Консультация значение ручного труда для всестороннего развития ребенка
Консультация для педагогов
На тему : «Ручной труд – средство всестороннего развития личности ребенка»
В концепции модернизации дошкольного образования подчеркивается первостепенность решения задач, направленных на создание творческой атмосферы и условий для инновационной деятельности. Федеральные Государственные Образовательные Стандарты ставят перед нами задачу воспитания творческой, самостоятельной, инициативной личности, стремящейся к преодолению трудностей, а также потребности в активном освоении и созидательном преобразовании окружающей действительности. Дошкольное творчество уникально не только по своей природе, но и по образовательному воздействию на внутренний мир ребенка. В нем содержатся важные предпосылки, которые позволяют дошкольнику самостоятельно выходить за пределы знаний и умений, полученных от взрослых, создавать новый и оригинальный продукт – модель, игрушку, рисунок. Дошкольный возраст является периодом для развития творческих способностей ребенка, что проявляется в становлении ведущих, определяющих оснований его психики (ценностей личностных отношений, общения, деятельности). Продуктивное воображение, составляющее основу творческой деятельности, рассматривается как центральное психическое новообразование дошкольного возраста (Л.С. Выготский), как важный показатель личностной готовности ребенка к обучению в школе. Развитие творческих способностей старших дошкольников происходит в условиях той или иной деятельности при овладении общественно выработанными ее средствами. Однако наилучшим образом этому способствуют практическая деятельность детей, в том числе занятия ручным трудом (Е.А.Беляева.) В процессе ручного труда создаются условия для развития аналитико-синтетического склада мышления, речи, памяти, внимания, воображения, совершенствования познавательных и художественно-конструктивных способностей детей. Это, в свою очередь, обеспечивает успешное овладение более сложным учебным материалом. Сегодня проблема творческого развития и саморазвития личности ребенка дошкольника приобрела особую актуальность. Изготовление детьми игрушек и предметов из различных материалов составляет одну из важнейших сторон трудового воспитания дошкольников, особенно в старших группах. Этот вид труда открывает перед ними широкие перспективы созидания. С любовью и интересом я занимаюсь ручным трудом с дошкольниками , и все это время стараюсь развивать интерес у детей к изготовлению поделок своими руками, тем самым формировать у них практические умения и навыки. В своей работе я стремлюсь не только научить детей работать с бумагой, природным материалом, тканью, но и развивать у них пространственное воображение, умение читать чертежи, следовать устным инструкциям педагога и удерживать внимание на предмете работы в течение длительного времени. Это не только интересное, но и полезное занятие для ребенка. Оно развивает мелкую моторику, внимание, усидчивость, образное мышление. Конечно же, чтобы заниматься такой работой, от детей потребуется терпение, аккуратность, определенные навыки работы с ножницами и клеем, что, несомненно, им пригодится и в дальнейшем. Мы с детьми неоднократно участвовали в конкурсах и награждались почетными дипломами и грамотами. Хочется отметить, что природный материал – кладовая для развития детского творчества. Изготовление поделок из природного материала – труд кропотливый, интересный, необычный и очень приятный. С дети нам часто приносят в детский сад желуди, шишки, мох, листочки, мы подолгу рассматриваем их, перебираем, ощупываем, обследуем. Это способствует запоминанию формы, красок, свойства каждого вида материала. Конечно, изготовление поделок требует от ребенка ловких действий, и вначале движения руки неточные, но в последствие, в процессе систематического труда, детская рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Все это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности в школе. Для того, чтобы интерес детей к ручному труду не остывал, мною созданы необходимые условия в группе: организован уголок художественного ручного труда. Организуя работу по художественному труду и подбирая материал для работы, обязательно учитываю безопасность жизни и здоровья детей. В детском саду организовываем выставки работ из природного материала, бумаги, ткани, в создании которых принимают участие родители со своими детьми. Организуются выставки совместной деятельности детей и родителей. Цель таких мероприятий: заинтересовать родителей, объяснить значение и значимость ручного труда для формирования личности ребенка и его подготовки к школе. Таким образом, есть все основания рассматривать ручной труд, как важный элемент содержательного воспитания детей.
