Кризисы развития ребенка в школьном возрасте

Кризисы развития ребенка в школьном возрасте thumbnail

Взрослые, желающие помочь преодолеть ребенку младшего школьного возраста кризис 7-11 лет с наименьшими потерями для психики, должны хорошо ориентироваться в признаках и особенностях его протекания. Для этого надо заняться самообразованием и получить ответы на вопросы: что такое кризис, как проявляется, как вести себя с ребенком в кризисных ситуациях, какие его индивидуальные особенности следует учитывать, кто может помочь школьнику и его родителям в этот непростой период.

Что такое возрастной кризис

Слово «кризис» произошло от греческого krisis — исход, решение, поворотный пункт. Возрастной кризис младшего школьного возраста 7-11 лет не первый: до него ребенок переживает кризис новорожденности, первого года и кризисы 3-4,5 лет.

В возрастном кризисном периоде человек переживает переход к следующей ступени развития. Изменяется его сознание, восприятие окружающего, более сложными становятся психика, деятельность, отношения с окружающими. Прежние способы контактирования с миром становятся неэффективными, появляется необходимость в изменении характера собственного поведения.

личностный кризис

Длительность и степень проявления кризиса личностного развития в младшем школьном возрасте зависят как от индивидуальных особенностей малыша, так и от условий его жизни и воспитания. В среднем кризисные процессы длятся от полугода до года, могут протекать в стертой форме или же бурно, драматично.

Требует подробного описания кризис младшего школьного возраста: психология человека, как известно, тесно связана со всеми аспектами его развития.

Физическое развитие ребенка

Кризис личностного развития младшего школьника происходит на фоне серьезных изменений в его организме. В 7-8 лет:

  • Продолжается активное формирование костной системы — черепа, конечностей, тазовых костей. Перегрузка скелета чревата негативными последствиями для здоровья ребенка, поэтому следует избегать длительной физической нагрузки, однообразных и неправильных поз, например, при письме, рукоделии.
  • Значительно увеличивается мышечная масса. Крупные мышцы развиваются интенсивнее мелких, поэтому дети еще не способны долго сидеть в одной позе и заниматься работой, требующей мелких и точных движений.
  • При росте физической силы дети быстро устают, хотя очень подвижны и стремятся к играм и занятиям, требующим ловкости, подвижности (игры с мячом, прыжки, бег) — через 20-30 минут таких занятий им необходим отдых.
  • Работа сердечно-сосудистой системы становится более стабильной, улучшается кровоснабжение всех органов и тканей организма.
  • Происходит заметный рост массы головного мозга, особенно лобных долей. Это является залогом развития его высших психических функций.

Индивидуальные показатели физического развития существенно отличаются даже у детей одного школьного класса. Они зависят от условий жизни, от генетической наследственности. Младший школьный возраст, кризис 7 лет, является своего рода ступенькой к последующему физическому совершенствованию ребенка.

С 8 лет значительно улучшается двигательная координация, повышается общая выносливость организма.

В 10-11 лет у некоторых девочек начинается период полового созревания, появляются первые его признаки. Они могут значительно опережать мальчиков в физическом и психическом развитии.

С 7 до 11 лет мальчики и девочки прибавляют в росте в среднем по 20-25 см, а их вес увеличивается на 10-15 кг.

Особенности физического развития оказывают влияние на развитие личности ребенка в целом. Их непременно надо учитывать при организации его жизни в школе и дома.

Психологическая перестройка

Поступающий в первый класс ребенок многого ожидает от школы, она манит его новизной, символизирует шаг во взрослую жизнь. Школьные правила он воспринимает как обязательное условие статуса ученика и подчиняется им.

Кризис 7 лет детей младшего школьного возраста связан с изменениями в содержании его жизни. Постепенно изменяется его основной вид деятельности: игра замещается учением. Память, внимание, восприятие становятся все более произвольными. Расширяется познавательное пространство и интерес к общественной жизни.

В отношениях со сверстниками и взрослыми развивается умение объективно оценивать собственное и чужое поведение, считаться с мнением окружающих, подчинять собственные интересы интересам коллектива.

