Критерии норм развития ребенка

Почти у каждого ребёнка есть индивидуальные особенности и некоторые отклонения от нормы. Норма – это критерии развития ребёнка по месяцам, его психомоторные навыки, на которые обращают внимание педиатры, неврологи, хирурги.

Развитие ребёнка до года стремительно. Уже к пяти месяцам вес удваивается, а рост увеличивается почти вполовину – от рождения. За год малыш осваивает многие навыки, укрепляется физически, развивается психически. Почти у каждого ребёнка есть индивидуальные особенности и некоторые отклонения от нормы. Норма – это критерии развития ребёнка по месяцам, его психомоторные навыки, на которые обращают внимание педиатры, неврологи, хирурги.

В первый и второй месяц ребёнок умеет поворачивать голову, приподнимать её, лежа на животе. К двум месяцам он умеет сжимать и разжимать пальцы, игрушку, удерживает голову около 10 секунд. В три месяца переворачивается со спины на бок, с живота на спину. В вертикальном положении держит голову и туловище. На четвёртом месяце малыш может, лёжа ни животе, подниматься на руках. Из лежачего положения при поднятии за ручки удерживает голову. Если держать малыша под мышки на плоской поверхности, то он будет переступать ножками. К пятому месяцу игрушки тянутся в рот и рассматриваются. В этот же период ребёнок умеет поднимать ножки, хватать их руками, поднимать голову и плечи, пытаться сесть, перекатываться со спины на живот, может даже недолго сидеть. Когда его держат в вертикальном положении, опирается на стопы, умеет перекладывать игрушки из одной руки в другую. В возрасте около полугода ребёнок садится, становится на четвереньки, пробует ползать. Некоторые дети сразу пытаются встать на ноги. Умения улучшаются к девяти месяцам. С девяти до одиннадцати месяцев дети обычно могут сами вставать, ходить, придерживаясь рукой, перемещаться приставными шагами.

https://programmamama.com

Малыш родился, и вас выписали из роддома. Что же дальше? Как ухаживать? Как обеспечить безопасность? Каких врачей пройти? Как малыш развивается в период от рождения и до 6 месяцев? Рассказываем и показываем вместе с врачом-неонатологом в видеокурсе «Развитие ребёнка от 0 до 6 месяцев». СМОТРЕТЬ ВИДЕОКУРС

К году ребёнок должен сделать хотя бы несколько шагов с поддержкой взрослого. Может наклоняться, чтобы взять предмет, бросать предметы, стоять на одной ноге, относить предметы, спускаться и подниматься по лестнице, прыгать на месте. В два-три года ребёнок бегает, прыгает, ходит на носках, сидит на корточках. Формируются навыки игры, появляются возможности самообслуживания – питания, одевания и пр.

Внешние признаки ребёнка – вес и рост малыша – также являются критериями правильно развития. При оценке веса практически всегда оценивают соответствие росту и, в меньшей степени, – возрасту. Излишняя худоба или полнота связаны с нарушением режима дня, диеты, отсутствии нагрузок и полноценного сна, проблемах обменных процессов, болезнях.

Читайте в нашем блоге: «Как распознать и исправить задержки развития»

Психическое и умственное развитие детей также имеет особые критерии. В лобных извилинах головного мозга расположен центр Брока, участвующий в формировании устной речи. Кисти связаны с центром Брока, а пальцы посылают импульсы в ЦНС. Когда стимулируются руки, активизируются нейроны мозга, развивается речь.

