Коррекционная педагогика условия развития ребенка
КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
1. КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА……………….4
1.1.С какими науками связана коррекционная педагогика…………..4
1.2.Как организована профессиональная работа в коррекционном дошкольном образовательном учреждении……………………………9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….12
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………13
ВВЕДЕНИЕ
Термин педагогика дословно обозначает –детовождение – это наука о воспитании и обучении детей. Педагогами в Древней Греции называли рабов, сопровождавших детей рабовладельцев по дороге в школу и из нее. В дальнейшем значение этого термина было переосмыслено – так стали называть наставников, лиц, занимавшихся воспитанием, обучением подрастающего поколения и имеющих для этого специальную подготовку. В отдельную отрасль знания педагогика выделилась в начале XVII в. Актуальные проблемы коррекционной педагогики. По статистике, в настоящее время, в РФ насчитывается около двух миллионов детей с физическими и интеллектуальными недостатками, что составляет почти 5% детской популяции. К основным видам патологии относятся психические заболевания (30%), неврологические (20%), поражения органов слуха и зрения (17% и 18%).
Для детей с данными заболеваниями создана сеть специальных образовательных коррекционных учреждений, в которых реализуются педагогические технологии, направленные на исправление, ослабление или замещение недостатков психофизического развития посредством средств образования. Область применения таких технологий, ориентированных на учет особенностей индивидуального развития каждого нетипичного ребенка в процессе его обучения и воспитания называется коррекционной педагогикой (от лат. correctio — исправление). Коррекционная педагогика как явление в современной педагогике выступает преемницей дефектологии (лат. defectus –недостаток и греч. logos – учение), которая изучает психофизиологические особенности развития аномальных детей (греч. anomalos – неправильный), закономерности их обучения и воспитания, определяет условия, способствующие преодолению имеющихся у них дефектов в умственном и физическом развитии. Изменение терминологии связано с необходимостью уже в самом понятии перенести акцент с выявления отклонений на их устранение, с недостатков (дефектов) личности на ее позитивные стороны. Понятие «коррекционная педагогика» имеет, куда большее педагогическое значение, чем «дефектология», но ее клинический аспект значительно уже.
1. КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА
1.1.С какими науками связана коррекционная педагогика
Коррекционная педагогика – это многоотраслевая наука, изучающая детей с особенностями психофизического развития (ОПФР), и, занимающаяся разработкой проблем их воспитания, обучения и коррекции онтогенетических недостатков. Она обеспечивает научные основы работы специальных образовательных школ и дошкольных учреждений, пунктов коррекционно-педагогической помощи. Объект коррекционной педагогики – личность ребенка, имеющего отклонения в сенсорно-двигательной, соматической, интеллектуальной и речевой сферах, отклонения в поведении, затрудняющие школьную адаптацию и адекватную социализацию. По А.Д. Гонееву объектом коррекционной педагогики являются дети, имеющие четыре «Д», т. е. дети, имеющие не ярко выраженный дефект, перенесшие в раннем возрасте депривацию(лишение), в силу этого испытывающие школьную дезадаптацию (нарушение приспособления) и проявляющие девиацию(отклонение в поведении). Г.В. Кумарина объектом коррекционной педагогики называет ситуации и состояния риска в развитии растущего человека, адаптационные нарушения, которые проявляются во взаимодействии индивида со средой, необусловленные факторами органической этиологии, а также явления социально-психологической школьной дезадаптации. Т.В. Варенова объектом коррекционной педагогики (как самостоятельной науки) называет психические и физические нарушения, а не их носителей, однако в реальной практической работе, несомненно, учитываются все индивидуальные и типологические особенности. Предмет коррекционной педагогики – теория и практика специального образования, включающая в себя изучение особенностей развития и образования ребенка с ОПФР, особенностей становления его как личности, использования этого знания для нахождения наилучших средств, условий, путей, которые обеспечат коррекцию физических или психических недостатков, отклонений в поведении, образовании такого ребенка в целях его социальной адаптации и интеграции в общество. К числу целей коррекционной педагогики относятся: коррекция недостатка, его компенсация педагогическими средствами; адаптация и реабилитация социальная и личностная. Достижение данных целей возможно только тогда, когда достигнуты конкретные цели обучения и воспитания, образования в целом, т. е. налицо положительные результаты коррекции и компенсации недостатка. Для достижения указанных целей коррекционная педагогика решает следующие задачи: 1. определяет