Критические периоды постнатального развития ребенка

Критические периоды постнатального развития ребенка thumbnail

Критические периоды онтогенеза.

   В процессе индивидуального развития имеются критические периоды, когда повышена чувствительность

развивающегося организма к воздействию повреждающих факторов внешней и внутренней среды. Это обусловливает

повышенный риск возникновения любых заболеваний, в том числе психических, и способствуют утяжелению их

течения. Критические периоды представляют собой короткие отрезки времени, характеризующиеся бурными

изменениями функционирования организма, общей и психической реактивности.

Развитие психоневрологических функций ребенка происходит не одновременно, а гетерохронно по мере развертывания

онтогенеза и роста ребенка. Одни функции развиваются параллельно, относительно независимо друг от друга, другие

последовательно, путем преемственной перестройки сменяя или обогащая предыдущие функциональные возможности.

Возникновение критических периодов развития контролируется эндогенно, генетической программой, которая в

определенной стадии онтогенеза определяет срок перестройки конкретной функциональной системы и готовность ее к

данной перестройке.

    Триггерными, пусковыми факторами критического периода являются факторы как внутренней среды, так и внешней.

 
    Предлагаемая схематичная последовательность критических периодов достаточно условна, она не претендует на

учет всех функциональных превращений, которыми заполнен каждый час, день, неделя, месяц жизни маленького

ребенка. Однако, она четко отражает этапы возрастающей степени активности взаимодействия организма с внешним

миром, а также ключевое функциональное назначение и преемственность возрастных периодов.

  1. Первые 2 часа жизни — в связи с разрывом «пуповинного» контакта с матерью происходит постепенное

освобождение организма новорожденного от биологически активных веществ, осуществляющих регуляцию

жизнедеятельности плода в период родов (уже упомянутая интранальная гибернация плода или, проще, — «родовой

наркоз»); начало воздействия внеродовых внешних и внутренних факторов (гравитация, световые, звуковые и

тактильные раздражители, интенсивная сигнализация от начавших новый внеутробный способ функционирования

легких, желудочно-кишечного тракта, сердца и кровеносных сосудов).

 2. От 2 до 12 первых часов жизни — «имитационный» период (период подражательных автоматизмов),

характеризуется, как уже было отмечено, высокими функциональными возможностями «внеутробного плода»,

вынесенными в первые часы постнатального периода. В эти первые часы жизни, «прощальные» для навыков,

приобретенных плодом в утробе матери, ребенок сохраняет способность удерживать головку, прослеживать глазами за

окружающими, копировать некоторые движения врача или матери.

Критические периоды постнатального развития ребенка
 3. Первая неделя жизни — первичная «настройка» жизненно важных функций в качественно новых

внеутробных условиях (первичная стабилизация дыхания, работы сердца и сосудов, акта сосания и пищеварения). В

этот период у некоторых детей могут отмечаться значительные колебания частоты дыхания и пульса, артериальное

давление, например, может подниматься до 200 мм рт. столба, а затем снижаться до 50-60 мм. Одновременно

окончательно утрачиваются внутриутробные автоматизмы, кроме базисных — автоматизмов сосания и шагового.

Новорожденный уже не видит, крайне обеднение реагирует на другие внешние раздражители. Зато он постепенно

выходит из «стресса», вызванного сверхмощным воздействием постнатальных факторов внешней и внутренней сред.

  4. От второй до 8-12 недель — критический постнатальный период — первый период обучения после рождения.

Относительно стабилизированы жизненно важные функции, анализаторы мозга, воспринимающие «сигналы» внешней и

внутренней среды, «настроены», адаптированы к новым условиям жизни. Начинается первичный период отражения

внешней среды, который характеризуется запуском в мозге процесса интенсивного ветвления дендритного дерева,

формированием новых синаптических связей между нейронами. Увеличивается масса мозгового вещества,

преимущественно в тех отделах мозга, которые принимают на себя поступающую информацию, и этим обеспечивается

выполнение задачи обеспечения первоочередных, базисных функций.

