Коррекционная работа с ребенком с отклоняющемся в развитии

Этапы коррекционной работы с детьми со сложной структурой нарушения развития.

Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию обобщение моего  опыта в работе с детьми со сложной структурой нарушения развития. В данной статье пойдет речь о «безречевых» детях и детях с зачатками речи. Тот уровень речи, который есть у этих детей — вокализации, звукоподражания и звукокомплексы эмоциональные восклицания и отдельные нечетко произносимые обиходные слова.

        Группа этих детей достаточно неоднородна. В нее входят дети с моторной, сенсорной и сенсо-моторной алалией, анартрией (тяжелой степенью дизартрии), синдром дефицита внимания и гиперактивностью (далее – СДВГ), расстройством аутистического спектра (далее – РАС), задержкой психического развития (далее – ЗПР). У всех этих детей наблюдается сниженная мотивация к общению (в некоторых случаях полное отсутствие желания контактировать со сверстниками или взрослыми), повышенная эмоциональная истощаемость, отвлекаемость. У таких детей бывает сложно определить, что нарушено первично. На начальных этапах коррекционной работы я дополнительно провожу динамическое наблюдение за ребенком в быту и игре.

Основным направлением в работе с данными детьми является поэтапное развитие сохранных анализаторных систем и включение «безречевых» детей в разные виды игровой деятельности, различные по содержанию и сложности.

Занятия с такими детьми, как правило, являются интегрированными и решают сразу несколько задач поставленных педагогом.

На первых этапах у ребенка формируются языковые умения и сенсомоторные эталоны, необходимых для формирования общения. Важным является «закладка фундамента» предпосылок общения.

На начальном этапе для всех детей используется ряд упражнений, стимулирующих развитие внимания памяти оптико-пространственных представлений наглядно-действенного мышления.

Коррекционная работа с «безречевыми» детьми строится по следующим направлениям:

  1. Развитие слухового восприятия.
  2. Развитие  способности   к  использованию невербальных компонентов коммуникации.
  3. Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики.
  4. Развитие   зрительнo-пространственного анализа и синтеза.
  5. Формирование сенсорных эталонов.
  6. Развитие функции голоса и дыхания.
  7. Развитие импрессивной и экспрессивной речи.

Развитие слухового восприятия.

1этап — узнавание неречевых звуков.

2этап — различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.

3 этап — различение слов, близких по звуковому составу.

Примеры заданий.

Ребенка знакомят с двумя видами музыкальных инструментов. Потом закрывают их ширмой, и просят показать, какой из них играл.

Развитие  способности   к  использованию невербальных компонентов коммуникации.

К невербальным компонентам коммуникации относятся – мимика и жесты. Лучше всего ребенок учится жестам путем подражания. Как правило, он использует те жесты, которыми пользуются окружающие его люди.

При введении жестов следует помнить о то что:

  • жест всегда должен синхронно подкрепляться словом;
  • когда выполняется жест и произносится слово, ребенок должен смотреть на педагога или того человека, который с ним общается;
  • при обучении ребенка жесту ему необходимо оказывать помощь,  следует помогать ему в выполнении движения своими руками;
  • жесты, которым обучен ребенок, должны отрабатываться в повседневной жизни;
  • при общении жестами ребенка следует побуждать к произнесению звуков, слов.

Всем окружающим важно понимать жесты, которые использует ребенок, и эмоционально реагировать на них.

1 этап развитие мимики и умения повторять простые движения в игре.

2 этап формирование умения подражать артикуляции взрослого.

3 этап учить ребенка применять невербальные средства коммуникации.

Примеры заданий.

Ребенку предлагают рассмотреть картинки и просят показать, кто что делает. Жестами рук он показывает – бабочка летит, рыбка плывет, девочка спит и т.д.

Ребёнка знакомят с двумя рисованными знаками (машина- яблоко) и предлагают дополнить незаконченное предложение одним из них, подняв его вверх. На дереве растёт… По дороге едет…

Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики.

