Кризисы развития ребенка мир программ

Чудесная неделя 55: Мир задач

Первый день рождения ребёнка – значительное событие. Окончание первого года для многих родителей является знаком окончания младенческого периода. Ваш ангелок вот-вот уверенно пойдёт. Но во многих отношениях он остаётся всё тем же маленьким ребёнком. Ещё многое нужно узнать о мире, который сейчас стало возможным активно исследовать. С возможностью свободно передвигаться ребёнок накапливает всё больше опыта в том, что его интересует.

Вскоре после своего первого дня рождения, где-то около 55 недели, ваш малыш пройдёт новую ступень развития своего мышления и сможет освоить мир задач (world of programs). Это позволит малышу находить собственные подходы к тому, что происходит вокруг. Внимательный родитель увидит расцвет этих новых способов мышления ребёнка.

Слово «задача» (program) очень абстрактно. Вот что имеется в виду в данном контексте. Во время прошлого скачка развития, ваш ребёнок научился видеть последовательности – тот факт, что одно событие следует за другим или что предметы соединяются совершенно определённым образом. Задача – это более сложное образование, чем последовательность, она позволяет достичь результата разными способами. Научившись осознавать такие задачи, ребёнок начнёт понимать, что такое стирать, накрывать на стол, съесть свой обед, убрать комнату, одеться, построить башенку, позвонить, и множество других повседневных дел. Все эти дела могут быть названы задачами.

Основная характеристика задачи – что результата можно достичь с помощью разных действий, операций. Этим задача отличается от последовательности действий. Которая всегда одинакова. Пример – последовательность счёта от 1 до 10 – каждый раз одно следует за другим. Пылесосить полы – это пример задачи. Совсем не обязательно пылесосить одни и те же предметы одинаковым образом. Каждый раз вы создаёте такую последовательность действий, которая наилучшим образом подходит для этого дня, этой комнаты, этого стоящего стула, и вашего настроения. Как бы вы это ни сделали, задача, которую вы выполняете, называется «пылесосить». Таким образом, задача – это сеть возможных последовательностей, ведущих к нужному результату. Задачей может быть и «поехать в отпуск», и «сменить работу» — то есть более сложные явления.

Теперь ваш ребёнок может думать о некоторой цели, например «сходить в магазин», и знать, что это обозначает также и одевание шапочек-курточек-ботиночек, и поездку в машине. Ребёнок теперь может вам «помочь» — прибраться, выгулять собаку, отнести продукты. Он может настаивать на том, чтобы делать что-либо самостоятельно – мыть руки, кушать, раздеваться.

С переменами, происходящими в ребёнке, вы почувствуете, что он стал ещё более непредсказуемым. Действия ребёнка было легче толковать, когда они были звеньями простых и знакомых вам последовательностей. Теперь мир ребёнка гибче, и одно и то же действие может работать на разный результат. Это может смутить вас обоих. Пока вы не поймёте, как ваш малыш действует, некоторые операции будут для вас непонятны, поскольку вам будет неясно, чего ребёнок хочет достигнуть. Эти изменения проявятся и в игре вашего малыша. Появится новый интерес к старым игрушкам, видна станет работа воображения, игра в целом станет более сложной.

Между 49 и 53 неделей ребёнок ощутит изменения, происходящие в его образе мира. Пока малыш справится с этими новыми сложностями, ему нужна будет дополнительная поддержка и защита, отсюда будет проистекать требовательность ребёнка и его беспокойность. Этот период обычно длится 4-5 недель, но может занять и 3, и 6. Если ваш ребёнок покажется вам болезненным, присмотритесь: может быть, таким образом он осваивает новые умения.

Признаки этой недели:

Ваш ребёнок может начинать плакать и вопить быстрее, чем обычно. Ребёнок может хотеть находиться рядом с вами постоянно, весь день напролёт. Разные дети проявляют разную настойчивость в этом своём желании, но вам может показаться, что ребёнок неугомонный, беспокойный и просто невыносимый.

Обычно ребёнок плачет меньше, если мама просто рядом либо если мама занимается с ним или просто смотрит.

