), «Почему у месяца нет платья» (серб.), «Про жар-птицу и морскую царевну», «Соль дороже золота», «Счастья тебе, мосток» (чеш., пер. Б. Немцова.), «Храбрый мальчик» (даг.).

Поэтические произведения

Лирические стихи о природе.Я.Аким«Апрель», «Осень», «Мой верный чиж»;К. Бальмонт «Снежинка», «Золотая рыбка», «Осень»; Е. Благинина «Одуванчик», «Черемуха»; С.Есенин «С добрым утром», «Поет зима — аукает…», «Береза», «Черемуха»;В.Жуковский «Жа­воронок»;А. Майков «Осень» (отрывок);Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» (отрывок), «Зеленый шум», «Перед дождем» (от­рывок);И. Никитин «Встреча зимы»;А. Пушкин «Гонимы вешними лучами…» («Евгений Онегин»), «Ель растет перед дворцом…» («Сказка о царе Салтане…»), «За весной, красой природы…» («Цы- ганы»), «Зима!.. Крестьянин, торжествуя…» («Евгений Онегин»), «Зимний вечер», «Зимнее утро», «Румяной зарею…» («Вишня»), «У лукоморья дуб зеленый…» («Руслан и Людмила»);Н. Рубцов «У сгнившей лесной избушки…»;И. Суриков «Зима» (отрывок); А. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает…» (отрывок), «Ко­локольчики мои»;Ф. Тютчев «Чародейкою зимою…», «Зима не даром злится…», «Весенние воды», «Весенняя гроза», «Фонтан»; А. Фет «Уж верба вся пушистая».

Лирические стихи о родине.Е.Благинина«Родина», «Шинель»; П. Воронько «Лучше нет родного края», «Родина»;Ф. Глинка «Москва»; С.Дрожжин «Привет тебе, мой край родной…»;Н. Забила «Наша Ро­дина» (отрывок, пер. с укр. 3. Александровой);М.Исаковский «Поез­жай за моря-океаны»;Г. Ладонщиков «Родная Земля»;Н. Рубцов «При­вет, Россия…» (отрывок);И. Суриков «Вот моя деревня», «Родина».

Стихи об окружающей предметной и социальной действитель­ности.Я.Аким«Жадина»;А.Барто «Помощница», «Уехали»;Е.Бла­гинина «Посидим в тишине»;А. Введенский «Загадка»;П. Ершов «Конек-Горбунок»;Л. Квитко «Бабушкины руки», «Кисонька»; Г. Кружков «Кросс», «Стихи о чистой посуде»;С. Маршак «Почта», «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое»;В. Маяковский «Кем быть», «Майская песенка», «Эта книжечка моя про моря и про маяк»; С. Михалков «Рисунок»;Ю. Мориц «Домик с трубой»;Э. Мошковская «Обида»;Е. Серова «Новогоднее»;И. Пивоварова «Волшебная палоч­ка», «Хочу летать», «Про шляпу», «Сосчитать не могу»;Д.Хармс «Очень страшная история», «Иван Иваныч и Самовар», «Кошки», «Миллион», «Что это было?…»;М. Цветаева «У кроватки»;К. Чу­ковский «Айболит», «Воробьишко», «Елка», «Загадки», «Таракани- ще», «Телефон».

