Консультация значение оригами для всестороннего развития ребенка
Значение оригами для всестороннего развития ребенка
(Консультация для родителей)
“Ум ребенка находится на кончиках его пальцев”.
В.А.Сухомлинский
Много должен знать и уметь ребенок, вступая в незнакомую, но такую притягательную жизнь. Подготовить ребенка к этому важному моменту жизни поможет оригами – искусство близкое ему и доступное. Искусство оригами интригующая загадка и она манит каждого ребенка невероятными превращениями обыкновенного квадратика бумаги. Это даже не фокус – это чудо! В одном листике скрыты невероятное множество различных образов: и традиционные кораблики и самолетики, и причудливые драконы и птицы, животные и другие интересные птицы. Как и в любой игре, главное здесь удовольствие здесь – процесс, а не конечный результат.
Оригами одно из традиционных японских искусств, а также излюбленное развлечение не только японцев всех возрастов — малыши и пожилые люди с удовольствием складывают оригами в свободное время. Слово ОРИГАМИ переводится как «сложенная бумага» (оригами): “ори” — означает сложенный, а “гами” — это и «бумага» и «Бог» одновременно. Поэтому японцы с особым почтением относятся к искусству складывания. В древней Японии бумажные фигурки участвовали в религиозных обрядах, а позднее очень полюбились при императорском дворе. Умение складывать было признаком хорошего образования и тонкого, изысканного вкуса.
Традиционно фигурка складывается из квадратного листа специальной прочной и гибкой бумаги без помощи клея и ножниц. Складывание каждой фигурки представляло собой сложный ритуал и сопровождалось молитвой. Высокая степень концентрации, необходимая для точного повторения традиционных движений, и богатая смысловая нагрузка вызывали особого рода медитацию.
В развитии детей оригами имеет огромное значение. Это близкое и доступное им искусство. Дети сталкиваются с чем-то обычным и прекрасным. За короткое время они могут научиться превращать бумагу в удивительные изделия.
В ряде исследований зарубежных и отечественных педагогов и психологов раскрыта сущность оригами. Это искусство, которое помогает
- развивать художественный вкус и логику;
- эффективно способствует формированию пространственного воображения;
- развивает память (так как последовательность действий чаще всего держится в уме), способствует концентрации внимания и самодисциплине (чтобы получить желаемый результат, нужно сосредоточиться на процессе изготовления);
- активизирует мыслительные процессы;
- совершенствуется мелкая моторика, точные движения пальцев;
- развивается глазомер;
- дисциплинирует;
- воспитывает усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и материалу;
- способствует формированию добрых чувств к близким, и дает возможность выразить эти чувства через сделанные своими руками подарки;
- влияет на формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки;
- способствует формированию произвольного поведения, социальной адаптации, помогает раскрыть способности ребенка, познать окружающий мир.
Нельзя не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка:
- доступность бумаги как материала, простота ее обработки делают процесс изготовления фигурок захватывающе интересным;
- абсолютная безопасность занятий оригами, даже для самых маленьких детей;
- оригами не требует больших материальных затрат;
- оригами — коллективное творчество.
В дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой ручной моторики. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Так, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.
Тренировка ручной ловкости способствует также развитию таких необходимых умений и качеств, как подготовка руки к письму (в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, т. к. раннее обучение часто приводит к формированию неправильной техники письма), ознакомление с элементарными геометрическими формами, развитие пространственного мышления, понятия относительности (больше — меньше, короче — длиннее и т.д.), художественного восприятия, глазомера, обучение коммуникативным навыкам, внимательности, усидчивости и т.д.
При выполнении поделок из бумаги, для более успешного освоения материала процесс изготовления игрушек советуем разделить на ряд последующих операций:
— знакомство с образцом готовой игрушки
— анализ схемы с выполнением одной операции
— одновременное складывание игрушек
— оказание индивидуальной помощи на начальном этапе требовалось постоянно
— при изготовлении игрушки с симметричным сгибом дети самостоятельно выполняли повтор операции по образцу.
Для успешного обучения изготовления игрушек оригами с детьми в игровой форме необходимо выучить обозначения заготовок (базовые формы) и условные обозначения. Очень важно научить детей складывать базовые формы. Умение их складывать – залог успеха в достижении результата. Обучение складыванию базовых форм лучше проводить индивидуально, чтобы быть уверенным в том, что ребенок научился их складывать. В дальнейшем это облегчит изготовление и сократит время на выполнение игрушки, дети научатся читать схемы и выполнять игрушки по собственному желанию без помощи взрослого.