Источник
Ирина Любарец
Консультация для родителей «Значимость ручного труда для ребёнка»
«Значимость ручного труда для ребёнка»
Ручной труд является одним из старейших в трудовой деятельности человека. Раскопки древних захоронений и поселений подтверждают, что вышивка одежды, предметов быта, плетение из различных материалов были знакомы людям далёкого прошлого.
В настоящее время, когда значительная часть декоративных изделий из меха, ткани, кожи, ниток, и другого материала искусно и художественно выполняется с помощью машин, многие предметы одежды, быта не теряют своей прелести, прочности и изящества, если они сделаны вручную.
Мастерство многих рукодельных работ переходит от старших к молодым. Существуют целые династии,передающие свое мастерство и традиции из поколения в поколение: владимирская вышивка, вологодские кружева, изделия из меха с вышивкой народа Севера и др.
Восприятие художественной и практической ценности изделий, созданных народными умельцами, художниками дизайнерами и просто любителями, доступно детям дошкольного возраста. Они с раннего детства имеют возможность созерцать и чувствовать всю прелесть и неповторимость различных рукодельных работ. Вышивка на платье, нарядная вязаная шапочка, красивый коврик у кровати,выполненный способом аппликации – предметы которые знакомят детей с различными изделиями, созданными замечательными мастерами прикладного искусства.
В детском саду в образовательной программе предусмотрены занятия по ручному труду. Занятия ручным трудом привлекают детей результатами труда. Сколько радости получают дети, кода они сделают своими руками красивую закладку, салфетку, коврик,игрушки из различных материалов: бумаги, поролона, пластмассовых бутылок и другого бросового материала! Не меньше удовольствия доставляет изготовление подарков для родителей, друзей, знакомых, ко дню 8 Марта или другому праздник. Какое огорчение дети испытывают, если образ не получился. В смысле практической значимости основные умения и навыки, получаемые на занятиях по ручному труду, нужны каждому человеку, так как составляют важный элемент в труде по самообслуживанию, например по уходу за одеждой. Дети быстро убеждаются в необходимости приобретения таких навыков, надо только умело подвести их к этому, дать необходимые практические знания. Н.Д Бертрам писал: «Вещь, сделанная самим ребёнком, соединена с ним живым нервом, и, что передаётся его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, интенсивнее, глубже и прочнее того, что пойдёт по чужому, фабричному, и часто очень бездарному измышлению, каким является большинство наглядных учебных пособий».Дети используя для изготовления поделок различные материалы познают их свойства, учатся преобразовывать и использовать их в различных композициях, закрепляют знания эталонов форм и цвета, формируют чёткие и полные представления о предметах и окружающей среды. Занимаясь ручным трудом дети сравнивают различные материалы между собой, находят общее и различия,из различных материалов:бумаги, ткани, листьев, коробок, бутылок – создают поделки одних и тех же предметов. У ребёнка воспитывается желание добиваться положительного результата и при этом дети очень бережно относятся к своим игрушкам, сделанных своими руками, не ломают их и не позволяют другим испортить поделку. Родителям в выходные дни и в свободное время надо поддерживать стремление детей к изготовлению поделок и желательно заниматься совместно. Очень хорошие поделки _ игрушки из конусов, игрушки из цилиндров, игрушки из природного материала, маски. Таким образом, ручной труд не только помогает приобрести определённые умения и навыки, но и сближает взрослых и детей, даёт возможность провести с ребёнком больше времени и пообщаться!
Источник
Консультация для родителей «Значимость ручного труда для ребёнка»
Ручной труд является одним из старейших в трудовой деятельности человека. Раскопки древних захоронений и поселений подтверждают, что вышивка одежды, предметов быта, плетение из различных материалов были знакомы людям далёкого прошлого.
