Консультирование семьи ребенка с отклонениями в развитии

Обычно консультирование семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, включает не только советы и рекомендации психолога, но и процедуру ее психологического изучения.

Психологическое консультирование семьи имеет следующую организационную форму.

3.4.1. Этапы консультирования семьи

Этап1. Знакомство. Установление контакта. Формы достижения необходимого уровня доверия и взаимопонимания

При вступлении в контакт огромное влияние на даль­нейший ход исследования и на возможность достижения положительного результата консультации оказывает первое впечатление о психологе. Тональность первой фразы, выразительность мимики, движений, открытость улыбки —те невербальные средства, которые необходимы психологу для установления контакта и вхождения в мир проблем семьи ребенка с отклонениями в развитии. Родители и ребенок в первые минуты общения могут находиться в некотором на­пряжении. Об этом свидетельствуют выражение лиц, позы, повышенные или пониженные голоса близких ребенка. Не стоит забывать, что для членов семьи ребенка с психофи­зическими недостатками это еще одно испытание в череде попыток найти истину, исцеление и покой. Поэтому пози­тивная тональность беседы, которую организует психолог, его бодрое приветствие («Добрый день! Как добрались? Долго ли ждали? Как приятно видеть всю семью вместе! Я вас внимательно слушаю»), позволят снять напряженность и приступить к изучению проблем этой семьи.

Этап II. Определение проблем семьи со слов родителей или лиц, их замещающих

В начале психолог беседует совместно со всеми члена­ми семьи, пришедшими на консультацию, выясняя про­блемы, которые их волнуют. Он внимательно слушает ро­дителей ребенка, лишь изредка задавая вопросы для уточ­нения деталей. Затем беседа может продолжаться отдельно, без ребенка с каждым взрослым, сопровождающим ре­бенка, по его желанию. Но беседа с матерью и отцом про­водится обязательно. Ниже мы приводим перечень проб­лем, которые обычно волнуют родителей, воспитываю­щих детей с отклонениями в развитии:

1) трудности, возникающие в процессе обучения и вос­питания ребенка (ребенок не справляется с образо­вательной программой; семья обращается к психо­логу, чтобы определить учреждение, в котором ре­бенок сможет учиться);

2) неадекватные поведенческие реакции ребенка (не­гативизм, агрессия, странности, немотивированные страхи, непослушание, неуправляемое поведение);

3) негармоничные отношения со сверстниками (здоро­вые дети «тяготятся», стесняются больных брата или сестру, подвергают их насмешкам и унижениям; в

школе, детском саду, на улице дети показывают на больного ребенка пальцем или пристально с повы­шенным интересом рассматривают его физические недостатки; обижают, не хотят с ним дружить и др.);

4) неадекватные межличностные отношения близких родственников с больным ребенком (в одних случа­ях родственники жалеют больного ребенка, гиперо­пекают и «заласкивают» его, в других — мать ребен­ка, например, жалуется, что «бабушка и дедушка не желают поддерживать с больным ребенком отноше­ния»; со стороны больного ребенка может проявлять­ся грубость или агрессия в отношении близких);

5) заниженная оценка возможностей ребенка специа­листами образовательного учреждения (родители жа­луются, что воспитатель или учитель недооценива­ют возможности их ребенка);

6) нарушенные супружеские отношения между матерью и отцом ребенка (согласно нашему исследованию, проведенному в 1999 г., треть семей, воспитываю­щих детей с отклонениями в развитии, является не­полными);

7) эмоциональное отвержение ребенка с психофизи­ческими недостатками одним из родителей, в край­них случаях отказ даже от его материального обес­печения;

8) сравнительная оценка матерью (отцом) отношения супруга (супруги) к ребенку с отклонениями в раз­витии и к нормальным детям (позитивная или нега­тивная, возможно проявление чувств ревности, гне­ва, агрессии) и др.