          Мозг отражает собой внеутробные воздействия на ребенка. В этот период ребенок «учится» видеть и слышать

лишь то, что случайно попадает в поле его зрения и слуха, а в конце критического постнатального периода начинает

немножко следить, следовать глазами и головой за увиденным или услышанным. Появляется навык удерживать голову

в вертикальном положении, постепенно разжимаются кулачки и кисть готовится к навыку схватывания. Но еще нет

активного поиска раздражений, активного общения с внешним миром.

  5. От 3 до 18 месяцев — период, называемый стадией первичного развития сенсорной (воспринимающей)

системы. Развитие двигательных навыков открывает впервые возможность активного контакта со средой. Появляется

активный поиск глазами игрушки ,матери. Кисть схватывает, рука тянется в рот. В 5-6 месяцев ребенок начинает сидеть

и вертикальное положение тела дает новый толчок к развитию: увеличивается обзор помещения, ребенок гулит,

издает звуки, отражающие определенные эмоции, отрицательные или положительные, берет в руку нужный предмет и

рассматривает его, дифференцирует людей, любимые и нелюбимые игрушки.

          Этот период характеризуется освоением многих важнейших навыков, ребенок последовательно овладевает

способностью активно видеть и слышать, держать голову, ползать, сидеть, стоять, ходить, а в конце — понимать

обращенную речь и сознательно произносить отдельные слова, однако, основным является приобретение способности

активно взаимодействовать с окружающей средой. В этом же периоде происходит постепенное постнатальное развитие

и дифференциация шагового автоматизма в виде «высвобождения» движений рук и ног от положения головы и шеи,

начинается «высвобождение» движений ног от положения рук.
          С началом активного перемещения сперва в виде ползания, а к концу года и в виде ходьбы восприятие

окружающего мира становится активным и избирательным — произвольно избирательным. Возникает готовность к

Читайте также:  Развитие ребенка 3 года занимаемся дома

переходу к следующему периоду. Ребенок способен, увидев или услышав сигнал, повернуть в нужную сторону глаза, а

затем и голову, протянуть к источнику сигнала руку, а если дотянуться невозможно, то подползти или подойти и взять

рукой нужный предмет по общей схеме: увидел (или услышал) — повернул взор и голову, узнал — захотел захватить —

протянул руку — подошел (подполз), схватил рукой — и, чаще всего, поднес ко рту.

Критические периоды постнатального развития ребенка
  6. От 1,5 до 3 лет — период, который можно назвать началом приобретения персонального жизненного опыта.

Главное — появляется осознанная фразовая речь. В мозге формируется межполушарная асимметрия, возникает

доминантное полушарие, концентрирующее в себе основные речевые функции. Развитие импрессивной и

экспрессивной речи имеет решающее значение для социального общения, становления коммуникативных функций.

Вместе с появлением речи приобретается возможность различать, дифференцировать реальные предметы и события от

их символов. Одновременно угасает активность сосательных автоматизмов, которые становятся помехой для

становления речи.

          В этот период возникают первые впечатления, память о которых сохраняется на всю жизнь, отсюда идет первый

отсчет воспоминаний о детстве, об участии ребенка в окружающих событиях жизни. Дифференцируется представление

о собственном «Я», ребенок отграничивает себя от окружающих людей, определяется профиль будущих отношений с

родителями, чужими взрослыми, сверстниками, с животными. В мозге в этот период в основном завершается «монтаж»

двигательной системы и анализаторных центров, отбираются наиболее эффективные межнейрональные контакты.

Начинается выработка конкретных двигательных автоматизмов, предназначенных для конкретных жизненных ситуаций.

  7. От 3 до 6 лет — дошкольный период. Движения становятся более четкими, начинает создаваться

индивидуальный двигательный «облик» ребенка, характерные позы, мимика, жесты, совершенствуется работа

анализаторов (зрительного, слухового, обонятельного и вкусового, кожной чувствительности), постепенно формируется

личный опыт восприятия, индивидуальные особенности оценки окружающего, некоторые черты характера.

