Коррекция развития ребенка младшего школьного возраста

4.5. Психокоррекционная работа с младшими школьниками

Психокоррекционную работу можно понимать как психологическое вмешательство с целью оказания помощи в разрешении поведенческих и личностных проблем ребенка и исправление недостатков его психического развития с помощью специальных средств психологического воздействия. И.В. Дубровиной[116] сформулированы основные принципы психологической коррекции (рис. 4.5).

Принцип первый – единство коррекции и развития, означающий, что решение о необходимости коррекционной работы принимается только на основе психолого-педагогического анализа внутренних и внешних условий развития ребенка.

Принцип второй – единство возрастного и индивидуального в развитии, предполагающий индивидуальный подход к ребенку в контексте его возрастного развития.

Принцип третий – единство диагностики и коррекции развития, означающий, что задачи коррекционной работы могут быть поняты и поставлены только на основе полной диагностики и оценки ближайшего вероятностного прогноза развития, который определяется исходя из зоны ближайшего развития ребенка.

Принцип четвертый – деятельностный принцип осуществления коррекции основан на признании того, что именно активная деятельность самого ребенка является движущей силой развития, предполагает проведение психолого-педагогической коррекционной работы через организацию соответствующих видов деятельности самого ребенка в сотрудничестве со взрослым.

Принцип пятый – подход в коррекционной работе к каждому ребенку как к одаренному, означающий, что дети, с которыми проводится психокоррекционная работа, не должны восприниматься как дети «второго» сорта. Они требуют не снисходительности, не жалости, не снижения общего уровня обучения, а коррекции своего развития до оптимальной нормы.

Принципы психокоррекции

• единство коррекции и развития;

• единство возрастного и индивидуального в развитии;

• единство диагностики и коррекции развития;

• деятельностный принцип осуществления коррекции;

• подход в коррекционной работе к каждому ребенку как к одаренному.

Рис. 4.5. Принципы психокоррекционной работы

При составлении коррекционной программы необходимо соблюдать следующие требования.

1. Четкое формулирование целей коррекционной работы.

2. Определение круга задач, конкретизирующих цели коррекционной работы.

3. Определение стратегии и тактики проведения коррекционной работы.

4. Четкое определение формы коррекционной работы (индивидуальная, групповая или смешанная).

5. Определение общего времени, необходимого для реализации всей коррекционной программы.

6. Определение частоты необходимых встреч (например, встречи будут происходить ежедневно, 1 раз в неделю, 2 раза в неделю, раз в две недели и т. д.).

7. Определение длительности каждой встречи, каждого коррекционного занятия (от 10–15 мин. в начале коррекционной программы до 1,5–2 часов на заключительном этапе).

8. Разработка конкретной коррекционной программы в целом и определение содержания каждого коррекционного занятия.

9. Отбор конкретных методик и техник для предстоящей коррекционной работы.

10. Подготовка необходимых материалов и оборудования.

11. Планирование форм участия других лиц (медиков, педагогов, социальных работников и др.) при работе с семьей – подключение родственников, значимых взрослых и т. д.

12. Определение формы контроля динамики хода коррекционной работы.

13. Реализация коррекционной программы и внесение дополнений и изменений в программу по ходу работы.

14. Оценка эффективности реализованной программы[117].

Для определения основных направлений, форм и методов психокоррекционной работы с младшими школьниками необходимо проведение комплексного психодиагностического обследования детей, которое позволит осуществить прогнозирование развития ребенка и выбор стратегии конструирования его психокоррекционной программы. Психодиагностическое обследование предполагает возможность применения как стандартизированных, так и нестандартизированных методов, избираемых в соответствии с задачей и запросами практики и полезных для выбора путей оптимальной психокоррекции недостатков психического развития (наблюдение, беседы, психологический анализ уроков, анкеты, опросники, тесты, социометрия и др.). Использование адекватных методов и конкретных методик требует высокой компетентности диагноста, владения навыками психодиагностического обследования и умения интерпретировать полученные результаты. Грамотно спланировать психокоррекционную работу позволяет выяснение следующих вопросов: сформированность основных компонентов учебной деятельности, особенности познавательной сферы, личностного развития младших школьников, способность устанавливать качественно иной тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками, характерный для младшего школьного возраста, удовлетворенность (или неудовлетворенность) детей общением со взрослыми, прежде всего с родителями, успешность учебной деятельности и отношение к школе, уровень самооценки и притязаний, положение ребенка в системе личных взаимоотношений класса; особенности внутрисемейного общения и др. Эти данные позволяют выделить «группу риска», т. е. младших школьников, с которыми необходимо проведение психокоррекционной работы; выявить детей с определенными особенностями психического развития, нуждающихся в профилактике возможных трудностей; выбрать конкретные средства и формы их психологического сопровождения; составить рекомендации учителям и родителям на основе полученного социально-психологического портрета детей.

