Критерии социально личностного развития ребенка
Показатели социального развития ребенка
и современные требования дошкольного образования
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации.
Извлечение из ФГОС ДО
Социальное развитие ребенка-дошкольника – это взаимосвязанные процессы социализации и индивидуализации. То есть, с одной стороны, это процесс усвоения социокультурного опыта в форме правил, норм, способов поведения, эталонов действия и взаимодействия людей в социуме. А с другой стороны – это процесс развития сущностного Я ребенка, его индивидуальности и неповторимости, определенной независимости от социума, но способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде и сохраняющего важным предметом своей потребности другого человека.
Социальное развитие воспитанника осваивается с учетом следующих социальных доминант:
— у ребенка формируется уверенность в своих возможностях (ребенок нужен окружающим, его любят);
— развивается чувство собственного достоинства и свободы (ребенок выбирает
друзей, деятельность, у него есть личные вещи);
— воспитывается позитивное восприятие и отношение к окружающим
(терпимость, уважение к сверстникам, интерес к ценностям
сотрудничества, ответственность за данное слово, за свое дело, за другого человека);
— развивается понимание окружающих (их эмоционального состояния, потребность в сопереживании).
В ФГОС дошкольного образования четко прописаны условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста:
1) создание условий непосредственного общения с каждым ребенком; уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям (обеспечение эмоционального благополучия);
2) создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; принятия решений, выражения своих чувств и мыслей; поддержка детской инициативы и самостоятельности (поддержка индивидуальности и инициативы);
3) создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, развитие коммуникативных способностей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками (установление правил взаимодействия в разных ситуациях).
Педагогические ориентиры социального развития ребенка в ДОУ:
— педагог формирует у ребенка чувство собственного достоинства, уверенность в своих возможностях;
— педагог развивает, стимулирует позитивное отношение ребенка к
окружающим;
— педагог воспитывает у ребенка социальные навыки и формирует
социальную компетентность.
Согласно данным исследований отечественных педагогов-психологов Смирновой Е.О.. Стеркиной Р.Б. Щетининой А.М. уровень социализации ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения целесообразно определить с помощью специальных показателей. Показатели благополучного социального развития ребенка вы видите на экране.
Показатели благополучного социального развития ребенка:
— эмоционально откликается на переживания другого;
— эмоционально благополучен;
— проявляет уверенность в себе, самостоятелен, активен, инициативен;
— владеет навыками самоконтроля, саморегуляции;
— главным образом положительно оценивает и принимает других;
— принимаем группой, т.е. имеет положительный социальный статус;
— владеет способами социокультурного поведения и общения;
— достаточно коммуникативен (в рамках индивидуальных особенностей);
— социально готов к школе и др.
Как вы видите, измерить уровень социального развития ребенка воспитателю в условиях детского сада можно и нужно.
Предлагаю вашему вниманию учебно-методическое пособие «Диагностика социального развития ребенка», автор Щетинина Альбина Михайловна Данное пособие содержит систематизированные по отдельным направлениям методики изучения особенностей социального развития ребенка дошкольного возраста.
Предлагаю вам рассмотреть уровень сформированности социальных форм поведения ребенка (по результатам наблюдения) (автор А.М.Щетинина):
— умеет дружно, без конфликтов играть с другими детьми;
— сочувствует другому, когда кто-нибудь огорчен, пытается помочь ему, утешить, пожалеть;
— доброжелателен по отношению к другим;
— пытается решить конфликты сам;
— оказывает помощь другому;
— согласовывает свои действия с действиями других;
— сдерживает свои негативные проявлении
— подчиняет свои интересы интересам других детей
— уступает другому
— принимает социальные нормы и правила поведения и следует им
Уважаемые коллеги! Всегда ли ответственно мы относимся к проведению педагогической диагностики? А ведь на основании полученных результатов можно определить ряд задач развития у ребенка определенных качеств и адекватных им способов педагогического воздействия.
Я желаю вам успехов в нашей нелегкой, но таком нужной и интересной профессии.
Источник
Ольга Шептикина
Социально-личностное развитие дошкольника.
