Кризисы развития ребенка младшего школьного возраста
Взрослые, желающие помочь преодолеть ребенку младшего школьного возраста кризис 7-11 лет с наименьшими потерями для психики, должны хорошо ориентироваться в признаках и особенностях его протекания. Для этого надо заняться самообразованием и получить ответы на вопросы: что такое кризис, как проявляется, как вести себя с ребенком в кризисных ситуациях, какие его индивидуальные особенности следует учитывать, кто может помочь школьнику и его родителям в этот непростой период.
Что такое возрастной кризис
Слово «кризис» произошло от греческого krisis — исход, решение, поворотный пункт. Возрастной кризис младшего школьного возраста 7-11 лет не первый: до него ребенок переживает кризис новорожденности, первого года и кризисы 3-4,5 лет.
В возрастном кризисном периоде человек переживает переход к следующей ступени развития. Изменяется его сознание, восприятие окружающего, более сложными становятся психика, деятельность, отношения с окружающими. Прежние способы контактирования с миром становятся неэффективными, появляется необходимость в изменении характера собственного поведения.
Длительность и степень проявления кризиса личностного развития в младшем школьном возрасте зависят как от индивидуальных особенностей малыша, так и от условий его жизни и воспитания. В среднем кризисные процессы длятся от полугода до года, могут протекать в стертой форме или же бурно, драматично.
Требует подробного описания кризис младшего школьного возраста: психология человека, как известно, тесно связана со всеми аспектами его развития.
Физическое развитие ребенка
Кризис личностного развития младшего школьника происходит на фоне серьезных изменений в его организме. В 7-8 лет:
- Продолжается активное формирование костной системы — черепа, конечностей, тазовых костей. Перегрузка скелета чревата негативными последствиями для здоровья ребенка, поэтому следует избегать длительной физической нагрузки, однообразных и неправильных поз, например, при письме, рукоделии.
- Значительно увеличивается мышечная масса. Крупные мышцы развиваются интенсивнее мелких, поэтому дети еще не способны долго сидеть в одной позе и заниматься работой, требующей мелких и точных движений.
- При росте физической силы дети быстро устают, хотя очень подвижны и стремятся к играм и занятиям, требующим ловкости, подвижности (игры с мячом, прыжки, бег) — через 20-30 минут таких занятий им необходим отдых.
- Работа сердечно-сосудистой системы становится более стабильной, улучшается кровоснабжение всех органов и тканей организма.
- Происходит заметный рост массы головного мозга, особенно лобных долей. Это является залогом развития его высших психических функций.
Индивидуальные показатели физического развития существенно отличаются даже у детей одного школьного класса. Они зависят от условий жизни, от генетической наследственности. Младший школьный возраст, кризис 7 лет, является своего рода ступенькой к последующему физическому совершенствованию ребенка.
С 8 лет значительно улучшается двигательная координация, повышается общая выносливость организма.
В 10-11 лет у некоторых девочек начинается период полового созревания, появляются первые его признаки. Они могут значительно опережать мальчиков в физическом и психическом развитии.
С 7 до 11 лет мальчики и девочки прибавляют в росте в среднем по 20-25 см, а их вес увеличивается на 10-15 кг.
Особенности физического развития оказывают влияние на развитие личности ребенка в целом. Их непременно надо учитывать при организации его жизни в школе и дома.
Психологическая перестройка
Поступающий в первый класс ребенок многого ожидает от школы, она манит его новизной, символизирует шаг во взрослую жизнь. Школьные правила он воспринимает как обязательное условие статуса ученика и подчиняется им.
Кризис 7 лет детей младшего школьного возраста связан с изменениями в содержании его жизни. Постепенно изменяется его основной вид деятельности: игра замещается учением. Память, внимание, восприятие становятся все более произвольными. Расширяется познавательное пространство и интерес к общественной жизни.
В отношениях со сверстниками и взрослыми развивается умение объективно оценивать собственное и чужое поведение, считаться с мнением окружающих, подчинять собственные интересы интересам коллектива.
Ребенок 10-11 лет уже может предвидеть последствия своих поступков и управлять своими «хочу» и «надо». То есть возрастают волевые качества, заменяя капризность и импульсивность, появляется умение переживать по поводу текущих и будущих событий.