В настоящее время, когда значительная часть декоративных изделий из меха, ткани, кожи, ниток, и другого материала искусно и художественно выполняется с помощью машин, многие предметы одежды, быта не теряют своей прелести, прочности и изящества, если они сделаны вручную.
Мастерство многих рукодельных работ переходит от старших к молодым. Существуют целые династии, передающие свое мастерство и традиции из поколения в поколение: владимирская вышивка, вологодские кружева, изделия из меха с вышивкой народа Севера и др.
Восприятие художественной и практической ценности изделий, созданных народными умельцами, художниками дизайнерами и просто любителями, доступно детям дошкольного возраста. Они с раннего детства имеют возможность созерцать и чувствовать всю прелесть и неповторимость различных рукодельных работ. Вышивка на платье, нарядная вязаная шапочка, красивый коврик у кровати, выполненный способом аппликации – предметы которые знакомят детей с различными изделиями, созданными замечательными мастерами прикладного искусства.
В детском саду в образовательной программе предусмотрены занятия по ручному труду. Занятия ручным трудом привлекают детей результатами труда. Сколько радости получают дети, кода они сделают своими руками красивую закладку, салфетку, коврик, игрушки из различных материалов: бумаги, поролона, пластмассовых бутылок и другого бросового материала! Не меньше удовольствия доставляет изготовление подарков для родителей, друзей, знакомых, ко дню 8 Марта или другому праздник. Какое огорчение дети испытывают, если образ не получился. В смысле практической значимости основные умения и навыки, получаемые на занятиях по ручному труду, нужны каждому человеку, так как составляют важный элемент в труде по самообслуживанию, например по уходу за одеждой. Дети быстро убеждаются в необходимости приобретения таких навыков, надо только умело подвести их к этому, дать необходимые практические знания. Н. Д Бертрам писал: «Вещь, сделанная самим ребёнком, соединена с ним живым нервом, и, что передаётся его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, интенсивнее, глубже и прочнее того, что пойдёт по чужому, фабричному, и часто очень бездарному измышлению, каким является большинство наглядных учебных пособий».Дети используя для изготовления поделок различные материалы познают их свойства, учатся преобразовывать и использовать их в различных композициях, закрепляют знания эталонов форм и цвета, формируют чёткие и полные представления о предметах и окружающей среды. Занимаясь ручным трудом дети сравнивают различные материалы между собой, находят общее и различия, из различных материалов: бумаги, ткани, листьев, коробок, бутылок – создают поделки одних и тех же предметов. У ребёнка воспитывается желание добиваться положительного результата и при этом дети очень бережно относятся к своим игрушкам, сделанных своими руками, не ломают их и не позволяют другим испортить поделку. Родителям в выходные дни и в свободное время надо поддерживать стремление детей к изготовлению поделок и желательно заниматься совместно. Очень хорошие поделки _ игрушки из конусов, игрушки из цилиндров, игрушки из природного материала, маски. Таким образом, ручной труд не только помогает приобрести определённые умения и навыки, но и сближает взрослых и детей, даёт возможность провести с ребёнком больше времени и пообщаться!
Источник
Ирина Погорелова
Консультация «Польза ручного труда для развития детей старшего дошкольного возраста»
«Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», — утверждал В. А. Сухомлинский.
Сегодня родители делают большую ставку на интеллектуальное развитие ребенка. Частенько забывая о том, что ребенку помимо математики, чтения и письма нужны еще и другие занятия.
При опросе в начале учебного года, выяснилось, что большинство родителей не дают дома детям ножницы, бумагу, клей, пластилин, не говоря уже об иголках, нитках, цветном песке и многом другом. Взрослые боятся, что не уследят за ребенком, он может пораниться, измазаться, что-нибудь проглотить, ведь в это время родителей, как правило, не бывает рядом, они заняты своими делами. Боятся, что будут нервничать и раздражаться, если у ребенка в пятый, в десятый раз не будет получаться. Не хотят лишней уборки, стирки, не хотят тратить свое драгоценное время.Родителям легче дать ребенку в руки гаджет: компьютер, смартфон, планшет и пр. В результате познавательная функция мозга у детей сильно страдает от недостатка работы руками. Существует тесная взаимосвязь между развитием рук и развитием интеллекта. Тонкая работа пальцев рук, во время занятий ручным трудом заставляет ребенка думать, способствует совершенствованию головного мозга.