Социально-личностное развитие в условиях ФГОС включено в образовательную область «Социально-коммуникативное развитие»:
— усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
— развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
— становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
— развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
— формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
— формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
— формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
— формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Организация деятельности по социально-личностному развитиюв условиях ДОУ доступна в следующих формах:
— НОД;
— совместная деятельность воспитателя с детьми;
— совместная деятельность детей;
— индивидуальная работа воспитателя с ребенком;
В настоящее время основное внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющегося одним из компонентов проекта Государственного стандарта дошкольного образования. Социально-личностное развитие дошкольника, то есть формирование отношения ребенка к себе и к окружающему, выработка им социальных мотивов и потребностей, становление его самопознания – процесс довольно сложный, требует от педагога немалых затрат труда и в плане результативности.
Социальное развитие связано с формированием Я-концепции, т. е. осознанием ребенком себя как личности. Задачами социального развития дошкольников,являются следующие:
1. Формирование представлений о социальном мире и о самом себе.
2. Воспитание социальных чувств.
3. Воспитание активной позиции.
4. Формирование представлений о себе, окружающих людях, природе, рукотворном мире.
Процесс социализации начинается у человека в детстве и продолжается всю жизнь. Достаточно хорошо известно, что своевременное развитие необходимых компонентов социального поведения у детей тормозится недостаточным уровнем развития речи, что способствует появлению у него эмоционально-личностных и поведенческих трудностей. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, важно способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие. Вот почему наиболее близки и естественны для дошкольника игры и активное общение с окружающими – со взрослыми и сверстниками.
Многие взрослые считают, что ребенок должен делать что-то полезное, а не только играть. Аксиомой является положение о том, что игра — ведущий вид деятельности дошкольников. В процессе игры развитиеребенка движется быстрыми темпами: социальное, психическое, эмоциональное… Все игры могут и должны использоваться для их социального развития, так как игра — это в большинстве случаев коллективная деятельность, предполагающая необходимость общения со сверстниками или взрослыми, определения лидеров, «звезд» и «отверженных».
Социально-личностное развитие происходит успешно при условии его непрерывного осуществления, т. е. включения во все моменты образовательного процесса.
Личный опыт ребёнка организуется так, чтобы он естественным путём, в доступных ему видах деятельности осваивал средства и способы познания, общения и деятельности, позволяющие проявить самостоятельность, отзывчивость, культуру общения, гуманное отношение к миру.
Игра помогает вхождению ребенка в общество. Через игру ребенок знакомится с отношениями людей, различными профессиями, пробует себя в разных социальных ролях. Игра — едва ли не единственный вид деятельности, направленный на развитие не отдельных способностей (к искусству или технике, а способности к творчеству в целом. При этом происходит включение ребенка в систему общественных отношений, усвоение и обработка норм поведения и человеческого общежития.
Наблюдая за игрой детей, можно заметить, что не все дети умеют играть. Это кажется невероятным, но это так. Задача педагогов ДОУ состоит в том, чтобы научить детей играть, а значит — научить жить.
Педагоги должны владеть обширным игровым материалом, в том числе учитывать классификацию игр, которая позволяет повышать результативность педагогического воздействия.
В дошкольной педагогике существует несколько классификаций игр детей.
Первый класс игр — игры по инициативе детей (самостоятельные сюжетные, с водой и песком, режиссерские, театрализованные).
Второй класс — игры по инициативе взрослых (дидактические, подвижные, игры-забавы, интеллектуальные).
Третий класс — народные игры (обрядовые, тренинговые, досуговые, архаические).
Мы более широко рассматриваем классификацию игр с целью охватить все игры.
1. Творческие игры (сюжетно-ролевые, режиссерские, строительные, театрализованные, игры с песком и водой).
2. Игры с правилами, которые подразделяются на дидактические (с математическим и экологическим содержанием, связанные с развитием речи, изодеятельностью, сенсорикой, музыкальные, подвижные (сюжетные, бессюжетные, аттракционы, элементы спортивных игр и упражнений); интеллектуальные (игры для педагогической коррекции, компьютерные и музыкальные игры, народные игры, игры-забавы).
Использование игровых ситуаций часто помогает разрешить проблему нежелания дошкольников участвовать в новых непривычных, трудных видах работы. Познание, труд, самообслуживание, общественную работу можно организовать, используя отдельные игровые элементы, приемы, или полностью провести в игровой форме.
В процессе участия в таких играх дети учатся общению, пробуют себя в различных ролях и ситуациях. Они учатся быть лидерами и подчиняться решению большинства, становятся рабочими, инженерами, конструкторами, изобретателями, дизайнерами, летчиками-испытателями и космонавтами, проживая и переживая эти роли в ситуациях, которые могут им помочь во взрослой жизни.
