Коррекция развития ребенка от 1 года до

Умный, здоровый, физически и психически развитый ребенок – мечта любого родителя. Именно к этому мы стремимся, играя и занимаясь с детьми. Но как развивать ребенка правильно, чему учить, пока он маленький, на чем сконцентрировать основные усилия? От обилия идей и советов по детскому развитию голова у мам подчас идет кругом. В данной статье мы проведем обзор основных иностранных методик раннего развития детей, поговорим об их особенностях и главных принципах.

Имея представление обо всех методиках, вам будет проще определиться с тем, элементы какой/каких из них стоит взять на вооружение

Методика раннего развития детей Гленна Домана

Гленн Доман – американский нейрофизиолог, разработавший уникальную методику развития, которая изначально была направлена на реабилитацию детей с повреждениями мозга. В течение многих лет врач проводил исследования и детально изучал закономерности детского развития, что и помогло ему создать комплексную лечебную программу. Занятия, включающие в себя зрительную, слуховую, тактильную стимуляцию, дыхательные упражнения, мануальное воздействие и упражнения на развитие речи вызывают заметные улучшения в состоянии больных детей. Доман считал, что мозг «развивается в процессе его интенсивного использования, а развитие интеллекта ребенка прочно связано с его физическим развитием».

В дальнейшем Доман усовершенствовал свою методику, чтобы применять ее и для развития здоровых детей. Высокий уровень интеллектуальной и физической подготовки детей, с которыми занимались «по Доману», вдохновляет родителей использовать именно эту методику раннего развития

Основные принципы методики:

1) Физическое развитие (свобода движения ребенка, стимуляция врожденных рефлексов, использование трека для обучения ползанию, развитие чувства равновесия и умения преодолевать преграды, обучение плаванию);

2) Обеспечение ребенка максимумом информации (в ответ на вопрос ребенка нужно дать максимально развернутый ответ и дать возможность анализа – например, показав 10 карточек с изображениями того, о чем спрашивал ребенок);

3) Обучение чтению (регулярный показ карточек с изображениями знакомых предметов и их написанными красным шрифтом названиями);

4) Обучению счету (регулярный показ карточек с разным количеством красных точек, которые ребенок учится соотносить с понятием количества);

5) Энциклопедическое обучение (показ карточек с отчетливыми и крупными изображениями незнакомых ребенку предметов, животных, репродукций картин, людей, слов и т.д.).

Методика Домана-Маниченко

Одним из наиболее известных в России последователей Гленна Домана стал педагог и психолог Андрей Маниченко, создавший собственную адаптированную методику и основавший компанию «Умница». Основное отличие методики Маниченко от методики Домана – игровая форма обучения и активное участие ребенка в процессе.

Основные принципы методики:

1) Игровые микроуроки.

2) Комплексное обучение чтению – от карточек к книгам.

3) Занятия проводятся по карточкам, дискам, книжкам-вертушкам, книжкам-пряткам и листалкам.

Монтессори-методика раннего развития

Методике Монтессори или, как ее называла сама автор, системе самостоятельного развития ребенка в дидактически подготовленной среде, уже более 100 лет. Мария Монтессори – первая в Италии женщина-врач, ученый, педагог и психолог. Работая детским врачом, она обратила внимание на бесцельность времяпровождения умственно отсталых детей и пришла к выводу, что в раннем детстве они не имели достаточного количества стимулов для развития. Целью разработки системы Монтессори было создание материалов, которые бы побуждали детей к познанию

Основные принципы методики:

1) «Помоги мне это сделать самому» – главный принцип методики Монтессори. Если ребенок может сделать что-то самостоятельно, родитель или педагог не вмешиваются в процесс и не пытаются помочь. Роль взрослого – наблюдать и предлагать малышу задания с тем материалом, который он сам выбрал. Ребенок работает в своем темпе и занимается тем, что ему интересно в данный момент. Это развивает уверенность в собственных силах, независимость.

2) Развивающая среда является основой методики Монтессори. Ее элементы должны стимулировать ребенка к познанию через все органы чувств. Помещение для занятий по системе Монтессори разделено на 5 зон с развивающими материалами: зона упражнений в повседневной жизни, зона сенсорного воспитания, математическая зона, зона родного языка, зона Космоса.

