Консультирование родителей и родителей по проблемам развития ребенка

Консультирование родителей и родителей по проблемам развития ребенка thumbnail

Если ниже в перечне НЕТ НУЖНОЙ ВАМ КОНСУЛЬТАЦИИ, Вы можете её заказать индивидуально, для этого пишите в личку https://vk.com/id115215688 с пометкой «НУЖНА КОНСУЛЬТАЦИЯ… (и укажите, какая именно)».

????????????
94. Правила поведения при общении с животными.
95. Спортивные секции для детей
96. Задержка речевого развития
97. Детское автокресло
98. Музыкотерапия
99. Ум на кончиках пальцев
100. Развиваем творчество
101. Учим ребенка управляться с ножницами
102. Роль игрушки в жизни малышей
103. Проблемы личностного развития у детей
104. Ротавирусная инфекция: профилактика, симптомы, лечение, возможные осложнения
105. Использование дидактических игры в экологическом воспитании дошкольников
106. Почему дети не читают? И как заинтересовать ребенка чтением?
107. Обидчивый ребенок
108. Игры и задания для развития мелкой моторики
109. Игры для гиперактивных детей
110. Агрессивный ребёнок
111. Звуковая культура речи. Упражнение на развитие фонематического слуха
112. Экологическое воспитание дошкольников
113. Игры, которые лечат
114. Не делайте работу за ребенка или как воспитать помощника
115. Зачем логопед задает домашнее задание?
116. Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста
117. Как превратить чтение в удовольствие
118. Развитие речи: игры в кругу семьи
119. Что рисует ваш ребенок
120. Бабушки и дедушки
121. Роль отца в воспитании ребенка
122. «Живые витамины»
123. Дети и театр
124. Когда ребенок ябедничает
125. Роль сказки в развитии и воспитании ребенка
126. Роль бабушек в воспитании детей
127. Одежда для прогулок
128. Игры для развития творческого воображения у детей дошкольного возраста
129. Прогулка зимой
130. Подвижные игры для детей весной — веселые старты
131. Как ухаживать за молочными зубами
132. Новый взгляд на родительские собрания
133. Советы учителя логопеда родителям
134. Поём вместе с мамой
135. «Первый раз в детский сад»
136. Как подготовить замкнутого, медлительного, агрессивного и т.д. ребенка к детскому саду?
137. Тест «Рисунок семьи»
138. Личная гигиена дошкольника
139. Развиваем мелкую моторику
140. Развиваем речь с помощью скороговорок
141. Как научить ребенка ездить на велосипеде
142. Правила поведения на железной дороге
143. Четыре заповеди умного родителя.
144. Первая помощь при детских травмах
145. Скоро в школу
146. Игры на кухне
147. Готовность к школе
148. Математика вокруг нас
149. Маленький разбойник
150. Развитие речи детей 3-4 лет
151. Летние игры с водой
152. Мама-терапия
153. В дом входит доброта
154. Как подготовить замкнутого, медлительного, агрессивного и т.д. ребенка к детскому саду?
155. Физическое воспитание
156. Логоритмика. Памятка для родителей по проведению речедвигательных упражнений в домашних условиях
157. Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста
158. Если ваш ребенок попал в больницу
159. Советы психолога для родителей
160. Родительский дневничок
161. Как избавить ребенка от страхов
162. Дети и компьютер
163. Экологическое воспитание детей
164. Роль книги в развитии ребёнка
165. Какие игрушки необходимы детям
166. Учите детей общаться
167. Здоровый образ жизни ваших детей
168. Покорми птиц зимой
169. Детские манипуляции
170. Детские вопросы и как на них отвечать
171. Дети и театр
172. Приучаем ребенка к порядку
173. Как ухаживать за молочными зубами
174. Как научить ребенка вырезать ножницами
175. Дорожная Азбука
176. Ребенок на улице. Советы и рекомендации для родителей
177. Здоровье ребенка.
178. Ошибки, которые совершать нельзя
179. Готовимся к школе. Игры, развивающие речь
180. Памятка для родителей, чьим детям от трех до четырех лет
181. Воспитание усидчивости
182. Как одеть ребенка летом
183. Общение с ребенком, совмещаем работу по дому
184. Правила поведения для детей и взрослых
185. Культура общения и поведения
186. Готовим будущего первоклассника
187. Тематические консультации для родителей
188. Капризы и упрямство
189. Если вы хотите чтобы ваш ребенок говорил красиво