Стихи зарубежных авторов.С. Вангели«Парта Гугуце» (пер. с молд. В. Берестова);О. Вациетис «Где живет зима летом?..» (пер с лат. И. Токмаковой);Ю. Ванаг «Большие дела маленького Микиня» (пер. с лит. Д. Нагишкина и И. Соколовой);Г Виеру «Мамин день» (пер. с молд. Я.Акима);В. Витка «Синица» (пер. с белорус. А.Шарапова); П. Воронько «Лучше нет родного края» (пер. с укр. С. Маршака); Р. Гамзатов «Мой дедушка» (пер. с авар. Я. Козловского);О.Дриз «Как сделать утро волшебным» (пер. с евр.);Ю. Забанцкий «Щедрый ежик» (пер. с укр. А. Островского);О. Иоселиани «Как появился Бачо» (пер. с груз. А. Эбаноидзе);С. Капутикян «Моя бабушка» (пер. с арм. Т.Спендиаровой), «Кто чем поможет» (пер с арм. И.Токмаковой), «Мы сварили плов» (пер. с арм. И. Токмаковой);М. Карим «Эту песню мама пела» (пер. с башк. Е.Николаевой);Т.Махмуд «Как пыль по заливу» (пер. с азерб. Ан. Чернова);П. Мумин «У нас рабочая семья» (пер. с узб. Ю. Кушака);К. Мурзалиев «Твой дом» (пер. с каз. В. Кор- киной);В. Пальчинскайте «Хлеб» (пер. с лит. Г. Герасимова), «Мура­вей» (пер. с лит. Г. Герасимова);Р. Салури «Как стать человеком» (пер. с эст. Е. Лейн);А. Сарсеков «Бабочка, давай дружить!» (пер. с каз. Т.Ровицкой);А. Сиххат «Сад» (пер. с азерб. А.Ахундовой);В. Смит «Про летающую корову» (пер. с англ. Б. Заходера);К. Тангрыкулиев «Миндаль» (пер. с туркм. Я. Акима), «Совсем как папа» (пер. с туркм. Я. Акима);Ю. Тувим «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу» (пер. с пол. С. Михалкова).

Веселые стихи.А. Барто«В защиту Деда Мороза», «Веревочка»; Ю. Владимиров «Оркестр»;Б. Заходер «Собачкины огорчения», «Про сома», «Приятная встреча»;Г. Кружков «Грозная хозяйка», «Под­ледный лов»;Л. Кэрролл «Бармаглот» (пер. с англ. Д. Орловской); В.Левин «Бычок», «Джо Билл», «Зеленая история», «Несостоявшееся знакомство», «Ночная история», «Сундук»;С. Маршак «Пудель»; Ю. Мориц» «Любимый пони», «Это — да! Это — нет!»; Г. Сатир «Людоед и принцесса и Все наоборот»;Г. Остер «Вредные советы»; Э. Успенский «Память», «Страшная история», «Тигр вышел погу­лять»;Д.Хармс «Бульдог и таксист», «Врун», «Веселые чижи», «Иван Топорышкин» (скороговорка), «Удивительная кошка»; С.Черный «Жеребенок», «На коньках»;С. Ясное «Мирная считалка».

Читайте также:  Документы для загранпаспорта на 5 лет ребенку до 14 лет

Поэтические сказки.А. Пушкин«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке»;К. И. Чуковский «Приключения Бибигона», «Тараканище».

Басни.И. Крылов«Зеркало и обезьяна», «Мартышка и очки», «Стрекоза и муравей»; С.Михалков «Большая кость», «Заяц и черепа­ха», «Кукушка и скворец», «Муха и пчела».

Прозаические произведения русской и зарубежной литературы

О природе. В.Бианки«Молодая ворона», «Синичкин календарь», «Сова», «Хвосты»;Д. Биссет «Про тигренка Бинки, у которого ис­чезли полоски»;М. Горький «Воробьишко»;бр. Гримм «Бременские музыканты»;Б. Заходер «Серая звездочка»;У.Дисней «Приключения маленького щенка»;Р. Киплинг «Слоненок»;Ю. Коваль «Заячьи следы»;С. Козлов «Как Ежик с Медвежонком протирали звезды», «Черный омут»;А.Куприн «Сапсан»;Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеевича, Ерша Ершовича и трубочиста Яшу», «Сказка про храброго зайца Длинные Уши-Косые Глаза-Короткий Хвост», «Сказочка про козявочку»;И. Одоевский «Мороз Иванович»; Л. Окнин «Зима»;Л. Пантелеев «Две лягушки»;К. Паустовский «Дре­мучий медведь», «Квакша», «Кот-ворюга»;М. Пришвин «Гаечки», «Золотой луг», «Как поссорились кошка с собакой», «Лисичкин хлеб», «Осинкам холодно», «Рябина краснеет»;Р. Погодин «Как же­ребенок Миша побил рекорд» из книги «Про жеребенка Мишу»; Д. Родари «Мышка, которая ела кошек»;Г. Скрябицкий «Воробей», «Ворона», «Галка», «Грач», «Ласточка», «Синица», «Скворец», «Со­рока»;Н. Сладкое «Белка и медведь», «Грачи прилетели», «Ласточка, ласточка», «Медведь и солнце», «Осень на пороге»;Г. Снегирев «К морю», «Любопытные», «Пингвиний пляж» из книги «Про пингви­нов»;И. Соколов-Микитов «Листопадничек»;В. Сутеев «Что это за птица?»;Л. Толстой «Котенок», «Лев и собачка», «Пожарные соба­ки»;К. Ушинский «Ветер и солнце», «Гадюка», «Играющие собаки», «Утренние лучи», «Четыре желания»;Е. Чарушин «Волчишко», «Во­робей», «Гаяр», «Глупые обезьянки», «Свинья», «Страшный рас­сказ», «Хитрая мама», «Что за зверь?», «Щур», «Яшка»; С.Черный «Кот на велосипеде»;Э. Шим «Жук на ниточке».

