Коррекция задержки развития ребенка

Коррекция задержки развития ребенка thumbnail
Коррекция детей с ЗПР

Дошкольный период – основной в становлении психических процессов и личностного развития человека. Если в это время дошкольник не получает достаточного педагогического внимания, страдает его интеллект и эмоционально-волевая сфера. Упущенное время невозможно полностью компенсировать даже интенсивной коррекцией, особенно при задержке психического развития (ЗПР).

Немногие родители могут вовремя заподозрить нарушение у своего малыша. Дело в том, что часто не уделяется должного внимания первым признакам задержки психического развития, потому как сильного различия со сверстниками нет. Дошкольник немного позднее начинает ходить, говорить и управляться с предметами. Его нервная система излишне возбудима, внимание неустойчиво, из-за чего страдает поведение. Основные психические проблемы начинаются в младшем школьном возрасте, когда ребенок не может справиться с обычной программой обучения, именно тогда зачастую и диагностируется задержка психического развития.

Причинами задержки принято считать органические поражения ЦНС, соматические психогенные нарушения, педагогическую запущенность. Коррекционная работа с детьми с ЗПР проходит в специальных группах, где есть педагоги-дефектологи. Группы коррекции могут создаваться не только в специализированных учреждениях, но и в обычных детских садах.

Коррекционная работа

Коррекция детей с ЗПР направлена на изменение структуры психической деятельности, чтобы исправить или хотя бы уменьшить задержку в развитии. Она требует постоянной диагностики для понимания, насколько успешно проходит реабилитация. В зависимости от полученных результатов составляется эффективная коррекционная программа работы для детей с ЗПР.

Другой важный принцип коррекции – совместная работа психолога, педагога, логопеда и медицинского работника. Крайне необходима обратная связь с родителями.

Должна быть создана эффективная среда вокруг малыша с задержкой психического развития, в которой его возможности и особенности проявятся в полной мере. Важно поддерживать положительный фон общения не только с педагогом, но и в семье.

Общие требования к программам

Программы коррекции детей с ЗПР составляются педагогами-дефектологами. Единой формулы устранения психической задержки не может быть, ведь она у всех проявляется по-разному. При создании подходящей программы реабилитации детей ЗПР учитывается:

  • Вид дефекта,
  • Уровень текущего развития,
  • Индивидуальные особенности,
  • Насколько вовремя применяется коррекция.

Программа коррекции ЗПР у дошкольников должна включать в себя важные компоненты:

  • Диагностику уровня развития основных психических процессов.
  • Основное развитие (сенсорика, мышление, восприятие, интеллект).
  • Коррекцию эмоционально-волевой сферы.
  • Развитие речи, исправление ее дефектов.
  • Коммуникации среди сверстников и взрослых.

Важно! Для эффективных коррекционных занятий с ЗПР малыш должен иметь мотивацию и позитивный настрой.

План коррекционных занятий для детей с ЗПР ориентирован на исправление основных психических процессов:

Психический процесс

Точка развития при коррекции

Внимание

  • Увеличение объема внимания и его концентрации.
  • Распределение между разными типами деятельности и переключение.
  • Поддержание большей устойчивости за счет мыслительной и творческой работы.
  • Повышение наблюдательности и произвольности.

Восприятие

  • Улучшение предметно-исследовательской деятельности.
  • Формирование целостного восприятия.
  • Овладение сенсорными эталонами.
  • Совершенствование мелкой моторики, координации.
  • Улучшение восприятия пространства и ориентировки в нем.

Память

  • Развитие образности.
  • Улучшение словесной произвольной памяти.

Мышление

  • Формирование наглядно-действенного, наглядно-образного мышления.
  • Освоение сравнения, обобщения.
  • Развитие понимания причинно-следственных связей.

Речь

  • Устранение дефектов произношения.
  • Расширение словарного запаса.
  • Совершенствование смысловой стороны речи.

Методики коррекционной работы с дошкольниками

Методики диагностики и коррекции задержки психического развития подбираются индивидуально, их существует большое количество. Они классифицируются в зависимости от направленности и возраста. Так, существуют методики коррекции:

  • Эмоционально-волевой сферы.
  • Внимания.
  • Восприятия.
  • Речи и пр.

