Консультативная работа по проблемам развития ребенка

УТВЕРЖДЕНА

на педагогическом совете

 протокол № 4 от «19» февраля 2016 г.

Заведующий МБДОУ №4

______________Ю.С.Лукьянова

Программа работы консультационного пункта психолого – педагогической помощи МБДОУ № 4 по работе с семьями, воспитывающими детей на дому, а также посещающих образовательные организации и  нуждающиеся в квалифицированной помощи специалистов.

Ст.Крыловская

Тема: Консультативная психолого-педагогическая  помощь семьям, воспитывающим детей на дому, а также посещающих образовательные организации и нуждающиеся в помощи специалистов.

Актуальность программы  и  методологическое обоснование:

   Основным преимуществом детского сада является возможность для ребенка общаться со сверстниками. Не все дети имеют возможность посещать детские сады, в силу разных причин.  Круг общения многих “домашних” детей ограничивается родителями и родственниками. Со сверстниками они зачастую общаться не умеют. Да и общение с незнакомыми взрослыми может быть затруднительным для таких детей. Ребенку очень важно помочь почувствовать себя членом детского сообщества, облегчить его вхождение в мир. Дети должны научиться понимать, что проживание в мире сопряжено с выполнением целого ряда правил, с учетом мнения другого, уважением его прав. Все это является важным для дальнейшего полноценного развития ребенка. Даже, если ребёнок посещает дошкольное учреждение, у некоторых родителей возникают сложности в их воспитании. Это  во многом связано с недостаточной психолого-педагогической компетентностью родителей. Несмотря на большое количество существующих на сегодняшний день пособий по вопросам развития и воспитания дошкольников, они не могут решить проблемы каждой конкретной семьи, требующей индивидуального подхода. Существует проблема семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.  У таких детей есть постоянная потребность в общении с другими детьми и педагогами.  Особенно эта помощь нужна родителям детей, которые не посещают детский сад. Более компетентны в этом специалисты дошкольных образовательных учреждений. Они могут осуществлять прямой контакт с родителями, наблюдать развитие ребенка, получать “обратную связь” от родителей.  Актуальным остаётся вопрос  консультирования детей школьного возраста, нуждающихся в коррекции речевого развития, так как не все школы имеют штатных учителей-логопедов.  Поэтому семьям необходима консультативная помощь специалистов.

В МБДОУ № 4 созданы условия и возможность для реализации программы вследствие увеличения численности штатных специалистов после фактического слияния  с реконструируемым детским садом МБДОУ № 30.  Существенно пополнилась предметно-пространственная развивающая среда, имеются помещения для работы специалистов и проведения совместных мероприятий.  В образовательной организации имеются условия для работы с гражданами с ОВЗ, а также возможность работы с детьми до 8 лет, посещающими образовательные организации и нуждающиеся в коррекционной помощи специалистов.  Таким образом,  это направление для детского сада является принципиально инновационным. Авторский коллектив программы активно использует опыт коллег и надеется в ходе реализации обобщить опыт работы консультационного пункта.

Значимость программы   для развития системы образования:

В основу государственной политики в области образования положены идеи гуманизации и демократизации. Они нашли отражение в Конституции Российской Федерации (1993), Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012г. №273 – ФЗ , ФГОС ДО .  В документах отмечается, что под образованием понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности общества, государства. Право на получение образования является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и , в том числе, к первой её ступени – к системе дошкольного образования. Очередная насущная задача – введение вариативных организационных форм дошкольного образования.

Целью вариативных форм дошкольного образования является реализация права каждого ребёнка  на качественное и доступное образование и предусматривает разный режим пребывания детей, как с нормой развития, так и с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями.

Программа работы консультационного пункта направлена на решение задач по обеспечению государственных гарантий доступности качественного дошкольного и общего образования для жителей края, достижения современного качества образования,  задачи  являющейся одной из основных в направлении развития образования в «Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года» от 29 апреля 2008 года № 1465-КЗ.  Инновации в отрасли образования должны обеспечить условия для реализации этих приоритетных направлений. 

Читайте также:  Доктор комаровский развитие ребенка до года

 обеспечивающим доступное бесплатное консультирование семей, воспитывающих детей и нуждающихся в помощи специалистов дошкольного образования.