В ранний период можно судить о развитии мозга ребёнка после года. К 1 году и 3 месяцам запас слов – около шести, малыш понимает простые инструкции. К 1,5 годам он показывает некоторые части тела, знает до 20 слов. К 1 году 9 месяцам составляет простые фразы из двух слов. В 2 года малыш знает части тела, знает 50 слов, понимает указания, состоящие из нескольких этапов. К 2,5 годам в речи появляются местоимения. К 3 годам словарный запас резко возрастает до 250 слов, появляются глаголы, множественные числа существительных. Ребёнок знает своё имя, пол, возраст, понимает значение предлогов. В период с года до двух ребёнок удерживает предметы, может рисовать карандашами, рисует мелками, переворачивает страницы. К двум годам открывает ящики, вытаскивает вещи с полов, играет с песком, глиной, нанизывает бусы. К трём годам ребёнок захватывает предметы не кулаком, а щепотью или «пятипалым захватом».

Понимание речи развивается к двум годам, когда ребёнок узнаёт изображения на картинках, понимает простые вопросы и выполняет просьбы. К трём годам малыш понимает и помнит рассказы и сказки.

Зрительно-моторная координация развивается с года до двух: рисует линии, удерживает чашку, понимает геометрические фигуры. С двух до трёх лет ребёнок рисует простые формы, режет ножницами.

Полезная статья? Подписывайтесь на канал и делитесь ссылкой в соцсетях!

Источник

Ребенок – ваша высота, ваш полет, ваш вечный поиск и ваше безграничное благодеяние перед неисчерпаемостью развития человека, его творческого самовыражения, если хотите, божественной сути. Господь одарил вас ребенком, и вы в ответе за него перед Творцом и природой.

               Критерии и нормы психологического развития ребенка

первого года жизни.

Младенец взмахивает ручками, радостно улыбается, увидев мать. Поворачивает голову на звук ее голоса… Вот он тянется к яркому шарику, пытается схватить игрушку, которая привлекла его внимание…

Психологическая жизнь ребенка рождается буквально на наших глазах – она в самом деле вся как на ладони, вся выплеснута наружу, вся прочитывается в милых и простых проявлениях, понятных любому взрослому – а тем более любящим и внимательным родителям.

И все-таки этих источников недостаточно для понимания собственного ребенка. Сердце- порой оказывается чересчур пристрастным, интуиция – бессильной, а традиционные взгляды – полными противоречий.

Необходим  научный подход к воспитанию ребенка. Почему малыш развивается так, а не иначе? По каким законам складывается его психологическая жизнь? Какие же критерии нормы психологического развития ребенка?

Разумеется, я не призываю вас, дорогие родители, к тому, чтобы вы превратили свою семью в лабораторию «семейного воспитания» и растили ребенка на основе безоговорочных формул и предписаний.

Читайте также:  Своевременная диагностика отклонений в развитии ребенка

Речь идет лишь о том, что знание норм психологического развития ребенка первого года жизни, может дать вам ключ к пониманию важных изменений, которые непрерывно совершаются в вашем малыше, а значит, поможет вам предвидеть, предупредить и своевременно преодолеть возможные трудности в дальнейшем развитии малыша.

Путь, который проходит ребенок в первые годы жизни, поистине грандиозен! Первоклассник, стоящий на пороге школы, столь отличается от новорожденного, что кажется: это же совершенно разные существа! Тем не менее, они соединены невидимой нитью, на которую изо дня в день нанизываются новые приобретения, превращающие беспомощный комочек в человеческую личность:

к 1 месяцу: ребенок пытается, лежа на животе, оторвать го­лову от поверхности, на которой лежит, но удержать ее не может. На короткое время сосредотачивает взор на игрушке. Начинается локализация звуков в пространстве. На голос взрослого притормаживает двигательные реакции. В ответ на разговор с ним — голосовые реакции. К 1,5 мес.: Лежа на жи­воте, приподнимает голову под углом 45 градусов, удержива­ет ее 10—20 секунд, ноги при этом напряжены. Прослеживает взглядом движения по горизонтали, на 40-50 см вправо и влево от средней линии. Улыбается, когда слышит голос взрослого. После «заигрывания» с ним появляется ответная улыбка, «ротовое внимание». К 2 мес.:В положение на жи­воте удерживает голову, при этом руки под грудью согнуты в локтевых суставах, активно двигает ногами. Удерживает голову и находясь в вертикальном положении, но недолго. Длительно сосредотачивает взгляд. Замирает при появлении нового звука на фоне других. Спонтанно произносит отдель­ные звуки, отраженно гулит. На эмоциональный контакт от­вечает активной улыбкой. Смеется в голос. Понимает: если кричать, тебя возьмут на руки. Некоторые дети начинают ожидать кормления через определенные интервалы времени. К 2,5 месяцам: Лежа, может опираться на предплечья (не­сколько минут). Удерживает вложенную в кисть игрушку, тянет ее в рот. Узнает голос матери. К 3месяцам: Ребенок чаще поднимает руки выше горизонтального уровня. Иногда захватывает предмет кистью руки. Рассматривает собствен­ные руки, начинается дифференциации движений пальцев. После звуковой стимуляции издает гласные звуки. Фиксиру­ет взгляд на голос взрослого с проявлением эмоциональных реакций. Появляется интонационная выразительность голо­совых реакций. Начинает узнавать мать в группе людей, мо­жет чувствовать незнакомые места и незнакомых людей. Рассматривает вложенную в руку игрушку. Активизирует руки при попадании игрушки в поле зрения. К 3,5месяцам: Тянется к игрушке, хватает ее. К 4 месяцам: Опирается на ноги. Останавливает взгляд на объекте и подолгу рассматри­вает его на расстоянии. Активно прислушивается к источни­ку звука, поворачивает голову в его сторону. Больше реаги­рует на голос, чем на простой звук, реагирует на ласковые и строгие интонации. Активно гулит. Похлопывает рукой по подушке, одеялу. К 4,5 месяцам: Активно поднимает голову из положения на спине. Переворачивается на бок. Захваты­вает игрушку двумя пальцами, подносит ко рту, бросает. Игрушку подносит к глазам, рассматривает. Плач модулиро­ван, с чередующимися периодами интенсивного усиления и затухания, в плаче отмечаются паузы для восприятия реак­ции взрослого. К 5 месяцам: Сидит с поддержкой, устойчи­во держа голову. Внимательно изучает окружающие предме­ты, расположенные в разных местах. Активно спонтанно певуче гулит с цепочками звуков. Начинает догадываться о причине и следствии: если потрясти погремушку она загре­мит. Реакция на новизну: любой новый предмет хотя бы на короткое время привлекает внимание ребенка. Плач прекра­щается, когда внимание переключается на новый яркий сти­мул. Появляется улыбка при виде взрослых. Различает их мимику и жесты. Может есть с ложки. Подолгу играет с под­вешенными игрушками. К 5,5месяцам: Начинает захваты­вать мелкие предметы .