Коррекционная работа с ребенком с отклоняющемся в развитии
Этапы коррекционной работы с детьми со сложной структурой нарушения развития.
Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию обобщение моего опыта в работе с детьми со сложной структурой нарушения развития. В данной статье пойдет речь о «безречевых» детях и детях с зачатками речи. Тот уровень речи, который есть у этих детей — вокализации, звукоподражания и звукокомплексы эмоциональные восклицания и отдельные нечетко произносимые обиходные слова.
Группа этих детей достаточно неоднородна. В нее входят дети с моторной, сенсорной и сенсо-моторной алалией, анартрией (тяжелой степенью дизартрии), синдром дефицита внимания и гиперактивностью (далее – СДВГ), расстройством аутистического спектра (далее – РАС), задержкой психического развития (далее – ЗПР). У всех этих детей наблюдается сниженная мотивация к общению (в некоторых случаях полное отсутствие желания контактировать со сверстниками или взрослыми), повышенная эмоциональная истощаемость, отвлекаемость. У таких детей бывает сложно определить, что нарушено первично. На начальных этапах коррекционной работы я дополнительно провожу динамическое наблюдение за ребенком в быту и игре.
Основным направлением в работе с данными детьми является поэтапное развитие сохранных анализаторных систем и включение «безречевых» детей в разные виды игровой деятельности, различные по содержанию и сложности.
Занятия с такими детьми, как правило, являются интегрированными и решают сразу несколько задач поставленных педагогом.
На первых этапах у ребенка формируются языковые умения и сенсомоторные эталоны, необходимых для формирования общения. Важным является «закладка фундамента» предпосылок общения.
На начальном этапе для всех детей используется ряд упражнений, стимулирующих развитие внимания памяти оптико-пространственных представлений наглядно-действенного мышления.
Коррекционная работа с «безречевыми» детьми строится по следующим направлениям:
- Развитие слухового восприятия.
- Развитие способности к использованию невербальных компонентов коммуникации.
- Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики.
- Развитие зрительнo-пространственного анализа и синтеза.
- Формирование сенсорных эталонов.
- Развитие функции голоса и дыхания.
- Развитие импрессивной и экспрессивной речи.
Развитие слухового восприятия.
1этап — узнавание неречевых звуков.
2этап — различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.
3 этап — различение слов, близких по звуковому составу.
Примеры заданий.
Ребенка знакомят с двумя видами музыкальных инструментов. Потом закрывают их ширмой, и просят показать, какой из них играл.
Развитие способности к использованию невербальных компонентов коммуникации.
К невербальным компонентам коммуникации относятся – мимика и жесты. Лучше всего ребенок учится жестам путем подражания. Как правило, он использует те жесты, которыми пользуются окружающие его люди.
При введении жестов следует помнить о то что:
- жест всегда должен синхронно подкрепляться словом;
- когда выполняется жест и произносится слово, ребенок должен смотреть на педагога или того человека, который с ним общается;
- при обучении ребенка жесту ему необходимо оказывать помощь, следует помогать ему в выполнении движения своими руками;
- жесты, которым обучен ребенок, должны отрабатываться в повседневной жизни;
- при общении жестами ребенка следует побуждать к произнесению звуков, слов.
Всем окружающим важно понимать жесты, которые использует ребенок, и эмоционально реагировать на них.
1 этап развитие мимики и умения повторять простые движения в игре.
2 этап формирование умения подражать артикуляции взрослого.
3 этап учить ребенка применять невербальные средства коммуникации.
Примеры заданий.
Ребенку предлагают рассмотреть картинки и просят показать, кто что делает. Жестами рук он показывает – бабочка летит, рыбка плывет, девочка спит и т.д.
Ребёнка знакомят с двумя рисованными знаками (машина- яблоко) и предлагают дополнить незаконченное предложение одним из них, подняв его вверх. На дереве растёт… По дороге едет…
Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики.
