Коррекция отклонений в эмоциональном развитии ребенка

Коррекция отклонений в эмоциональном развитии ребенка thumbnail

В основном, принято считать, что дети подвержены простудам и различным вирусным болезням, хотя психоневрологические нарушения у детей встречаются довольно часто, и доставляют немало проблем как самим пациентам, так и их родителям.

А главное, могут стать фундаментом для дальнейших трудностей и проблем в социальном взаимодействии со сверстниками и взрослыми, в эмоциональном, в интеллектуальном и социальном развитии, причиной школьной «неуспешности»,  трудностей социальной адаптации.

Так же, как у взрослых больных, детские психоневрологические заболевания диагностируются на основании целого ряда симптомов и признаков, являющихся специфичными для определенных расстройств.

Но следует принимать во внимание, что диагностический процесс у детей бывает значительно более сложный, и некоторые поведенческие формы могут выглядеть, совсем ни как симптомы психических нарушений. Часто это сбивает с толка родителей и дает возможность долгое время «прятать» голову в песок. Этого делать категорически нельзя и очень ОПАСНО!!!

Например, в эту категорию входят странные пищевые привычки, излишняя нервозность, эмоциональность, гиперактивность, агрессия, плаксивость, «полевое» поведение, которые могут быть расценены, как часть нормального развития ребенка.

К нарушениям поведения у детей относят ряд поведенческих диссоциативных расстройств, которые проявляются агрессивными, вызывающими или неадекватными поступками, доходящими до открытого несоблюдения соответствующих возрасту социальных норм.

Типичными признаками патологии могут быть:

– «полевое» поведение, невозможность усидеть на одном месте и сконцентрировать своё внимание;

–  чрезмерная драчливость и намеренное хулиганство,

– жестокость к другим людям или животным,

– преднамеренная порча имущества,

– поджоги,

–  воровство,

– обман,

– уходы из дома,

– частые, беспричинные и тяжелые вспышки гнева;

– вызывающие провокационные поступки;

– систематическое непослушание.

Любая из перечисленных категорий при достаточной выраженности является основанием для беспокойства не сама по себе, а как симптом серьезного заболевания.

Виды эмоциональных и поведенческих нарушений у детей

  • Гиперактивное поведение
  • Демонстративное поведение

Такой вид нарушений поведения у детей проявляется намеренным и осознанным несоблюдением общепринятых социальных норм. Девиантные поступки, как правило, направлены в адрес взрослых.

  • Дефицит внимания
  • Протестное поведение

Выделяют три формы данной патологии: негативизм, строптивость и упрямство.

Негативизм – отказ ребенка что-либо делать лишь потому, что его об этом попросили. Чаще всего возникает в результате неправильного воспитания. К характерным проявлениям можно отнести беспричинный плач, дерзость, грубость или, напротив, замкнутость, отчужденность, обидчивость.

Упрямство – стремление добиться своей цели для того, чтобы пойти наперекор родителям, а не удовлетворить реальное желание.

Строптивость – в этом случае протест направлен против норм воспитания и навязываемого образа жизни в целом, а не на руководящего взрослого.

  • Агрессивное поведение

Под агрессивным поведением понимают целенаправленные действия разрушительного характера, противоречащие нормам и правилам, принятым в социуме. Ребенок вызывает у окружающих психологический дискомфорт, причиняет физический ущерб живым и неживым объектам и т. д.

  • Инфантильное поведение

В поступках инфантильных детей прослеживаются черты, характерные более раннему возрасту или предшествующему этапу развития. При соответствующем уровне физических способностей ребенок отличается незрелостью интегративных личностных образований.

  • Конформное поведение

Конформное поведение проявляется полным подчинением внешним условиям. Его основой обычно служит непроизвольное подражание, высокая внушаемость.

  • Симптоматическое поведение (страхи, тики, психосоматика, логоневроз, запинки в речи)

В этом случае нарушение поведения у детей является своеобразным сигналом того, что сложившаяся ситуация больше невыносима для неокрепшей психики. Пример: рвота или тошнота как реакция на стресс.

Всегда очень сложно диагностировать нарушения у детей.

Но, если признаки удается своевременно распознать и вовремя обратиться к специалисту, а лечение и коррекцию начать без промедления, то тяжелых проявлений болезни можно избежать, или же, они могут быть минимизированы.

Нужно помнить, что детские психоневрологические расстройства не проходят бесследно, они оставляют свой негативный след на развитии и социальных возможностях маленького человечка.

