Критерии уровня развития речи ребенка

Критерии уровня развития речи ребенка thumbnail

Критерии уровня развития речи ребенкаИсточники: Поваляева М.А. Справочник логопеда — Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. — 448 с.
Цивильская Е.А. Логопедическая диагностика состояния речевой функции детей с ДЦП// В сборнике: Актуальные проблемы специальной психологии и коррекционной педагогики Альманах Казанского федерального университета. Под ред. А.И. Ахметзяновой. 2013. С. 148-156.

Цель: при выполнении диагностики развития речи очень часто студенты сталкиваются с тем, что в методике диагностики нет четкого описания уровней сформированности того или иного процесса. В данных статьях авторы предлагают свои варианты, которые можно использовать и дополнять.

Критерии оценки коммуникативных умений ребенка

В данной статье М.А. Поваляева предлагает свой вариант описания уровней. Студенты, используя различные методики диагностики, могут сами выполнить качественный анализ каждого из уровней (например, высокий, средний, низкий), включив следующие рекомендации автора:

Критерии оценки коммуникативных умений детей

Оценка в баллах

Уровень речевой коммуникации

1

Ребенок активен в общении, умеет слушать и понимать речь, строит общение с учетом ситуации, легко входит в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражает свои мысли, пользуется формами речевого этикета

3

Высокий

2

Ребенок слушает и понимает речь, участвует в общении, чаще по инициативе других; умение пользоваться формами речевого этикета неустойчивое

2

Средний

3

Ребенок малоактивен и мало разговорчив в общении с детьми и педагогом, невнимателен, редко пользуется формами речевого этикета, не умеет последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание

1

Низкий

Критерии оценки звуковой стороны речи

N5

Критерий оценки звуковой стороны речи

Баллы

Уровень развития звуковой стороны

1

Правильное, отчетливое произношение всех звуков родного языка. Умение дифференцировать звуки (различать на слухи при произношении). Хорошая регуляция темпа речи и речевого дыхания

3

Вышний

2

Неустойчивость и недостаточная четкость произношения и дифференциации звуков

2

Средний

3

Дефекты в произношении звуков, отсутствие их дифференциации. Способность регулировать темпы речи и дыхания отсутствует

1

Низкий

Критерии оценки связной речи (пересказ)

Для изучения уровня связной речи используется методика «пересказа текста». Детям предлагается прослушать небольшие по объему незнакомые рассказ или сказку. Пересказы детей записываются и анализируются по следующим показателям (табл). Таким образом, оценка 10 баллов соответствует высокому уровню воспроизведения текста, свыше 5 баллов — среднему уровню, меньше 5 баллов — низкому уровню.

1. Понимание текста

Правильно ли ребенок формулирует основную мысль

1. Структурирование текста

Умение последовательно и точно строить пересказ (базируется на основе сопоставления пересказа со структурой текста)

3. Лексика

Полнота использования лексики текста, замена авторских выразительных средств собственными

4. Грамматика

Правильность построения предложений.умение использовать сложные предложения

5. Плавность речи

Наличие или отсутствие подсказок педагога по ходу пересказа, необходимость повторного чтения текста

Примечание. Каждый показатель оценивается отдельно. Высшая оценка воспроизведения текста — 10 баллов. 2 балла — правильное воспроизведение; 1 балл — незначительные отклонения от текста, отсутствие грамматических ошибок, длительных пауз, небольшое количество подсказок; 0 баллов — неверное воспроизведение, нарушение структуры текста, бедность лексики, многочисленные паузы, необходимость в подсказках.

Оценка состояния речевой функции дошкольников с ДЦП (Е.А. Цивильская)

Исследуемые параметры

Система оценок

1

Состояние

артикуляционного

аппарата

—  анатомическое строение;

—  объем выполнения движений;

—  переключаемость;

1    балл — соответствующее норме строение и двигательная функция периферического речевого аппарата;

2  балла — отклонения в анатомическом строении;

3   балла — трудности в объеме и переключении артикуляционных движений;

4  балла — наличие синкинезий;

5 баллов — наличие гиперкинезов; тремор

2

Характеристика дыхания

— тип дыхания;

1 балл — брюшной (диафрагмальный);

2 балла — грудной

— объем выдоха;

