Кризисные зоны развития ребенка

Кризисные зоны развития ребенка thumbnail

Кризисные зоны развития подростка и характер педагогической поддержки.

Хочу привести слова Макаренко:

«Подросток — это «существо в себе: Дети в подростковом возрасте очень болезненно относятся с стремлению воспитателей переступить порог их особого, только им принадлежащего мира, войти в него со своими категорическими установками, оценками .требованиями. Они не любят подвергаться специальным педагогическим процедурам».

Тяжелые переживания, связанные с поиском и признанием себя как личности и индивидуальности, могут перейти в состояние депрессии, которая, в свою очередь, может привести к возникновению суицидальных намерений. Для подросткового возраста это особенно характерно, так как им свойственны бурные, эмоциональные переживания.

Роль подростка в семье, семейная система ценностей, шаблоны общения и решения проблем имеют принципиальное значение для формирования собственной ценности и способа восприятия мира. Депрессивная модель мира часто формируется на основе семейных ценностей.

Непонимание между родителями и детьми часто ведет к депрессивности обеих сторон, но в большей степени депрессивность проявляется на младшем поколении. Это объясняется тем, что родители – сформировавшиеся личности с устойчивой психикой, в отличие от ребенка, в котором бьет через край юношеский максимализм.

Что же такое депрессия? Утрата смысла жизни, утрата надежд и целей, сопровождающаяся ощущением внутренней пустоты. Человек испытывает тяжелые, мучительные эмоции и переживает подавленность, тоску, отчаяние.

Депрессия характеризуется отрицательным эмоциональным фоном, изменением мотивационной сферы, познавательных интересов и общей пассивностью поведения. В этом состоянии человек испытывает мучительные переживания, его волевая активность резко снижена, характерными являются мысли о собственной ответственности за разнообразные неприятные события, произошедшие в жизни. Он может испытывать чувство вины за эти события и ощущение беспомощности перед лицом других жизненных трудностей, которые будут сочетаться с чувством бесперспективности.

Признаки депрессии.

Депрессивный синдром у подростков протекает так же как и у взрослых. Наблюдается пониженное настроение, либо потеря интереса к жизни и способности получать удовольствие. Часто отмечаются: потеря аппетита (или переедание), изменение веса тела, усталость. У ребенка изменяются потребности во сне: возникает бессонница либо сонливость, может жаловаться на трудности концентрации, испытывать чувство никчемности или вины (часто нереальной).

Другими критериями депрессии являются: социальная замкнутость, снижение успеваемости, изменение отношения к учебе, агрессия, соматические жалобы. Для подростков характерны беспокойство, брюзгливость, негативистское, антисоциальное поведение. Он может казаться слишком эмоциональным, чувствительным, особенно в общении со сверстниками. Если эти симптомы проявляются почти каждый день в течение двух недель, то можно говорить о состоянии депрессии.Именно депрессивное состояние подростка может повлечь за собой серьезные, опасные и непоправимые последствия.

В период взросления подростки жалуются на депрессивное состояние, вызванное тем, что их никто не понимает, что они одиноки, не нашли своего места в жизни, не заслуживают уважения, не имеют собственного Я и пр. Осложненное и бурное протекание взросления в форме кризисов наблюдается у 20% подростков. Следовательно, опасность возникновения суицида у этой части подростков необходимо постоянно иметь в виду. Именно подростковой группе свойственны различные типы суицидального поведения.

Изучение проблемы суицида и анализ конкретных случаев показывают, что подростки решаются на самоубийство в целях обратить на свои проблемы внимание, прежде всего, родителей, реже педагогов, иногда сверстников, протестуя таким страшным образом против безразличия, цинизма и ли жестокости окружающих.

Все задаются вопросом: как остановить эту страшную статистику и не допустить новых подобных случаев?