3) Методика Монтессори делает особый акцент на работе ребенка с предметами. Это и повседневные предметы, и специальные Монтессори-материалы, разработанные таким образом, чтобы ребенок мог справляться с ними самостоятельно. Большое внимание уделяется предметам, развивающим мелкую моторику – бусинам, шнуровкам, крупам и бобовым, шарикам, пуговицам.

4) Монтессори-группа состоит из детей разного возраста, что воспитывает в старших заботу о младших, а малышей стимулирует учиться у тех, кто взрослее.

5) Все материалы после занятия должны быть вымыты, сложены и убраны ребенком на место. Это с раннего возраста приучает детей к порядку и уважению к другим людям.

Методика раннего развития Сесиль Лупан

Сесиль Лупан – увлеченная ранним развитием мама, применившая методику Домана к двум своим дочкам и на практике понявшая ее плюсы и минусы. Именно поэтому многим нравится именно методика Лупан, а не Домана, ведь он писал свои книги, основываясь на среднестатистических показателях большого количества детей, не акцентируя внимание на индивидуальности каждого ребенка. Сесиль Лупан же более тонко и душевно подбирала методы обучения (и это естественно, поскольку она делала это не для чужих, а для своих собственных детей), с учетом склонностей и возникновения интереса к тому или иному занятию.

Основные принципы методики:

1) Родители – лучшие учителя для малыша. Ребенку важен интерес со стороны взрослых к его потребностям и интересам, но не нужна чрезмерная опека.

2) Обучение происходит в игровой форме и прекращается до того, как ребенок устанет. Занятия должны быть в радость и для малыша, и для родителей. Проверять знания ребенка не нужно.

3) Быстрота и новизна будут поддерживать естественную любознательность ребенка. Импровизированные занятия лучше серьезных заготовок.

4) Познание мира, по мнению Лупан, начинается с речи. Именно поэтому разговаривать с ребенком следует постоянно, даже если он пока ничего не понимает.

5) Важно учитывать индивидуальность каждого ребенка и проявлять гибкость и чуткость, раскрывая его природные способности.

6) Особое внимание, как и у Домана, уделяется физической активности ребенка, которая является основой для умственного развития. Сесиль Лупан является сторонницей грудничкового плавания по мeтоду Клэр Тиммeрманс.

Методика развития талантов Синити Сузуки

Синити (Шиничи) Сузуки – японский скрипач, педагог и основатель Института воспитания талантов. Он был убежден, что музыкальность не является талантом, а просто способностью, которую можно и нужно развивать. Синити Сузуки сравнивал обучение игре на музыкальных инструментах с обучением родной речи, считая, что в постижении любых навыков нет принципиальной разницы. Поэтому его методика называется еще «методом родного языка». Трех-четырехлетние воспитанники Сузуки поражали окружающих блестящей игрой на скрипке, что является явным показателем успешности данной методики.

Читайте также:  Центр развития ребенка водный стадион

Основные принципы методики:

1) Любовь, внимание и забота родителей – основа любого обучения. Доброжелательная атмосфера помогает раскрыться способностям ребенка.

2) Прививать ребенку любовь к музыке необходимо с рождения.

3) Многократные повторения, свойственные обучению музыке, способствуют развитию трудолюбия, пониманию смысла музыкального произведения, точности самовыражения.

4) К обучению нужно подходить как к игре, а не как к скучной обязанности. Тогда и ребенку учиться будет в радость.

Методика Масару Ибука

Масару Ибука – японский инженер и успешный бизнесмен, один из основателей компании «Sony». Однако он приобрел известность в большей степени как автор уникальной методики раннего развития, сочетающей в себе рекомендации касательно всех сторон жизни ребенка. Единственный сын Масару Ибука, страдавший аутизмом, вдохновил его на подробное изучение разнообразных педагогических методик и постоянные наблюдения за детьми и подростками. Результатом исследований стал провокационный вывод, ставший названием известной книги – «После трех уже поздно». Масару Ибука был убежден, что в первые три года жизни формируются умственные способности ребенка, а значит, родителям важно не упустить это «золотое время» для обучения малыша.