1 балл — достаточный для произнесения фразы;

2      балла — достаточный для произнесения сложного слова;

3      балла — достаточный для произнесения односложного слова;

4  балла — речь на вдохе

3

Голос

— голос;

1 балл — нормальный;

2    балла — не модулирован по силе (слабый; истощающийся к концу фразы);

3 балла — не модулирован по высоте;

4       балла — нарушение тембра (хриплый; монотонный; назализованный)

4

Состояние импрессивной речи

— понимание ситуативной речи;

1    балл — понимает предложения с причинно­следственной связью;

2   балла — понимает и выполняет инструкцию из двух заданий;

3  балла — понимает и выполняет инструкцию из одного задания;

4   балла — понимает и выполняет инструкцию с помощью;

5     баллов — не понимает и не выполняет инструкцию, задания

5

Состояние экспрессивн ой речи

— экспрессивная речь;

1  — развернутая фраза;

2 — простое нераспространенное предложение;

3 — одно-,двухсловное предложение;

4 — звукоподражание, звукокомплексы;

5 — отсутствие экспрессивной речи

6

Просодическая сторона речи

—  темп;

—  ритм;

1     — темп в норме, интонационная сторона достаточно выражена;

2 — темп быстрый (замедленный);

3  — темп в норме, интонационная сторона слабо выражена;

4  — темп нарушен, интонационно невыразительная речь;

5 — монотонное произнесение

7

Состояние

звукопроизношения

гласные; согласные: свистящие; шипящие; сонорные; заднеязычные другие согласные звуки;

1 — звукопроизношение в норме;

2    — нарушена одна группа звуков (например, шипящие);

3 — нарушены 2 группы;

4 — нарушено более 3 групп;

5    — нарушено произношение звуков раннего онтогенеза (например, [м], [н], [п], [б], [д], [т])

8

Слоговая структура слова

— слоговая структура слова;

1   — владеет слоговой структурой сложных слов типа «милиционер»;

2  — воспроизводит двух-, трехсложные слова типа СГС (например, слова типа «картон»);

3     — воспроизводит трехсложные слова типа «машина»;

4   — искажает структуру двухсложных слов типа

«домик»;

5  — искажает структуру самых простых слов типа «лапа».

9

Состояние

фонематического

слуха

—             определение наличия заданного звука в слове;

—   определение местонахождения звука в слове;

—    выделение ударного звука в слове;

—  определение количества звуков в слове;

—            дифференциация слов паронимов

1 — фонематический слух сохранен;

2  — не различает звуки по твердости — мягкости (например, вместо «заяц»-«зяяц»;

3    — не дифференцирует звуки внутри одной группы (например, звуки [с] и [з], вместо «зуб»- «суп»);

4   — не дифференцирует звуки из разных групп (например, звуки [с] и [ш] вместо «шапка»- «сапка»)

5 — не дифференцирует гласные

10

Общая

характеристика активного словаря

—            обобщающие понятии (например, «одежда», «обувь», «дикие животные»:

—  глагольный словарь;

—  прилагательные;

—  наречия;

— числительные;

—  местоимения;

1   — в активном словаре представлены все части речи русского языка;

2  — в словаре ребенка отсутствуют местоимения, наречия, мало прилагательных;

3   — в словаре только простые глаголы, путает глаголы близкие по значению;

4  — словарь ограничен бытовой тематикой;

5     — очень бедный словарь, состоящий из звукокомплексов, обозначающих одновременно несколько понятий

11

Грамматический

строй

речи

—  употребление предлогов;

—  употребление единственного и множественного числа существительных;

—  изменение существительных по падежам;

—   изменение существительных и прилагательных по родам и числам;

—        изменение глаголов по временам;

1  — владеет грамматическим строем речи, ошибок не наблюдается;

2 — не изменяет по падежам;

3     — не сформированы родовые понятия, не изменяет по числам;

4 — не использует предлоги;

5 — речь грубо аграмматична.