В качестве примера можно привести  упражнения при задержке психического развития на коррекцию мышления в старшем дошкольном возрасте:

  • Упражнение «Найди тайник». Малышу выдается карта помещения, на которой отмечено местонахождение «клада». Он должен отыскать его, опираясь на предоставленную схему.
  • Игра «Угадай предмет». Педагог загадывает предмет. Дети задают вопросы о его свойствах и пытаются отгадать, что это.
  • Игра «Маски». На одного из участников одевают маску животного. Задача остальных – без слов показать этого зверя, а тот, на ком надета маска, должен его отгадать.

Для коррекции сферы воображения:

  • Упражнение «Сказочные звери». Ведущий вспоминает животное из сказки, но не называет, а рассказывает своими словами о нем. Остальные должны отгадать зверя.
  • Упражнение «Завершение рисунка». Дошкольнику выдается незавершенный рисунок. Его задача – дорисовать на свое усмотрение.
  • Игра «Лепестки». Педагог выдает участникам лепестки разного цвета, каждый выбирает понравившийся. Задача – рассказать, что произойдет с этим лепестком дальше.
  • Игра «Необыкновенное животное». Дети рисуют вымышленных зверей. После воспитатель просит назвать имя необычного зверя и рассказать историю о нем.

В коррекции следует уделять большое внимание всем видам деятельности, связанным с мелкой моторикой рук. Сюда относятся лепка, рисование, аппликация, мозаика и пр. Повышение чувствительности кончиков пальцев способствует формированию всех психических процессов. Дидактические игры направлены на коррекцию задержки развития эмоционально-волевой сферы, личностного развития.

Внимание! Родители и коррекционный педагог должны работать сообща. Успехи от занятий в группе нужно обязательно закреплять дома.

Медикаментозное лечение ЗПР

Залог успеха в лечении ЗПР у детей – длительное сопровождение медиком, педагогом и психологом. Если есть необходимость, к коррекции задержки развития подключаются невролог, психиатр, логопед, дефектолог и другие специалисты. При небольшом отставании бывает достаточно простого лечения ЗПР у детей и психотерапии. Если отклонение значительное и затрагивает ЦНС, потребуется серьезная врачебная помощь. Оценить необходимость приема медикаментов при ЗПР у детей, симптомы и лечение сможет только квалифицированный в этой области специалист.

Для лечения задержки психического развития применяются следующие препараты:

Название лекарства

Воздействие на дошкольников с задержкой психического развития

Пирацетам

  • Стимуляция памяти.
  • Улучшение внимания и концентрации.
  • При повышенной возбудимости противопоказан.

Церебролизин

  • Улучшение памяти.
  • Совершенствование речи.
  • Перед применением следует проверить здоровье, потому как препарат имеет множество противопоказаний. Часто назначается при диагнозе «аутизм».

Глицин

  • Улучшает сон.
  • Стимулирует деятельность ЦНС.
  • Помогает снизить гиперактивность.

Энцефабол

  • Стимулирует ЦНС, показан при заторможенности.
  • Улучшает память и внимание.
  • Способствует развитию речи.

Нейромультивит

  • Повышает концентрацию внимания.
  • Снижает возбудимость.
  • В сочетании с другими лекарствами помогает при задержке речевого развития.

Элькар

  • Улучшает речевое развитие.
  • Стимулирует работу ЦНС.
  • Повышает возбудимость, поэтому перед сном его пить нельзя.

Ответить на вопрос, поддается ли лечению задержка психического развития, сможет только наблюдающий врач. Родителям важно отслеживать состояние дошкольника, активно принимать участие в его реабилитации. При ЗПР лечение и прогнозы полностью зависят от поставленного диагноза.

Рекомендации родителям дошкольников с ЗПР

При задержке психического развития у детей лечение и результативность работы во многом зависят от позиции родителей. Если они понимают всю степень своей ответственности за будущее ребенка и участвуют в коррекции, эффективность будет значительно выше.

Родителям можно посоветовать:

  1. Не стесняться обращаться за помощью к профильным специалистам. В том, что малыш страдает задержкой психического развития, нет ничего постыдного.
  2. Общаться с родителями, которые имеют сходные проблемы. Сейчас, в век интернета, найти подобные сообщества не составит труда.
  3. Поощрять общение со сверстниками. Самим уделять достаточно времени, чтобы дошкольник не чувствовал себя одиноким.
  4. Не жалеть его за то, что он не такой как все. Лучше вообще не акцентировать на этом внимания. Общаться нужно так, будто у него нет никаких нарушений.
  5. Поручать бытовые дела, уход за домашними питомцами, хвалить за стремление к самообслуживанию.
  6. Разговаривать простыми фразами, с четко выраженной мыслью. Спокойно объяснять причину своего отказа в просьбе.
  7. Нужно говорить с малышом и внимательно его выслушивать. Если он допускает ошибку, поправлять нужно корректно, без насмешек или нетерпения.
  8. Развивать все сферы психической деятельности. Педагог даст нужные упражнения, проводить их нужно регулярно.
  9. Полезно вести дневник, в котором отмечаются все успехи дошкольника. Он поможет родителю и воспитателю найти больные точки и провести коррекцию.