Следовательно, обогащение социально-культурного опыта ребенка дошкольного возраста возможно путем специально заданной игровой деятельности. Игра побуждает его сотрудничать и с детьми, и со взрослыми, считаться с потребностями и нуждами окружающих.
Развивающиеся чувства эмпатии, дружеской привязанности обогащаются у ребенка именно в игре, изменяются, являясь основой для возникновения более сложных социальных чувств. Именно в игровом сообществе у него возникают основные психологические новообразования — ориентация на окружающих, умение оценивать свои действия и поступки с точки зрения требований культуры общества; развиваются личностные механизмы культуры поведения — контроль и самоконтроль, самоограничение, оценка и самооценка. Идентифицируя себя со взрослым, ребенок тем самым усваивает культурные образцы и нормы. Разумеется, первые ярко выраженные идентификации происходят с родителями сначала с чисто внешней стороны, затем усваиваются и внутренние черты родителей, их вкусы, социальные отношения, способ поведения, что, естественно, не может не отразиться на выборе сюжета игр. Вот почему в этой связи ответственность несут взрослые, особенно родители.
Таким образом, социализация ребенка — это процесс овладения социальным опытом,где в целостную систему соединяются:
1. деятельность ребенка по освоению социально значимого содержания;
2. общение ребенка, выраженное в структуре его социальных ролей;
3. содержание и структура его самосознания.
Игра позволяет решать самые разные образовательные и воспитательные задачи:
1. помогает обрести уверенность в своих силах, веру в людей, оптимизм;
2. обеспечивает самонастрой на жизнерадостность, на развитие и возвышение себя, на реализацию своего человеческого предназначения, выработку привычки к постоянному самосовершенствованию;
3. включает ребенка в процесс самопознания и самовоспитания;
4. воспитывает ответственность, аккуратность, рачительность, что развивает способность ребенка к самоорганизации.
Важно помнить, что общение является одной из наиболее важных сфер духовной жизнедеятельности человека. Высшие психические функции ребенка, такие как намять, внимание, мышление, формируются сначала в общении со взрослыми и лишь, затем становятся полностью произвольными. В процессе общения ребенок познает законы и нормы человеческих взаимоотношений. Правильно построенное общение — это и есть процесс воспитания и развития ребенка. А игра – как сложный социально-психологический феномен имеет большое значение не только в жизни ребенка, но и на протяжении всей жизни уже взрослого человека и является непременным условием разностороннего развития личности. Социально-коммуникативные навыки развиваются в повседневной деятельности, дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых игр.
Вашему вниманию, мы предлагаем приложение с играми на развитие социально-коммуникативных навыков. Эти игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, эмоциональной сферы.
Данная картотека игр имеет определенные цели и задачи:
чувство единства, сплоченности, умение действовать в коллективе, снятие телесных барьеров «Клеевой ручеек», «Слепец и поводырь», «Волшебные водоросли» и др.
умение устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами, делать комплименты «Вежливые слова», «Волшебный букет цветов», «Подарок для всех» и др.
умение решать конфликтные ситуации и преодоление конфликтов в общении друг с другом «Игры- ситуации», «Коврик примирения», «Руки знакомятся, руки сорятся, руки мирятся» и др.
развитие не вербальных и предметных способов взаимодействия «Изобрази пословицу», «Разговор через стекло», «Закорючка», «Разведчики» и др.
создание благоприятной атмосферы непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости «Поймай мышку», «Пресс-конференция», «Пойми меня», «Без маски» и др.
Источник
Консультация для родителей
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
В период дошкольного детства происходит интенсивное становление личности. Личность формируется в процессе социализации, которая предполагает усвоение ребенком готовых форм и способов социальной жизни, а также выработку социального опыта, ценностных ориентаций, своего стиля жизни. Составной частью социализации является социальное развитие, выражающееся в способности адекватно ориентироваться в доступном социальном окружении, в осознании ценности собственной личности и других людей, в проявлении своих чувств и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества. Социальное развитие является одной из важных задач современного дошкольного образования и предполагает развитие у ребенка адекватного отношения к самому себе, другим людям, миру, выработку коммуникативной и социальной компетентности.
