Критерии оценки развития ребенка раннего возраста
От автора: Включает примерные показатели развития детей от 0 мес. до 1 года. Может использоваться при анализе уровня развития ребёнка, как материал, включающий историю развития в раннем возрасте, для подбора необходимой коррекционной работы.
При анализе детских страхов использованы материалы А.И. Захарова.
История развития ребенка.
Оценка развития ребенка в период от 0 мес. до 1-г.
Раннее моторное и психоэмоциональное развитие.
1.Вес ребенка при рождении.
2.Крик.
3.Характеристики периода новорожденное, его особенности.
4.Кто ухаживал за ребенком, особенности ухода (брали ли на руки, строго ли соблюдали режим, были ли противоречия между ухаживающими).
5.Характер вскармливания, отношение к кормлению ребенка и матери.
1.Характер «поведения» ребенка на первом году жизни в целом:
1.Спокойным или беспокойным был ребенок.
2.Были ли проблемы с питанием, сном и т. п. в этот период (например, «ребенок плохо засыпал, путал день с ночью»).
3.Определить характер реакции на мокрые пеленки.
4.Тесное пеленание или облегающую одежду (т. е. изменение порогов тактильной и проприоцептивной чувствительности).
5.Наличие «страхов» раннего возраста: боязнь интенсивной перемены света, громких звуков, чужих людей.
6.Трудности привыкания к твердой пище.
7.Болезненная реакция на изменение режима.
8. Наличие симбиотической связи с матерью (непереносимость ее отсутствия).
9.Характер реакции ребенка на другого человека.
2.Психомоторное развитие ребенка и реакция матери на достижения ребенка:
1.Выявляются сроки моторного развития (сроки возникновения новых моторных навыков), их последовательность:
— наличие или отсутствие периода ползания, сроки его возникновения,
— отметить слишком ранние сроки вставания на ноги (до 7 месяцев),
Нормативная последовательность развития моторных навыков:
ВОЗРАСТ
Моторное развитие (движения, статика)
2 месяца
— В положении на животе начинает держать или хорошо держит голову, пытается приподнимать грудь.
— В вертикальном положении пытается удерживать голову 1-2 минуты.
— При поддерживании подмышками хорошо упирается ножками и стоит не подгибая ножек.-
-К концу месяца исчезает гипертонус рук, феномен ползания.
— Хватательный рефлекс – захватывает предметы вложенные в ладошку в течение нескольких секунд.
3 месяца
— Опирается на предплечья лежа на животе высоко подняв голову.
— Хорошо держит голову в вертикальном положении.
— Переворачивается со спины на бок.
— Поддерживаемый подмышками крепко упирается ногами в твердую поверхность, ноги согнуты в тазобедренных суставах.
— Появляется условный рефлекс – открывание рта при приближении к груди матери или при виде бутылочки, ложечки.
4 месяца
— Поворачивается со спины на живот и с живота на спину.
— Упирается полусогнутыми ногами о твердую поверхность.
— Движения становятся более дифференцированными и более свободными – приподнимается на руках в положении на животе, опираясь на ладони, хватает, гладит и удерживает предметы.
— Исчезает физиологический гипертонус ног.
5 месяцев
— Долго лежит на животе, опираясь на ладони вытянутых рук.
— Уверенно переворачивается со спины на живот.
— Берет игрушку из рук взрослого.
— Сидит с поддержкой, придерживаясь за что-нибудь руками, но при сидение его спина может быть сильно согнута – это симптом «складного ножа».
— Поддерживаемый подмышки стоит прямо, не подгибая ножек.
-В каждой руке удерживает по одному предмету не менее 20-30 секунд.
6 месяцев
— Сидит без поддержки.
— Пытается ползать.
— Поднимается на ножки при подтягивании его за руки, при поддержке за грудь делает первые попытки переступать.
— Хватает предметы одной рукой, размахивает погремушкой, поднимает выпавшую из рук погремушку.
7 месяцев
— Хорошо ползает в различном направлении, поднимается на четвереньки, самостоятельно встает на колени.
— При поддержке за обе руки ровно стоит и может переступать ножками, любит прыгать на месте.