Проблема не новая. Позиция православной церкви по данному вопросу всегда была четкой: самоубийство – это грех, и данная тема вообще не обсуждается. Может быть, поэтому статистика дореволюционной России – 3 суицида на 100 тысяч человек? На территории бывшего СССР, несмотря на более высокую статистику самоубийств, данная тема не освещалась в СМИ, и общественная позиция была однозначной и жесткой: человек, покушающийся на самого себя, болен психически.

В настоящее время нет единых взглядов на то, как следует работать по профилактике суицидального поведения. Существуют публикации на данную тему. Практика показывает, что после очередного сообщения в прессе или после реального самоубийства кумира в молодежной среде обязательно появляется подобный случай и увеличивается количество суицидальных попыток. Явление подобного психологического заражения наблюдалось во все времена и во всех культурах. С конца 19 века оно получило название «синдром Вертера» после череды массовых самоубийств читателей книги Гете, которая по данной причине была запрещена. При сообщениях в СМИ о случаях суицидов и любых обсуждениях темы самоубийства, у многих людей (до 10%) включается некий механизм, пока неизученный, результатом работы которого становится резкий рост количества собственно суицидов, а также неосторожного поведения, приводящего к несчастным случаям с летальным исходом.

Подросткам характерны повышенная впечатлительность и внушаемость, способность ярко чувствовать и переживать, склонность к колебаниям настроения, слабость критических способностей, эгоцентрическая устремленность, импульсивность в принятии решения. Нередки случаи, когда самоубийство вызвано гневом, протестом, злобой или желанием наказать себя и других. При переходе к подростковому возрасту возникает повышенная склонность к самоанализу, пессимистической оценке окружающего и своей личности. Эмоциональная нестабильность, часто ведущая к суициду, наблюдается у четверти здоровых подростков.

Психологический смысл подросткового суицида – «крик о помощи», стремление привлечь внимание к своему страданию. Настоящего желания смерти нет. Представления о ней крайне неотчетливо, инфантильно.

Понятие «смерть» в этом возрасте обычно воспринимается весьма абстрактно, как что-то временное, похожее на сон, не всегда связанное с собственной личностью, отдыха от невзгод, способа попасть в иной мир. Так же она видится средством наказания обидчиков.

Основные мотивы суицидального поведения детей и подростков

-Переживание обиды, одиночества, непонимания.

-Действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство, ревность.

— Переживания, связанные со смертью, разводом или уходом родителей из семьи.

— Чувство вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения.

-Боязнь позора, насмешек или унижения.

— Страх наказания, нежелание извиниться.

— Любовные неудачи,,беременность.

-Чувство мести, злобы, протеста, угроза или вымогательство.

— Желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации.

— Сочувствие или подражание товарищам («эффект Вертера»)

У подростков возникновение суицидального поведения связано с трудностью решения серьезнейшего вопроса – «Я И ДРУГИЕ».

Как помочь.

Выслушивайте – «Я слышу тебя». Не пытайтесь утешить общими словами типа « Ну, а не все так плохо», «Вам станет лучше», «Не стоит этого делать». Дайте ему возможность высказаться. Задавайте вопросы и внимательно слушайте.

Читайте также:  Специфические закономерности особого развития ребенка

Обсуждайте – открытое обсуждение планов и проблем снимает тревожность. Не бойтесь говорить об этом – большинство людей чувствуют неловкость, говоря о самоубийстве, и это проявляется в отрицании или избегании этой темы. Беседы не могут спровоцировать самоубийства, тогда как избегание этой темы увеличивает тревожность.

Будьте внимательны к косвенным показателям при предполагаемом самоубийстве. Каждое шутливое упоминание или угрозу следует воспринимать всерьез. Подростки часто отрицают, что говорили всерьез, пытаются высмеивать вас за излишнюю тревожность, могут изображать гнев. Скажите, что вы воспринимаете их всерьез.

Задавайте вопросы – обобщайте «Такое впечатление, что ты говоришь о …», «Большинство людей задумывалось о самоубийстве…», «Ты когда-нибудь думал, как совершить его?» Если получаете ответ, переходите на конкретику: Как ты это сделаешь? и т.п.