Направления развития и психокоррекции детей младшего школьного возраста ориентированы на активизацию основных четырех сфер: эмоциональной, когнитивной, социальной, а также соматической сферы, связанной с развитием систем восприятия и двигательных актов. Это соответствует включению следующих основных блоков в цикл психокоррекционных занятий (табл. 4.5)[118]:

Таблица 4.5

Цикл психокоррекционных занятий

Эмоционально-мотивационный блок психокоррекционных занятий

Реализуемые задачи:

1) создание ситуации успешной деятельности;

2) обеспечение атмосферы эмоционального приятия, снижающей страхи, тревогу и фрустрацию;

3) формирование мотивации развития, в том числе школьной мотивации;

4) формирование модели потребностного будущего и обеспечение приятия ее детьми как личной цели развития;

5) формирование адекватной, гибкой самооценки;

6) развитие рефлексии, возвращение чувства ответственности за результаты деятельности, воспитание воли

Социально-нормативный блок психокоррекционных занятий

Реализуемые задачи: 1) формирование правил и норм поведения в группе, адекватное понимание социальных ролей в значимых ситуациях;

2) развитие навыков успешной коммуникации;

3) формирование навыков успешной совместной деятельности;

4) развитие способности критически воспринимать внешнюю оценку, повышение стрессоустойчивости при взаимодействии

Перцептивный блок психокоррекционных занятий

Реализуемые задачи: 1) развитие возможностей восприятия;

2) формирование базовых пространственно-временных представлений;

3) согласованная и координированная тренировка работы анализаторов в двух и трех модальностях одновременно

Когнитивный блок психокоррекционных занятий

Реализуемые задачи: 1) формирование ориентировочной основы деятельности;

2) развитие высших психических функций (внимание, память, мышление, речь);

3) развитие вербального и невербального интеллекта, формирование эффективных навыков стратегий учебной деятельности

К наиболее распространенным методам психокоррекционной работы с младшими школьниками относятся различные психотехнические игры и упражнения, направленные на целостное развитие личности ребенка и решение конкретных психологических проблем, на коррекцию и развитие определенных познавательных процессов или личностных особенностей; психогимнастика — метод практической психокоррекции, предполагающий невербальное выражение переживаний, эмоциональных состояний, личностных проблем. В психокоррекционной работе младшими школьниками широко используются игротерапия, предполагающая воздействие на детей с помощью игры; арттерапия — метод психокоррекции и психотерапии, основанный на искусстве и творчестве; сказкотерапия — метод воздействия на психику с помощью придуманных историй, в сказочной форме; куклотерапия — метод психокоррекции с использованием кукол.

Музыкотерапия в психокоррекционной работе с младшими школьниками основана на использовании определенных музыкальных произведений, которые оказывают существенное влияние прежде всего на эмоциональную сферу ребенка: изменяют настроение, снижают тревогу и напряжение, раздражительность и агрессивность, депрессию, повышают психический тонус и т. д.

Практический пример

Для уменьшения чувства тревоги, неуверенности в себе используются произведения Шопена «Мазурка и прелюдии», Штрауса «Вальсы», Рубинштейна «Мелодия», для снятия эмоционального напряжения – произведения Баха «Концерт ре-минор для скрипки», Бартока «Соната для фортепьяно», Брукнера «Месса ми-минор», Баха «Кантата № 21», Бартока «Квартет № 5» и др.

Цветовое воздействие на ребенка также обладает достаточно сильным эффектом. Цвет давно стал использоваться в качестве вспомогательных приемов психокоррекционной и психотерапевтической работы, определенные цветовые гаммы способны оказывать воздействие на психическое состояние ребенка.

Читайте также:  Развитие ребенка с расщелиной губы

Часто цветовые воздействия сочетаются в одной программе с музыкальными, это объясняется сходством эмоционального реагирования детей на музыкальные и изобразительные виды искусства и данными о типе их реагирования на определенные цветовые тона. Существуют специальные разработки цветомузыкальных установок, в которых сочетается музыкальный фон программы с приемами цвето-световых воздействий.

В психокоррекционных целях используется также библиотерапия – это метод «лечебного чтения», который реализуется в виде прослушивания отрывков из художественных произведений (прозы, стихов). В процессе и после чтения литературных произведений значительно изменяется настроение и самочувствие. Книга способна отвлекать ребенка от тревожащих мыслей, избавляет от скуки, пробуждает интерес к познанию.

На психокоррекционных занятиях может использоваться аромофитотерапия, предполагающая использование в терапевтических, коррекционных и профилактических целях ароматов растений, которые разделяются на три группы:

• стимулирующие и тонизирующие нервную систему;

• успокаивающие нервную систему;

• ароматические адаптогены, нормализующие функциональное состояние как при повышенной, так и при сниженной активности нервной системы.