— Стучит, размахивает игрушкой, перекладывает из руки в руку, бросает ее.
8 месяцев
-Сам садится сидит и ложится, держась за барьер сам встает, стоит и опускается, переступает.
— Простое подражание в игре: стучит, катает.
— Стоит, придерживаемый за ручки или цепляясь за спинку кровати, может делать попытки ходить.
9 месяцев
— Ходит, держась за опору.
— Встает на колени.
— Садится из вертикального положения.
— Совершает элементарные движения: собирает мелкие предметы, достает кубики из коробки, бросает игрушки, щелкает языком, стараясь привлечь внимание взрослого.
— С предметами обращается по разному в зависимости от их свойств: шар катает, вынимает один предмет из другого, резиновую игрушку сжимает и разжимает.
10 месяцев
— Идет вперед при поддержке за обе руки, хорошо ходит вдоль опоры.
— Способен влезть на низкую поверхность и сойти (по лесенке пытается пройти 3-4 ступеньки).
— Самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет разученные действия с предметами.
— Подражает движениям взрослых (открывает дверцы, не отдает отбираемую игрушку и др.).
11 месяцев
— Самостоятельно стоит, делает первые шаги.
— Хорошо ходит за одну руку.
— Нагибается при поднимании предмета без приседания.
— Приседает без опоры.
— Накладывает кубик на кубик, собирает пирамидку.
12 месяцев
— Ходит самостоятельно (встает, идет и садится без помощи посторонних предметов и взрослого).
— Выполняет действия, заученные ранее, играя с игрушками. Начало сложной игры: водит, кормит куклу.
3.Симптомы, имеющие отношение к неврологическому состоянию на первом году жизни :
-наличие мышечной гипо- или гипертонии,
-частые срыгивания,
-дрожание (тремор) рук),
-беспричинные крики,
-судороги на фоне высокой температуры.
4.Характеристика психического развития:
1.Эмоциональные реакции (первые улыбки, комплекс оживления, страха перед чужими лицами),
2.Характер манипуляций с игрушками, особенности игровых действий (сопровождение игровых действий вокализацией и соответствующей мимикой),
3.Важным показателем собственно эмоционального развития ребенка в этом возрасте является изменение характера игровой активности в присутствии значимых лиц,
4.Оцениваются понимание интонационной стороны речи взрослых, собственно обращенной речи и ее интонации,
5.Сроки и особенности речевого развития (гуление, лепет, первые слова, определение частей тела),
6.Отмечаются речевые реакции ребенка и изменения их интенсивности и качества в присутствии взрослых.
Нормативная последовательность нервно-психического развития (общение, умения и навыки).
ВОЗРАСТ
Нервно-психическое развитие (общение, умения и навыки)
1 месяц
— Фиксирует взгляд на ярких предметах, лице взрослого, плавно следит за движущимся предметом.
— Прислушивается к голосу взрослого, к звуку игрушки.
— Первая улыбка в ответ на разговор взрослого, на игрушку.
— Становление речи – кричит, иногда произносит неопределенные гласные звуки.
-Крик приобретает эмоциональные оттенки.
2 месяца
-За движущимся предметом длительное время следит, рассматривает неподвижный предмет (игрушку, лицо) на расстоянии 50-70 см.
— Ищет источник длительного звука поворотом головы.
— При виде яркого предмета прекращает сосание, замирает.
— Становление речи – начинает гулить.
— Улыбается в ответ на ласковое обращение, разговор, улыбку, тормошение.
3 месяца
— Зрительное сосредоточение на неподвижных предметах в вертикальном положении (до 5-6 минут).
— Поворачивает голову в сторону голоса взрослого (четко улавливает направление звука).
— «Комплекс оживления» в ответ на общение – улыбка, оживленными движения руками и ногами.
— Случайно наталкивается на низко висящую игрушку, замирает при этом, разглядывает.
— Длительное время может гулить, гуление становится разнообразным.
— Сосредоточен на лице говорящего и игрушке.
— Движения рук становятся свободными и целесообразными – тянется к игрушкам, тянет предметы в рот, ощупывает пеленку и др.