Перекладывает игрушку из руки в руку. Прочно опирается на ноги при стоянии с поддержкой. Лепет проявляется короткими звуками (гласные в сочетании с губными согласными). Следит откуда и куда падает пред­мет. Реагирует на строгие и ласковые интонации. Щупает, царапает, тянет, гремит погремушками, стучит, бросает. К 6 месяцам: Лежа на животе, может вытягивать одну руку. Си­дит при пассивно приданной позе. Рассматривает крупные картинки. Начинает по-разному реагировать на свое и чужоеимя. После исследования игрушки начинает искать для нее применение (стучит, гремит погремушкой). Активно выра­жает отношение к «близким» и «чужим», эмоции дифферен­цированы. Держит бутылочку, из которой сосет. К 6,5 меся­цам: Переворачивается со спины на живот. Начинает пони­мать команды с жестовым подкреплением. Разнообразный активный лепет. Может уронить предмет только для того, чтобы увидеть, как кто-то из близких его поднимет. К 7ме­сяцам: Переворачивается с живота на спину. Ползает без включения тазового пояса. Активно манипулирует предме­тами, захватывает игрушку из любых положений. Может имитировать звуки высоких и низких тонов, громкие и ти­хие. Понимает речевые команды с жестовым подкреплением. Начинает ожидать кормления или игры. Может узнавать по части целое: ожидает появление целого предмета, увидев только его часть. Пьет из чашки, которую держит взрослый. К 7,5месяцам: Синхронно ползает по-пластунски. Само­стоятельно приседает из положения лежа, через бочок. На­чинает выделять по слову части лица у куклы и у взрослого. Появляются двойные звуковые сочетания типа «ба-ба». Уби­рает препятствие, мешающее достичь игрушки. Тянет руки, чтобы взяли на руки. К 8месяцам: Стоит на четвереньках. Для захвата использует большой палец. Стучит игрушкой об игрушку. Дифференцированно воспринимает близких и зна­комых. Зрительно дифференцирует названные знакомые предметы. Ищет наполовину спрятанную игрушку. Дает аде­кватные эмоциональные реакции в ответ на общение. Помо­гает одевать себя (подает руку, ногу). К 8,5 месяцам: Садит­ся самостоятельно из любых положений и сидит уверенно. Начинает целенаправленно манипулировать пирамидкой из 2—3 колец (снимает, сбрасывает). Плясовые движения под веселую музыку. Понимает речевые команды без жестового подкрепления. Снимает, сбрасывает кольцо со стержня пи­рамидки. К 9 месяцам: Передвигается на коленях (на четве­реньках) самостоятельно. Пытается ставить кубик на кубик. Ищет взором спрятанную на его глазах игрушку. По просьбе находит знакомые предметы, расположенные в непривычном месте. Подражая взрослому, учит новые слоги. Запоминает, как реагировать на определенные фразы: поднимает руки, когда слышит фразу «такой большой». Ребенок легко всту­пает в контакт на эмоциональном, игровом, речевом уровнях. Жует отломанные кусочки полутвердой пищи (хлеб, банан). К 9,5 месяцам: Показывает уверенно части лица у куклы и у взрослого. Хватает, кидает, толкает игрушки, любит слушать музыку, пританцовывает. К 10 месяцам: Встает самостоя­тельно. Стоит у опоры. Указательным и большим пальцами берет мелкие предметы. Узнает себя и близких в зеркале. Начинает узнавать предметы на одно-предметных картинках. Называет людей и предметы слогами. Пользуется «указа­тельным» жестом. Разнообразны мимические, двигательные, голосовые эмоциональные реакции. К 10,5 месяцам: По ука­занию взрослых выполняет действия с игрушками. К 11 ме­сяцам: Стоит самостоятельно. Понимает команду «нельзя». Машет рукой на прощание. Играет с несколькими игрушка­ми. К 11,5 месяцам: Ходит с поддержкой. Начинает заме­чать, когда кто-то выходит из комнаты, и ждет его возвра­щения. В состоянии определить высоту и края предметов. К 1 году:Ходит самостоятельно. Может перелистывать стра­ницы у картонной книжки. Опускает мелкие предметы в уз­кое отверстие. Показывает отдельные предметы в быту. Пы­тается воспроизводить серии речевых звуков с определенной интонацией и ритмом, что напоминает речь взрослого. Вы­полняет много команд по просьбе. Говорит около 5 слов (мама, дада). Узнает значение слов, коротких фраз. Различает несколько предметов по названиям. По просьбе обнимает родителей. Самостоятельно ест. Играет с мячом.