Основные принципы методики:

1. Первые три года жизни ребенка – это основа для всего его будущего. Поэтому важно обеспечить малышу благоприятную среду, постоянно общаться с ним, проявлять ласку и заботу, развивать его интеллектуально и физически, эстетически и музыкально. Окружение важнее в плане развития ребенка, чем гены.

2. Ребенка невозможно «перекормить» новыми знаниями, его нервная система блокирует информацию, когда мозг переполнен ей.

3. Необходимо знакомить ребенка с настоящим искусством, показывая ему репродукции картин великих художников и давая слушать музыку классических композиторов.

4. У ребенка не должно быть много игрушек, это рассеивает внимание и подавляет развитие.

5. Строгость к ребенку нужно проявлять в первые годы его жизни, а не наоборот. После 2-3 лет у малыша развивается самоуважение, а излишнее давление вызывает лишь протест и неповиновение.

6. Маленьких детей можно и нужно обучать иностранным языкам.

7. Родителям стоит поощрять творческие проявления ребенка.

7. Детям необходимо постоянно двигаться. Тренировать двигательные навыки нужно с младенчества. Очень полезна ходьба, которая задействует большую часть мышц тела.

Вальдорфская методика раннего развития

Вальдорфская методика была разработана Рудольфом Штайнером, немецким ученым, основоположником антропософии и педагогом. Основная задача воспитания ребенка по Вальдорфской системе – формирование свободной личности. Данная методика не приемлет раннего интеллектуального развития детей. Считается, что самым маленьким (детям до 7 лет) необходима подражательная познавательная деятельность, а не перенасыщение избыточной информацией. Вальдорфская система приветлива, доброжелательна, спокойна. Садики и школы, работающие по этой методике, существенно отличаются от традиционных: они имеют неторопливый темп, индивидуальный подход к каждому ребенку, в них нет оценок и сравнивания детей.

Основные принципы методики:

1. Главный принцип – это «неопережение», т.е. ребенок должен развиваться в своем темпе, с упором на качество, а не на количество.

2. Дети играют и работают только с натуральными материалами. Пластмассовые и электронные игрушки, различные гаджеты исключены. Вся атмосфера наполнена домашним уютом, ведь детей окружает естественность: дощатые полы и мебель, самотканые коврики, тряпичные куклы, деревянные и соломенные игрушки.

3. Большое значение придается психологическому комфорту ребенка, а значит, педагог Вальдорфского детского сада или школы должен уметь создать доверительную обстановку в коллективе.

4. Особое внимание уделяется занятиям различными видами искусств: музыкой, пением, живописью, лепкой и рукоделием. Вальдорфскую педагогику можно назвать скорее гуманитарной.

5. Дети очень много играют, преимущественно самостоятельно (взрослые лишь поддерживают интерес детей к игре). Кроме того, они участвуют во взрослой трудовой деятельности – готовке, уборке, садоводстве.

6. Отсутствуют принуждение, наказания и осуждение ребенка.

7. Важной частью Вальдорфской педагогики являются праздники, проводящиеся в духе народных традиций.

Методика раннего развития Макото Шичида

Макото Шичида – японский профессор, ученый, исследователь и практик в области деятельности головного мозга. Шичида считал детей гениальными от природы и не советовал родителям увлекаться академическим обучением. По его мнению, задача взрослых – создать для развития мозга ребенка благоприятную среду.

Основные принципы методики:

1. Приоритетным в методике Шичиды является развитие правого полушария мозга ребенка, отвечающего за интуицию и подсознание. Именно в этом основное отличие данного метода от традиционного, «левополушарного», применяющегося в большинстве современных детских садов и школ. Возраст с полугода до 6 лет Шичида считал идеальным для развития правого полушария.

2. Благожелательность родителей и позитивный настрой определяют успешность занятий.

3. Занятия с ребенком должны быть разнообразны и направлены на развитие всех способностей ребенка: фотографической памяти, визуализации, математических способностей, музыкальности, интуиции и даже экстрасенсорики. Шичида рекомендует использовать в занятиях большое количество карточек с разнообразными изображениями, танграмы, пазлы, книги, слушать с ребенком музыку, делать творческие задания и многое другое.