Подчеркивайте временный характер проблем – признайте, что его чувства очень сильны, проблемы сложны – узнайте, чем вы (или кто-то еще) ему можете помочь.

Рекомендации для педагогов.

Педагоги-психологи предлагают следующее:

1.Наложить «табу» на обсуждение темы «самоубийство» с целью профилактики суицидального поведения.

2.Профилактику строить в направлении формирования позитивного мышления уподростков.

3.В случае суицидальной попытки учащихся избегать группового обсуждения случая.

4. В случае незавершенного суицида рекомендовать индивидуальную работу суицидента со специалистами.

5. В случае завершенного суицида необходима групповая работа с подростками ближайшего окружения суицидента.

6.Предупредить всех педагогов об ответственности за несоблюдение данных рекомендаций.

7.Напомнить администрации образовательных учреждений, что психологи категорически против публичных групповых обсуждений данной темы. Зачастую цена подобных мероприятий (род.собраний, кл.часов) – жизнь кого-то из подростков, т.к. в подростковой среде возможно повторение суицидальных попыток по механизму подражания, заражения, протестной реакции др.

Что же такое педагогическая поддержка?

Педагогическая поддержка — это действия педагога в ситуации, когда ребенок в быстро изменяющихся обстоятельствах делает сознательный, самостоятельный, ответственный нравственный выбор, а педагог поддерживает и направляет его в этом развитии.

Поддержка необходима как в обычных ситуациях — переживание радости, вдохновения, морального подъёма, так и в период затруднения, решения сложных личностных проблем, осуществления личного выбора при недостатке тех или иных знаний или умений и т.д. Именно в этих ситуациях поддержки и не хватает зачастую современным подросткам.

Понятие педагогической поддержки было введено в отечественную науку О.С. Газманом. Педагогическая поддержка — относительно самостоятельное явление образования в целом, особая сфера педагогической деятельности — превентивная и оперативная помощь в развитии и содействии саморазвитию ребенка, которая направлена на решение его индивидуальных проблем, связанных со здоровьем, продвижением в обучении, общением, жизненным самоопределением. Этот термин автор рассматривал с позиции процесса индивидуального развития и саморазвития личности ребёнка.

Итак, под педагогической поддержкой понимают воздействие, направленное на сохранение и укрепление физических и духовных сил ребёнка в жизненно важных ситуациях его развития. Это действия учителя в системе отношений, направленных на оказание помощи в ситуации «здесь и сейчас».

Назначение педагогической поддержки намного шире, чем назначение просто «скорой помощи», т. к. жизненно важные ситуации могут и не носить проблемного характера. Назначение педагогической поддержки в том, чтобы содействовать активности ребенка, его усилиям во имя построения его же собственной жизни.

Таким образом, своевременная, квалифицированная поддержка педагога оказывает большое влияние на саморазвитие личности и является важнейшим фактором формирования положительной «Я- концепции» ребёнка, однако, она даёт положительные результаты только при соблюдении определенных условий ее организации.

Министерство образования и науки РТ

ГАПОУ Тетюшский сельскохозяйственный техникум

Тема выступления на МОКРе:

Кризисные зоны развития подростка и характер педагогической поддержки.”

Доклад подготовила:

Натфуллина Г.Х.

Тетюши — 2017

Источник

 Л С Выготский о стадиях развития ребенка кризисы

 Возрастное развитие — сложный процесс, который приводит к изменению всей личности ребенка на каждом возрастном этапе. Для Л.С. Выготского развитие — это прежде всего возникновение нового. Стадии развития характеризуются возрастными новообразованиями, т.е. качествами или свойствами, которых не было раньше в готовом виде. Но новое «не падает с неба», как писал Л.С. Выготский, оно появляется закономерно, подготовленное всем ходом предшествующего развития.

