Коррекция развития личности ребенка

Коррекция развития личности ребенка thumbnail

  В про­цессе онтогенеза могут возникать негативные личностные качества, создающие реальную угрозу искаженного развития личности в целом. Чтобы не допустить нежелательного развития и появления негативных личностных качеств, осуществляется их исправление, коррекция.

Использование методов психокоррекции в системе мероприятий по психологической реабилитации оказывается актуальным тогда, когда необходимо решать вопросы «изменения», «исправления» тех свойств личности, формирование которых связано не с болезнью, а с особенно­стями воспитания и обучения, образом жизни ребенка.

Целесообразность психокоррекции личности реально возникает на 4—5-м году жизни ребенка, когда сформировавшиеся личностные ка­чества начинают мешать его социальной адаптации. Причем она воз­можна лишь в тех случаях, если ребенок более или менее осознает свое поведение, то есть имеет место относительная интеллектуальная со­хранность.

В этой связи объектом психокоррекционных воздействий могут выступать относительно сложные психологические образования (моти­вы, ценностные ориентации, черты характера, установки, самооценка, уровень притязаний и т. п.), формирование которых происходит отно­сительно независимо от возможных патопсихологических расстройств.

В силу сложности психологических структур, подлежащих психологи­ческой коррекции, форма, тематика и содержание коррекционных заня­тий по «исправлению» личностных свойств достаточно разнообразны. К ним относят: сюжетно-ролевые игры, специальные учебные занятия, выполнение определенных тестовых заданий с обратной связью и др.

 Основной принцип построения коррекционных занятий заключается в моделировании ситуаций, демонстрирующих недостаточную рацио­нальность, успешность деятельности ребенка в соответствии с изна­чально присущими ему установками, правилами, поведенческими сте­реотипами, и демонстрации возможности повышения эффективности, успешности этой деятельности при их изменении.

Внутри каждого из названных направлений психологической кор­рекции выделяют различные формы организации и методы психокоррекционного воздействия. В числе основных видов психологической коррекции — игровая, групповая, индивидуальная, семейная, нейропсихологическая коррекции.

  Выбор конкретной формы психологической коррекции определяется уровнем развития и конкретными проблемами воспитания ребенка. Исходя из задач социальной реабилитации, коррекционная работа орга­низуется таким образом, чтобы обеспечить целостное воздействие на личность во всем многообразии мотивационных, интеллектуальных, эмоционально-волевых и других проявлений личности.

Основными направлениями коррекции нарушений личностного развития могут быть:

1.  Преодоление микросоциальной педагогической запущенности, коррекция неадекватных методов воспитания ребенка.

2.  Помощь ребенку в разрешении психотравмирующих ситуаций, формировании продуктивных видов взаимоотношений с окружающими людьми, повышении социального статуса, развитии компетентности в вопросах нормативного поведения.

3.  Формирование и стимулирование сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов у детей. Эта задача решается в ходе индивидуальной и групповой психокоррекции с детьми с психи­ческим недоразвитием и задержкой психического развития.

4.  Развитие и совершенствование коммуникативных функций, эмо­ционально-волевой регуляции поведения. Обеспечивается в процессе групповых занятий с детьми с асинхронией психического развития (иска­женного, диспропорционального и дисгармоничного).

5.  Формирование адекватных родительских установок на заболева­ние и социально-психологические проблемы ребенка путем активного привлечения родителей в психокоррекционный процесс.

6. Создание в детском коллективе, где обучается ребенок, атмосферы доброжелательности, открытости, взаимопонимания. Достигается путем активной работы не только с членами семьи, но и с педагогами, обучаю­щими ребенка, а через них с одноклассниками, друзьями и знакомыми.

Коррекционная работа с детьми, имеющими ограниченные возмож­ности, наряду с развивающей работой является основным направлением в социальной реабилитации детей. Однако, чтобы она была эффектив­ной, важно соблюдать следующие требования и условия, предъявляе­мые к ее проведению.