Ребенок 10-11 лет уже может предвидеть последствия своих поступков и управлять своими «хочу» и «надо». То есть возрастают волевые качества, заменяя капризность и импульсивность, появляется умение переживать по поводу текущих и будущих событий.

Кризисы детей младшего школьного возраста могут привести к формированию завышенной или заниженной самооценки, если извне, от значимых лиц, поступает необъективное оценивание их способностей, поведения, внешности.

Характерная неустойчивость психических процессов младшего школьника может привести к серьезным нарушениям его психологического состояния (усталость, апатия, раздражительность, невроз), требующих медицинского вмешательства. Это происходит, если амбициозные родители предъявляют завышенные требования к учебе и поведению, ждут непосильных для ребенка результатов в спорте или в художественной деятельности.

Интеллектуальное развитие

Младший школьный возраст является очень благоприятным для умственного развития ребенка. Высокая мотивация к учению сочетается с природным любопытством и стремлением соответствовать требованиям авторитетного учителя и родителей.

интеллектуальное развитие в младшем школьном возрасте

Младший школьный возраст, кризис 7 лет и последующие за ним, характерны тем, что в этом возрасте:

  • Формируется понимание необходимости успешной учебы для овладения в будущем профессией. В связи с этим проявляется осознанный интерес к знаниям вообще и к отдельным предметам.
  • С расширением познавательных интересов ребенок проявляет инициативу в поиске интересующих его фактов, научных данных. Постепенно возрастают самостоятельность в учебе, совершенствуются навыки умственной работы.
  • С развитием воображения, памяти, восприятия абстрагируется мышление, появляется способность к обобщениям, теоретизированию.
  • Осознанно усваиваются нравственные понятия, нормы поведения в коллективе.

Знание возрастных особенностей физического, интеллектуального и психического развития младшего школьника позволяет взрослым вовремя заметить у него первые кризисные проявления. Охарактеризуем кризис младшего возраста кратко.

Признаки кризиса у 7-летнего ребенка

Начало школьной жизни для ребенка событие, означающее то, что он становится взрослым. Соответственно, он хочет и быть похожим на взрослого человека, но еще не знает, как это сделать, и пытается копировать его внешние признаки: говорить и двигаться солидно, пользоваться маминой косметикой и папиными аксессуарами, участвовать в серьезных разговорах наравне со всеми.

кризис 7 лет детей младшего школьного возраста

В 7-8 лет ребенок активно использует «взрослую» лексику в общении, стараясь произвести впечатление более старшего.

Хочет быть самостоятельным в поступках, не умея предусмотреть их негативные последствия, из-за чего может попасть в глупое или опасное положение.

Прослеживаются признаки того, что он хочет командовать, руководить всеми дома и в школе. Легко раздражается, встречая сопротивление своим действиям, может проявить агрессивность и жестокость по отношению к другим людям или животным.

Ему становится стыдно играть с любимыми игрушками «как маленькому», поэтому играет с ними тайком.

Ребенку кажется, что капризы и упрямство делают его взрослее в глазах окружающих, которые на самом деле видят в таком поведении элементарное непослушание, заслуживающее наказания.

Таким образом, у ребенка 7 лет наблюдается внутренний кризис — между психическими возможностями и возросшими претензиями на признание окружающих как личности уже взрослой, и внешний кризис — между потребностью в новых социальных отношениях и неумением их выстроить. Выготский Л.С. считал это признаком утраты детской непосредственности. Кризис младшего школьного возраста 7-11 лет по Эльконину Д.Б. — это утрата ситуативности реакций.

Конечно, эти симптомы кризиса 7 лет могут быть ярко выраженными или малозаметными — все зависит и от темперамента ребенка, и от стиля его воспитания. В любом случае это сигнал для взрослых о том, что надо менять характер отношений с ним.

Симптомы кризиса 9-10 лет

Эмоциональные и психологические изменения в этом возрасте происходят на фоне гормональной перестройки: ребенок стоит на пороге переходного возраста, вступает в предпубертатный период. Для него характерна эмоциональная неустойчивость, когда настроение может резко меняться даже без видимых на то причин от возбужденного до подавленного. При этом он сам не может толком объяснить, что на это так повлияло.