В индивидуальной беседе с родителями психолог собирает— информацию о семье. Он знакомится с историей жизни семьи, уточняет ее состав, выясняет анамнестические данные ребенка, историю его рождения и развития, изучаетдокументацию, принесенную родителями на консультацию (результаты клинических и психолого-педагогического исследований, характеристики из образовательных учреждений), анализирует рабочие тетради, творческие и контрольные работы ребенка.

На этом этапе у психолога формируется первичное, обобщенное представление о проблемах ребенка и его семьи. Например:

— у ребенка в действительности имеются проблемы в психофизическом здоровье и ему необходима спе­циализированная помощь;

— родители используют неадекватные модели воспи­тания, которые искажают личностное развитие ре­бенка;

— члены семьи травмированы состоянием здоровья ребенка, в первую очередь, его дефектом; между ними накопилось много проблем, которые своими силами они решить не могут.

Этап III. Психолого-педагогическая диагностика особенностей ребенка

На этом этапе консультирования на беседу и обследо­вание приглашается ребенок. С этого момента осуществля­ется диагностика интеллектуальных и личностных особен­ностей ребенка, прогнозируются его возможности в обу­чении. В том случае, если у ребенка резко снижены познавательные способности и психофизические недостат­ки развития имеют выраженную степень, диагностика может осуществляться в присутствии кого-нибудь из близ­ких (чаще всего матери или бабушки).

В начале беседы с ребенком содержание задаваемых ему вопросов, а также заданий, которые его просят выпол­нить, зависит от интуитивно-эмпирической оценки, дан­ной ему психологом при первичном наблюдении, и на основе анализа представленной документации. Затем со­держание диагностических заданий может изменяться и конкретизироваться. Мы не приводим здесь конкретно схе­му обследования познавательной сферы ребенка, так как| в настоящее время имеется достаточно психолого-педаго­гической литературы, подробно освещающей эту проце­дуру (Психолого-педагогическая диагностика. М., 2003).

В процессе диагностики психолог изучает как уровень сформированности высших психических процессов у ре­бенка (в соответствии с возрастными нормативами развития). так и его личностные характеристики. Основная цель исследования — провести комплексную психолого-педагогическую диагностику. Она включает:

— определение характера и степени нарушений у ре­бенка (уточнить, совпадает ли она с имеющимися у родителей заключениями специалистов или нет);

Читайте также:  Развитие ребенка на стене

— выявление индивидуальных особенностей интеллек­туальной, эмоционально-волевой, коммуникативно-поведенческой и личностной сфер ребенка,

— оценку контакта ребенка с родителями, адекватность его поведения, характер взаимоотношений с окру­жающими, определение уровня критичности ребен­ка к замечаниям психолога или близких.

Следует отметить, что если родители консультируются к специалиста учреждения, в котором уже обучается их ребенок, то они могут быть ознакомлены с результатами психологического изучения ребенка, основная часть ко­торого была проведена заранее в рамках коррекционно-диагностических мероприятий учреждения.

Этап IV. Определение модели воспитания, используемой родителями, и диагностика их личностных свойств

Необходимым и важным этапом консультирования и изучения семьи является определение характера межличностных взаимоотношений родителей с ребенком и моде­ли его воспитания. Особенности этих взаимоотношений во многом определяются личностными характеристиками са­мих родителей (психологическим типом).

