Критерии программы развития ребенка

Почти у каждого ребёнка есть индивидуальные особенности и некоторые отклонения от нормы. Норма – это критерии развития ребёнка по месяцам, его психомоторные навыки, на которые обращают внимание педиатры, неврологи, хирурги.

Развитие ребёнка до года стремительно. Уже к пяти месяцам вес удваивается, а рост увеличивается почти вполовину – от рождения. За год малыш осваивает многие навыки, укрепляется физически, развивается психически. Почти у каждого ребёнка есть индивидуальные особенности и некоторые отклонения от нормы. Норма – это критерии развития ребёнка по месяцам, его психомоторные навыки, на которые обращают внимание педиатры, неврологи, хирурги.

В первый и второй месяц ребёнок умеет поворачивать голову, приподнимать её, лежа на животе. К двум месяцам он умеет сжимать и разжимать пальцы, игрушку, удерживает голову около 10 секунд. В три месяца переворачивается со спины на бок, с живота на спину. В вертикальном положении держит голову и туловище. На четвёртом месяце малыш может, лёжа ни животе, подниматься на руках. Из лежачего положения при поднятии за ручки удерживает голову. Если держать малыша под мышки на плоской поверхности, то он будет переступать ножками. К пятому месяцу игрушки тянутся в рот и рассматриваются. В этот же период ребёнок умеет поднимать ножки, хватать их руками, поднимать голову и плечи, пытаться сесть, перекатываться со спины на живот, может даже недолго сидеть. Когда его держат в вертикальном положении, опирается на стопы, умеет перекладывать игрушки из одной руки в другую. В возрасте около полугода ребёнок садится, становится на четвереньки, пробует ползать. Некоторые дети сразу пытаются встать на ноги. Умения улучшаются к девяти месяцам. С девяти до одиннадцати месяцев дети обычно могут сами вставать, ходить, придерживаясь рукой, перемещаться приставными шагами.

https://programmamama.com

Малыш родился, и вас выписали из роддома. Что же дальше? Как ухаживать? Как обеспечить безопасность? Каких врачей пройти? Как малыш развивается в период от рождения и до 6 месяцев? Рассказываем и показываем вместе с врачом-неонатологом в видеокурсе «Развитие ребёнка от 0 до 6 месяцев». СМОТРЕТЬ ВИДЕОКУРС

К году ребёнок должен сделать хотя бы несколько шагов с поддержкой взрослого. Может наклоняться, чтобы взять предмет, бросать предметы, стоять на одной ноге, относить предметы, спускаться и подниматься по лестнице, прыгать на месте. В два-три года ребёнок бегает, прыгает, ходит на носках, сидит на корточках. Формируются навыки игры, появляются возможности самообслуживания – питания, одевания и пр.

Внешние признаки ребёнка – вес и рост малыша – также являются критериями правильно развития. При оценке веса практически всегда оценивают соответствие росту и, в меньшей степени, – возрасту. Излишняя худоба или полнота связаны с нарушением режима дня, диеты, отсутствии нагрузок и полноценного сна, проблемах обменных процессов, болезнях.

Читайте в нашем блоге: «Как распознать и исправить задержки развития»

Психическое и умственное развитие детей также имеет особые критерии. В лобных извилинах головного мозга расположен центр Брока, участвующий в формировании устной речи. Кисти связаны с центром Брока, а пальцы посылают импульсы в ЦНС. Когда стимулируются руки, активизируются нейроны мозга, развивается речь.

В ранний период можно судить о развитии мозга ребёнка после года. К 1 году и 3 месяцам запас слов – около шести, малыш понимает простые инструкции. К 1,5 годам он показывает некоторые части тела, знает до 20 слов. К 1 году 9 месяцам составляет простые фразы из двух слов. В 2 года малыш знает части тела, знает 50 слов, понимает указания, состоящие из нескольких этапов. К 2,5 годам в речи появляются местоимения. К 3 годам словарный запас резко возрастает до 250 слов, появляются глаголы, множественные числа существительных. Ребёнок знает своё имя, пол, возраст, понимает значение предлогов. В период с года до двух ребёнок удерживает предметы, может рисовать карандашами, рисует мелками, переворачивает страницы. К двум годам открывает ящики, вытаскивает вещи с полов, играет с песком, глиной, нанизывает бусы. К трём годам ребёнок захватывает предметы не кулаком, а щепотью или «пятипалым захватом».