— Смеется в хорошем настроении, а криком выражает недовольство , например, если его оставляют одного или укладывают спать.
-Положительные звуки при музыкальных звуках.
4 месяца
— Узнаёт мать, радуется при её виде.
— Находит глазами невидимый источник звука.
— Громко смеется при общении с взрослыми, когда с ним играют.
— При кормлении придерживает грудь матери или бутылочку.
— Долго может заниматься висящими над кроваткой игрушками.- -Неудовольствие выражается хныканьем.
— Гуление становится более длительным, появляются певучие и гортанные звуки.
— Реагирует своим поведением на незнакомое лицо.
5 месяцев
-Различает чужих от близких (по-разному реагирует на лица).
— Узнает голос матери, различает строгий и ласковый тон.
— Во время бодрствования подолгу и певуче гулит.
— Уверенно хватает предметы и тянет их в рот.
— Не берет чужую грудь.
— Ест с ложки густую пищу, держит в руках бутылочку.
6 месяцев
— По-разному реагирует на свое и чужое имя.
— Лепечет, произносит отдельные слоги («ма», «ба», «да» и др.) без смыслового значения.
— Хорошо ест с ложки, снимает пищу губами.
— Может пить из блюдца.
7 месяцев
— На вопрос “где?” находит взглядом предмет на постоянном месте: например, часы, куклу.
— Хорошо ест с ложки, пьет из чашки, которую держит взрослый.
— Долго занимается игрушками.
— Тянется к своему отражению в зеркале.
— Сам поднимает и тянет в рот бутылочку, выпавшую при кормлении. Многие движения имеют вполне определенный эмоциональный оттенок, например ребенок тянется с рук на руки, протягивает руки к знакомым и матери.- Лепечет, повторяет слоги «ма-ма-ма», «ба-ба-ба» и др.
8 месяцев
— Громко, четко и повторно произносит слоги.
— Находит взглядом нужный предмет, выражает мимикой удивление и интерес при виде предметов.
— Выполняет разученные ранее действия, например, “ладушки”, “дай ручку”.
— Сам держит и ест сухарик, печенье.
9 месяцев
— Под музыку совершает плясовые движения.
— Подражая взрослому, повторяет слоги, которые уже есть в его лепете.
— Находит предмет, независимо от его местонахождения.
— Знает свое имя, оборачивается на зов.
— Пьет из чашки, держа руками или если взрослый придерживает ее.
-Спокойно садится на горшок.
-Различает цвета и форму предметов.
-Ищет упавший предмет, запоминает его название.
10 месяцев
— Повторяет за взрослыми слоги.
— По просьбе “дай?” находит и дает знакомые предметы.
— Выполняет разученные действия и движения («дай», «брось», «иди», прячет по просьбе игрушку).
— Называет отдельными слогами различные предметы (собака – «ав», корова – «му»).
— Произносит наиболее легкие слова – «мама», «тата», «баба».
11 месяцев
— Произносит первые упрощенные слова-обозначения «кис–кис», «ав–ав».
— Некоторые слова в речи взрослого начинают приобретать обобщенный характер (на вопрос «где собачка?» приносит мягкую плюшевую или резиновую игрушку-собачку).
— По предложению взрослого выполняет разученные действия с игрушками (покажи у киски глазки, носик, покачай собачку и др.).
12 месяцев
— Произносит до 6–10 облегченных слов, повторяет новые слова.
— Понимает без показа названия нескольких предметов, знает имена нескольких взрослых и детей.
— Указывает части тела.
— Понимает слово «нельзя», выполняет отдельные поручения.
— Сам без помощи пьет из чашки.
— Пытается участвовать в одевании, умывании.
5.Развитие речи.
(0 – 3 мес.)
Развитие эмоционально-выразительных реакций.
Крик – первая голосовая реакция. Крик здорового ребёнка – звонкий и продолжительный. К 2 – 3 месяцам жизни отражает состояние крохи. Интонации при крике становятся разнообразны. Так, например, крик голодного малыша пронзительный и настойчивый, а крик при дискомфорте вялый и невыразительный. Появляется «комплекс оживления» – простейшая форма доречевого общения со взрослым в виде улыбки, общих хаотичных движений, звуков, зрительного прослеживания за взрослым.