Кризисы детей младшего школьного возраста могут привести к формированию завышенной или заниженной самооценки, если извне, от значимых лиц, поступает необъективное оценивание их способностей, поведения, внешности.
Характерная неустойчивость психических процессов младшего школьника может привести к серьезным нарушениям его психологического состояния (усталость, апатия, раздражительность, невроз), требующих медицинского вмешательства. Это происходит, если амбициозные родители предъявляют завышенные требования к учебе и поведению, ждут непосильных для ребенка результатов в спорте или в художественной деятельности.
Интеллектуальное развитие
Младший школьный возраст является очень благоприятным для умственного развития ребенка. Высокая мотивация к учению сочетается с природным любопытством и стремлением соответствовать требованиям авторитетного учителя и родителей.
Младший школьный возраст, кризис 7 лет и последующие за ним, характерны тем, что в этом возрасте:
- Формируется понимание необходимости успешной учебы для овладения в будущем профессией. В связи с этим проявляется осознанный интерес к знаниям вообще и к отдельным предметам.
- С расширением познавательных интересов ребенок проявляет инициативу в поиске интересующих его фактов, научных данных. Постепенно возрастают самостоятельность в учебе, совершенствуются навыки умственной работы.
- С развитием воображения, памяти, восприятия абстрагируется мышление, появляется способность к обобщениям, теоретизированию.
- Осознанно усваиваются нравственные понятия, нормы поведения в коллективе.
Знание возрастных особенностей физического, интеллектуального и психического развития младшего школьника позволяет взрослым вовремя заметить у него первые кризисные проявления. Охарактеризуем кризис младшего возраста кратко.
Признаки кризиса у 7-летнего ребенка
Начало школьной жизни для ребенка событие, означающее то, что он становится взрослым. Соответственно, он хочет и быть похожим на взрослого человека, но еще не знает, как это сделать, и пытается копировать его внешние признаки: говорить и двигаться солидно, пользоваться маминой косметикой и папиными аксессуарами, участвовать в серьезных разговорах наравне со всеми.
В 7-8 лет ребенок активно использует «взрослую» лексику в общении, стараясь произвести впечатление более старшего.
Хочет быть самостоятельным в поступках, не умея предусмотреть их негативные последствия, из-за чего может попасть в глупое или опасное положение.
Прослеживаются признаки того, что он хочет командовать, руководить всеми дома и в школе. Легко раздражается, встречая сопротивление своим действиям, может проявить агрессивность и жестокость по отношению к другим людям или животным.
Ему становится стыдно играть с любимыми игрушками «как маленькому», поэтому играет с ними тайком.
Ребенку кажется, что капризы и упрямство делают его взрослее в глазах окружающих, которые на самом деле видят в таком поведении элементарное непослушание, заслуживающее наказания.
Таким образом, у ребенка 7 лет наблюдается внутренний кризис — между психическими возможностями и возросшими претензиями на признание окружающих как личности уже взрослой, и внешний кризис — между потребностью в новых социальных отношениях и неумением их выстроить. Выготский Л.С. считал это признаком утраты детской непосредственности. Кризис младшего школьного возраста 7-11 лет по Эльконину Д.Б. — это утрата ситуативности реакций.
Конечно, эти симптомы кризиса 7 лет могут быть ярко выраженными или малозаметными — все зависит и от темперамента ребенка, и от стиля его воспитания. В любом случае это сигнал для взрослых о том, что надо менять характер отношений с ним.
Симптомы кризиса 9-10 лет
Эмоциональные и психологические изменения в этом возрасте происходят на фоне гормональной перестройки: ребенок стоит на пороге переходного возраста, вступает в предпубертатный период. Для него характерна эмоциональная неустойчивость, когда настроение может резко меняться даже без видимых на то причин от возбужденного до подавленного. При этом он сам не может толком объяснить, что на это так повлияло.