Нормативно-правовое обеспечение:

-Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г. №273 – ФЗ

 -Письмо Минобрнауки России от 31.01.2008 № 03-133 «О внедрении различных моделей обеспечения равных стартовых возможностей получения общего образования для детей из разных социальных групп и слоев населения»

Направление программы:

«Обеспечение доступности, повышение эффективности и качества образования».

Цель программы:

Обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказание психолого — педагогической помощи родителям (законным представителям), поддержка всестороннего развития личности детей, не посещающих образовательные учреждения.

Основные задачи консультационного  пункта:

—    оказание методической, педагогической и консультативной помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому, а также родителям(законным представителям), чьи дети обучаются в образовательных организация, реализующих образовательную программу дошкольного и общего  образования; 

— повышения педагогической компетентности родителей (законных представителей), воспитывающих детей дошкольного возраста от 2 месяцев до 8 лет,  в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья.

— обеспечении равных стартовых возможностей при поступлении в школу;

— оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста, не посещающих образовательные учреждения;

—  проведение комплексной профилактики различных отклонений в психическом и социальном развитии детей дошкольного возраста, не посещающих образовательные учреждения;

—  обеспечение взаимодействия между государственным образовательным учреждением, реализующим общеобразовательную программу дошкольного образования, и другими организациями социальной и медицинской поддержки детей и родителей (законных представителей).

—  Ознакомление родителей с новыми информационными технологиями в воспитании и обучении детей.

Механизм реализации программы:

1 этап: Подготовительный  (01.01.2016-30.01.2016)

Задачи и содержание работы:

1.Изучение возможности для организации КП (приказ об организации консультационного  пункта).

2.Изучение Положения о работе консультационного  пункта.

3. Оформление рекламы и выход в микрорайон, информационное оповещение на сайте МБДОУ № 4, в соцсети,  изучение спроса родителей на организацию консультационного  пункта.

4.Выбор творческой группы.

             Результат:  

Для обеспечения деятельности КП творческим коллективом был разработан пакет  документов:

Положение о Консультативном пункте;

Договор о сотрудничестве ДОУ и родителей (законных представителей) детей, посещающих консультативный пункт;

Анкеты для родителей;

Годовой план работы консультативного пункта на 2016 год;

Журнал предварительной записи родителей на консультацию к специалистам;

Журнал учёта работы Консультативного пункта помощи семьям;

График работы специалистов.

2. этап: Основной (01.02.2016-31.05.2018)  — этап практический.

Содержание работы:

1. Для работы консультационного пункта был подобран  штат работников детского сада, реализующего основную образовательную программу дошкольного образования, разработанную в образовательной организации на основе общеобразовательной программы «От рождения до школы», под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой., «Комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи» Н.В.Нищевой.

2. Определены помещения, подобран дидактический  и наглядный материал.

3. Провели   первое установочное собрание «Будем знакомы”.

4. Сформированные списки желающих посещать КП  позволили определить возрастной диапазон детей – 2-х мес. — 7 лет, а также школьники до 8 лет, нуждающиеся в помощи по коррекции речевого развития,  и связанные с ним проблемы развития и воспитания, чтобы в дальнейшем спланировать и разработать актуальные темы практики семейного воспитания.

5. Разработаны  анкеты и диагностики, которые позволили выявить характер запросов родителей.

6. Выявили основные блоки консультационного  пункта:

— психолого-педагогическая помощь семьям при адаптации детей ;

— консультативная помощь родителям;

— помощь семьям в вопросах социализации детей;

— профилактика различных отклонений;

— помощь родителям по подготовке детей к школе;

— консультативная помощь родителям, воспитывающих детей с ограниченными  возможностями здоровья.

    Практикуется предварительная запись родителей к специалистам на консультацию по интересующей теме. Это позволяет подготовить квалифицированную консультацию.

Читайте также:  Развитие мозга ребенка по годам

   Специалисты КП планируют свою работу на основании сведений, полученных из анкет для родителей и карт индивидуального развития ребенка (диагностика), стараясь подобрать наиболее эффективный метод оказания помощи, рекомендуют необходимую психологическую литературу, полезные упражнения, игры и игрушки для ребенка.

    Педагог-психолог помогает выявить  эмоционально-личностные проблемы,

определить уровни развития познавательных процессов (внимания, память, мышление, воображение) детей, анализирует детско-родительские отношения,

проводит по желанию родителей диагностическое обследование уровня психологической готовности ребенка к обучению в школе, консультирует родителей   в адаптационный период.