Если лечение задержки психического развития ребенка начато к 3-4 годам, вторичные психические отклонения, скорее всего, не проявятся. Дети, посещающие дошкольные учреждения, регулярно проходят психологическую диагностику. Задержка психического развития у них выявляется рано и может быть эффективно подвергнута коррекции.

Видео

018

Источник

Для многих родителей задержки в развитии ребенка стали насущной проблемой. Но ступор и отчаяние, являющиеся первой и естественной реакцией на получение такого диагноза, сменяются твердым намерением что-либо изменить в лучшую сторону и помочь своему ребенку догнать сверстников. С этого момента начинается долгий, иногда сложный путь, но стабильное улучшение результатов и достижения маленького человечка становятся лучшей наградой за все приложенные усилия и старания.

Рыжая девочка сидит за столом с книгой

Что такое задержка развития и виды

Задержкой в развитии называют нарушение нормальной скорости
развития того или иного физического или психического аспекта у детей разного
возраста. Выделяют следующие виды задержек в развитии ребенка:

  • ЗРР – задержка речевого развития;
  • ЗПРР – психоречевого;
  • ЗПР – психического;
  • ЗМР – моторного;
  • ЗПМР – психомоторного.

В большинстве случаев задержки развития поддаются коррекции.
Но эффективность принятых мер во многом зависит не только от качества
выполнения врачебных рекомендаций, но и от того, насколько рано родители
обратились за помощью.

Задержка речевого развития (ЗРР)

Речь присуща только людям и является основой общего
развития. Именно она признана ведущим показателем того, как ребенок
воспринимает окружающий его мир, и отражает готовность с ним взаимодействовать.
Поэтому возникновение ее нарушений, является поводом для немедленного принятия
мер. Но при этом нельзя забывать, что каждый ребенок развивается в своем
собственном ритме и не стоит искать проблем там, где их нет.

Критерием оценки степени речевого развития можно считать общепринятые нормы, разработанные для каждого возраста, т. е. тот минимум, присутствие которого является показателем нормального развития. Если же родители замечают, что речь крохи не дотягивает по многим параметрам до нормы, им следует обязательно записаться на консультацию к специалисту. Но крайне редко задержка развития речи присутствует обособленно. Обычно это сопровождается отставанием в психическом развитии, т. е. у ребенка диагностируется психоречевая задержка развития (ЗПРР).

В большинстве случаев обнаружение задержки развития речи у детей обнаруживается до 4-х лет.

Ребенок закрыл рот рукой

ЗРР может возникать в результате:

  • поражения центральной нервной системы:
    • афазии – нарушение уже сформировавшейся речи,
      что наблюдается при повреждении головного мозга (может страдать не только
      функция говорения, но и понимания речи другого человека);
    • алалии – полное отсутствие или грубое
      недоразвитие речи;
    • дизартрии – неправильное произношение или
      сложности при выговаривании некоторых звуков и букв.
  • Развития функциональных нарушений в ее работе:
    • заикание – частое повторение звуков, их
      удлинение, постоянные остановки в речи;
    • мутизм – отсутствие реакции на вопросы,
      обращенные к ребенку, хотя способность говорить и понимать окружающих
      сохраняется;
    • судромутизм – функциональная, т. е. обратимая
      утрата речи.
  • Наличия дефектов артикуляционного аппарата:
    • ринолалия – искажение многих звуков, что
      обусловлено нарушениями небно-глоточного смыкания;
    • механические дисплазии – изменения строения
      органов, принимающих участие в произношении звуков.

Очень часто не удается до конца выяснить, действие какого
фактора стало причиной задержки речевого развития. Тем не менее сегодня
считается, что ЗРР может быть вызвана:

  • родовыми травмами разного рода;
  • патологиями беременности;
  • заболеваниями головного мозга, включая аномалии
    развития, ишемические явления, лейкодистрофию, опухоли;
  • нарушениями слуха;
  • травмами головы;
  • нарушениями развития мышц лица и ротовой
    полости.

