Корректурная проба для ребенка 5 лет

Корректурная проба для ребенка 5 лет thumbnail

Отгремели выпускные в детских садах, вчерашние дошколята собираются к поступлению в первый класс. Именно сейчас родителям необходимо протестировать ребенка и определить, насколько он усидчив и собран, т.е. насколько он готов к школе. Это поможет сделать специальная методика для младших школьников «Корректурная проба». Мы расскажем, что представляет собой эта методика, как проводить ее в домашних условиях и как подсчитать результаты. Надеемся, наши рекомендации будут полезны родителям младших школьников и они с удовольствием будут развивать память, внимание и усидчивость своих детей.

Что представляет собой методика

«Корректурная проба» — это своеобразный тест, результаты которого помогут оценить уровень концентрации ребенка, его внимательность, усидчивость, способность быстро выполнять письменные задания, готовность к школе детей 5-7 лет. Этот метод исследования в 1895 году, изобрел французский психолог Бенджамин Бурдон.

Для проведения тестирования используются специальные бумажные бланки, на которых распечатаны буквы алфавита, геометрические фигуры или простые маленькие изображения, расположенные в ряды без упорядочено и хаотично. Для детей дошкольного возраста, в силу того, что они еще не знакомы с алфавитом, чаще всего используют бланки с миниатюрными картинками. За отведенную минуту ребенок должен успеть зачеркнуть определенные фигурки, которые успел заметить, просматривая ряды, слева на право. По истечению времени, взрослый просит остановиться и обозначить вертикальной линией то место, где малыш закончил просматривать картинки.Методика «Корректурная проба» для младших школьников.jpg

Результаты зависят от того, сколько времени потребовалось ребенку на выполнение задания, сколько он зачеркнул правильных фигур, сколько раз ошибся и зачеркнул другую или пропустил фигуру вовсе.

Как проводить тест

«Метод Бурдона» позволяет проводить исследование концентрации внимания сразу у нескольких детей одновременно. Для тестирования потребуется секундомер и специально распечатанные бланки. Работу проводят, в основном, в первой половине дня. В это время любой человек отличается высокой работоспособностью.

Детям раздаются листы с заданием и карандаши. Чернила в стержне шариковой ручки могут закончиться очень неожиданно, или она перестанет писать, что собьет с толку ребенка. Далее, все испытуемые пишут свои имена и фамилии на обратной стороне, а также дату и время начала исследования.

Для детей дошкольного возраста используются самые простые изображения, например, геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг и ромб, или же рожицы, крестики, животные, то что им будет интересно рассматривать. Примерно 25 – 30 фигурок на весь лист.

Взрослый дает четкую инструкцию, например, «Сейчас мы проверим насколько вы внимательные. Постарайтесь выполнить это задание очень хорошо. На листке есть несколько фигурок, по моей команде, внимательно просматривайте ряды слева на право, и зачеркивайте все кружки наискосок, а квадраты горизонтальной чертой. Когда я скажу слово «Стоп», то проведите вертикальную линию там, где остановился ваш карандаш. По моей команде продолжайте зачеркивать фигурки снова. Работайте как можно быстрее, но очень аккуратно и внимательно».

Если возникают вопросы, нужно объяснить их сразу, чтобы задание было понятным абсолютно всем детям. Очень важно чтобы они были заинтересованы в выполнении теста. Чтобы у детей не возникало ощущение испытуемых. Иначе ребенок может растеряется и не справиться с заданием. Количество ошибок обычно начинает возрастать в последних строчках, тут важно будет сказать детям, что осталось работать еще немного, всего минуту.

Как интерпретировать результаты

С помощью «Корректурной пробы» выявляются несколько психологических свойств ребенка. Объем внимания – способность запомнить и удержать в памяти сразу несколько фигур и разных действий с ними. Работа памяти в течение 10 минут, отведенных на выполнение задания.

Часто дети начинают работу не очень хорошо, в середине показывают хороший результат, а ближе к завершению тестирования, устают и начинают допускать ошибки. Подведенные итоги дают оценить также, навык хорошо сосредотачивать внимание на задании, концентрации, переключаемость.

Гибкость внимания – способность сосредоточится на решении одной задачи, а по истечению времени и по сигналу взрослого, остановится и переключится на новую.Методика «Корректурная проба» как проводить.jpg

Самое важное – темп и качество работы. Оценивается результат по количеству пропущенных фигурок, или же зачеркнутых неправильно, а также общим числом строчек, которые успел просмотреть ребенок за отведенное время.