1 этап развитие осязаний, мелкой моторики, умения подражать движениям взрослого и его артикуляции.
2 этап развитие умения пользоваться карандашом, регулировать силу нажима и правильное его удержание, развивать координацию и слаженность движений рук, умение удерживать артикуляционную позу.
3 этап развитие умения проводить прямые линии, соединять точки, штриховать, развивать кинетические и кинестетические ощущения рук и мышц артикуляционного аппарата.
Примеры заданий.
Проведение рукой ребёнка по поверхностям с различной текстурой. Учить узнавание на ощупь различные по фактуре предметы. Активизация пассивных и активных движений пальцев рук (пальчиковые игры, упражнения с пластилином). Артикуляционная и мимическая гимнастика. Автоматизация отдельных артикулем (пособие Шишкиной и Травкиной).
Развитие зрительно-пространственного анализа и синтеза.
1 этап учить ориентироваться в схеме собственного тела.
2 этап учить ориентироваться в пространстве комнаты, группы (знакомых помещений).
3 этап учить ориентироваться на плоскости (на листе бумаги).
Примеры заданий.
Нахождение игрушек в пространстве кабинета или группы. Соотнесение игрушки с её изображением на картинке; выполнение действий с предметами и игрушками по инструкции (мокни кисть, закрой баночку). Определение недостающих частей у предметов по картинкам. Узнавание частей тела и лица на предметной картинке, соотнесение их с частями собственного тела. Конструирование по образцу, по инструкции (фигуры из счетных палочек, танграм).
Формирование сенсорных эталонов.
1 этап формирование элементарных знаний о цвете, размере, форме предметов (3 основных цвета, понятия большой – маленький, круг — квадрат).
2 этап усложнение материала, постепенное введение новых понятий (дополнительные цвета зеленый, оранжевый, понятия – средний, треугольник).
3 этап дальнейшее усложнение материала (с опорой на индивидуальные возможности ребенка).
Примеры заданий.
Работа с тактильными таблицами; выделение цвета. Знакомство с размером и формой (плоскостной и объёмной). Выполнение действий с дидактическими игрушками (матрёшкой, пирамидкой). Выработка дифференцированного восприятия круглой, угольной и квадратной форм на материале предметов и геометрических фигур. Соотнесение цветного и контурного изображений предметов. Дифференциация плоскостного и объёмного изображений. Конструирование целого из частей. Классификация по цвету, подбор определённой цветовой гаммы. Идентификация предметов и геометрических фигур. Работа с «Доской Сегена», кубиками Кооса, матрицами Ровена.
Развитие функций голоса и дыхания.
1 этап учить контролировать голос (громко – тихо), тренировать целенаправленный выдох.
2 этап продолжать учить контролировать голос, учить вдыхать полной грудью и максимально, целенаправленно выдыхать.
3 этап совершенствование умения пользоваться голосом, делать целенаправленный выдох.
Примеры заданий.
Упражнения на контролирование силы воздушной струи и ротовою выдоха. Выработка умения повышать и понижать голос в доступных пределах.
Развитие импрессивной и экспрессивной речи.
1 этап узнавание предметов по их названию (игрушки части тела одежда животные). Показ предметов по их признакам, картинок с изображением предметов относящихся к определенным категориям.
2 этап выполнение по инструкции действий со знакомыми предметами. Побуждение к высказыванию эмоциональных восклицаний, просьб, развитие непроизвольного подражания — звукового и словесного. Различение звукоподражаний с опорой на зрительное восприятие, соотнесение игрушек (картинок) с сопряженным отраженным и произвольным звукоподражанием.
3 этап автоматизация отдельных штампов коммуникативной побудительной и вопросительной речи (дай, на, кто, иди). Смысловое обыгрывание слов путём включения их в различные смысловые контексты.
Примеры заданий.
Взрослый просит ребенка поднять вверх руки, показать, где носик, показать где глазки и т.д.