кризис младшего школьного возраста 7 11 лет

Моральная привязанность к семье сохраняется, но становление собственного «Я» психологически отдаляет его от родителей, он становится более самостоятельным и стремится еще к большей независимости. Хочет быть заметным, «модным» внешне. Пытаясь самоутвердиться, ребенок сознательно противится воле родителей в бытовых вопросах, критикует их поведение, внешний вид, сравнивает с родителями других детей, по его мнению более состоятельными и успешными. Недостаток жизненного опыта и завышенная самооценка толкают его на проверку другого мнения опытным путем, не всегда безобидным для него и окружающих. На этой почве часто возникают конфликты.

Читайте также:  Виды интеллектуального развития ребенка

Ребенок со слабыми волевыми качествами в компании сверстников, чтобы быть «как все», может участвовать в неблаговидных делах: мелком хулиганстве, третировании более слабых детей. При этом внутренне осуждая себя и других за это.

Демонстративная уверенность в собственном превосходстве над сверстниками и взрослыми может сочетаться с явной или тщательно скрываемой неуверенностью в себе, в своих способностях. Это может привести к замкнутости, к низкой самооценке, недоверию к мнению окружающих о его достоинствах и недостатках, то есть к личностному кризису.

Проявления кризиса 11 лет

Интенсивные физиологические и внешние изменения в этом возрасте неизбежно приводят к нервному напряжению у ребенка, к некоторой истеричности.

Нередки капризы и скандалы со сверстниками и родителями. Желание быть самостоятельным выливается в непослушание, игнорирование требований со стороны взрослых. Может ухудшиться школьная успеваемость, дисциплина. Поведение приобретает черты демонстративности.

Семейный мир кажется ребенку тесным и неинтересным, его все более влечет улица, где он хочет быть признанным лидером или на равных с другими детьми.

Формируется интерес к противоположному полу, особенно у девочек. Нередки случаи, когда платонические отношения перерастают в сексуальные «благодаря» просвещению со стороны СМИ и более опытных подростков.

«Не хочу быть взрослым!»

Существует другой вариант характеристики кризисов младшего школьного возраста — противоположный описанному. Ребенок отказывается взрослеть! Ему удобно и комфортно пребывать в детстве, когда все решается за него, нет нужды отвечать за свои поступки («Потому что я еще маленький»). Интересы и занятия долго не изменяются, соответствуют более раннему возрастному уровню, личность как бы задерживается в своем развитии. Это инфантилизм.

кризис 7 лет детей младшего школьного возраста

Существует несколько медицинских причин этого явления, но особенно наглядна инфантильность в их сочетании с повышенной родительской заботой о благополучии ребенка: путем «мягкой» силы или деспотическими методами предупреждается каждое его желание и подавляются инициатива и попытки к самостоятельному принятию решений и поведению.

Результат такого воспитания — безынициативная, пассивная личность, неспособная к какому-либо напряжению. Родительский девиз «Все для ребенка, все во имя ребенка!» приводит к формированию в его характере таких качеств, как ярко выраженный эгоцентризм, равнодушие к чувствам и потребностям других, даже близких, людей.

Родители, займитесь самообразованием

При всех описанных в детской психологии пугающих признаках кризиса младшего школьного возраста наука и практика воспитания детей 7-11 лет утверждают: кризис может и не произойти, если воспитание ребенка происходит разумно и бережно.

Многие возможные проблемы развития и взросления ребенка родители могут и должны предвидеть, чтобы своевременно и правильно реагировать на их проявления. Как говорится, врага надо знать в лицо, а поэтому надо:

  • заранее прочитать специальную психолого-педагогическую литературу по вопросам воспитания и развития детей младшего школьного возраста;
  • интересоваться публикациями в специальных педагогических изданиях;
  • получить консультации у специалистов о том, как распознать кризисное состояние у ребенка, как реагировать, как сгладить его остроту;
  • поддерживать контакты со школьным психологом и учителями;
  • не стесняться общаться на эту тему с родителями, чьи дети прошли уже этот сложный жизненный этап, перенимать их положительный опыт, чтобы не повторять совершенных ошибок.

кризис младшего школьного возраста психология

Приобретенные знания помогут родителям избежать многих подводных камней на пути взросления их ребенка.