Важно во время применения любого из приёмов использовать правильную общепринятую терминологию. Даже при обучении детей дошкольного возраста нужно оперировать такими терминами как: угол (называя его пространственное расположение), сторона, центр, линия, диагональ. В этом возрасте эти понятия накапливаются в пассивном словаре, что в последующем облегчает раскрыть понятийную сторону терминов и их усвоение и умение применять в деятельности.
Для создания мотивации необходимо использовать игровые приёмы, проблемные ситуации, ролевые игры. Для создания творческой атмосферы применять художественное слово.
Фигуры, сложенные из бумаги, можно эффективно применять в театрализованной деятельности. Многообразие и несложность выполнения позволяет инсценировать различные художественные произведения. Дети с удовольствием готовят атрибуты и персонажи к постановке; то, что они сделали это сами, побуждает детей активно пользоваться атрибутами театрального уголка, развивает творческие способности и психические процессы. Дети любят своих бумажных героев и часто самостоятельно организуют показ сказки или наблюдений из окружающей жизни.
При помощи вертушек и всевозможных корабликов у детей можно развивать силу выдоха. Это способствует не только развитию артикуляционного аппарата, но и улучшению звукопроизношения. Дети с удовольствием проводят соревнования: чья лодка быстрее доплывёт от одного берега тазика с водой до другого. Дети дуют на свои корабли, стараются дуть равномерно; т.к. если перестараться, корабль зачерпнёт воды и потонет. Бумагу для фигурок оригами используют разную: старые газеты и журналы, салфетки. Так в игровой форме ребята знакомятся со свойствами бумаги в зависимости от её фактуры.
Приемы оригами помогают развитию элементарных математических представлении. Так как, основная форма, используемая в оригами — это квадрат. Квадрат не только геометрическая фигура, но и эталон, имеющий постоянные характеристики. Во время изготовления поделки из бумаги детям даются чёткие конкретные указания: возьмите правый нижний угол и наложите его на левый верхний… приложите нижнюю сторону к верхней и т.д. Понимание и владение подобными инструкциями развивают умение ребёнка ориентироваться на плоскости, в окружающем. Умение детей ориентироваться на плоскости посредством овладения оригами увеличивает эффективность обучения детей письму в клетке. Ведь клетка-это тот же квадрат.
Оригами — забавная игра, развлечение. Но помимо веселого времяпровождения этот процесс складывания из бумаги способствует развитию воображения, пространственного мышления, концентрации внимания и конечно, мелкой моторики. Систематические занятия с ребенком оригами — один из компонентов всестороннего развития и успешной подготовки к школьному обучению.
Методические рекомендации для родителей:
- Поддержите своего ребенка, будьте рядом с ним, а главное – вместе с ним.
- Творите вместе, ведь совместное творчество надолго остаться в памяти и поможет найти контакт с ребенком.
- В занятиях с детьми начинайте с самого простого, а затем постепенно усложняйте задание.
- Наблюдайте за работой детей, умейте вовремя прийти на помощь. Формы ее могут быть разнообразны: совет, вопрос, непосредственная помощь.
- Найдите, за что похвалить: за ровную складку, за красиво подобранные цвета, за то, какой он молодец и, вообще, – самый лучший.
- Помните, приобщая ребенка к ручному труду, надо нацеливать его на интересное задание, выполнение которого способствует развитию, самостоятельности, умению преодолевать трудности.
- Работа по выполнению поделок оригами способствует развитию: памяти, внимания, воображения логического мышления, развивает пространственные представления, мелкую моторику пальцев рук, готовит ребенка к успешному обучению в школе.
- Теория изобретательства утверждает, что Идеальный Конструктор должен состоять из одной детали, с помощью которой создается бесконечное разнообразие форм. Оказывается, такой конструктор существует. Это – оригами, где из одной детали (листа) складываются тысячи разнообразных фигурок. Хочется надеяться, что овладение детьми оригами поможет им в преодолении трудностей развития речи и приведёт в комплексе с другими приёмами воздействия к качественным изменениям, т.е. всестороннему развитию ребёнка.
В консультации использованы:
- Книга « Оригами и развитие ребенка» — Тарабарина Т.И., Ярославль: Академия развития 1996г.
- Статья воспитателей Крапивиной Л.М. и Боровиковой Е.Ю. «Оригами в развитии детей с общим недоразвитием речи» — Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Эл.адрес: festival@1september.ru.