Не последняя роль в возникновении ЗРР отводится наследственности и психическим отклонениям. Иногда причины появления проблем с речью кроются в психологическом давлении на ребенка и грубых ошибок в воспитании. Но в любом случае с проблемой следует бороться и принимать меры для наиболее быстрого его решения. В противном случае задержка речевого развития может стать причиной возникновения проблем в общении ребенка со сверстниками, не говоря уже о низкой успеваемости в школе и проблемах с дальнейшим трудоустройством.

Маленький мальчик разводит руками

Когда нужно обратиться к врачу

В качестве повода для обращения к специалисту стоит
расценивать следующие признаки:

  • отсутствие эмоциональной реакции на происходящее вокруг на 4-м месяце жизни, в частности ребенок не улыбается родителям, не оживляется при их появлении и т. д.;
  • не агукает и не пытается выдавать повторяющиеся звуки по типу «ба-ба-ба» в 8—9 месяцев и в целом создает впечатление тихони;
  • возникновение сложностей с жеванием в 18 месяцев, что может проявляться тем, что ребенок давится при попытке съесть кусок яблока;
  • ребенок не говорит простых слов в 1,5 года или не пытается выучить новые в 2 года, если сумел освоить несколько простых;
  • активный словарный запас ребенка в 2,5 года составляет менее 20 слов, он не может назвать части тела или привычные предметы, не составляет словосочетания из 2-х и более слов;
  • в 3 года говорит абсолютно неразборчиво даже для родителей, не может построить предложение из нескольких слов, не понимает простых рассказов, объяснений родителей или говорит очень медленно, растягивая окончания слов, или же наоборот говорит слишком быстро, глотая окончания, иногда дети с ЗРР не могут самостоятельно построить предложения, а изъясняются фразами из мультиков, услышанными от взрослых.

При психоречевой задержке развития дети обычно имеют
инфальтильный вид и слабо развитые мышцы. Они мало эмоциональны, имеют
нарушения памяти и мышления, отличаются слабым воображением и склонны выполнять
однообразные действия. Поскольку все психические процессы протекают медленно, в
связи с чем детям с ЗПРР сложно переключаться с одной мысли на другую.

Нередко ЗПРР сочетается с ДЦП.

Ребенок с ДЦП

Диагностика ЗРР

Чтобы эффективно воздействовать на проблему нужно определить
ее причину и степень выраженности. В этих целях проводится комплекс
исследований, включающий:

  • оценку уровня речевого развития и степень
    отклонения от нормы;
  • осмотр отоларинголога и проверку слуха у
    сурдолога;
  • тесты, направленные на оценку степени понимания
    речи;
  • психологические тесты и анализ характера
    взаимодействия взрослых с ребенком;
  • КТ;
  • МРТ;
  • ЭЭГ;
  • электромиографию;
  • УЗИ с допплером головного мозга и пр.

Тем не менее часто точно установить причину возникновения
ЗРР не удается. В таких ситуациях характер терапии строят на основании только
характера имеющихся отклонений от нормы и проводят комплексное лечение,
направленное на улучшение работы нервной системы.

МРТ для детей

Лечение ЗРР

Чем раньше будет обнаружена задержка речевого развития, тем
легче и продуктивнее будет протекать коррекция и у ребенка будет больше шансов
на полное восстановление. Во всех случаях терапия носит комплексный характер,
но она всегда разрабатывается индивидуально в соответствии с характером
обнаруженных проблем.

Компонентами лечения задержки речевого развития могут быть:

  • Медикаментозная терапия – конкретные препараты и их дозировки подбираются на основании диагноза и возраста ребенка неврологом и иногда психиатром. Основной задачей медикаментозного лечения в большинстве случаев является стимуляция и обеспечение нормального питания клеток головного мозга. Поэтому обычно назначаются комплексные витаминные препараты, аминокислоты и другие.
  • Физиотерапия – основными видами физического воздействия, показанного при ЗРР, являются магнитотерапия и рефлексотерапия. С их помощью удается активизировать работу соответствующих отделов головного мозга и повысить качество речи. В частности сеансы магнитотерапии способствуют образованию новых функциональных связей.
  • Работа с дефектологом и логопедом – занятия всегда проводятся в индивидуальном порядке и направлены на устранение недостатков речи. Они организуются в игровой форме, что позволяет ребенку воспринимать их не как элемент лечения, а в качестве приятного времяпрепровождения. В рамках работы с логопедом проводится специальный массаж, характер которого зависит от того, произношение каких звуков страдает.