Во-первых, она должна опираться на глубокие знания законо­мерностей психического развития ребенка вообще и знания специфики дизонтогенеза, вызванного тем или иным болезненным процессом и его последствиями, в частности. При этом особое внимание следует обра­тить на следующие факторы:

—  возрастные этапы, интенсивно сменяющие друг друга;

— биологические и социальные факторы, влияющие на развитие познавательной и эмоционально-волевой сфер;

—  личностные и характерологические свойства, проявляющиеся в поведении и в целом в жизнедеятельности детей;

— специфические явления, задерживающие формирование новых психических функций, которые необходимы для нормального развития с учетом конкретного заболевания и конкретной стадии возрастного развития.

Во-вторых, содержание развивающей работы должно определяться особенностями сензитивных периодов возрастного развития, необхо­димостью формирования тех психических новообразований и качеств личности, которые на данном этапе наиболее актуальны.

В-третьих, коррекционную работу необходимо осуществлять на основе специальных программ, которые разрабатываются применительно к каж­дому ребенку и каждой возрастной группе с учетом специфики заболе­вания или дефекта, вызвавшего нарушения. При этом программа должна учитывать «зону ближайшего развития» ребенка, потребности и моти­вы, побуждающие его к активности, особенности культурной и социаль­ной среды, в которой он воспитывается, ведущий вид деятельности, присущий данному возрастному этапу, и уровень его сформированное.

Необходимо стремиться к тому, чтобы коррекционные занятия осу­ществлялись в естественных для ребенка условиях.

В-четвертых, в ходе организации коррекционной работы необходи­мо соблюдать доступность, преемственность и последовательность в фор­мах и методах ее проведения. Практика подтверждает, что участие ребенка в различных формах коррекционной работы будет более про­дуктивным, если в этой работе присутствует определенная логика, по­следовательность, методическая преемственность.

И наконец, чтобы обеспечить эффективную коррекционную работу, важно обеспечить положительную мотивацию ребенка на его участие в предлагаемой взрослыми деятельности. Выполнение данного требова­ния является решающим в организации всей коррекционной работы. Положительных сдвигов в социальной реабилитации можно достичь только при положительном отношении ребенка к тому, что предлагает взрослый, если ребенок принимает предложение взрослого как собст­венное, как необходимое.

В ходе психологической коррекции не следует стремиться к одно­временному решению многих задач, а терпеливо работать над одной-двумя составляющими более сложной задачи. Регулярные маленькие, но успешные изменения в развитии ребенка приведут к положитель­ным результатам и в решении более сложных личностных проблем. Например, если ребенок затрудняется общаться со сверстниками из-за недостатка развития речи, пополнение словарного запаса ребенка должно стать в работе с ним первоочередной задачей. Одновременно будет решаться и важная социальная задача — ребенок в ходе этой работы приобретает навыки межличностных отношений.

Читайте также:  Развитие творческой личности ребенка фгос

Осуществляя коррекционную работу, важно помочь ребенку в ходе возрастного развития постепенно стать хозяином своего внутреннего мира, научиться управлять своими желаниями, уметь ставить цели, направленные на преобразование самого себя. Этот процесс требует много времени и усилий, как со стороны ребенка, так и взрослого. Сам ребенок не может реализовать поставленной задачи. Добиться положи­тельных сдвигов в своем развитии можно только на практике, и эту практику могут организовать только взрослые.

17 Февраль 2014, 2306 просмотров.

Коррекция развития личности ребенка*Все информационные, фото, видео материалы на официальном сайте образовательной организации размещены с согласия сотрудников, родителей (законных представителей) воспитанников.
Перепечатка материала возможна только при наличии активной ссылки на источник.

.

Источник

Светлана Катанаева
Коррекция и развитие эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста

Коррекция и развитие эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста

ОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Катанаева С. В.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 10 «Росинка»

г. Южно-Сахалинск

Одной из самых серьёзных социальных проблем, с которой сталкивается педагог-психолог ДОУ, является нарушение эмоционально-личностной сферы детей и недостаточное развитие коммуникативных навыков. Это обусловлено чрезмерной интеллектуализацией» воспитания, «технологизацией» нашей жизни.

В последние годы становится всё больше детей с нарушениями эмоционально-личностной сферы, к которым относится эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, неуверенность в себе, наличие страхов у детей. Это приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими.

Как писал Л. С. Выготский «Эмоции являются центральным звеном» психической жизни человека, и, прежде всего, ребёнка».

Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, но значительно реже испытывают чувства восхищения, удовольствия. К сожалению, эмоциональная недостаточность нередко оказывается причиной разных форм социально-психологической дезадаптации.