Ребенку предлагают два вида крупных деревянных бус в виде животных лягушки (ква-ква) и собаки (гав-гав). Взрослый просит одевать только те, которые он назвал.
Используемая литература:
- Государственный стандарт общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Проект — М., 1999.
- Ермаков П. В., Якунин Г. А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. — М.: Просвещение, 1990.
- Забрамная С. Д., Исаев Т. Н. Изучаем обучая. Методические рекомендации по изучению детей с тяжелой умственной отсталостью. — М., 2007.
- Маллер А. Р., Цикото Г. В. Воспитание детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. -208 с.
- Семаго Н. Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития. Дефектология. — 2000. — № 1. — С. 18–29.
- Основы специальной психологии / под ред. Л. В. Кузнецовой. — М., Академия, 2008.
- Жигорева М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь. — М., 2006.
Источник
Консультация
«Специфика коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими отклонения в развитии (УО, РДА)»
Сущность коррекционного воспитания состоит в формировании психических функций ребенка и обогащении его практического опыта наряду, с преодолением имеющихся у него нарушений речи, моторики, сенсорных функций, поведения и др. В дошкольном возрасте воспитание детей с отклонениями в развитии направлено на коррекцию аномалий психического развития, на подготовку к обучению и жизни в обществе.
Коррекционное воспитание предполагает сочетание педагогических и лечебных мероприятий, а также учет специфики аномального развития и возрастных особенностей ребенка.
Педагоги, занимающиеся коррекционным воспитанием должны знать:
— не только преодолеваем имеющиеся отклонения в развитии, но и предупреждаем возможные вторичные нарушения, связанные с перенапряжением нервной системы ребенка в новых социальных условиях детского сада.
— результатами перенапряжения могут быть: утрата сформированных навыков, например, навыка самообслуживания, возникновение мутизма
( активного отказа от речевого общения) с последующим развитием заикания, страхов, энурезов и т.д.
Аутизм (РДА) – состояние психики, характеризующееся замкнутостью, отсутствием потребности в общении, предпочтением своего внутреннего мира контактам с окружающими.
Дауна болезнь — хромосомная болезнь, одна из форм олигофрении, при которой умственная отсталость сочетается со своеобразным внешним обликом больного.
Умственная отсталость при хромосомных аномалиях. | РДА | |
Характерные особенности дефекта | — своеобразный внешний вид; — стремится к общению, живость в эмоциональной сфере; — задержанный темп психического развития, отставание в развитии моторики, речи; — чувства симпатии к тем, кто за ними ухаживает; — неустойчивость настроения | -замкнут, избегает общения с окружающими, отсутствие зрительного контакта; -«толчкообразный взгляд»; — не реагирует на речевые раздражители при сохранном слухе. |
Особенности речи | — диапазон от отсутствия экспрессивной речи до ее возрастной нормы. | — отсутствие коммуникативной функции речи; — недоразвитие различных компонентов; -стереотипия в речи ( отраженная речь). |
интеллект | — глубокая умственная отсталость; — мышление конкретное, тугоподвижное; — абстрактные понятия и счет им не доступны. | — может быть сохранным, но развивается негармонично; — может быть умственная отсталость или одаренность. |
поведение | — обычно ласковы, добродушны, послушны; — бывают повышенно раздражительны, злобливы. | -двигательная расторможенность, импульсивность; — стереотипные движения; -болезненные формы поведения: негативизм, страхи, агрессивность, возбудимость. |
Зона особого внимания для педагогов | — цель воспитания: стремление установить с ребенком взаимодействие, развивать предпосылки для бытовой и социальной адаптации ( навыки опрятности, самообслуживания, речевого общения, стимулировать психическую активность); — продвижение в развитии детей неравномерно. Этап успеха сменяется длинным периодом закрепления полученных ЗУНов; — для положительных сдвигов в развитии детей необходим учет их подражательности и авансирование успеха. | — цель воспитания: стремление установить с ребенком взаимодействие, развивать предпосылки для бытовой и социальной адаптации ( навыки опрятности, самообслуживания, речевого общения, стимулировать психическую активность, целенаправленность поведения; -учет выраженной психической пресыщаемости (т. е невозможности заниматься каким-либо видом деятельности по инструкции взрослого); — учет ритуальной роли слова в формировании действия. |
Решающими факторами, от которых зависит положительная динамика психомоторного развития детей с отклонениями, выступают адекватные условия воспитания и раннее начало комплексных лечебно-коррекционных и коррекционно-педагогических мероприятий.
