Консультативная работа по проблемам развития ребенка
УТВЕРЖДЕНА
на педагогическом совете
протокол № 4 от «19» февраля 2016 г.
Заведующий МБДОУ №4
______________Ю.С.Лукьянова
Программа работы консультационного пункта психолого – педагогической помощи МБДОУ № 4 по работе с семьями, воспитывающими детей на дому, а также посещающих образовательные организации и нуждающиеся в квалифицированной помощи специалистов.
Ст.Крыловская
Тема: Консультативная психолого-педагогическая помощь семьям, воспитывающим детей на дому, а также посещающих образовательные организации и нуждающиеся в помощи специалистов.
Актуальность программы и методологическое обоснование:
Основным преимуществом детского сада является возможность для ребенка общаться со сверстниками. Не все дети имеют возможность посещать детские сады, в силу разных причин. Круг общения многих “домашних” детей ограничивается родителями и родственниками. Со сверстниками они зачастую общаться не умеют. Да и общение с незнакомыми взрослыми может быть затруднительным для таких детей. Ребенку очень важно помочь почувствовать себя членом детского сообщества, облегчить его вхождение в мир. Дети должны научиться понимать, что проживание в мире сопряжено с выполнением целого ряда правил, с учетом мнения другого, уважением его прав. Все это является важным для дальнейшего полноценного развития ребенка. Даже, если ребёнок посещает дошкольное учреждение, у некоторых родителей возникают сложности в их воспитании. Это во многом связано с недостаточной психолого-педагогической компетентностью родителей. Несмотря на большое количество существующих на сегодняшний день пособий по вопросам развития и воспитания дошкольников, они не могут решить проблемы каждой конкретной семьи, требующей индивидуального подхода. Существует проблема семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. У таких детей есть постоянная потребность в общении с другими детьми и педагогами. Особенно эта помощь нужна родителям детей, которые не посещают детский сад. Более компетентны в этом специалисты дошкольных образовательных учреждений. Они могут осуществлять прямой контакт с родителями, наблюдать развитие ребенка, получать “обратную связь” от родителей. Актуальным остаётся вопрос консультирования детей школьного возраста, нуждающихся в коррекции речевого развития, так как не все школы имеют штатных учителей-логопедов. Поэтому семьям необходима консультативная помощь специалистов.
В МБДОУ № 4 созданы условия и возможность для реализации программы вследствие увеличения численности штатных специалистов после фактического слияния с реконструируемым детским садом МБДОУ № 30. Существенно пополнилась предметно-пространственная развивающая среда, имеются помещения для работы специалистов и проведения совместных мероприятий. В образовательной организации имеются условия для работы с гражданами с ОВЗ, а также возможность работы с детьми до 8 лет, посещающими образовательные организации и нуждающиеся в коррекционной помощи специалистов. Таким образом, это направление для детского сада является принципиально инновационным. Авторский коллектив программы активно использует опыт коллег и надеется в ходе реализации обобщить опыт работы консультационного пункта.
Значимость программы для развития системы образования:
В основу государственной политики в области образования положены идеи гуманизации и демократизации. Они нашли отражение в Конституции Российской Федерации (1993), Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012г. №273 – ФЗ , ФГОС ДО . В документах отмечается, что под образованием понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности общества, государства. Право на получение образования является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.
Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и , в том числе, к первой её ступени – к системе дошкольного образования. Очередная насущная задача – введение вариативных организационных форм дошкольного образования.
Целью вариативных форм дошкольного образования является реализация права каждого ребёнка на качественное и доступное образование и предусматривает разный режим пребывания детей, как с нормой развития, так и с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями.
Программа работы консультационного пункта направлена на решение задач по обеспечению государственных гарантий доступности качественного дошкольного и общего образования для жителей края, достижения современного качества образования, задачи являющейся одной из основных в направлении развития образования в «Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года» от 29 апреля 2008 года № 1465-КЗ. Инновации в отрасли образования должны обеспечить условия для реализации этих приоритетных направлений.
обеспечивающим доступное бесплатное консультирование семей, воспитывающих детей и нуждающихся в помощи специалистов дошкольного образования.