Именно поэтому одним из приоритетных направлений своей работы я выбрала «Коррекцию и развитие эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста».

Как писал М. Горький «В каждом человеке есть бубенчик и, если его тронуть, человек зазвенит самым прекрасным, что в нём есть».

Исходя из выбранного направления, были выделены следующие задачи.

1. Коррекция эмоционально-личностных проблем детей.

2. Раскрыть перед ребёнком многообразие эмоционального мира.

3. Сформировать у детей осознание себя личностью, понимание собственной уникальности и уникальности других людей.

4. Развивать способность понимать других людей и их эмоциональное состояние.

5. Совершенствование у детей способности адаптироваться к различным жизненным ситуациям.

Работа в данном направлении началась с диагностики, направленной на изучение уровня агрессивности, страхов, тревожности, сформированности коммуникативных навыков и детско-родительских отношений.

На основе полученных данных были выявлены эмоционально-личностные особенности детей и сформированы коррекционные группы.Анализ этих данных позволил определить следующие направления работы:

1. Коррекционные занятия педагога-психолога с детьми.

2. Работа с педагогами ДОУ.

3. Работа с родителями детей, посещающих коррекционные занятия.

В работе с детьми я использую 2 программы,это:

1. «Ребята и зверята» Автор Н. Л. Кряжева.

Программа по анималотерапии – вид терапии, использующий животных и их образы для оказания психотерапевтической помощи.

В работе с детьми анималотерапия тесно связана со сказкотерапией, куклотерапией, арттерапией, игротерапией, телесно-ориентированными методами.

Особенность анималотерапии является возможность расширения невербального поведения. Животные ведь не говорят, а издают звуки.И поэтому дети учатся понимать настроение животного по следующим сигналам: поза, движения, взгляд, звуки. Это очень важно, так как детям сложно выразить свои чувства и эмоции словами.

На занятиях, дети принимают на себя роль какого-либо животного, копируют его поведение, повадки. При этом замкнутые, нерешительные, тревожные дети в образе собачки учатся быть активными, проявлять инициативу. И наоборот, активные, агрессивные, конфликтные дети в роли кошки, учатся сдерживать и контролировать свои эмоции и действия.

2. План-программа психосоциального развития детей старшего дошкольного возраста. Автор-составитель Катанаева С. В.

Программа состоит из трёх блоков.

1. Мотивационный. На занятиях дети познают себя, свою индивидуальность, неповторимость.

2. Когнитивный. На этих занятиях дети учатся понимать состояние другого, его особенности, потребности, замечать изменения настроения, эмоционального состояния.

Читайте также:  Вторая фаза развития ребенка

3. Поведенческий. На занятиях дети учатся выбирать социально приемлемые формы поведения в различных ситуациях, учатся бесконфликтному общению.

Но вся эта работа невозможна без создания необходимых условий. Известно, что среда является одним из средств развития личности ребёнка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Поэтому при проектировании предметно-развивающей среды для коррекционно-развивающихзанятий учитывались следующие условия:

1. Сенсорная комната (для эмоциональной разгрузки, снижения эмоционального напряжения, расслабления).

2. Куклы, игрушки-животные, маски

животных (для работы

по программе анималотерапии).

3. Мягкий ковёр и подушки — забавные зверушки (для создания атмосферы покоя и безопасности, а так же для налаживания эмоционального контакта с детьми).

4. Элементы музыкотерапии (для релаксации, снятия телесных, двигательных зажимов).

5. Широкий спектр арттерапевтических средств (для выражения эмоционального состояния детей).

6. «Часы настроения», «Книги настроений», «Кубик эмоций» (для знакомства с эмоциями, их внешними проявлениями).

Немаловажное значение в коррекции и развитии эмоционально-личностной сферы

детей имеет работа с педагогами. Так как необходимо продолжать работу с детьми в группе детского сада.Для этого используются различные формы работы:

индивидуальные консультации

групповые консультации («Защита прав и достоинства маленького ребёнка». «Безопасность ребёнка в детском саду и семье» и т. д.)

семинары-практикумы («Секреты хорошей дисциплины». «Знакомим детей с эмоциональным миром человека» и т. д.)