Источником развития — социальная среда. Среда становится совершенно иной, когда ребенок переходит от одной возрастной ситуации к следующей. Л.С. Выготский ввел понятие «социальная ситуация развития» — специфическое для каждого возраста отношение между ребенком и социальной средой. Взаимодействие ребенка со своим социальным окружением приводит к возникновению возрастных новообразований.

Как ребенок взаимодействует со средой? Л.С. Выготский выделяет две единицы анализа социальной ситуации развития — деятельность и переживание.  Существует внутренний планпереживаний. Одну и ту же ситуацию в семье по-разному переживают разные дети, даже дети одного возраста — близнецы.Один и тот же ребенок, развиваясь, переходя от одного возраста к другому, будет по-новому переживать ту же самую семейную ситуацию.

Социальная ситуация развития меняется в самом начале возрастного периода. К концу периода появляются новообразования, среди которых особое место занимает центральное новообразование, имеющее наибольшее значение для развития на следующей стадии.

Л.С. Выготский рассмотрел динамику переходов от одного возраста к другому. На разных этапах изменения в детской психике могут происходить медленно и постепенно, а могут — быстро и резко. Соответственно выделяются стабильные и кризисные стадии развития. Для стабильного периода характерно плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в личности ребенка. Незначительные, минимальные изменения, происходящие на протяжении длительного времени, обычно незаметны для окружающих. Но они накапливаются и в конце периода дают качественный скачок в развитии: появляются возрастные новообразования. Только сравнив начало и конец стабильного периода, можно представить себе тот огромный путь, который прошел ребенок в своем развитии.

Стабильные периоды составляют большую часть детства. Они длятся, как правило, по нескольку лет. И возрастные новообразования, появляющиеся медленно и долго, оказываются устойчивыми, фиксируются в структуре личности.

Кроме стабильных, существуют кризисные периоды развития. В возрастной психологии нет единого мнения по поводу кризисов, их места и роли в психическом развитии ребенка. Часть психологов считают, что для гармоничного развития ребенка не должно быть места кризисам.

Л.С. Выготский придавал кризисам большое значение и рассматривал чередование стабильных и кризисных периодов как закон детского развития.

Читайте также:  Картинки для развития речи ребенка 2 лет

Кризисы длятся недолго, несколько месяцев, при неблагоприятном стечении обстоятельств растягиваясь до года или даже двух лет. Это краткие, но бурные стадии, в течение которых происходят значительные сдвиги в развитии, и ребенок резко меняется во многих своих чертах. Развитие может принять в это время катастрофический характер.Кризисные зоны развития ребенка

Кризис начинается и завершается незаметно, его границы размыты, неотчетливы. Обострение наступает в середине периода. Для окружающих ребенка людей оно связано с изменением поведения, появлением «трудновоспитуемости», как пишет Л.С. Выготский. Ребенок выходит из-под контроля взрослых, и те меры педагогического воздействия, которые раньше имели успех, теперь перестают действовать. Аффективные вспышки, капризы, более или менее острые конфликты с близкими — типичная картина кризиса, характерная для многих детей. У школьников падает работоспособность, ослабляется интерес к занятиям, снижается успеваемость, иногда возникают мучительные переживания, внутренние конфликты.

Однако у разных детей кризисные периоды проходят по-разному. Поведение одного становится труднопереносимым, а второй почти не меняется, так же тих и послушен. Индивидуальных различий во время кризисов гораздо больше, чем в стабильные периоды. И все же в любом случае изменения есть даже во внешнем плане. Чтобы их заметить, нужно сравнить ребенка не с ровесником, тяжело переживающим кризис, а с ним самим — таким, каким он был раньше. Каждый ребенок испытывает трудности в общении с окружающими, у каждого снижается темп продвижения в учебной работе.