Но если профессиональная нейропсихологическая помощь оказана своевременно, многие заболевания детской психики излечиваются в полной мере,  а к некоторым можно УСПЕШНО ПРИСПОСОБИТЬСЯ и комфортно ощущать себя в обществе.

Читайте также:  Физиологическое развитие ребенка младшего возраста

В основном, специалисты диагностируют у детей такие проблемы, как  СДВГ, тики, при которых у ребенка наблюдаются непроизвольные движения, или вокализации, если ребенку свойственно произносить звуки, не имеющие смысла. В детском возрасте могут наблюдаться тревожные расстройства, различные страхи.

При поведенческих расстройствах детьми игнорируются любые правила, они демонстрируют агрессивное поведение. В списке часто встречающихся заболеваний нарушения, имеющие отношение к расстройству мышления.

Часто неврологи и нейропсихологи применяют обозначение «пограничные расстройства психики» у детей. Это значит, что имеет место состояние, которое является промежуточным звеном между отклонением и нормой. Поэтому особенно важно вовремя начать коррекцию и быстрее приблизиться к норме, чтобы в последствие не ликвидировать пробелы в интеллектуальном, речевом и социальном развитии.

Причины возникновения психических детских нарушений различны. Нередко они обусловлены наследственным фактором, болезнями, травматическими поражениями.

Поэтому родители должны ориентироваться на комплексные коррекционные методики.

Значительная роль в коррекции поведенческих нарушений отведена психотерапевтическим, нейропсихологическим и коррекционным методам.

Источник

Елена Кудряшова
Статья «Отклонения в эмоционально-волевой сфере у дошкольников»

Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Нарушение эмоционального баланса способствует возникновению эмоциональных расстройств, приводящих к отклонению в развитии личности ребенка, к нарушению у него социальных контактов.

Сегодня мы с вами рассмотрим основные отклонения в эмоционально-волевой сфере, которые встречаются у дошкольников. Мы уже разделены на 5 команд. Каждая команда будет работать сегодня с определенным отклонением.

На столах лежат листочки, на которых написано определение. Познакомьтесь с ним и скажите, о каком отклонении в эмоционально-волевой сфере идет речь?

(Каждая команда поочереди зачитывают определения и объясняют к какому отклонению оно относится).

Тревожность — постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях, связанных c повышенной эмоциональной или физической напряженностью, проявляющейся в ожидании неблагополучного развития событий.

Страх – аффективное (эмоционально – заостренное) отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия.

Застенчивость — состояние психики и обусловленное им поведение,характерными чертами которого являются: нерешительность, боязливость, напряжённость, скованность и неловкость в обществе из-за неуверенности в себе.

Коммуникативные способности – индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми.

Нарушение коммуникативных навыков: не желание вступать в контакт с окружающими; не умение организовать общение, включающее умение слушать собеседника; неумение решать конфликтные ситуации; не соблюдение норм и правил поведения.

Нарушение самооценки – завышенная или заниженная оценка человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места среди других людей.

Таким образом, на основе анализа психологических особенностей детей с разными видами эмоционального неблагополучия можно выделить следующие основные отклонения: тревожность, детские страхи, застенчивость, нарушение коммуникативных навыков и самооценки.

После обследования и выявления данных отклонений необходимо подобрать определенную литературу.

И я предлагаю командам вспомнить, какую литературы вы используете в своей работе по данному отклонению?

(Каждая команда поочереди перечисляет авторов и литературу по определенному отклонению. На экране появляется литература).

Тревожность

1. Пасечник Л. В. Коррекция тревожности и гиперактивности в детском возрасте.

2. Костина Л. М. Игровая терапия с тревожными детьми.

3. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению.

Страхи

1. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей.

2. Громова Т. В. Страна эмоций.

3. Кряжева Н. Л. Мир детских эмоций.

4. Куличковская Е. В., Степанова О. В. Как преодолеть свой страх? Развивающие сказки и игры для дошкольников и младших школьников.

Застенчивость

1. Катаева Л. И. Работа психолога с застенчивыми детьми.

2. Богачкина Н. А., Сиренко Р. Н. Как преодолеть детскую застенчивость.

3. Шишова Т. Л. Как преодолеть детскую застенчивость.

Нарушение коммуникативных навыков

1. Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция.

Читайте также:  Что нужно ребенку в школе раннего развития

2.Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и детьми.