О социальной действительности и нравственных ценностях. С.Аксаков«Аленький цветочек»;Т. Александрова «Домовенок Кузь­ка»;Г.-Х.Андерсен «Дюймовочка», «Снежная Королева»;П.Бажов «Голубая змейка», «Серебряное копытце»;В. Гауф «Маленький Мук»;бр. Гримм «Розочка и беляночка», «Храбрый портняжка»; В. Драгунский «Друг детства», «Заколдованная буква», «Сверху вниз, наискосок»;Б.Житков «Белый домик», «Как я ловил человечков»; М. Зощенко «Елка»;В. Катаев «Цветик-семицветик»;М. Крюгер «Принцесса Белоснежка»;С. Маршак «Двенадцать месяцев»;А. Ми­тяев «Сказка про трех пиратов»;Н. Носов «Бобик в гостях у Бар­боса», «Живая шляпа», «Заплатка», «На горке»;Е. Пермяк «Как Маша стала большой», «Смородинка»;О. Уайльд «Мальчик-звезда», «Соловей и роза»;Л. Пантелеев «Большая стирка» из «Рассказов о Белочке и Тамарочке», «Буква „ты»»;Ш. Перро «Золушка», «Кот в сапогах», «Красная Шапочка», «Спящая Красавица»;Р.Погодин «Жаба» из книги «Откуда берутся тучи»;М. Пришвин «Ребята и утята»;Дж. Родари «Большая морковка», «Волшебный барабан», «Дудочник и автомобили», «Хитрый Буратино» и другие из сбор­ника «Сказки, у которых три конца»;А. Толстой «Два товарища», «Девочка и грибы», «Желтухин», «Косточка» из книги «Детство Никиты»;Е.Шварц «Сказка о потерянном времени»;Э.Шим «Брат и младшая сестра».

Сказка-повесть.А. М. Волков«Волшебник Изумрудного города»; А. Линдгрен «Три повести о Малыше и Карлсоне», «Карлсон, ко­торый живет на крыше, опять прилетел»;А. Милн «Винни-Пух и все-все-все»;Н.Носов «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне»;Дж. Родари «Джип в телевизоре», «Путешествие Голубой Стрелы»;Э. Успенский «Повесть о Чебурашке и крокодиле Гене»; Туве Янссон «Волшебная зима», «Мумми-Тролли».

Материал из книги:

Детство : Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. 

Источник

Именно в возрасте 4-5 лет определяется, кто в дальнейшем будет читателем, а кто — нет. На этой возрастной ступени особенно важно приобщить ребенка к золотому фонду детской книги. Лучшими изданиями признаны сборники «Русские сказки», «Жили-были».

Из поэтических произведений для детей 4-5 лет целесообразно приобретать прежде всего произведения классиков детской литературы. Среди них произведения А. Пушкина, Н. Некрасова, А. Блока, К. Чуковского, С. Маршака, В. Берестова, И. Токмаковой. Большим успехом у детей пользуются стихи и рассказы Э. Успенского, С. Козлова, А. Барто, Е. Благининой.
Среди рассказов и сказок русских писателей лидируют издания произведений К. Ушинского (рассказы и сказки «Для детей») и Л. Толстого («Для детей» и «Азбука»). Очень любимы детьми 4-5 лет рассказы Н. Носова «Живая шляпа»,»Бобик в гостях у Барбоса».

Детям этого возраста по плечу сказки Г. Андерсена «Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик», бр.Гримм «Бременские музыканты».
Не одно поколение 4-5 летних детей выросло на книжке-картинке «Приключение Пифа», на сказке Киплинга «Слоненок».
Среди лучших книг о живой природе следует назвать «Большие и маленькие» Е. Чарушина, многие издания произведений В. Бианки и В. Сладкова.