Минус обработки «метода Бурдона» в том, что сложно вычислить результат правильно, без помощи специалиста. Часто плохие итоги могут быть не только по причине отставания в развитии внимания и психологических проблем у ребенка, но и просто от растерянности или страхом получить плохую оценку. Поэтому интерпретируют результаты педагоги и психологи, чтобы четко обозначить где норма, а где отклонение.

Концентрация внимания рассчитывается по формуле:

К=С+С/П или же К=С^2/П

где К – обозначает концентрацию
С – количество просмотренных строчек за 60 секунд
П – количество ошибок, пропусков и неверно зачеркнутых фигурок.

Нет какого-то определенного числа для результата, но чем выше получилось значение, тем лучше. Значит уровень концентрации весьма хороший и нет повода для беспокойства. Если же значение вышло меньше, чем число просмотренных рядов за 60 секунд, то этому ребенку нужна помощь психолога, так как уровень концентрации совсем низкий.

Читайте также:  У ребенка 5 лет болит голова с утра

Устойчивость внимания считается отдельно для каждого интервала времени, так же по формуле:

А=S/t

А – обозначает скорость и темп выполнения работы.
S – Число просмотренных фигур за минуту
T – Время выполнения самого задания

Обработка итогов:

Если значение от 0 до 2, то устойчивость внимания очень хорошая, от 3 до 4 – умеренная, от 5 до 6 – средний результат, от 7 до 8 – уже плохо, достижение ниже среднего, а значение 9-10, говорит о критически низкой устойчивости внимания и требует работы с психологом.

Чтобы узнать коэффициент переключаемости используется формула:

С=S_0/S

S_0 – Количество неправильно зачеркнутых фигур
S – Общее число строчек просмотренных ребенком

Чтобы оценить переключаемость, детям дается задание вычеркивать разные фигурки в четных и нечетных рядах.

Если процент составляет от 0 до 20 – очень хорошо, от 21 до 40 – высокий показатель, от 41 до 60 – средний уровень, от 61 до 80 – плохо, 81 – 100 процентов свидетельствует об очень низкой переключаемости.

Методика «Корректурная проба» для детей.jpgВ детских образовательных учреждениях сейчас очень широко применяется этот способ исследования. Помимо тестирования, его используют для тренировки, чтобы повышался уровень внимания, а также развивается навык понимать и слышать инструктаж. С возрастом задания на бланке усложняются, вместо картинок появляются сложные фигуры, инструкции меняются. К картинкам нужно будет дорисовывать не хватающие деталей (рыбке хвостик, например), вычеркивать буквы и их сочетания в четных и нечетных рядах корректурной таблицы. Данный прием исследования очень важен. Он поможет понять готов ли ребенок к занятиям, требующим внимательности и сосредоточенности. Также выявить проблемы с психологическими свойствами, что дает возможность вовремя устранить их.

Источник

Приложение 1 «Корректурная проба»

Диагностика развития внимания у детей в возрасте от 6 до 10 лет.

Таблица с различными знаками, расположенными в случайном порядке, в которой ребёнок должен, согласно  инструкции, вычеркивать  определенный  знак

hello_html_2e62b743.jpg

Методика «Корректурная проба» (буквенный вариант).

Методика используется для определения объема внимания (по количеству просмотренных букв) и его концентрации — по количеству сделанных ошибок.

Норма объема внимания для детей 6-7 лет — 400 знаков и выше, концентрации — 10 ошибок и менее; для детей 8-10 лет — 600 знаков и выше, концентрации — 5 ошибок и менее.

Время работы — 5 минут.

Инструкция: «На бланке с буквами отчеркните первый ряд букв. Ваша задача заключается в том, чтобы, просматривая ряды букв слева направо, вычеркивать такие же буквы, как и первые.
Работать надо быстро и точно. Время работы — 5 минут».
Пример:
hello_html_m7f149e9c.jpg

hello_html_64ba7c0b.png

Приложение 2

Развитие внимания. Задания «Исправь ошибки»

Упражнение № 1. Прочитай слова. Исправь ошибки. Выпиши в тетрадь только те слова, которые обозначают живые предметы:

    Сталы, катёнок, малоток, лыжы, варабей, пропка, масты, лесица, сава, лесница, карова, лошка, видро, легушка, девачка, салавей.