Как вы поймёте, что пришло время подрасти:

Может цепляться за вас

И вот опять ваш ребёнок начинает на вас виснуть – многие так себя ведут в этом возрасте. Ребёнок требует таскать его на руках или виснет на ногах, чтобы вы не ушли от него. Некоторым не так нужен постоянный контакт, и тогда они периодически приходят к маме или касаются вас. У каждого ребёнка свой способ «дозаправки мамой».просто виснет…

Может быть более недоверчив

Когда рядом незнакомые люди, малыш будет цепляться за вас пуще прежнего. Ребёнку снова оказываются не нужны контакты с новыми людьми, а иногда даже и с родными. Однако, есть дети, которые в этот период хотят быть только с папами.

Может требовать как можно более тесного контакта

Некоторые дети будут сидеть на руках, крепко вцепившись в маму, и не желать спускаться вниз. Есть дети, которые позволяют спускать себя с рук, но не дают уходить. Когда кто-либо уходит от ребёнка, он становится просто тираном.вцепляется и мама это все!!!

Может хотеть, чтобы его развлекали

Большинство детей просят внимания. Особо требовательные занимаются этим все дни напролёт. Но даже лёгкие дети спокойного темперамента предпочитают делать всё вместе с мамой.

Может быть ревнив

Дети-собственники будут закатывать скандалы когда их матери будут просто обращать внимание на что-то или кого-то другого. Они могут притворяться больными, вредничать или пытаться причинить себе вред. Другие могут, наоборот, вести себя идеально, чтобы заслужить мамино внимание.

Может легко сменять настроения

Только что ваш ребёнок счастливо возился сам, и вдруг он огорчён, зол или в ярости – без видимой на то причины. Вероятно, вы даже не сможете понять, с чего это он.

Может хуже спать

Многие дети сопротивляются укладыванию спать, плохо засыпают, и раньше просыпаются. Некоторые меньше спят днём или хуже спят ночью, а другие просто отказываются спокойно идти в кровать в любое время. ужас что творится с этим сном((((…

Может «мечтать»

Ни с того ни с сего, ваш ребёнок может сесть и уставиться в пустоту — как будто уйти в свой маленький мир. Мамам такие замирания совсем не нравятся, поэтому обычно выводят детей из этого состояния.

Может хуже есть

Многие дети в этот период времени – плохие едоки. Их мамам процесс кормлений даётся трудно и нервно. Те дети, которые ещё получают грудное молоко, будут чаще прикладываться – не потому, что хочется кушать, а просто чтобы побыть рядом с мамой.есть такое…грешила больше на прививку…

Может стать ещё большим ребёнком

Вдруг в поведении ребёнка появляются такие вещи, которые давным-давно уже остались позади. Мамам это не нравится – они хотят стабильного прогресса. Но всё же в беспокойные периоды такие скачки назад – вполне нормальное явление. Они сообщают вам о том, что прогресс изменения картины мира ребёнка уже не за горами.

Может стать неожиданно милым

Ваш малыш может прийти к вам просто для того, чтобы обнять, а потом снова уйти по своим делам.
вот точно!!!может обниматься и целоваться…

Может не расставаться с любимой игрушкой

Если у вашего ребёнка есть любимая игрушка, он будет везде её за собой таскать. Многие дети делают так, особенно если устали или мама занята. Дети могут таскать за собой мягкие игрушки, тряпочки, тапочки и даже грязное бельё. Подойдёт что угодно – главное, чтобы было мягкое и удобно было носить. Они целуют и обнимают своего любимца. Многие мамы находят это милым.

Может вредничать

Ваш ребёнок может пытаться привлечь внимания своим сильным непослушанием, особенно когда вы заняты и у вас действительно нет на него времени. реагирует слезами на слова «нет» и «нельзя»..

Может впадать в ярость

Если у вас вспыльчивый ребёнок, он может впадать в неистовство каждый раз, когда что-то не по его. Он может разозлиться и без видимой причины, поняв, что вы можете не позволить ему сделать или получить то, что он хочет.