Моральная привязанность к семье сохраняется, но становление собственного «Я» психологически отдаляет его от родителей, он становится более самостоятельным и стремится еще к большей независимости. Хочет быть заметным, «модным» внешне. Пытаясь самоутвердиться, ребенок сознательно противится воле родителей в бытовых вопросах, критикует их поведение, внешний вид, сравнивает с родителями других детей, по его мнению более состоятельными и успешными. Недостаток жизненного опыта и завышенная самооценка толкают его на проверку другого мнения опытным путем, не всегда безобидным для него и окружающих. На этой почве часто возникают конфликты.
Ребенок со слабыми волевыми качествами в компании сверстников, чтобы быть «как все», может участвовать в неблаговидных делах: мелком хулиганстве, третировании более слабых детей. При этом внутренне осуждая себя и других за это.
Демонстративная уверенность в собственном превосходстве над сверстниками и взрослыми может сочетаться с явной или тщательно скрываемой неуверенностью в себе, в своих способностях. Это может привести к замкнутости, к низкой самооценке, недоверию к мнению окружающих о его достоинствах и недостатках, то есть к личностному кризису.
Проявления кризиса 11 лет
Интенсивные физиологические и внешние изменения в этом возрасте неизбежно приводят к нервному напряжению у ребенка, к некоторой истеричности.
Нередки капризы и скандалы со сверстниками и родителями. Желание быть самостоятельным выливается в непослушание, игнорирование требований со стороны взрослых. Может ухудшиться школьная успеваемость, дисциплина. Поведение приобретает черты демонстративности.
Семейный мир кажется ребенку тесным и неинтересным, его все более влечет улица, где он хочет быть признанным лидером или на равных с другими детьми.
Формируется интерес к противоположному полу, особенно у девочек. Нередки случаи, когда платонические отношения перерастают в сексуальные «благодаря» просвещению со стороны СМИ и более опытных подростков.
«Не хочу быть взрослым!»
Существует другой вариант характеристики кризисов младшего школьного возраста — противоположный описанному. Ребенок отказывается взрослеть! Ему удобно и комфортно пребывать в детстве, когда все решается за него, нет нужды отвечать за свои поступки («Потому что я еще маленький»). Интересы и занятия долго не изменяются, соответствуют более раннему возрастному уровню, личность как бы задерживается в своем развитии. Это инфантилизм.
Существует несколько медицинских причин этого явления, но особенно наглядна инфантильность в их сочетании с повышенной родительской заботой о благополучии ребенка: путем «мягкой» силы или деспотическими методами предупреждается каждое его желание и подавляются инициатива и попытки к самостоятельному принятию решений и поведению.
Результат такого воспитания — безынициативная, пассивная личность, неспособная к какому-либо напряжению. Родительский девиз «Все для ребенка, все во имя ребенка!» приводит к формированию в его характере таких качеств, как ярко выраженный эгоцентризм, равнодушие к чувствам и потребностям других, даже близких, людей.
Родители, займитесь самообразованием
При всех описанных в детской психологии пугающих признаках кризиса младшего школьного возраста наука и практика воспитания детей 7-11 лет утверждают: кризис может и не произойти, если воспитание ребенка происходит разумно и бережно.
Многие возможные проблемы развития и взросления ребенка родители могут и должны предвидеть, чтобы своевременно и правильно реагировать на их проявления. Как говорится, врага надо знать в лицо, а поэтому надо:
- заранее прочитать специальную психолого-педагогическую литературу по вопросам воспитания и развития детей младшего школьного возраста;
- интересоваться публикациями в специальных педагогических изданиях;
- получить консультации у специалистов о том, как распознать кризисное состояние у ребенка, как реагировать, как сгладить его остроту;
- поддерживать контакты со школьным психологом и учителями;
- не стесняться общаться на эту тему с родителями, чьи дети прошли уже этот сложный жизненный этап, перенимать их положительный опыт, чтобы не повторять совершенных ошибок.
Приобретенные знания помогут родителям избежать многих подводных камней на пути взросления их ребенка.
Терпение, только терпение…
Конфликты в семьях, где растут младшие школьники, столь разнообразны, что по поводу каждого невозможно дать конкретный совет. Если родители не справляются с какой-то ситуацией, то надо получить консультацию у детского психолога, который поможет найти средства, чтобы справиться с нею.
Но можно дать общие рекомендации:
- Не надо бояться кризисных изменений в ребенке и его поведении — они закономерны и управляемы.