В психокоррекционной работе с младшими школьниками могут использоваться элементы нервно-мышечной релаксации и аутотренинга. Аутогенная тренировка – это метод, повышающий при помощи специальных формул самовнушения возможности саморегуляции. Нервно-мышечная релаксация – это метод, который сводится к выработке способности к произвольному расслаблению поперечно-полосатых мышц. Вызывая расслабление с помощью нервно-мышечной релаксации, создаются необходимые предпосылки для освоения других, более сложных приемов саморегуляции. Овладение целенаправленной концентрацией внимания на мире внутренних ощущений способствует формированию внутренних средств контроля и управления протеканием психических функций.

На психокоррекционных занятиях с младшими школьниками также могут использоваться сенсорная репродукция, предполагающая создание чувственных образов, концентрацию внимания на воображаемых предметах; идеомоторная тренировка – это процесс интенсивного представления движения, воспринимаемый как собственное движение, который может способствовать выработке, стабилизации и исправлению навыков и ускорить их развитие в практической тренировке; различные виды специальных двигательных и дыхательных упражнений, которые положительно влияют на умственную и физическую работоспособность, помогает снять ощущения усталости, напряжения, тревоги.

Практический пример

Идеомоторная тренировка в психокоррекционной работе с младшими школьниками может быть проведена в виде игры в воображаемую «волшебную палочку» (которая стала невидимой), где определенным образом, называют действия «ученика и учителя» словами, что способствует развитию произвольного управления своими движениями и двигательного воображения.

В рамках психокоррекционной работы с младшими школьниками часто проводятся различные психологические тренинги. Психологический тренинг можно определить как совокупность активных методов обучения навыкам поведения, самопознания и саморазвития посредством приобретения и осмысливания жизненного опыта, моделируемого в групповом взаимодействии. Проработка содержания психологического тренинга осуществляется с помощью групповой дискуссии, различных видов игровых методов, психодрамы, психогимнастики, методов развития социальной перцепции и др.

Психокоррекционная и развивающая работа с проблемными младшими школьниками должна сопровождаться консультациями учителей, работающих с ними, организацией соответствующей работы педагогов и родителей по исправлению имеющихся трудностей в обучении и поведении конкретных учеников, оказанием отсроченной помощи тем детям, которым по результатам предварительного психодиагностического обследования не потребовалась немедленная помощь, но проблемы которых могут проявиться позднее. Целесообразность предпочтения того или иного вида и методов психокоррекционной работы во многом будет определяться конкретной ситуацией, возможностями психолога-практика, а также степенью выраженности личностных и поведенческих проблем ребенка.

Критериями эффективности психокоррекционной работы можно считать: позитивные сдвиги в развитии познавательных процессов и личностной сферы ребенка, повышение учебной мотивации, результативности его учебной деятельности, гармонизация личности ребенка, улучшение межличностных отношений ребенка и положительные изменения в его социальном статусе, эмоциональном самочувствии и самооценке, улучшение психологического микроклимата в классе, повышение общего уровня гуманизации и оптимизации целостного педагогического процесса и др. Эффективность психокоррекционной работы с детьми, возможность достигать взаимопонимания с учителями и родителями во многом зависят от степени их участия в такой работе, от их психологической грамотности и способности воспринимать и выполнять рекомендации психолога.