Лучшие игры для этого времени

Сделай сам

Дети этого возраста обожают, когда им разрешают делать что-то по-настоящему взрослое. При этом игры с водой обычно являются наиболее любимыми. Многие дети успокаиваются, играя с водой.

Искупай куклу

Наполните водой детскую ванночку или тазик. Снабдите ребёнка мылом и мочалкой и дайте ему вымыть куклу или любимую мягкую игрушку. Мытьё куклиных волос – любимая часть игры.

Вымой посуду

Оденьте на ребёнка большой фартук, и поставьте на стул рядом с раковиной. Наполните раковину тёплой водой, дайте губку для мытья посуды и всякие безопасные предметы, например, пластиковые тарелки и чашки, деревянные ложки, а также всевозможные сита и воронки. Если вода будет с пеной, это усилит детский энтузиазм. Обратите внимание, чтобы стул оставался сухим и не скользким. Стойте за ребёнком и принимайте участие в веселье.

Помощник

Малышу может нравиться делать повседневные дела вместе с вами. Это может быть приготовление ужина, накрывание на стол, или поездки за продуктами. У каждого ребёнка появляются свои идеи о том, как он сможет помочь маме.

Распаковываем продукты

Первым делом уберите хрупкие и опасные вещи, а потом разрешите ребёнку помочь вам. Вы можете просить ребёнка приносить упаковки одну за одной, или говорить, что именно ребёнку принести. Также можно указать, куда что положить. И, наконец, после того, как он сложил всё в шкаф, попросите его закрыть двери, поблагодарите и скажите ему, какой он молодец.

Прятки

Теперь эти игры можно делать более сложными. Когда ребёнок в нормальном настроении, ему чаще всего нравятся эти игры. Приспосабливайтесь к своему ребёнку: не делайте игру слишком простой или невыполнимой для него.

Двойные прятки

Возьмите две чашки и спрячьте игрушку под одной из них. Повозите чашки по столу, поменяйте их местами. Цель здесь – не одурачить вашего ребёнка, а как раз наоборот. Убедитесь, что ваш ребёнок внимательно смотрит за перемещениями и поощряйте его находить игрушку. Щедро хвалите его за каждый успех, ведь такая игра для вашего малыша действительно сложна.

Игра со звуком

Детям нравится искать источник звука. Посадите ребёнка к себе на колени и покажите какой-либо звучащий предмет (например, музыкальную шкатулку). Потом закройте малышу глаза своей рукой и попросите кого-нибудь спрятать играющую шкатулку. Убедитесь, что ребёнок не видел, куда её спрятали, и предложите ребёнку поискать.
дай Бог нам всем терпения…

Источник

В этот раз тезисно, только самое главное.

Между 49 и 53 неделями родители могут заметить, что ребенок опять начал расти, а это значит, что можно поприветствовать очередной кризис.

Признаки кризиса:
— Плачет чаще, хныкает чаще.
— Веселье и плач сменяют друг друга мгновенно.
— Хочет, что его постоянно занимали.
— Хватает за одежду, карабкается на маму.
— Ведет себя необычно мило.
— Проказничает.
— Ревнует.
— Хочет быть как можно ближе к маме, хочет обнимать ее еще сильнее.
— Плохо спит.
— Мучается «кошмарами».
— Хуже ест.
— «Деградирует».

Во время кризиса мама, как обычно, рвет волосы и лезет на стену. За год привыкаешь.

Примерно на 55 неделе (в период между 55 и 61 неделями) ребенок начинает меняться. Его поведение становится совсем не младенческим. Он вступает в Мир программ, начиная понимать, что мир полон задач, которые можно решить только последовательными действиями. Родителям стоит учитывать скорость ребенка и его способность к познанию, чтобы не торопить и не психовать самим.