3. Семинака С. И. Уроки добра.

4. Дубина Л. А. Коммуникативная компетентность дошкольников: Сборник игр и упражнений.

5. Самохвалова А. Г. Коммуникативные трудности ребенка. Проблемы, диагностика, коррекция.

Нарушение самооценки

1. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению.

2. Плотникова Н. В. Хочу и могу! Как научить дошкольника эффективному общению и позитивной самооценки.

Итак, после подбора литературы необходимо поставить цель коррекционно-развивающей работы. Предлагаю обсудить в командах и сформулировать цель коррекционно-развивающей работы по своему отклонению. (Каждая команда поочереди формулирует цель коррекционно-развивающей работы по своему отклонению).

Тревожность

Ц.: Снять психоэмоциональное напряжение, снизить тревожность

Страхи

Ц.: Развивать умение снижать и контролировать свои страхи; развивать чувство уверенности.

Застенчивость

Ц.: Овладеть навыками общения, совместного взаимодействия со взрослыми и сверстниками; развивать чувство уверенности.

Нарушение коммуникативных навыков

Ц.: Развивать умение устанавливать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками; развивать групповую сплоченность.

Нарушение самооценки

Ц.: Формировать адекватную самооценку; умение адекватно оценивать свои достоинства и недостатки, успехи и неудачи.

После поставленной цели и подобранной литературы, необходимо выбрать психологические методы коррекционно – развивающей работы.

Предлагаю вспомнить, какие методы и виды помощи используются при работе с эмоциональными отклонениями у детей дошкольного возраста? (Участники поочереди перечисляют методы коррекционно – развивающей работы).

Методы коррекционно –развивающей работы:

1. Игротерапия

2. Арттерапия

3. Сказкотерапия

4. Куклотерапия

5. Музыкатерапия

6. Танцевальная терапия

7. Телесно – ориентированная терапия

8. Психогимнастика

9. Работа с природным материалом

10. Фитотерапия

Итог: Мы рассмотрели с вами основные отклонения в эмоционально-волевой сфере и психологические методы коррекционно – развивающей работы. А про формы работы с детьми вам расскажет Любовь Константиновна.

Источник

Коррекция отклонений в эмоциональном развитии ребенкаПоведение — это способ, с помощью которого ребенок, не научившись говорить, сообщает родителям о состоянии своего организма и о внутреннем эмоциональном состоянии. Ребенок с отклонениями в развитии может вести себя неадекватно. Это могут быть несущественные и проходящие отклонения в его поведении, но иногда они, к сожалению, могут свидетельствовать о серьезных нарушениях в его развитии.

Из этой статьи вы узнаете, как проводится воспитание детей с отклонениями в развитии, а также поговорим о коррекции отклонений в развитии детей.

Воспитание детей с отклонениями в развитии

Зачастую родители, не обладая познаниями в этой сфере, не могут разобраться в ситуации и вовремя не обращаются к врачам, в результате чего заболевание может привести к непоправимым последствиям в развитии ребёнка.

Какие особенности имеют дети с нарушениями в развитии?

1.

Детским аутизм – одним из наиболее серьёзных нарушений в развитии ребёнка. Его основными симптомами являются отрешённость от мира и погружение в себя. При аутизме у ребенка могут быть значительные нарушения в речевом развитии и эмоционально-волевой сфере, затруднения в общении с окружающими людьми, плохое взаимодействие с окружающим миром. При этом интеллект ребёнка может не пострадать.

2.

Различные психологические стрессы, которые возникают у ребёнка, если он стал свидетелем какого-то трагического события. В таком случае у ребёнка может развиться психологическое расстройство, или, как его еще называют — посттравматический стресс. Ребенка начинают преследовать навязчивые и повторяющиеся жуткие картины происшедшей трагедии, от которых он не в силах избавиться. Его постоянно мучают ночные кошмары, чувство тревожности и беспокойства. Всё это приводит к сбоям в работе организма, парализует жизнь и разрушает личность ребёнка.

3.

Заболевания сенсорной регуляции, которые проявляются в виде высокой чувствительностью кожи ребёнка, что приводит к нетерпимости касания его тела какими-то предметами или людьми (даже матерью). Эта реакция связана с тем, что дети с нарушениями в развитии неадекватно воспринимают, казалось бы, совершенно безобидный стимул касания, как опасный и болезненный. В итоге появляется непринятие ребёнком разных гигиенических процедур, таких, как чистка ушей, мытье головы, подстригание ногтей, или ношения одежды и обуви. Это отражается на характере игр ребёнка и его общении со сверстниками.