Самый доступный и легко поддающийся обработке материал – бумага. Работа с бумагой – это работа с материалом обладающим конструктивными и пластическими свойствами. Изготовление изделий из бумаги способствует развитию мышц кистей рук, совершенствует глазомер у ребёнка, подготавливает его к выработке навыков письма, способствует эстетическому развитию детей, приобретению ими умений грамотно подбирать сочетания цветов бумаги, форм и размеров комплектующих изделий деталей.
Мы в детском саду с детьми выполняем из бумаги различные двухмерные и трёхмерные поделки. В процессе работы ребёнок исследует возможности применения бумаги, сгибая, разгибая, сжимая, разрезая её на части, но затем, объединяя их, получает новую форму.
Детям очень нравится выполнять изделия из полосок бумаги.
Этот вид работы создаёт большие возможности для творчества детей. Обычно при получении бумажных полосок разной длины и ширины дети тут же начинают их непроизвольно скручивать, свивать, переплетать, перекрещивать, соединять одну с другой, в результате чего возникают разнообразные композиции. В качестве основы для выполнения фигурок животных и людей может быть использован конус или цилиндр из плотной бумаги.
Во время выполнения заданий ребенку предлагается найти свой способ его выполнения, а так же его оформление – это значит, что все активнее будет развиваться воображение.
Занятия ручным трудом привлекают детей результатами труда. Сколько радости получают дети, когда они сделают своими руками красивую закладку, открытку,игрушки из различных материалов: бумаги, картона, пластмассовых бутылок и другого бросового материала!
Занятия рукоделием также взаимосвязаны с занятиями по рисованию. Дети могут очень долго заниматься этим видом поделок, не желая признавать, что работа закончена, поскольку у них постоянно рождаются новые идеи.
От занятия к занятию у детей улучшается глазомер, точность и координация движений. У детей воспитывается желание добиваться положительного результата и при этом дети очень бережно относятся к своим игрушкам, не ломают их и не позволяют другим испортить поделку.
Не упустите возможность достаточно легко и непроизвольно способствовать развитию речи, мышления, памяти, внимания, воображения детей в увлекательных занятиях ручным трудом.
И ещёодно очень важное дополнение: умение что-нибудь сделать своими руками позволяет ребёнку чувствовать себя увереннее, избавляет от ощущения беспомощности в окружающем мире взрослых. А ведь вера в себя, уверенность в своих силах – необходимое условие для того, чтобы ребёнок был по-настоящему счастлив.
Источник
Значение ручного труда.
Занятия трудом развивают у детей чувство коллективизма, активность, дисциплинированность, способствуют развитию некоторых сторон познавательной деятельности (наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентации), исправлению недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук, а также эстетическому воспитанию.
Трудовую деятельность детей можно разделить на 4 основных вида: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд по уходу за растениями, ручной труд. Разделение это условно, так как чётких границ между ними нет. Каждый вид трудовой деятельности имеет свои особенности, своё содержание. Такое разделение труда даёт возможность определить работы, к которым целесообразно привлекать детей, а также их значимость в процессе трудового воспитания.
Слабое развитие мелкой моторики, затруднённость манипулятивной деятельности создают неблагоприятные условия для развития познавательных возможностей. Поэтому передо мной встала проблема определения содержания работы. Я поняла, что имею дело не с абстрактным коллективом, который нужен, чтобы через него поддерживать дисциплинированность и нравственность отдельных воспитанников, с индивидуальными характерами, с их собственным жизненным опытом.
В своей работе надо идти не от коллектива к ребёнку, а от кропотливой работы с ребёнком, к созданию нравственно здоровой среды, способной предоставить благоприятные условия для развития каждого.
Цель моей работы можно определить как формирование самостоятельной творческой личности, способной развивать свой потенциал. Исходя из этого, были определены направления в работе:
- развивать творческие способности детей.