Предложение психолога родителям о проведении об­следования может вызвать у них негативную реакцию. Психологическое обследование родителей является доброволь­ной процедурой, и они имеют полное право от нее отказаться. Однако необходимость психологического изучения атмосферы, в которой ребенок живет дома, должна быть доказана родителям. Психологу следует мягко, но настойчиво убедить родителей в необходимости этой про­цедуры. Желательно, чтобы обследование прошли оба ро­дителя. Но в том случае, если соглашается только один из них. например, мать ребенка, это следует принять. Не следует нагнетать напряженность, требуя прямого согласия родителей. Можно просто предложить ответить на вопро­сы одной или нескольких анкет. Одновременно нужно со­общить родителям, что вся информация, которую они доверяют психологу, строго конфиденциальна и никогда не может быть использована во вред ребенку или его се­мье, что предписано этическими принципами психолога. Вначале с целью снятия опасений и лишних сомнений у родителя, целесообразно предложить самые элементар­ные тесты, например, ЦТО (Люшер), методику «Моя се­мья» (Ткачева), а затем уже опросники, включающие зна­чительное число вопросов — СМОЛ (СМИЛ-ММР1), АСВ (Эйдемиллер). Чтобы родители не волновались по поводу правильности их ответов, следует напомнить им о том. что отвечать на вопросы нужно сразу, долго не раздумы­вая, а правильность выбора всегда относительна. В каче­стве домашнего задания можно предложить методику «Ис­тория жизни с проблемным ребенком», дав подробные инструкции по ее выполнению. Обследование взрослых на первичной консультации не должно продолжаться более 40—50 минут. Это время, которое большинство родителей, по нашим эмпирическим оценкам, соглашается потратить на обследование. В том случае, если психологу необходима дополнительная информация, он приглашает семью на повторное консультирование.

Этап V. Формулирование психологом реальных проблем, существующих в семье

Этот этап посвящен обсуждению с родителями реаль­ных проблем, которые были выявлены психологом в бесе­де и в процессе психологического изучения ребенка и его семьи. Психолог уточняет проблему, а при необходимости и формулирует ее. Задача психолога на этом этапе заклю­чается в том, чтобы обратить внимание родителей ребенка на действительно существенные и значимые стороны про­блемы. Он подсказывает родителям возможный выход, а в случае неверной трактовки проблемы, стремится убедить в неправильности их собственной позиции.

Пример 1. Родители Кати Н. пришли на консультацию с целью узнать, где они могут найти такую клинику и медикаментозные средства, которые могли бы вылечить их (Кате восемь лет, она страдает умственной отсталое-9 в тяжелой степени, расторможена, некритична, возбудима).

Пример 2. Мать Коли М., страдающего нарушением слуха не согласна с тем, что ее сына перевели на обучение по вспомогательной программе. Она считает, что учительница в школе уделяет Коле мало внимания, поэтому он и отстал.

Пример 3. Мать Тани К. обращается к психологу с просьбой помочь наладить отношения Тани, страдающей детским церебральным параличом, с ее старшей сестрой. В каждом из этих отдельных случаев психолог выбирает тактику «малых шагов» и, используя в качестве доказательства своей позиции результаты психологического изучения ребенка, полученные в ходе диагностики, постепенно пытается изменить взгляд родителей на постановку проблемы. Для психолога это — самая сложная и энергоемкая часть консультирования. Переубедить родителя, изменитьего позицию не всегда удается сразу, во время первичной консультации, а иногда и совсем не удается. По­этому разумнее выбрать компромиссное решение и дать возможность родителям оценить предлагаемый психологом -способ решения проблемы не сразу, а обдумывая его течение определенного времени.

Так, в первом случае, в самом начале беседы с родителя-Кати Н., следует дать им возможность высказаться все самые тяжелые переживания и сомнения по поводу состояния дочери, а затем постепенно постараться вести планирование их деятельности в отношении Кати медицинской сферы в коррекционно-педагогическую. Целесообразно показать родителям конкретные приемы обучения и воспитания, а также подсказать пути социальной адаптации, которые доступны Кате.

Во втором случае необходимо очень тактично продемонстрировать матери Коли его несостоятельность при обучении по массовой программе и показать, какой материал ребенок может успешно усваивать. В третьем случае, матери Тани нужно показать, что улучшение отношений между сестрами возможно через формирование матерью и другими близкими в семье чувства сострадания и сочувствия к проблемам младшей из сестер и привлечение старшей сестры к оказанию ей помощи и поддержки.

