Коррекция и развитие ребенка

Коррекция и развитие ребенка thumbnail

Психологическая коррекция (психокоррекция) ребенка – это специально разработанная система психологических воздействий, направленная на уменьшение эмоционального дискомфорта, повышение активности и самостоятельности. Посещая специальные занятия, ребенок избавляется от негативных личностных реакций, возникающих в результате эмоциональных нарушений, становится менее агрессивным, возбудимым и мнительным.

Психологическая коррекция ребенка

Цель коррекции

Главная задача психологической коррекции заключается в том, чтобы помочь ребенку, изменить некоторые модели мышления и поведения, которые осложняют жизнь ему и окружающим. Психокоррекция помогает привить позитивное мышление, создать условия для полноценного развития личности, самоактуализации. При этом раскрываются индивидуальные способности и личностный потенциал.

Показания для назначения

Те или иные методы психокоррекции применяют, если в поведении ребенка начинают наблюдаться следующие нарушения:

  • гиперактивность, импульсивность;
  • неконтролируемая агрессия;
  • тревожность, мнительность;
  • чрезмерная стеснительность, боязливость;
  • неоправданные страхи;
  • трудности запоминания;
  • неусидчивость;
  • нарушения мышления;
  • трудности в процессе обучения.

Этапы психологической коррекции

Психологическая коррекция обычно предусматривает соблюдение следующих этапов:

  • сбор информации;
  • создание программы проведения психокоррекции;
  • установочный этап;
  • процесс психологической коррекции;
  • завершающий этап.

Сбор информации происходит на первой встрече со специалистом, который будет составлять программу последующих занятий. Обычно она проходит без ребенка. Основной задачей предварительной встречи является передача психологу детальной информации о развитии ребенка, особых чертах его поведения. Может оказаться полезным изучение его индивидуальной медицинской карты.

Создание программы происходит с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Она включает в себя определение расписания посещаемых занятий, а также изменений, которые должны произойти в домашней обстановке и поведении родителей для осуществления психокоррекционного процесса.

Установочный этап представляет собой процесс формирования положительной установки на проведение занятий. На этом этапе все действия будут направлены на снижение эмоционального напряжения, активизацию самостоятельной психологической работы, повышение веры в достижение положительных результатов, формирование доверительного контакта специалиста с ребенком и его родителями.

Процесс психологической коррекции подразумевает точное выполнение всех рекомендаций в рамках психокоррекционной программы. Выполнение предписаний, направленных на решение конкретных задач: преодоление кризиса внутри семьи, изменение родительских позиций и установок, устранение дезадаптации в поведении ребенка, расширение сферы социального взаимодействия, формирование адекватного отношения к себе и окружающим.

Завершающий этап представляет собой оценку достигнутых результатов. При этом обычно просматривают отчеты родителей о поведении ребенка на начальном и конечном этапе занятий. Также происходит разбор и анализ поведенческих и эмоциональных реакций ребенка при помощи метода наблюдения. Анализ проделанной работы может выявить необходимость проведения дополнительных занятий.

Основные методы

Программу психологической коррекции специалист составляет индивидуально для каждого пациента, выбирая наиболее подходящие методы.

Самыми популярными методами психокоррекции детей являются игры. Игровые методы бывают направленные и ненаправленные. Направленная игротерапия построена на активном участии психолога в игре ребенка. Ненаправленная игротерапия проходит в свободной форме. Играя, ребенок учится самовыражаться, достигать эмоционального равновесия. К методам директивной игровой коррекции относят сюжетноролевые игры и психодрамы.

Сюжетноролевые игры помогают формированию достаточной самооценки ребенка и положительных отношений с окружающими. В начале игры психолог задает сюжет, выбирает игровой материал, планирует определенные ситуации. Этот метод эффективен в борьбе с межличностными конфликтами и нарушениями поведения.