12

Связная речь

—    составление предложений по предметным картинкам;

—       составление рассказа по сюжетной картинке;

—  составление рассказа по серии сюжетных картинок;

—        составление рассказа по опорным словам и предложениям;

—  пересказ прочитанного текста;

1 — рассказ (пересказ) составлен верно;

2       — незначительно нарушены причинно­следственные отношения;

3    — картинки разложены правильно, рассказ составлен с искажением смысла;

4    — картинки разложены, рассказ составлен с помощью наводящих вопросов;

5 — задание недоступно даже с помощью

13

Письменная речь

— письмо;

1 — грамотное письмо;

2 — допускает незначительные ошибки (описки);

3 — орфографические и дисграфические ошибки;

4       — дисграфия с наличием стойких и повторяющихся ошибок одного типа (например, пропуски и добавления слогов);

5  — смешанная дисграфия, включающая несколько форм дисграфии с наличием стойких повторяющихся ошибок разнотипного характера (например, пропуск букв, замена одних букв другими, похожими по начертанию)

14

Навыки

чтения

— чтение;

1      — читает целыми словами, прочитанное понимает;

2   — читает словами, понимает прочитанное не полностью;

3    — послоговое чтение, смысл прочитанного понимает;

4 — послоговое чтение, смысл недопонимает;

5 — побуквенное чтение, пересказать не может

В случае если ребенок 6-7 лет по результатам диагностики набрал 14 баллов, то он имеет развитую речь. Если ребенок набирает по 2-3 балла в каждом из 14 пунктов диагностики, существует вероятность, что у ребенка наблюдается ФФН либо ОНР III ур. В случае если ребенок набирает высокие баллы (4-5 баллов), существует большая вероятности тяжелых нарушений речи, таких, как дизартрия, алалия, а также нарушений письменной речи на фоне ОНР. В случае затруднения постановки заключения следует обратиться к старшему логопеду района, к логопеду ПМПК. В случае постановки тяжелого нарушения речи следует направить ребенка к неврологу для подтверждения диагноза и назначения комплексного лечения.

Источник

 Критерии      речевого развития

     Консультация для воспитателей

      Учитель-логопед  Рецер Н.Г.

2017 год

Уровни  и критерии  речевого развития ребенка

с 2-х до 3-х лет

н

и

з

к

и

й

■   Стойкие ошибки звукопроизношения  нескольких групп согласных звуков, речь невнятна, смазана; часто воспроизводится один слог в слове (ударный) или два одинаковых: «до-до», «ту-ту»;

■    Понимает речь на наглядной основе, требует повторения обращенной к нему речи;

■    Отвечает в общении преимущественно жестами;

■    Использует упрощённые слова и слова-заменители;

■    В речевой контакт вступает с трудом.

с

р

е

д

н

и

й

■   Стойкие ошибки звукопроизношения  1-2 групп согласных звуков, и  звукопроизношение неустойчиво: часто опускается начальный звук в слове или последний согласный, большинство стечений согласных замещаются одним звуком,   в трёхсложных словах часто опускается один из слогов;

■    Легко понимает речь на наглядной основе;

■    Затрудняется в понимании речи без наглядности;

■    Отвечает предложениями, но затрудняется в их оформлении, часто использует жесты, слова-заменители;

■    Вступает в речевой контакт с воспитателем.

в

ы

с

о

к

и

й

■   Заканчивается усвоение всех групп согласных звуков,  слоговая структура слов нарушается главным образом в малознакомых, сложных по структуре словах; 

■   Слоговая структура слов нарушается редко, главным образом в малознакомых словах;

■   Легко понимает речь на наглядной основе и без наглядности;

■    Пользуется простыми предложениями в разговоре, в основном правильно оформляет их;

■    Активен в речевом общении с воспитателем и детьми, инициативен в речевых контактах.

с 3-х до 4-х лет

н

и

з

к

и

й

■    Стойкие ошибки звукопроизношения нескольких групп согласных звуков, нарушения слоговой структуры  даже простых  по структуре слов;  

■     Легко понимает речь на наглядной основе, с трудом понимает речь без наглядности;

■    Не умеет слушать литературные произведения, их чтение;

■    Затрудняется в оформлении предложений, помогает себе жестами, словами-заменителями;

■    От пересказа отказывается;

■    В общение по своей инициативе не вступает;

■    Не владеет формами вежливого речевого общения.