Терпение, только терпение…

Конфликты в семьях, где растут младшие школьники, столь разнообразны, что по поводу каждого невозможно дать конкретный совет. Если родители не справляются с какой-то ситуацией, то надо получить консультацию у детского психолога, который поможет найти средства, чтобы справиться с нею.

характеристика кризисов младшего школьного возраста

Но можно дать общие рекомендации:

  1. Не надо бояться кризисных изменений в ребенке и его поведении — они закономерны и управляемы.
  2. Вооружиться терпением, как бы дитя ни терзало его. Это демонстрация со стороны родителей безусловной любви и готовности понять и простить его неразумные выходки. Учиться договариваться с ребенком, находить компромиссные решения в случае непреодолимых противоречий.
  3. Не отмахиваться от детских капризов, истерик, критики: ребенок любит родителей, а потому ждет от них реальной помощи и понимания, душевного тепла. В то же время учить не переходить границы допустимого: оскорбления в адрес родителей, агрессивные выходки наказуемы.
  4. Наказания должны быть адекватными проступку, а их причина предельно ясна ребенку. Принятие таких мер следует отложить до той поры, пока все успокоятся и улягутся эмоции.
  5. Оценка его поведения не должна превращаться в оскорбительную оценку его личности: «Ты так себя ведешь, потому что ты…» (далее следует ряд нелицеприятных эпитетов).
  6. Демонстрировать ребенку искренний интерес к его делам, кругу общения, увлечениям, даже если они не нравятся взрослым. Принимать участие в них: совместные игры, посещения кино, концертов, выставок, общественных и спортивных мероприятий и их обсуждение сближают и вызывают доверие друг к другу.
  7. Замечать и поощрять успехи, правильное поведение, благовидные поступки, не скупиться на похвалы и одобрение, но и здесь, как и в наказаниях, соблюдать разумную меру.
  8. Давать его успехам и неудачам тактичную и объективную характеристику, формируя правильную самооценку.
  9. Хорошо знать круг общения ребенка: с кем дружит, с кем и по каким поводам конфликтует, как реагирует на негативное к нему отношение, его причины. Тактично помогать выходить из критических ситуаций, когда, например, есть угроза стать изгоем в детской среде.
  10. Привлекать ребенка к обсуждению семейных проблем и уважительно выслушивать его точку зрения, обсуждать с ним возможные последствия тех или иных вариантов их решения.
  11. Учить правильно выражать свои эмоции, в соответствии с этическими нормами общения. Демонстрировать собственным поведением культуру и доброжелательное отношение к окружающим.
  12. Откладывать в сторону самые неотложные дела, если ребенок просит о помощи и поддержке. В противном случае родитель, самый близкий человек, демонстрирует пренебрежительное отношение к его проблемам. Пустяковая, по мнению взрослого, детская проблема может оказаться серьезной для самого ребенка.
  13. Соблюдать единство требований для всех членов семьи — взрослых и детей: выполнение домашних обязанностей, поддержание порядка, участие в семейных праздниках, в семейных советах, уважительное отношение друг к другу. Это обеспечивает ребенку столь желанное чувство равноправия со всеми.

Родители должны выработать единую линию в воспитании ребенка. Противоречивые требования дезорганизуют самочувствие и поведение ребенка, вырабатывают в нем такие черты, как лицемерие, недоверие, страхи, агрессию.

Семейная гармония — образец взаимоотношений, поступков, чувств и их выражений для ребенка, надежный причал в бурном море проблем, вызванных кризисом младшего школьного возраста.

Источник

Поступление в школу ведет к кардинальному изменению в сие-теме социальных отношений и деятельности ребенка и совпадаете периодом второго физиологического кризиса, приходящегося на возраст 7 лет. В организме ребенка происходит резкий эндокрин­ный сдвиг, сопровождаемый бурным ростом тела, увеличением внутренних органов, вегетативной перестройкой. Физиологиче­скую перестройку могут сопровождать осложнения: нервно-пси­хическая ранимость, повышенная утомляемость. Однако это не мешает адаптации ребенка к новым условиям (В. П. Петрунек, Л. Н. Таран).