Нормативно-правовое обеспечение:
-Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г. №273 – ФЗ
-Письмо Минобрнауки России от 31.01.2008 № 03-133 «О внедрении различных моделей обеспечения равных стартовых возможностей получения общего образования для детей из разных социальных групп и слоев населения»
Направление программы:
«Обеспечение доступности, повышение эффективности и качества образования».
Цель программы:
Обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказание психолого — педагогической помощи родителям (законным представителям), поддержка всестороннего развития личности детей, не посещающих образовательные учреждения.
Основные задачи консультационного пункта:
— оказание методической, педагогической и консультативной помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому, а также родителям(законным представителям), чьи дети обучаются в образовательных организация, реализующих образовательную программу дошкольного и общего образования;
— повышения педагогической компетентности родителей (законных представителей), воспитывающих детей дошкольного возраста от 2 месяцев до 8 лет, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья.
— обеспечении равных стартовых возможностей при поступлении в школу;
— оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста, не посещающих образовательные учреждения;
— проведение комплексной профилактики различных отклонений в психическом и социальном развитии детей дошкольного возраста, не посещающих образовательные учреждения;
— обеспечение взаимодействия между государственным образовательным учреждением, реализующим общеобразовательную программу дошкольного образования, и другими организациями социальной и медицинской поддержки детей и родителей (законных представителей).
— Ознакомление родителей с новыми информационными технологиями в воспитании и обучении детей.
Механизм реализации программы:
1 этап: Подготовительный (01.01.2016-30.01.2016)
Задачи и содержание работы:
1.Изучение возможности для организации КП (приказ об организации консультационного пункта).
2.Изучение Положения о работе консультационного пункта.
3. Оформление рекламы и выход в микрорайон, информационное оповещение на сайте МБДОУ № 4, в соцсети, изучение спроса родителей на организацию консультационного пункта.
4.Выбор творческой группы.
Результат:
Для обеспечения деятельности КП творческим коллективом был разработан пакет документов:
Положение о Консультативном пункте;
Договор о сотрудничестве ДОУ и родителей (законных представителей) детей, посещающих консультативный пункт;
Анкеты для родителей;
Годовой план работы консультативного пункта на 2016 год;
Журнал предварительной записи родителей на консультацию к специалистам;
Журнал учёта работы Консультативного пункта помощи семьям;
График работы специалистов.
2. этап: Основной (01.02.2016-31.05.2018) — этап практический.
Содержание работы:
1. Для работы консультационного пункта был подобран штат работников детского сада, реализующего основную образовательную программу дошкольного образования, разработанную в образовательной организации на основе общеобразовательной программы «От рождения до школы», под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой., «Комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи» Н.В.Нищевой.
2. Определены помещения, подобран дидактический и наглядный материал.
3. Провели первое установочное собрание «Будем знакомы”.
4. Сформированные списки желающих посещать КП позволили определить возрастной диапазон детей – 2-х мес. — 7 лет, а также школьники до 8 лет, нуждающиеся в помощи по коррекции речевого развития, и связанные с ним проблемы развития и воспитания, чтобы в дальнейшем спланировать и разработать актуальные темы практики семейного воспитания.
5. Разработаны анкеты и диагностики, которые позволили выявить характер запросов родителей.
6. Выявили основные блоки консультационного пункта:
— психолого-педагогическая помощь семьям при адаптации детей ;
— консультативная помощь родителям;
— помощь семьям в вопросах социализации детей;
— профилактика различных отклонений;
— помощь родителям по подготовке детей к школе;
— консультативная помощь родителям, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.
Практикуется предварительная запись родителей к специалистам на консультацию по интересующей теме. Это позволяет подготовить квалифицированную консультацию.
Специалисты КП планируют свою работу на основании сведений, полученных из анкет для родителей и карт индивидуального развития ребенка (диагностика), стараясь подобрать наиболее эффективный метод оказания помощи, рекомендуют необходимую психологическую литературу, полезные упражнения, игры и игрушки для ребенка.
Педагог-психолог помогает выявить эмоционально-личностные проблемы,
определить уровни развития познавательных процессов (внимания, память, мышление, воображение) детей, анализирует детско-родительские отношения,
проводит по желанию родителей диагностическое обследование уровня психологической готовности ребенка к обучению в школе, консультирует родителей в адаптационный период.