Источник
Белякова Елена
Значение оригами для всестороннего развития ребёнка
«Значение оригами для всестороннего развития ребёнка»
Оригами — искусство складывания из бумаги фигурок — родилось в Японии около пятнадцати веков назад. Сейчас им увлекаются во всём мире взрослые, и дети. Оригами — искусство складывания бумажных фигурок —очень полезно в дошкольных учреждениях благодаря своему многостороннему воздействию на детей.
Секрет огромной популярности оригами очень прост — несложные приёмы работы с бумагой и фантазия позволяют создать увлекательный, ни на что не похожий мир, в котором дружно существуют волки и зайцы, коты и мыши. На изготовление поделки, как правило, достаточно 5-15 минут. Занятия по оригами можно организовать как самостоятельные, входящие в основу сетку, как форму кружковой работы или как вид занятий дополнительного образования. Педагоги применяют оригами в работе с детьми, оно воздействует на развитие мелкой моторики и таких психических процессов ребёнка, как внимание, память, мышление, воображение, а следовательно, на развитие интеллекта в целом. Но развитие умственных способностей — не единственное значение оригами в работе с дошкольниками. В процессе занятий и при использовании полученных фигурок педагог может решить многие задачи обучающего и воспитательного характера.
Оригами способствует воспитанию усидчивости, аккуратности, целеустремлённости, активности, самостоятельности детей. Складывание фигурок можно сопровождать познавательными рассказами различной направленности.
Создавая бумажные модели, ребёнокпостоянно работает с геометрическими фигурами: начинает складывание с выполнения действий на плоскости исходной геометрической фигуры — квадрата (прямоугольника); в процессе складывания в руках ребёнка одна геометрическая фигура преобразуется в другую (иногда на это стоит специально обратить внимание, например при появлении трапеций, ромбов).
Я начала знакомить детей с техникой оригами со среднего возраста. Несколько первых занятий были диагностическими. Целью этих занятий было привлечь детей к новому виду деятельности, выявить умение распознавать геометрические фигуры. Основой для изготовления многих фигур является лист бумаги квадратной формы.Учились складывать бумажный квадрат несколькими способами: «книжка» — квадрат складывается пополам, «треугольник» — по диагонали. Получившиеся заготовки называются «базовыми формами».
На следующих занятиях знакомила с правилами складывания поделки.
Дети занимались с желанием; а я в свою очередь заинтересовывала детей, положительно оценивала творческую инициативу детей независимо от полученного результата.
Изготовленные поделки дети забирали домой, дарили своим друзьям, близким. Коллективные работы находили своё место в оформлении группы, раздевальной комнаты. Работа в стиле оригами проводится по перспективным планам.
На занятиях с детьми старшего возраста задачи усложняла: Начала знакомить детей с пооперационной картой. Пооперационная карта показывает последовательность создания бумажной фигурки, какую геометрическую форму надо взять, с чего начать работу, что делать потом. При затруднении на определённом этапе, ребёнок может развернуть заготовку на пооперационной карте и по сгибам сложить её вновь. Традиционно при изготовлении поделок в стиле оригами не используется клей, но для того, чтобы фигурки имели большое сходство с реальными предметами,можно оформлять их в виде аппликации: приклеить глаза животным, окна в домике и т. д.
Все детские работы оформлялись в виде выставок для родителей: на праздники 23 февраля
и 8 марта, с детьми выполняли праздничные открытки в стиле оригами.
,
а так же на тематические праздники, на тему сказок и так далее.
В подготовительной группе проводила занятия в стиле оригами один раз в неделю, их длительность 30 мин.Перед детьми задачи усложняются: дети работают самостоятельно;ставится цель: дети должны добиться этой цели.
Дети работают не только по пооперационной карте, я начала учить работать по схеме. Это сложно, но дети научились читать схемы и делать по ним бумажные фигурки; занимаются с желанием.
Я веду кружок «Волшебная бумага», в кружке занимаются дети по желанию. Работы детей показывались на выставке детского сада, в группе.
Источник
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад общеразвивающего вида №14 «Подмосковье»
(МАДОУ №14 «Подмосковье)
Консультация для родителей
«Значение оригами для всестороннего развития ребенка»
Подготовила воспитатель 1 кв.категории:
Мария Дмитриевна Чуркина
г. Домодедово
2017 год
Консультация для родителей
Значение оригами для всестороннего развития ребенка
“Ум ребенка находится на кончиках его пальцев”.
