Коррекция внимания ребенка 5 лет
екатерина дергачева
Развитие и коррекция внимания у детей старшего дошкольного возраста с проблемами в развитии
Опытно-экспериментальная работа по проблеме: «Гуманитарно – антропологическая модель коррекционного обучения и воспитания с учетом возрастной и индивидуальной вариативности развития детей».
Тема:ОЭР: «Развитие и коррекция внимания у детей старшего дошкольного возраста с проблемами в развитии».
ВВЕДЕНИЕ
Внимание дошкольника отражает его интересы по отношению к окружающим предметам и выполняемыми с ними действиями. В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания и проведение коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения внимания. Внимание само по себе не является особым познавательным процессом. Оно присуще и восприятию, мышлению, памяти и выступает как способность к организации этого процесса. Внимание – это психическое состояние, характеризующее интенсивность познавательной деятельности и выражающееся в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке (действии, предмете, явлении). Можно выделить формы проявления внимания:
• Сенсорное (перцептивное)
• Интеллектуальное (мыслительное)
• Моторное (двигательное)
Внимание может быть пассивным (непроизвольным) или активным (произвольным). Развитие внимания в старшем дошкольном возрасте связано с появлением новых интересов, расширением кругозора, овладением новыми видами деятельности. Развитие внимания в детском возрастепроходит ряд последовательных этапов:
— 5-6 лет возникает форма произвольного внимания под влиянием самоинструкции.
— в 7-летнем возрасте развивается и совершенствуется внимание, включая волевое.
В старшем дошкольном возрастепроисходят следующие изменения:
Расширяется объем внимания
Возрастает устойчивость внимания
Формируется произвольное внимание.
Следовательно, целесообразно подобрать и модифицировать методики, коррекционно-развивающих упражнений способствующих повышению уровней развития определенных свойств внимания у детей старшего дошкольного возраста (объем, устойчивость, произвольное внимание).
Методики, используемые при диагностики свойств внимания у детей старшего дошкольного возраста.
В данной работе применялись методики:
1. Осипова А. А., Малашинская Л. И. Диагностика и коррекция внимания. М., 2004.
2. Богданова Т. Г., Корнилова Т. В. Диагностика познавательной сферы ребенка. М., 1994.
3. Шкловский В. М. Обучающе — диагностическая система для исследования ВПФ детей. М., 2006.
Нормативы:
— высокий уровень – задание выполнено правильно (10-8 баллов);
— средний уровень – рисует заданное количество фигур в ряд, но штрихует не в требуемом по инструкции порядке (4-7 баллов);
— низкий уровень – количество фигур и порядок штриховки не соответствуют инструкции (0-3 балла).
1. Найди и вычеркни.
Цель: диагностика продуктивности и устойчивости внимания у детей 5-7 лет.
Описание: ребенок работает по инструкции с рисунком, на котором в случайном порядке изображены простые фигуры. Ему дано задание искать и разными способами зачеркивать две неодинаковые фигуры, например звездочку перечеркивать вертикальной линией, а кружок – горизонтальной. Ребенок работает 2,5 минуты.
Оборудование: рисунок с изображением простых фигур (лист 1, часы с секундной стрелкой, протокол для фиксации параметров внимания, простые карандаши.
Инструкция: «Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных знакомых тебе предметов. Когда я скажу «начинай», ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать названные мной фигуры. Это необходимо будет делать до тех пор, пока я не скажу «стоп».
Фиксируемые параметры: время выполнения задания; количество изображенных предметов, просмотренных за все время работы; количество допущенных ошибок (пропущенные нужные изображения или зачеркнутые ненужные изображения).
2. Запомни и расставь точки.
Цель: определение объема внимания.
Описание: ребенок работает по инструкции с восьмью малыми квадратами, на которых изображены точки. Квадраты сложены стопкой в порядке возрастания количества точек (от 2 до 9). Ребенку последовательно сверху вниз показывается (на 1-2 секунды) каждая из восьми карточек с точками. И после каждой демонстрации предлагается воспроизвести по памяти увиденные точки – нанести их на пустую карточку за 15 секунд.