Конечно, задачи, которые ребенок ставит перед собой, намного проще, чем задачи взрослого мира. Это задачи типа «съесть обед», а не «поехать в отпуск всей семьей». Каждую задачу ребенок разделяет на промежутки, стараясь найти наиболее удобный способ решения. Поэтому он может брать кусок хлеба, выкидывать его, брать следующий, потом пить, потом черпать суп или хватать его рукой, потом опять вспомнить про хлеб и т.д. Все эти действия – это отработка программы «съесть обед».

Дайте ребенку простор для творчества. Он хочет исследовать мир самостоятельно или с вашей помощью. Например, ребенок может брать швабру и «подметать пол», потому что хочет это делать. Или надевать сапоги с курткой, потому что хочет идти гулять. Если мама его не понимает, темпераментный ребенок может очень бурно выражать свои эмоции. К сожалению, в этом возрасте понятие времени еще не сформировано, поэтому все просьбы подождать воспринимаются как отказ от желаемого в данный момент занятия. Это сильно обламывает младенца.

Итак, что именно может делать ребенок в мире программ?
1. Начинать программу сам:
— Берет швабру или совок и пытается убираться.
— Приходит к вам с вещами, которые он бы хотел убрать.
— Вытаскивает посуду и ждет обеда.
— Подходит к вам с верхней одеждой, чтоб идти гулять.
— Приносит одежду, которую хочет надеть.
2. Присоединяться к вам для совместных занятий:
— Вешает полотенце на место
— Кладет посуду или еду на место.
— Приносит свою посуду, чтобы есть.
— Забирает вещи и хочет носить их самостоятельно.
— Помогает одеваться или пытается одеться самостоятельно.
3. Выполнять что-то под руководством:
— Запихивает фигурки в сортер, если мама указывает ему куда их класть.
— Использует горшок по назначению, если мама скажет.
— Берет бумагу и карандаши, чтоб порисовать.
4. Независимые программы:
— Кормит игрушки и куклы.
— Купает кукол.
— Сажает кукол на горшок.
— Ест все, что есть на тарелке без посторонней помощи. Хочет сидеть за общим столом.
— Строит башню из 3 кубиков.
— Разговаривает по телефону.
— Ползает по комнате по своим лабиринтам – под столами, стульями.
— Ползает по комнате с машинкой – «бррр-бррр».
— Находит то, что вы спрятали.
5. Учится у других:
— Смотрит мультики, концентрируясь хотя бы на 3 минуты.
— Слушает короткие песенки и сказки.
— «Рассказывает», что происходит на картинке.
— Смотрит и слушает, когда вы изображаете что-то – кормите куклу, одеваете мишку.
— Смотрит, как играют более взрослые дети.

Игры и игрушки в мире программ нацелены на развитие вышеописанных навыков и желаний. Внимательно наблюдая за ребенком, можно понять, что именно ему нравится делать больше всего.

Обязательно нужно учитывать то, что познавая мир, ребенок может встретиться с вещами, которые он понимает не до конца. Он может испытывать страх. Это важно понимать, чтобы не настаивать на занятиях, которые ребенок отказывается делать наотрез. К сожалению, объяснить что к чему он еще не может.

На 59 неделе большинство детей становятся жизнерадостными, болтливыми и активными. Наступает очередной солнечный период, когда ребенок покажет все, чему он научился!

Для отчетности: «кризис года» был не очень сильным, где-то недели полторы Аглая бушевала, в районе 50-51 недели. Сейчас у нее уже идет 60-тая неделя. Как раз самый пик мира программ.

Календарь кризисов
Предыдущие главы

Источник

Видимо, у нас, как всегда раньше срока на пару недель, наступил кризис. Вот и сейчас, уже дня три, как началось (основные и стандартные для Лизы проявления кризиса — сложности с уходом на ночной сон).
И это

«64 неделя. Мир принципов»


Дважды уже пыталась уложить…В 22,30 и в 00,00. Я сижу за компом, она на полу рядом возится в темноте с игрушками…
Пошла пробовать третий раз, надеюсь, получится))