Учитель-логопед помогает определить уровень познавательно-речевого развития ребенка, показывает, как можно помочь ребенку избавиться от речевых недостатков, учит родителя и ребенка интересным речевым играм и упражнениям.
Старший воспитатель подскажет родителям различные приемы, игры, упражнения для познавательного и физического развития ребенка,
проконсультирует по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
Заведующий оказывают помощь при оформлении ребёнка в ДОУ, знакомят с нормативно-правовыми документами и локальными актами ДОУ, дают советы по вопросам оформления льгот при оплате за детский сад, помогают решать любые спорные вопросы.
Кроме этого специалистами ведется работа:
-по созданию банка педагогических знаний специалистами и педагогами детского сада;
-по подбору диагностических методик участниками проекта для работы с родителями;
-по оформлению и регистрации журнала предварительной записи родителей на консультацию к специалистам;
-по обучению различным развивающим коррекционным технологиям в процессе проведения семинаров-практикумов.
На данном этапе происходит разработка и накопление научно-методического материала, его применение на практике, апробация новых технологий и внедрение практического опыта, который представлен различными формами взаимодействия с родителями:
разработка памяток, буклетов, рекомендаций для родителей;
организация “Дней открытых дверей” для родителей;
проведение семинаров-практикумов, тренингов специалистами;
проведение совместных с родителями праздников и досугов, участие в выставках, фотовыставках, конкурсах;
формирование библиотеки для семейного самообразования;
организация почтового ящика для вопросов и пожеланий родителей на сайте;
организация «телефона доверия”.
Родители получают помощь в индивидуальном подборе игр, занятий, видов деятельности, в наибольшей степени способствующих развитию ребенка, знакомятся с дидактическими играми, развивающими внимание, память, воображение, мелкую моторику, литературой.
В консультационном пункте ведётся работа и с детьми: игровое взаимодействие , тематические беседы, коррекцонно-развивающая работа, творческие лаборатории, мониторинг, психолого-педагогическое сопровождение детей с различными отклонениями, совместные праздники и выставки творческих работ.
3 этап: Аналитический. (31.05.2018-31.08.2018)
На заключительном этапе реализации предполагается мониторинг изучения психологической безопасности образовательной среды, скриниг-диагностика готовности детей к обучению в школе, мониторинг изучения уровня удовлетворённости качеством деятельности ДОУ, определение проблемы в системах «Родитель-Ребёнок», «Родитель-Взрослый» в ДОУ.
Планируется:
— разработка рекомендаций для всех участников образовательного процесса ДОУ по коррекции взаимоотношений.
— Определение рейтинга ДОУ по качеству подготовки детей к школе.
Функциональные обязанности специалиста КП
Цель деятельности специалиста КП: оказание адресной педагогической помощи семьям, воспитывающим детей раннего и предшкольного возраста на дому, а также посещающим образовательные организации и нуждающиеся в помощи специалистов.
Задачи деятельности специалиста КП:
Обеспечение индивидуального психолого — педагогического сопровождения семей;
Обогащение воспитательно-образовательного потенциала семей;
Своевременное выявление детей, имеющих отклонения в физическом и психическом развитии;
Функции деятельности КП:
аналитическая
консультативная
диагностическая
информационная
методическая.
координационно — организационная
Формы организации деятельности КП:
Диагностика и составление индивидуальных программ развития детей;
Информирование об услугах ДОУ;
Индивидуальные и групповые (очные) консультации;
Дистанционное консультирование;
Совместные с родителями тренинги, дискуссии;
Диагностические занятия с ребёнком в присутствии родителей;
Совместные занятия с родителями и с детьми;
Совместные семейные досуги;
Использование ключевых ситуаций по созданию условий для игровой деятельности и воспитанию детей в семье.
Критерии оценки эффективности результатов деятельности работы КП:
Статистика количества семей, обратившихся за помощью к специалистам КП ДОУ.
Банк данных, не охваченных системой дошкольного образования детей (по микрорайону).
Обобщённый методический материал по работе с семьями.
Оценка деятельности ДОУ родителями и социумом.