Оборудование: набор карточек из восьми малых квадратов, сложенных в стопку в порядке возрастания количества точек, пустые карточки для заполнения (лист 2, часы с секундной стрелкой, протокол, простые карандаши.
Инструкция: «Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе показывать одну за другой карточки, на которые нанесены точки, а потом ты сам будешь ставить точки в пустые клеточки в тех местах, где ты видел эти точки на карточках».
Фиксируемые параметры:
время выполнения; количество правильно воспроизведенных точек.
Объем вниманияоценивается по 10-бальной системе:
3. Диагностика особенностей внимания.
Цель методики: определение эффективности внимания.
Описание методики: ребенок работает по инструкции с односюжетными рисунками, различающимися отдельными деталями.
Оборудование: односюжетные картинки (лист 3, стол, часы с секундной стрелкой, протокол.
Инструкция: «Посмотри на рисунки. Постарайся как можно быстрее назвать все признаки, которые отличают один рисунок от другого».
Фиксируемые параметры: время выполнения задания, количество названных отличий, повторы, неправильно названные отличия, пропущенные отличительные признаки.
Оценка уровня развития произвольного внимания:
• 4.Цель: выявления уровня развития устойчивости и объема произвольного внимания.
Описание методики: ребенку предлагается выполнить задание в три этапа. На 1 –м этапе ребенок по образцу вписывает знаки в геометрические фигуры. На 2-м этапе – зачеркивает и обводит два определенных предмета из четырех по указанию взрослого. На 3-м этапе – зачеркивает во всех фигурках (лист 6) нарисованных насекомых. Уровень развития произвольного внимания определяется по сумме результатов трех отдельно обработанных этапов работы.
Оборудование:три листа: 1) изображение геометрических фигур (лист 4); 2) образ реальных предметов – рыбка. Воздушный шарик, яблоко и арбуз (лист 5); 3) набор знакомых геометрических фигур, в двух из которых обозначены мухи и гусеницы (лист 6). В каждом листе 10 рядов фигур (по 10 в каждом ряду). Верхние четыре фигуры – это образец работы для испытуемого; простой карандаш, часы с секундной стрелкой, протокол для фиксации параметров.
Инструкция: «На этом рисунке изображены геометрические фигуры. Сейчас я нарисую знаки в каждой из четырех верхних фигур. Ты должен расставить такие же знаки во всех остальных фигурах листа. Ты можешь сверять свои действия с образцом». – Первый этап.
«На листе нарисованы рыбки, яблоки, воздушные шарики и арбузы. Прошу тебя зачеркнуть всех рыбок, а яблоки обвести кружком». – Второй этап.
«На этой карточке нарисованы уже знакомые тебе геометрические фигуры. В квадратики забрались мухи, а в ромбах поселились гусеницы. Ты должен зачеркнуть во всех фигурках карточки и мух, и гусениц». – Третий этап.
Во время эксперимента необходимо обратить вниманиена поведение испытуемого:
— отвлекался от работы или нет;
— как часто требовалось напоминание о необходимости продолжить работу;
— часто ли испытуемый сверял свои действия с образцом;
— пытался ли проверять себя; если да, то как.
Фиксируемые параметры: 1) время заполнения каждой карточки; 2) количество допущенных ошибок при заполнении каждой карточки (пропуск нужной фигуры, ошибочный значок, лишние значки).
Обработка результатов:
Чтобы оценить уровень развития произвольного внимания ребенка 6-7 лет,необходимо подсчитать среднее время заполнения карточки по формуле:
= (1 + 2 + 3): 3,
где — среднее арифметическое время заполнения одной карточки, в секундах;
1 – время заполнения карточки 4, 2 и 3 – соответственно карточек 5 и 6.