Понимание речи развивается к двум годам, когда ребёнок узнаёт изображения на картинках, понимает простые вопросы и выполняет просьбы. К трём годам малыш понимает и помнит рассказы и сказки.

Зрительно-моторная координация развивается с года до двух: рисует линии, удерживает чашку, понимает геометрические фигуры. С двух до трёх лет ребёнок рисует простые формы, режет ножницами.

Полезная статья? Подписывайтесь на канал и делитесь ссылкой в соцсетях!

Источник

Система фиксации результатов  при проведении педагогической диагностики

Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Выявляется, насколько у ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления  детской деятельности.

С целью фиксации результатов используется бальная система:

— 3 балла – ребёнок действует самостоятельно, правильно, при наблюдении за ребёнком проявляется необходимый признак;

Читайте также:  Развитие способности ребенка в образовательном процессе в детском саду

— 2 балла – ребёнок действует с помощью взрослого, при наблюдении признак  выражен недостаточно;

— 1 балл – ребёнок действует со значительными ошибками после оказания помощи взрослого, при наблюдении признак выражен очень слабо. Ребёнок отказывается выполнять задание.

2. По совокупности выполненных заданий высчитывается средний балл, который варьируется от 0 до 3 баллов.

Если средний балл:

— ниже 1,4 балла – ребёнок проявляет низкий уровень освоения образовательной программы;

— от 1,5 до 2,4 – средний уровень освоения образовательной программы;

— от 2,5 до 3,0 – высокий уровень освоения образовательной программы.

Критерии освоения образовательной программы

при проведении педагогической диагностики

Старшая группа (5-6 лет)

1. Образовательная область

«Социально – коммуникативное развитие»

  1. Проявляет уважительное отношение к окружающим,  заботится о младших,        

          помогать им, защищать тех, кто слабее.

  1. Умеет оценивать свои поступки и поступки сверстников.
  2. Имеет  представления о правилах поведения в общественных местах, об

          обязанностях в группе детского сада, дома.

  1. Пользуется вежливыми словами.
  2. Знает, кем работают родители, как важен для общества их труд.

1.6.   Имеет представления о родной стране, о государственных праздниках,   знаком с  

        флагом и гербом России, мелодией гимна. 

1.7.  Знает название родного города, страны, ее столицу.

1.8.  Самостоятельно одевается и раздевается, сушит мокрые вещи, ухаживает за обувью.

1.9.  Выполняет поручения дежурного по столовой, правильно сервирует стол.

1.10.   Поддерживает порядок в группе и на участке детского сада.

1.11.Выполняет поручения по уходу за растениями в уголке природы.

  1. Соблюдает элементарные правила поведения при проведении игр в разное время года (купание в водоемах, катание на велосипеде, на санках, коньках, лыжах и др.).

1.13. Соблюдает элементарные правила поведения в быту, владеет навыками безопасного  

         пользования  бытовыми предметами.

  1. Различает и называет специальные виды транспорта («Скорая помощь»,

          «Пожарная», «Милиция»), объясняет их назначение.

1.15.  Понимает значения сигналов светофора. Узнает и называет дорожные знаки

         «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта»,  

         «Подземный пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи».

1.16. Различает проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный  

           переход «Зебра».

  1. Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей природе).

2. Образовательная область  «Познавательное развитие»

Разделы «Развитие познавательно-исследовательской деятельности»,  

«Ознакомление с социальным миром», «Ознакомление с предметным окружением»

2.1. Умеет выделять разнообразные свойства и отношения предметов (цвет, форма, величина, расположение в пространстве и т. п.), включая органы чувств: зрение, слух,

осязание, обоняние, вкус.

2.2. Умеет сравнивать предметы (по разным признакам: назначению, цвету, форме, материалу и др.), устанавливать их сходство и различия, классифицировать по разным признакам.

2.3. Проявляет интерес к занимательные опытам, фокусам, простейшим экспериментам.