Источник

iªÅJ9Åcc†’£Å8咳§;ü&DƋÅ!’†KQ§.ÆaœAÉ¢dƒ(¬X]šQÚ=/€†°±Š †Ê
iz=Ëo]jP{•W7aã‡)±¾,ü„Œ/.¾Ç§šá$wS I4Ñ­nL’$rŠ¯l˜4ftbÆÁ¿«ö7ÊÛåA
“™ÉbŠÙŠ¦bª¥T¡u’¥®IÖáå€ÜóôwÎtÛæzô·/osýgRY›®,®»Ò9Δƒ¡yɚíEV&gӝÛUé7)ýú›˜>1bÌ&MAÈ
PT>¥oFÚ+ÈÙ²uÆ4–NÐ{ÀÈVŒÆ9!U§:`Š?G11¡Æ¸ÁêþkLžOŠPâ¯`)„žÀû±Mg•œ}}ёŠAÎëK2
rǪw‘$zÂ.N*â‡j½ë‹ØL[ð—î¹ê³S*,pׅ¶3#1«0Ûê©ñ€®ˆÆŠ‘s#¥—TVòöNWM¯ñ0‰VkQ¶ö»P^†mŒšm@CQœP© Ɗ5ÿ6¶áиjo„[§…E’–µ–ç5]ƒæ›ë4´Uøѐ ìhæ›éõ_Zš€e+‹BI’N=½¡~·%TQ™GMuÅ %¬¥ˆÿX+YÇ$t%]…uÍA+ßÙí&Ôdiƒ¥ÇÔåýIѦˆWμ‹FÀ0îøŒD½fÖ+haW¶x’ŽZÆXxÝû¦ARa7¹RdŽÌzj.ª-s)šv.µË?ƒDLm剟¯½wÓjâblÆt•ãŽK JìԁÅYí…×›ºÝç+³­Ôk³µ½h{w„mËÖ{ψDçé“MPàÝoB^X0zkŽÅؽ]+Kµ–[^ )ИTªê¶-šyoqìRë¡Ýó,» ­RÀ–8=–MÍVé’ιqÿÙ˒(d(‘m+¸
i!¦+¦«|_Ti_¶!@¡ö0›ßN¨}Õ ñÈVtpוÖ5
‘°$ÝF
¸’ºe÷² ÔX„©|Lò;R£ƒàÓB̸”¼!9â]-y=”VaÈxÐxz •‚PÖì3ߦ×4ßÅw_®“)—qB³µ³nÙú´¤ÃiPZ:š¯ó‰e»dYZLY˓.IÅCú~;;W
PfF~†˜öX°Ø„æ°ÇqX´ÞSMw¬!S85PYKC+ƬˆÜWnne;õWzÒcňљ6[ ø!oJrÔ*.FçýaY´Z9ÚpìKD>%BKTùþ³»”rdÛA6«ÁJæâ3ÇFÃä &S»•±øT¼%«—÷aܦ¾ÜüõTd˜tØ~mLê÷¢DÇsm¬a“}Ýt¯;¶STT*•?¿Ñ*-!+S·¦ãw2··ãMˆ.®-]òޕ£CÇåaƕö&…ÝJ%Ìgð´‘B&…Nq8¡u۟›#…üÕáóu›¤+ã‡ÒZ%XÛlör}F.­ÑÙh#ØM¤råƹͶÁ· Âøk*Öビ£1Z¹Ôr¡èMë±J^G˜½»Ske7$ZÍvÛSœJЍ¶©]»aʵö3˜§~‚7›cWR­Ä¡ô–Î#½©œ‹D¥Ï`Œ=ö>ý$¤¥Q°5÷dñ0ï$=±tø`jF(ÙÚY@ŒÏ
ә’þ`ΐ} ¿TI´)`dqÑ¿V³D×Kǽç=
z
c].fok•¼‰×RýÁ“ê‚ó
Ԑµ È³}µí/ÃO&¬
“”X)·qb:oˆysžÿÁÞ(x
VŽaÈ ŽŽ6f½q‘„tè)?Bœ ‡3QŸH7£¹1þ±CÅÕoõtpµŒÂ“ÔҬ饾wóF8G{ý°Ö}!¹
Ñã:2.¶?f¥Rv+{hH£2Œ¼Šæ&¹`4‚11„Æ0ì%kœª$#›ûíü=—~‡$t9ŠÇ¥€x.N½Û;éèûJ·,Æ£AççƒýËÝB‘/ ¸Ð¦×bjû¬Év~»¨+GÖ¢ÌTúäÖԧΦOA+7´)=Rxð`à,™­Ã÷)t
l€QµÃçe–ˆd?š¸¶¦¡—´iˆt¾Hšh‰Siû—J]1¾èˆÓ™¤©w(@«K£UÃâHíÕéޛrÜTKӕBk©€EÏ­h[Zú‡Œ°´½³IYÒ©@~C,¹ŽJìëøؾ‘Yò tÛ(/>½Ðû½¾“xŸŒámÊÅÉ^9©œãõ’zJ]ìÔ
Ɏõ|ôêÐA
«ó6õ=–˺é{ð·®ø»%œ†×•©yrêå9W»À·~HêÛ¸©¹üIG_g‘Ö&Ü}Á¹÷íÍ>Üm©Ñý¹Mæ5Ú ‘#cǽ2?kŸ×ٓÜâ‰Ù3‹?%“›Éå
^50åZ÷>R—³¹íàáÿÁ×å|
endstream
endobj
5 0 obj
>
endobj
6 0 obj
[ 7 0 R]
endobj
7 0 obj
>
endobj
8 0 obj
>
endobj
9 0 obj
>
endobj
10 0 obj
>
endobj
11 0 obj
>
endobj
12 0 obj
>
endobj
13 0 obj
>
endobj
14 0 obj
>
endobj
15 0 obj
>
endobj
16 0 obj
[ 17 0 R]
endobj
17 0 obj
>
endobj
18 0 obj
>
endobj
19 0 obj
>
endobj
20 0 obj
>/ProcSet[/PDF/Text/ImageB/ImageC/ImageI] >>/MediaBox[ 0 0 595.32 841.92] /Contents 21 0 R/Group>/Tabs/S>>