Этап VI. Определение способов, с помощью которых проблемы могут быть решены

— Основные проблемы семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, могут быть решены, если правильно осуществлен выбор для ребенка програм­мы обучения и вида специального (коррекционного) образовательного учреждения;

Читайте также:  Ребенку второй месяц что надо делать для развития

— организована коррекционная работа с ребенком в домашних условиях;

— подобрана наиболее адекватная модель обучения практическим навыкам воспитания родителей ребен­ка и в соответствии с ней — модель воспитания са­мого ребенка;

— у ребенка формируются адекватные отношения с« всеми членами семьи и другими лицами (родствен­никами, учителями);

— позиция родителей относительно «бесперспективнос­ти» развития их ребенка изменена;

— между всеми членами семьи установлены позитив­ные взаимоотношения.

Одновременно психолог ведет поиск дополнительных мер, которые помогут в решении проблем таких семей.

Психолог подробно разъясняет родителям (лицам, их замещающим), что необходимо делать и как осуществлять работу с ребенком по каждому из перечисленных выше направлений. Следует подготовить родителей к возможно­сти отсроченного решения проблем, то есть получении результата предлагаемых к реализации мер лишь через не­которое неопределенное время. Психолог должен стремить­ся убедить родителей в том, что, если не следовать пред­ложенному пути, ситуация может ухудшиться. Нужно по­казать родителям, что хотя проблемы у детей в будущем не исчезнут, они все же смогут быть сглажены; благодаря кропотливому и тяжелому труду их дети смогут быть полностью или частично адаптированы к самостоятельной

жизни, а также будут полезны, нужны в семье и любимы близкими. Если же родители не согласны с позицией психолога, или же сомневаются в том, что способны осуществить намеченный план, необходимо пригласить

посетить коррекционные обучающие занятия, в которых они сами смогут принять участие.

Этап VII. Подведение итогов, резюмирование, закрепление понимания проблем в формулировке психолога

Завершая консультирование, психолог заново форму­лирует проблемы семьи, предлагает родителям свою интерпретацию существующих трудностей и указывает способы их разрешения. При этом следует учитывать, что родителям необходимо время для обдумывания и формирования нового взгляда на существующие семейные проблемы, в соответствии с интерпретацией, данной психологом. У родителей может возникнуть неудовлетворен­ность результатами консультирования, особенно если подверглась сомнению их позиция. В таком случае целесооб­разно пригласить семью или родительско-детскую пару на дополнительное консультирование и предложить им кор­рекционные мероприятия.

Тактика психолога

При проведении психологического исследования семьи и ее консультировании большое значение имеет тактика психолога. Как совокупность средств и приемов для достижения намеченной цели тактика общения с родителями определяется тремя взаимосвязанными задачами:

— установлением контакта на уровне «обратной» связи;

— коррекцией понимания родителем «проблемы» ре­бенка;

— коррекцией межличностных (родитель—ребенок и ребенок—родитель) и внутрисемейных (мать ребен­ка—отец ребенка) отношений.

Рекомендуемые страницы:

Источник

Ошибки консультанта.

Первый вид ошибок — неверное понимание проблемы клиента. Это может произойти из-за дефицита информации, полученной в ходе консультирования. Вот почему не следует торопиться с окончательным определением проблемы, а кроме того, необходимо настаивать на максимально подробном рассказе о конкретных ситуациях. Неверное понимание проблемы возможно и из-за неправильной интерпретации полученной информации. Консультант может оказаться чрезмерно ригидным и неспособным отказаться от своей первоначальной концепции, начинает подгонять полученные факты под нее и игнорировать то, что в нее не вписывается. Кроме того, неправильная интерпретация может быть следствием таких особенностей консультанта, как идентификация себя с клиентом, предвзятое (сугубо положительное или сугубо отрицательное) отношение к нему, собственные нерешенные проблемы, если они аналогичны проблемам клиента, недостаточная чувствительность в улавливании вербальной и невербальной информации и, наконец, просто недостаточная психологическая грамотность.