283. НОВЫЙ ГОД В КРУГУ СЕМЬИ

4. Какие игрушки необходимы детям

5. Роль книги в развитии ребёнка

6. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

7. ИГРЫ ДЛЯ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ

10. ПСИХОЛОГИЯ ДЕТСКОГО РИСУНКА. Каким цветом рисует ваш ребёнок?

11. БЕРЕЖЕМ ЗДОРОВЬЕ С ДЕТСТВА

12. КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ЗАПОМНИТЬ ГРАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ЦИФР?

13. КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ЗАБОТИТЬСЯ О ЗУБАХ

14. Какие сказки лучше читать на ночь?

Источник

Библиографическое описание:


Особенности психологического консультирования родителей дошкольников / Е. Н. Петракова, И. А. Мовчан, Е. С. Ашиткова [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 8 (246). — С. 179-181. — URL: https://moluch.ru/archive/246/56693/ (дата обращения: 30.07.2020).



С точки зрения американских теоретиков и практиков консультирования Д. Коттлера и Р. Брауна, работа с семьей, в отличие от индивидуального консультирования, имеет ряд особенностей [1].

  1. Семейные консультанты видят корни проблем не внутри самой личности, а в более широком контексте взаимодействия людей.
  2. От специалистов в этой области требуется больше активности, директивности и контроля, чем при индивидуальном консультировании.
  3. Семейный консультант должен быть гибким и прагматичным, использовать различные теоретические подходы.
  4. Центром внимания консультанта должны быть организационные структуры и естественный процесс развития семейной системы, ее семейные правила, нормы и объединения внутри семьи.
  5. При определении причин события или поведения важно выяснять, как взаимосвязано поведение разных людей.
  6. Используются модели развития, которые описывают жизненный цикл семьи, включая естественные и предсказуемые перемены, кризисы и конфликты.
  7. Необходимо учитывать зависимость структуры семьи от культуры.
  8. Практика консультирования, в том числе и семейного, во многом определяется методологическими принципами основных психологических школ, прежде всего пониманием личности, детерминации поведения, источника проблематизации, возможности изменений.
Читайте также:  Диагностика развития ребенка восприятие память мышление

Консультирования родителей дошкольников — это не совсем аналогичный вариант «консультирование взрослого, обратившегося со своими проблемами» [1].

В консультировании родителей можно условно выделить две составляющие:

– образовательный компонент (психолог стремится познакомить родителя с возрастной психологией, разъяснить принципы эффективного взаимодействия, т. е. это краткий рассказ о каких-либо психологических закономерностях);

– терапевтический компонент (внимание к эмоциональным переживаниям родителя, поддержка, легализация чувств, отклик на обиды, страхи, разочарования; обращение к иррациональным факторам, лежащим в основе трудностей клиента).

Родительство включает в себя целый букет психологических феноменов: ожидания от ребенка, привычные способы взаимодействия, эмоциональные переживания, часть которых имеет вполне рациональную природу. Родители читают специальную литературу, перенимают опыт других семей, приходят к тем или иным убеждениям. Однако многие родительские установки уходят корнями в их раннее детство и имеют иррациональный характер, поэтому важна роль консультанта, помогающего в осознании того, что и почему делает родитель дошкольника [3].