Упражнение № 2. Прочитай слова. Исправь ошибки. Выпиши в тетрадь только те слова, которые обозначают неживые предметы:

    Фанарь, огарот, кракадил, чяйка, машына, дарога, лотка, сабака, кавёр, бегимот, лошатка, тапор, плате, варона, леф, горот, польто, чиловек.

Упражнение №3. Исправь ошибки в сочинении Незнайки о своем огороде.

Морковь не едят сырой. Когда люди режут свеклу, то всегда плачут. Картошку можно жарить. У редиски большая косточка. Огурец – сочный фрукт. Кабачок – самый маленький овощ. Пугало нужно, чтобы привлекать бабочек.

Упражнение №4

Внимательно слушай каждое задание, а затем точно выполняй его, но только тогда, когда услышишь слово «ПРОСЬБА».

— Просьба: подними руки вверх.
— Руки вниз.

— Просьба: руки в стороны.

— Руки вперед.

— Присядь.

— Просьба: встань.

— Попрыгай на одной ноге.

— Просьба: покружись.

— Просьба: похлопай в ладоши.

— Опусти руки.

-Просьба: топни левой ногой.

— Просьба: возьмись правой рукой за левое ухо и т.д.

Упражнение №5 Исправь ошибки в описании сказочных героев.

Колобок залез на дерево.

Карлсон надел пальто и полетел на крышу.

Красная Шапочка сняла свою белую панамку.

Золушка нагрубила мачехе и отказалась убираться в доме.

Буратино достал из огня золотой ключик.

Приложение 3

Упражнения для развития всех видов памяти

Карточка №1 Зачитываются цифры, после зачтения каждой строки записывают

5 8

6 4 3

4 2 7 3

6 1 9 4 7

5 9 1 7 4 2

5 8 1 9 2 6 4

2 7 5 8 6 2 5 8

Карточка №2 Зачитывается 10 слов, тестируемые записывают слова после прочтения.

Книга, круг, линейка, мяч, ручка, обруч, скакалка, машина, рюкзак, костюм.

Карточка №3 Зачитывается 10 слов, а тестируемые видят эти слова, после чего их записывают.

Школа, библиотека, предложение, колесо, окно, фигура, ведро, дрова, трава, птица.

Карточка №4 Тестируемые слушают и каждое слово записывают в воздухе, когда прочитаны все слова, записывают их на лист бумаги.

Читайте также:  Какой пульс у ребенка 10 лет после 5 приседаний

Сирень, берёза, тополь, ясень, липа, дуб, клён, черёмуха, яблоня, кедр.

Карточка №5 Тестируемые слышат, видят, пишут в воздухе, после прочтения всех слов, записывают на лист бумаги

Снег, магазин, парта, двери, комната, цветы, картина, карандаш, кастрюля, борщ.

Приложение 4

Классификация

  1. Раздели на группы. 2. Что лишнее в каждом ряду?

hello_html_m41bcdddf.pnghello_html_m470bf68d.jpg

3.Сравнить три предмета: линейку, треугольники карандаш – и выделить общие и отличительные свойства. (Например, общие признаки предметов: все сделаны из дерева и используются для черчения; отличительные свойства – форма предметов и размер.)

 4. Для разнообразия и такие задания: называю свойства предмета, а дети должны назвать сам предмет; выделяю основные свойства предмета, без которых он не может существовать, дети называют предмет.

5.Чем отличаются и чем похожи данные выражения?

          2+3          7+2          7-3          8-3

          6+2          5+2          5-3          9-4

6.Найди результат, пользуясь решенным примером:

          3+4=7      3+5=       3+6=       3+7=       3+8=       3+9=

Источник

Корректурные пробы для развития внимания

 Регулярные занятия по развитию внимания дают положительные результаты. Дети приучаются не просто слушать, а слышать, не просто смотреть, а видеть…

         Корректурные пробы – это замечательный материал для развития усидчивости детей, зрительного внимания и памяти, а так же подготовка ребёнка к школьному обучению.

Корректурные пробы (от слова корректировать) – задания на поиск, исправление, корректировку некоторой информации (цифры, буквы, картинки, фигуры и т.д.).

         При работе с корректурными пробами важно обучить ребёнка просматривать информацию построчно, слева – направо, от начала до конца ряда, чтобы дошкольники учились упорядочивать, организовывать своё внимание. По окончании работы нужно её проверить самостоятельно (ещё раз с начала до конца просмотреть по рядам, при необходимости – исправить ошибки). И только потом работу проверяет взрослый. Для начала можно использовать задания «Дорисуй домики, листочки», «Дорисуй рыбок, бабочек, улиток».