Детям с задержками развития показана иппотерапия, дельфинотерапия и другие подобные виды работы с животными.

Весьма эффективным способом преодоления проблемы ЗРР
является мануальная терапия с элементами остеопатии.

Мальчик выполняет логопедическое упражнение

Задержка психомоторного развития (ЗПМР)

Задержка психомоторного развития диагностируется у многих
детей раннего возраста, причиной чего могут выступать незначительные
органические изменения в состоянии головного мозга или нарушения
функционирования его работы. Подобные изменения могут быть врожденными, стать
следствием получения родовой травмы или приобрестись ребенком в течение жизни. В
последнем случае ЗПМР может выступать результатом наследственной
предрасположенности, вследствие чего проявления задержки психомоторного
развития могут возникнуть на фоне перенесения инфекционного заболевания,
отравления, метаболических нарушений и действиях социальных факторов. Поэтому
толчком для развития ЗПМР способны стать невнимательность к ребенку, отсутствие
любви к нему, педагогическая запущенность, плохие условия жизни и т. д.

Таким образом, различают неспецифическую и специфическую задержку психомоторного развития. При неспецифической или доброкачественной задержке отсутствуют патологии головного мозга, благодаря чему она легко поддается коррекции и при создании адекватной внешней среды и особых условий полностью проходит, а ребенок догоняет сверстников по всем параметрам.

Девочка и растущий график

При специфической ЗПМР наблюдаются повреждения тех или иных
мозговых структур, что и приводит к отставанию в развитии двигательных,
психических, речевых функций. Это сопровождается возникновением характерных симптомокомплексов
и требует назначения соответствующего ситуации лечения, без которого ЗПМР не
может полностью компенсироваться. Изначально обычно можно заметить отставание
только по одному из параметров, но со временем специфическая задержка
психомоторного развития приводит к равномерному нарушению всех функций.

ЗПМР может протекать с разной степенью тяжести, на основании
чего различают:

  • ЗПМР 1-й степени – отставание психомоторного
    развития не больше чем на 1 возрастной интервал, причем с наблюдающейся
    тенденцией к сокращению его выраженности по мере взросления ребенка. При такой
    форме задержка развития быстро компенсируется, и ребенок догоняет одногодок по
    характеру развитости психических, двигательных и речевых функций, но только при
    условии проведения грамотного лечения.
  • ЗПМР 2-й степени – отставание более чем на 1
    возрастной период на фоне отсутствия склонности к постепенной компенсации и
    сокращению выраженности запаздывания психомоторного развития или даже тенденции
    к увеличению дефицита. При такой форме очень важно правильно подобрать лечение,
    но и это не гарантирует полной компенсации психомоторных функций, а лишь может
    дать возможность избежать увеличения временного дефицита по мере взросления
    ребенка.
  • ЗПМР 3-й степени – отставание психомоторного
    развития ребенка больше чем на 1 или даже 2 возрастных периода. Это наиболее
    тяжелая форма ЗПМР, сопровождающаяся неуклонным увеличением отставания в
    психомоторном развитии ребенка от одногодок. При этом двигательные, речевые,
    психические функции могут даже не отличаться тенденцией к развитию.

Мальчик собирает пазл

Признаки

Задержка психомоторного развития может начать проявляться в
любой период жизни ребенка, что и определяет характер возникающих симптомов.
Так, в период новорожденности на наличие отклонений от нормы может указывать:

  • апатичность ребенка, отсутствие реакции на появление
    чувства голода или насыщения, усталость и т. д.;
  • слабо выраженные безусловные рефлексы, склонные
    быстро угасать при многократном раздражающем воздействии;
  • отсутствие попыток поднимать голову при
    переворачивании на живот.

При этом у новорожденных с признаками ЗПМР наблюдается
нормальная двигательная активность, а мышцы пребывают в гипертонусе. В
следующем возрастном периоде, т. е. с 1 до 3 месяцев при задержке
психомоторного развития могут наблюдаться короткие периоды бодрствования и
слабость или полное отсутствие эмоциональных реакций. Что же касается периода с
3 до 6 месяцев, то в этом время заставить родителей бить тревогу должно
запаздывание становления рефлексов, в частности то, что ребенок не пытается
перевернуться со спины на живот и приподниматься на руках.

Более выраженными признаки ЗПМР становятся в 6—9 месяцев. В
таком случае на наличие отклонений может указывать:

  • низкий уровень выраженной активности во время
    общения и присутствие малого количества игровых реакций, жестов;
  • слабая эмоциональная окраска издаваемых звуков,
    лепета;
  • отсутствие способности брать предметы 2-мя
    пальцами;
  • отсутствие попыток встать, ребенок не может
    самостоятельно сесть и плохо ползает.