В.А.Сухомлинский
Много должен знать и уметь ребенок, вступая в незнакомую, но такую притягательную жизнь. Подготовить ребенка к этому важному моменту жизни поможет оригами – искусство близкое ему и доступное. Искусство оригами интригующая загадка и она манит каждого ребенка невероятными превращениями обыкновенного квадратика бумаги. Это даже не фокус – это чудо! В одном листике скрыты невероятное множество различных образов: и традиционные кораблики и самолетики, и причудливые драконы и птицы, животные и другие интересные птицы. Как и в любой игре, главное здесь удовольствие здесь – процесс, а не конечный результат.
Оригами одно из традиционных японских искусств, а также излюбленное развлечение не только японцев всех возрастов — малыши и пожилые люди с удовольствием складывают оригами в свободное время. Слово ОРИГАМИ переводится как «сложенная бумага» (оригами): “ори” — означает сложенный, а “гами” — это и «бумага» и «Бог» одновременно. Поэтому японцы с особым почтением относятся к искусству складывания. В древней Японии бумажные фигурки участвовали в религиозных обрядах, а позднее очень полюбились при императорском дворе. Умение складывать было признаком хорошего образования и тонкого, изысканного вкуса.
Традиционно фигурка складывается из квадратного листа специальной прочной и гибкой бумаги без помощи клея и ножниц. Складывание каждой фигурки представляло собой сложный ритуал и сопровождалось молитвой. Высокая степень концентрации, необходимая для точного повторения традиционных движений, и богатая смысловая нагрузка вызывали особого рода медитацию.
В развитии детей оригами имеет огромное значение. Это близкое и доступное им искусство. Дети сталкиваются с чем-то обычным и прекрасным. За короткое время они могут научиться превращать бумагу в удивительные изделия.
В ряде исследований зарубежных и отечественных педагогов и психологов раскрыта сущность оригами. Это искусство, которое помогает:
- развивать художественный вкус и логику;
- эффективно способствует формированию пространственного воображения;
- развивает память (так как последовательность действий чаще всего держится в уме), способствует концентрации внимания и самодисциплине (чтобы получить желаемый результат, нужно сосредоточиться на процессе изготовления);
- активизирует мыслительные процессы;
- совершенствуется мелкая моторика, точные движения пальцев;
- развивается глазомер;
- дисциплинирует;
- воспитывает усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и материалу;
- способствует формированию добрых чувств к близким, и дает возможность выразить эти чувства через сделанные своими руками подарки;
- влияет на формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки;
- способствует формированию произвольного поведения, социальной адаптации, помогает раскрыть способности ребенка, познать окружающий мир.
Нельзя не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка:
- доступность бумаги как материала, простота ее обработки делают процесс изготовления фигурок захватывающе интересным;
- абсолютная безопасность занятий оригами, даже для самых маленьких детей;
- оригами не требует больших материальных затрат;
- оригами — коллективное творчество.
В дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой ручной моторики. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Так, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.
Тренировка ручной ловкости способствует также развитию таких необходимых умений и качеств, как подготовка руки к письму (в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, т. к. раннее обучение часто приводит к формированию неправильной техники письма), ознакомление с элементарными геометрическими формами, развитие пространственного мышления, понятия относительности (больше — меньше, короче — длиннее и т.д.), художественного восприятия, глазомера, обучение коммуникативным навыкам, внимательности, усидчивости и т.д.
При выполнении поделок из бумаги, для более успешного освоения материала процесс изготовления игрушек советуем разделить на ряд последующих операций:
— знакомство с образцом готовой игрушки
— анализ схемы с выполнением одной операции
— одновременное складывание игрушек
— оказание индивидуальной помощи на начальном этапе требовалось постоянно
— при изготовлении игрушки с симметричным сгибом дети самостоятельно выполняли повтор операции по образцу.
Для успешного обучения изготовления игрушек оригами с детьми в игровой форме необходимо выучить обозначения заготовок (базовые формы) и условные обозначения. Очень важно научить детей складывать базовые формы. Умение их складывать – залог успеха в достижении результата. Обучение складыванию базовых форм лучше проводить индивидуально, чтобы быть уверенным в том, что ребенок научился их складывать. В дальнейшем это облегчит изготовление и сократит время на выполнение игрушки, дети научатся читать схемы и выполнять игрушки по собственному желанию без помощи взрослого.
