Коррекция застенчивости ребенок в 4 года

Коррекция застенчивости ребенок в 4 года thumbnail

Когда ваш малыш неожиданно становится боязливым, стеснительным, нерешительным и неуверенным в себе, ситуация вызывает беспокойство и страх. Чтобы решить проблему, нужно знать ее психологические аспекты. Они позволят определить оптимальные условия коррекции застенчивости у детей дошкольного возраста.

коррекция застенчивости у дошкольников

Особенности застенчивости у дошкольников

Часто застенчивость считается положительной чертой ребёнка. Малышу даются характеристики сдержанного, уравновешенного, скромного. В действительности такое состояние психики не позволяет ребёнку быть самим собой, демонстрировать свой настоящий характер и особенности. Это негативно влияет на его состояние, с каждым разом усугубляя ситуацию.

Поведение застенчивого малыша вызывает непонимание у людей. Такая позиция окружающих сказывается на самовосприятии ребёнка, который ещё больше погружается в состояние робости. Получается замкнутый круг. Для внушения себе уверенности малыш тратит большое количество сил, что также сказывается на его состоянии.

Природа состояния

Застенчивость — психическое состояние, которое проявляется у человека в форме нерешительности, боязливости, напряжённости, скованности и неловкости. Такое состояние также часто обозначается терминами стеснительность или робость.

Психологические исследования показывают, что застенчивость может быть двух видов:

  1. Дискомфорт от присутствия в компании других людей.
  2. Неудобство перед самим собой.

Не стоит воспринимать рассматриваемое явление как обычное состояние с небольшим негативным оттенком, который можно игнорировать. Исследования в психологии показывают, что застенчивость — это тяжёлое эмоциональное состояние, оказывающее влияние на весь организм человека.

коррекция застенчивости у дошкольников

Признаки застенчивости

Определить наличие стеснительности у ребёнка дошкольного возраста можно, путём выявления характерных признаков, которые сопровождают его в процессе общения длительное время.

  1. Недостаток лёгкости, спонтанности и раскованности, а также необоснованная напряжённость и импульсивность в общении.
  2. Зажатость, скованность.
  3. Концентрация на своей личности.
  4. Страх совершить ошибку.

Проявления робости в поведении дошкольников:

  • взгляд исподлобья, уход от контакта «глаза в глаза»;
  • молчаливость, затруднение речи;
  • скудная игровая деятельность;
  • отстранённость от событий, которые в действительности вызывают интерес;
  • тихий голос, шёпот;
  • ёрзание на стуле;
  • сутулые плечи.

Ситуации, вызывающие застенчивость:

  • пребывание в центре внимание;
  • выступление с речью перед людьми;
  • новая обстановка;
  • общение с представителями противоположного пола;
  • выполнение задач/игра в группе детей.

Причины чрезмерной скромности у детей

Выделяют две ключевые причины развития застенчивости:

  1. Низкая самооценка, неуверенность в себе.
  2. Отсутствие социальных навыков.

Ряд исследователей добавляют ещё несколько причин, которые провоцируют развитие стеснительности. К ним относятся:

  • наследственность;
  • внутренние психические противоречия;
  • естественная реакция на нарушение установленных границ приличий;
  • самовнушение;
  • слабость центральной нервной системы;
  • стремительное развитие общества, резкие технологические изменения в жизни;
  • кризис внутрисемейных отношений, неполноценные семьи, сосредоточенность родителей на материальных аспектах воспитания;
  • особенности темперамента, нервной системы;
  • чрезмерная опека родителей, полное отсутствие участия в жизни малыша.

Возрастные особенности

Застенчивость проявляется с самого раннего возраста, когда малыш начинает активно взаимодействовать с окружающими людьми.

Последствие развития застенчивости:

  1. Отсутствие радости общения.
  2. Проблемы с поиском друзей.
  3. Недостаток поддержки при коммуникации.
  4. Формирование комплексов, развитие фобий.
  5. Трудности в процессе обучения.
  6. Невозможность полноценной реализации в профессиональной деятельности и личной жизни.