Принципиально меняется социальная ситуация развития ребен­ка. Он становится «общественным субъектом», выполняет общест­венно значимую и общественно оцениваемую деятельность. Все жизненные отношения его перестраиваются и во многом опреде­ляются тем, насколько успешно он овладевает учебной деятельно­стью, которая становится ведущей. Нормальное развитие ребенка в этот период характеризуется формированием следующих каче­ственно новых психологических образований:

Читайте также:  Периодизация развития ребенка леонтьева

• ребенок переходит на качественно новый уровень произволь­ной регуляции поведения и деятельности. У младшего школьник формируются навыки самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции, что принципиально изменяет его интеллект, личность, с циальные отношения;

• происходит перестройка всех познавательных процессов, во никают и развиваются рефлексия, анализ, внутренний план действий;

• формируются устойчивые познавательные потребности^ тересы, возникает новое познавательное отношение к тельности;

• формируется адекватная самооценка, развивается критичность к самому себе и окружающим;

• преобретаются навыки общения со сверстниками, умения устанавливать дружеские контакты и отношения;

• школьник овладевает «умением учиться», т.е. приобретает навыки и умения учебной работы;

• раскрываются индивидуальные способности и возможности ребенка.

Таким образом, нормально развивающийся младший школьник – это активный жизнерадостный ребенок, желающий и умеющий учиться уверенный в себе, в своих способностях, организованный, умеющий управлять своим вниманием, памятью, умеющий дружить, относить свои поступки с нравственными нормами и правилами.

Нормальным психологи признают и тот факт, что болыиинство этих позитивных достижений внешне могут быть утеряны в период кризиса в подростковом возрасте (И. В. Дубровина).

Изучению подросткового возраста посвящено множество иссле­дований. Это классические работы Л. С. Выготского, Д. Б. Элькони-на Т.В.Драгуновой, Д.И.Фельдштейна, Л.И.Божович и современ­ные – А. М. Прихожан, Н.Н.Толстых, С.К.Масгутоваи др.

Подростковый кризис исследователи объясняют по-разному. В отечественной психологии в контексте идей Л.С. Выготского сло­жилась позиция, согласно которой подростковый кризис играет существенную роль в общем процессе возрастного развития. Кри­зисные проявления: противопоставление себя взрослым, отчужде­ние от взрослых, завоевание новой позиции — не только закономер­ные, т.е. нормальные, явления, но и продуктивные для формиро­вания личности подростка (А. М. Прихджан).

Можно выделить следующие важнейшие проявления подрост­кового кризиса. Как и все критические периоды развития, кризис подросткового возраста проходит три фазы: негативную, или пред-критическую, — фазу ломки старых привычек, стереотипов, распада сформировавшихся ранее структур; кульминационную точку кризиса, как правило, это 13 лет, хотя возможны значительные индивидуальные варианты; посткритическую, когда формируются овые структуры, складываются новые отношения.

Значительным является тот факт, что подростки могут как бы Ровоцировать запретные для себя ситуации, специально «при-У Дать» родителей к ним, чтобы иметь возможность проверить силы в преодолении этих запретов и тем самым раздвинуть границы своей самостоятельности. Это дает возможность удовлетворить потребность в самоутверждении. Если этого не происходит и развитие в этот период протекает гладко и бесконфликтно, то позднее, в 17-18 лет, может проявиться запоздалый и болезненный кризис, либо инфантильная позиция «ребенка» затягивается и может оставаться даже в зрелом возрасте.

Психологи описывают два основных пути протекания кризиса. Наиболее распространенный — кризис независимости. Его мы те же, что и в дошкольном возрасте, — строптивость, упрямство,негативизм, своеволие, обесценивание взрослых, отрицательное отношение к их требованиям, которые ранее выполнялись, протест — бунт, ревность к собственности. Но в подростковом возрасте он, выражаются по-своему. Так, ревность к собственности вается в стремлении оградить от внешних посягательств свое видуальное внутреннее, психологическое пространство. Главная его собственность — это переживание собственного внутреннего мира, что и защищает подросток и ревниво оберегает от других. Второй путь — кризис зависимости, симптомы которого противоположны: чрезмерное послушание, зависимость от старших или сильных, регресс к старым интересам или вкусам, формам поведения Это своего рода возврат назад, к той системе отношений, которая гарантировала эмоциональное благополучие, чувство уверенности защищенности. Первый и второй варианты — это способы самоопределения. Но в первом случае он выражается позицией «Я уже не ребенок», а во втором — «Я ребенок и хочу оставаться им». Для развития наиболее благоприятным оказывается первый вариант.