(3 – 6 мес.)
Время появления голосовых реакций (гуления и лепета).
К третьему месяцу или чуть раньше появляется гуление. Гуление – протяжные негромкие певучие звуки: «а-а-а-а», «гу-у-у», «а-бм», «бу» и т.д. Эти звуки либо просты для произношения, либо связаны с актами сосания и глотания. В период гуления появляется интонация радости. Кроха гулит, когда ему хорошо: он выспался, сух и сыт. В 4 месяца звуковые сочетания усложняются и появляются новые: «гн-агн», «рн», «кхн» и т.д.
(6 – 10 мес.)
Начало развития понимания речи, активного лепета.
От 7 – 8 месяцев и до 1 года новых звуков появляется мало. Ребёнок много раз подряд ритмически повторяет «тя-тя-тя…», «гы-га-гы…» и другие лепетные цепи.
Появляются лепетные слова, которые малыш соотносит с определёнными лицами, предметами, действиями. «Би-би» – показывает на машину, «топ» – шагает, «ма-ма» – обращается к маме и т.д. Лепетные слова состоят из тех звуков, которые приближены по звучанию к звукам родного языка (в отличие от звуков гуления). У здоровых ребятишек речь эмоционально выразительна. В процессе общения со взрослыми малыш пытается подражать интонации, темпу, ритму звучащей речи, сохранять общий контур слова.
В этот период формируется понимание речи окружающих. Уже в 7 – 8 месяцев дети начинают адекватно реагировать на слова и фразы, которые сопровождаются жестами и мимикой. Ребёнок поворачивает голову в ответ на вопросы «Где папа? Баба?». Реагирует на своё имя. Знает обычное местонахождение домашних предметов (часов, кроватки…), если их раньше показывали и называли. Другими словами, начинает развиваться соотношение звукового образа слова с предметом. Полное непонимание обращённой речи является тревожным сигналом!
(10 мес. – 1 год)
Время появления первых слов.
Появляются первые слова – слова-предложения. Одно и тоже слово может выражать чувства, желания и обозначать предмет. «Мама» — это и обращение, и просьба, и жалоба. Первые слова состоят из парных одинаковых (намного чаще) и неодинаковых слогов: «па-па», «ди-ди», «би-ка» и др. При этом один слог выделяется громкостью и длительностью. Так закладывается ударение. Речевая активность в этом возрасте ситуативна и зависит от эмоционального участия взрослого в общении. В 1 год здоровый малыш владеет 8 – 10 словами типа «кис-кис», «му», «ням-ням».
6.Отмечаются заболевания и/или травмы первого года жизни.
7.Страхи до года.
1.Некоторые рефлекторные реакции беспокойства типа вздрагивания или оцепенения при резком звуке, резкое изменение положения или потерю равновесия (опоры), а также приближение большого предмета, внезапной перемене положения присущи уже новорожденным.
2. С 1,5 мес. возможны реакции беспокойства в ответ на достаточно продолжительный уход матери или шумную обстановку в семье.
3. К 3 мес. ребенок более спокоен дома и только с теми взрослыми, которые любят детей, разговаривают с ними и восхищаются, т. е. ведут себя как мать. Легко передается и беспокойство матери, если она спешит, волнуется, так как меняется ее привычный образ действий и поведения.
4.Однако собственно о страхе, а не о реакциях беспокойства можно говорить не раньше 6 мес.
После 6 мес. ребенок не пугается сразу при неожиданном воздействии извне, громком звуке и не плачет, как раньше, а смотрит на выражение лица матери, как бы проверяя ее реакцию. Если она улыбается, давая понять, что ничего не случилось, все хорошо, то ребенок быстро успокаивается. Если мать вместо этого сама испугана, то подобная реакция распространяется и на ребенка, усиливая его чувство беспокойства. Таким образом, реакция матери является первичным откликом ребенка на опасность.