Источник

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 8

пгт. Шахтерска Углегорского городского округа Сахалинской области

«Система раннего выявления и ранней коррекции нарушений развития у детей от 0 до 3 лет

как фактор их успешной социальной адаптации и школьной успешности»

Педагог-психолог Мадалинская Т.В.

г. Шахтерск

29.08.2018 г.

Цель: формирование профессиональной компетентности участников воспитательно — образовательного процесса в сопровождении

Участники семинара: педагоги дошкольных образовательных учреждений, специалисты службы медико – психолого — педагогического сопровождения.

Введение:

Развитие инклюзивного образования является важной составляющей государственной политики многих стран мира.

На современном этапе развития одним из актуальных направлений психологии и педагогики во многих странах мира является контроль за психологическим/психическим здоровьем детей с самого раннего возраста, который осуществляется специальными государственными службами.

Существующий отечественный и зарубежный опыт показывает, что правильно организованная и своевременная ранняя комплексная помощь детям раннего возраста с нарушениями в развитии способна предупредить появление вторичных отклонений в развитии, обеспечить максимальную реализацию потенциала развития ребенка, а для значительной части детей обеспечить возможность включения в общий образовательный поток на раннем этапе возрастного развития.

Актуальность создания системы ранней помощи обусловлена:

  • расширением инклюзивных тенденций в дошкольном образовании и неготовностью детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью к интеграции в дошкольные образовательные организации;

  • наличием существенных региональных различий в положении детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью и их семей и отсутствием вариативных моделей организации и функционирования ранней помощи, учитывающей разнообразие региональных возможностей;

  • потребностями детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в комплексном сопровождении их развития и недостаточной эффективностью использования методик раннего выявления и коррекции отклонений в развитии детей;

  • значительными потенциальными возможностями ранней помощи для всестороннего развития детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью и отсутствием целостной модели их комплексного сопровождения.

Читайте также:  Зачатие ребенка развитие в утробе

Таким образом, создание системы ранней помощи позволит сократить долю детей, которые по достижении школьного возраста будут нуждаться в специальных условиях и поддержке для получения образования, социальной адаптации, сократить число детей в специализированных учреждениях. Своевременная помощь и коррекция дают исключительную возможность «сгладить» имеющиеся недостатки и проблемы в развитии, а в ряде случаев даже устранить их, обеспечив тем самым полноценное развитие ребенка. Важным условием успешной коррекционной работы с детьми раннего возраста становится разработка педагогических и организационных условий включения родителей в реализацию индивидуальных комплексных программ сопровождения, которые реализуются в рамках Службы ранней помощи.

Создание единой системы раннего выявления и коррекции отклонений в развитии детей предусматривает проведение целенаправленной государственной политики в этой области и разработку законодательных актов в целях преодоления межведомственных и междисциплинарных барьеров.1

Факторами, определяющими необходимость развития вариативных форм психолого-медико-педагогической помощи детям раннего возраста и их семьям являются:

  • низкое качество репродуктивного здоровья родителей;

  • снижение уровня здоровья детской популяции в возрастном диапазоне от рождения до младшего школьного возраста;

  • дефицит учреждений для детей раннего возраста с особыми образовательными потребностями;

  • накопленный в образовательной практике опыт сопровождения детей раннего возраста;

  • высокая эффективность комплексной помощи детям раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Целью оказания такой помощи является как можно более раннее выявление детей с отклонениями в развитии, а также предупреждение возникновения вторичных отклонений в процессе становления психофизических функций, а также своевременное оказание поддержки родителям и всей семьи в целом направленная формирование активной помощи родителей в участие абилитационого процесса ребенка и построение плодотворного сотрудничества со всеми необходимыми специалистами.

Основными задачами службы ранней помощи являются:

1. Информационная и социально-психологическая поддержка родителей и семьи:

а) раннее сопровождение и поддержка всех членов семьи;

б) консультирование родителей по вопросам, связанными с индивидуальными особенностями ребенка и условиями его оптимального развития;

в) предоставление информации о законодательных актах, защищающих права ребенка и его семьи о социальных гарантиях общественных организациях, оказывающих помощь и услуги.