   Учитель-логопед помогает определить уровень познавательно-речевого  развития  ребенка, показывает, как  можно помочь ребенку избавиться   от речевых недостатков, учит родителя  и  ребенка интересным речевым  играм и упражнениям.

    Старший воспитатель подскажет родителям различные приемы, игры, упражнения для познавательного и физического развития ребенка,

проконсультирует  по вопросам воспитания, обучения и   развития детей.

    Заведующий  оказывают помощь при оформлении ребёнка в ДОУ, знакомят с нормативно-правовыми документами и локальными актами ДОУ, дают советы по вопросам оформления льгот при оплате за детский сад, помогают решать любые спорные вопросы.

      Кроме этого специалистами ведется работа:

-по созданию банка педагогических знаний специалистами и педагогами детского сада;

-по подбору диагностических методик участниками проекта для работы с родителями;

-по оформлению и регистрации журнала предварительной записи родителей на консультацию к специалистам;

-по обучению различным развивающим коррекционным технологиям в процессе проведения  семинаров-практикумов.

     На данном этапе происходит разработка и накопление научно-методического материала, его применение на практике, апробация новых технологий и внедрение практического опыта, который представлен различными формами взаимодействия с родителями:

разработка памяток, буклетов, рекомендаций для родителей;

организация “Дней открытых дверей” для родителей;

проведение  семинаров-практикумов, тренингов специалистами;

проведение совместных с родителями праздников и досугов, участие в выставках, фотовыставках, конкурсах;

формирование библиотеки  для семейного самообразования;

организация почтового ящика для вопросов и пожеланий родителей на сайте;

организация «телефона доверия”.

        Родители получают помощь в индивидуальном подборе игр, занятий, видов деятельности, в наибольшей степени способствующих развитию ребенка, знакомятся с дидактическими играми, развивающими внимание, память, воображение, мелкую моторику, литературой.

      В консультационном  пункте ведётся работа и с детьми: игровое взаимодействие , тематические беседы, коррекцонно-развивающая работа, творческие лаборатории, мониторинг, психолого-педагогическое сопровождение детей с различными отклонениями, совместные праздники и выставки творческих работ.

3 этап: Аналитический.   (31.05.2018-31.08.2018)

   На заключительном этапе реализации предполагается  мониторинг изучения психологической безопасности образовательной среды, скриниг-диагностика готовности детей к обучению в школе,  мониторинг изучения уровня удовлетворённости качеством деятельности ДОУ, определение проблемы  в системах «Родитель-Ребёнок», «Родитель-Взрослый» в ДОУ.    

Планируется:

— разработка  рекомендаций для всех участников образовательного процесса ДОУ по коррекции взаимоотношений.

— Определение  рейтинга ДОУ по качеству подготовки детей к школе. 

Функциональные обязанности специалиста КП

Цель деятельности специалиста КП: оказание адресной педагогической помощи семьям, воспитывающим детей раннего и предшкольного возраста на дому, а также посещающим образовательные организации и нуждающиеся в помощи специалистов.

Задачи деятельности специалиста КП:

Обеспечение индивидуального психолого — педагогического сопровождения семей;

Обогащение воспитательно-образовательного потенциала семей;

Своевременное выявление детей, имеющих отклонения в физическом и психическом развитии;

Функции деятельности КП:

аналитическая

консультативная

диагностическая

информационная

методическая.

координационно — организационная

Формы организации деятельности КП:

Диагностика и составление индивидуальных программ развития детей;

Информирование об услугах ДОУ;

Индивидуальные и групповые (очные) консультации;

Дистанционное консультирование;

Совместные с родителями тренинги, дискуссии;

Диагностические занятия с ребёнком в присутствии родителей;

Совместные занятия с родителями и с детьми;

Совместные семейные досуги;

Использование ключевых ситуаций по созданию условий для игровой деятельности и воспитанию детей в семье.

Критерии  оценки  эффективности  результатов  деятельности  работы КП:

Статистика количества семей, обратившихся за помощью к специалистам КП ДОУ.

Читайте также:  Показатели нормального развития ребенка раннего возраста

Банк данных, не охваченных системой дошкольного образования детей (по микрорайону).

Обобщённый методический материал по работе с семьями.