Источник
Слайд 1
Коррекционная работа с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в развитии.
Слайд 2
Главной особенностью коррекционной работы является : диагностическое изучение ребенка на момент поступления его в группу; обратную связь с семьей с целью получения полной информации о развитии ребенка ; взаимодействие с врачами-специалистами; построение занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей; занятия интегративного характера, что предполагает возможность решения нескольких разноплановых зада в рамках одного занятия;
Слайд 3
индивидуально-дифференцированный подход: в рамках одного общего задания могут совпадать целевые установки; построение программы осуществляется по спирали: на каждом следующем этапе усложняются задачи работы и в каждом виде деятельности навыки не только закрепляются, но и усложняются; использование игровой мотивации на всех занятиях; продолжительность занятий устанавливается в зависимости от степени сложности занятия и от состояния детей в данный день; необходимость преемственности в работе воспитателя, логопеда и дефектолога: на аналогичном материале, в рамках одной темы каждый из специалистов решает общие и специфические задачи.
Слайд 4
Развитие общей мелкой моторики. Формирование элементарных графомоторных навыков развивать позы при имитации отдельных движений взрослого (в плане общей моторики: присесть, встать, топнуть, хлопнуть, покачать головой и т.п.); нормализовать состояние тонуса мелких мышц, с этой целью можно использовать массаж пальцев и кистей рук в играх с грецким орехом, попеременно с холодной и горячей водой (аналогично с кубиком льда), с тестом, глиной; побудить интерес к изобразительной деятельности, познакомить с бумагой и различными изобразительными средствами: рисование пальчиком и ладошкой, нанесение цветовых пятен;
Слайд 5
В плане общей моторики формировать более сложные навыки: учить имитировать более сложные действия: ходьба, прыжки, наклоны, подражать действиям с предметами: переносить, переставлять, перекладывать и т.п.; развивая моторику рук, важно совершенствовать хватательные движения, учить захватывать большие предметы двумя руками, а маленькие – одной рукой, закреплять различные способы хватания: кулаком, щепотью; при выполнении соотносящих действий в дидактических играх развивать точность движений рук, зрительно-моторную координацию; учить правильному захвату карандаша, стимулировать ритмические игры с карандашом и бумагой, учить выполнять свободные дугообразные, а также кругообразные движения рукой « Каляки-маляки », «Клубок», «Тучка», «барашек»), при этом сначала ребенок пассивно участвует в совместной со взрослым деятельности (взрослый водит рукой ребенка), а затем выполняет движения самостоятельно; развивать позы при подражании движениям взрослого, конструирование образов при помощи пальцев и кистей рук (пальчиковая гимнастика, простейшие позы: «кулачок», «крыша», «стульчик»);
Слайд 6
закреплять умение захватывать предмет щепотью и использовать указательный тип хватания (двумя пальцами: указательным и большим), с этой целью можно предлагать детям дидактические игры на переноску, перекладывание и сортировку мелких предметов, нанизывание на стержень, игры с крупной мозаикой, конструктором); развивать движения кистей рук (особенно полезны упражнения на релаксацию «Погладим котенка», «Маляр», «Полощем белье»); упражнения такого типа следует чередовать с динамическими («Кулак – ладошка – кулак»); учить продевать гибкий шнурок в отверстие, обучать застегиванию пуговиц (на специальных пособиях); учить выполнять серию движений по подражанию (в плане общей и мелкой моторики); развивать навыки застегивания (пуговиц, кнопок, «липучек») и шнуровки; учить элементарным выразительным движениям руками в пальчиковых играх – драматизация («Идет коза рогатая», «Пальчик-мальчик, где ты был?»).