Неделя 64, или почти 15 месяцев

В результате предыдущего скачка развития ваш малыш узнал, что такое программы. В мире программ он пока новичок — он ещё не умеет вносить в выполняемую им программу изменения в зависимости от обстоятельств, как это делаем мы, взрослые.
Примерно в возрасте 61 (59-63) недели — 14 месяцев — малыш замечает, что его мир начал меняться. На него обрушивается ловина новых впечатлений. Он не справляется с их потоком: сначала нужно внести порядок в этот хаос. Ребёнок возвращается к старому и привычному и вновь идёт «подзарядиться мамой». Наступает сложный период. Вот его признаки:
-ребёнок часто плачет, у него плохое настроение, он хнычет, ноет
-у него резкие перепады настроения: то весел, то в слезах
-чаще требует внимания
-цепляется за маму и хочет быть с ней рядом
-как-то подозрительно ласков
-как-то слишком шаловлив
-случаются истерики
-ревнует
-боится посторонних
-протестует, если вы хотите прекратить телесный контакт
-хуже спит
-просыпается как будто от ночного кошмара
-хуже ест
-временами задумчив и мечтателен
-чаще хватается за мягкие игрушки
-может впадать в младенчество
-не даёт одевать себя

Обиды и ссоры
В этом возрасте нытьё, требование постоянно брать на руки и уловки для привлечения внимания не встречают у матери такого терпеливого отношения, как раньше. Когда ребёнок был маленьким, такое поведение вызывало беспокойство, теперь же — раздражение. Матери дают это понять: в этом возрасте они прямо заявляют воющему чаду, что такое поведение им не нравится. Мама объясняет доступным языком, что её не устравивает. Язык начинает играть всё более важную роль. А продолжающий ныть отпрыск скорее, чем раньше, усаживается в манеж или отправляется спать. Матери считают, что в этом возрасте ребёнок вполне в состоянии вести себя лучше. Кроме того, они считают, что ребёнку пора научиться считаться с их интересами.
Ребёнок растёт. Всё чаще он выражает своё несогласие с мамой. Получив отпор, он становится ещё строптивее. В результате происходят настоящие ссоры, особенно в конце сложного периода: терпение и матери, и ребёнка в это время очень быстро иссякает.

Изменения
Около 64 недели — 15 месяцев — вы заметите, что с ребёнком стало легче. Он стал более активен, возможно, вы заметите изменения в его поведении. Что он стал показывать, что хочет поступать по-своему, стал по-другому думать, иначе обращается с игрушками и вещами, что у него изменилось чувство юмора. Эти изменения происходят, потому что в этом возрасте у ребёнка зарождается способность обнаруживать и применять «принципы».
Малыш стал больше играть самостоятельно, он спокойнее, больше погружён в себя, предприимчив, наблюдателен, хочет многое делать сам. У него меньше интереса к игрушкам, больше к домашнему хозяйству. Осматривать и изучать — это сейчас самое интересное. Вы, однако, должны быть всё время поблизости!

Скачок: мир принципов
Вдруг вам становится понятнее, чего ребёнок хочет и чем он занят. Это происходит благодаря тому, что его мышление стало более сложным и взрослым. Ходом его мысли теперь руководят принципы. Он как бы приподнимается над материей, как учитель, который должен абстрагироваться от материала, чтобы суметь его объяснить. Ваш малыш теперь не следует программе, как робот, а создаёт её сам, вносит изменения и даже оченивает её. Он начинает размышлять над программами. Обдумывая каждый шаг и каждое действие во время совершения программы, в мире принципов ребёнок начинает размышлять над самим процессом мышления. Он занят тем, что происходит у него в голове, и это не проходит для него даром.
В мире принципов малыш обдумывает ходы, строит планы и взвешивает их последствия. Он мыслит стратегически: «Кого бы мне привлечь для получения конфетки — папу или бабушку?» Конечно, его планы ешё не так сложны и изощрённы, как у взрослого. Как Алиса в Стране чудес, бродит он по замысловатому миру принципов. Чётко понимает он лишь то, что с утра до вечера ему приходится принимать решения. Возможно, вы заметили, как его то и дело одолевают сомнения по поводу очередного выбора. «Как бы подольше не ложиться спать? Поскорее убежать? А может, вырвать цветок из горшка или выкинуть ещё какой-нибудь номер?» С помощью подобных экспериментов он изучает реакции окружающих на разные «стратегии». Таким образом он открывает, когда лучше всего быть дружелюбным, послушным, вежливым, а когда — агрессивным или навязчивым.
В этом возрасте ребёнок довольно неуклюже обращается с принципами, он пока не может примеряться к обстоятельствам.