Признаки ЗПМР в 8—9 месяцев

К году у младенца уже должен быть огромный комплекс достижений, одним из которых является ходьба и активное лепетание. Но при ЗПМР 9–12-месячные груднички не используют лепетных слов и не окрашивают их эмоционально. Такие дети могут стоять с поддержкой, но пойти еще не в состоянии из-за недоразвитости двигательных функций.

Но, к сожалению, ЗПМР крайне редко диагностируется на первом
году жизни. Обычно признаки отклонений от нормы заставляют родителей
насторожиться значительно позже. В таких ситуациях они обращают внимание на:

  • эмоциональную незрелость – настроение ребенка
    часто меняется, он суетлив, неуверенный в себе, стеснительный, плохо
    контролирует свою реакцию на различные виды деятельности и сложно адаптируется
    в коллективе сверстников, например, в детском саду;
  • расстройство внимания – ребенку трудно
    концентрироваться на чем-либо, в результате чего он постоянно отвлекается от
    своего занятия, склонен бросать дело на полпути (иногда проявляется
    возникновением синдрома дефицита внимания и гиперактивности);
  • нарушение восприятия окружающего мира – ребенку
    сложно сформировать целостное представление о чем-от, в результате чего ему не
    удается узнать знакомый предмет только по его части и воспринимать
    схематические рисунки;
  • нарушения памяти – дети с ЗПМР могут плохо
    запоминать новую информацию, путаться в ней, быстро забывать;
  • нарушения речи – в основном проявляются
    снижением скорости ее развития, хотя могут присутствовать и другие виды
    задержки развития речи, характер которых определяется тяжестью течения ЗПМР;
  • отставание в развитии мышления – ребенку сложно
    решать логические и другие задачи;
  • несформированность игровой деятельности – игры
    отличаются бедностью содержания, посвящены бытовой теме.

Не всегда подобные признаки указывают на задержку развития,
но их наличие является поводом для обязательного получения консультации врача,
причем как можно скорее.

Девочка нарисовала рисунок

Диагностика и лечение ЗПМР

При выявлении запаздывания в психомоторном развитии у
ребенка любого возраста нужно немедленно обращаться к неврологу для
установления причины этого. Врач проведет осмотр малыша, понаблюдает за его
поведением и назначит ряд необходимых исследований, среди которых могут
присутствовать:

  • КТ;
  • МРТ;
  • ЭЭГ;
  • электромиография и др.

При подтверждении отставания в развитии лечение назначается
немедленно, причем нередко оно требует квалифицированной поддержки не только
невролога и психолога, но и логопеда, дефектолога, мануального терапевта и
других узких специалистов. Оно может включать:

  • медикаментозную терапию – подбирается строго
    индивидуально на основании характера обнаруженных органических изменений, их
    тяжести и возраста ребенка;
  • физиотерапию – показаны занятия ЛФК,
    магнитотерапия, водолечение, выполнение специальных упражнений на развитие
    мелкой моторики;
  • мануальная терапия – помогает устранить
    имеющиеся отклонения от нормы и улучшить высшую нервную деятельность, а также
    укрепить мышцы тела, нормализовать тонус, создать наиболее благоприятные
    условия для полноценного развития ребенка;
  • коррекция образа жизни – подразумевает
    налаживание гармоничных отношений с ребенком, повышение качества и
    сбалансированности его питания, внедрение в ежедневные задачи специальных игр и
    т. д.

Мануальная терапия для детей

Ребенку с ЗПМР, а также его родителям может быть показана
работа с психологом. Специалист сможет обнаружить скрытые проблемы в
отношениях, грамотно проработать их и добиться существенного улучшения
атмосферы внутри семьи.

Весьма положительным образом на психомоторном развитии сказывается арт-терапия, сказкотерапия, иппотерапия.

Таким образом, задержка развития – это не приговор.
Получение такого диагноза вовсе не означает, что ребенок никогда не будет
таким, как его сверстники. Но он является поводом немедленно начинать
действовать, ведь чем раньше будет обнаружено отставание в развитии, тем
быстрее и легче будет проходить коррекция, а ее результаты при правильной
разработке терапии однозначно порадуют родителей и помогут ребенку догнать
одногодок или как минимум органично адаптироваться в их обществе.

Источник