Совершенствуется крупная моторика ног, ребенок учится подпрыгивать вначале на двух, а затем на одной ноге

(правой, потом левой).
          В конце этого периода основные системы и центры мозга практически готовы к началу школьного обучения,

интенсивного пополнения запаса знаний и навыков. Развивается мелкая моторика кисти, развивается и при этом

окончательно разобщается шаговый автоматизм, функции руки «высвобождаются» от влияния ног. Создаются реальные

условия для освоения навыка письма. Ребенок готов к школьному обучению.

  8. Школьный возраст характеризуется не только усвоением программных знаний, но также овладением

навыка абстрактного мышления, формированием собственного образа мыслей; здесь впервые ребенок становится

членом коллектива, учится подчинять или согласовывать личные интересы с общественными, определяются духовные

качества личности.

  9.Наконец, после 11 — 13 лет с некоторым опережением у девочек по сравнению с мальчиками начинается

период полового созревания, который не только внешне изменяет ребенка, но сопровождается серьезными

перестройками в обмене веществ, эмоциональном фоне, поведении и др.

          В каждом из этих периодов программа развития мозга и его функций будет выполнена полностью лишь в том

случае, если обеспечены адекватные средовые воздействия (или условия), и отсутствуют вредоносные влияния или

факторы, препятствующие или тормозящие развитие, наконец, если предшествующие этапы развития были пройдены

правильно и своевременно. Как уже было отмечено, факторы внешней среды являются не просто окружением, с

благоприятными или неблагоприятными условиями для развития ребенка и его нервной системы, но, самое главное, —

стимулируют развитие той или иной функции мозга, обеспечивают запуск дендритного ветвления и увеличение массы

мозгового вещества в области мозга, соответствующей этой функции. Иными словами, внешние сигналы не только

способствуют отражению мозгом окружающей среды и адаптации к ней, но, что немаловажно, дают конкретный стимул

к самоувеличению массы мозга, к его физическому росту.

    Важно не только наличие необходимых средовых воздействий, но, главное, своевременность их наличия. Чем

моложе ребенок, тем интенсивнее идет созревание мозга, тем быстрее сменяются внешние условия и тем важнее

своевременность их появления. Опоздание приводит нередко к непоправимым последствиям или к изменениям в мозге,

требующим длительного настойчивого лечения. Поэтому врач (педиатр, детский невролог) должен заранее

позаботиться о подготовке среды к «приходу в нее» растущего ребенка. Условия среды характеризует не только

помещение и человеческое окружение, в котором находится ребенок, но и отношение к нему окружающих людей,

прежде всего матери, висцеральные функции ребенка, нормальное пищеварение и дыхание, нормальный состав

действующих в этот период молекулярных факторов роста и созревания мозга.

Так же вас может заинтересовать:

  1. Этапы развития речи.
  2. Развитие ребёнка от 0 до года.

Источник

Критические периоды постнатального онтогенеза

  1. Новорождение.
  2. Половое созревание.
  3. Половое увядание.

По отношению к репродуктивной функции постнатальный онтогенез делят на периоды:

  1. Ювенильный (дорепродуктивный)
  2. Пубертатный (репродуктивный)
  3. Старость (пострепродуктивный).

Ювенильный период длится до полового созревания, он состоит из возрастных периодов, которые отражают поэтапное созревание различных систем организма.

  Идет интенсивный рост организма, ускоренные темпы нарастания мышечной массы.

—  Факторы роста

  1. Эндогенные (кейлоны – регуляторы клеточной пролиферации, соматотропин – гормон роста, гормоны щитовидной железы, половые гормоны).
  2. Экзогенные (экологические и социальные).
Читайте также:  Влияние занятий музыкой на развитие ребенка

     Проблема акселерации.

     Акселерация – ускорение темпа роста и развития детей и подростков путем сдвига морфогенеза на более ранние стадии развития.

Акселерация гармоничная и дисгармоничная.

Причины:

  1. Повышение гетерозиготности молодого поколения вследствие смешанных браков(аналог гетерозиса).
  2. Улучшение питания, снижение заболеваемости, урбанизация.
  3. Ускорение темпов жизни.