5.Беспокойство, испытываемое детьми в 7 и 8 мес. жизни, можно обозначить соответственно как исходные состояния тревоги и страха.
Тревога в 7 мес. — это беспокойство в ответ на уход матери, прерывание контакта, отсутствие поддержки, т. е. реакция на разрыв групповых, основанных на привязанности, отношений.
6. Страх посторонних, незнакомых, чужих взрослых в 8 мес. — это проявление собственно страха как состояния аффекта в ответ на конкретную для ребенка угрозу извне.
7. Страх глубины (при купании) в возрасте до 1 года.
Источник
Содержание:
- Познавательное развитие
- Социально-эмоциональное развитие
- Речевое развитие (до 1500 произносимых слов)
- Бытовые навыки
- Физическое развитие
Предлагаем вам познакомиться с основными показателями развития ребенка. Они помогут заинтересованным лицам (родителям, воспитателям, педагогам) определить степень развития конкретного малыша и в случае необходимости принять соответствующие меры коррекции.
При составлении этих показателей использованы собственные научно-методические исследования автора книги Елены Волосовой, многолетние наблюдения за детьми раннего возраста, а также материалы из работы «Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни» (ЦОЛИУ врачей, М., 1979) и Базисной программы развития ребенка-дошкольника «Истоки» (Центр «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца, М., 1997).
Познавательное развитие
Отличие предметов по признакам:
Называет правильно четыре основных цвета и некоторые оттенки цветов.
Ориентируется в семи цветах спектра (знает черный и белый цвета), находит по образцу, по просьбе взрослого.
Собирает последовательно (вкладывает меньшую в большую) матрешки, мисочки, формочки, колпачки из четырех-шести составляющих (по показу, просьбе взрослого, в самостоятельной игре).
Легко подбирает плоские геометрические фигуры к образцу (круг, прямоугольник, треугольник, трапеция, овал, квадрат).
Наглядно ориентируется в конфигурации объемных геометрических фигур (подбирает к соответствующим по форме отверстиям). Некоторые из них называет: шар, куб, призма («крыша»), цилиндр («столбик»), кирпичик, конус.
Определяет на ощупь (в игре) и называет знакомые геометрические или другие фигуры.
Собирает пирамидку из восьми-десяти колец по образцу или по рисунку (по убыванию размера, по размеру и цвету, по форме и размеру).
Находит и может назвать большой, маленький предмет, средний — между ними.
Определяет предмет по фактуре (мягкий, твердый).
Составляет картинку из двух частей (на занятии).
Подбирает мозаику к несложному рисунку.
Запоминает и указывает место, где стояла убранная взрослым игрушка (в совместной игре).
Подражает письму взрослого (имитирует).
К рисунку взрослого может дорисовать недостающие детали (стебелек к цветку, листик к ветке).
Рисует кружочки, овалы, проводит линии, изображает прямоугольные предметы; закрашивает; подражает образцу.
Рисует по собственному замыслу. Объясняет, что рисует (солнышко, дорожку, дождик и др.).
Раскатывает комочки глины, пластилина в ладонях; соединяет части.
Лепит несложные формы (шарик, столбик, колбаску, бублик).
Выполняет несложную аппликацию из готовых форм.
Игровые действия (начало ролевой игры):
Проявляет инициативу в игре (творческое начало). Может «брать роль» (называет себя в игре «мама», «врач» и т. п.). Осознает свою роль в игре.
Фантазирует в игре (введение сказочного персонажа).
Спокойно играет вместе с другими детьми, используя предметы-заместители.
Подражает другим детям (в любых играх).
Выполняет правила в подвижных играх.
Строит из кубиков дом, забор, машину, мостик и др. (по образцу, по рисунку, по речевой инструкции, по замыслу)
Использует различные объемные геометрические фигуры в строительных играх и конструировании, обыгрывает постройки с игрушками.
Социально-эмоциональное развитие
Хочет быть хорошим, ждет похвалы, одобрения, эмоционально-положительного подкрепления со стороны взрослого.
Проявляет инициативу, независимость.
Испытывает эмоциональное удовлетворение, если смог что-то выполнить. Доволен, когда хвалят.