Особенностью дошкольного возраста является, в первую очередь, становление базовых свойств личности: самооценки, образа «Я». У детей развивается эмоционально-потребностная сфера, вырабатываются нравственно-ценностные установки, социально-психологические критерии оценки системы отношений с другими людьми. Основой социального развития ребенка является положительное самоощущение: уверенность в себе, в своих возможностях, в том, что его любят; чувство собственного достоинства; осознание своих прав и свобод. Исключительно важным является осознание ребенком самого себя, своего существования. Образ мыслей, переживания, оценки играют адаптивную роль в процессе социализации.
Ребенок дошкольного возраста нуждается в удовлетворении таких социальных потребностей, как потребность в эмоциональном контакте с другими людьми, в любви, доброжелательном отношении к себе. Блокирование этих потребностей учеными рассматривается как мощный фактор стресса, их реализация, напротив, обеспечивает актуализацию позитивных психических состояний, способствующих оптимизации общения ребенка в социальном пространстве. Критериями социального развития дошкольника являются: хорошая ориентация в новой обстановке, способность выработать адекватную альтернативу поведения, уважение желания других людей, способность включиться в совместную деятельность.
Социально компетентный ребенок может избежать нежелательного общения, знает меру своих возможностей, может просить о помощи и оказать ее другим. Он эмоционально открыт для контакта с другими, может заявить о себе и выступить в роли лидера, выразить свои намерения и чувства, способен проанализировать свои действия и действия других. Он также может самостоятельно принимать решения, управлять негативными эмоциями (гневом, агрессией, ненавистью, обидой, виной) и трансформировать их в продуктивную форму поведения, реализовывать самоутверждающие способы поведения.
Основой развития личности является развитие самосознания. Его возникновение считается важным достижением в развитии личности ребенка. Образ «Я» возникает на основе оценок окружающих, переживания собственного опыта успехов и неудач в деятельности и общении со взрослыми и сверстниками. Это ведет к возникновению осознания своего места в системе социальных отношений, стремлению к осуществлению общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности. Но вместе с этим ребенок начинает понимать ограниченность своих возможностей, осознает необходимость того, что ему нужно познавать. Дальнейшее развитие самосознания приводит к возникновению критического отношения к оценке взрослого и сверстника.
Самосознание формируется на основе тех элементарных ощущений, когда ребенок, действуя, направляет их на себя. Постепенно он начинает узнавать себя в зеркале и на фотографиях, стремится выразить себя через собственные действия.
Дошкольники до 4 лет слабо осознают собственные личностные качества и не могут адекватно оценить себя, свои возможности. А в 6-7 лет ребенок смотрит на себя как бы со стороны, представляет, как он выглядит, смущается. Он учится проводить самоанализ, мотивировать свои поступки, выражать собственные интересы, приобретает опыт невербальной и речевой коммуникации со сверстниками и взрослыми, способность к подражанию, самоидентификации.
Ядром самосознания является самооценка, рассматриваемая как аффективно-когнитивное образование. Когнитивный компонент характеризует содержание представлений человека о себе, своих способностях, внешности, социальных ролях, интересах, качествах личности, отношениях с окружающими; аффективный — отражает отношение человека к себе и проявляется в самоуважении, в чувстве собственного достоинства.
Формируется самооценка на основе знаний о себе, переживания опыта индивидуальной деятельности и общения с окружающими людьми. Важные новообразования в развитии самосознания, связанные с зарождением самооценки, происходят уже к концу раннего возраста с появлением способности к оценке своих достижений, внутреннего состояния, осознания социального «Я».
Для детей дошкольного возраста нормой является завышенная самооценка. Это позволяет свободно осваивать новые сферы действительности и является залогом их успешного освоения. Для полноценного личностного развития оптимален вариант, когда «Я-идеальное» опережает «Я-реальное», чтобы показать ребенку, куда и как двигаться. Противоречия между желаемым и действительным и обнаружение необходимости соответствия своей завышенной самооценке влекут за собой развитие.
Адекватная самооценка складывается к концу дошкольного детства, что связано с появлением самокритичности, осознанием себя во времени, развитием способности мотивировать самооценку, способности к оценке своих достижений; внутреннего состояния, определения своего места среди людей.
Важной чертой формирующегося самосознания ребенка является чувство собственного достоинства. Оно проявляется в умении соблюдать определенную дистанцию между собой и окружающими, что возможно при отделении себя и своей деятельности от взрослого, при условии уверенности в своих возможностях. Исследователи отмечают, что достоинство выступает уже в дошкольном возрасте как ценное качество личности, которое требует поддержки и охраны.