с

р

е

д

н

и

й

■    Стойкие ошибки звукопроизношения  1-2 групп согласных звуков, слоговая структура слов нарушается часто, особенно в малознакомых, сложных по структуре словах;

■    Затрудняется в понимании речи без наглядности;

■    Отвлекается при слушании чтения литературных произведений;

■    В речи преимущественно пользуется простыми предложениями;

■    Пересказывает рассказы и сказки по вопросам, фрагментарно;

■    В общение с воспитателями и сверстниками вступает, но общение затруднено недостаточной развитостью речевых форм.

в

ы

с

о

к

и

й

■    Звуковая сторона речи усвоена, слоговая структура слов нарушается редко, главным образом в малознакомых, сложных по структуре слова;

■    Понимает речь без наглядности;

■    Внимательно слушает чтение литературных произведений, понимает их содержание;

■    Охотно пересказывает знакомые сказки, рассказы при помощи взрослого;

■    Пользуется в речевом общении простыми и сложными предложениями;

■    Инициативен и активен в общении.

Уровни  и критерии речевого развития ребенка

с 4-х до 5-ти лет

н

и

з

к

и

й

■    Ошибки звукопроизношения нескольких групп согласных звуков, нарушения слоговой структуры  даже простых  по структуре слов;

■    В общении ребёнок не активен, не задает сам вопросов;

■    Затрудняется в построении развернутых предложений;

■    В речи отмечаются грамматические ошибки, речь невнятна;

■   При пересказе требуется помощь взрослого, нарушает последовательность событий;

■    Затрудняется в составлении описательных рассказов, фрагментарно передает особенности предметов.

с

р

е

д

н

и

й

■    Ошибки звукопроизношения одной группы согласных звуков, нарушения слоговой структуры сложных по структуре слов;

■    Активен в разговорном общении, отвечает на вопросы;

■    Грамматические ошибки в речи не часты;

■    В звуковом отношении речь внятна, достаточно громка, эмоциональна;

■    При пересказе и составлении описательных рассказов требуется помощь;

■    Владеет простым предложением, в построении сложных затрудняется.

в

ы

с

о

к

и

й

■    Звуковая сторона речи усвоена.

■    Инициативен в разговоре, отвечает на все вопросы, задает встречные;

■    Все звуки произносит чисто» речь эмоциональна, выразительна;

■    Самостоятельно пересказывает рассказы и сказки;

■    С небольшой помощью взрослого составляет описательные и сюжетно-творческие рассказы.

с 5-ти до 7-ми лет

н

и

з

к

и

й

■    Ошибки звукопроизношения нескольких групп согласных звуков, нарушения слоговой структуры  даже простых  по структуре слов;

■    Затрудняется в установлении связей, допускает содержательные и смысловые ошибки в пересказах, в самостоятельных рассказах.

■    При пересказывании требует помощь взрослого;

■    Пропускает структурные компоненты повествовательного рассказа;

■    В творческом рассказывании недостаточно самостоятелен (повторяет рассказы сверстников);

■    Словарный запас беден;

■    Не проявляет интереса к стихам.

с

р

е

д

н

и

й

■   Ошибки звукопроизношения одной группы согласных звуков, нарушения слоговой структуры сложных по структуре, редкоупотребляемых слов;

■    В рассказе допускает пропуски, логические ошибки, но сам их исправляет;

■    Проявляет интерес к речевому общению, но недостаточно активен в нем;

■    В построении предложений затрудняется, грамматические ошибки редки;

■    Речь чистая, правильная, лишь в произношении отдельных звуков может испытать затруднения;

■    Регулирует силу голоса, но выразительность речи недостаточна.

в

ы

с

о

к

и

й

■    Звуковая сторона речи усвоена.

■    Имеет богатый словарный запас;

■    Проявляет инициативу в общении, делится впечатлениями со сверстниками, задает вопросы, привлекает к общению детей;

■    Замечает речевые ошибки сверстников и исправляет их;

■    Речь чистая, грамматически правильная, выразительная, пользуется разнообразными средствами выразительности.

«Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста»

    Что особенного в речи старших дошкольников 5-6 лет?