Ряд исследователей выделяет в своих работах положительное влияние умеренной застенчивости на развитие ребёнка. Он более защищён от эмоциональных перегрузок, перевозбуждения нервной системы в результате коммуникации. Робкие дети ограждены от общения и контактов с незнакомыми людьми, их внутренний мир более богат и лучше развит.

Стеснительность во взрослой жизни выражается в уравновешенности, сдержанности, уважении личного пространства других людей.

Условия коррекции детской застенчивости

В преодолении застенчивости дошкольников должны участвовать родители, воспитатели детского сада и психологи.

коррекция застенчивости у дошкольников

Для эффективной коррекции застенчивости у детей необходимо соблюсти 2 ключевых условия:

  1. Постепенно расширять круг общения, формируя и закрепляя необходимые навыки. Важно грамотно работать с остальными участниками коммуникации.
  2. С помощью индивидуального подхода следует укреплять уверенность малыша в себе, учитывая особенности детской личности.

Советы, которые нужно выполнять для создания этих условий:

  • постоянно подпитывать уверенность малыша в себе;
  • привлекать к различным видам деятельности, постепенно усложняя коммуникативную составляющую с другими детьми;
  • расширять круг знакомств — бывать в новых местах, ходить в гости, приглашать знакомых к себе домой.

Коррекцию застенчивости дошкольников в группе психологи рекомендуют проводить в четыре этапа:

  1. Создание мотивации на общение и освоение навыков коммуникации. Для решения этой задачи отлично подходят терапевтические занятия с применением игр, сказок, расслабляющих упражнений.
  2. Обучение навыку самостоятельного установления контакта. Здесь применяются расслабляющие упражнения, коллективные игры, ролевые представления, рисование.
  3. Расширение границ мира эмоций малыша путём разнообразных игр.
  4. Применение освоенных умений коммуникации в творческой среде. Задача решается свободным общением детей, групповыми играми творческого характера с минимальным вмешательством взрослых.
Читайте также:  На чем катать ребенка в 4 года

коррекция застенчивости у дошкольников

Внешние условия для проведения четырёхэтапной корректирующей терапии:

  • периодичность занятий: 1—2 раза в неделю;
  • фиксация всех поведенческих изменений дошкольника на занятиях;
  • продолжительность одного занятия не более получаса;
  • коррекция длится 7 месяцев;
  • оптимальный возраст: 4—6 месяцев;
  • количество детей в группе: 4—6.

Роль игротерапии заключается в преодолении неуверенности. Игры способны помочь раскрепоститься, преодолеть психологические барьеры в коммуникациях с родителями и сверстниками, расширить поведенческие вариации при взаимодействии.

Для коррекции поведения очень застенчивых детей в детских садах психологи рекомендуют следующие игры:

  1. Кто вперёд. В центр помещения по кругу ставят стулья. Количество стульев на один меньше, чем число играющих детей. Суть игры проста — дети начинают ходить вокруг стульев. По сигналу они садятся на них. При рассаживании нельзя толкаться. Малыш, не успевший сесть, получает штрафной балл. Проводится несколько раундов. Воспитатель каждый раз объясняет, что оставшийся стоять малыш не садится из-за своей вежливости и воспитанности. Такой подход позволяет сохранить интерес и мотивацию детей в игре, у них пропадает неуверенность и страх.
  2. Поиск сходства. Дети поочерёдно перекидывают друг другу мячик или игрушку. Малыш, кидающий мячик соседу, должен успеть сказать сходство, связывающее его с получающим соседом. Цель игры — сплочение коллектива, выработка привычки свободно общаться в группе.
  3. Динозаврики. Дети изображают динозавров. Игра снимает скованность и убирает страхи при обращении к публике.
  4. Рычание львов. Воспитатель говорит, чтобы дети представили себя львами. По сигналу: «Рычи, лев, рычи!», дети должны зарычать. Главное, чтобы рык был как можно громче. Игра позволяет помочь очень застенчивым детям преодолеть скованность, замкнутость, нерешительность.