Специалисты подчеркивают, что в симптомах кризиса присут­ствуют обе тенденции, но одна из них доминирует. Одновременное присутствие стремления к независимости и стремления к зависимо­сти связано с двойственностью позиции подростка. С одной сторо­ны, «взрослые» притязания, требование равных с ними прав, рас­ширение границ самостоятельности, а с другой — недостаточная психологическая и социальная зрелость подростка, вызывающая у него потребность в помощи, поддержке и защите со стороны взрослых. Подросток ждет (конечно, неосознанно), что взрослые обеспечат относительную безопасность этой борьбы, оградят его от слишком рискованных шагов. Именно поэтому попустительско-либеральное, слишком «разрешающее» отношение может вызывать недовольство и даже глухое раздражение подростка, а достаточно жесткий, но аргументированный запрет приводит к эмоционально­му благополучию, успокоению, хотя и не исключает первоначаль­ную вспышку негодования. В контексте культурно-историческо психологии и психологической теории деятельности нормально развивающемуся подростку присущи тенденции развития и сам развития таких человеческих качеств, как:

• самостоятельность мышления, интеллектуальная активное -творческий подход к решению познавательных задач; это се тивный период развития творческого мышления;

выраженные и устойчивые интересы, внимание к самому и к другому человеку как личности;

• адекватные формы утверждения своей самостоятельно личностной автономии, индивидуальности;

• адекватная самооценка, высокий уровень притязания, развитое чувство собственного достоинства, внутренние критерии самооценки;

• способность сознательно ставить перед собой цели, переподчинять мотивы, принимать решения и быть ответственным за их последствия;

• моральные и волевые качества, личностная рефлексия, т.е. понимание, сочувствие и сопереживание другому;

• владение способами регуляции поведения, эмоциональных состояний, адекватными способами реагирования в различных жизненных ситуациях;

• способность контролировать ситуацию, устойчивость к не­благоприятным воздействиям среды;

• положительное отношение к труду, ориентация на культур­ные нравственные ценности и человеческие смыслы;

• владение навыками дружеского, избирательного общения со сверстниками; ориентация на социально положительного лидера в среде сверстников;

• адекватность поведения в школе и вне ее (Д. Б. Эльконин, А. М. Прихожан).

Существуют и другие научные позиции, в русле которых реша­ется и проблема нормы — аномалии. Они широко представлены в зарубежных концепциях личности. Значительный интерес, на наш взгляд, представляет концепция американского психотерапевта Э. Эриксона,который как бы изнутри анализирует жизнь человека и показывает источники его развития по линии норма — аномалия. Взгляды Э.Эриксона представлены в книгах «Детство и общест­во», «Идентичность: юность и кризис».

Ребенок развивается как живое, органическое единство, как целостное явление. Именно поэтому отклонения в его развитии Э.Эриксон рассматривает в контексте целостного развития его личности.

Б а з о в ы м к а ч е с т в о м н о р м а л ь н о г о ч е л о в е к а яв­ляется идентичность,или, иначе говоря, целостность.Это обобщен­ное понятие, которое включает в себя понятие психического здо­ровья человека, чувство устойчивости и непрерывности Я, причастности к социальной группе, принятости ею, тождественности. Идентификация, по Эриксону, определяет целостность личности, систему ее ценностей, идеалы, жизненные планы, способности и потребности. Это особый стиль и способ переживания, ощущения себя, восприятия себя с точки зрения других людей и исторического времени.