1 этап развитие осязаний, мелкой моторики, умения подражать движениям взрослого и его артикуляции.

2 этап развитие умения пользоваться карандашом, регулировать силу нажима и правильное его удержание, развивать координацию и слаженность движений рук, умение удерживать артикуляционную позу.

3 этап развитие умения проводить прямые линии, соединять точки, штриховать, развивать кинетические и кинестетические ощущения рук и мышц артикуляционного аппарата.

Примеры заданий.

Проведение рукой ребёнка по поверхностям с различной текстурой. Учить узнавание на ощупь различные по фактуре предметы. Активизация пассивных и активных движений пальцев рук (пальчиковые игры, упражнения с пластилином). Артикуляционная и мимическая гимнастика. Автоматизация отдельных артикулем (пособие Шишкиной и Травкиной).

Развитие зрительно-пространственного анализа и синтеза.

1 этап учить ориентироваться в схеме собственного тела.

2 этап учить ориентироваться в пространстве комнаты, группы (знакомых помещений).

3 этап учить ориентироваться на плоскости (на листе бумаги).

Примеры заданий.

Нахождение   игрушек   в   пространстве кабинета или группы. Соотнесение игрушки с её изображением на картинке; выполнение действий с предметами и игрушками по инструкции (мокни кисть, закрой баночку). Определение недостающих частей у предметов по картинкам. Узнавание частей тела и лица на предметной   картинке,   соотнесение   их   с   частями собственного тела. Конструирование по образцу, по инструкции (фигуры из счетных палочек, танграм).

Формирование сенсорных эталонов.

1 этап формирование элементарных знаний о цвете, размере, форме предметов (3 основных цвета, понятия большой – маленький, круг — квадрат).

2 этап усложнение материала, постепенное введение новых понятий (дополнительные цвета зеленый, оранжевый, понятия – средний, треугольник).

Читайте также:  Способы развития ребенка дошкольного возраста

3 этап дальнейшее усложнение материала (с опорой на индивидуальные возможности ребенка).

Примеры заданий.

Работа с тактильными таблицами; выделение цвета. Знакомство с размером и формой (плоскостной и объёмной). Выполнение действий  с дидактическими игрушками (матрёшкой, пирамидкой). Выработка дифференцированного восприятия круглой, угольной и квадратной форм на материале предметов и геометрических фигур. Соотнесение цветного и контурного изображений предметов. Дифференциация плоскостного и объёмного изображений. Конструирование целого из частей. Классификация  по цвету,  подбор определённой цветовой гаммы. Идентификация предметов и геометрических фигур. Работа с «Доской Сегена»,  кубиками Кооса, матрицами Ровена.

Развитие функций голоса и дыхания.

1 этап учить контролировать голос (громко – тихо), тренировать целенаправленный выдох.

2 этап продолжать учить контролировать голос, учить вдыхать полной грудью и максимально, целенаправленно выдыхать.

3 этап совершенствование умения пользоваться голосом, делать целенаправленный выдох.

Примеры заданий.

Упражнения на контролирование силы воздушной струи и ротовою выдоха. Выработка умения повышать и понижать голос в доступных пределах.

Развитие  импрессивной и  экспрессивной речи.

1 этап узнавание предметов по их названию (игрушки части тела одежда животные). Показ предметов по их признакам, картинок с  изображением предметов относящихся к определенным категориям.

2 этап выполнение по инструкции действий со знакомыми предметами. Побуждение к высказыванию эмоциональных восклицаний,  просьб, развитие  непроизвольного подражания — звукового и словесного. Различение звукоподражаний с опорой на зрительное  восприятие, соотнесение  игрушек (картинок) с сопряженным отраженным и произвольным звукоподражанием.

3 этап автоматизация отдельных штампов коммуникативной   побудительной и вопросительной речи (дай,  на, кто, иди). Смысловое обыгрывание слов путём включения их в различные смысловые контексты.

Примеры заданий.

Взрослый просит ребенка поднять вверх руки, показать, где носик, показать где глазки и т.д.