2.4. Сформированы основы проектной деятельности, знаком с проектами разного типа (исследовательскими, творческими и нормативными).

2.5. Различает и называет различные рукотворные объекты, предметы, облегчающие труд человека в быту.

2.6. Имеет представления о профессиях (воспитателя, учителя, врача, строителя, работников сельского хозяйства, транспорта, торговли, связи; людях творческих профессии), о важности и значимости их труда; учебных заведениях.

2.7. Знаком с функцией денег,  бюджетом и возможностями семьи.

Раздел «Формирование элементарных математических представлений»

2.8. Считает (отсчитывает) в пределах 10. Правильно пользуется количественными и порядковыми числительными (в пределах 10), отвечает на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?»

2.9. Уравнивает неравные группы предметов двумя способами (удаление и добавление единицы).

2.10. Сравнивает предметы на глаз (по длине, ширине, высоте, толщине); проверяет точность определений путем наложения или приложения. Размещает предметы различной величины (до 7-10) в порядке возрастания, убывания их длины, ширины, высоты, толщины.

2.11. Выражает словами местонахождение предмета по отношению к себе, другим предметам.

2.12. Знает некоторые характерные особенности знакомых геометрических фигур (количество углов, сторон; равенство, неравенство сторон).

2.13. Называет утро, день, вечер, ночь; имеет представление о смене частей суток. Называет текущий день недели.

Раздел «Ознакомление с миром природы»

2.14. Имеет представления о растениях ближайшего окружения, комнатных растениях.

2.15. Имеет представления о диких и домашних животных: зверях, птицах, пресмыкающихся, насекомых (где живут, чем питаются).

2.16. Называет времена года, отмечает их особенности. Знает о взаимодействии человека с природой в разное время года.

2.17. Знает,  как человек в своей жизни использует воду, песок, глину, камни.

2.18. Знает о значении солнца, воздуха и воды для человека, животных, растений;  о взаимодействии живой и неживой природы.

2.19. Бережно относится к природе.

3. Образовательная область  «Речевое  развитие»

3.1. Может участвовать в беседе.

3.2. Умеет аргументировано и доброжелательно оценивать ответ, высказывание сверстника.

Читайте также:  Развитие личности ребенка одиннадцати

3.3. Составляет рассказы по сюжетной картине, по серии картинок;

3.4. Составляет сказки, загадки, короткие стихи.

3.5. Последовательно, без существенных пропусков пересказывает небольшие литературные произведения.

3.6. Определяет место звука в слове.

3.7. Умеет подбирать к существительному несколько прилагательных; заменять слово другим словом со сходным значением.

3.8. Знает 2—3 программных стихотворения (при необходимости следует напомнить ребенку первые строчки), 2—3 считалки, 2-3 загадки.

3.9. Называет жанр произведения.

3.10. Драматизирует небольшие сказки, читает по ролям стихотворения.

3.11. Называет любимого детского писателя, любимые сказки и рассказы.

4. Образовательная область  «Художественно-эстетическое  развитие»

Разделы «Приобщение к искусству»,

«Изобразительная деятельность».

4.1. Различает произведения изобразительного искусства (живопись, книжнаяграфика, народное декоративное искусство, скульптура).

4.2. Выделяет выразительные средства в разных видах декоративно-прикладного искусства (форма, цвет, колорит, композиция).

4.3. Создает изображения предметов (с натуры, по представлению); сюжетные изображения.

4.4. Использует разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы.

4.5. Использует различные цвета и оттенки для создания выразительных образов.

4.6. Выполняет узоры по мотивам народного декоративно-прикладного искусства в рисовании.

4.7. Знает особенности изобразительных материалов.

4.8. Лепит предметы разной формы, используя усвоенные приемы и способы.

4.9. В лепке создает небольшие сюжетные композиции, передавая пропорции, позы и движения фигур.

4.10. Создает изображения по мотивам народных игрушек в лепке.

4.11. В аппликации изображает предметы и создает несложные сюжетные композиции,

4.12. Использует разнообразные приемы вырезания, обрывания бумаги, соответствующие программному содержанию

4.13. Аккуратно наклеивает изображения предметов, состоящие из нескольких частей.