Что касается подборки детских книг для старшего дошкольного возраста, то есть для детей 6-7 лет, в ней большое место занимает научно-художественная и научно-популярная литература, книги энциклопедического характера, фото-книжки по разным областям знаний.
Если говорить об изданиях фольклора, то они обогатились сборниками загадок и пословиц. К их числу можно отнести сборник загадок «Умный Иван, Жар-птица и Золотое зерно». Что касается сборников сказок, то среди множества других можно выделить красочную переводную книгу «Сокровища волшебных сказок» и сборник «Золотая книга лучших сказок мира».
Из поэтических произведений в домашней библиотеке для дошкольников следует иметь прежде всего произведения поэтов-классиков — А. Пушкина, В. Жуковского, Ф. Тютчева, А. Майкова, И. Бунина, А. К. Толстого, С. Есенина. В круг чтения детей 6-7 лет рекомендуется вводить «Басни» И. Крылова, многие из которых будут изучаться в школе. Суть предваряющего чтения не в том, чтобы понять мораль басен (это придет позже), а в том, чтобы прикоснуться к образцу родной образной речи.
Рядом с поэтическим наследием К. Чуковского, С. Маршака, Б. Заходера, C. Михалкова, В. Маяковского, А. Барто на книжной полке дошкольников должны стоять сборники стихов С. Черного, Д. Хармса, Т. Собакииа, М. Бородицкой, Р. Махотина, М. Яснова очень важно, чтобы ребенок познакомился с ними еще до школы.
Для дошкольников выпущено много сборников рассказов и сказок писателей разных стран. К сказкам и рассказам русских писателей XIX пека, уже рекомендовавшимся для чтения детей 4-5 лет, прибавляется сказка С. Аксакова «Аленький цветочек», «Аленушкины сказки» Д. Мамина-Сибиряка, «Лягушка-путешественница» Гаршина, «Городок в табакерке» В. Одоевского. Из рассказов можно рекомендовать «Тема и жучка» Н. Гарина-Михайловского, «Прыжок» Л. Толстого, «Белый пудель» А. Куприна, «Каштанка» А. Чехова. Из писателей XX века особое внимание родителей должно быть обращено на П. Бажова («Серебряное копытце»), Б. Житкова («Рассказы о животных»), А. Толстого («Золотой ключик или приключения Буратино»), М. Зощенко («Избранные рассказы для детей»), К. Чуковского «Доктор Айболит». Своего рода бестселлером детского чтения является книга А. Волкова «Волшебник изумрудного города» — свободный пересказ книги американского писателя Фрэнка Баума «Волшебник из страны Оз».
Из писателей второй половине XX века в круг детского чтения дошкольников прочно вошли В. Драгунский с его «Денискиными рассказами», В. Голявкин с его «Тетрадками под дождем», Н. Носов со знаменитыми «Приключениями Незнайки и его друзей», Э. Успенский с «Крокодилом Геной» и «Дядей Федором», Т. Александрова с «Кузькой». Кроме того, к «классике» детского чтения относят и произведения других писателей, среди которых нельзя не назвать Сергея Козлова и его книги «Ежик в тумане». Для дошкольников интересен писатель Г. Циферов и его книга «История про поросенка».
Что касается сказок зарубежных писателей XIX века, то детям рекомендуют преимущественно сказки Э. Т. А. Гофмана («Щелкунчик и мышиный король»), В. Гауфа («Маленький Мук», «Карлик Нос»), Д. Харриса («Сказки дядюшки Римуса»), К. Коллоди («Приключения Пиноккио»). Из писателей XX века хотелось бы отметить Р. Киплинга с его сказками. Настоящим подарком детям будет также объемная книга А. Милна «Винни-Пух и Все-Все-Все и многое другое».