коррекция застенчивости у дошкольников

Существенную роль в эффективности устранения стеснительности дошкольников играет куклотерапия. На первых этапах коррекции кукла замещает детей. С ней малыш проигрывает элементы общения и осваивает навыки коммуникации. Положительное, доверительное отношение к игрушкам позволяет преодолевать психологические барьеры малыша. Куклотерапия позволяет решать целый комплекс задач:

  • расширять варианты коммуникативного самовыражения малыша;
  • укреплять устойчивость и регуляцию психического состояния;
  • спроектировать систему отношений ребёнок — родитель.

Советы психологов родителям при общении с очень застенчивыми детьми:

  1. Активное общение на паритетных, равноправных, уважительных началах. Родители хвалят детей за игровой и познавательный интерес. В процессе общения «не замечаются» неточности или ошибки. Малыши воспринимают себя самостоятельными, способными решать свои вопросы посредством общения.
  2. Формирование тёплых, доверительных и безопасных отношений между детьми и родителями, путём активного участия родителей в жизни малышей (беседы, игры, прогулки).
  3. Повышать самооценку — выстраивать деятельность детей с их частыми успехами в деятельности.
  4. Не сравнивать с другими детьми, не упрекать и не стыдить.
  5. В общении не подрывать авторитет важных людей (бабушки и дедушки, воспитателя, другого родителя).
  6. Проявлять воспитательную последовательность в поощрениях и запретах.
  7. Максимально частое совместное времяпрепровождение.

коррекция застенчивости у дошкольников

Существенное влияние на развитие застенчивости оказывает современная технологическая среда, интернет. Человек с рождения контактирует с многочисленными гаджетами. Вопросы общения и взаимодействия с миром решаются удалённо, без прямого контакта. Всё это приводит к неготовности человека к реальному взаимодействию с миром. На эту незащищённость психика реагирует застенчивостью.

Чтобы преодолеть проблему родители должны ограничивать своих малышей от контактов с технологичными устройствами и современными средствами коммуникации. Нужно формировать социальные навыки взаимодействия и общения. А это происходит во время игры с родителями, чтения книжек с бабушкой, игры с ровесниками в беседке.

Загрузка…

Источник

Для некоторых детей ответ у доски, выступление с докладом или презентация проекта перед сверстниками и педагогами – настоящий стресс. Причина тому – природная застенчивость и страх публичных выступлений. Как помочь школьнику справиться с волнением и можно ли «натренировать» уверенность в себе с помощью специальных упражнений – об этом расскажем в нашей статье. 

Все материалы основаны на педагогическом опыте автора статьи. Консультант − практикующий педагог-психолог ФГБОУ СОШ №1699 Управления делами Президента РФ Людмила Киселева.

О застенчивости в психологии

Для начала разберемся, что такое застенчивость и можно ли ее преодолеть. Толковые словари определяют застенчивость как «робость, стыдливость в общении». Психологическая энциклопедия рассматривает это явление как «боязнь социальных взаимодействий». Между тем, по словам Людмилы Киселевой, в настоящее время нет исчерпывающего определения:

Клинические психологи убеждены, что застенчивость передается по наследству. Бихевиористы считают, что застенчивость – следствие усвоения определенных правил общения с другими людьми, и поэтому от нее можно и отучиться, точно так же, как от любой привычки или фобии, а обучение азам общения, укрепление уверенности замкнутых людей в своих силах может принести неплохие плоды в этом. 
Социологи и детские психологи подчеркивают, − говорит Людмила Киселева, − что застенчивость нужно понимать в аспекте социальных установок среды, в которой растет ребенок. Психотерапевты считают, что решение проблем скрыто в самовыражении и самораскрытии человека, и потому прорабатывают застенчивость с помощью выразительных креативных средств, таких как игры, танец, музыка, пение, драма, рисунок, лепка. 

Эксперт также отмечает, что нельзя отрицать и влияние на формирование застенчивости особенностей характера и темперамента. Важно знать зоны комфортного общения человека (его личностные границы) и его «барьеры общения» (смысловые, эмоциональные, моральные), то есть те психологические препятствия, которые встают на пути к правильной передаче информации между ним и окружающими.

Читайте также:  Дозировка флемоксин солютаб ребенку 4 года дозировка

Возникает вопрос − так как же помочь детям избавиться от этой черты, доставляющей немало неудобств в социальной жизни, или как-то сгладить ее негативное влияние? 