Аналогично необходимо подсчитать среднюю величину количества ошибок:
= (1+2+3): 3,
где — среднее арифметическое количества ошибок;
1, 2, 3 – количество ошибок по результатам соответствующих этапов эксперимента.
Нормативы:
• 5.Цель: выявление уровня развития произвольного внимания, произвольной памяти («Треугольники»).
Описание: ребенку предлагают нарисовать в ряд определенное количество треугольников, некоторые из них необходимо заштриховать цветом, указанным взрослым. Повторять задание категорически запрещается. Если ребенок не запомнил, пусть делает по – своему.
Оборудование: коробка с цветными карандашами, лист бумаги. Протокол для фиксации полученных результатов.
Инструкция: «Сейчас мы поиграем. Будь внимателен. Я объясню задание только один раз. Нарисуй в ряд десять треугольников. Заштрихуй красным карандашом третий, седьмой, и девятый треугольники».
Фиксируемые параметры: количество ошибок при выполнении задания.
6. Корректурная проба.
Цель: диагностика распределения и переключения внимания.
Описание: ребенок, просматривая в корректурной матрице каждую сторону последовательно, должен как можно скорее зачеркивать разными способами три каких-либо различных элемента матрицы (лист 8).Например: елочку – поперечной чертой, мяч – вертикальной, а звездочку – крестиком. Необходимо фиксировать общее время выполнения всей работы (максимум 5 минут).
Оборудование: различного вида изображения – фигурные, буквенные, силуэтные и др. ; протокол для фиксации параметров; часы с секундной стрелкой, простые карандаши.
Инструкция: «В каждой строчке зачеркивай карандашом, изображенные предметы по образцу».
Фиксируемые параметры: время выполнения задания.
По результатам диагностики заполняется протокол для фиксации параметров на каждого ребенка.
Дефектолог подбирает специальные упражнения, направленные на коррекцию нарушений определенных свойств внимания у детей старшего дошкольного возраста.
Учитель-дефектолог:
Дергачева Е. А.
Источник
Яндекс. Картинки
⚠️ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ!⚠️
У Вашего ребенка ДЕФИЦИТ ВНИМАНИЯ!!!???? Родители сразу начинают оправдываться: «Да что Вы, доктор!? Мы и так всё своё время и внимание ему уделяем!!»
????Я, собственно, и не об этом???? ❗Синдром гиперактивности с дефицитом внимания, пожалуй, самый распространённый синдром при Резидуально-органическом поражении ЦНС. Но я о нем сегодня не буду говорить. (если Вам интересно, в конце будут ссылки на статьи о СДВГ).
Сегодня я хочу сделать акцент на диагностике и коррекции внимания вашего ребенка. Метод очень простой, С которым справится любой родитель.
⭕Итак, таблицы Шульте.
Эти таблицы вы можете скачать в интернете или сделать сами в любом текстовом документе (в крайнем случае, нарисовать рукой).
✅Для кого этот метод: для детей от 6 лет. Ребенок должен бегло считать до 25 и знать, как эти числа пишутся. Если вы практикуете на дошкольнике, то не стоит спешить с выводами, если он табличку делает дольше, чем положено по нормам ( о них ниже), у дошкольников познавательные процессы в большинстве своем непроизвольны и они не умеют организовывать себя и свое внимание. Но это не повод отказываться от таблиц, они отлично подойдут для тренировки произвольности внимания.
✅ Вам нужно иметь от 5 таблиц, в каждой из которых расположены в беспорядке числа от 1 до 25.
✅Ребенок должен НАЙТИ, ПОКАЗАТЬ И НАЗВАТЬ числа в возрастающем порядке, начиная с единицы.
✅У вас должен быть наготове секундомер. Измерьте время, за которое проходит ваш ребенок табличку до 25. Подряд вы даете 4 таблицы.
✅ИНТЕРПРЕТАЦИЯ: в норме на каждую таблицу тратится не больше 60 секунд.