знакомство с анималотерапевтическими играми и упражнениями для работы с детьми («Зверинец», «Улитка», «Осьминог», «Петушиные бои» и другие.)

памятки («Создание психологического комфорта в группах детского сада». «Проблемы личностного развития». «Признаки психоэмоционального напряжения у детей» и т. д.)

Зная особую восприимчивость, тонкую организацию духовной жизни детей, а так же особую значимость семьи в становлении личности ребёнка, привлекаю родителей к развитию эмоционально-личностной сферы детей.Использую следующие формы работы:

индивидуальные консультации

групповые консультации («Домашние питомцы и их значение в развитии детей». «Как привить ребёнку дисциплину». «Профилактика эмоциональных нарушений у детей». «Роль семейного микроклимата в развитии детско-родительских отношений» и т. д.)

анкетирование («Животные – мои друзья», «Мой стиль воспитания ребёнка в семье», «Организация общения с детьми в семье»)

семинары-практикумы («Умеете ли вы общаться с вашим ребёнком».)

информация в родительских уголках («Наказание или поощрение?» «Что нужно знать об эмоциональном развитии детей» «Страх перед животными». «Роль матери о отца в психическом развитии и воспитании детей» и т. д.)

оформление выставки «Мой ласковый и нежный зверь»

ознакомление с играми и элементами анималотерапевтических техник, позволяющих регулировать отношения в семье («Мышонок и кот», «Любопытная кошка», «Сонный медведь», «Шаловливые обезьянки» и другие.)

Результаты коррекционной работы показали:

1. Снижение эмоционально-личностных проблем.

2. Стабилизация эмоционального состояния.

3. Осознание себя личностью (осознание своих индивидуальных особенностей).

4. Развитие эмпатии, умения понимать состояние другого.

5. Сплочение детского коллектива, развитие приемлемых способов взаимодействия.

6. Оптимизация детско-родительских отношений.

Список литературы:

1. Агафонычев, В. Анималотерапия. Усы, лапы, хвост – наше лекарство [Текст]. – СПб.: Наука и Техника,2006. – 304 с.

2. Алябьева, Е. А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста [Текст] – М.: ТЦ Сфера, 2003.

3. Костина, Л. М. Игровая терапия с тревожными детьми [Текст]. – СПб.: Речь, 2003, — 160 с.

4. Кряжева Н. Л. Кот и пёс спешат на помощь [Текст]. –Ярославль: «Академия развития», «Академия, К», 2000. – 176 с.

5. Кряжева Н. Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет [Текст]. –Ярославль: Академия развития, 2000. – 160 с.

6. Панфилова, М. А.Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры [Текст]. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002. – 160с.

7. Практические семинары и тренинги для педагогов. — Вып. 1. Воспитатель и ребёнок: эффективное взаимодействие [Текст] / авт. -сост. Е. В. Шитова,- Волгоград: Учитель, 2009. – 171 с.

8. Формирование позитивных взаимоотношений родителей и детей 5-7 лет: диагностика, тренинги, занятия [Текст] / авт. -сост. Е. В. Коробицыка. –Волгоград: Учитель, 2009. – 133 с.

9. Хухлаева, О. В. Лесенка радости [Текст]. – М.: Изд. Совершенство, 1998.

Коррекция развития личности ребенкаКоррекция развития личности ребенка

Источник

Психологическая коррекция (психокоррекция) ребенка – это специально разработанная система психологических воздействий, направленная на уменьшение эмоционального дискомфорта, повышение активности и самостоятельности. Посещая специальные занятия, ребенок избавляется от негативных личностных реакций, возникающих в результате эмоциональных нарушений, становится менее агрессивным, возбудимым и мнительным.

Читайте также:  Iq тесты для ребенка 100 заданий для развития интеллекта

Психологическая коррекция ребенка

Цель коррекции

Главная задача психологической коррекции заключается в том, чтобы помочь ребенку, изменить некоторые модели мышления и поведения, которые осложняют жизнь ему и окружающим. Психокоррекция помогает привить позитивное мышление, создать условия для полноценного развития личности, самоактуализации. При этом раскрываются индивидуальные способности и личностный потенциал.