Игры драматизации хорошо подходят для детей с ограниченным социальным опытом. Такая игра помогает рассмотреть характер межличностных отношений и прожитых ситуаций исходя из сюжетов знакомых сказок. При этом свои эмоции и личностные качества ребенок переносит на игровой образ, наделяя ими персонажей.

Арт-терапия это специализированный метод психотерапии, основанный на изобразительном искусстве, задачей которого является развитие самовыражения и самопознания ребенка. В рисунках детей отражается их уровень умственного развития и индивидуальные личностные особенности. Это своеобразная проекция личности. Анализируя детский рисунок необходимо выражать одобрение. Похвала вызовет гордость у ребенка за выполненное задание. В процессе псикоррекции методом арт-терапии, ребенку могут предложить изготовить маску, фигурку из пластилина, конструкцию из подручных материалов.

Музыкотерапия прекрасно помогает справиться с эмоциональными нарушениями. Основные психологические механизмы музыкотерапии: катарсис (эмоциональная разрядка, регулирование эмоционального состояния), эмоциональная экспрессия, повышение социальной активности. Эффективными методами музыкотерапии являются рецептивная методика (восприятие музыки с определенной целью) и активная терапия (коррекционно-направленная, активная музыкальная деятельность).

По завершению курса коррекции психолог обязательно даст рекомендации по дальнейшему развитию ребенка, с учетом приобретенных навыков и качеств.

Источник

Светлана Катанаева
Коррекция и развитие эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста

Читайте также:  Развитие ребенка год 2 месяца

Коррекция и развитие эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста

ОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Катанаева С. В.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 10 «Росинка»

г. Южно-Сахалинск

Одной из самых серьёзных социальных проблем, с которой сталкивается педагог-психолог ДОУ, является нарушение эмоционально-личностной сферы детей и недостаточное развитие коммуникативных навыков. Это обусловлено чрезмерной интеллектуализацией» воспитания, «технологизацией» нашей жизни.

В последние годы становится всё больше детей с нарушениями эмоционально-личностной сферы, к которым относится эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, неуверенность в себе, наличие страхов у детей. Это приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими.

Как писал Л. С. Выготский «Эмоции являются центральным звеном» психической жизни человека, и, прежде всего, ребёнка».

Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, но значительно реже испытывают чувства восхищения, удовольствия. К сожалению, эмоциональная недостаточность нередко оказывается причиной разных форм социально-психологической дезадаптации.

Именно поэтому одним из приоритетных направлений своей работы я выбрала «Коррекцию и развитие эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста».

Как писал М. Горький «В каждом человеке есть бубенчик и, если его тронуть, человек зазвенит самым прекрасным, что в нём есть».

Исходя из выбранного направления, были выделены следующие задачи.

1. Коррекция эмоционально-личностных проблем детей.

2. Раскрыть перед ребёнком многообразие эмоционального мира.

3. Сформировать у детей осознание себя личностью, понимание собственной уникальности и уникальности других людей.

4. Развивать способность понимать других людей и их эмоциональное состояние.

5. Совершенствование у детей способности адаптироваться к различным жизненным ситуациям.

Работа в данном направлении началась с диагностики, направленной на изучение уровня агрессивности, страхов, тревожности, сформированности коммуникативных навыков и детско-родительских отношений.

На основе полученных данных были выявлены эмоционально-личностные особенности детей и сформированы коррекционные группы.Анализ этих данных позволил определить следующие направления работы:

1. Коррекционные занятия педагога-психолога с детьми.

2. Работа с педагогами ДОУ.

3. Работа с родителями детей, посещающих коррекционные занятия.

В работе с детьми я использую 2 программы,это:

1. «Ребята и зверята» Автор Н. Л. Кряжева.

Программа по анималотерапии – вид терапии, использующий животных и их образы для оказания психотерапевтической помощи.

В работе с детьми анималотерапия тесно связана со сказкотерапией, куклотерапией, арттерапией, игротерапией, телесно-ориентированными методами.