Формирование идентичности, целостности личности продолжается на протяжении всей жизни человека и проходит ряд стадий. Влияют на процесс не только родители и близкие ребенку люди, но широкое социальное окружение, общество, конкретные социальные условия, т.е. время и место осуществления психической жизни ребенка. Эриксон выделил 8 основных этапов тия идентичности, в течение которых ребенок переходит от одной стадии осознания себя к другой. На каждой стадии возникает возможность формирования противоположных качеств, которые человек осознает в себе и с которыми начинает себя идентифицровать. В ходе развития у человека последовательно формируют качества, каждое из которых в определенный момент становится определяющим его психическую жизнь и поведение. При этом развитие предполагает наличие реальных и потенциальных свойств которые избирательно влияют на другие свойства личности и реп лируют воздействия социальной среды, отбирая соответствующие возможности ребенка и взрослого. При этом потребность в приня­тии группой, социальным окружением является важнейшим источ­ником активности человека и проявляется как механизм включения ребенка в систему общественных отношений.

Читайте также:  Центр развития здорового ребенка

Переход от одной формы идентичности к другой сопровожда­ется кризисами. В этот момент усиливается уязвимость, но одно­временно возрастают потенциал человека, энергия для дальней­шего развития. Общество же предлагает человеку новые задачи и возможности для реализации этого потенциала. На каждом этапе развития человек оказывается перед выбором полярных отноше­ний к миру и к себе.

П е р в а я с т а д и я — до 1 года. Развитие в это время в основ­ном детерминируется близкими людьми, родителями, которые фор­мируют у ребенка чувство базового доверия, т.е. открытости к миру, или недоверия, настороженности, закрытости к окружаю­щему. Возникает чувство собственной идентичности. «Количество веры и надежды, вынесенной из первого жизненного опыта» оп­ределяется качеством ухода за ребенком, наличием материнской любви и нежности. Важным условием при этом является уверенность матери в своих действиях. «Мать создает у своего ребенка чувство веры тем типом обращения с ним, который совмещает в себе заботу о нуждах ребенка с твердым чувством полного лично­стного доверия к нему в рамках того жизненного стиля, который существует в ее культуре», — подчеркивал Э. Эриксон.

Этнографические исследования Э.Эриксона говорят о том, что в разных культурах существуют разные «схемы доверия» и традиции ухода за ребенком. В одних культурах мать проявляет не ность очень эмоционально, кормит младенца всегда, когда он плачет или капризничает, не пеленает его. В других же культурах принято туго пеленать ребенка, давать ему возможность покричат поплакать, «чтобы его легкие были сильнее». Такой способ ухода по мнению Эриксона, характерен для русской культуры. Этим, его мнению, объясняется особая выразительность глаз русскихлюдей, поскольку туго запеленутый ребенок имеет основной соб связи с миром через глаза (Л. Ф. Обухова).

В т о р а я с т а д и я — от 1 года до 3 лет — состоит в формиро-^Т и отстаивании ребенком своей автономии и независимости или, напротив, зависимости от окружающих. Это связано с тем, как взрослые реагируют на первые попытки ребенка добиться самостоятельности. Чувство стыда и сомнения появляется в результате жесткого контроля. Возрастающее чувство самостоятел не должно подрывать сложившегося базового отношения к миру. Оно поддерживается и сохраняется благодаря контролю со стороны родителей, через ограничение желаний ребенка требовать, присваиивать, разрушать. «Внешняя твердость должна предохранять ребенка от потенциальной анархии со стороны еще не тренированного чувства различения, его неспособности осторожно удер­живать и отпускать», — пишет Э. Эриксон. Но эти ограничения создают основу для негативного чувства стыда и сомнения.

Борьба чувства независимости против стыда и сомнения при­водит к установлению соотношения между способностью сотруд­ничать с другими людьми и настаивать на своем (видимо, упрям­ство), между свободой самовыражения и ее ограничением. В кон­це стадии складывается подвижное равновесие между этими про­тивоположностями. Оно будет положительным, если родители и близкие не будут жестко подавлять и чрезмерно управлять стрем­лением ребенка к автономии. Чувство доброжелательности и гор­дости происходит из чувства самоконтроля при положительной самооценке. Внешний, чужеродный контроль, утрата чувства са­моконтроля приводят к появлению устойчивой склонности к со­мнению и стыду, чувства зависимости от взрослых.