Читайте также:  Культурное развитие ребенка по выготскому

4.

Детская гиперактивность и расстройствами внимания, которые сопутствуют ей.

Что такое гиперактивность?

Гиперактивность — это название группы разных видов расстройств внимания, которые не обязательно сопровождаются моторным беспокойством. Общим для них является расстройство внимания.

Часто многие из беспокойных детей, которые демонстрируют схожую с гиперактивностью клиническую картину, бывают, подвержены другим расстройствам, не связанным с проблемами внимания.

Примерами таких расстройств могут быть:

1.

Физиологические расстройства питания, сна;

2.

Проблемы несбалансированного развития сенсорных систем, что осложняет адаптацию ребёнка в окружающей среде.

3.

Эмоциональные расстройства. К ним относится повышенная тревожность, разные виды депрессивных состояний.

Для правильного воспитания детей с отклонениями в развитии они должны быть незамедлительно осмотрены специалистом, очень важно тщательно обследовать ребенка у психолога, невролога, и, ни в коем случае, не прибегать к самолечению.

Коррекция отклонений в развитии детей

Среди здоровых детей есть те, которые испытывают сложности в развитии зрения, слуха, речи, двигательной, эмоционально-волевой сферы, интеллекта.

Как известно, важную роль в жизнедеятельности ребенка занимает речь. Как и для всякой другой деятельности, для речи характерна мотивированность, целенаправленность, определенная структура.

Как появляется речь у ребенка?

Для возникновения речи необходимо, чтобы у ребенка был мотив, замысел речи, ожидание результата действия речи, планирование высказывания, отбор лексики, грамматическое структурирование, реализация высказывания и, наконец, контроль за речевым действием. Дети с отклонениями в развитии отличаются недостаточностью тех или иных вышеперечисленных компонентов.

Недоразвитие речи негативно сказывается на общем психическом развитии ребенка, усложняет его общение с окружающими людьми. Нарушения речи отмечаются почти у всех детей с отклонениями в развитии: при задержке развития психики, при умственной отсталости, при ДЦП, при нарушениях зрения и слуха. В каждом случае нарушение речевой деятельности носит своеобразный характер и определенную структуру.

Некоторые отклонения в развитии могут иметь центральный характер, некоторые — периферический. В первом случае диагностика отклонений в развитии ребенка явно показывает, что нарушено интеллектуальное или речевое развитие, во втором выявляют сенсорный дефект (изменения в развитии зрения, слуха), иногда нарушения могут касаться двигательной сферы. Некоторые нарушения проходят в более легкой форме, некоторые носят более тяжелый органический характер. В последние годы все чаще встречаются слабо выраженные нарушения, а не тяжелые, но сочетание этих нарушений усложняет их выявление, оценку и организацию коррекционной работы.

Как проводится коррекция отклонений в развитии ребенка?

Комплексная психолого-педагогическая коррекционная работа с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии производится на основании ряда принципов. Это принцип системности, доступности, последовательности, индивидуального похода к ребенку. Один из главных принципов коррекции отклонений — онтогенетический, он учитывает возрастные, психофизические особенности детей, характер нарушений. Этот принцип ориентирует коррекционную работу на сглаживание или устранение, коррекцию или компенсацию нарушений речевого, интеллектуального, сенсорного, эмоционального и двигательного дефектов, на создание полноценной основы для дальнейшего развития личности, которое возможно лишь при формировании ключевых звеньев развития.

Пластичность коры головного мозга дает возможность осуществлять развитие ребенка даже в самых тяжелых патологических условиях. Коррекция отклонений в развитии ребенка начинается с того, что необходимо определить сохранившиеся звенья в речеслуховой, речедвигательной, зрительной, двигательной системах и опираться на них.

Отклонения в развитии органов зрения и слуха лишают ребенка важных источников информации, что в результате приводит к задержке речевого и психического развития. Особенности отставания в психическом развитии зависят от причин, тяжести и времени возникновения нарушения слуха или зрения. Чем раньше они были нарушены, тем больше у ребенка выражена задержка речевого и психического развития. Отклонения в развитии речи тормозят формирование абстрактно-логического мышления ребенка.

Иногда дети с отклонениями в развитии могут страдать различными соматическими, нервно-психическими нарушениями, нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Источник