    На шестом году жизни совершенствуются все стороны речи: словарный запас, грамматический строй, речевой слух и навыки звукового анализа, связной речи, интонационной выразительности. Уровень развития речи отражает особенности наглядно-образного мышления дошкольника. Ребенок имеет достаточно развитую активную речь, пользуется в ходе общения развернутыми фразами, точно и понятно отвечает на вопросы, способен рассказать о событиях, свидетелем которых он был. Дошкольник не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные, временные, условные, сравнительные и другие отношения. В связи с этим речь усложняется в структурном отношении: возрастает объем высказываний, используются различные типы сложных предложений.

    На шестом году ребенок полностью овладевает грамматическим строем речи и пользуется им достаточно свободно. Грамматическая правильность речи ребенка во многом зависит от того, как часто взрослые обращают внимание на его ошибки, исправляют их, показывают правильный образец. (Пример: На кормушку прилетело много снегирей, воробьёв синиц. На кормушку прилетело много снегерёв, воробьёв, синицов).

   Словообразование. Игра «Какой, какая, какое» Пирог из капусты или какой пирог, сок из моркови или какой сок, запеканка из творога или какая запеканка. Образуйте от слова шёл новые слова – пришёл, зашёл, ушёл и т.д. Страдает у детей этого возраста согласование существительных с числительными. Например: посчитаем снегирей.

   В разговорной речи дошкольник в соответствии с темой разговора использует как краткие, так и развернутые ответы. Участвовать в беседе, поддерживать разговор позволяет достаточный словарный запас. За год запас слов, используемых ребенком в общении, увеличивается на 1000-1200 слов по сравнению с предшествующим возрастом и достигает 3000 слов. Дети активно используют существительные с обобщающим, а также с конкретным значением, прилагательные, обозначающие материал, свойства, качества, состояние предметов; широко употребляют глаголы с различными приставками и суффиксами. Дети учатся использовать в речи слова с противоположным значением. Антонимы: друг — враг, высокий — низкий, хорошо — плохо, говорить — молчать; слова, близкие по смыслу — синонимы: ходить — идти, шагать; грустный — печальный, безрадостный. Но, несмотря на значительное расширение лексики, ребенок еще далек от свободного пользования словами: наблюдаются недочеты и иногда ошибки в употреблении слов и в построении фраз при пересказах сказок, рассказов, во время беседы.

   В общении со сверстниками дети осознанно меняют силу и высоту голоса, пользуются различными интонациями: вопросительной, восклицательной, повествовательной. Ребенок осваивает слово в единстве его значения и звучания, учится употреблять слова в точном соответствии со смыслом, правильно их произносить. Обычно к 5-6 годам ребенок правильно произносит все звуки родного языка, не ошибается в ударении. В этом возрасте следует продолжить работу по закреплению правильного звукопроизношения, точного произношения многосложных слов. Особого внимания требуют звуки, которые появляются в речи позже других. Это звуки: [ц], [ч], [ш], [щ], [ж], [л], [р].

   В возрасте 5-6 лет ребенок учится различать звуки на слух, проводить элементарный звуковой анализ: определять место звука в слове (начало, середина, конец), последовательность и количество звуков. Навыки элементарного звукового анализа необходимы для освоения чтения и письма. Хорошо развитый фонематический слух в дальнейшем способствует успешному обучению чтению и письму. Именно в этом возрасте дети проявляют интерес к звукам речи и буквам.

   Взрослым необходимо обращать внимание на выразительность речи ребенка, его умение пользоваться различными интонациями, дыханием, голосом. Распространенным недостатком является очень быстрая, эмоциональная речь. Специальные упражнения помогут нормализовать речевой ритм и темп, улучшить дикцию. Произношение шестилетних детей мало отличается от речи взрослых.

   Таким образом, к концу шестого года жизни ребенок в речевом развитии достигает довольно высокого уровня. Он владеет правильным звукопроизношением, выразительной и эмоциональной речью, имеет необходимый для свободного общения со взрослыми и сверстниками словарный запас, грамматические формы. Его высказывания становятся содержательнее, точнее, выразительнее.

   Формирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе — одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка в дошкольных учреждениях и семье. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задавать вопросы, договариваться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко откладывает отпечаток на его характер. К 6-7 годам дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными.

   Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом и со взрослыми. Поэтому основная задача родителей. Вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребёнка, чтобы начать логопедическую работу с ним до школы, предотвращая трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше её результат.

Источник