❗Если ребенок первую табличку сделал быстро, а на последующих таблицах затраченное время увеличивается — это говорит о быстрой утомляемости и истощаемости психических процессов. Важно запомнить, что истощаемость не лечится упражнениями на развитие внимания. Здесь нужно подключать невролога
❗Если все четыре таблички сделаны в одном темпе и затрачено приблизительно одинаковое время, тогда у вас все в порядке
❗Если первая табличка сделана за большее время, а на остальные ребенок затратил меньше времени, это говорит о хорошей обучаемости ребенка.
❗Если цифры колеблятся (то быстро, то медленно), это говорит о неустойчивости внимания, о колебаниях продуктивности, которые будут сильно влиять на успеваемость в школе. это дети из цикла «То пятёрка, то двойка» .
Это была диагностика. Теперь о том, как тренировать внимание. Таблицы Шульте — это универсальная и простая методика развития всех свойств внимания (концентрация, объем, переключаемость, распределяемость).
Если в течение месяца ежедневно в быстром темпе выполнять по 4-5 таблиц, то к тренировке внимательности Вашего ребенка бонусом Вы получите увеличение скорости восприятия информации, расширение периферийного зрения, увеличение скорости чтения.
А теперь я упрощу Вам задачу, не нужно искать таблички в просторах интернета, скачивайте и распечатывайте картинки прямо отсюда:
P.S. Если Ваш ребенок в силу возраста не готов к таким табличкам, Вы можете давать ему упрощенные таблицы Шульте с ячейками 3Х3 или 4Х4 (счет до 9 или до 16).
Ссылки на статьи о СДВГ:
Эти страшные буквы СДВГ
Простая диагностика гиперактивности
Позитивное воспитание спасет мир
Источник
Елена Лебедева
Конспект коррекционно-развивающего занятия на развитие внимания у детей 5–6 лет
Конспект коррекционно-развивающего занятия на развитие внимания у детей 5-6 лет
Цель: Развитие свойств внимания (устойчивости, переключаемости, распределяемости, концентрации и объема).
Задачи:
Образовательные:
• Учить соблюдать правила в игре;
• Учить находить одинаковые предметы;
Воспитательные:
• Воспитывать уважительное отношение к педагогу, к сверстникам;
• Воспитывать усидчивость;
Коррекционно-развивающие:
• Развивать произвольное внимание, его устойчивость, концентрацию, переключение, объем, распределение;
• Развивать сенсорное, слуховое, моторно — двигательное внимание;
• Развивать познавательный интерес;
• Развивать связную речь.
Оборудование:
Обруч, маска совы, ламинированные рисунки «Бабочки», фломастеры, простые карандаши, таблица с заданием «Листочки, домики» (по количеству детей).
Методы и приемы:
1. Психогимнастика
2.Игровой метод:
• игры, задания и упражнения, направленные на развитие сенсорного внимания;
• игры, направленные на развитие слухового внимания;
• игры, направленные на развитие моторно-двигательного внимания.
Ход занятия
I. Вводная часть
1. Приветствие.
Цель: Создание эмоционального настроя.
Педагог-психолог: «Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Давайте все вместе возьмемся за руки, улыбнемся друг другу и скажем «Доброе утро»! Молодцы!
2. Психогимнастика. Игра «В магазине зеркал»
Цель: Развивать наблюдательность.
В магазине стояло много больших зеркал. Туда вошел человек, на плече у него была обезьянка. Она увидела себя в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки, и стала корчить им рожицы. Обезьянки ответили ей тем же. Она погрозила им кулаком, и ей из зеркал погрозили, она топнула ногой, и все обезьянки топнули ногой. Что бы ни делала обезьянка, все остальные в точности повторяли ее движения.
Предлагаю вам по очереди побыть в роли этой обезьянки, а все остальные будут зеркалами.
II. Основная часть
2. Игра «Совушка — Сова».