Проявляет чувство гордости за себя («лучше всех бегаю»), за родителей («папа самый сильный», «мама самая красивая»).
Любознателен, любопытен.
Долговременная память опирается на прежние эмоциональные переживания, могут возникать воспоминания за последний год.
Проявляет эмоциональную сдержанность: не кричит в общественных местах, переходит спокойно улицу со взрослым, не бегает по тротуару, спокойно слушает просьбу взрослого и выполняет ее, перестает плакать при обоснованном запрете.
Непослушен, эмоционально напряжен при ограничении движений, при непонимании взрослым его просьб и желаний. Может быть настойчивым в своих требованиях.
Переживает, если ругают. Длительно может обижаться за наказание.
Испытывает чувство огорчения, стыда. Понимает, что сделал что-то плохо (не успел в туалет, разлил воду);ожидает от взрослого отрицательной оценки.
Понимает, если плохо делает кто-то другой. Дает эмоционально отрицательную оценку («Нельзя: обижать, ломать, рвать, отнимать, драться»).
Может ревновать, обижаться, заступаться, сердиться, лукавить, озорничать.
Владеет неречевыми способами эмоционального общения. Свои чувства выражает взглядом, мимикой, тоном, жестами, выразительными движениями, позами.
Эмоционально выражает воображаемые ситуации (в игре).
Речь насыщает эмоционально-выразительными оттенками (часто по подражанию).
Обозначает словом свои эмоциональные состояния: смеюсь, боюсь, замерз.
Могут возникать страхи, боязнь темноты.
Начинает понимать юмор (смеется, недоумевает).
Эмоционально сопереживает персонажам при слушании сказок, при просмотре детских спектаклей, мультфильмов (радуется, печалится, сердится, морщится от «боли» и т. д.).
Эмоционально отзывчив (испытывает удовольствие) на музыку, пение, художественное слово. Подпевает, танцует (передает ритм). Реагирует на изменение музыки — различно двигается (кружится, приседает, машет руками, хлопает, топает).
Эмоционально по-разному реагирует на знакомые и незнакомые музыкальные или художественные произведения, при рассматривании иллюстраций.
Предпочитает веселую музыку и песни, яркие рисунки.
Проявляет интерес к рисованию, лепке.
Испытывает эмоциональное удовлетворение от подвижных игр.
Эмоционально по-разному реагирует на красивое, некрасивое (замечает, различает, оценивает).
Эмоционально предвосхищает результат некоторых действий (собственных или других людей).
Огорчается при неумении что-то сделать.
Радуется своим умелым действиям, когда получается.
Приветливо, эмоционально открыто, доверительно относится к людям. Интересуется их действиями (делами), отвечает, если о чем-то спрашивают.
Помнит добрых и суровых людей (эмоционально отзывчив и эмоционально сдержан).
Проявляет застенчивость характерной мимикой, особенно при обращении к нему незнакомого человека.
Понимает состояние других на основе своего эмоционального опыта.
Эмоционально оценивает ситуацию: сопереживает (если кому-то больно), помогает (если надо помочь), сочувствует, тихо ведет себя (если кто-то спит, устал).
Замечает огорчение, недовольство, радость взрослых или детей.
Подражает мимике, голосовым интонациям, эмоционально-выразительным движениям близких взрослых.
Подражает эмоциональному поведению сверстников (может копировать более шумного, крикливого).
Доброжелательно относится к детям: не выхватывает игрушки, не берет без спроса, делится своими игрушками.
Получает удовольствие от общения со сверстниками. Возникает интерес к совместным играм.
Выражает симпатию к некоторым детям.
Настороженно относится к незнакомым животным, отдельным людям, новым ситуациям.
Речевое развитие (до 1500 произносимых слов)
Произносит сложные предложения при общении. Пользуется словами, выражая желания, чувства, впечатления.
Говорит простыми, грамматически оформленными фразами.
Свои действия часто сопровождает речью. Начинает использовать придаточные предложения (не всегда).