В процессе консультирования родителей по проблемам ребенка очень значимым является вопрос о необходимости личной терапии родителей. В каких ситуациях имеет смысл рекомендаций психолога.

– Готовность самого родителя

– Выявление скрытого запроса

– Уровень психологических проблем взрослого настолько серьезны, что он не в состоянии оказать помощь ребенку

У психологов масса профессиональных методик, но с одним клиентом-родителем это работает, а с другим нет.

Требуется структура консультирования, последовательность шагов по работе с родителями на результат.

Подходы к методам:

Как эффективно донести до родителя идею совместной работы с психологом, именно работу родителя!

Семья — система, соединение элементов. Поведение ребенка мешает функционировать всей системе. Но если отполировать или поправить одно звено, то родителю все понравится.

Упражнение с рисунками. В этой системе ключевое звено — родители, т. к. дети не могут влиять на «атмосферу», они лишь подстраиваются. Если родитель не согласен работать, то продолжать работу нет смысла.

Рекомендуется фиксировать на бумаге результаты консультации, подписывают обе стороны. После — задание родителю (задание — это механизм запуска движения изменений). Если приходит в следующий раз не выполнив, консультация переносится (разделение ответственности) [2].

Запрос родителя. Родитель: почему он такой? Откуда в нем это?

От качества проработки этого вопроса зависит

– продолжится ли дальнейшая работа с родителем

– будет ли она эффективна

Ключевое понятие, маркер здесь — потребности ребенка в семье, откуда он потом пойдет в д/сад, школу, жизнь.

Исследование степени удовлетворения потребностей ребенка в семье Коррекция должна быть последовательной — с фундамента.

Затем предлагаете выбрать три действия, которые родитель готов применять. Потом отчет и так примерно 3–4 консультации. Опыт показывает, что родитель придет на последующие встречи, т. к. все очень конкретно и реально. Важно учесть: родитель может лгать, скрывать,

Рекомендации: после каждого занятия — анкета (что сделано, какие результаты). В конце курса, особенно если родители не вполне довольны результатом — совместный анализ письменно и прежние анкета. Там могут быть этапы, которые родитель не выполнил [5].

Эффективность деятельности психологического консультирования во многом зависит от уровня сформированности профессиональной позиции. Наполнение профессиональной позиции определяется тремя базовыми характеристиками:

Мировоззренческая — определяется общим представлением о природе и сущности человека, формах, способах и смыслах его сосуществования с другими людьми.

Теоретическая — определяется выбором той или иной теоретической модели консультирования, определяя ориентир в работе.

Эмпирическая — определяется арсеналом средств (методов, методик, техник, технологий), освоенных консультантом, и собственным опытом их использования в качестве инструмента воздействия на семью [4].

Таким образом, психология подчеркивает приоритет семьи в воспитании ребенка, проявляющихся в многообразии форм взаимодействия с дошкольной образовательной организацией. Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и психолога детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Важно, чтобы родители были уверены в хорошем отношении психолога к ребенку. Итак, консультирование родителей в работе психолога, занимает значительное место и является основной формой работы. Позиция психолога формируется в процессе всего обучения на базе усвоения основных методологических, философских, психологических педагогических знаний.

Литература:

  1. Архипова, Л. Н. Влияние родительского воспитания на самоотношение школьника. // Вопросы психологии, 2016. — № 3.
  2. Богомолова, З. А. Формирование партнерских отношений педагогов и родителей в условиях сотрудничества в ДОУ / З. А. Богомолова // Дошкольная педагогика, 2010. — № 2.
  3. Веракса, А. Н. Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника. — МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014.
  4. Верещагина, Н. В. Особенности работы с семьей и консультирования родителей с образовательными потребностями. // Дошкольная педагогика, 2013.
  5. В помощь воспитателям ДОУ в работе с родителями. Выпуски 7–9. Раздаточный материал. — М.: Школьная книга, 2014.
  6. Комарова, Е. И. Менеджмент социальной работы / Е. И. Комарова. — М.: Книга по Требованию, 2014.
  7. Кочетова, Н. А. Взаимодействие семьи и ДОУ. Программы развития детско-родительских отношений. Совместная деятельность педагогов, родителей и детей / Н. А. Кочетова, И. А. Желтикова, М. А. Тверетина. — М.: Учитель, 2014.
Читайте также:  График динамики развития ребенка

Основные термины (генерируются автоматически): родитель, семья, ребенок, практик консультирования, консультирование родителей, профессиональная позиция, индивидуальное консультирование.