- Вооружиться терпением, как бы дитя ни терзало его. Это демонстрация со стороны родителей безусловной любви и готовности понять и простить его неразумные выходки. Учиться договариваться с ребенком, находить компромиссные решения в случае непреодолимых противоречий.
- Не отмахиваться от детских капризов, истерик, критики: ребенок любит родителей, а потому ждет от них реальной помощи и понимания, душевного тепла. В то же время учить не переходить границы допустимого: оскорбления в адрес родителей, агрессивные выходки наказуемы.
- Наказания должны быть адекватными проступку, а их причина предельно ясна ребенку. Принятие таких мер следует отложить до той поры, пока все успокоятся и улягутся эмоции.
- Оценка его поведения не должна превращаться в оскорбительную оценку его личности: «Ты так себя ведешь, потому что ты…» (далее следует ряд нелицеприятных эпитетов).
- Демонстрировать ребенку искренний интерес к его делам, кругу общения, увлечениям, даже если они не нравятся взрослым. Принимать участие в них: совместные игры, посещения кино, концертов, выставок, общественных и спортивных мероприятий и их обсуждение сближают и вызывают доверие друг к другу.
- Замечать и поощрять успехи, правильное поведение, благовидные поступки, не скупиться на похвалы и одобрение, но и здесь, как и в наказаниях, соблюдать разумную меру.
- Давать его успехам и неудачам тактичную и объективную характеристику, формируя правильную самооценку.
- Хорошо знать круг общения ребенка: с кем дружит, с кем и по каким поводам конфликтует, как реагирует на негативное к нему отношение, его причины. Тактично помогать выходить из критических ситуаций, когда, например, есть угроза стать изгоем в детской среде.
- Привлекать ребенка к обсуждению семейных проблем и уважительно выслушивать его точку зрения, обсуждать с ним возможные последствия тех или иных вариантов их решения.
- Учить правильно выражать свои эмоции, в соответствии с этическими нормами общения. Демонстрировать собственным поведением культуру и доброжелательное отношение к окружающим.
- Откладывать в сторону самые неотложные дела, если ребенок просит о помощи и поддержке. В противном случае родитель, самый близкий человек, демонстрирует пренебрежительное отношение к его проблемам. Пустяковая, по мнению взрослого, детская проблема может оказаться серьезной для самого ребенка.
- Соблюдать единство требований для всех членов семьи — взрослых и детей: выполнение домашних обязанностей, поддержание порядка, участие в семейных праздниках, в семейных советах, уважительное отношение друг к другу. Это обеспечивает ребенку столь желанное чувство равноправия со всеми.
Родители должны выработать единую линию в воспитании ребенка. Противоречивые требования дезорганизуют самочувствие и поведение ребенка, вырабатывают в нем такие черты, как лицемерие, недоверие, страхи, агрессию.
Семейная гармония — образец взаимоотношений, поступков, чувств и их выражений для ребенка, надежный причал в бурном море проблем, вызванных кризисом младшего школьного возраста.
Источник
Подготовила:
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №47
Шиловская Т. С.
г.Владикавказ
2014 год
КРИЗИСЫ ВЗРОСЛЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Уважаемые родители! Этот учебный год для наших детей – важная ступень в их школьной жизни. Они уже осознают себя старшими в начальной школе. Они, с одной стороны, испытывают чувство гордости за свой статус, с другой стороны, — страх перед переходом в среднее звено. Мы, взрослые, не забываем им напомнить об этом лишний раз, когда необходимо указать ребенку на его промахи, тем самым повышая уровень тревожности перед встречей с новыми условиями обучения, новыми учителями, одноклассниками или даже школой (если ребенок переходит в другое учебное заведение).
Часто в этот период от родителей можно услышать такие слова: «Мой ребенок становится неуправляемым», «Как трудно стало с ним общаться», и т.п. В чем же причины такого поведения? Виноват сам ребенок? Или, быть может, на него кто-то оказывает дурное влияние?
А, может, виноваты сами родители? Причина кроется совсем не во внешних факторах. Просто ребенок подходит к периоду кризиса в его развитии. Таких кризисов в период развития ребенка психолог7и выделяют шесть:
1. кризис 1 года.