endobj
21 0 obj
>
stream
xœ­[ˎäº
Ý0ÿÐ˛Eûê-Pî™
õ사.¬òÿÛXâC¤dW¹A0éÛ]¶DRäá!ÅÚ~ÿöç#¼Ù°˜ðöûßß¿Ù7³ÿϾ­q±ûŸrvKLo¿ÿûý›yûOý¿¿ÿöÏÆ¥mÿ÷?o6í¿gk¼ïÿÆ{·¦ý9•Û»«?ï·wÿ£~|û×Ûï|ÿökßyûÝ÷³É/^íWw‰¿nQ®²Â*)ÞÚbu¿Ÿ·õoíÒoêƒ_ÜÚ»q^#§ö#ÙúɾÆG]«-™2¾ëÚ{B±ºr}0eØ4;x:€‚íeß^6¦¿U׊?›)ÈÑ~¤ý_è¿Ò{B6]µò-wµÔS¡ Þ>
õGýðØÔt´a]¼´4˜å84–0 üü¸Yƒ¢Ug؍™äc°VSzmæi—ÕБܕÑX†­$F5â­¿»²†]:ƒg“Ï­òus/7>BÚªúϼ†Îõ E|_ÉÜï£ éVèY
4³íAáõƒõ¸s᳂ÅRÓÒÚ+çæÂbW>8aJiˆvÜfK w‹%®•L@å„ áÒ)ÛÚUGz¶=²ã§mWíb-­U`w
»Ð£&éumôKÜ×®šµõáÏü~,^cOó²MýÊÎàÜ´òÍfd,£1ͳ5r¤ha®¤1‹IG©ÄýÅ!h6i ºÎ7µÉ.qÞ#yr—³UÖu1eX…í]2„:>Yb¿™fÿou~3ê¨4RAUk”Ð’̈́½¦}%
£EuŽñayaɍÀ±_Úéò tzHüàí$
ÛðÊñááòÊ£P1% ß)>ŸzÊq)¡¾ËXK&ŒYX~ùÖÿóḃõûvz·?Þþ6¾yÄ:¬/KH“œÏO.bΉ“¸“•Ä‡Âô:ï1ÚóøbýW´ãÌÆm/8(¨|G mǽ£ðs˜òû1†$!éK˜ -dÄO$`Vs¹°£›q_±hH±ÏÑ¢Äp*€Ó½…XãOúîŠtJó:»£]ò”UCc{&R&§¹¥Ïh!õ×G“{{=b$ P;¤`ÍAEà© ôý)þÂÎ걂ƒdvTô½ÙÃý€§GA}¤ÙG÷eLðð¡û0âd©×.áò×3–dØÆ»sU´æ³Éœ#áIŽÏfñ~ã*´Ùœ—`ÕËW±õ
Qµú]rÆ¡ûQÛaÍkY3•šµ=ù57΄NÔ÷ÄÕ³>pí MÎ̄N`7奔ÑüH†»=zëhÿPü`!;&H’9dµLñѶšjÏtT±£A4’îöÜߍ_‚?ÀÀ¤ºy¦¼ŠI¬æºR>¬±Èò‹â³DH 0ä¸ÌZ’/•5ŠÈlàŠ–sˆjÃ,²6Éßµ~&XF¸NI5‰Ýº¢V
ôxr8agb;Ã×K]RËÆâå«Ù8Æ%¹IYZà
ݜ=’ãVbßD=Ž1òÒ#c.‹·}wYàÛC̵¦×CYXT×û>°u”8vïî)¼FÀ:œ‘ª›Û̘°“¬™»í^`·xÀMfÝ
èÑ[§ÔKÔèA?îTˆJú+ÞáKYœSV¾š»¬[ì[Ü}ÄtÒäø²ïɸÀ@ŠuÐø)» Å:§ùk¬~ÿ“ÏJ¼«¬Þ®‹›;ê«yÚø”Žý ­AìNÔÍÕ4ÄåóZMˆ4‡3
{ÊNñ³Ž˜+ÝÒM4ú¦‹^„R’­:$ÚLŸÚsŒÚ“³¬v¢Ê~XëW+”µ¹ïpX³©?ÚÙ
}ÔcU⎘yZt­+ºÄ薒¾¢ž7K‰]Ûãd
®í{yL+2C£¸)†ç¿z껶ʯ2–¬Ý{ê·ըƒ¸6×Kä¥kP‘,x»q`F;Åd˜hÁÊ
ø-ÑxÚdS¿Á©«`¤ï1Є¹Ât}Ý¥»!š´¬þTHžJ4çäþ#k?õ¬#UŽÜ
þiˆ}Õ5šKTù+,¢ìæsK‹Î8^qIéƒqÌùçëÎO10ºÁ“pôÅ/)Vnj‚LL>A‡t >¬°.y½€¾«õ[¸âQú°;¼Ÿz_á:auK¶²“2¸¶P:Àrџw®’~ºúCF!nfð!NSå&ˆHÝ œÌVøøxªn¼E_!G¹aèÁÃvý¢*’Ûnˆïq bŒvC-Iïú­(‘és¸ÍUÄc¨»àÊ«
f¯e8Ì
ò€?—Bkíˍ?
×½Ž5L;¹Ûè¨Ã×6Ïð%¶ÃÒ>T}¾jT’¹TÑ«,76jˆà!`ëŠ){@ñ=‰R~•ÉNE[Ïa¸Ü’¨
q–R€j;¼»?A‹’k5ÃXVҋä›üøb2øP{>Ÿ+¹Ÿë{¨0Á¸ÈÏ.,%QžL¹q¸þÁ5O€ý—ú²CÀ!×?‹HёrlxÆPm®ÍåÁº¸šÜv¸ÐFD1À?I&WO¯ê;Rz—K#ÁšZ—¼p÷åfOuՏq€y!ÊúT©´ÜæS• _S½RÕ+­/MŠŒ¨Ã±ÔÝ»DAÆ
†Æý€þtö*EÖéÊ»üÕÕ«e±qԙÚBÜ~¿V‚çPˆë¢áý–8IÁqØsÆ^èÐ7“²îC’Q”{š$:»Zk~AӐ×Ú5UEî™EÈñ÷^ï“]J–§Ûg^Ó©±ã(@Zc7P¹NdU)3‡@LtQò麦÷åp†W.’ƙŸNÍ#ÕpÝkÄ÷&ºdp­¢7ÞÔod@%$=aEÐ¥§^LªÞç%‹¤*îہɨ+ä§-ç9ƒÓ%YœŽnb±ª–½t ô؟†…íÙDÜ¡CP’ç¹:¹Æß!àÔÒ­Æ[áožmé”›¢·NÁþd‰‡z·wTšïú,TYóù1ٽسc„C1k›dà#UÛñû Ë{Èî’!BRvlZ‡m‘;úÅr47˜tËlËè‡