Читайте также:  История развития ребенка 6 лет

       Теперь, дорогие родители, вы сами можете оценить развитие своего ребенка и ,в случае необходимости, своевременно обратиться к нужным специалистам за консультацией.

А я надеюсь ,что большинство из вас сможет сказать главные слова для каждого папы и мамы «Мой ребенок развивается нормально!!!».

                                                     Директор МОУ Центр диагностики и консультирования,             

                                                      педагог-психолог Киреенко О.В.

Источник

Содержание:

  • Познавательное развитие
  • Социально-эмоциональное развитие
  • Речевое развитие (до 1500 произносимых слов)
  • Бытовые навыки
  • Физическое развитие

Предлагаем вам познакомиться с основными показателями развития ребенка. Они помогут заинтересованным лицам (родителям, воспитателям, педагогам) определить степень развития конкретного малыша и в случае необходимости принять соответствующие меры коррекции.

При составлении этих показателей использованы собственные научно-методические исследования автора книги Елены Волосовой, многолетние наблюдения за детьми раннего возраста, а также материалы из работы «Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни» (ЦОЛИУ врачей, М., 1979) и Базисной программы развития ребенка-дошкольника «Истоки» (Центр «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца, М., 1997).

Познавательное развитие

Отличие предметов по признакам:

Называет правильно четыре основных цвета и некоторые оттенки цветов.

Ориентируется в семи цветах спектра (знает черный и белый цвета), находит по образцу, по просьбе взрослого.

Собирает последовательно (вкладывает меньшую в большую) матрешки, мисочки, формочки, колпачки из четырех-шести составляющих (по показу, просьбе взрослого, в самостоятельной игре).

Легко подбирает плоские геометрические фигуры к образцу (круг, прямоугольник, треугольник, трапеция, овал, квадрат).

Наглядно ориентируется в конфигурации объемных геометрических фигур (подбирает к соответствующим по форме отверстиям). Некоторые из них называет: шар, куб, призма («крыша»), цилиндр («столбик»), кирпичик, конус.

Определяет на ощупь (в игре) и называет знакомые геометрические или другие фигуры.

Собирает пирамидку из восьми-десяти колец по образцу или по рисунку (по убыванию размера, по размеру и цвету, по форме и размеру).

Находит и может назвать большой, маленький предмет, средний — между ними.

Определяет предмет по фактуре (мягкий, твердый).

Составляет картинку из двух частей (на занятии).

Подбирает мозаику к несложному рисунку.

Запоминает и указывает место, где стояла убранная взрослым игрушка (в совместной игре).

Подражает письму взрослого (имитирует).

К рисунку взрослого может дорисовать недостающие детали (стебелек к цветку, листик к ветке).

Рисует кружочки, овалы, проводит линии, изображает прямоугольные предметы; закрашивает; подражает образцу.

Рисует по собственному замыслу. Объясняет, что рисует (солнышко, дорожку, дождик и др.).

Раскатывает комочки глины, пластилина в ладонях; соединяет части.

Лепит несложные формы (шарик, столбик, колбаску, бублик).

Выполняет несложную аппликацию из готовых форм.

Игровые действия (начало ролевой игры):

Проявляет инициативу в игре (творческое начало). Может «брать роль» (называет себя в игре «мама», «врач» и т. п.). Осознает свою роль в игре.

Фантазирует в игре (введение сказочного персонажа).

Спокойно играет вместе с другими детьми, используя предметы-заместители.

Подражает другим детям (в любых играх).

Выполняет правила в подвижных играх.

Строит из кубиков дом, забор, машину, мостик и др. (по образцу, по рисунку, по речевой инструкции, по замыслу)

Использует различные объемные геометрические фигуры в строительных играх и конструировании, обыгрывает постройки с игрушками.

Социально-эмоциональное развитие

Хочет быть хорошим, ждет похвалы, одобрения, эмоционально-положительного подкрепления со стороны взрослого.

Проявляет инициативу, независимость.

Испытывает эмоциональное удовлетворение, если смог что-то выполнить. Доволен, когда хвалят.

Проявляет чувство гордости за себя («лучше всех бегаю»), за родителей («папа самый сильный», «мама самая красивая»).

Любознателен, любопытен.

Долговременная память опирается на прежние эмоциональные переживания, могут возникать воспоминания за последний год.

Проявляет эмоциональную сдержанность: не кричит в общественных местах, переходит спокойно улицу со взрослым, не бегает по тротуару, спокойно слушает просьбу взрослого и выполняет ее, перестает плакать при обоснованном запрете.