Раздел  «Конструктивно-модельная деятельность»

4.14. Умеет  анализировать образец постройки. Создает постройки по рисунку.

4.15. Может планировать этапы создания собственной постройки, находить конструктивные решения.

4.16. Умеет работать коллективно.

Раздел «Музыкальная деятельность»

4.17. Различает жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня); звучание

музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка).

4.18. Различает высокие и низкие звуки (в пределах квинты).

4.19. Может петь без напряжения, плавно, легким звуком; отчетливо произносить слова, своевременно начинать и заканчивать песню; петь в сопровождении музыкального инструмента.

4.20. Может ритмично двигаться в соответствии с характером и динамикой музыки. Умеет выполнять танцевальные движения (поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг на всей ступне на месте, с продвижением вперед и в кружении).

4.21 Умеет играть мелодии на металлофоне по одному и в небольшой группе детей.

5. Образовательная область «Физическое развитие»

Раздел  «Физическая культура»

5.1.  умеет ходить и бегать лёгко, ритмично, сохраняя правильную осанку, направление и темп;

5.2. умеет перестраиваться в колонну по трое, четверо; равняться, размыкаться в колонне, шеренге; выполнять повороты направо, налево, кругом;

5.3. выполняет упражнения на статическое и динамическое равновесие;

5.4. умеет лазать по гимнастической стенке с изменением темпа; пролезать в обруч разными способами;

5.5. может прыгать на мягкое покрытие (высота 20см.), прыгать в обозначенное место с высоты 30 см., прыгать в длину с места (не менее 80 см.), с разбега (не менее 100см.), в высоту с разбега (не менее 40 см.), прыгать через короткую и длинную скакалку;

5.6. умеет  метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5-9 метров, в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 3-4 метра, сочетать замах с броском, бросать мяч вверх, о землю и ловить его одной рукой, отбивать мяч на месте 6-10 раз, в ходьбе (расстояние 6м.). Владеет школой мяча;

5.7. ходит на лыжах скользящим шагом на расстояние около 2 км, ухаживает за лыжами; умеет кататься на самокате, двухколёсном велосипеде; участвует в упражнениях с элементами спортивных игр: городки, бадминтон, футбол, хоккей. Умеет плавать произвольным способом;    

Раздел «Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни»

5.8. Умеет быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу

5.9. Имеет навыки опрятности (замечает непорядок в одежде, устраняет его при небольшой помощи взрослых).

5.10. Сформированы элементарные навыки личной гигиены (самостоятельно чистит зубы, моет руки перед едой; при кашле и чихании закрывает рот и нос платком).

5.11. Владеет простейшими навыками поведения во время еды, пользуется вилкой, ножом.

5.12. Имеет начальные представления о составляющих (важных компонентах) здорового образа жизни (правильное питание, движение, сон) и факторах, разрушающих здоровье.

5.13. Знает о значении для здоровья человека ежедневной утренней гимнастики, закаливания организма, соблюдения режима дня.

6. Развитие игровой деятельности

6.1. Договаривается с партнерами, во что играть, кто кем будет в игре; подчиняется правилам игры.

6.2. Умеет разворачивать содержание игры в зависимости от количества играющих детей.

6.3. В дидактических играх оценивает свои возможности и без обиды воспринимает

проигрыш.

6.4. Объясняет правила игры сверстникам.

6.5. После просмотра спектакля может оценить игру актера (актеров), используемые средства художественной выразительности и элементы художественного оформления постановки.

6.6. Имеет в творческом опыте несколько ролей, сыгранных в спектаклях в детском саду и домашнем театре. Умеет оформлять свой спектакль, используя разнообразные материалы (атрибуты, подручный материал, поделки).

Читайте также:  Роль родного языка и речи в общем и речевом развитии личности ребенка

Источник

Надежда Парасовская
Требования к оцениванию познавательного развития детей дошкольного возраста согласно ФГОС ДО

Согласно п. 4.3 Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки России от 17.10.2013 № 1155, целевые ориентиры (социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования) не подлежат непосредственной оценке, в т. ч. в виде педагогической диагностики (мониторинга, а также не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Таким образом, мониторинг относительно развития детей на сегодняшний день не предполагается и даже запрещен современными нормативными требованиями.