Ребенку предлагают два вида крупных деревянных бус в виде животных лягушки (ква-ква) и собаки (гав-гав). Взрослый просит одевать только те, которые он назвал.

Используемая литература:

  1. Государственный стандарт общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Проект — М., 1999.
  2. Ермаков П. В., Якунин Г. А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. — М.: Просвещение, 1990.
  3. Забрамная С. Д., Исаев Т. Н. Изучаем обучая. Методические рекомендации по изучению детей с тяжелой умственной отсталостью. — М., 2007.
  4. Маллер А. Р., Цикото Г. В. Воспитание детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. -208 с.
  5. Семаго Н. Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития. Дефектология. — 2000. — № 1. — С. 18–29.
  6. Основы специальной психологии / под ред. Л. В. Кузнецовой. — М., Академия, 2008.
  7. Жигорева М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь. — М., 2006.

Источник

Консультация

«Специфика коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими отклонения в развитии (УО, РДА)»

Сущность коррекционного воспитания состоит в формировании психических функций ребенка и обогащении его практического опыта   наряду, с преодолением  имеющихся  у него нарушений речи, моторики, сенсорных  функций, поведения и др.   В дошкольном возрасте  воспитание детей  с отклонениями в развитии  направлено на  коррекцию  аномалий психического развития,  на подготовку  к обучению и  жизни в обществе.

    Коррекционное воспитание предполагает сочетание педагогических и лечебных  мероприятий, а также учет  специфики аномального развития и возрастных особенностей ребенка.

     Педагоги, занимающиеся коррекционным воспитанием должны знать:

     —  не только преодолеваем имеющиеся отклонения в развитии, но и предупреждаем   возможные   вторичные  нарушения, связанные с перенапряжением нервной системы ребенка в новых социальных условиях детского сада.

     — результатами перенапряжения  могут быть: утрата сформированных навыков, например, навыка самообслуживания,  возникновение мутизма

( активного отказа от речевого общения) с последующим развитием заикания, страхов, энурезов и т.д.

Аутизм (РДА) – состояние психики, характеризующееся замкнутостью, отсутствием потребности в общении, предпочтением своего внутреннего мира контактам с окружающими. 

Дауна болезнь —  хромосомная болезнь, одна из форм олигофрении, при которой умственная отсталость сочетается со своеобразным внешним обликом больного.

Умственная  отсталость при хромосомных аномалиях.

РДА

Характерные особенности  дефекта

— своеобразный внешний вид;

— стремится к общению,  живость в эмоциональной сфере;

— задержанный темп психического развития, отставание в развитии моторики, речи;

—  чувства симпатии к тем, кто за ними ухаживает;

— неустойчивость настроения

-замкнут, избегает общения с окружающими,

отсутствие зрительного контакта;

 -«толчкообразный взгляд»;

— не реагирует на  речевые  раздражители при сохранном слухе.

Особенности речи

—  диапазон от отсутствия экспрессивной речи до ее возрастной нормы.

— отсутствие коммуникативной функции речи;

—  недоразвитие различных компонентов;

-стереотипия в речи

 ( отраженная речь).

 интеллект

—  глубокая умственная отсталость;

— мышление конкретное, тугоподвижное;

— абстрактные понятия и счет им не доступны.

— может быть сохранным, но развивается негармонично;

— может быть умственная отсталость или одаренность.

поведение

— обычно  ласковы, добродушны, послушны;

— бывают повышенно раздражительны, злобливы.

-двигательная расторможенность, импульсивность;

—  стереотипные движения;

-болезненные формы  поведения: негативизм, страхи, агрессивность, возбудимость.

Зона особого внимания для педагогов

— цель  воспитания: стремление установить с ребенком взаимодействие, развивать предпосылки для  бытовой и социальной адаптации

( навыки опрятности, самообслуживания, речевого общения, стимулировать психическую активность);

— продвижение в развитии детей неравномерно. Этап успеха сменяется длинным периодом закрепления полученных  ЗУНов;

—  для  положительных сдвигов  в развитии детей необходим учет  их подражательности   и авансирование успеха.  