Сдвиги в развитии самосознания создают основу устойчивого личностного образования — «Я-концепции», объединяющую все знания ребенка о себе и то, как он оценивает себя.· Первоначально «Я-концепция» складывается под влиянием представлений о себе, отношения к нему любящих людей родителей. Далее ее формирование происходит под влиянием жизненного опыта, успехов и неудач. Впоследствии у детей «Я-концепция» приобретает активную роль и сама влияет на развитие ребёнка.
Эмоциям принадлежит важная роль в восприятии окружающего мира и в проявлении отношения к нему. В младенческом возрасте ребенок четко выделяет из окружающей среды близких ему людей: он ищет мать, проявляя свое эмоциональное состояние; его эмоциональная активность сопровождается оживлением, являющимся основой развития эмоций. Для раннего возраста характерны яркие эмоциональные проявления, связанные с быстро меняющимися желаниями ребенка. Он остро переживает неприятные моменты, но через какое-то время его может заинтересовать новая игрушка. Его не сможет огорчить то, что будет через некоторое время, несколько дней.
В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребенка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Если на втором году жизни при приближении сверстника ребенок ощущает беспокойство и желание броситься под защиту своей матери, то уже на третьем году жизни он спокойно играет рядом с другими детьми, хотя моменты игры кратковременны. В этом возрасте часто наблюдаются аффективные реакции на ситуации, когда попытка сделать что-то не приносит успеха и рядом не окажется того, кто окажет помощь.
С 3-4 лет у дошкольников возрастает способность к более адекватному выражению своих эмоций, которые проявляются в виде мимической активности, голосовых реакций. Исследователи отмечают, что именно в этом возрасте невербалика играет роль, которую не может выполнить ни одно другое средство, через которое ребенок выражает себя, своё отношение к миру.
В общении со сверстниками ребенок более эмоционален. В среднем у него наблюдается в 9-10 раз больше мимических проявлений, выражающих самые разные эмоциональные состояния — от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до драки. Дошкольники в 3 раза чаще одобряют сверстников и в 9 раз чаще вступают с ними в конфликтные отношения, чем при взаимодействии со взрослыми. Это связано с тем, что, начиная с 4-летнего возраста сверстник становится более предпочитаемым и примечательным партнером по общению.
На протяжении всего дошкольного детства эмоциональный мир ребенка становится всё более богатым и разнообразным. В ходе дальнейшего развития характер эмоций, в частности, их длительность, устойчивость, меняются в связи с изменением характера деятельности и его мотивов, а также с усложнением отношений ребенка с окружающими людьми. От базовых эмоций (страха, радости и пр.) он переходит к более Сложным чувствам: восторгается, удивляется, ревнует, тревожится и веселится. Обогащается язык эмоций за счет жестов, позы, интонации голоса. Наряду с состояниями удовольствия и неудовольствия, возникают более сложные эмоциональные состояния, вызванные тем, хорошо ли он выполнил задание, имеют ли значение совершаемые действия для окружающих и какое и т. д. Для старших дошкольников становится характерным более адекватное проявление эмоций, а именно, отсутствие сильных аффектов и конфликтов по незначительным поводам. Способность детей управлять своими эмоциями и характеризует этот новый, относительно стабильный эмоциональный фон ребенка.
В возрасте 4-7 лет желания ребенка соединяются с его представлениями и благодаря этому перестраиваются. В основе лежит механизм эмоционального предвосхищения последствий своего поведения, иными словами, ребенок заранее понимает, какие эмоции он будет испытывать в связи с совершенным поступком. Это и является основой эмоциональной регуляции действий ребенка, вызывающей более сдержанное выражение эмоций.
Возраст 5-6 лет является благоприятным периодом для развития эмоциональной отзывчивости. Учась понимать внутренний мир других людей, ребенок обретает уверенность в общении, на основе чего возникает сближение, объединение, а затем и интеллектуальный обмен, обмен мнениями между ним и другими людьми. Такое взаимодействие с окружающими обеспечивает его положительное самочувствие.
Испытанные положительные эмоции, такие как радость, удовольствие, вызывают у него желание к повторению ситуации. А переживание такой эмоции, как вина, влечет за собой другое переживание — стыд. Для переживания этих эмоций, вины и стыда, характерны снижение уверенности в себе, высокая степень напряженности, а при многократном повторении этих эмоциональных состояний у ребенка может развиться склонность к самообвинению.