Слайд 7
Развитие зрительного восприятия Развитие сенсорно-перцептивной деятельности на первой ступени предполагает решение следующих задач: стимулировать ориентировочную активность, привлекая внимание ребенка к предметам и явлениям, обеспечивая мотивацию; развивать способность узнавать предметы обихода и игрушки, по инструкции взрослого и показу выделять их в ряду разнородных объектов, находить идентичные (инструкция типа: «Дай игрушку», «Покажи мячик», дидактические игры с парными игрушками – выбор из двух предметов);
Слайд 8
развивать зрительное внимание и зрительную память, при наблюдении за двумя объектами (игры типа «Где мышка?», «Куда убежал зайка?»). При этом объекты перемещаются на глазах ребенка; учить соотносить предмет и его изображение, узнавать на картинке; развивать внимание и память, учить прослеживать за движением и перемещением предметов по отношению к другим объектам. Например, педагог предлагает ребенку: «Посмотри на игрушки. Покажи куклу. Покажи мишку. Закрой глазки», — в — учить различать два объекта по недифференцированному признаку величины (большой — маленький); учить выполнять инструкцию «Дай такую же фигурку», побуждая к практическому примериванию , сличению; учить собирать разрезные картинки без фона, развивая целостное восприятие; учить восприятию предметов по количественным признакам: один-много, один-два; упражнять в восприятии формы в играх с дидактическими игрушками: пирамидкой, матрешкой, матрицами; формировать пространственные ориентировки в координатах вверху — внизу.
Слайд 9
Развитие слуховых функций Развивать слуховое сосредоточение с использованием звучащих детских и музыкальных игрушке; развивать слуховое внимание и память: игра «Что звучит?» развивать слуховое восприятие при различении неречевых звучаний (последовательный ряд из 2-3 звуков), учить узнавать на картинках предметы и животных, ориентируясь на звукоподражания взрослого: «Чу-чу-чу» — что это едет?», « Би-би » — а это что?», «Кто тебя зовет – «мяу»?» развивать умение узнавать и различать неречевые звучания в ряду из 3-4 сигналов;
Слайд 10
развивать ориентировку на громкость и длительность звучания в играх; учить ориентироваться на высоту, силу, тембр голоса: «Кто мяукает – большой кот или маленький котенок, большая или маленькая дудочка играет?», «Кто тебя зовет – большой мишка или маленький: «Ау?»; учить с закрытыми глазами определять местонахождение источника звука; учить вслушиваться в интонации взрослого, реагировать на громкость звучания его голоса (громко, тихо, шепот).
Слайд 11
Формирование предметной деятельности. развивать зрительно-двигательную координацию, учить действиям хватания, ощупывания, перемещения предметов (сначала допускаются совместные движения, затем ребенок выполняет их самостоятельно); более сложные задания предполагают обучение орудийным действиям с предметами, имеющими фиксированное значение: ложкой, чашкой, совком, ведерком, лейкой; учить выполнять некоторые соотносящие действия в играх с вкладышами, кастрюльками, пирамидками, побуждать к ориентировке в величине; учить совмещать фигурку с прорезью, действовать последовательно, целенаправленно, поддерживать предмет другой рукой, упражнять в согласовании движений обеих рук (используются доска Сегена , матрицы);
Слайд 12
учить на ощупь ориентироваться в фактуре предмета; учить соотносить пары предметов по величине, например, подобрать разным по величине куклам посуду, одежду, мебель; совершенствовать зрительно-моторную координацию, закреплять навыки обследования предмета: ощупывание, обведение контура пальцем; учить узнавать предметы по обводящему движению руки и показывать их; учить рисовать пальчиком на столе и в воздухе контур круга, квадрата; развивать конструктивные способности: воспроизводить простейшие постройки по подражанию и образцу; обучать предметно-игровым действиям: покатай машину, прокати куклу, покорми зайца, укачай куклу.