Источник

Смоленское областное государственное бюджетное учреждение «Демидовский социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних «Исток»

   «Рассмотрено» на заседании МС                                    «Утверждаю»

   Протокол № 1 от 18.01.2010 г.                                          Директор СОГБУ СРЦН «Исток»

   Протокол №8 от 10.11.2014г.                                            Степанова Е.В.

   Председатель МС  Мищенкова Н.А                                 ______________________________                                   ________________________________

Читайте также:  У ребенка задержка развития речи ему 3 года

 Программа

коррекционно – развивающих занятий по развитию познавательных процессов у детей младшего школьного возраста

(2-4 класс)

Составитель: Ляхова Н.Н.

(педагог-психолог)

Демидов

2014

Пояснительная записка

Программа коррекционно-развивающих занятий по развитию познавательных процессов у детей младшего школьного возраста разработана, рассмотрена на заседании МС, утверждена, апробирована в 2010 году. Дополнена в 2014 году.

Программа коррекционно-развивающих занятий по развитию познавательных процессов у детей младшего школьного возраста составлена на основании следующих документов:

1.        Закон № 273 ФЗ от 29.12.2012,

2.        Приказ МОиН РФ от 30.08. 2013г № 1015 «Об утверждении Порядка организации осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»

3.        Федеральный базисный учебный план и примерный учебный план для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03. 2004г. № 1312 (в редакции приказа от 01.02.2012г. № 74).

4.        Программа  специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: В 2сб. /Под ред. В.В. Воронковой – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000

Роль и место дисциплины в образовательном процессе

       Дети, поступающие в социально-реабилитационный центр  испытывают определённые трудности в процессе обучения,
требующем понимания сообщаемых сведений, запоминания,
воспроизведения и применения их на практике. Для продвижения ребёнка в
общем развитии, для усвоения им знаний, умений и навыков существенно
важной является специально организованная система обучения и воспитания,
включающая в себя психологическую коррекцию основных психических
процессов, эмоционально-волевой, коммуникативной и моторно-
двигательной сфер. Особенно важным представляется формирование и
развитие познавательных процессов, поскольку именно мыслительной
деятельности, базирующейся на адекватном восприятии, достаточно
развитых внимании и памяти создаёт основу для продвижения ребёнка в
развитии, способствует усвоению учебной программы и закладывает базу для
социально-трудовой адаптации выпускников коррекционной школы.

Одним из важнейших направлений работы с детьми младшего школьного
возраста является развитие познавательной сферы. Развитие и коррекция
познавательной сферы должны осуществляться в контексте как учебной, так
и игровой деятельности.

         Таким образом, традиционные уроки не могут обеспечить в равной доле
решение образовательных и развивающих задач. Возникает необходимость в
проведении развивающих занятий, помогающих младшему школьнику не
только приобрести навыки работы в классе, принятия учебной задачи,
самостоятельной деятельности, но и актуализировать познавательные
процессы, расширить кругозор, получить новый деятельностный опыт.
Настоящая программа обращена к актуальной проблеме психологического
стимулирования и актуализации процесса развития познавательной сферы
учащихся в условиях психопрофилактики. Разработанные коррекционно-
развивающие занятия адекватно отражают структуру познавательных
способностей: активный словарь, культурная осведомленность,
осмысленность и структурность восприятия, произвольность внимания,
осознанность процессов запоминания и воспроизведения, освоение
необходимых для мыслительной обработки приемов и средств установления
логических отношений между понятиями и их признаками.