Непослушен, эмоционально напряжен при ограничении движений, при непонимании взрослым его просьб и желаний. Может быть настойчивым в своих требованиях.

Переживает, если ругают. Длительно может обижаться за наказание.

Испытывает чувство огорчения, стыда. Понимает, что сделал что-то плохо (не успел в туалет, разлил воду);ожидает от взрослого отрицательной оценки.

Понимает, если плохо делает кто-то другой. Дает эмоционально отрицательную оценку («Нельзя: обижать, ломать, рвать, отнимать, драться»).

Читайте также:  Раннее развитие ребенка центры нижний новгород

Может ревновать, обижаться, заступаться, сердиться, лукавить, озорничать.

Владеет неречевыми способами эмоционального общения. Свои чувства выражает взглядом, мимикой, тоном, жестами, выразительными движениями, позами.

Эмоционально выражает воображаемые ситуации (в игре).

Речь насыщает эмоционально-выразительными оттенками (часто по подражанию).

Обозначает словом свои эмоциональные состояния: смеюсь, боюсь, замерз.

Могут возникать страхи, боязнь темноты.

Начинает понимать юмор (смеется, недоумевает).

Эмоционально сопереживает персонажам при слушании сказок, при просмотре детских спектаклей, мультфильмов (радуется, печалится, сердится, морщится от «боли» и т. д.).

Эмоционально отзывчив (испытывает удовольствие) на музыку, пение, художественное слово. Подпевает, танцует (передает ритм). Реагирует на изменение музыки — различно двигается (кружится, приседает, машет руками, хлопает, топает).

Эмоционально по-разному реагирует на знакомые и незнакомые музыкальные или художественные произведения, при рассматривании иллюстраций.

Предпочитает веселую музыку и песни, яркие рисунки.

Проявляет интерес к рисованию, лепке.

Испытывает эмоциональное удовлетворение от подвижных игр.

Эмоционально по-разному реагирует на красивое, некрасивое (замечает, различает, оценивает).

Эмоционально предвосхищает результат некоторых действий (собственных или других людей).

Огорчается при неумении что-то сделать.

Радуется своим умелым действиям, когда получается.

Приветливо, эмоционально открыто, доверительно относится к людям. Интересуется их действиями (делами), отвечает, если о чем-то спрашивают.

Помнит добрых и суровых людей (эмоционально отзывчив и эмоционально сдержан).

Проявляет застенчивость характерной мимикой, особенно при обращении к нему незнакомого человека.

Понимает состояние других на основе своего эмоционального опыта.

Эмоционально оценивает ситуацию: сопереживает (если кому-то больно), помогает (если надо помочь), сочувствует, тихо ведет себя (если кто-то спит, устал).

Замечает огорчение, недовольство, радость взрослых или детей.

Подражает мимике, голосовым интонациям, эмоционально-выразительным движениям близких взрослых.

Подражает эмоциональному поведению сверстников (может копировать более шумного, крикливого).

Доброжелательно относится к детям: не выхватывает игрушки, не берет без спроса, делится своими игрушками.

Получает удовольствие от общения со сверстниками. Возникает интерес к совместным играм.

Выражает симпатию к некоторым детям.

Настороженно относится к незнакомым животным, отдельным людям, новым ситуациям.

Речевое развитие (до 1500 произносимых слов)

Произносит сложные предложения при общении. Пользуется словами, выражая желания, чувства, впечатления.

Говорит простыми, грамматически оформленными фразами.

Свои действия часто сопровождает речью. Начинает использовать придаточные предложения (не всегда).

Слова изменяет по числам и падежам. Задает вопросы познавательного характера: «Где?», «Куда?», «Почему?», «Когда?» и другие. Легко повторяет за взрослыми незнакомые слова, фразы. Быстро разучивает стихи, песенки, отрывки из сказок. Много звуков произносит правильно (гласные и простые согласные).