Главные изменения, происходящие во время кризиса, — внутренние. Развитие приобретает негативный характер. Что это значит? На первый план выдвигаются инволюционные процессы: распадается, исчезает то, что образовалось на предыдущей стадии. Ребенок теряет интересы, еще вчера направлявшие всю его деятельность, отказывается от прежних ценностей и форм отношений. Но наряду с потерями создается и что-то новое. Новообразования, возникшие в бурный, непродолжительный период, оказываются неустойчивыми и в следующем стабильном периоде трансформируются, поглощаются другими новообразованиями, растворяются в них и, таким образом, отмирают.

В кризисные периоды обостряются основные противоречия: с одной стороны, между возросшими потребностями ребенка и его все еще ограниченными возможностями, с другой — между новыми потребностями ребенка и сложившимися ранее отношениями со взрослыми. Сейчас эти и некоторые другие противоречия часто рассматриваются как движущие силы психического развития.

Кризисные и стабильные периоды развития чередуются. Поэтому возрастная периодизация Л.С. Выготского имеет следующий вид:

кризис новорожденности— младенческий возраст (2 месяца — 1 год)

кризис 1 года 

раннее детство (1—3 года) 

кризис 3 лет

дошкольный возраст (3—7 лет) 

кризис 7 лет 

школьный возраст (7— 13 лет)

кризис 13 лет

пубертатный возраст (13—17 лет)

кризис 17 лет

Для успешного прохождения кризиса у ребенка, родителям необходимо проявлять терпение, принятие ребенка, овладеть техниками конструктивного общения, которые помогут выстроить общение на доверительных отношениях.

Текст данной публикации скопирован из Интернета или других открытых источников.

Источник

6 возрастных кризисов ребенка

Если Ваш ребенок стал вести себя совершенно непривычным образом, часто капризничать, ссориться со сверстниками и/или взрослыми, отдаляться от Вас и вообще стал «каким-то не таким», то это совершенно не означает, что он Вас не любит, попал в плохую компанию или недостаточно воспитан. Возможно, он просто достиг ступени в своем развитии называемой возрастным кризисом. Психологи выделяют 6 таких кризисов, которые последовательно возникают от самого рождения и до совершеннолетия. Особенности каждого из них мы и рассмотрим в данной статье.

Что такое возрастной кризис

Развитие маленького человека — процесс, растянутый во времени и очень необычный. На всем его протяжении стабильные периоды сменяются кризисными и наоборот. Стабильные характеризуются постепенным накапливанием новых навыков и умений, например, малыш научился ходить, ребенок старшего дошкольного возраста уже может произвольно запоминать нужную информацию и т.д. В эти периоды изменения происходят, но они очень порционы и заметить их возможно только тогда, когда появится новообразование (речь, произвольное запоминание и др.). А вот с кризисными периодами все обстоит совсем иначе.

В такие периоды развитие ребенка очень стремительно и заметно невооруженным глазом. Изменения в кризисные этапы можно сравнить с революцией: они очень бурные, начинаются внезапно и также заканчиваются, когда достигнуты определенные цели. Они могут быть очень тяжелыми как для ребенка, так и для взрослого, а могут протекать в достаточно сглаженной форме. Однако нормальное развитие человека невозможно без этих кризисов, и каждый малыш должен пройти каждый из них. Выделяются 6 кризисов детского возраста:

  • Кризис новорожденности
  • Одного года (младенчества)
  • 3-х лет (раннего детства)
  • 7-ми лет (детства)
  • 13-ти лет (подростковый)
  • 17-ти лет (юности)

Хотя в названии каждого кризиса фигурирует конкретный возраст, это не означает, что данный этап наступить точно в 3 или 13 день рождения. Он может начаться чуть раньше или чуть позже – за/через полгода или даже год до/после указанного возраста.

Кризис новорожденности

Можно сказать, что ребенок уже рождается в кризисе. Это связано с тем, что он меняет внутриутробное существование на самостоятельную жизнь вне материнского организма. Малышу нужно привыкнуть к новому типу дыхания и питания, к непривычным условиям, свету, звуку и т.д. Начинается период адаптации, который длится порядка 1-2 месяцев.