         Для того,  чтобы заинтересовать детей, можно делать эти задания параллельно – взрослый и ребёнок (или несколько детей), а затем проверить друг у друга. Если взрослый намеренно делает ошибки, и их находит ребёнок – это повышает интерес детей к данным заданиям.

         Начинать выполнение данных упражнений необходимо с вычёркивания (подчёркивания) одной фигуры (буквы), главное – научить ребёнка работать по рядам, а не хаотично. Когда способ действия освоен – можно усложнять задания – поиск нескольких объектов (они отмечаются разными способами: подчеркнуть, зачеркнуть, обвести в кружок и т.д.). Затем можно ограничивать время выполнения заданий.

         Ещё более сложные задания на поиск фигур по нескольким признакам (мальчик с ушами и улыбкой и т.п.). Задания можно варьировать, на одном и том же бланке искать разные объекты. Также можно искать сочетания картинок, букв среди множества других.

         Очень полезны для развития внимания и мелкой моторики упражнения на кодирование информации: поставить в фигурках знаки как на образце.

Учёные выяснили, что если ребёнок,  поступивший в первый класс выполняет каждый день корректурную форму, то через два месяца у него ошибок при чтении станет  в 2 – 3 раза меньше.

Данный вид задания можно предлагать детям от трёх лет и старше, постепенно усложняя задания: давать меньше времени на его выполнение и увеличивать количество символов в задании.

         Далее представлены некоторые варианты заданий.

Задание 1. Дорисуй.

    Дорисуй окно у домика и палочку у листочка.

hello_html_m6210ca2f.png

 Задание 2. Знакомые предметы.

         Предлагается бланк с изображением знакомых предметов трёх видов, расположенных по 9 в каждом ряду (5-10 рядов).

а)     вычеркнуть все грибочки;

б)    подчеркнуть все мячики;

в)     вычеркнуть всё ёлочки красным карандашом, а мячики – синим;

г)     вычеркнуть все мячики и подчеркнуть все ёлочки.

Можно не вычёркивать, а считать. На одно занятие предлагается 1 вариант задания

hello_html_m54c63776.png

Задание 3. Геометрические фигуры.

Изображены фигуры 3-4 видов. Всего 5-10 рядов по 9-10 фигур в каждом ряду.

а)     поставить точку во всех треугольниках или поставить чёрточку в кругах (это наиболее простой вариант, можно начинать с него);

б)    расставить значки как показано на образце;

в)     расставить значки только в квадратах и треугольниках;

г)     поставить значки в ромбах и подчеркнуть все квадраты.

hello_html_m6ae4f1d2.png

Задание 4.  Девочки.

         Предлагаются бланки с изображением девочек, расположенных по 8 в каждом ряду (5-10 рядов).

а)     подчеркни (сосчитай) девочек с чёрными бантиками (белыми);

б)    подчеркни (сосчитай) девочек с чёрными волосами и бантиками;

Читайте также:  Развивающие занятия с ребенком в возрасте 5 лет

в)     … с белыми волосами и белыми бантиками;

г)     … с  белыми волосами и чёрными бантиками;

д)    … с чёрными волосами и белыми бантиками.

hello_html_68356dee.png

Задание 5.  Хрюши.

         Предлагается бланк с изображением поросят, расположенных по 10 в каждом ряду (5-12 рядов).

а)     подчеркни (посчитай) весёлых (грустных) поросят;

б)    подчеркни весёлых (грустных) поросят с двумя ушками (одним ушком);

в)     подчеркни весёлых (грустных) поросят с двумя (одним) ушками, без чёлки (с чёлкой).

hello_html_m11a4969a.jpg

Задание 6. Бурёнки.

Предлагаются бланки с изображением бурёнок, расположенными по 8 в ряду (5-10 рядов).

а)     подчеркни (посчитай)  бурёнок с одним рогом (с двумя);

б)    подчеркни (посчитай) бурёнок с одним ушком (с двумя);

в)     … с одним рогом, одним ушком (и наоборот) и другие варианты.

hello_html_m4e5d423a.jpg

Задание 7. Человечки.

         Предлагаются бланки с изображением человечков с разным положением рук и ног, расположенных по 9 в ряду.