     Программа ориентирована на оказание помощи и поддержки детям
младшего школьного возраста (8-11лет), имеющим трудности в
формировании познавательной, эмоциональной и коммуникативной сферах;
способствует поиску эффективных путей преодоления возникающих
трудностей в совместной учебно-игровой деятельности.

     Представленные упражнения используются для развития различных
познавательных процессов: памяти, внимания, мышления, восприятия,
воображения. Их можно использовать, как в групповой, так и в
индивидуальной работе

   Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования, учебного плана школы-интерната, на основе
программы В. В. Воронковой  , на основе работ Венгер Л.А., Мухина В, Забрамной С.Д.

Программа рассчитана на 1 час в неделю (34 ч)

 Цели программы:

  • Развитие и коррекция  познавательных процессов учащихся (внимания,
    восприятия, воображения, мышления, памяти);

— формирование коммуникативных навыков и навыков саморегуляции;

— коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы детей.

 Задачи программы:

• Создать комфортные коррекционно-развивающие условия для младших
школьников, способствующие коррекции и развитию познавательных
процессов и личностных особенностей учащихся.

• Способствовать общему сенсорному развитию высших психических
функций, формированию положительной мотивации к учению у младших школьников в условиях совместной учебно-игровой
деятельности.

• Создать атмосферу принятия и взаимопонимания в детском коллективе.

 Организационная структура программы:

Программа рассчитана на учащихся в возрасте 7-12 лет, 34 занятия.
Продолжительность одного занятия — 40 минут.

 Вводный этап — 3 занятия.

Направлен на снятие эмоционального напряжения, создание в группе
атмосферы взаимного доверия и принятия, самопознания, формирование
основ эмпатического взаимодействия.

 Основной этап — 29 занятий.

Данный этап разделен на 5 блоков, состоящих из определенного числа
занятий.

1 занятие блока — диагностика уровня развития познавательных процессов
учащихся классов компенсирующего обучения (внимания, восприятия,
воображения, мышления, памяти);

   2-5 занятия каждого блока направлены на развитие определенного
познавательного процесса.

    В занятия всех семи блоков включены упражнения и игры, направленные
на коррекцию и развитие коммуникативной, эмоционально-волевой, речевой
сфер учащихся, мелкой моторики, здоровье охранные упражнения.

Заключительный этап — 2 занятия.

    Диагностика познавательной сферы младших школьников.

    Дает настрой на дальнейшее сотрудничество, способствует повышению
самооценки, обучению навыкам работы в команде, познанию себя.
   Рефлексия программы.

2 класс

   Развитие восприятии, внимания, памяти, воображения, наглядно-образного мышления и начало формирования словесно-логического мышления, а также внутреннего плана действия как одного из новообразований этого периода развития.

3 и 4 класс

   Формирование восприятии, внимания, памяти, воображения, словесно-логического понятийного мышления, развитии произвольности внутреннего плана действия.

  Процессы анализа и синтеза пронизывают всю познавательную деятельность воспитанников. Основное направление здесь состоит в формировании умения вычленять отдельные признаки объектов, оперировать ими и интерпретировать их. Так, задачей развития сенсорной сферы является обогащение чувственного опыта детей путем дифференцирования с разной степенью тонкости ощущений одной и той же модальности и одного и того же вида, сравнения их в том или ином отношении, включение ощущений в построение системы словесно-логических умозаключений

Главная задача, решаемая в процессе развития восприятия, — научить воспитанников не только выделять и  анализировать отдельные признаки или свойства воспринимаемых объектов (цвет, форма), но и научиться осмысливать увиденное, активно включая в процесс восприятия мыслительную деятельность

При развитии внимания значение придается как формированию его устойчивости, так и распределению внимания, т.е. умению контролировать выполнение одновременно двух или больше действий. Такое умение также основывается на расчлененном, дифференцированном отражении различных параметров и условий деятельности

Основным направлением в развитии памяти младших школьников является формирование у них опосредованного запоминания, т.е. использования для запоминания вспомогательных средств, в том числе знаков-символов. Для этого требуется умение расчленять запоминаемые объекты на части, выделять в них различные свойства, устанавливать определенные связи и отношения между каким-либо из них и некоторой системой условных знаков

Читайте также:  Целостное развитие ребенка дошкольного возраста с помощью музыки

Важное значение придается всестороннему развитию мыслительной деятельности, а именно таких ее операций, как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, установление закономерностей, формирование логических операций. Путь от глобального, целостного к дифференцированному, конкретному реализуется в последовательности заданий: начиная с заданий, в которых требуется оперирование объектами, сильно отличающимися, и где, следовательно, осуществляется достаточно грубый их анализ, и переходя к заданиям с оперированием объектами, отличающимися одним — двумя признаками и, следовательно, требующими тонкого анализирования. Таким образом, постепенно закладываются основы абстрактного мышления у младших школьников.