2. кризис 3 лет (его называют «Я сам!»)
3. кризис 6-7 лет (ребенок идет в школу).
4. кризис 12 лет (переход в подростковый возраст).
5. кризис 15 лет (переход в юношеский возраст).
6. кризис 17 лет.
Все эти кризисные периоды характеризуются изменениями в отношении ребенка к окружающему миру, людям, а также скачком в физическом и психическом развитии. Меняется ведущая деятельность (та, что играет наибольшую роль в жизни ребенка).
Нельзя миновать эти кризисы, т.к. без них невозможно дальнейшее развитие личности. Известный русский психолог Д.Б. Эльконин назвал эти периоды «воротами» в следующий возраст.
Да, на этих этапах дети становятся раздражительными, плаксивыми, агрессивными, непослушными, грубыми. Но в то же время происходит обогащение психики ребенка, его эмоций, приобретается жизненный опыт, расширяются возможности. Если во время кризиса взрослые будут давить на детей, то это приведет к еще более сильному сопротивлению. Активный, эмоциональный ребенок станет агрессивнее, раздражительнее. Застенчивый ребенок уйдет в себя, замкнется.
Каковы же причины подросткового кризиса, в который вступают наши дети? Если в младшем школьном возрасте ребенок ориентировался на оценку взрослых (учителя, родителей), то теперь для него более значимой становится оценка сверстников. Это связанно с тем, что мир взрослых перестал в его глазах быть идеальным. Ведущей деятельностью стала не учеба, а общение со сверстниками. Происходит осознание своей индивидуальности, неповторимости. Если в 1-2 классах малыш оценивал себя и одноклассников с позиции школьной отметки, то теперь он начинает понимать, что хорошие оценки – это не гарантия того, что тебя будут уважать, ценить, что ты будешь успешным в жизни.
Дети начинают критически оценивать поведение взрослых и рассматривают мир с точки зрения того, как его можно изменить. Отношения в среде сверстников подростки строят по примеру взрослых. Внешними признаками этого, например, являются рукопожатия мальчиков, как у взрослых мужчин. Девочки начинают использовать косметику, ходить и одеваться как взрослые.
У подростков оформляются взгляды на смысл жизни, на отношения между людьми. Учебная деятельность отходит в их сознании на задний план, поэтому возникают проблемы в учебе. Мнение учителей перестает быть значимым для них.
Еще одно изменение в их мировосприятии – это открытие конечности своего существования, осознание неизбежности смерти. Это открытие они переносят чрезвычайно болезненно. Вопросы на эту тему взрослым нужно не игнорировать, а постараться помочь преодолеть стресс и принять это открытие.
Нарастанию тревожности ребенка способствуют, кроме того, физиологические изменения в его организме, изменение потребностей: социальных, материальных, духовных.
Давайте подробнее рассмотрим психолого-педагогические особенности развития младших подростков. Во многом они определяются кардинальными изменениями в организме ребенка, бурным процессом полового созревания. Особая роль принадлежит акселерации, т.е. ускорению физических и физиологических процессов.
У подростка все больше проявляется потребность во «взрослом» обращении. Возникновение чувства взрослости у школьника – одно из главных достижений этого возраста. Способствуют этому условия, требующие от ребенка самостоятельности, помощи старшим, а также уважительный тон обращения к нему со стороны окружающих людей.
В чем проявляется стремление ко взрослости?
Дети становятся очень чувствительными к внешним факторам обращения к себе как к большим. Меняется манера ходить, одеваться, разговаривать. Подростки овладевают в общении со взрослыми многими полезными навыками и умениями. Однако в этом тяготении к взрослым немало противоречий, например…
…между ощущением себя взрослым и реальным положением ребенка. Отсюда желание казаться старше. Девочки начинают одеваться как молодые женщины, пользоваться косметикой. Мальчики могут пробовать курить, чтобы быть, как им кажется, настоящими мужчинами.
…в отношениях со взрослыми. Родители и учителя часто обращаются к подростку как к ребенку, когда речь идет о его правах, но взывают к его чувству взрослости, когда напоминают о его обязанностях, в то время как он сам предпочел бы обратную картину.