Особенность анималотерапии является возможность расширения невербального поведения. Животные ведь не говорят, а издают звуки.И поэтому дети учатся понимать настроение животного по следующим сигналам: поза, движения, взгляд, звуки. Это очень важно, так как детям сложно выразить свои чувства и эмоции словами.

На занятиях, дети принимают на себя роль какого-либо животного, копируют его поведение, повадки. При этом замкнутые, нерешительные, тревожные дети в образе собачки учатся быть активными, проявлять инициативу. И наоборот, активные, агрессивные, конфликтные дети в роли кошки, учатся сдерживать и контролировать свои эмоции и действия.

2. План-программа психосоциального развития детей старшего дошкольного возраста. Автор-составитель Катанаева С. В.

Программа состоит из трёх блоков.

1. Мотивационный. На занятиях дети познают себя, свою индивидуальность, неповторимость.

2. Когнитивный. На этих занятиях дети учатся понимать состояние другого, его особенности, потребности, замечать изменения настроения, эмоционального состояния.

3. Поведенческий. На занятиях дети учатся выбирать социально приемлемые формы поведения в различных ситуациях, учатся бесконфликтному общению.

Но вся эта работа невозможна без создания необходимых условий. Известно, что среда является одним из средств развития личности ребёнка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Поэтому при проектировании предметно-развивающей среды для коррекционно-развивающихзанятий учитывались следующие условия:

1. Сенсорная комната (для эмоциональной разгрузки, снижения эмоционального напряжения, расслабления).

2. Куклы, игрушки-животные, маски

животных (для работы

по программе анималотерапии).

3. Мягкий ковёр и подушки — забавные зверушки (для создания атмосферы покоя и безопасности, а так же для налаживания эмоционального контакта с детьми).

4. Элементы музыкотерапии (для релаксации, снятия телесных, двигательных зажимов).

5. Широкий спектр арттерапевтических средств (для выражения эмоционального состояния детей).

6. «Часы настроения», «Книги настроений», «Кубик эмоций» (для знакомства с эмоциями, их внешними проявлениями).

Немаловажное значение в коррекции и развитии эмоционально-личностной сферы

детей имеет работа с педагогами. Так как необходимо продолжать работу с детьми в группе детского сада.Для этого используются различные формы работы:

Читайте также:  Развитие ребенка в утробе опережает на неделю

индивидуальные консультации

групповые консультации («Защита прав и достоинства маленького ребёнка». «Безопасность ребёнка в детском саду и семье» и т. д.)

семинары-практикумы («Секреты хорошей дисциплины». «Знакомим детей с эмоциональным миром человека» и т. д.)

знакомство с анималотерапевтическими играми и упражнениями для работы с детьми («Зверинец», «Улитка», «Осьминог», «Петушиные бои» и другие.)

памятки («Создание психологического комфорта в группах детского сада». «Проблемы личностного развития». «Признаки психоэмоционального напряжения у детей» и т. д.)

Зная особую восприимчивость, тонкую организацию духовной жизни детей, а так же особую значимость семьи в становлении личности ребёнка, привлекаю родителей к развитию эмоционально-личностной сферы детей.Использую следующие формы работы:

индивидуальные консультации

групповые консультации («Домашние питомцы и их значение в развитии детей». «Как привить ребёнку дисциплину». «Профилактика эмоциональных нарушений у детей». «Роль семейного микроклимата в развитии детско-родительских отношений» и т. д.)

анкетирование («Животные – мои друзья», «Мой стиль воспитания ребёнка в семье», «Организация общения с детьми в семье»)

семинары-практикумы («Умеете ли вы общаться с вашим ребёнком».)

информация в родительских уголках («Наказание или поощрение?» «Что нужно знать об эмоциональном развитии детей» «Страх перед животными». «Роль матери о отца в психическом развитии и воспитании детей» и т. д.)

оформление выставки «Мой ласковый и нежный зверь»

ознакомление с играми и элементами анималотерапевтических техник, позволяющих регулировать отношения в семье («Мышонок и кот», «Любопытная кошка», «Сонный медведь», «Шаловливые обезьянки» и другие.)