а)     закрась (подчеркни, заштрихуй, посчитай) человечков, которые стоят на одной ножке;

б)    закрась (подчеркни, заштрихуй, посчитай) человечков, которые стоят на одной ножке, расставив руки в стороны;

в)     закрась (подчеркни, заштрихуй, посчитай) человечков, которые расставили ноги «шире плеч» и раскинули руки в стороны;

г)     … которые расставили руки и ноги на ширину плеч;

д)    … которые опустили руки и поставили ноги близко друг к другу.

hello_html_m4c2843ca.jpg

Задание 8. Фигуры.

         Нарисованы фигуры, находящиеся одна в другой.

а)     подчеркни (зачеркни) круги в квадрате (квадраты в круге);

б)    подчеркни треугольник в круге, зачеркни круг в треугольнике;

в)     подчеркни одной чертой квадрат в треугольнике, двумя чертами треугольник в квадрате.

hello_html_5701237a.jpg

Задание 9. Посчитай, сколько раз встречается слово «дом»

hello_html_abd31c4.jpg

Источник

Игорь Ерёмин
Корректурная проба — упражнение для развития избирательной направленности внимания у детей дошкольного возраста

«Корректурная проба — упражнение для развития избирательной направленности

внимания у детей дошкольного и младшего школьного возраста

(ослик, котик, лисёнок, щенок, аист».

Задание зависит от развития вашего ребёнка. Но начинать все-таки надо с одного изображения, постепенно доходя до трех. Итак, ребёнку необходимо найти и зачеркнуть всех лисят. Не надо требовать сразу от ребёнка, чтобы он искал лисят построчно. Пусть сначала ищет вразброс. По истечении какого-то времени, например, 2 недели, ребёнку можно дать задание, чтобы он котиков зачеркивал, а щенков обводил в кружок. Если ему трудно постоянно переключать внимание, можно сделать для него наглядную шпаргалку. Самое главное, чтобы это для ребёнка не было в тягость. Конечно использовать данное упражнение нужно в сочетании с другими, например, обведи по точкам или на воображение, дорисуй, а если к этому еще и дидактическую настольную игру, то коррекционно-развивающее занятие налицо. Желаю успехов!

Публикации по теме:

Дидактическая новогодняя игра как средство развития внимания у детей дошкольного возрастаДидактическая новогодняя игра как средство развития внимания у детей дошкольного возраста
Дидактическая новогодняя игра на развитие внимания у детей дошкольного возраста Воспитатель: Назарова Т. А. Дошкольный возраст — это период.

Дидактические игры на развитие слухового восприятия и внимания для детей дошкольного возраста
Дидактические игры на развитие слухового восприятия и внимания для детей дошкольного возраста 1.«Похлопаем — потопаем» Дети становятся в.

Игра для развития внимания у детей дошкольного и младшего школьного возраста «Перепутаница»Игра для развития внимания у детей дошкольного и младшего школьного возраста «Перепутаница»
Игра «Перепутаница» Цель: развитие зрительного восприятия, увеличение объема внимания, развитие переключения внимания, стимулирование концентрации,.

Игровые занятия для детей старшего дошкольного возраста на развитие внимания
Добрый день уважаемые коллеги. Представляю Вашему вниманию комплекс игровых занятий для детей подготовительной группы на развитие внимания.

Картотека игр и упражнений для детей дошкольного возраста «Развитие внимания у дошкольников»
Игра «Какой игрушки не хватает?» цель: развитие зрительной памяти, объема внимания. возраст: с 3 лет Поставьте перед ребенком на 1 минуту.

Консультация для родителей младших дошкольников «Развитие слухового внимания у детей младшего дошкольного возраста»
Развитие слухового внимания у детей младшего возраста. С самого рождения человека окружает множество звуков. Но младенец не способен их.

Консультация для родителей «Развивающие игры для развития внимания и памяти у детей старшего дошкольного возраста»
Консультация для родителей. «Развивающие игры на развитие внимания и памяти у детей старшего дошкольного возраста. ««Игра имеет, важное, значение.

Особенности сформированности произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Особенности сформированности произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития[/h3] В настоящее.

Подвижные игры на развитие внимания и сообразительности для детей 6–7 лет дошкольного возраста
Подвижные игры широко используются для решения образовательных (Совершенствование и закрепление естественных навыков движений, воспитательных.

Рекомендации для педагогов и родителей «Развитие внимания детей дошкольного возраста»
На протяжении дошкольного возраста внимание ребенка становится не только устойчивее, шире по объему, но и эффективнее. Особенно это проявляется.

Источник