От эмоций, которые чаще всего испытывает и проявляет ребенок, зависит успешность его взаимодействия с окружающими людьми. Ласковое отношение к нему, признание его прав, проявление внимания являются основой эмоционального благополучия, его социальной уверенности. Установлено, что если взрослый расположен к ребенку, радуется вместе с ним его успеху и сопереживает в случае неудачи, то ребенок сохраняет хорошее эмоциональное самочувствие, готовность действовать и преодолевать препятствия даже при неуспехе. Негативное отношение взрослого к ребенку, напротив, вызывает у него скованность, неуверенность, готовность расплакаться, выплеснуть свою агрессию на сверстников.
Итак, эмоциональное развитие предполагает развитие у ребенка следующих способностей:
- понимать свое эмоциональное состояние и состояния других людей по выражению лица, мимике, жестам и т. д.;
- понимать настроение другого в зависимости от различных жизненных событий;
- понимать желания и предпочтения другого, принимать его позицию;
- понимать причины изменения настроения в зависимости от ситуации общения;
- выражать эмоциональные состояния, настроения в ситуациях общения вербальными и невербальными средствами — регулировать свои эмоции.
Коммуникативное развитие предполагает:
- владение разными вербальными и невербальными способами общения;
- развитие способности проявлять активность в установлении контактов в игре, совместной деятельности; демонстрировать эмоциональную открытость во взаимодействии со сверстниками;
- следование групповым правилам во взаимодействии со взрослыми и детьми;
- развитие умения планировать индивидуальную и групповую деятельность, анализировать совместную деятельность, обмениваться своими впечатлениями с другими.
Потребности и мотивы в общении удовлетворяются с помощью определенных средств:
- экспрессивно-мимических (взгляды, улыбки, гримасы);
- предметно-действенных (позы, жесты, действия с игрушками);
- речевых, обозначающих то содержание, которое ребенок стремится передать взрослому или получить от него.
Для полноценного коммуникативного развития ребенку необходима подготовка, которая заключается в совершенствовании речи, в развитии эмпатии, в понимании психических состояний другого. Ребенок учится распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих (радость, горе, страх, плохое и хорошее настроение), выражать свои переживания.
Социальные навыки помогают ему осваивать различные способы разрешения конфликтных ситуаций, договариваться. Обретение коммуникативных способностей обеспечивает ребенку эффективность общения и совместимость с другими людьми.
При благоприятных условиях воспитания ребенок способен к проявлению доброты, внимания, заботы; у него вырабатывается положительное отношение к другим людям и окружающему миру.
Познавая другого, он обретает способность понять его особенности поведения, интересы, потребности. Обладая способностью увидеть возникшие перед собой трудности, ребенок может заметить изменение настроения, а затем учится выбирать адекватные способы общения, обретает этически ценные образцы поведения. Это способствует формированию желания вступать в контакт с окружающими, умения организовать общение. Ребенок овладевает также нормами и правилами, которым необходимо следовать при общении, что приводит к появлению:
- хорошей ориентации в новой обстановке, уважения к желаниям других людей;
- способности включиться в совместную деятельность со сверстниками и взрослыми;
- возможности сдерживать и заявлять о своих потребностях, способности избегать нежелательного общения;
- осознания своего места в обществе других людей, понимания разного характера отношения к нему окружающих.
Таким образом, в дошкольном возрасте происходит интенсивное становление личности ребенка. Развивается самосознание и складывается самооценка, обогащается эмоционально-чувственный опыт, появляется осознание своего социального «Я». Возникает интегральное личностное новообразование социальная компетентность, включающая в себя отношение к другому как высшей ценности, способности понять его особенности, заметить изменение настроения, психическое состояние, умение выбрать адекватные способы общения.
Список используемой литературы
- Выготскuй Л.С. Вопросы детской психологии. — СПб.: СОЮЗ, 1997.
- Галигузова Л.Н. Как общаться с ребенком // Дошкольное воспитание. — 2001. — № 1.
- Гиппенрейтер Ю.Г. Общаться с ребенком … Kак? Издание 4-е, стереотипное. — М.: ЧеРо, Сфера, 2005.
- Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я, Степина НМ. В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ. — М.: Айрис — Пресс, 2004.
- Краснова С.Г. Психические состояния и социально-личностное развитие дошкольников: Учебно-методическое пособие. Чебоксары: «Новое Время», 2008.
Источник