В этот период важно окружить младенца максимальной заботой, уходом, вниманием. Первые месяцы жизни самые сложные как для ребенка, так и для его родителей. Но когда кризис минует, окажется, что малыш уже более приспособлен к жизни и начинает налаживать свои первые социальные контакты со своим ближайшим окружением, т.е. мамой и папой.

Кризис одного года

Кризис младенчества связан с тем, что ребенок осваивает хождение и речь. Теперь ему доступно большее пространство для исследования, умение ходить дает возможность взять предметы, принадлежащие взрослым и ранее недоступные.

В возрасте одного-двух лет ребенок может проявлять негативизм, который становится ответом на различные ограничения со стороны взрослых и их непонимание. Малыш сталкивается с тем, что «хочу» и «надо» часто могут не совпадать, и это вызывает его недовольство. В данный период могут возникать различные аффективные вспышки и агрессия: ребенок плачет и падает на пол, требуя что-то, обижается, может кидать во взрослого игрушками и т.д. Проявляются первые стремления все делать самостоятельно.

6 возрастных кризисов ребенка

Типичные признаки наступления кризиса 1 года: ребенок набивает татуировку и покупает спортивную машину. Источник фото

Очень важно во время кризиса одного года проявлять терпение, такт и мудрость. Окрики, наказания, потакания капризам принесут мало толку. Во время аффективных вспышек лучше всего чем-то отвлечь малыша (например, показать какое-то животное или птицу) или попробовать договориться с ним. Если что-то запрещаете ребенку, то всегда объясняйте, почему это нельзя. Стремление к самостоятельности стоит поощрять, иначе малыш перестанет ее проявлять, а позже будет отказываться выполнить даже простые действия, объясняя это тем, что не умеет (одеться, есть самостоятельно и т.д.).

Читайте также:  Развитие ребенка по месяцам с рождения мальчика

Кризис 3-х лет

Кризис раннего детства является одним из самых сложных возрастных кризисов. В это время ребенок становится трудновоспитуемым, зачастую с ним очень сложно находить общий язык. Малыш стремится противопоставить себя взрослым, показать, что он самостоятельный человек, отдельный от матери. Наиболее часто при этом можно наблюдать следующие проявления:

  • Негативизм. Все поведение малыша полностью идет вразрез с тем, что ему предлагают взрослые. Ребенок будет отказываться что-то выполнять не потому, что действительно не хочет, а потому, что это исходит от взрослого.
  • Своеволие. Стремление к самостоятельности здесь очень выражено, часто можно услышать от малыша фразу «Я сам!». При этом он будет очень обижаться и даже может проявлять агрессию, если не давать ему этой самостоятельности.
  • Строптивость. Ребенок отвергает сложившийся ранее образ жизни, все установленные в семье порядки и нормы воспитания. Он отказывается ложиться спать, гулять и т.д. в обычное время, выполнять какие-то привычные вещи, ходить в садик и пр.
  • Упрямство. Если малыш что-то потребовал, то будет упорно настаивать на своем. При этом делает он это не потому, что действительно хочет, а потому, что высказал взрослому такое желание.
  • Обесценивание. В этот период впервые у ребенка появляется критика по отношению к взрослому, чьи слова, поступки, воля ранее принимались безоговорочно.
  • Деспотизм. Малыш этого возраста может проявлять ревность, агрессию, часто впадать в истерики.
  • Протест-бунт. Практически все аспекты поведения маленького человека носят протестующий характер, причем без явной на это причины.

Также в данный период можно наблюдать фантазирование и вымысел, направленные на защиту от наказания («это приходил бабайка и съел все конфеты»), демонстративное проявление чувств, желание оценивания.

Стремление подавить этот кризис не даст результатов. Чтобы справиться с этими проявлениями, взрослый должен быть очень терпеливым и проявить хитрость и смекалку. Например, зная, что ребенок воспротивиться сну, предложить ему делать все, что угодно, только не ложиться и не закрывать глаза. Также не рекомендуется подтверждать истерику (давать то, ради чего она была вызвана), иначе она станет естественным способом добиться желаемого.