Слайд 13
Формирование коммуникативных навыков. установить эмоциональный контакт с ребенком, побуждать к визуальному контакту, формировать умение слушать педагога, реагировать на обращение, выполнять простую инструкцию: «Подойди ко мне», «Посмотри на меня», «Покажи игрушку»; развивать умение обращать внимание и реагировать на мимику и жесты взрослого, его интонации; формировать у детей образ собственного Я, учить узнавать себя в зеркале, выбирать свое отражение из двух (в паре с другим ребенком); учить приветствовать и прощаться со взрослыми и детьми группы; закреплять желание и готовность к совместной со взрослым деятельности. Рекомендуются совместные игры и упражнения с одним предметом (мячом, ведерком, шариком);
Слайд 14
упражнять в подражании мимическим движениям в игровых ситуациях: поднять брови, нахмурить их, улыбнуться, наморщить нос; учить узнавать себя и своих близких на фотографиях. Целесообразно, чтобы каждый ребенок принес маленький альбом с такими фотографиями; объединять детей в пары и учить взаимодействовать в играх с одним предметом (покатать друг другу мяч, машинку, насыпать песок в одно ведерко); побуждать к речи в ситуациях общения, к обращению с просьбой «дай», указанию «вот» и т.п. использовать элементарные драматизации в играх с использованием фольклора (песенок, потешек ), совершенствовать навыки выразительных движений; объединять детей в процессуальных играх и вводить элементы сюжета: «Уложим кукол спать», «Построим дом» и т.п.; Учить обращаться друг к другу по имени, здороваться, прощаться, проявлять сочувствие, симпатию.
Слайд 15
Развитие речи. ребенок должен понимать и соотносить слово со знакомыми предметами обихода, игрушками, действиями; учить вслушиваться в речь взрослого, реагировать на обращение по имени; следует побуждать ребенка произносить имеющиеся лепетные слова по отношению к определенному предмету; учить понимать и выполнять инструкции: найди, покажи, дай, назови, принеси, подними, открой, закрой; понимать прилагательные: дай большой, дай маленький мяч; местоимения: я, ты, мой, твой, такой;
Слайд 16
в активном словаре учить употреблять существительные в именительном падеже единственного числа; глаголы в единственном числе настоящего времени и повелительного наклонения; притяжательные местоимения: мой, моя; личные местоимения: у меня, у тебя, у него; повторять звукосочетания гласных, подражая артикуляции взрослых: А, У, И, АУ; пассивный глагольный словарь должен включать названия действий, совершаемых самим ребенком с близкими людьми, животными; учить выполнять по инструкции действия с хорошо знакомыми предметами. При этом взрослый комментирует действия ребенка, подводит им итог, побуждает к этому самого ребенка; учить понимать и выполнять двухступенчатые инструкции («Подойди ко мне и возьми куклу»); учить вслушиваться в звучание согласных (П, Б, М, В, Ф, Т,Д, Н, К, Г, Х), соотносить с показом определенных предметов, в названии которых слышится звук.
Слайд 17
Проведенная работа показала, что своевременное проведение профилактических и коррекционных мероприятий способствовало снижению уровня девиаций, определило тактику психолога как специалиста. Профилактическая и коррекционная работа должна продолжается. В результате этого должны появится промежуточные результаты: стабилизируется эмоциональное состояние подростков, снижается уровень раздражительности, тревожности, агрессивности; подростки становятся более контактными, активными, принимают участие в обсуждении, задают вопросы.
Слайд 18
Спасибо за внимание
Источник