— цель  воспитания: стремление установить с ребенком взаимодействие, развивать предпосылки для  бытовой и социальной адаптации

 ( навыки опрятности, самообслуживания, речевого общения, стимулировать психическую активность, целенаправленность поведения;

-учет выраженной психической пресыщаемости (т. е невозможности заниматься каким-либо видом деятельности по инструкции взрослого);

—  учет ритуальной роли слова в формировании действия.

Читайте также:  Волкова развитие ребенка речевая карта

 Решающими факторами, от которых  зависит положительная динамика психомоторного развития детей с отклонениями,  выступают  адекватные  условия воспитания  и раннее начало комплексных  лечебно-коррекционных и коррекционно-педагогических мероприятий.

Источник

Слайд 1

Коррекционная работа с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в развитии.

Слайд 2

Главной особенностью коррекционной работы является : диагностическое изучение ребенка на момент поступления его в группу; обратную связь с семьей с целью получения полной информации о развитии ребенка ; взаимодействие с врачами-специалистами; построение занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей; занятия интегративного характера, что предполагает возможность решения нескольких разноплановых зада в рамках одного занятия;

Слайд 3

индивидуально-дифференцированный подход: в рамках одного общего задания могут совпадать целевые установки; построение программы осуществляется по спирали: на каждом следующем этапе усложняются задачи работы и в каждом виде деятельности навыки не только закрепляются, но и усложняются; использование игровой мотивации на всех занятиях; продолжительность занятий устанавливается в зависимости от степени сложности занятия и от состояния детей в данный день; необходимость преемственности в работе воспитателя, логопеда и дефектолога: на аналогичном материале, в рамках одной темы каждый из специалистов решает общие и специфические задачи.

Слайд 4

Развитие общей мелкой моторики. Формирование элементарных графомоторных навыков развивать позы при имитации отдельных движений взрослого (в плане общей моторики: присесть, встать, топнуть, хлопнуть, покачать головой и т.п.); нормализовать состояние тонуса мелких мышц, с этой целью можно использовать массаж пальцев и кистей рук в играх с грецким орехом, попеременно с холодной и горячей водой (аналогично с кубиком льда), с тестом, глиной; побудить интерес к изобразительной деятельности, познакомить с бумагой и различными изобразительными средствами: рисование пальчиком и ладошкой, нанесение цветовых пятен;

Слайд 5

В плане общей моторики формировать более сложные навыки: учить имитировать более сложные действия: ходьба, прыжки, наклоны, подражать действиям с предметами: переносить, переставлять, перекладывать и т.п.; развивая моторику рук, важно совершенствовать хватательные движения, учить захватывать большие предметы двумя руками, а маленькие – одной рукой, закреплять различные способы хватания: кулаком, щепотью; при выполнении соотносящих действий в дидактических играх развивать точность движений рук, зрительно-моторную координацию; учить правильному захвату карандаша, стимулировать ритмические игры с карандашом и бумагой, учить выполнять свободные дугообразные, а также кругообразные движения рукой « Каляки-маляки », «Клубок», «Тучка», «барашек»), при этом сначала ребенок пассивно участвует в совместной со взрослым деятельности (взрослый водит рукой ребенка), а затем выполняет движения самостоятельно; развивать позы при подражании движениям взрослого, конструирование образов при помощи пальцев и кистей рук (пальчиковая гимнастика, простейшие позы: «кулачок», «крыша», «стульчик»);

Слайд 6

закреплять умение захватывать предмет щепотью и использовать указательный тип хватания (двумя пальцами: указательным и большим), с этой целью можно предлагать детям дидактические игры на переноску, перекладывание и сортировку мелких предметов, нанизывание на стержень, игры с крупной мозаикой, конструктором); развивать движения кистей рук (особенно полезны упражнения на релаксацию «Погладим котенка», «Маляр», «Полощем белье»); упражнения такого типа следует чередовать с динамическими («Кулак – ладошка – кулак»); учить продевать гибкий шнурок в отверстие, обучать застегиванию пуговиц (на специальных пособиях); учить выполнять серию движений по подражанию (в плане общей и мелкой моторики); развивать навыки застегивания (пуговиц, кнопок, «липучек») и шнуровки; учить элементарным выразительным движениям руками в пальчиковых играх – драматизация («Идет коза рогатая», «Пальчик-мальчик, где ты был?»).