Пубертатный период начинается с полового созревания. Основной критерий темпа возрастной изменчивости – биологический возраст человека.

—  Биологический возраст.

Отражает степень морфологического и физиологического развития организма.

—  Критерии определения биологического возраста:

—  зрелость;

—  скелетная зрелость ;

—  зубная зрелость ;

—  наследственность;

—  конституция человека;

—  зрелость интеллекта .

—  Хронологический возраст.

это временной отрезок от даты рождения человека до конкретной даты его установления.

—  ВВЕДЕНИЕ

Старение — это процесс непрерывного разрушения, присущий всем объектам живой и неживой природы.

Истинной степенью старения является биологический возраст, связанный с некоторыми показателями жизнедеятельности.

—  Признаки старения:

  1. Первичные (регуляторные, гомеостатичные) – ЦНС, иммунная и эндокринная системы.
  2. Вторичные – изменения всех других систем, которые возникли на основе первичных изменений.

—  СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МЕХАНИЗМАХ СТАРЕНИЯ

Единой гипотезы старения не существует. Большинство теорий базируется на изучении отдельных физиологических процессов, происходящих при старении.

   Всего гипотез около 300.

—  Энергетическая теория старения

Теория была предложена Н. Рубнером в 1908 г

Старение — простое изнашивание клеток и тканей.

—  Нейроэндокринные и иммунные гипотезы.

Старение — результат дисфункции какой-либо конкретной железы.

—  Ведущие механизмы старения связываются с первичными сдвигами в нейроэндокринной системе, которые приводят к вторичным изменениям в тканях.

—  В 1968 г. К.Дильман выдвинул теорию о существовании «гипоталамических часов».

Старение – нарушение гомеостаза организма, являющегося результатом нарастания активности гипоталамуса.

  Итог: в пожилом возрасте резко увеличивается секреция гормонов гипоталамуса (либеринов) и гормонов гипофиза (гонадотропинов, соматотропина) и инсулина.

—  Молекулярно-генетическая теория старения

Старение — первичные изменения генетического аппарата клетки.

—  наследственно запрограммированные изменения генетического аппарата клеток.

А.Вейсман  — гипотеза о разделении функций между соматическими и половыми носителями генетического материала.

Старение становится продолжением развития, в течение которого в закрепленной в эволюции последовательности включаются и выключаются различные участки генома, т.е. старение контролируется генами.

Л. Хейфлик — установил, что нормальные соматические клетки человека имеют лимитированный митотический потенциал и определенную продолжительность жизни.

Влияние наследственных факторов не превышает 25%

«молекулярный счетчик» фиксирует количество делений соматических клеток и не дает делиться сверх установленного предела.

1971 год. Алексей Оловников предположил, что ограниченное деление клеток связано с механизмом удвоения ДНК. Теломеры хромосом с каждым делением укорачиваются и потом клетка делиться уже не может. Установлено, что длина теломеров зависит от возраста человека.

—  генорегуляторная теория была выдвинута В. Райтом.

Старение — изменения, происходящих в регуляторных генах.

—  гипотеза «старения по ошибке» была выдвинута в 1954 г. физиком М. Сцилардом.

Под воздействием радиации происходят многочисленные мутации в молекуле ДНК и инициируются некоторые симптомы старения.

Л. Оргель считал, что главная причина старения организма — это накопление с возрастом генетических повреждений в результате мутаций.

—  Свободнорадикальная теория старения

была выдвинута  Д.Харманом в середине 1950-х гг.

Старение  — результат изнашивания организма.

 Свободные радикалы — это атомы или молекулы, имеющие неспаренный электрон на внешней орбите, которые способны атаковать и повреждать любые клетки.

Сущность: в ходе жизнедеятельности клетки через нее проходит огромное количество кислорода. Он используется для клеточного дыхания. Часть кислорода уходит в АФК – активные формы, которые обладают огромной реакционной способностью. Они атакуют белки и липиды клеточных мембран, повреждая или разрушая их. Постепенно АФК накапливаются в клетках и приводят к старению.