Цель: Формирование внимания, воспитание выдержки.
Оборудование: Обруч, маска совы.
Играющие свободно располагаются на ковре. В обруче «в дупле» сидит «Сова».Когда вы слышите слова: «День наступает – все оживает». Все играющие свободно двигаются по ковру, выполняя различные движения, имитируя руками полет бабочек, стрекоз, кузнечиков и т. д.
Когда вы слышите слова: «Ночь наступает, все замирает, сова вылетает». Все должны немедленно остановиться в том положении, в котором их застали эти слова, и не шевелиться. «Сова» медленно проходит мимо играющих и зорко осматривает их. Кто пошевелится или засмеется, того «сова» отправляет к себе в «дупло». Через некоторое время игра останавливается, и подсчитывают, сколько человек «сова» забрала к себе. После этого выбирают новую «сову» из тех, кто к ней не попал. Выигрывает та «сова», которая забрала себе большее число играющих.
3. Задание «Найди два одинаковых предмета».
Цель: Развитие сенсорного внимания, объема внимания, восприятия формы, величины, наблюдательности, формирование умения сравнивать, анализировать.
Оборудование: ламинированные рисунки «Бабочки», фломастеры.
Посмотрите, на этом рисунке изображены бабочки. Каждой бабочке можно найти пару. Соедините линиями две одинаковые бабочки и объясните, в чем их схожесть.
Работать будем в парах: один ребенок, который сидит слева ищет пару бабочек в первом ряду (1-4 бабочки, а второй ребенок, который сидит справа проверяет, затем меняемся.
Рисунок «Бабочки»
4. Игра «Четыре стихии».
Цель: Развивать внимание, связанное с координацией слухового и двигательного анализаторов.
Играющие сидят по кругу. Ведущий договаривается с ними, что, если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» – вытянуть руки вперед, слово «воздух» – поднять руки вверх, слово «огонь» – произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим. (Во время игры отметить каждого ребенка за внимательность, быстроту реакции и т. п.)
III. Заключительная часть
5. Упражнение «Пожелания в круг»
Цель: Выразить свое эмоциональное отношение к занятию, сделать вывод о том, что узнали нового, чему научились.
Детям предлагается рассказать, что понравилось и что не понравилось на занятии, что нового узнали, а также высказать свои пожелания на будущее занятие.
А теперь давайте улыбнемся, поблагодарим друг друга за работу и попрощаемся до следующей
Источник
Наталья Андряшина
Консультация «Коррекция и развитие внимания детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями»
Коррекция и развитие внимания у дошкольников с речевыми нарушениями
Коррекционно – развивающую работу по развитию внимания мы рекомендуем проводить, используя различные игры и игровые упражнения, направленные на развитие внимания, так как игровая деятельность является ведущей у детей дошкольного возраста.
Мы предлагаем использовать комплекс игр, направленный на развитие концентрации, объема, распределения, переключения внимания.
На наш взгляд, только через систему игр, игровых упражнений и заданий удается перейти от истощаемого к устойчивому, высококонцентрированному вниманию.
Игры и упражнения, включающие умственную и двигательную активность, требуют от ребенка переключения, распределения и сосредоточенности внимания. Важным принципом развития внимания является требование к организации деятельности ребенка. Внимание поддерживается, когда дошкольник активен в отношении предмета, обследует его, открывая в нем все новое и новое содержание. В то же время взрослый требует довести начатое дело до конца, создает у ребят установку на получение качественного результата.
На наш взгляд, использование всех вышеперечисленных игр и игровых упражнений активизирует внимание дошкольников с нарушениями речи, а также повышает эффективность коррекционно-педагогической работы в целом.
2.1. УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ КОНЦЕНТРАЦИИ, ПРОДУКТИВНОСТИ И УСТОЙЧИВОСТИ ВНИМАНИЯ.