Важно во время применения любого из приёмов использовать правильную общепринятую терминологию. Даже при обучении детей дошкольного возраста нужно оперировать такими терминами как: угол (называя его пространственное расположение), сторона, центр, линия, диагональ. В этом возрасте эти понятия накапливаются в пассивном словаре, что в последующем облегчает раскрыть понятийную сторону терминов и их усвоение и умение применять в деятельности.
Для создания мотивации необходимо использовать игровые приёмы, проблемные ситуации, ролевые игры. Для создания творческой атмосферы применять художественное слово.
Фигуры, сложенные из бумаги, можно эффективно применять в театрализованной деятельности. Многообразие и несложность выполнения позволяет инсценировать различные художественные произведения. Дети с удовольствием готовят атрибуты и персонажи к постановке; то, что они сделали это сами, побуждает детей активно пользоваться атрибутами театрального уголка, развивает творческие способности и психические процессы. Дети любят своих бумажных героев и часто самостоятельно организуют показ сказки или наблюдений из окружающей жизни.
При помощи вертушек и всевозможных корабликов у детей можно развивать силу выдоха. Это способствует не только развитию артикуляционного аппарата, но и улучшению звукопроизношения. Дети с удовольствием проводят соревнования: чья лодка быстрее доплывёт от одного берега тазика с водой до другого. Дети дуют на свои корабли, стараются дуть равномерно; т.к. если перестараться, корабль зачерпнёт воды и потонет. Бумагу для фигурок оригами используют разную: старые газеты и журналы, салфетки. Так в игровой форме ребята знакомятся со свойствами бумаги в зависимости от её фактуры.
Приемы оригами помогают развитию элементарных математических представлении. Так как, основная форма, используемая в оригами — это квадрат. Квадрат не только геометрическая фигура, но и эталон, имеющий постоянные характеристики. Во время изготовления поделки из бумаги детям даются чёткие конкретные указания: возьмите правый нижний угол и наложите его на левый верхний… приложите нижнюю сторону к верхней и т.д. Понимание и владение подобными инструкциями развивают умение ребёнка ориентироваться на плоскости, в окружающем. Умение детей ориентироваться на плоскости посредством овладения оригами увеличивает эффективность обучения детей письму в клетке. Ведь клетка-это тот же квадрат.
Оригами — забавная игра, развлечение. Но помимо веселого времяпровождения этот процесс складывания из бумаги способствует развитию воображения, пространственного мышления, концентрации внимания и конечно, мелкой моторики. Систематические занятия с ребенком оригами — один из компонентов всестороннего развития и успешной подготовки к школьному обучению.
Методические рекомендации для родителей:
- Поддержите своего ребенка, будьте рядом с ним, а главное – вместе с ним.
- Творите вместе, ведь совместное творчество надолго остаться в памяти и поможет найти контакт с ребенком.
- В занятиях с детьми начинайте с самого простого, а затем постепенно усложняйте задание.
- Наблюдайте за работой детей, умейте вовремя прийти на помощь. Формы ее могут быть разнообразны: совет, вопрос, непосредственная помощь.
- Найдите, за что похвалить: за ровную складку, за красиво подобранные цвета, за то, какой он молодец и, вообще, – самый лучший.
- Помните, приобщая ребенка к ручному труду, надо нацеливать его на интересное задание, выполнение которого способствует развитию, самостоятельности, умению преодолевать трудности.
- Работа по выполнению поделок оригами способствует развитию: памяти, внимания, воображения логического мышления, развивает пространственные представления, мелкую моторику пальцев рук, готовит ребенка к успешному обучению в школе.
- Теория изобретательства утверждает, что Идеальный Конструктор должен состоять из одной детали, с помощью которой создается бесконечное разнообразие форм. Оказывается, такой конструктор существует. Это – оригами, где из одной детали (листа) складываются тысячи разнообразных фигурок. Хочется надеяться, что овладение детьми оригами поможет им в преодолении трудностей развития речи и приведёт в комплексе с другими приёмами воздействия к качественным изменениям, т.е. всестороннему развитию ребёнка.
В консультации использованы:
- Книга « Оригами и развитие ребенка» — Тарабарина Т.И., Ярославль: Академия развития 1996г.
- Статья воспитателей Крапивиной Л.М. и Боровиковой Е.Ю. «Оригами в развитии детей с общим недоразвитием речи» — Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Эл.адрес: festival@1september.ru.
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2015/03/25/znachenie-origami-dlya-vsestoronnego-razvitiya
Источник