Источник

Александрова Светлана Геннадьевна,

                                                                                        директор и педагог-психолог  МОУ

 ППМС центра «Доверие» Волжского

                                                               района Республики Марий Эл

Консультирование родителей по проблемам связанным с детьми

В современном обществе огромное количество семей испытывают трудности во взаимоотношениях. Как результат этих трудностей – большое количество разводов, возрастающее число семей с одним родителем, брошенные дети, жестокое обращение с детьми. Для преодоления этих трудностей существует семейное консультирование. Работа практического психолога в сфере семейного консультирования направлена на оказание оперативной помощи семье в решении психологических проблем: взаимоотношения с детьми, проблемы в семейных отношениях, кризисные периоды семьи.

Существуют семьи здоровые (функциональные) и проблемные (дисфункциональные). В здоровой семье удовлетворяются все потребности (физиологические, потребность в безопасности, межличностные, эмоциональные). Это достигается уважением друг к другу, сходством интересов и ценностей, терпимостью друг к другу у всех членов семьи, соблюдением иерархических отношений, гибкостью при решении возникающих проблем.

Проблемная семья не позволяет личностно расти каждому из своих членов. Представители проблемных семей испытывают недостаток эмоционального тепла, чувство стыда за кого-либо из своих членов, необходимость создания семейных мифов и чаще всего это созависимые семьи. Нарушение эмоциональных контактов, их недостаточность или конфликтность – один из наиболее распространенных источников психологического неблагополучия детей, невротизации и отклонений в личностном развитии.

Консультирование родителей по проблемам, связанным с детьми, — это оказание оперативной помощи семье (клиенту) в решении психологических  проблем, Основная задача психолога-консультанта состоит в том, чтобы помочь клиенту посмотреть на свои проблемы и жизненные сложности со стороны, продемонстрировать и обсудить те стороны взаимоотношений, которые, будучи источниками трудностей, обычно не осознаются и не контролируются.

Младенческий и ранний возраст

Специалистами МОУ ППМС центра «Доверие» проводилась диагностика в дошкольных образовательных учреждениях. Было обследовано 58 детей раннего возраста (1,5-2 лет). Результаты диагностики показали, что у 37 детей (64%) слабо развита мелкая моторика; 28 детей (49%) имеют задержку речевого развития.

Проблемы, связанные с детьми  раннего возраста

1. Задержка психоречевого развития (ЗПРР). Причиной может быть ослабленное нервно-психическое или соматическое здоровье. Возможны слабовыраженные органические нарушения нервной системы: церебрастения, остаточные симптомы родовых травм, последствия ранних инфекционных явлений.

Рекомендации: психодиагностика, консультация для родителей, работа психиатра и невропатолога, дефектолога, логопеда. Из диагностических процедур: провести углубленную диагностику ребенка по карте обследования ребенка для 1-3 лет.

2. Наличие конкретной симптоматики (страх, заикание, энурез) связано с психотравмой (например, ребенка испугала собака) или с характером взаимоотношений в семье (например, энурез как протестная реакция при появлении младшего брата или сестры, которому родители уделяют много внимания, жестокость отца).

Рекомендации: семейное консультирование у психолога, лечение у врача-психиатра.