Проблема – разработка антиоксидантов!!!

—  Теория апоптоза

Старение – запускающаяся программа апоптоза – самоубийства клеток, которую можно отменить.

Клетка в апоптозе сама себя разбирает на части, которые соседние клетки потом используют как строительный материал. Апоптоз может играть положительную роль, если клетка заражена вирусом.

—  Элевационная гипотеза.

Автор – Владимир Дельман.

Уменьшается порог чувствительности гипоталамуса к уровню гормонов в крови. Увеличивается концентрация циркулирующих гормонов, что приводит к развитию патологий, характерных для старческого возраста: ожирению, диабету, атеросклерозу и гипертензии.

—  Гипотеза износа.

Автор – Рубнер.

Каждый биологический вид имеет определенный энергетический фонд, истратив который, организм стареет и погибает.

—  Гормональная гипотеза.

С возрастом уменьшается продукция половых гормонов, что приводит к старости.

—  Аутоинтоксикационная гипотеза

Автор – Мечников.

Организм стареет в результате самоотравления из-за накопления азотистых продуктов обмена и процессов гниения в кишечнике.

—  Эколого-генетическая гипотеза.

Автор – Бердышев.

1. Старение – многопричинный процесс (стресс, болезни, накопление свободных радикалов, воздействие ксенобиотиков).

2. Старение – многоочаговый процесс (одновременно возникает в ядре, митохондриях, разных типах клеток).

3. Темп возрастных изменений определяется соотношением процессов старения и витаукта.

—  Механизмы витаукта

  1. Генотипические – генетически запрограммированные (система антиоксидантов, микросомального окисления, обезвреживающая токсины, система репарации ДНК, ликвидирующая повреждения).
  2. Фенотипические – возникают в течение жизни благодаря процессам саморегуляции и сохраняющие адаптационные возможности вида (появление многоядерных клеток, увеличение размера митохондрий, гипертрофия и гиперфункция отдельных частей и клеток в условиях их гибели, повышенная чувствительность к медиаторам в условиях ослабленного контроля нервной системы).
Читайте также:  Культурно историческая теория развития ребенка л с выготского

Для старения характерны:

—  гетерокинетичностьразная скорость развития возрастных изменений в различных тканях;

—   гетеротропность– неодинаковая выраженность процессов старения в различных тканях и органах;

—   гетерохронность – неодинаковые во времени проявления выраженных признаков старения в различных тканях и органах.

Геронтоло́гия— наука, изучающая биологические, социальные и психологические аспекты старения человека, его причины и способы борьбы с ним (омоложение).

—  Естественное — физиологическое, нормальное старение.

—    Преждевременное — патологическое, ускоренное старение.

Старение человека – это биологический процесс постепенной деградации частей тела человека и последствия этого процесса. Процесс старения связан со многими факторами. Это как психологические, социальные, экономические факторы, так и природные. Но биология процесса на сегодняшний день до конца не изучена. Несмотря на современную медицину, оттянуть старение удается совсем не на долго.

—  Молекулярно – генетический уровень

  1. Увеличение и накопление случайных ошибок репликаций ДНК.
  2. Снижение активности ферментов репарации.
  3. Повышение чувствительности ДНК к воздействию мутагенов.
  4. Изменения физико-химических свойств гистонов.
  5. Нарушение транскрипции.

—  Клеточный уровень

  1. Уменьшение скорости деления клеток вплоть до прекращения.
  2. Инволюция (обратное развитие) тканей и органов на основе снижения их способности к регенерации.
  3. Изменение рецепторных свойств клеточных мембран.
  4. Снижение проницаемости мембран для ионов натрия, калия и кальция.
  5. Нарушение работы ионных насосов.

—  Органный уровень

  1. Уменьшение массы сердца, мышечных волокон.
  2. Усиленное развитие соединительной ткани.
  3. Утолщение эпикарда, развитие коронарного атеросклероза.
  4. Снижение упругости сосудистых стенок.
  5. Уменьшение размеров альвеол, количества капилляров легких, ЖЕЛ, числа нефронов.