Показания для назначения

Те или иные методы психокоррекции применяют, если в поведении ребенка начинают наблюдаться следующие нарушения:

  • гиперактивность, импульсивность;
  • неконтролируемая агрессия;
  • тревожность, мнительность;
  • чрезмерная стеснительность, боязливость;
  • неоправданные страхи;
  • трудности запоминания;
  • неусидчивость;
  • нарушения мышления;
  • трудности в процессе обучения.

Этапы психологической коррекции

Психологическая коррекция обычно предусматривает соблюдение следующих этапов:

  • сбор информации;
  • создание программы проведения психокоррекции;
  • установочный этап;
  • процесс психологической коррекции;
  • завершающий этап.

Сбор информации происходит на первой встрече со специалистом, который будет составлять программу последующих занятий. Обычно она проходит без ребенка. Основной задачей предварительной встречи является передача психологу детальной информации о развитии ребенка, особых чертах его поведения. Может оказаться полезным изучение его индивидуальной медицинской карты.

Создание программы происходит с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Она включает в себя определение расписания посещаемых занятий, а также изменений, которые должны произойти в домашней обстановке и поведении родителей для осуществления психокоррекционного процесса.

Установочный этап представляет собой процесс формирования положительной установки на проведение занятий. На этом этапе все действия будут направлены на снижение эмоционального напряжения, активизацию самостоятельной психологической работы, повышение веры в достижение положительных результатов, формирование доверительного контакта специалиста с ребенком и его родителями.

Процесс психологической коррекции подразумевает точное выполнение всех рекомендаций в рамках психокоррекционной программы. Выполнение предписаний, направленных на решение конкретных задач: преодоление кризиса внутри семьи, изменение родительских позиций и установок, устранение дезадаптации в поведении ребенка, расширение сферы социального взаимодействия, формирование адекватного отношения к себе и окружающим.

Завершающий этап представляет собой оценку достигнутых результатов. При этом обычно просматривают отчеты родителей о поведении ребенка на начальном и конечном этапе занятий. Также происходит разбор и анализ поведенческих и эмоциональных реакций ребенка при помощи метода наблюдения. Анализ проделанной работы может выявить необходимость проведения дополнительных занятий.

Основные методы

Программу психологической коррекции специалист составляет индивидуально для каждого пациента, выбирая наиболее подходящие методы.

Самыми популярными методами психокоррекции детей являются игры. Игровые методы бывают направленные и ненаправленные. Направленная игротерапия построена на активном участии психолога в игре ребенка. Ненаправленная игротерапия проходит в свободной форме. Играя, ребенок учится самовыражаться, достигать эмоционального равновесия. К методам директивной игровой коррекции относят сюжетноролевые игры и психодрамы.

Сюжетноролевые игры помогают формированию достаточной самооценки ребенка и положительных отношений с окружающими. В начале игры психолог задает сюжет, выбирает игровой материал, планирует определенные ситуации. Этот метод эффективен в борьбе с межличностными конфликтами и нарушениями поведения.

Игры драматизации хорошо подходят для детей с ограниченным социальным опытом. Такая игра помогает рассмотреть характер межличностных отношений и прожитых ситуаций исходя из сюжетов знакомых сказок. При этом свои эмоции и личностные качества ребенок переносит на игровой образ, наделяя ими персонажей.

Арт-терапия это специализированный метод психотерапии, основанный на изобразительном искусстве, задачей которого является развитие самовыражения и самопознания ребенка. В рисунках детей отражается их уровень умственного развития и индивидуальные личностные особенности. Это своеобразная проекция личности. Анализируя детский рисунок необходимо выражать одобрение. Похвала вызовет гордость у ребенка за выполненное задание. В процессе псикоррекции методом арт-терапии, ребенку могут предложить изготовить маску, фигурку из пластилина, конструкцию из подручных материалов.

Музыкотерапия прекрасно помогает справиться с эмоциональными нарушениями. Основные психологические механизмы музыкотерапии: катарсис (эмоциональная разрядка, регулирование эмоционального состояния), эмоциональная экспрессия, повышение социальной активности. Эффективными методами музыкотерапии являются рецептивная методика (восприятие музыки с определенной целью) и активная терапия (коррекционно-направленная, активная музыкальная деятельность).

По завершению курса коррекции психолог обязательно даст рекомендации по дальнейшему развитию ребенка, с учетом приобретенных навыков и качеств.

Источник