…между «нужно» и «опасно». Многие родители и педагоги постоянно ставят задачи развития самостоятельности школьников, но одновременно не могут преодолеть в себе стремление ограничить эту самостоятельность.
Общение детей в этом возрасте выходит далеко за рамки учебы, становится содержательнее, сложнее, многообразнее. Взаимоотношения со сверстниками для них обладают большей ценностью, чем с родителями. Основным содержанием общения становится поиск взаимопонимания, взаимодействия.
Все это направленно на формирование идеала друга, исправление недостатков не только другого, но и самого себя. Идеалом отношений сверстников в этом возрасте является девиз – «всегда вместе, все пополам». Отсюда требование: взаимная откровенность, сопереживание и умение хранить тайну. В общении дети начинают учитывать требования сверстников, ориентироваться на них. Даже разговоры «по пустякам» имеют огромное психологическое значение в познании мира человеческих отношений.
Одна из самых главных, основополагающих потребностей раннего подросткового возраста – потребность самоутвердиться, занять достойной место в коллективе. Они очень болезненно реагируют на каждый факт, который вредит их престижу в глазах товарищей. Это необходимо учитывать как родителям, так и педагогам. Для самоутверждения подросток может выбрать одну из следующих «ролей»:
«Умные» — дети, претендующие на признание своих интеллектуальных способностей. На эту роль претендуют не только отличники или хорошисты. Высоко котируется теперь не столько успеваемость, сколько сообразительность, начитанность, эрудиция. Школьники спокойно воспринимают упреки учителей о том, что они «способные, но ленивые», однако не прощают даже намека на «тупость», «неспособность». Особенно в тех случаях, когда они произносятся публично.
«Сильные, смелые, волевые» — ребята, утвердившие себя спортивными достижениями. Они отличаются от сверстников хорошим физическим развитием, превосходят их силой, волей. Авторитет спортсменов поддерживается мнением одноклассников и учителей о том, что они представляют и защищают честь коллектива. Статус «сильных» можно считать вполне благополучным. Но здесь есть и несколько подводных камней, о которые может разбиться это благополучие. Сильное увлечение мужественными» видами спорта (бокс, борьба, штага, хоккей, дзюдо и пр.) может отрицательно сказаться на неокрепшем растущем организме детей.
Еще одна опасность заключается в том, что некоторые школьники используют свое физическое превосходство для грубого подчинения более слабых сверстников. Наконец, сильное одностороннее увлечение спортом может погасить интерес к другим видам деятельности, отрицательно сказаться на учебе. Поэтому родителям необходимо вести наблюдение за психологическим здоровьем ребенка, корректировать его поведение в случае нежелательных изменений в развитии личности.
«Активисты» — учащиеся, нашедшие себя в общественной деятельности. Это, как правило, хорошие ученики, уважаемые члены коллектива. Во внеклассной работе наиболее полно проявляются их качества лидера, умение вести за собой. Важно, чтобы это не стало самоцелью, чтобы ребенок не создавал видимость деятельности, а действительно приносил пользу коллективу.
«Талантливые» — подростки, самоутверждение которых идет по пути развития каких-то творческих способностей. Это – мастера-«золотые руки», активные участники художественной самодеятельности, дискотек, члены технических кружков, школьных ансамблей, хоров, танцевальных групп. Их уважают в коллективе, к ним доброжелательны педагоги. Одна из наиболее благополучных групп подростков.
«Увлеченные» — дети, которым свойственна тяга к хобби типа коллекционирования (монет, марок, этикеток, и т.д.), меломании (коллекционирование дисков, тяготение к современным модным течениям и ритмам и т.п.). Однако следует учитывать, что сильные увлечения могут настолько сильно охватить школьника, что возникает угроза превращения их в своеобразную ведущую идею, подчиняющую все интересы и помыслы.
«Надежный друг, верный товарищ» — сверстники, главное достоинство которых заключается в умении дружить, быть верными товарищеским обязательствам, неписаному «кодексу чести». Эта группа школьников может не иметь заметных успехов в учебе, в других видах деятельности. Но они пользуются симпатиями не только сверстников, но и педагогов, так как доброжелательны, уступчивы, дисциплинированны.