природу и сущность физических и психических недостатков и отклонений, выявляет причины и условия их появления; 2. изучает педагогические закономерности развития личности в условиях ограниченных возможностей жизнедеятельности; 3. выявляет ведущие тенденции в предупреждении и преодолении отклонений в развитии, этиологию психофизического развития и социально-педагогических условий жизнедеятельности лиц с ОПФР; 4. в соответствии со структурой нарушения определяет коррекционные и компенсаторные возможности конкретного лица с ОПФР; 5. разрабатывает методы, приемы, средства и технологии коррекционно-педагогического воздействия на личность; 6. определяет и обосновывает построение педагогических классификаций лиц с ОПФР; 7. определяет цели, задачи и направления деятельности, специальных коррекционно-развивающих учреждений; 8. создает необходимую учебно-методическую базу в подготовке педагогов к коррекционно-педагогической работе с лицами с ОПФР. Коррекционная педагогика объединяет ряд самостоятельных отраслей: это сурдопедагогика(от греч. surdus –глухой), изучающая вопросы воспитания и обучения детей с недостатками слуха; тифлопедагогика (от греч. tiphlos –слепой)– вопросы воспитания и обучения детей с дефектами зрения;олигофренопедагогика(от греч. olygos –малый, phren –ум)– вопросы воспитания и обучения детей с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью); логопедия(от греч. logos –слово, paideia –воспитание, обучение) – вопросы изучения и исправления недостатков речи. Коррекционная педагогика связана с общей педагогикой, философией, социальной педагогикой, социальной психологией, социологией. Коррекционная педагогика использует научный арсенал общей педагогики: цели, задачи, содержание, формы и методы обучения и воспитания подрастающего поколения, методы и формы организации учебно-воспитательного процесса. Коррекционная педагогика вносит существенные поправки во все вышеперечисленное в соответствии с природой и характером отклонений в развитии детей, разрабатывает свои приемы и методы коррекционного воздействия. Коррекционная педагогика тесно взаимодействует с философией: повседневное педагогическое воздействие на психические или физические дефекты приводит к появлению философской закономерности перехода количества в качество, т.е. отклонение уменьшается или компенсируется за счет активизации деятельности здоровых или имеющих незначительную патологию органов. Предметом социальной педагогики является исследование воспитательных сил общества и способа их актуализации. С социальной психологией связь в том, что она изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы. У социологии коррекционная педагогика заимствует закономерности становления, функционирования и развития общества. Также коррекционная педагогика связана с рядом медицинских дисциплин. Каждое отклонение, каждый дефект в развитии обусловлен физическими и психическими причинами. Поскольку коррекционная педагогика занимается вопросами изучения, образования и развития лиц с ОПФР, ей необходимы данные их клинического исследования, которые можно получить из невропатологии (изучает органические и функциональные болезни нервной системы), патофизиологии (закономерности возникновения, развития и течения патологических процессов), общей и медицинской генетики (законы наследственности и наследственных заболеваний), психопатологии (болезни психики, их причины, течение, предупреждение и лечение), детской психиатрии (психопатологические проявления в детском возрасте). Для сурдо- и тифлопедагогики большое значение имеют данные отоларингологии (заболевания уха, носа, горла) и офтальмологии (заболевания органов зрения). Разработке методов восстановления нарушенных психических функций с использованием приемов компенсации дефекта помогает патопсихология (отрасль психологии, изучающая изменения психической деятельности при патологических состояниях мозга). Разработка фундаментальных методических основ образования и социализации детей с ОПФР осуществляется с опорой на общую и специальную (тифло-, сурдо-, олигофрено-, лого-) психологию, изучающую психологические особенности детей данных категорий. И, конечно же, коррекционная педагогика тесно связана с педагогической психологией, т.к. без знания закономерностей функционирования человеческой психики и психического развития в норме нельзя разработать научную систему обучения и воспитания детей с ОПФР. В рамках коррекционной педагогики разрабатываются вопросы специальной дидактики (от лат. didaktikos –поучающий). Специальная дидактика изучает проблемы теоретико-прикладных основ коррекционного обучения, выявляет закономерности, которым оно подчиняется, определяет педагогические основы содержания образования, исследует сущность принципов обучения, способы активизации учебно-познавательного процесса. Другими словами, основной задачей специальной дидактики является такая обработка подаваемого учащимся материала, в результате которой он становится доступным, доходчивым, легким для усвоения, но не теряет при этом логики предмета.