Данные упражнения направлены на развитие продуктивности, концентрации и устойчивости внимания, тренировку избирательности внимания, тренировку зрительного внимания, тренировку длительного удержания внимания у дошкольников с речевыми нарушениями.
Упражнение «Найдите 10 отличий»
Цель: развитие концентрации внимания.
Порядок выполнения и инструкция. Ребенку предлагаются картинки, в которых он должен найти сходства и различия. Педагог «Я предлагаю тебе рассмотреть картинки и найти в них сходства и различия. Будь внимателен»
Упражнение «Найди пару»
Цель: развитие концентрации, устойчивости, продуктивности внимания.
Порядок выполнения и инструкция. Ребенку предлагается две картинки. На первой изображены растения. Рассмотрев картинку № 1, ребенок должен отыскать два одинаковых растения и объяснить своё решение. Аналогичная работа проводится с картинкой №2.Педагог: «Посмотри (имя ребенка, пожалуйста, на первую картинку, что на ней нарисовано (ответ ребенка? А теперь найди два одинаковых растения и скажи мне, почему ты так думаешь».
Упражнение «Что изменилось?»
Цель: формирование умения определять изменения, перестановки, произошедшие на картинке, развитие устойчивости внимания.
Порядок выполнения и инструкция. Педагог предлагает внимательно рассмотреть сначала первую, а затем вторую картинку и объяснить,что изменилось: «Как ты думаешь, какая игрушка пропала с полки, а какая появилась?»
Упражнение «Найди фигурку, спрятанную в картинке»
Цель: развитие концентрации, устойчивости, внимания, формирование умения находить различные геометрические фигурки, «спрятанные» на картинке.
Порядок выполнения и инструкция.Ребенку предлагается найти на картинке спрятанные геометрические фигуры: круги, прямоугольники, треугольники.Педагог: «Посмотри внимательно на картинку и найди на ней изображения, которые тебе по форме напоминают круг (тоже прямоугольник, треугольник)»
Упражнение «Лабиринт»
Цель: развитие концентрации, продуктивности и устойчивости внимания.
Порядок выполнения и инструкция. Ребенку предлагаются всевозможные лабиринты, которые ребенок должен пройти внимательно сосредоточившись.Педагог: «Перед тобой лабиринт, ты должен пройти его. Внимательно сосредоточься и помоги кролику найти морковку».
Упражнение «Умная картинка»
Цель: развитие концентрации, устойчивости внимания, памяти.
Порядок выполнения и инструкция. Ребенку на короткое время (30 секунд) предъявляется картинка с изображением различных предметов. После этого картинку убирают, и ребенок по памяти должен ответить на вопросы,которые касаются показанных ему изображений: «Какие предметы нарисованы на картинке?», «Сколько вишен ты видел на картинке?», «Что ты видел, ручку или карандаш?», «Сколько конфет на картинке?»
Упражнение «Буквы и цифры»
Цель: тренировка избирательности внимания.
Порядок выполнения и инструкция. Ребенку предлагается картинка, на которой изображены буквы и цифры.Педагог: «Найди и раскрась сначала все буквы, а затем все цифры».
Упражнение «Следы птиц, зверей и цифры»
Цель: тренировка зрительного внимания.
Порядок выполнения и инструкция. Ребенку предлагается картинка, на которой изображены следы птиц, зверей и цифры.Педагог: «Здесь мы видим с тобой следы птиц и зверей, а еще цифры. Давай отыщем эти цифры по порядку, начиная с одного. Теперь их нужно показать в обратном порядке, но сначала нам нужно потренироваться. Вот тебе карточки с цифрами, разложи их в обратном порядке. В таком же порядке обведи цифры на странице. А теперь как можно быстрее и без ошибок покажи их. В каком порядке ты хочешь показывать? Хорошо. А теперь в другом порядке».
Упражнение «Соревнование зверей»
Цель: тренировка длительного удержания внимания.