Однако возможны и сомнительные роли. Например, роль классного «шута», местного острослова. С одной стороны, быть душой общества, остроумным человеком, уметь вызывать смех, поднять настроение окружающих – большой дар природы. Не каждому человеку он дан. Именно остроумные ребята всегда высоко котируются в своем ближайшем окружении. Однако это нежелательный путь самоутверждения, который может создать ощущение какого-то успеха, но лишь временное, иллюзорное. После него обязательно наступает отрезвление. И все-таки даже в этом стремлении хорошо видно хоть какое-то позитивное начало. Цель благородна – добиться признания, уважения окружающих. Средства сомнительны. Это не вина, а беда таких школьников. Вина здесь – учительская, родительская. Не сумели помочь, не подсказали вовремя.
В процессе самоутверждения возможно и сочетание ролей. Главное, чтобы ребенок нашел место в своем коллективе, которое удовлетворяло бы его потребности в общении, чтобы он чувствовал ситуацию успеха.
Можно выделить наиболее характерные способы компенсации состояний неудовлетворенности у подростков.
Если у ребенка возникают проблемы в самореализации, он ищет замещения в другом виде деятельности или в другом коллективе – там, где он приобрел бы душевное равновесие. Ребенок тянется к старшим по возрасту знакомым ребятам, ищет поддержки в дворовом коллективе сомнительной репутации. Там его, конечно, выслушают, «поймут» и примут. Но не обязательно это криминальная компания. Бывает, ребенок «находит себя» в спортивной секции, музыкальной или художественной школе, кружке, студии. Это неплохой вариант, если в классе отношения по каким-то причинам не складываются.
Еще один выход для ребенка – это мысленное моделирование сложной жизненной ситуации, погружение в воображаемый мир. Нахождение нужного выхода возможно после мысленного, воображаемого проигрывания всех выходов из ситуации.
Есть такая категория школьников – фантазеры. Они придумывают о себе и своей семье разные небылицы, вызывая ироничные улыбки сверстников, учителей. Их ложь вовсе не имеет корыстных целей. Они не стремятся скрыть правду, избежать наказания. Эти фантазеры не обманщики, как часто считаю окружающие. Они сами невольно верят в то, о чем говорят, удивляются неверию окружающих, переживают и … снова выдумывают. Не стоит их «разоблачать». Со временем это состояние пройдет. Дети выдумывают потому, что им неуютно в детском коллективе, среди родных и близких. Они не чем не могут доказать свои достоинства, проявить свои способности, у них не складывается ситуация успеха. Что же делать, как не воображать ее?
Просто им ничего не остается, как создать свой собственный мир, если окружающий не принял их.
Знание особенностей развития внутреннего мира детей в этом возрасте позволит педагогам и родителям правильно оценить причины отклонений в их поведении.
Еще одна особенность этого возраста заключается в том, что, когда начинаются бурные процессы полового созревания, мальчики и девочки чрезвычайно внимательно относятся к тем внешним и внутренним изменениям, которые с ними происходят. Этот процесс не может быть пущен на самотек, требует вдумчивого участия. Какие проблемы при этом возникают? Подростку необходимы образцы, стандарты поведения взрослых мужчин и женщин. Девочки имеют модели женского поведения в избытке. У мальчиков положение намного сложнее. С раннего детства они окружены женским влиянием в детском саду, школе, подчас растут в неполных семьях, где отсутствуют отцы. Женщин большинство в среде тех, кто их лечит, учит, воспитывает. Поэтому особенно важна роль отца, а если его нет или, к сожалению, он не очень-то достоин подражания, пусть в жизни мальчика принимает участие какой-то другой мужчина – дедушка, дядя, старший брат, тренер спортивной секции, учитель.
Итак, сделаем выводы, какие важные изменения происходят в личности ребенка в этом возрасте:
-все более возрастает ценность общения со сверстниками;
— ребенок ищет свое место, роль в детском коллективе;
— он стремится к самостоятельности, но не может пока в полной мере распорядиться ею;
— развиваются навыки самоорганизации, саморегуляции, но адекватная самооценка еще не сформировалась.
Важная задача взрослых в работе с детьми этого возраста – создание ситуации успеха; формирование ценностных установок; предупреждение отклонений в поведении и нравственном развитии.
Источник