Слайд 7

Развитие зрительного восприятия Развитие сенсорно-перцептивной деятельности на первой ступени предполагает решение следующих задач: стимулировать ориентировочную активность, привлекая внимание ребенка к предметам и явлениям, обеспечивая мотивацию; развивать способность узнавать предметы обихода и игрушки, по инструкции взрослого и показу выделять их в ряду разнородных объектов, находить идентичные (инструкция типа: «Дай игрушку», «Покажи мячик», дидактические игры с парными игрушками – выбор из двух предметов);

Слайд 8

развивать зрительное внимание и зрительную память, при наблюдении за двумя объектами (игры типа «Где мышка?», «Куда убежал зайка?»). При этом объекты перемещаются на глазах ребенка; учить соотносить предмет и его изображение, узнавать на картинке; развивать внимание и память, учить прослеживать за движением и перемещением предметов по отношению к другим объектам. Например, педагог предлагает ребенку: «Посмотри на игрушки. Покажи куклу. Покажи мишку. Закрой глазки», — в — учить различать два объекта по недифференцированному признаку величины (большой — маленький); учить выполнять инструкцию «Дай такую же фигурку», побуждая к практическому примериванию , сличению; учить собирать разрезные картинки без фона, развивая целостное восприятие; учить восприятию предметов по количественным признакам: один-много, один-два; упражнять в восприятии формы в играх с дидактическими игрушками: пирамидкой, матрешкой, матрицами; формировать пространственные ориентировки в координатах вверху — внизу.

Читайте также:  Консультация для родителей подвижные игры как средство развития ребенка

Слайд 9

Развитие слуховых функций Развивать слуховое сосредоточение с использованием звучащих детских и музыкальных игрушке; развивать слуховое внимание и память: игра «Что звучит?» развивать слуховое восприятие при различении неречевых звучаний (последовательный ряд из 2-3 звуков), учить узнавать на картинках предметы и животных, ориентируясь на звукоподражания взрослого: «Чу-чу-чу» — что это едет?», « Би-би » — а это что?», «Кто тебя зовет – «мяу»?» развивать умение узнавать и различать неречевые звучания в ряду из 3-4 сигналов;

Слайд 10

развивать ориентировку на громкость и длительность звучания в играх; учить ориентироваться на высоту, силу, тембр голоса: «Кто мяукает – большой кот или маленький котенок, большая или маленькая дудочка играет?», «Кто тебя зовет – большой мишка или маленький: «Ау?»; учить с закрытыми глазами определять местонахождение источника звука; учить вслушиваться в интонации взрослого, реагировать на громкость звучания его голоса (громко, тихо, шепот).

Слайд 11

Формирование предметной деятельности. развивать зрительно-двигательную координацию, учить действиям хватания, ощупывания, перемещения предметов (сначала допускаются совместные движения, затем ребенок выполняет их самостоятельно); более сложные задания предполагают обучение орудийным действиям с предметами, имеющими фиксированное значение: ложкой, чашкой, совком, ведерком, лейкой; учить выполнять некоторые соотносящие действия в играх с вкладышами, кастрюльками, пирамидками, побуждать к ориентировке в величине; учить совмещать фигурку с прорезью, действовать последовательно, целенаправленно, поддерживать предмет другой рукой, упражнять в согласовании движений обеих рук (используются доска Сегена , матрицы);

Слайд 12

учить на ощупь ориентироваться в фактуре предмета; учить соотносить пары предметов по величине, например, подобрать разным по величине куклам посуду, одежду, мебель; совершенствовать зрительно-моторную координацию, закреплять навыки обследования предмета: ощупывание, обведение контура пальцем; учить узнавать предметы по обводящему движению руки и показывать их; учить рисовать пальчиком на столе и в воздухе контур круга, квадрата; развивать конструктивные способности: воспроизводить простейшие постройки по подражанию и образцу; обучать предметно-игровым действиям: покатай машину, прокати куклу, покорми зайца, укачай куклу.