Т р е т ь я с т а д и я – с 3 до 6 лет. Ребенок жадно и активно по­знает окружающий мир. В игре он совместно со сверстниками осваивает систему отношений между людьми. У ребенка возника­ет желание выйти из роли маленького и включиться в реальную совместную со взрослыми деятельность. Но взрослые всемогуще­ственны, они диктуют ему строгие правила поведения, могут сты­дить и наказывать. В этот период ребенок учится соотносить свои желания с нормами, принятыми в обществе, осваивает практиче­ски социальные, этические нормы и правила. У него развивается чувство инициативы, активной предприимчивости. Именно на этой стадии развития, как ни на какой другой, ребенок готов быстро и жадно учиться. Но это связано с тем, насколько благополучно пртекает процесс социализации ребенка, насколько строгие пра предъявляются. Агрессивное поведение ребенка ведет к ограничению взрослыми его инициативы и появлению чувства вины и тревожности.

Ч е т в е р т а я с т а д и я — от 6 до 14 лет. В это время развива-либо трудолюбие, либо чувство неполноценности. Ребенок в школу, начинается систематическое приобщение его к знаниям. Школа, учитель, одноклассники играют доминирующую роль в процессе самоидентификации. От того, насколько ребенп успешно учится, как складываются у него отношения с учителем одноклассниками, зависит благополучие или неблагополучие ег становления. Трудолюбию противостоит чувство неадекватности и неполноценности. По мнению Эриксона, ребенок в этом случае переживает отчаяние от своей неумелости и видит себя обречен­ным на посредственность или неадекватность. Если в благопри­ятных случаях значимость отца и матери отходит на второй план, то при появлении чувства своего несоответствия требованиям шко­лы семья вновь становится убежищем для ребенка.

Эриксон подчеркивает, что на каждой стадии развивающийся ребенок должен приходить к жизненно важному для него чувству собственной состоятельности. Поэтому снисходительное одобре­ние или незаслуженная похвала не должны его удовлетворять. Идентичность его полноценна в том случае, когда он понимает что его достижения соответствуют тем требованиям, которые зна­чимы в данной сфере жизни.

П я т у ю с т а д и ю — с 14 до 20 лет — характеризует самый глу­бокий жизненный кризис. Формируется первая цельная форма идентичности. К этому кризису приводят три линии развития: физический рост и половое созревание, озабоченность тем, «как я выгляжу в глазах других», «что я собой представляю»; необходи­мость найти свое профессиональное призвание, отвечающее инди­видуальным способностям и требованиям общества. В этом кризисе идентичности заново встают все пройденные критические моменты развития. Все прежние, старые задачи он должен теперь решить сознательно, будучи убежденным, что его выбор значим для него и для общества. Именно в таком случае социальное доверие к миру, самостоятельность, инициативность, освоенные умения создадут новую целостность личности.

На юношеский возраст приходится основной кризис идентич­ности, за которым следует либо обретение «взрослой идентично­сти», либо задержка в развитии. Острота этого кризиса зависит как от степени разрешенности более ранних кризисов (доверия, независимости, активности и др.), так и от всей духовной атмо­сферы общества. Непреодоленный кризис ведет к задержке в лично­стном развитии и составляет основу социальной патологии юноше­ского возраста. «Синдром патологий идентичности», по Э.Эрик-сону, включает: возврат к инфантильному уровню и желание как можно дольше оставаться ребенком; смутное, но устойчивое со­стояние тревоги; чувство изоляции и опустошенности; постоянно пребывание в состоянии чего-то такого, что сможет изменить жизнь; страх перед личным общением и неспособность эмоцио­нально воздействовать на лиц другого пола; враждебность и презрение ко всем признанным общественным ролям, вплоть до ских и женских («унисекс») и др. (Л. Ф. Обухова).

Становление личностной идентичности позволяет молодому овеку перейти на очередную стадию развития. Последующие стадии развития относятся к периоду взрослости и имеют свои ячи, связанные с формированием самостоятельности, автоном-ти личности, творчества. Таким образом, при неблагоприятных условиях развитие ребенка может идти по линии формирования чувства зависимости, вины, тревоги, неполноценности, агрес-Н’и противоречивости, внутренней конфликтности.

Общепсихологические аспекты проблемы нормы — аномалии яссматриваются в рамках развивающейся психологии личности, в отечественной психологии это направление предст