Кризис семи лет

В этом возрасте ребенок стремится к новым социальным контактам, начинает ориентироваться на внешнюю оценку, приобретает новый социальный статус – статус ученика. Малыш утрачивает детскую непосредственность и наивность – теперь понять его значительно сложнее, чем еще совсем недавно. Главными проявлениями кризиса является манерность и вычурность поведения, кривляния, некоторая странность и непонятность поступков, агрессивность и аффективные вспышки.

6 возрастных кризисов ребенка

Источник фото

Как правило, все эти проявления проходят, когда малыш поступает в школу и начинает осваивать новые виды деятельности. Помочь справиться с ними также могут значимые взрослые, не относящиеся к семье (учитель, друзья родителей и др.). Это связано с тем, что в этот период оценки посторонних людей являются важными и необходимыми ребенку для формирования самооценки и представления о себе.

Кризис 13-ти лет

Подростковый кризис является вторым по яркости и во многом схож с кризисом 3-х лет. Он связан с гормональными изменениями в организме ребенка и с переходом на новую ступень развития (переходную между ребенком и взрослым) и характеризуется следующими проявлениями:

  • Эмоциональная неустойчивость. Связано это в большей степени с изменением гормонального фона и сбоем некоторых систем организма. У подростков часто меняется настроение от повышенного до подавленного, им трудно контролировать свои чувства и эмоции.
  • Чувство взрослости, стремление казаться взрослым. Подросток не хочет называться и выглядеть ребенком. Своим поведением, манерой одеваться и т.д. он стремиться показать, что уже взрослый.

6 возрастных кризисов ребенка

Этому парню точно удалось выглядеть взрослее… Источник фото

  • Стремление к эмансипации. Ребенок этого возраста активно стремиться отделить себя от родителей: проявляет максимум независимости, тщательно скрывает свою личную жизнь и переживания и пр.
  • Конфликты с родителями. Подросток считает, что его не понимают, очень бурно реагируют на любые проявления опеки и заботы со стороны родителей, а также на их критику, запреты и пр. Это приводит к частым конфликтам между поколениями.
  • Стремление к общению со сверстниками. Если еще ранее ребенок стремился в большей степени общаться со взрослыми и ориентировался на них, то теперь сверстники и дети чуть старшего возраста становятся для него авторитетами. Появляется активный интерес к лицам противоположного пола.

Также в этот период можно наблюдать чрезмерный интерес к собственной внешности, частую смену имиджа и интересов, трудность в общении и ухудшение школьной успеваемости. Подросток ищет себя в этом мире, стремится заявить о себе как о взрослом. Родителям рекомендуется давать своим детям больше свободы, признавать их самостоятельность и право на личную жизнь, относиться к ним как к равным.

Кризис 17-ти лет

Как правило, возникает на пороге новой жизни, т.е. в преддверии окончания школы. Кризисные проявления связаны с осознанием своей ответственности за будущий выбор. В этом возрасте могут возникать всевозможные страхи (новой жизни, перед поступлением в ВУЗ, перед армией и т.д.), повышенная тревожность, нервозность.

Во время кризиса юности очень важна поддержка семьи. Родители должны участвовать в жизни отрока, но предоставлять ему самостоятельность, особенно в выборе своего будущего. Также значительную помощь окажет работа с юношей/девушкой по приобретению уверенности в себе.

Возрастной кризис – явление неизбежное в нормальном развитии ребенка. В эти сложные для него периоды родителям нужно набраться терпения и постараться оказать своим детям максимум помощи и поддержки. Вспомните себя в этом возрасте. Наверняка, Вы тоже испытывали нечто подобное. Войдите в положение ребенка и вместе с ним справьтесь с кризисными проявлениями.

Источник заглавной картинки

Понравилась статья?
Поделитесь с друзьями:

    

  

Кризисные зоны развития ребенка

Мудрая сова
19 февраля 2015

Источник