Слайд 13

Формирование коммуникативных навыков. установить эмоциональный контакт с ребенком, побуждать к визуальному контакту, формировать умение слушать педагога, реагировать на обращение, выполнять простую инструкцию: «Подойди ко мне», «Посмотри на меня», «Покажи игрушку»; развивать умение обращать внимание и реагировать на мимику и жесты взрослого, его интонации; формировать у детей образ собственного Я, учить узнавать себя в зеркале, выбирать свое отражение из двух (в паре с другим ребенком); учить приветствовать и прощаться со взрослыми и детьми группы; закреплять желание и готовность к совместной со взрослым деятельности. Рекомендуются совместные игры и упражнения с одним предметом (мячом, ведерком, шариком);

Слайд 14

упражнять в подражании мимическим движениям в игровых ситуациях: поднять брови, нахмурить их, улыбнуться, наморщить нос; учить узнавать себя и своих близких на фотографиях. Целесообразно, чтобы каждый ребенок принес маленький альбом с такими фотографиями; объединять детей в пары и учить взаимодействовать в играх с одним предметом (покатать друг другу мяч, машинку, насыпать песок в одно ведерко); побуждать к речи в ситуациях общения, к обращению с просьбой «дай», указанию «вот» и т.п. использовать элементарные драматизации в играх с использованием фольклора (песенок, потешек ), совершенствовать навыки выразительных движений; объединять детей в процессуальных играх и вводить элементы сюжета: «Уложим кукол спать», «Построим дом» и т.п.; Учить обращаться друг к другу по имени, здороваться, прощаться, проявлять сочувствие, симпатию.

Слайд 15

Развитие речи. ребенок должен понимать и соотносить слово со знакомыми предметами обихода, игрушками, действиями; учить вслушиваться в речь взрослого, реагировать на обращение по имени; следует побуждать ребенка произносить имеющиеся лепетные слова по отношению к определенному предмету; учить понимать и выполнять инструкции: найди, покажи, дай, назови, принеси, подними, открой, закрой; понимать прилагательные: дай большой, дай маленький мяч; местоимения: я, ты, мой, твой, такой;

Слайд 16

в активном словаре учить употреблять существительные в именительном падеже единственного числа; глаголы в единственном числе настоящего времени и повелительного наклонения; притяжательные местоимения: мой, моя; личные местоимения: у меня, у тебя, у него; повторять звукосочетания гласных, подражая артикуляции взрослых: А, У, И, АУ; пассивный глагольный словарь должен включать названия действий, совершаемых самим ребенком с близкими людьми, животными; учить выполнять по инструкции действия с хорошо знакомыми предметами. При этом взрослый комментирует действия ребенка, подводит им итог, побуждает к этому самого ребенка; учить понимать и выполнять двухступенчатые инструкции («Подойди ко мне и возьми куклу»); учить вслушиваться в звучание согласных (П, Б, М, В, Ф, Т,Д, Н, К, Г, Х), соотносить с показом определенных предметов, в названии которых слышится звук.

Слайд 17

Проведенная работа показала, что своевременное проведение профилактических и коррекционных мероприятий способствовало снижению уровня девиаций, определило тактику психолога как специалиста. Профилактическая и коррекционная работа должна продолжается. В результате этого должны появится промежуточные результаты: стабилизируется эмоциональное состояние подростков, снижается уровень раздражительности, тревожности, агрессивности; подростки становятся более контактными, активными, принимают участие в обсуждении, задают вопросы.

Слайд 18

Спасибо за внимание

Источник