Оценка деятельности ДОУ родителями и социумом.

Необходимые  ресурсы для реализации программы:

Штат сотрудников:4  учителя-логопеда, педагог-психолог, 2 музыкальных руководителя, инструктор по физической культуре, старший воспитатель, воспитатели, заведующий.

Все штатные работники имеют профессиональное образование в области дошкольного воспитания, регулярно повышают квалификацию.

В ходе реализации программы предполагается участие в краткосрочных тематических курсах, семинарах по освоению новых педтехнологий, расширение спектра услуг консультационного пункта.

В МБДОУ № 4 имеются оборудованные логопедичекие кабинеты с необходимым набором методических пособий.

Предполагается обустройство комнаты релаксации, необходимой для работы консультативного пункта.

Методический кабинет детского сада имеет в наличии перечень литературы:

  1. Антонова Т. В., Волкова Е. М., Мишина Н. С. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка // Дошкольное воспитание, 1998, № 6.
  2.  Зверева О. Л.  Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи: современные подходы. — М., 2003.

  3. Козлова А.В.  Работа ДОУ с семьёй. – методические рекомендации.
  4. В.М.Целуйко  Психология неблагополучной семьи.
  5. М.Бебчук, Е.Жуйкова. Помощь семье: психология решений и перемен

  6. Е.Заблоцкис — Особые дети и взрослые в России: закон, правоприменение, взгляд в будущее. Основные проблемы и пути.

  7. Монина Г.Б. Лютова Е.К. Шпаргалка для родителей. Гиперактивные, агрессивные, тревожные и аутичные дети.

Предполагается приобретение комплекта методической литературы по организации продуктивной деятельности, художественно-эстетической деятельности, материалов для работы с детьми.

Современную жизнь трудно представить без информационно-коммуникативных технологий. В связи с тем, что появилась возможность общения, обмена информацией посредством интернет возникла и актуальная проблема использования ИКТ в системе работы консультационного пункта.

Родители не всегда проявляют инициативу в общении, поэтому в работе консультативного пункта предусмотрен такой раздел работы, как публичная консультация с использованием сайта детского сада, страницы в соцсети, официальной группы детского сада.

Кроме этого организована постоянно действующая «горячая линия», специалисты могут давать консультации по телефону, у родителей есть возможность записаться на консультацию по электронной почте,  или лично обратившись в детский сад. Использование ИКТ позволяет сделать работу с родителями более успешной.

В детском саду имеется необходимы набор средств связи и электронных устройств.

Информация размещается на сайте детского сада:

 https://mbdou-4-ivushka-krylovskaya.webnode.ru/;

на страничке в соцсетях: https://ok.ru/profile/572537824133/groups;

на страницах газеты «Авангард», публикация в периодических педагогических изданиях.

Предполагается устройство электронной инфозоны в детском саду, которая будет служить для размещения

■ объявления для родителей; 
■ фото- и видеоотчеты о прошедших праздниках и конкурсах, анонсы мероприятий, поздравления; 
■ рекомендации психологов, врачей; 
■ актуальная новостная информация: бегущие строки, ленты новостей, информеры (время, погода, пробки), онлайн-информация с интернет-порталов — новости стницы, района, края. 

Перспективы развития инновации

Организация психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям) и детям в консультационном пункте строится  на основе интеграции деятельности разнопрофильных специалистов.

      Посетив наш консультативный пункт, родители могут  получить ответы на свои вопросы, развеять тревоги и сомнения, утвердить или, наоборот, скорректировать свои воспитательные воздействия на детей. Эффективность работы консультативного пункта в первую очередь   связана с профессионализмом его сотрудников, их искренним желанием успешно развиваться, умением вступать в контакт с родителями, найти к ним и их детям индивидуальный подход.

Сложившемуся в процессе работы коллективу специалистов консультационного пункта по силам решение задач исследовательской работы в области дошкольного образования. Реализованный проект может быть использован другими образовательными организациями.

Ожидаемый результат:

Мы думаем, что благодаря работе консультационного  пункта ожидается:

1. Безболезненная адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада.

2. Успешная социализация дошкольников, не посещающих детский сад.

3. Тесное сотрудничество между родителями и ДОУ.

4. Взаимодействие с другими образовательными организациями в  реализации  индивидуальных образовательных маршрутов детей с ОВЗ.

Источник