Результаты коррекционной работы показали:

1. Снижение эмоционально-личностных проблем.

2. Стабилизация эмоционального состояния.

3. Осознание себя личностью (осознание своих индивидуальных особенностей).

4. Развитие эмпатии, умения понимать состояние другого.

5. Сплочение детского коллектива, развитие приемлемых способов взаимодействия.

6. Оптимизация детско-родительских отношений.

Список литературы:

1. Агафонычев, В. Анималотерапия. Усы, лапы, хвост – наше лекарство [Текст]. – СПб.: Наука и Техника,2006. – 304 с.

2. Алябьева, Е. А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста [Текст] – М.: ТЦ Сфера, 2003.

3. Костина, Л. М. Игровая терапия с тревожными детьми [Текст]. – СПб.: Речь, 2003, — 160 с.

4. Кряжева Н. Л. Кот и пёс спешат на помощь [Текст]. –Ярославль: «Академия развития», «Академия, К», 2000. – 176 с.

5. Кряжева Н. Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет [Текст]. –Ярославль: Академия развития, 2000. – 160 с.

6. Панфилова, М. А.Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры [Текст]. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002. – 160с.

7. Практические семинары и тренинги для педагогов. — Вып. 1. Воспитатель и ребёнок: эффективное взаимодействие [Текст] / авт. -сост. Е. В. Шитова,- Волгоград: Учитель, 2009. – 171 с.

8. Формирование позитивных взаимоотношений родителей и детей 5-7 лет: диагностика, тренинги, занятия [Текст] / авт. -сост. Е. В. Коробицыка. –Волгоград: Учитель, 2009. – 133 с.

9. Хухлаева, О. В. Лесенка радости [Текст]. – М.: Изд. Совершенство, 1998.

Коррекция и развитие ребенкаКоррекция и развитие ребенка

Источник

Сания Арюкова
Технология коррекции и развития эмоциональной сферы дошкольников

ТЕХНОЛОГИЯ КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ

Актуальность проблемы:

Наблюдения за дошкольниками в игре и повседневной деятельности показывают, что дети часто неадекватно выражают свои эмоции (злость, страх, удивление, стыд, радость, грусть, не умеют правильно оценивать эмоции других детей, что является существенным барьером в установлении доброжелательных взаимоотношений и умении конструктивно общаться.

Возможные причины:

• гедонистическая мотивация;

• естественный отбор не действует (человек живет дольше, рождаемость (ЭКО, суррогатное материнство, кесарево сечение);

• вторая зрелость родителей;

• разрушение принадлежности к полу;

• деструктивная динамика института семьи (разводы);

• комфортное одиночество;

• рост социальных эпидемий (изменение пола, суицид);

• инстинкты второго порядка;

• напряжение социальных эмоций;

• СМИ несет сенсационную информацию, нежели продуктивную.

Эмоциональное развитие детей — одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога-психолога ДОУ.

Поэтому главной целью работы в данном направлении считаю развитие эмоциональной сферы ребенка, обучение его осознанию собственных эмоций, распознаванию и произвольному их проявлению.

Задачи:

1. Учить детей пониманию собственных эмоциональных состояний, умению выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации.

Читайте также:  Особенности развития личности ребенка с заиканием

2. Формировать коммуникативную компетентность и культуру общения воспитанников ДОУ.

Алгоритм применения технологии в

практической профессиональной деятельности педагога-психолога:

1. Мониторинг, фронтальная и индивидуальная диагностика развития эмоциональной сферы воспитанников ДОУ.

2. Подбор адекватных психокоррекционных и развивающих программ и методик.

3. Проведение групповых игровых занятий-тренингов и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий по развитию эмоциональной сферы.

ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ

ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ

1. Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста «Удивляюсь, злюсь. боюсь, хвастаюсь и радуюсь» С. В. Крюковой, Н. П. Слободяник направлена на работу с «предметными чувствами».

Основная ее цель – ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помочь прожить определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно обозначает, и дать ему словесное наименование.