2. Определение сильных и слабых сторон ребенка и его семьи:

а) междисциплинарная оценка основных областей развития ребенка;

б) определение состояния психологического здоровья ребенка, качественных особенностей его отклонений с родителями и другими членами семьи;

в) выявление основных потребностей ребенка и его семьи.

3. Ранняя помощь ребенку в семье, создание программы индивидуального сопровождения ребенка и семьи:

а) междисциплинарное обслуживание ребенка и семьи в соответствии с разработанной программой (каждый специалист разрабатывает собственную программу диагностики и коррекции, данные программы обсуждаются на консилиуме командой специалистов, принимаются общие требования, учитываются желания родителей и возможности ребенка;

б) отслеживание эффективности результатов ранней помощи в случае необходимости внесений дополнений и изменений в разработанную программу.

4. перевод ребенка и семьи в другие структуры:

а) Планирование и подготовка перехода ребенка из службы ранней помощи в дошкольное учреждение (детские сады, реабилитационные центры, центры дополнительного образования и так далее).

Задача создания системы — разработка и апробация различных моделей скринингового и углубленного дифференцированного обследования всех детей первого года жизни для выявления детей с подозрением на отклонения в развитии и оказания разнообразных форм психолого-педагогической и социальной помощи им и их семьям.

Система раннего выявления и коррекции отклонений в развитии, должна включать в себя четыре основных блока. С нашей точки зрения, организация раннего выявления и коррекционной помощи детям с нарушенным слухом может являться моделью помощи детям с другими отклонениями в развитии (интеллектуальными, сенсорными, эмоциональными, двигательными, речевыми). Вместе с тем следует отметить, что характер нарушения и структура дефекта определяют разные формы работы по выявлению детей с отклонениями в развитии и организации коррекционной помощи.

Первый блок — скрининговое обследование детей первого года жизни. Оно предполагает, прежде всего, разработку карт факторов риска в развитии ребенка. Карта должна заполняться в роддоме с отметкой о наличии фактора риска в выписке, затем передаваться в поликлинику по месту жительства для проведения систематических наблюдений за развитием ребенка, его обследования. При первом же подозрении на отклонение или замедленный темп в развитии ребенок должен направляться на комплексное медико-психолого-педагогическое обследование.

Основная задача блока — выявление детей с подозрением на то или иное отклонение в развитии.

Для ее успешного решения необходимо совместно с Министерством здравоохранения разработать и апробировать:

  • карты факторов риска в развитии ребенка;

  • скрининговые методики обследования нервно-психического развития ребенка первого года жизни;

  • процедуру обследования детей и наблюдения за их развитием; эффективные и недорогие технические средства скрининг-диагностики.

Второй блок — дифференциальная диагностика, которая осуществляется в детских поликлиниках, специализированных центрах, больницах. Ее задача — выявление отклонения в развитии, уточнение структуры дефекта, определение возможностей медицинского воздействия и психолого-педагогической коррекции отклонений в развитии ребенка.

Дифференциальная диагностика нуждается в дальнейшем совершенствовании методик и приобретении новейшего оборудования, однако даже те методы и то оснащение, которое уже есть, позволяют решать задачи блока достаточно успешно.

Третий блок — медико-психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии.

Необходимо разработать и апробировать разнообразные организационные формы коррекционного воздействия. Так, наш опыт показывает, что для детей с нарушениями ЦНС, интеллектуальными и речевыми проблемами коррекционное обучение целесообразно организовывать именно в детских поликлиниках по месту жительства, дополнив их штаты учителями-дефектологами, работающими с детьми раннего возраста. Дети же с сенсорными нарушениями, проблемами в эмоциональном развитии, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, сложной структурой дефекта и др. столь специфичны, что с раннего детства требуют специализированной помощи. Необходимо создать гибкую систему коррекционного воздействия, сочетающую как помощь ребенку в поликлинике по месту жительства, так и специализированную в профильных медицинских и медико-психолого- педагогических (реабилитационных) центрах. Последние могли бы курировать оказание помощи ребенку по месту жительства, в частности занятия с учителем — дефектологом поликлиники.