Однако, согласно п. 3.2.3 Стандарта, при реализации образовательной программы дошкольного образования в ДОО может проводиться оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста в рамках педагогической диагностики (мониторинга).

Такая оценка может быть связана с освоением воспитанниками основной образовательной программы дошкольного образования в связи с тем, что со-держание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать определенные направления развития и образования (образовательные области).

Таким образом, оценка индивидуального развития детейможет заключаться в анализе освоения ими содержания образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Оценка индивидуального развития детей может проводиться педагогом в ходе внутреннего мониторинга становления показателей развития ребенка, результаты которого используются только для оптимизации образовательной ра-боты с группой дошкольников и для решения задач индивидуализации образования через построение образовательной траектории для детей, испытывающих трудности в образовательном процессе или имеющих особые образовательные потребности.

Мониторинг осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственно образовательной деятельности с ними.

Мониторинг в форме наблюдения проводится на протяжении всего учебного года во всех возрастных группах. Выявленные показатели развития каждого ребенка фиксируются педагогом.

В качестве показателей оценки развития личности ребенка выделены внешние (наблюдаемые) проявления у него в поведении, деятельности, взаимодействии со сверстниками и взрослыми, которые отражают его развитие на каждом возрастном этапе и, следовательно, на протяжении всего дошкольного возраста.

Общая картина по группе позволит выделить детей, которые нуждаются в особом внимании педагога и в отношении которых необходимо скорректировать, изменить способы взаимодействия.

Данные мониторинга должны отражать динамику становления показателей, которые развиваются у дошкольников на протяжении всего образовательного процесса. Прослеживая динамику развития ребенка по показателям, выявляя, имеет ли она неизменяющийся, прогрессивный или регрессивный характер, можно дать общую психолого-педагогическую оценку успешности воспитательных и образовательных воздействий взрослых на разных ступенях образовательного процесса, а также выделить направления развития, в которых ребенок нуждается в помощи.

Выделенные показатели отражают основные моменты развития дошкольников, те характеристики, которые складываются и развиваются в дошкольном детстве и обуславливают успешность перехода ребенка на следующий возраст-ной этап.

В случае отсутствия такого мониторинга, направленного на индивидуализацию образования, не будет отслеживаться динамика развития каждого воспитанника от 3 до 7 лет, не будет формироваться и пополняться портфолио детей с учетом их достижений, особенностей и способностей, что может привести к потере преемственности между дошкольным и начальным образованием.

Диагностика результатов освоения дошкольной образовательной про-граммы состоит из педагогической и психологической составляющей.

Педагогическая часть диагностики должна состоять из диагностических методик для детей, опросников для воспитателей, схем наблюдения за ребенком для воспитателей и должна быть доступна воспитателям.

Психологическая часть направлена на определение психологической готовности к школьному обучению (проводится психологом).

На основании изложенных выше теоретических и методологических принципов можно сформулировать следующую цель и задачи работы по созданию диагностики, позволяющей определять результаты освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Цель:

Создание диагностического инструментария, позволяющего определять результаты освоения образовательной программы в дошкольном возрасте с учетом заявленной теоретико-методологической основы (культурно-исторического, деятельностного и личностного подходов).

Задачи:

1) Выделить критерии развития в каждом возрастном подпериоде (младший, средний, старший дошкольный возраст) и к концу дошкольного возраста в целом.

2) Описать критериальную норму развития в дошкольном возрасте в каждом возрастном подпериоде (младший, средний, старший дошкольный возраст) и к концу дошкольного возраста в целом.

3) Создать базовый комплект методик для определения результатов освоения основной образовательной программы дошкольного образования на основе представлений, содержащихся в культурно-исторической концепции развития психики о возрастных закономерностях психического развития ребенка-дошкольника (с учетом положения о преемственности обучения детей в до-школьном образовательном учреждении и начальной школе).

Таким образом, для оценивания развития детей дошкольного возраста, должен быть создано положение, разработанное в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», Уставом МБДОУ и локальными актами, регламентирующими реализацию процедур контроля и оценки индивидуального развития в ДОУ.

Источник