Дошкольный возраст

Как показывают современные исследования в области возрастной психологии, на протяжении дошкольного периода у ребенка интенсивно развиваются все психические функции, формируются сложные виды деятельности (например, игра, общение со взрослыми и сверстниками). Сензитивный период для развития воображения и образных форм мышления. В этом возрасте приходится специально заботиться о развитии тех психологических качеств, которые обеспечат ребенку успешное вхождение в школьную жизнь.  В личностной сфере формируется самооценка, элементы волевой регуляции поведения.

В процессе консультирования часто приходится сталкиваться с ошибочными представлениями родителей о задачах умственного воспитания ребенка-дошкольника. Наиболее распространенное из них – это переоценка роли знаний и навыков школьного типа (умения читать, писать, считать) и недооценка более общих способностей, о которых мы говорили выше.

Проблемы, связанные с дошкольниками

1. Задержка умственного или общего психического и личностного развития (инфантилизм). Причиной могут быть ослабленное нервно-психическое здоровье, остаточные симптомы родовых травм, последствия ранних инфекционных заболеваний.

Рекомендации: психодиагностика, психокоррекция, консультация узких специалистов: (лор, невропатолог, хирург, педиатр, окулист) консультация и работа психолога, психиатра, дефектолога, логопеда.

2. Задержка речевого развития. Основными причинами общего недоразвития речи можно считать – это проблема двуязычия, различные внутриутробные патологии; родовые травмы и асфиксия во время родов; инфекционные заболевания в первые годы жизни ребёнка; наследственные факторы; неблагоприятные социально-бытовые условия.

Рекомендации: психодиагностика, психокоррекция, консультации психолога, психиатра, дефектолога, логопеда.

Решение проблемы

Создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в воспитании и обучении в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья. Открытие логопунктов и логогрупп, деятельность психолого-медико-педагогического (ПМП) консилиума в   дошкольных образовательных учреждениях и сотрудничество с психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК)  МОУ ППМС центра «Доверие».

Читайте также:  Задержка в развитии кортексин ребенка

В Муниципальных дошкольных образовательных учреждениях Волжского района в 2010 году  было 3 логопункта и 7 логогрупп и в них обучалось 167 детей;  в 2011 году — 4 логопункта и 6 логогрупп, детей в них – 170;  в 2012  году стало 5 логопунктов, 6 логогрупп,  в них  193 ребенка.

Школьный возраст

1. Проблемы, связанные с умственным развитием, неуспеваемость, трудности в понимании учебного материала.

Рекомендации: психодиагностика, консультации для родителей и педагогов, наблюдение психиатра, дефектологов (логопеда, олигофренопедагога), сопровождение ПМПК МОУ ППМС центра «Доверие»

2. Нарушение в сфере общения со сверстниками. Практика консультирования подтверждает раннее деление на «популярных» и «отверженных». Особенно тяжелые последствия несет положение отвергаемого. Возникает стойкое негативное отношение к общению, пассивность, высокая тревожность, конфликтность, агрессивность.

Рекомендации: консультирование родителей и педагогов, психокоррекция, тренинговые занятия по программам: «Обучение жизненно важным навыкам», «В погоне за идеалом», «Жизнь в радость».

Умственная активность подростков высока, но способности будут развиваться только в деятельности, вызывающей положительные эмоции; успех существенно влияет на мотивацию учения.

Проблемы, связанные с родителями

1.Незнание родителями возрастных норм развития. Неверные воспитательные установки и представления. Широко распространена установка на  послушного ребенка и стремление добиваться постоянного превосходства своего ребенка над другими, что приводит к завышению требований, предъявляемых детям, при этом недооценивается значение личностных форм общения и игровой деятельности.

Рекомендации: информирование, просвещение. Нужно учитывать, что часто воспитательные установки отражают проблемы родителей, их личностные черты, следовательно, консультирование или психотерапия родителей. Посещение занятий клуба родителей «Доверие»

2.Психологические проблемы самих родителей. Авторитарность, эгоцентризм, негибкость поведения, недостаточная зрелость, тревожность. Работают механизмы проекции.