Слова изменяет по числам и падежам. Задает вопросы познавательного характера: «Где?», «Куда?», «Почему?», «Когда?» и другие. Легко повторяет за взрослыми незнакомые слова, фразы. Быстро разучивает стихи, песенки, отрывки из сказок. Много звуков произносит правильно (гласные и простые согласные).
Появляется словотворчество и склонность к рифмовке. Вступает в речевые диалоги с детьми, взрослыми. Отвечает на вопросы взрослого по сюжетной картинке. Называет по картинке некоторых животных (их детенышей), предметы быта, одежду, посуду, технику, растения и другое.
Рассказывает связно по картинке знакомую сказку. Передает словами, жестом, интонацией содержание сказки, потешки, песенки, стихотворения. Высказывается о книжке, событии (после вопросов и по воспоминанию).
Может доказать, додумать предложение, сказанное взрослым.
Быстро отвечает на вопрос: «Как тебя зовут?». Знает свою фамилию.
Отвечает на вопрос: «Сколько тебе лет?». Показывает на пальчиках.
Отличает и называет людей по принадлежности к определенному полу, по возрасту (мальчик, дядя, дедушка, девочка, тетя, бабушка).
Знает свою половую принадлежность: мальчик или девочка; называет после вопроса взрослого.
Знает названия частей тела (голова, шея, спина, грудь, живот, руки, ноги, пальцы).
Знает назначение частей тела (отвечает на вопросы): «глаза смотрят», «уши слушают», «ноги ходят»).
Знает названия одинаковых частей тела у человека и животного: «глаза — у всех, ноги — у человека, лапы — у животного, руки — у человека, крылья — у птицы».
В игре называет себя каким-то персонажем. Отвечает на вопрос взрослого: «Кто ты в игре?».
Играя, свои действия сопровождает словами.
Пользуется ролевой речью в игре. Говорит за себя и за куклу.
По детали узнает и называет целое изображение (по хоботу — слона, по брюкам — мальчика).
Имеет представление о числе, показывает и говорит: «один, два, три, много, мало».
Предвидит результат (мыслительные возможности). Использует средства для достижения цели.
Способен длительно наблюдать, сосредоточивать внимание, увлекаться своей деятельностью.
Начинает различать правую и левую сторону (может ошибаться).
Обобщает предметы по их свойствам (кто (что) летает? кто (что) плавает?).
Переходит от называния себя в третьем лице к местоимению «Я».
Проявляет особый интерес к разговорам взрослых между собой.
Длительно слушает сказку, читаемую или рассказываемую взрослым или записанную на аудиокассетах.
Бытовые навыки
Одевается самостоятельно, с небольшой помощью взрослого.
Раздевается самостоятельно; складывает свою одежду перед сном.
Застегивает несколько пуговиц.
Завязывает (связывает) шнурки.
Знает назначение многих предметов, их местонахождение и предназначение.
Выполняет поручения из двух-трех действий (отнеси, поставь, принеси).
Может вымыть руки с мылом, умыться, вытереться полотенцем.
Замечает беспорядок в своей одежде.
Пользуется носовым платком.
Вытирает ноги при входе в квартиру.
Регулирует свои физиологические потребности.
Ест аккуратно.
Держит ложку за конец ручки.
Пользуется салфеткой.
Не выходит из-за стола до конца еды.
Не мешает за столом другим.
Говорит «спасибо», здоровается, прощается.
Физическое развитие
Выполняет по показу, по словесному указанию, самостоятельно:
Выполняет одновременно два действия: топает и хлопает. Качается на качелях. Скатывается на санках. Катается на трехколесном велосипеде. Учится ходить на лыжах.
Не боится плавать, поддерживаемый взрослым. Легко перешагивает через препятствия на полу (брусочки) чередующимся шагом. Быстро проходит по наклонной доске. Перепрыгивает через линию на полу. Прыгает в длину с места на двух ногах. Спрыгивает с небольшой высоты. Бегает, подпрыгивает. Бросает и ловит мяч. Подражает движениям сверстников: бегает, прыгает, бросает, подлезает, кружится.
Из книги Е. Волосовой «Развитие ребенка раннего возраста»
(основные показатели), М.: «Линка-Пресс», 1999 г.
Источник