С нашей точки зрения, целесообразно также расширять такие новые формы коррекционного воздействия, как группы надомного обучения и кратковременного пребывания при специальных (коррекционных) дошкольных учреждениях.

Необходимо предусмотреть в этом блоке и такое важное звено, как ежегодное углубленное медико-психолого-педагогическое обследование ребенка (на первом году жизни желательно не реже 2 раз в год) с целью уточнения структуры нарушения, определения эффективности реабилитационных мероприятий и направлений дальнейшего коррекционного медико-психолого-педагогического воздействия.

Читайте также:  Интеллектуальное развитие ребенка в утробе матери

Создание системы раннего выявления, коррекция отклонений в развитии и ее функционирование требуют особого внимания к подготовке кадров.

Четвертый блок — создание обоснованной, скоординированной государственной программы подготовки и переподготовки специалистов для системы раннего выявления и ранней коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии. Необходимо, в частности, организовать целенаправленную подготовку учителей-дефектологов (на дефектологических факультетах педагогических университетов и институтов, через курсы повышения квалификации и т.п.) к работе с детьми раннего возраста, к оказанию коррекционной помощи в разных формах.

Проблемы реализации

В России при глубоком понимании необходимости ранней помощи еще нет соответствующей целостной государственной системы.

Несмотря на определенные достижения в разработке различных диагностических методик и медико-педагогической коррекции ряда отклонений в развитии, в настоящее время в России нет единой системы раннего выявления детей с подозрениями на те или иные отклонения в развитии. Ее создание — важная и актуальная задача современного этапа коррекционной помощи детям раннего возраста.

Возникает вопрос, как при фактических ресурсах, учитывая компетентность специалистов, работающих на местах, своевременно выявлять первичные нарушения развития и оказывать превентивные меры для возникновения вторичных отклонений, а также максимально эффективно организовать коррекционные мероприятия.

Систематизируя имеющийся практический опыт работы с детьми, имеющими отклонения развития, детьми с ОВЗ, инвалидностью, с ОВЗ и инвалидностью, предлагаем алгоритм работы в ДОУ по выявлению нарушений развития у детей

от 0 до 3 лет в условиях дошкольных образовательных учреждений.

  1. Адаптация любого ребенка, прибывшего в ДОУ или переведенного из другой группы необходимо отслеживать совместно со специалистами, все параметры адаптации фиксируются:

  • педагогом в карте НПР2

  • медицинским работником в листе адаптации (по физическим показателям),

  • педагогом-психологом (лист/карта динамического наблюдения процесса адаптации).

Сроки адаптации для каждого ребенка индивидуальны, однако имеются ориентиры.3

  1. Специалисты службы сопровождения наблюдают развитие ребенка в динамике и согласия родителей проводят комплексную оценку развития ребенка по возрастам, которая подбирается специалистами самостоятельно4. Основной целью психолого-педагогического изучения ребенка раннего возраста является получение данных, характеризующих:

  • познавательные процессы;

  • эмоционально-волевую сферу;

  • предречевое и речевое развитие;

  • двигательное развитие

  1. В случае возникновения выраженных или не поддающихся коррекции обычными педагогическими методами проблем, педагогу необходимо сообщить специалисту службы сопровождения (медицинскому специалисту/педагогу – психологу/логопеду в случае отсутствия необходимого специалиста о проблеме ребенка заявляют в журнал записи на ПМПк по критериям:

  • трудности адаптации,

  • трудности во взаимодействии ребенка с окружающими,

  • проблемы поведения,

  • трудности освоения основной образовательной программы

  1. По заявленной проблеме в рамках ПМПк (консилиума) назначается обследование специалистами по графику по диагностикам для углубленного обследования5 только с письменного согласия родителей и в их присутствии.

  2. В случае согласия родителей работы в рамках консилиумом устанавливаются сроки для прохождения обследования медицинских специалистов и назначается первичные коррекционные мероприятия для ребенка в компетенции специалистов

  3. В случае отсутствия эффективности коррекционных мероприятий при пройденном обследовании ребенку показана консультация специалистами ТПМК (ЦПМПК) как по запросу специалистов ДОУ, так и по желанию родителей.