Застенчивые дети – какие они

Робкие стеснительные дети – часто очень ранимые, и поэтому им необходимо развивать умения, связанные с коммуникациями и публичными выступлениями. Застенчивому от природы ребенку необходимо научиться владеть практическими инструментами и кейсами для снятия разного рода коммуникативных барьеров.

Приведем две истории из личного опыта автора статьи, которые показывают, как регулярная отработка коммуникативных и ораторских навыков может помочь застенчивым детям раскрыться.

История 1. Восточные сладости

В моей группе по ораторскому мастерству занималась очень стеснительная пятиклассница, назовем ее Эля. Ей с большим трудом давались любые выступления, быстро снять страх не получалось.

Приближался ораторский турнир, и все мои ученики усиленно к нему готовились: оттачивали технику выступлений, придумывали идеи, как удивить и завоевать слушателей, тренировали собственные ораторские приемы. Эле все это давалось нелегко, к тому же сложностей добавляло отсутствие уверенности во владении русским языком – ее семья не так давно переехала в Россию из Азербайджана. 

Наступил день турнира. Девочке предстояло сделать презентацию по теме «Азербайджанская кухня». Когда подошла очередь ее выступления, она вышла на сцену не только с презентацией, но и с атрибутами национальной чайной церемонии и огромным блюдом с восточными сладостями. 

Презентация Эли стала самой яркой в тот день, и несмотря на то, что моя ученица не заняла призового места, слушатели были покорены и тепло ее благодарили.

Это выступление придало девочке уверенности и наглядно показало ей, что, даже если человек не может похвастаться блестящим владением приемами риторики, способы найти контакт с аудиторией существуют. 

Перестала ли Эля стесняться на последующих выступлениях? Застенчивость не исчезла совсем, но страх публичных выступлений значительно снизился. 

История 2. Улитка

Ученица 4 класса Валентина занимается в группе второй год. Девочка творческая, но при этом закрытая, и при выходе на публику (доклад или презентация в классе) зажимается, очень нервничает. 

Не случайно Валентина в первый год занятий для презентации на ораторском турнире выбрала тему «Улитки», она и сама чуть что – пряталась в свой «домик». Однако уже на следующий год моя ученица cтала проявлять активность – приняла участие в общешкольном конкурсе чтецов и заняла второе место, стала отстаивать свою точку зрения в игровых дебатах. 

В ее случае результат от регулярных занятий налицо − в ответственный момент ребенок смог преодолеть страх, собрался, успешно выступил и занял призовое место на конкурсе. 

Девочке, чтобы раскрыться, необходимо было время и регулярные тренировки, помогающие наработать необходимые навыки. Ее ни в коем случае нельзя было торопить и требовать мгновенных результатов, от этого она еще больше закрывалась.

Пять советов родителям застенчивых детей

Приводим 5 важных рекомендаций для родителей застенчивых детей. Их цель – напомнить мамам и папам о том, что их дети уникальны, неповторимы и развиваются в своем ритме. 

Совет 1. Давайте ребенку время собраться, не торопите его

Со стеснительными детьми работать нужно в спокойном режиме. Их нельзя торопить и подгонять. Необходимо отмечать даже маленькие успехи этих ребят. 

Очень важно помнить – то, что остальным дается легко, для них может быть непосильной задачей, преодолением. Не ждите, что буквально через несколько занятий ораторским мастерством ваш ребенок станет победителем на турнире чтецов или получит приз за участие в конкурсе художественной самодеятельности. Даже сам факт выхода на сцену, выступления – большой подвиг и успех. 

Совет 2. Не давите и не сравнивайте

Никогда не требуйте непременных побед и, главное, не сравнивайте своего ребенка с другими детьми − он легко может решить, что он ни на что не способен, раз не оправдывает ожиданий родителей.

Читайте также:  Сколько можно валерьянки ребенку 4 года

Иногда детям нужно больше времени, чтобы раскрыться, иногда они выступают хуже, чем остальные. Главное, что они работают над собой, постигают, пусть и небольшие, но вершины. Все полученные навыки и знания останутся с ними на всю жизнь. Давление может ослабить у детей желание заниматься. 