Второй вид ошибок — неверные рекомендации. Причины их практически те же.

Третий вид ошибок — рекомендации в принципе верные, но нереальные. Такие рекомендации практически невыполнимы либо в силу внутренних причин (т.е. особенностей клиента), либо в силу внешних обстоятельств (нет денег, нет физической возможности). Пытаясь выполнить нереальные рекомендации, клиент теряет мотивацию к работе. Поэтому важно очень хорошо проанализировать особенности клиента и его социальной ситуации, прежде чем отважиться на конкретные практические рекомендации.

В этой области можно условно выделить два крупных направления в зависимости от «объекта» работы (слово «объект» взято в кавычки неслучайно, так как подразумевается его активность в ходе консультирования) — консультирование членов семьи (прежде всего родителей) и консультирование самого ребенка. Уже из самого определения понятия психологического консультирования понятно, что оно возможно лишь начиная с определенного возраста, а конкретно — с подросткового. Только в этот период развитие самосознания и самопознания подростка позволяет ему выявлять те или иные проблемы и обращаться за помощью, причем у него не должно быть выраженных нарушений психики. При консультировании семьи с ребенком нередко тоже ведется работа (прежде всего — диагностическая), но в этом случае он более пассивен. Рассмотрим эти направления консультирования.

1. Консультирование семей, имеющих ребенка с отклонениями в развитии. В консультативно-психологической помощи семье условно выделяют несколько моделей, из которых основными являются следующие.

A. Педагогическая модель («Семья в психологической консультации», 1989): основывается на гипотезе о недостаточной педагогической компетентности родителей и предполагает оказание им помощи в воспитании ребенка. Консультант анализирует ситуацию жалобы родителей и вместе с ними вырабатывает программу воспитательных мероприятий. Он выступает в роли специалиста, авторитета, дает советы, задания, проверяет их выполнение. Вопрос о том, что проблемы могут быть у самих родителей, впрямую не рассматривается.

Б. Диагностическая модель: основана на гипотезе о недостатке информации о ребенке у родителей и предполагает оказание помощи в виде диагностического заключения, которое поможет им принять верные организационные решения (направить в соответствующую школу, клинику и т.п.).

Читайте также:  Лучшие книги по развитию ребенка с рождения до года

B. Психологическая (психотерапевтическая) модель: опирается на предположение о том, что семейные проблемы связаны с неправильным внутрисемейным общением, с личностными особенностями членов семьи, с нарушением межличностных отношений. Помощь специалиста заключается в мобилизации внутренних ресурсов семьи для адаптации к стрессовой ситуации.

Фактически при работе с семьей используются все эти модели, но важно подчеркнуть, что психологическая модель должна всегда сопровождать и в некотором смысле предшествовать другим видам помощи.

Превалирование той или иной модели зависит от конкретной задачи консультирования, а они могут быть весьма разнообразными. Основные задачи можно сформулировать следующим образом:

— помощь в выборе правильной тактики воспитания ребенка;

— помощь в обучении ребенка тем или иным навыкам;

— информирование о возрастных и индивидуальных особенностях ребенка в связи с нарушениями развития;

— помощь в адекватной оценке возможностей ребенка;

— обучение некоторым методикам коррекционной работы;

— гармонизация внутрисемейных отношений, нарушенных вследствие появления ребенка с отклонениями в развитии и негативно отражающихся на нем;

— помощь в решении личностных проблем, вызванных появлением ребенка с отклонениями в развитии (чувство неполноценности, одиночества, вины и пр.), — их наличие у членов семьи также негативно сказывается на ребенке;

— помощь в выработке схем поведения в типичных стрессовых ситуациях (неадекватное поведение ребенка в общественных местах, косые взгляды окружающих и т.п.).