Читайте также:  Как развить моторику рук у ребенка 5 лет

Не одно поколение дошкольников выросло на книге Д. Родари «Приключения Чипполино». Детям в возрасте 6-7 лет уже доступно одно из самых знаменитых произведений Астрид Линдгрен «Три повести о Малыше и Карлсоне». Нельзя не сказать и еще об одной книге — книге австрийского писателя Ф. Зельтена «Бемби»Особое место в жизни людей разных поколений занимает сказка М. Метерлинка «Синяя птица». Прочитав ее хоть раз, родители непременно захотят иметь книгу в доме, чтобы принести своему ребенку ту же радость, какую они сами испытали, читая ее в детстве.
Как уже отмечалось выше, для детей 6-7 лет значительно расширяется круг изданий познавательной книги, в частности — об окружающем мире. Классиками такой литературы признаны И. Акимушкин, В. Биапки, М. Пришвин, Н. Сладков, Е. Чарушин, И. Соколов-Микитов, и др., сумевшие раскрыть ребенку жизнь лесов, морей, рек, неба и земли, животных и насекомых, они стали своего рода энциклопедиями, вводящими ребенка в разные области знания

Источник

Консультация для родителей

 «Круг детского чтения»

При выборе книг и последующем ознакомлении с ними ребенка обратите внимание на следующее:

                    Книга для ребенка дошкольного возраста должна быть иллюстрирована. Картинки должны быть органически связаны с текстом, наглядно и выразительно отображать наиболее существенные моменты содержания художественного произведения. Желательно, чтобы иллюстрации сопровождали текст, но не преобладали над ним. Чем старше ребенок, тем меньше может быть иллюстраций. При выборе книг предпочтение надо отдавать тем иллюстрированным изданиям, где изображения животных, людей, предметов реалистичны.

          Выбирайте книги соответственно возрасту и интересам ребенка. Детям младшего дошкольного возраста читайте потешки, короткие стихотворные сказки, сказки о животных. Детям старшего дошкольного возраста интересны истории о других детях, волшебные и бытовые сказки.

          Читайте старшим дошкольникам объемные («толстые») книги. Чтение каждой части длинной книги (чтение с продолжением) должно сопровождаться припоминанием того, что прочитано накануне. Спросите ребенка: «На чем мы вчера остановились?» Обязательно пользуйтесь закладкой.

         Старайтесь читать по определенной системе, например, познакомьте ребенка с несколькими произведениями одного автора. Перед чтением книги независимо от возраста ребенка обязательно назовите имя писателя или поэта, жанр и название произведения. Например: «Я прочитаю тебе русскую народную сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»» Чередуйте чтение произведений разных жанров: рассказов, сказок и стихотворений.

        Перечитывайте знакомые книги по многу раз. Однократное чтение произведения, стремление прочитать как можно больше приносят больше вреда, чем пользы. Дети не запоминают, что им читают, в результате формируется плохая привычка поверхностно относиться к книге.

         Не используйте литературных героев в качестве образца для исполнения правил поведения (надо помыть руки, как книжный герой). Воспитательная функция художественных произведений самодостаточна. Ребенок не должен воспринимать книгу как свод правил, в противном случае он начнет ее тихо ненавидеть, а порой и противостоять тому, о чем в ней говорится.

         Объясните до начала чтения значения тех слов, без понимания которых ребенку будут неясны основной смысл текста, характер героев. Если произведение не будет воспринято, понятно ребенком, оно не достигнет своей главной цели: не будет содействовать формированию личности подрастающего человека.

         Читайте выразительно, стремясь донести до ребенка эмоции, содержащиеся в художественном произведении. Если взрослый в процессе чтения не определяет свое отношение к героям и изображаемым событиям, вряд ли это сможет сделать ребенок. 

Выбирая книги для малыша, важно обращать внимание прежде всего на то, каковы их герои (к чему они стремятся, как поступают, в какие отношения вступают с другими персонажами), и на то, насколько живо, интересно и талантливо они изображены (иначе сопереживание не возникнет). 

Малыш начинает понимать человеческую речь ещё до того, как научится говорить сам. Легче всего ему понимать ситуативно-бытовую речь взрослых, включённую в непосредственно воспринимаемую ситуацию. В этом случае сама ситуация помогает малышу: он видит то, о чём говорят взрослые. 

Книги для самых маленьких

(для детей примерно от 1,5-2 до 3-4 лет)

«Репка», «Курочка-Ряба», «Теремок», «Колобок» — все эти сказки можно рассказывать малышу начиная уже с полутора-двух лет, показывая ему картинки и рассматривая их вместе с ним. К ним можно добавить русские народные потешки, стихи Агнии Барто для малышей («Идёт бычок, качается…», «Наша Таня горько плачет…» и другие), «Цыплёнка» Корнея Чуковского и «Цыплёнка и утёнка» Владимира Сутеева. 