Порядок выполнения и инструкция. Ребенку предлагается картинка, на которой изображены медведь, еж, белка, заяц и цифры.Педагог: «Звери соревнуются, кто скорее найдет цифры по порядку и ни разу не ошибется. Ты кому будешь помогать?. А я Мишке. Вот секундомер. Ты начнешь искать цифры, я включу секундомер, и посмотрим, как быстро ты их найдешь. Главное — не ошибаться». Ребенок показывает цифры. Время поиска и ошибки фиксируются.Педагог: «Теперь мы с Мишкой начнем искать, а вы с Ежиком следите, не ошибемся ли мы». Педагог намеренно делает ошибку (пропускает цифру или смешивает близкие по начертанию 7 и 1, 6 и 9). Ребенок, заметив ошибку, сообщает об этом воспитателю.
Аналогично строится работа в группе. Дети могут меняться таблицами и переходить к следующим.
2.2 КОМПЛЕКС ИГР НА РАЗВИТИЕ КОНЦЕНТРАЦИИ, ОБЪЁМА, РАСПРЕДЕЛЕНИЯ, ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ
Данный комплекс игр направлен на развитие концентрации, распределения, объема внимания, переключение и устойчивость внимания у дошкольников с речевыми нарушениями.
Игра «Какой игрушки нет?»
Цель: совершенствование концентрации внимания, его распределения, объема.
Оборудование: две машины, куклы, матрешка, юлы, собаки, кошки; два мишки, зайки, самолета и др.
Содержание. Перед детьми выставляются три игрушки. Такие же игрушки ставятся на другом столе, которой находится на близком расстоянии от детей. Используется указательный жест для привлечения внимания детей к каждой игрушке. Затем за экраном одна игрушка убирается, после чего убирается экран и внимание детей привлекается к оставшимся игрушкам. Взрослый своим поведением выражает удивление по поводу исчезнувшей игрушки, обращает внимание на игрушки на втором столе и предлагает выбрать ту игрушку, которая была ранее непосредственно перед детьми. Игра повторяется несколько раз с разными вариантами набора игрушек и с их увеличением до четырех.
Игра «Сделай верно»
Игра может проводиться как на невербальной основе, так и вербальной, в зависимости от готовности детей; важное условие — ориентировка детей в геометрических формах.
Цель: упражнять детей в распределении и переключении внимания.
Оборудование: набор карточек с изображенными геометрическими фигурами. Количество разных геометрических форм постепенно увеличивается от двух до четырех-пяти).
Содержание. Каждому ребенку предлагается рассмотреть свою карточку, назвать или найти одинаковые фигуры. Затем дается какую геометрическую фигуру надо зачеркнуть. После выполнения задания его результаты анализируются. Игра может иметь разные варианты в зависимости от количества геометрических фигур. Фигуры могут быть и разного цвета. В этом варианте ребенок должен учитывать два признака — форму и цвет.
Игра «Догони и поймай разные буквы»
Цель — развитие устойчивости, распределения и переключения внимания.
Оборудование: таблицы с небольшим текстом, написанным крупными буквами (текст состоит из нескольких строк).
Содержание. Ребенку предлагается рассмотреть текст, а затем зачеркнуть в тексте карандашом определенную букву (например, букву «М»). В следующий раз может быть другая буква или другой вариант задания (например, подчеркнуть определенную букву или обвести кружочком и т. д.); вместо букв могут быть цифры, геометрические формы, одна и та же геометрическая форма, но разных цветов.
Игра «Кто за кем стоит»
Цель: развитие объема внимания, его распределения
Содержание. Четверо детей выстраиваются в шеренгу. Пятому ребенку, водящему, предлагается рассмотреть и запомнить, кто за кем стоит, а затем повернуться спиной к шеренге. Взрослый переставляет кого-либо из детей в шеренге. Затем водящему предлагается повернуться лицом к шеренге и сказать или показать, что изменилось. Игра повторяется несколько раз. В ходе игры меняются и водящие.
Источник