Совет 3. Как можно чаще подбадривайте и хвалите

Обязательно отмечайте любые положительные результаты ребенка. Не обозначайте сразу глобальную цель, разбивайте ее на мелкие задачи. Делая каждый день по маленькому шагу и фиксируя его, мы быстрее приходим к финишу и победе, чем если пытаемся нахрапом преодолеть дистанцию. В отношении публичных выступлений это правило работает на сто процентов. 

Если постоянно отмечать маленькие успехи (например, вчера рассказал стихотворение на «5», сегодня защитил доклад без волнения), в подсознании фиксируется установка «Я могу». Тогда ваш юный оратор становится увереннее в себе. 

Родителям стоит завести «Дневник успехов юного оратора» и отмечать в нем любые промежуточные достижения ребенка. Этот метод помогает наглядно увидеть результаты и побуждает двигаться к покорению новых вершин. 

Совет 4. Больше практики и ситуаций успеха

Главное правило для более быстрого достижения результата – постоянная практика. Это могут быть систематические занятия в специализированном кружке или периодические задания на развитие коммуникативных качеств, например, заговорить первым с соседом в лифте, поддержать диалог с продавцом в супермаркете, поднять руку и ответить на уроке. 

Для наработки практики можно в игровой форме тренировать дома ораторские навыки. Приведем несколько примеров. 

  • Игра «Речевые импровизации»

Ребенок должен выбрать предмет и описывать его без остановки и без повторов в течение 2-3 минут. Это тренирует спонтанную речь, а хороший опыт экспромтов автоматически помогает справляться с волнением в неожиданных ситуациях. 

  • Игра «Тренировка эмоций»

Все участники пишут на небольших листочках названия эмоций: радость, грусть, печаль, скука. Листочки помещаются в «шляпу». Выбирается любой короткий текст. Затем по очереди каждый игрок вытягивает листочек и читает текст, изображая указанную на нем эмоцию. Остальные игроки должны угадать, что было написано на листочке.

  • Игра «Дебаты»

Групповая игра, для участия в которой дети должны разделиться на две команды: «утверждающих» и «отрицающих». Выбирается интересная ребятам тема. Каждая команда должна привести минимум 5 аргументов, подтверждающих их правоту. Проверено на опыте – даже очень застенчивые дети начинают рьяно отстаивать свою точку зрения в таких экспресс-дебатах. 

Рекомендуем как можно чаще создавать ситуации успеха у детей. Это могут быть участие в онлайн-конкурсе, когда у ребенка есть время на подготовку и возможность записать видео в спокойной домашней обстановке, или выступление в классе на какую-то хорошо проработанную тему. Такие техники помогают поверить в себя.

Совет 5. Поощряйте и поддерживайте

Детей, которым трудно даются выступления на сцене, хвалить и поощрять нужно как можно чаще. Это помогает им раскрыться, осознать свои сильные стороны. Родительская поддержка очень важна. Хорошо, если вы будете отмечать успехи и достижения ребенка и вместе с ним справляться с трудностями. 

Если ребенок испытывает страх, помогите ему с ним бороться. 

История из практики

Мама девочки Валентины из истории №2, настраивая 10-летнюю дочку на конкурс чтецов, утром перед выступлением давала ей выпить «эликсир храбрости». Такой способ тоже может помочь снять страх и настроить ребенка на победу.

Так есть ли волшебная таблетка? 

К сожалению, ни ученые, ни психологи, ни тренеры ораторского искусства не изобрели волшебную таблетку для быстрого преодоления застенчивости. Одно можно сказать точно − работать со стеснительными детьми нужно аккуратно и максимально деликатно, не задевая их и без того хрупкую психику. Ведь им сложнее, чем остальным детям, преодолеть свой страх. И в этом вопросе важна регулярность и последовательность. 

Постоянно тренируясь, стеснительный ребенок будет развиваться в своем собственном ритме и в итоге выйдет на свой личный «рекорд». И даже если этот результат не будет ошеломляющим, для ребенка он  может оказаться серьезным стимулом развиваться и совершенствоваться дальше. Важно только, чтобы родители и педагоги помнили, что стоит отступиться от своих амбиций и поощрять даже маленькие победы.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.

Источник