Рекомендации: консультирование родителей, семейная терапия. Посещение занятий клуба родителей «Доверие».

Техники коррекции семейных психологических  проблем:

  1. Беседа. Наиболее традиционная форма семейного консультирования – беседа. В нашем Центре начинающие психологи применяют, именно, данную форму работы с семьей, но у нас стало традицией: на методическом объединении психологов мы проводим обучающие семинары по темам: «Что такое активное слушание и правила активного слушания», «Приемы эффективного общения».
  2. «Активное слушание» или «помогающее слушание». Данная техника  самая распространенная и эффективная, когда у клиента эмоциональная проблема,  т.е., когда клиент рассержен, потерпел неудачу, когда ему больно, стыдно, страшно, когда с ним обошлись грубо или несправедливо и даже когда он очень устал. (Чувства обозначили, состояние клиента стало более спокойное). И только после этого, когда клиент успокоится, можно начинать  прояснять проблему, с которой пришел клиент, именно его проблему, а не мужа и не детей. По прояснению проблемы, с которой столкнулся клиент,  есть методы, которые помогают клиенту самому описать проблему, которую он может решить. Важно, чтобы клиент сам уточнял психологическую проблему. В этом помогут  проективные рисуночные тесты, работа с субличностями, а еще метод: «Превращения проблемы в цель».

Дальнейшие этапы работы – работа над изменением модели поведения. Составление позитивного намерения

Какие психологические проблемы, возникающие в семьях,  приходится нам решать?

  1. На первом месте – проблемы в развитии и обучении – 25%.
  2. Агрессивность одного из членов семьи -10%.
  3. Зависимость от психоактивных веществ (ПАВ) -10%.
  4. Страхи-10%.
  5. Изгои среди сверстников- 8 %.
  6. Бродяжничество и воровство – 7%.
  7. Посттравматические ситуации – 5%.
  8. Эмоциональная выгораемость у педагогов -5%.
  9. Одиночество – 3%.
  10. Попытка суицида – 3%.
  11. Боль утраты близких – 3%.

Выделяется целый ряд критериев, свидетельствующих о том, что цели психологического консультирования достигнуты.  

Основные из них:

1. Удовлетворённость клиента. В частности, удовлетворённость не стоит понимать только таким образом, что клиенту должно стать лучше, чем было до консультации. Удовлетворённость клиента – один из критериев того, что помощь была оказана эффективно, однако многое определяется характером проблемы клиента. Например, в нашем  случае с сыном, мама перестала обвинять окружающих, научилась с уважением относиться к себе и близким, узнала  о  «языке любви» и стала применять  в семье.  Мальчик стал ходить в школу, мама совместно с классным руководителем составили программу помощи в учебе сыну.

2. Принятие клиентом ответственности за происходящее с ним. Завершая свое выступление, хочется еще раз подчеркнуть: семейное консультирование привлекает психологов  именно тем, что возможности успешных стратегий работы в этой области кажутся неисчерпаемыми. Конечно, тому, кто только начинает свой профессиональный путь, лучше ориентироваться на опыт и мнение коллег, но, «встав на ноги», каждый рано или поздно будет двигаться своим путем, следуя к одной цели — по мере сил помогать другим в решении их проблем. Наверное, это и есть самое важное и привлекательное в нашей профессии!

Список литературы:

1. Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное консультирования. – М.: 1999.

2. Венгер А. Л. Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство. Часть 1 и 2. –М.: Генезис, 2004.

3. Малкина – Пых И. Г. семейная терапия. – М.: Экмо, 2008.

4. Меновщиков В. Ю. Введение в психологическое консультирование. М.: Смысл, 2000.

5. Меновщиков В. Ю. Психологическое консультирование. Работа с кризисными и проблемными ситуациями. М.: Смысл, 2002.

Источник