—  Организменный уровень.

  1. Поседение волос.
  2. Снижение упругости кожи.
  3. Гетерохронность – атрофия тимуса, угасание яичников.
  4. Гетеротопность – изменения структур одного органа.

Биологический смысл старения – делает неизбежной смерть. Отсюда вытекает проблема путей продления жизни.

«  Cтарение интересовало людей с незапамятных времен.

Мифы и легенды о вечной молодости, долголетии и

бессмертии сопутствовали человеку на протяжении

всей его истории.

«  К числу наиболее значимых явлений в индивидуальном

развитии современного человека относится увеличение

средней продолжительности жизни.

«  Разностороннее изучение долгожителей как людей с

оптимальным состоянием важнейших физиологических

функций представляет особый интерес для проблемы

старения и продолжительности жизни.

—  ВИДОВАЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ.

«  Условно под ней понимается тот возраст, до которого потенциально могут дожить примерно 80% представителей вида.

«  Это диапазон значений нормальной продолжительности жизни с ее крайними вариантами – скоротечностью и долгожительством.

«  Продолжительность жизни ряда рыб (осётр, щука) составляет свыше 80 лет, земноводные до 60—70 лет (гигантская саламандра), черепахи свыше 150 лет, птицы до 70 лет (филин, кондор), слоны 60—80 (в неволе), гиббоны до 32, шимпанзе до 39 лет

«  Человек живёт дольше, чем большинство высших позвоночных. Известно, что отдельные индивидуумы доживают до 110 и более лет.

Долголетию способствуют благоприятные климатические условия; чистый (желательно, горный) воздух, экологически безвредные вода и пища; отсутствие в почве, по которой человек ходит, загрязняющих её веществ.

Долголетию помогают состояться активный физический и интеллектуальный труд, особый, традиционно сложившийся рацион: овощи, фрукты, орехи, злаковые…

—  РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ И МЕДИЦИНЫ В ДОЛГОЛЕТИИ ЧЕЛОВЕКА.

Особое внимание уделяется адаптации пенсионеров к своему новому социальному положению.

По многимнаблюдениям эта адаптация происходит быстрее у женщин, чем у мужчин.

Доказано, что положительное влиянии на здоровье оказывают браки, заключаемых пожилыми людьми.

Задача социальных служб состоит в том, чтобы, наряду с непосредственной социальной помощью пожилым супружеским парам, способствовать формированию терпимости и понимания в оценке и восприятии разнообразных форм семейной жизни в пожилом возрасте.

В увеличении продолжительности жизни большая роль принадлежит профилактической медицине.

В нашей стране многие инфекционные болезни полностью ликвидированы, другие — сведены к минимуму.

Диспансеризация и профилактические осмотры населения способствуют раннему выявлению заболеваний и своевременному их лечению.

Особое внимание уделяется массовому развитию физкультуры и спорта

—  ПУТИ УВЕЛИЧЕНИЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ЖИЗНИ.

До глубокой старости может дожить только тот, кому посчастливилось избежать тяжелых болезней.

Было отмечено также, что долгожители очень активны, жизнерадостны, быстро восстанавливают свое настроение после тяжелых психических потрясений, не поддаются мрачным мыслям.

Учёные на Западе пишут о том, что большая часть долгожителей была ими обнаружена в малоразвитых странах, вдали от городской жизни и центров цивилизации.

Здоровая семья — одно из важных условии, благоприятствующих долголетию.

Важным условием долголетия является благоприятный климат.

В достижении долголетия играют немалую роль индивидуальные особенности организма и личности.

Обследованные геронтологами долгожители отличались спокойным характером, уравновешенностью, отсутствием суетливости.

Многочисленными исследованиями доказано, что долгожители — люди деятельные.

Для них характерен высокий жизненный тонус, который достигается любым творческим трудом.

Существует известный общебиологический закон: старение меньше всего поражает и позже всего захватывает тот орган, который больше всего работает.

Источник