При развитии процессов воображения, являющегося важной составляющей занятий психологического развития, выполняются задания как на, так и на творческое воображение. Работа начинается с выполнения заданий, в которых разные заданные элементы включаются в разные системы связей и заканчивается заданиями, в которых один и тот же заданный элемент должен быть включен также в разные системы. Реализация закона дифференциации осуществляется и по отношению к другим направлениям психологического развития младших школьников — формированию предпосылок овладения учебной деятельностью и психологических новообразований данного возрастного периода. Например, формирование умения анализировать и копировать образец начинается с выполнения простого задания, требующего оперирования целостными образами объектов, значительно различающихся между собой Постепенно переходят к нахождению заданного образца среди изображений, отличающихся малозаметными деталями  и выполнению заданий по самостоятельному воспроизведению образцов, заданных в словесной форме

Организационная структура занятий:

Занятия строятся на основе следующих принципов:

интегрирования (включение элементов арт-терапии);

системности;

преемственности.
Формы проведения занятий — работа в группе.

Структура занятия

I. Ритуал приветствия, знакомства.

Создание ритуала приветствия является первым опытом совместной
деятельности, и кроме того, позволяет педагогу оценить уровень
сформированности коммуникативных навыков каждого ребенка. Ритуал
приветствия способствует сплочению детей, позволяет создать атмосферу
группового доверия и принятия.

Для данного этапа использованы игры:
о    «Привет!»;
о    «Снежный ком»;
о    «Соседи»;
о    «Улыбка» и другие.

      В дальнейшем использование созданного школьниками ритуала
приветствия в начале занятия способствует установлению благоприятного
эмоционального фона, группового доверия и принятия каждого ее члена.

Начиная со второго или третьего занятия по завершении ритуала
приветствия психолог, педагог предлагает детям оценить свое
эмоциональное состояние к началу занятия. Для этого используется шкала
настроения «Термометры» — вертикальная линия, в верхней ча’сти которой
располагаются положительные значения, а в нижней отрицательные:

 — «Ромашка» — учащиеся выбирают лепесток из цветной ромашки, цвет
которой обозначает эмоциональное состояние ребенка;

 — «Квадрат, круг моего настроения» — в квадрате или круге ребенок

закрашивает цветными карандашами свое настроение на начало занятия;
— «Лента» — состоящая из цветных прямоугольников (по Люшеру),

прикрепленная на доске, ребенок выбирает цветной квадрат,
соответствующий его эмоциональному состоянию на данный момент.

    Разминка — средство воздействия на эмоциональное состояние детей,
их активность, настрой на продуктивную совместную деятельность, снятие психоэмоционального напряжения.

   III. Диагностический и коррекционно-развивающий блок — задания и
упражнения, направленные на развитие и совершенствование:

1. познавательных процессов: восприятия, воображения, внимания,
мышления, памяти;

2. развитие мелкой моторики, координации в системе «глаз — рука»,
произвольности, коммуникативных навыков, речевой сферы ребенка;

3. упражнения на освоение здоровье сберегающих технологий.

IV. Заключительная часть.

    Рефлексия — «Что я узнал? Что я делал? Как буду применять полученные
знания?»

     Беседа о занятии — что запомнилось больше всего, были ли трудности при выполнении упражнений?

Материальное обеспечение занятий.

   Все материальное обеспечение предназначается для самостоятельной и совместной работы детей на занятиях. Это включает в себя обязательные принадлежности для рисования: альбомные листы, наборы цветных карандашей и фломастеров, простых карандашей, рабочая папка на каждого ребенка, в которую входит: бланки диагностических методик, бланки с заданиями, файлы, тетрадь в клеточку, клубок цветных ниток, мяч,
«волшебная палочка», «цветная ромашка».

       Технические средства: магнитофон, релаксационное музыкальное
сопровождение.

Предполагаемые результаты:

  • развитие познавательной сферы (памяти, внимания, воображения, восприятия, мышления)
  • положительная мотивация к учению,
  • снижение тревожности и необоснованного беспокойства;
  • создание атмосферы доверия, принятия и взаимопонимания.

Форма оценивания знаний воспитанников – безотметочная.

Формы контроля: выполнение тестовых заданий, диагностика.

    Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностными результатами изучения курса   является формирование следующих умений:

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
  • Уметь адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя.
  • Развивать у ребёнка любознательность, наблюдательность, способность замечать новое.
  • В предложенных педагогом ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса   являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий.
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать геометрические фигуры, эталоны цвета.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Читать и пересказывать текст.
  • Уметь обратиться ко взрослому за помощью.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Предполагаемые результаты:

  • развитие познавательной сферы (памяти, внимания, воображения, восприятия, мышления)
  • положительная мотивация к учению,
  • снижение тревожности и необоснованного беспокойства;
  • создание атмосферы доверия, принятия и взаимопонимания.

Форма оценивания знаний учащихся – безотметочная.

Формы контроля: выполнение тестовых заданий, диагностика.

Тематическое планирование