- формировать коммуникативные качества.
- создавать условия для самореализации.
- развивать внимание, память, воображение, мелкую моторику.
Следует помнить, что результативность трудового воспитания во многом зависит от его организации. Давая детям те или иные задания, следует учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка: состояние здоровья, наличие навыков и умений. В своей работе сочетаю индивидуальные и коллективные формы организации деятельности детей. Индивидуальный подход осуществляю путём упрощения или усложнения заданий.
При выборе объектов труда учитываю, что изделие должно иметь общественно полезное значение, то есть возможность его использовать в группе, дома, для подарка. Трудовое задание должно быть посильным для ребёнка.
Организация трудовой деятельности включает в себя постановку цели, планирование, овладение трудовыми навыками и способностями работы, сам процесс труда, получение труда и его оценку. Способность ребёнка успешно овладевать приёмами труда и самостоятельно выполнять трудовые задания определяется высокоорганизованной и сложной работой головного мозга. Благодаря нормальной работе головного мозга человек способен осознать цель предстоящей деятельности. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие головного мозга человека было известно ещё во 2 веке до н. э. в Китае. Специалисты утверждали, что занятия с участием рук и пальцев приводят гармоничные отношения тело и разум. Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга.
Кроме того, целенаправленная работа по совершенствованию движений пальцев во время работы с природным материалом или с бумагой весьма полезна и для подготовки руки к письму.
Любой из видов ручного труда содержит в себе и возможности для формирования у детей прилежания, стремление к качественному выполнения задуманного и внесению чего- нибудь нового. Но чтобы практические работы детей содержали в себе элементы творчества, их нужно этому учить.
В процессе формирования творческой деятельности выделила 3 этапа:
- выработка практических умений и навыков. Здесь имеют место точность, исполнительность, рациональное использование материала, соблюдение порядка на рабочем месте.
- формирование и расширение знаний детей, обогащение новыми впечатлениями.
- развитие мыслительной деятельности в процессе обобщения накопленного опыта и применение его в другой ситуации.
На своих занятиях строго соблюдаю эти этапы, так как каждый из данных этапов служит логическим продолжением предыдущего, а последний обобщающим во всём процессе. Причём практическая деятельность постепенно усложняется, обогащается за счёт заданий творческого характера.
Рассмотрим три уровня практической деятельности детей на занятиях по ручному труду, отражающие этапы формирования основ творческой деятельности.
- работа копия (по образцу) имеет большое значение в обучении, так как не только показывает, что и как делать, но и способствует развитию произвольного внимания, учит смотреть на предмет в целом, видеть его основные части, детали. Но при воспроизведении готовых образцов дети лишены возможности создавать изделия самостоятельно и по замыслу, то есть активизировать мышление, развивать воображение.
- зная, что дети смогли бы внести свои изменения, я стала предлагать работу с внесением изменений в основные детали. Такое задание дало детям возможность внести в изделие что- то своё, отличное от других — это способствовало расширению представлений о конструктивных возможностях данного материала и развитию технического мышления.
- так же на занятиях даю детям творческую работу по содержанию своего варианта изделия.
Дети должны были воспроизвести по памяти все необходимые знания, проявляя выдумку, закрепляя практические умения и навыки, полученные на других занятиях.
Обобщая всё выше сказанное, можно сделать вывод, что ручной труд является эффективным «гимнастическим снарядом» для развития интеллекта и психики ребёнка. Именно практическая деятельность позволяет ему «переводить» сложные абстрактные действия из внутреннего (невидимого) плана во внешний (видимый), делая их более понятными. Разумеется, подобное значение не может быть придано любой ручной работе. Если на первый план выдвигается овладение только практическими приёмами и технологиями, то результатом будет лишь «набитая рака», а не развитие личности.
Ручной труд является, прежде всего, средством для развития сферы чувств эстетического вкуса, разума и творческих сил — то есть общего развития ребёнка. Это и есть основная цель.
Источник