Это очень короткие истории, либо описывающие какое-то одно событие (Курочка — Ряба снесла золотое яичко, Таня уронила в речку мячик и тому подобное), либо выстроенные как цепочка однотипных эпизодов (сначала репку тянет один дед, потом дед вместе с бабкой и так далее). Они рассказаны простыми предложениями, в них много повторов и рифм, и для их понимания достаточно относительно небольшого запаса слов. Многие из них представляют собой как бы переходные формы от потешек (типа «Сорока-ворона кашку варила…») к сказкам. 

Как правило, маленькие дети с удовольствием слушают эти сказки и стихи по многу раз. Когда малыш будет уже достаточно хорошо знать ту или иную сказку, предложите ему рассказать её самому, пользуясь картинками и опираясь на вашу помощь. Если малышу нравится слушать сказки и стихи первого раздела, попробуйте постепенно добавить несколько книжек и из второго раздела (только обязательно с картинками). 

Совсем маленьким детям (в полтора-два и даже в три года) эти сказки лучше всего не читать, а рассказывать, показывая им картинки и рассматривая их вместе. Малышу всегда легче воспринимать текст с опорой на картинки, поэтому, рассказывая или читая ему первые сказки и стихи, обязательно показывайте ему всех персонажей на картинках и рассматривайте картинки вместе с ним. 

Читайте также:  Какие поделки можно сделать своими руками с ребенком 5 лет

Малышу очень важно, чтобы история хорошо кончалась. Хороший конец дарит ему чувство надёжности мира, тогда как плохой (в том числе и реалистичный) конец способствует возникновению всевозможных страхов. Поэтому «Теремок» лучше рассказывать в том варианте, когда после того, как теремок развалился, звери построили новый, ещё лучше прежнего. С хорошим концом стоит первоначально рассказывать и «Колобок» — например, придумав, как Колобок в последний момент сумел обхитрить Лису и убежать от неё. 

Если вы много разговариваете и играете с малышом и рано начали рассказывать и читать ему сказки, то уже в два с половиной или три года можно переходить к книжкам следующего раздела. Однако дети, с которыми мало разговаривают и которым мало рассказывают и читают сказки, могут «дорасти» до книжек следующего раздела лишь к пяти-шести годам, а то и позже, особенно если они много смотрят телевизор и не привыкли воспринимать рассказ на слух. 

Истории чуть посложнее

(для детей примерно от 2,5-3 до 6-7 лет)

На второй «ступеньке сложности» можно поставить многочисленные книжки Владимира Сутеева («Под грибом», «Палочка-выручалочка», «Яблоко» и другие), многие стихотворные сказки Корнея Чуковского («Телефон», «Федорино горе», «Мойдодыр», «Айболит»), стихи Самуила Маршака («Усатый-полосатый», «Где обедал, воробей?», «Вот какой рассеянный» и другие), а также его переводы детских английских стишков (например, «Перчатки», «В гостях у королевы», «Кораблик», «Шалтай-Болтай»). Сюда же относятся народные сказки о животных («Хвосты», «Кот и лиса», «Лисичка со скалочкой», «Заюшкина избушка» и другие), басни Сергея Михалкова («Кто кого?», «Услужливый заяц», «Друзья в походе») и многие другие истории. 

Примечание: некоторые из сказок К. Чуковского достаточно страшны для малышей, и их лучше читать не раньше пяти-шести лет.

Эти истории уже немного длиннее; как правило, они состоят из нескольких отдельных эпизодов, связанных по смыслу. Взаимоотношения их героев становятся чуть-чуть более сложными, усложняются диалоги; для понимания этих историй малышу нужен больший запас слов. 

По-прежнему остаётся важным хороший конец и отсутствие слишком страшных событий (даже если они хорошо кончаются). Поэтому знакомство с большинством волшебных сказок лучше отложить хотя бы лет до шести-семи. Даже «Красная Шапочка» часто пугает маленьких детей. Дети, которым волшебные сказки начинают рассказывать или читать рано (в четыре-пять лет), в лучшем случае потом их просто не любят, в худшем — у них могут развиться всевозможные страхи и кошмары. Так что если вы много читаете малышу и он быстро освоил этот раздел, выбирайте из книг следующего раздела те, где не происходит ничего страшного — например, рассказы Носова, истории Николая Грибачёва про зайца Коську и его друзей или повести Астрид Линдгрен. 