виды «принципов»
желание поступать по-своему, воля
-делает выбор
-проявляет инициативу
-даёт распоряжения другим в их занятиях
-ему стало важнее ощущать свою причастность и поддержку
-начинает проявлять собственничество в отношении игрушек
Наблюдение и подражание
-наблюдает за другими людьми
-с удовольствием подражает
-подражает агрессивному поведению
-крупная моторика: делает кувырки, взбирается и т.п.
-мелкая моторика: например, держит карандаш
-имитирует «странности»: хромает, идёт согнувшись
-имитирует поведение, увиденное на экране или в книге
Опробование стратегий, проверка границ и изобретательность
-экспериментирует с возможностями собственного тела
-прячет и находит предметы
-залезает внутрь чего-то или за что-то, а потом опять появляется
-пробует обращаться с вещами осторожно и бережно
-экспериментирует, решая, на чём ему остановиться
-проверяет содержание понятий «да» и «нет»
-пытается одурачить маму: например, делая вид, что не слушается
-экспериментирует со спусками и подъёмами, скатывает машинки и т.п.
Стратегия и тактика
-(чаще) пытается помочь
-(чаще) послушен или пытается быть таковым
-(чаще) осторожен или бережен, или делает попытки так себя вести
-(чаще) соглашается с тем, что ещё мал и нуждается в помощи, а поэтому должен слушаться: например, видит опасность на улице, и поэтому идёт, держась за руку
-делает что-нибудь смешное с целью получить что-то или добиться от кого-то действия
-(чаще) «подлизывается», чтобы что-то заполучить
-(чаще) пытается добиться своего с помощью нытья
-даёт выход эмоциям в истерике
-(чаще) продолжает делать по-своему
-пробует добиться от других того, на что мама не согласилась

Как помочь ребёнку во время скачка
Дайте ему возможность экспериментировать со своими возможностями и реагируйте на эти попытки. Путём проб и ошибок он научится вести себя наиболее приемлемым образом.
* акробатические упражнения: подчас они могут вас испугать
* наблюдения над природой в вашем сопровождении
* малыш учится обращаться с предметами. он хочет есть сам: не пытайтесь ему помешать! его внимание привлекают самые разнообразные предметы — следите за потенциальными источниками опасности.
* язык. понимание речи становится всё лучше: ребёнок с энтузиазмом выполняет короткие задания, указывает на части тела и предметы. сам говорить по-настоящему малыш начнёт после окончания следующего скачка — в 21 месяц. в мире «принципов» большинство детей довольствуются произнесением отдельных слов, подражанию голосам животных и повторением звуков. предложите ребёнку показывать называемые вами предметы; называйте друг друга по очереди — большинство детей обожают такую игру.
* подражание другим детям и взрослым: выражайте свою реакцию, только таким образом малыш сможет понять, что можно, а что нельзя, а когда что-то можно делать лучше.
* ролевые игры: дайте ребёнку возможность вжиться в свою роль. поиграйте вместе с ним: это придаст ему уверенности в себе.
* планирование и прогнозирование. ребёнок в мире «принципов» осознаёт последствия ваших планов и намерений и реагирует иначе, чем раньше. это не проявление строптивости, а следствие проделанного им скачка развития!