Необходимые ресурсы для реализации программы:
Штат сотрудников:4 учителя-логопеда, педагог-психолог, 2 музыкальных руководителя, инструктор по физической культуре, старший воспитатель, воспитатели, заведующий.
Все штатные работники имеют профессиональное образование в области дошкольного воспитания, регулярно повышают квалификацию.
В ходе реализации программы предполагается участие в краткосрочных тематических курсах, семинарах по освоению новых педтехнологий, расширение спектра услуг консультационного пункта.
В МБДОУ № 4 имеются оборудованные логопедичекие кабинеты с необходимым набором методических пособий.
Предполагается обустройство комнаты релаксации, необходимой для работы консультативного пункта.
Методический кабинет детского сада имеет в наличии перечень литературы:
- Антонова Т. В., Волкова Е. М., Мишина Н. С. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка // Дошкольное воспитание, 1998, № 6.
Зверева О. Л. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи: современные подходы. — М., 2003.
- Козлова А.В. Работа ДОУ с семьёй. – методические рекомендации.
- В.М.Целуйко Психология неблагополучной семьи.
М.Бебчук, Е.Жуйкова. Помощь семье: психология решений и перемен
Е.Заблоцкис — Особые дети и взрослые в России: закон, правоприменение, взгляд в будущее. Основные проблемы и пути.
Монина Г.Б. Лютова Е.К. Шпаргалка для родителей. Гиперактивные, агрессивные, тревожные и аутичные дети.
Предполагается приобретение комплекта методической литературы по организации продуктивной деятельности, художественно-эстетической деятельности, материалов для работы с детьми.
Современную жизнь трудно представить без информационно-коммуникативных технологий. В связи с тем, что появилась возможность общения, обмена информацией посредством интернет возникла и актуальная проблема использования ИКТ в системе работы консультационного пункта.
Родители не всегда проявляют инициативу в общении, поэтому в работе консультативного пункта предусмотрен такой раздел работы, как публичная консультация с использованием сайта детского сада, страницы в соцсети, официальной группы детского сада.
Кроме этого организована постоянно действующая «горячая линия», специалисты могут давать консультации по телефону, у родителей есть возможность записаться на консультацию по электронной почте, или лично обратившись в детский сад. Использование ИКТ позволяет сделать работу с родителями более успешной.
В детском саду имеется необходимы набор средств связи и электронных устройств.
Информация размещается на сайте детского сада:
https://mbdou-4-ivushka-krylovskaya.webnode.ru/;
на страничке в соцсетях: https://ok.ru/profile/572537824133/groups;
на страницах газеты «Авангард», публикация в периодических педагогических изданиях.
Предполагается устройство электронной инфозоны в детском саду, которая будет служить для размещения
■ объявления для родителей;
■ фото- и видеоотчеты о прошедших праздниках и конкурсах, анонсы мероприятий, поздравления;
■ рекомендации психологов, врачей;
■ актуальная новостная информация: бегущие строки, ленты новостей, информеры (время, погода, пробки), онлайн-информация с интернет-порталов — новости стницы, района, края.
Перспективы развития инновации
Организация психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям) и детям в консультационном пункте строится на основе интеграции деятельности разнопрофильных специалистов.
Посетив наш консультативный пункт, родители могут получить ответы на свои вопросы, развеять тревоги и сомнения, утвердить или, наоборот, скорректировать свои воспитательные воздействия на детей. Эффективность работы консультативного пункта в первую очередь связана с профессионализмом его сотрудников, их искренним желанием успешно развиваться, умением вступать в контакт с родителями, найти к ним и их детям индивидуальный подход.
Сложившемуся в процессе работы коллективу специалистов консультационного пункта по силам решение задач исследовательской работы в области дошкольного образования. Реализованный проект может быть использован другими образовательными организациями.
Ожидаемый результат:
Мы думаем, что благодаря работе консультационного пункта ожидается:
1. Безболезненная адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада.
2. Успешная социализация дошкольников, не посещающих детский сад.
3. Тесное сотрудничество между родителями и ДОУ.
4. Взаимодействие с другими образовательными организациями в реализации индивидуальных образовательных маршрутов детей с ОВЗ.
Источник