Вывод:

Согласованная работа специалистов всех уровней в общем воспитательно –образовательном процессе, систематизированная работа консилиумов ДОУ, четко выстроенная работа специалистов службы психолого –педагогического сопровождения ДОУ и взаимосвязь с учреждениями здравоохранения даст возможность в будущем реализовать задачи раннего выявления и ранней коррекции нарушений развития у детей от 0 до 3 лет

Раннее медико-психолого-педагогическое вмешательство позволит ослабить, а в отдельных случаях и предотвратить последствия того или иного отклонения в развитии, поможет вырастить человека, способного активно участвовать в жизни общества. Таким образом, создание системы ранней помощи позволит сократить долю детей, которые по достижении школьного возраста будут нуждаться в специальных условиях и поддержке для получения образования, социальной адаптации, сократить число детей в специализированных учреждениях. Своевременная помощь и коррекция дают исключительную возможность «сгладить» имеющиеся недостатки и проблемы в развитии, а в ряде случаев даже устранить их, обеспечив тем самым полноценное развитие ребенка. Важным условием успешной коррекционной работы с детьми раннего возраста становится разработка педагогических и организационных условий включения родителей в реализацию индивидуальных комплексных программ сопровождения, которые реализуются в рамках Службы ранней помощи.

Список литературы

  1. Рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования от 13 января 2016 г. № ВК-15/07

http://mosmetod.ru/metodicheskoeprostranstvo/sredneprofessionalnoeobrazovanie/normativnyedokumenty/rekomendatsiiministerstvaobrazovaniyainaukirossijskojfederatsiiorganamgosudarstvennojvlastisubektovrossi.html

  1. Рекомендации парламентских слушаний по теме: «Инклюзивное образование лиц с ОВЗ в РФ: проблемы отрасли и общества» 12 апреля 2012 г.

  2. Егорова Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями: Учеб. пособие. Балашов: Николаев, 2002. — 80 с.

http://pedlib.ru/Books/6/0410/6_0410-63.shtml#book_page_top

  1. Екжанова Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста с неярко выраженными отклонениями в развитии / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. – М.: КАРО, 2008.

  2. Зеленская Ю.Б. Проблемы раннего выявления детей с нарушениями в развитии. Ананьевские чтения 2005. Общая тематика, 2005

https://psihologia.biz/psihologiya-psihologiya-obschaya_693/zelenskaya-yub-problemyi-rannego-vyiyavleniya-16768.html

  1. Малафеев Н.Н. О развитии ранней помощи семье с проблемным ребёнком в РФ/Н.Н.Малофеев, Ю.А.Разенкова, Н.А.Урядницкая//Дефектология.- 2007. — №6

https://childrens-needs.com/katalog/katalog/riski-i-preduprezhdenie-vozmozhnyh-narushenij/o-razvitii-sluzhby-rannej-pomoschi-7069

  1. Стребелева Е. Подходы к созданию единой системы раннего выявления и коррекции отклоней в развитии детей // Дошкольное воспитание, 1998 № 1

https://pedlib.ru/Books/4/0004/4_0004-1.shtml

1 Стребелева Е. Подходы к созданию единой системы раннего выявления и коррекции отклоней в развитии детей // Дошкольное воспитание, 1998 № 1

2 Для малышей 1-го года жизни используется диагностика Э.Л. Фрухт, Н.М. Щелованов; для ребят 2—3-го и 4-го года жизни Н.М. Аксарина, Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора.

3 Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: практ. пособие / Н. В. Кирюхина. — 2-е изд. — М.:Айрис-пресс, 2006.

4 Смирнова Е.О. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет: Методическое пособие для практических психологов / — Е.О.Смирнова, Л. Н. Галигузова, Т.В.Ермолова, С.Ю.Мещерякова. 2-е изд. испр. и доп .— СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005

5 Психолого – педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста» с приложением альбома «Наглядный материал для обследования детей». Стреблева Е.А., Мишина Г.А. Разенкова и др.под ркед. Стреблевой Е.А. 5 –изд. – М.: Просвещение, 2014

«Методические рекомендации к психолого – педагогическому изучению детей (2-3 лет). Ранняя диагностика умственного развития» ». Стреблева Е.А. – М.: Компания «Петит», 1994

Источник