Этот список можно было бы продолжить (например, помощь в принятии решения о том, отдать ли ребенка навсегда в специальное учреждение или воспитывать в семье), но чаще всего семьи нуждаются именно в вышеперечисленных видах помощи.

Методы консультирования — те же, что и обычно, но со своей спецификой. В первую очередь это касается беседы с родителями или другими взрослыми, обратившимися по поводу ребенка (Бур-менская Г.В., Карабанова О.А., Лидере А.Г. и др., 2002).

Очень важно, чтобы консультант проявил искреннюю заинтересованность в проблемах семьи в целом и ребенка в частности. Не следует прямо критиковать действия родителей; в первые встречи это просто недопустимо. Кроме того, необходимо сориентировать родителей в возможных целях и задачах консультирования, сформировать установку на совместную работу с ребенком и кон-, сультантом, предупредить о вероятных препятствиях и трудностях. Следует проявлять осторожность при прогнозировании дальнейшего развития ребенка, избегать безапелляционных утверждений, не внушать неоправданных ожиданий.

При этом виде консультирования работа может вестись индивидуально и в группе. Хорошо зарекомендовали себя родительские семинары, группы тренинга умений и другие виды родительских групп.

Разумеется, не каждый профессиональный практический психолог может вести подобную работу. Весьма желательно, чтобы специалист к тому же имел солидную подготовку в области специальной психологии и коррекционной педагогики, хорошо представлял себе варианты аномального развития и пути помощи детям с отклонениями в развитии.

Особо следует остановиться на проблеме профессионального консультирования детей с отклонениями в развитии. Эта проблема, к сожалению, практически не разработана, хотя в ее актуальности сомневаться не приходится: ведь правильное профессиональное самоопределение — залог успешной социальной реабилитации детей. Поэтому желательно привлекать родителей к решению этой проблемы, и ранняя профконсультация как раз и проводится не столько для детей, сколько для их родителей. Она носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также направлена на приобщение родителей к формированию у подрастающего ребенка интереса к своим психофизиологическим качествам, а в конечном счете готовности к профессиональному выбору.

2. Психологическое консультирование ребенка. Такой вариант консультативной работы встречается редко и, как уже говорилось, лишь с детьми старшего возраста, относительно интеллектуально сохранными. Лишь они могут быть объектами консультации. И все же работу в этом направлении следует развивать, особенно для ряда категорий (например, для детей с нарушениями анализаторов).

В подростковом возрасте наиболее вероятны следующие проблемы:

— взаимоотношения со сверстниками;

— взаимоотношения с родителями;

— личностные проблемы в связи с дефектом (чувство неполноценности и пр.);

— проблема профессионального самоопределения.

В большинстве случаев консультирование идет обычным путем с соблюдением всех изложенных выше правил и принципов.

Последняя проблема детьми зачастую не осознается (к сожалению, и их родителями тоже). Поэтому работа консультанта заключается, во-первых, в формировании общей готовности к профессиональному самоопределению, а во-вторых, в помощи в конкретном выборе профессии.

В проведении этой работы широко используются игровые, дискуссионные методы, активизирующие подростков, корректирующие неадекватные профессиональные интересы и намерения, которые часто встречаются у детей с отклонениями в развитии, а также методы психодиагностики.

Здесь следует проявлять большую осторожность в рекомендации конкретной профессии. У детей с отклонениями в развитии профессиональные возможности часто снижены, ограничен круг доступных профессий, и чтобы не сужать этот круг еще больше, не следует рекомендовать им какую-то одну профессию, показанную по состоянию здоровья. Лучше выделить круг противопоказанных профессий (при этом необходима помощь других специалистов, в первую очередь медиков). Соответственно остальные профессии для ребенка доступны.

Профконсультирование детей с отклонениями в развитии — очень сложная проблема, и ее практическое решение в отношении каждого конкретного ребенка требует многопрофильной подготовки консультанта или привлечения смежных специалистов, но такой вид консультирования, безусловно, необходим.

Источник