Появляется словотворчество и склонность к рифмовке. Вступает в речевые диалоги с детьми, взрослыми. Отвечает на вопросы взрослого по сюжетной картинке. Называет по картинке некоторых животных (их детенышей), предметы быта, одежду, посуду, технику, растения и другое.

Рассказывает связно по картинке знакомую сказку. Передает словами, жестом, интонацией содержание сказки, потешки, песенки, стихотворения. Высказывается о книжке, событии (после вопросов и по воспоминанию).

Может доказать, додумать предложение, сказанное взрослым.

Быстро отвечает на вопрос: «Как тебя зовут?». Знает свою фамилию.

Отвечает на вопрос: «Сколько тебе лет?». Показывает на пальчиках.

Отличает и называет людей по принадлежности к определенному полу, по возрасту (мальчик, дядя, дедушка, девочка, тетя, бабушка).

Знает свою половую принадлежность: мальчик или девочка; называет после вопроса взрослого.

Знает названия частей тела (голова, шея, спина, грудь, живот, руки, ноги, пальцы).

Знает назначение частей тела (отвечает на вопросы): «глаза смотрят», «уши слушают», «ноги ходят»).

Знает названия одинаковых частей тела у человека и животного: «глаза — у всех, ноги — у человека, лапы — у животного, руки — у человека, крылья — у птицы».

В игре называет себя каким-то персонажем. Отвечает на вопрос взрослого: «Кто ты в игре?».

Играя, свои действия сопровождает словами.

Пользуется ролевой речью в игре. Говорит за себя и за куклу.

По детали узнает и называет целое изображение (по хоботу — слона, по брюкам — мальчика).

Имеет представление о числе, показывает и говорит: «один, два, три, много, мало».

Предвидит результат (мыслительные возможности). Использует средства для достижения цели.

Способен длительно наблюдать, сосредоточивать внимание, увлекаться своей деятельностью.

Начинает различать правую и левую сторону (может ошибаться).

Обобщает предметы по их свойствам (кто (что) летает? кто (что) плавает?).

Переходит от называния себя в третьем лице к местоимению «Я».

Проявляет особый интерес к разговорам взрослых между собой.

Длительно слушает сказку, читаемую или рассказываемую взрослым или записанную на аудиокассетах.

Бытовые навыки

Одевается самостоятельно, с небольшой помощью взрослого.

Раздевается самостоятельно; складывает свою одежду перед сном.

Застегивает несколько пуговиц.

Завязывает (связывает) шнурки.

Знает назначение многих предметов, их местонахождение и предназначение.

Выполняет поручения из двух-трех действий (отнеси, поставь, принеси).

Может вымыть руки с мылом, умыться, вытереться полотенцем.

Замечает беспорядок в своей одежде.

Пользуется носовым платком.

Вытирает ноги при входе в квартиру.

Регулирует свои физиологические потребности.

Ест аккуратно.

Держит ложку за конец ручки.

Пользуется салфеткой.

Не выходит из-за стола до конца еды.

Не мешает за столом другим.

Говорит «спасибо», здоровается, прощается.

Физическое развитие

Выполняет по показу, по словесному указанию, самостоятельно:

Выполняет одновременно два действия: топает и хлопает. Качается на качелях. Скатывается на санках. Катается на трехколесном велосипеде. Учится ходить на лыжах.

Не боится плавать, поддерживаемый взрослым. Легко перешагивает через препятствия на полу (брусочки) чередующимся шагом. Быстро проходит по наклонной доске. Перепрыгивает через линию на полу. Прыгает в длину с места на двух ногах. Спрыгивает с небольшой высоты. Бегает, подпрыгивает. Бросает и ловит мяч. Подражает движениям сверстников: бегает, прыгает, бросает, подлезает, кружится.

Из книги Е. Волосовой «Развитие ребенка раннего возраста»
(основные показатели), М.: «Линка-Пресс», 1999 г.

Источник