Истерики
Ребёнок пробует добиться своего с помощью крика, катания по полу, топания ногами и бросания всего подряд? Устраивает истерики по малейшему поводу? Например, если он недостаточно скоро получает внимание, ему что-то запрещают, его зовут обедать, прервав игру, или построенная им башня рушится слишком рано? Почему он устраивает такие сцены? Просто-напросто мама и его игрушки реагируют не так, как ему бы этого хотелось. Так он выражает свою фрустрацию. Первое, что ему приходит в голову, это как можно сильнее рассердиться и закатить скандал. Ему ещё предстоит открыть более успешные, быстрые и мирные способы склонить вас на свою сторону или научиться строить устойчивые башни. Пока он лишь в состоянии показать, что у него есть своя собственная воля. Поймите его чувства. Дайте ему выразить свой гнев, если у него есть в этом потребность. Помогите ему открыть другие способы достижения цели. Покажите, что вы считаетесь с ним, и попросите объяснить, чего он в действительности хочет.
Его воля — теперь закон
Ребёнок теперь желает принимать решения наравне с мамой и папой. Ему ещё предстоит понять, что не всё, что хочется, сразу же можно. И что нужно считаться с интересами других людей, даже если он не хочет поступаться своими.
Агрессия
Многие матери замечают у своих малышей в этот период вспышки агрессии. Они объяснимы. В мире «принципов» ребёнок исследует разные виды социального поведения, в т.ч. агрессивное. Он изучает, как мама, другие взрослые и дети реагируют, когда он бьёт, кусается, толкает или пинает кого-то, намеренно ломает или швыряет вещи.
Дайте ребёнку понять, что вы об этом думаете. Только так он осознает, что агрессивное поведение ни у кого не вызывает интереса и радости.
Моё и твоё
Ребёнок открывает, что некоторые вещи принадлежат одному ему. Ему нужно время, чтобы понять, что значат понятия «твоё» и «моё». Некоторые дети в это время очень сильно расстраиваются, когда другой ребёнок берёт их игрушки. Они защищают свою территорию, как могут. Им ещё предстоит научиться делиться, давать поиграть и играть вместе с другими.
Хитрости и уловки
Теперь шутки и юмор играют всё более важную роль. Неожиданные вещи часто вызывают у малыша смех, он сам начинает откалывать шутки. Иногда — с целью добиться чего-то, что другими способами не получается. Дайте ему простор для действий, но не забывайте указать на границы допустимого.
Переговоры
В этот период зарождается умение вести переговоры. Возможно, малыш открыл слова «да» и «нет», или просто кивает и мотает головой. Иногда он сознательно употребляет противоположное по значению слово или жест, находя это забавным. Играя с этими понятиями, ребёнок находит наилучшие стратегии для достижения своих целей.
Просьбы о помощи
Малыш будет пробовать делать это разными способами. Ваша реакция поможет ему разобраться, какие из них наиболее приемлемы.
«Помощник»
С ребёнком становится всё проще договориться, он выполняет простые просьбы. Вовлекайте его в домашние занятия и сами принимайте участие в его делах. Хвалите, когда он делает что-то нужное.

Правила
Ребёнок растёт, к нему уже можно предъявлять более высокие требования. Пришло время провести чёткие границы — они нужны ему, как воздух! Прежде всего, это социальные правила поведения. Кто может научить ребёнка им лучше, чем тот, кто его любит?

Игры
Бегать, прыгать, гоняться за другими детьми, лазить, бегать и падать на матрац, кувыркаться, ходить по лестнице, вставать на приступку, спрыгивать и т.п.
Гулять, ходить в зоопарк, смотреть по сторонам из рюкзака на спине папы или мамы.
Указывать на предметы. Называть друг друга.
Игры, потешки с движениями.
Дурачиться, строить рожи, совершать неожиданные движения.
Мультики со смешными зверюшками и монстрами, типа «Улицы Сезам»
«Кашеварить» — дайте ребёнку посуду, продуктов, воды, пусть он приготовит что-нибудь для куклы.
Вместе пылесосить, мыть посуду.
Надевать мамины туфли
Передразнивать его выражение лица
«Ку-ку»
Прятки

Игрушки
горка с лесенкой
мячи
книги
песочница
игрушечный чайный сервиз, вода или холодный чай
паззлы
пластиковые бутылки
домашняя утварь
игрушечгый пылесос
игрушки, которые тянутся за верёвочку
«Улица Сезам»
мультики

Источник