Если вы много разговариваете и играете с малышом и достаточно рано начали рассказывать ему сказки и читать книжки, то истории этого раздела будут наиболее интересны ему в три-четыре года, а лет в пять он уже вполне сможет дополнять их книжками следующего раздела. Полюбившиеся истории ребёнок будет охотно слушать и читать и позже, с удовольствием вновь и вновь проживая ситуации, в которые попадают любимые герои. 

А начиная читать самостоятельно (будь то в пять, шесть, семь или даже восемь лет), ребёнку стоит снова вернуться к сказкам и рассказам этого раздела — они короткие и простые, их сопровождают многочисленные яркие картинки, помогающие преодолевать трудности самостоятельного чтения. Начинать учиться пересказывать тоже лучше по достаточно простым текстам, поэтому некоторые из рассказов этого раздела часто включаются в учебники и хрестоматии по чтению для начальной школы. 

Если же ребёнок много смотрит телевизор и видео и мало слушает сказки и книжки, ему может быть трудно воспринимать истории этого раздела в четыре-пять лет (не считая, конечно, снятых по ним мультфильмов). В этом случае на книжках этого раздела можно задержаться лет до шести-семи, постепенно добавляя к ним сказки и рассказы следующего уровня. 

Забавные рассказы и увлекательные приключения

(для детей примерно от 5-6 до 8-9 лет)

Книги этого раздела — очень разные. Здесь есть истории на все вкусы: и страшные сказки (например, волшебные сказки разных народов в пересказе для детей), и забавные и весёлые приключения (например, приключения Незнайки и ослика Мафина, Буратино и Муми-троллей, зайца Коськи и Пиппи Длинный чулок), и ироничные повествования Григория Остера и Алана Милна. Есть коротенькие басни и длинные повести, стихи и проза. 

Объединяет их то, что всё это истории для дошкольников, которые любят слушать и читать книжки; «телевизионные» дети их обычно не понимают — они не могут сосредоточиться на слушании достаточно длинных историй, и им не хватает воображения, чтобы представить себе описываемые в них события. 

Некоторые из этих книг издаются в разных вариантах — с большим количеством ярких картинок или в более «взрослом» виде, где картинок мало или нет совсем. Дошкольникам, даже самым старшим и умным, лучше покупать книжки в ярком и красочном оформлении, картинки помогают им представлять себе героев книги и события, которые с ними происходят. 

Если до школы ребёнку читали очень мало, ему может быть трудно воспринимать эти истории и в восемь-девять лет. В этом случае простого чтения ребёнку часто уже недостаточно для того, чтобы он научился понимать художественные тексты. С такими детьми необходимо проводить специальные коррекционно-обучающие занятия — иначе они не смогут справиться со школьной программой, а их внутренний мир останется неразвитым и примитивным. 

Более сложные истории, интересные старшим дошкольникам, которые любят слушать и читать книги и уже прочитали большинство историй из прошлого раздела (обычно эти книги читают школьники лет 7-11, а нередко — и с удовольствием — взрослые)  «Аленький цветочек» и «Королевство кривых зеркал», «Маугли» и «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» — эти и многие другие книги, включаемые обычно в списки чтения для школьников, вполне доступны многим дошкольникам, если они любят слушать и читать книги и уже прочитали большинство историй из прошлого раздела. В книгах этой группы смысловая картина мира становится более сложной и расчленённой. Их герои переживают моральные конфликты, учатся понимать других людей и строить отношения с ними, их взаимоотношения усложняются и могут изменяться по ходу действия. Сложнее становится и сам текст: удлиняется и становится более разветвлённым сюжет, большое место начинает занимать описание чувств и переживаний героев, добавляются описания, авторские отступления и размышления героев, одна и та же ситуация может показываться с позиций разных героев. 

Переходить к книгам этой группы до школы вовсе не обязательно, это стоит делать лишь в том случае, если вы уже перечитали с ребёнком большинство книжек третьего раздела. И ещё: поскольку эти книги сложнее и по языку, и по содержанию, ребёнку лучше читать их вместе с вами — даже если он уже вполне прилично читает сам. 

Источник