1.2.Как организована профессиональная работа в коррекционном дошкольном образовательном учреждении
Одним из условий повышения эффективности коррекционно-педагогической работы является создание адекватной возможностям ребенка охранительно-педагогической и предметно-развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребенка (культурные ландшафты, физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения, предметно-игровая, детская библиотека, игротека, музыкально- театральная среда и др.(Е. А. Екжанова,Е. А. Стребелева). Организация воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ предполагает внесение изменений в формы коррекционно-развивающей работы. Для большинства детей характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, что требует внесения изменений в планирование образовательной деятельности и режим дня. В режиме дня должны быть предусмотрены увеличение времени, отводимого на проведение гигиенических процедур, прием пищи. Предусматривается широкое варьирование организационных форм коррекционно-образовательной работы: групповых, подгрупповых, индивидуальных, Большинству детей с ОВЗ необходим адаптационный период. Адаптация – это часть приспособительных реакций ребенка, который может испытывать трудности при вхождении в интеграционное пространство (не вступает в контакт, не отпускает родителей, отказывается от еды, игрушек и др.). В этот период воспитатель должен снять стресс, обеспечить положительное эмоциональное состояние дошкольника, создать спокойную обстановку, наладить контакт с ребенком и родителями. Одним из важных условий организации процесса воспитания и обучения детей с ОВЗ в условиях массового детского сада является оснащение его специальным оборудованием. Для организации и проведения коррекционных мероприятий необходимо знать некоторые особенности дидактического материала. В соответствии с возможностями детей с ОВЗ определяются методы обучения. При планировании работы важно использовать наиболее доступные методы: наглядные, практические, словесные. Психологи доказали, что чем большее количество анализаторов использовалось в процессе изучения материала, тем полнее, прочнее знания. Выбор альтернативных методов создает условия, способствующие эффективности процесса обучения. Вопрос о рациональном выборе системы методов и отдельных методических приемов решается педагогом в каждом конкретном случае. Для более глубокого понимания значения действий, явлений используются наглядно-практические методы; для уточнения знаний о предметах широко применяется письменная речь (таблички), дактилология при объяснении программного материала. В тех случаях, когда программа не может быть освоена из-за тяжести физических, психических нарушений, проектируются индивидуальные коррекционные программы, направленные на социализацию воспитанников и способствующие нормализации эмоционального поведения, формированию навыков самообслуживания, игровых действий, предметной деятельности, социально-бытовой ориентации. Для детей с ОВЗ целесообразно вводить пропедевтические разделы, дающие возможность в более элементарной форме восполнить недостающие знания и представления об окружающем мире. Для отдельных категорий детей с ОВЗ, обладающих особой спецификой развития, предусматривается включение инновационных технологий, оригинальных методик и предметов. Так, например, для детей, имеющих глубокие задержки речи, интеллекта, слуха используются невербальные средства коммуникации, такие как пиктограммы, система жестов, календарная система (картинки-символы). Важным компонентом успешного включения ребенка с ОВЗ в среду здоровых сверстников является подготовка педагогов к интегративному процессу с помощью обучающих программ повышения квалификации для специалистов дошкольных учреждений и программ повышения родительской компетентности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Все большее внимание уделяется в обществе проблеме ребенка, в особенности, непрерывно возрастающим отклонениям в развитии у детей. Неблагоприятные экологические, политические и социальные факторы негативно изменяют генофонд нации, отражаясь на ухудшающемся духовном, психологическом и соматическом здоровье наших детей. В связи с этим деятельность специальных психологов и педагогов значительно расширяется сегодня и охватывает семейную, групповую, профессиональную, возрастную психологию и психокоррекцию, с активным внедрением методов медицинской психодиагностики и психотерапии. Она включает в себя методы психологической саморегуляции ребенка и взрослых, родителей и педагогов. Внутреннее саморазвитие психолога и педагога стало насущной задачей современности. Недаром В.П. Кащенко отмечал: «Учи и воспитывай, изучая!» А изучение психологических процессов должно начинаться со своего собственного внутреннего мира. Поэтому все большее внимание уделяется неврологической и психиатрической подготовке специалистов по коррекционной педагогике: «работа педагога школы должна быть обоснована психологией, а деятельность педагога, занятого воспитанием исключительных детей, неминуемо освещена психоневрологией». Это особенно актуально в связи с увеличением числа умеренных и смешанных отклонений в развитии, требующих особенно тщательного медико-психологического исследования. «Полноценное будущее общества – в социальной полноценности его молодых поколений». Только глубоко духовное и культурное содержание работы с детьми, а не сухая, пусть и совершенная методичность могут изменить существующее положение к лучшему. Проблема детства сокрыта глубоко в нашей собственной душе, душе взрослого человека.
ЛИТЕРАТУРА
- Жигорева М.В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь: учеб. пособие/М.В. Жигорева. — 2-е изд., испр. — М.: Академия, 2008.
- Коррекционная и специальная педагогика: учеб. пособие / авт.-сост. Н.В. Иванова; Старорус. политехн. колледж (филиал) НовГУ. — Старая Русса, 2010.
- Мишина Г.А. Коррекционная и специальная педагогика: учеб. пособие для учреждений сред. проф. образования/Г.А. Мишина, Е.Н. Моргачева. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007.
- Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: учеб. пособие/Л.Я. Олифиренко, Т.И. Шульга, И.Ф. Деменьева. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Академия, 2009.
- Коррекционная педагогика: основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб заведений / Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов, С.Н. Шаховская, Ю.А. Костенкова; Под ред. Б.П. Пузанова. – 3-е изд., доп. –М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 160с.
Источник