Основу программы составляют этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и частичную коррекцию эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка, среди них упражнения на мышечную релаксацию, дыхательная и мимическая гимнастика, двигательные упражнения и т. д.

Задачи программы – научить детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации. Кроме того, в ходе работы дети опосредованно знакомятся с навыками релаксации и саморегуляции, что создает условия для формирования у них способности управлять своим эмоциональным состоянием. Обсуждение и «проживание» ситуаций, вызывающих разнообразные чувства, повышают эмоциональную устойчивость ребенка, что помогает ему легче переносить аналогичные, но более мощные воздействия. Поскольку эмоции заразительны, коллективное сопереживание усиливает их и позволяет получить более яркий опыт проживания эмоциональных ситуаций.

2. В психокоррекционной работе с детьми использую программу «Коррекция детских страхов с помощью сказок» И. Е. Кулинцовой.

Сказкотерапия — это целенаправленное использование сказок в психологической, психокоррекционной, психотерапевтической работе.

Эта программа удобна тем, что средства диагностики и коррекции детских страхов, представленные в ней, просты и эффективны. В ходе работы у детей развивается эмоциональная сфера (эмпатия, выстраивание психологических границ, преодоление двигательного автоматизма) и познавательная активность (память, внимание, мышление, мелкая моторика рук, творческое воображение, речь); корригируются негативные черты характера (агрессивность, импульсивность, истерики, замкнутость, тревожность). Также. работа по программе «Коррекция детских страхов с помощью сказок» И. Е. Кулинцовой является дополнительным методом при лечении энурезов, энкопрезов, гиперактивности, нарушениях сна, утраты близких, развода родителей

3. «Психогимнастика в детском саду» Е. А Алябьевой — это курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). Прежде всего, такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым, с неврозами, нарушениями характера, легкими задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни.

4. Игровые мини-тренинги, представленные в программе «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью» А. Л. Сиротюк развивают волевые качества, познавательную и эмоциональную сферы, речевую активность, коммуникативные навыки, мелкую моторику рук; корригируют импульсивность, агрессивность, замкнутость, двигательный автоматизм, расторможенность).

Техники, используемые в психокоррекционной работе с детьми по данной технологии:

• психогимнастика (этюды «Штанга», «Шалтай-болтай», «Это я! Это мое!», психомышечные упражнения «Фея сна»); пальчиковая гимнастика с речитативом («Очки», «Стул», «Стол», «Пальчики играют»);

• игры с бумагой, крупами, водой и песком);

• растяжки — упражнения на расслабление-напряжение («Половинка», «Тучка и солнышко», «Медуза»);

• функциональные упражнения («Послушать тишину», «Костер», «Колпак мой треугольный», «Черепаха»);

• когнитивные упражнения («Чаша доброты», «Движение»);

• глазодвигательные упражнения (гимнастика для глаз); дыхательная гимнастика («Лифт», «Ладони»);

• релаксация («Поза покоя», «Кулачки»); аутотренинг («Волшебный сон») с использованием стихов, записи звуков природы, классической музыки.

• психогимнастика (этюды «Штанга», «Шалтай-болтай», «Это я! Это мое!», психомышечные упражнения «Фея сна»);

• пальчиковая гимнастика с речитативом («Очки», «Стул», «Стол», «Пальчики играют»); игры с бумагой, крупами, водой и песком);

• растяжки — упражнения на расслабление-напряжение («Половинка», «Тучка и солнышко», «Медуза»);

• функциональные упражнения («Послушать тишину», «Костер», «Колпак мой треугольный», «Черепаха»);

• когнитивные упражнения («Чаша доброты», «Движение»);

• глазодвигательные упражнения (гимнастика для глаз);

• дыхательная гимнастика («Лифт», «Ладони»);

• релаксация («Поза покоя», «Кулачки»);

• аутотренинг («Волшебный сон») с использованием стихов, записи звуков природы, классической музыки.

Источник