Консультация сенсорное развитие ребенка развивающие игры для
Консультация для родителей «Сенсорные игры для развития детей»
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия).
Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир. (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус).
В развитии сенсорных способностей важную роль играет освоение сенсорных эталонов – общепринятых образцов свойств предметов. Например, 7 цветов радуги и их оттенки, геометрические фигуры, метрическая система мер и пр.
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности», считал Василий Александрович Сухомлинский.
Что любят больше всего на свете делать дети? Конечно, играть! Дети играют дома, в детском саду, на улице, в гостях. Любое увлекательное занятие обозначается для них словом «игра». Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра.
В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что, играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.
Дидактическая игра упорядочивает не только поведение ребёнка, но и его внутреннюю жизнь, помогает понять себя, своё отношение к миру. Это практически единственная область, где он может проявить инициативу и творческую активность. И в это же время именно в игре ребёнок учится контролировать и оценивать себя, понимать, что делает и учится действовать правильно.
Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности.
Для развития сенсорных способностей существуют множество различных игр и упражнений
Игра «Чудесный мешочек»
Для игры понадобится тканевой мешочек из плотной непрозрачной ткани, в который помещаются разные по форме и фактуре предметы. Предложить определить на ощупь каждый предмет, не заглядывая в мешочек. Также вы можете спрятать в него музыкальные инструменты, ребенок должен угадать по звучанию, какой инструмент спрятан.
Игра «Золушка»
Перед вами лежат перемешанные семена гороха, фасоли и киндер – игрушки. За 30 секунд, вы должны их рассортировать. Когда ребенок научится делать это достаточно быстро, можно усложнить задание: например, завязать ему глаза.
Сенсорное развитие и развитие мелкой моторики в таких играх неразрывно связаны друг с другом. Предложите ребёнку, а сейчас попробуйте сами, выполнить вот такое упражнение – надо взять 1 фасолинку большим и указательным пальцем, потом большим и средним, потом – большим и безымянным… получается? А деткам это выполнить очень трудно! Если дома Вы будете устраивать вот такие тренировки, то мелкая моторика вашего ребёнка будет развиваться гораздо быстрее. А когда в конце игры ребёнок откопает «клад» (маленькая игрушка или конфета, поверьте, восторгу не будет предела)!
В игры с пуговицами можно поиграть, чтобы не только развивать моторику, но еще логику и мышление, а так же цветовое восприятие, формирования понятий величины предметов (большой — маленький), творческое воображение.
Совместная игра детей и родителей позволит сблизиться, установить базу доверительных отношений. Так как именно в дошкольном возрасте у взрослого есть уникальная возможность стать значимым для своего ребенка, стать тем человеком, к которому, став взрослым (особенно в подростковом возрасте), ребенок сможет обратиться за поддержкой.
Игра «Мозаика из бросового материала»
Подберите по желанию пуговицы разного цвета и размера или разноцветные пробки от пластиковых бутылок. Выложите рисунок, это может быть неваляшка, бабочка, снеговик, мячики, бусы и т. д. Дома можете предложить ребенку выполнить по вашему образцу. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. В таких играх мы закрепляем формирование сенсорного эталона – цвет, а если использовать пуговицы, то и сенсорного эталона – форма (круг, квадрат, треугольник, овал).
Не затягивайте игру. Когда вы замечаете, что интерес и внимание малыша начинает угасать, скажите ему, что сегодня он просто молодец и уберите пуговицы. Таким образом, ребенку игра не надоест и с ней не будут связаны только позитивные эмоции.
Игра «Шагаем в пробках»
Но не стоит далеко убирать пробки, они могут помочь нам еще и в развитии мелкой моторики и координации пальцев рук. Предлагаю устроить «лыжную эстафету». Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог.
Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы.
А если забыли стихотворение про «лыжи», тогда вспомним всем известное… Какое? Ну, конечно!
Мишка косолапый, по лесу идёт…
Здорово, если малыш будет не только «шагать» с пробками на пальчиках, но и сопровождать свою ходьбу любимыми стихотворениями.
Пальчиковая гимнастика с прищепками «Гусенок»
Устали пальчики от такой ходьбы! Им тоже надо отдохнуть. Я предлагаю сделать пальчиковую гимнастику, которую очень любят Ваши малыши. Для этого нам понадобятся обычные бельевые прищепки. Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой), поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стихотворения:
«Рано утром встал гусенок.
Пальцы щиплет он спросонок»
Смена рук
«Скорее корма дайте мне.
Мне и всей моей семье! »
Игра «Рисуем на крупе»
Возьмите плоское блюдо с ярким рисунком. Тонким равномерным слоем рассыпьте по нему любую мелкую крупу. Проведите пальчиком по крупе. Получится яркая контрастная линия. Попробуйте нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы). Такое рисование способствует развитию не только мелкой моторики рук, но и массажирует пальчики Вашего малыша. И плюс ко всему развитие фантазии и воображения.
А если взять круг из картона и прицепить к нему прищепки, что получится? – Солнышко! А солнышко, какое? – круглое! А какого оно цвета? – желтое! И вновь в доступной ребёнку форме мы закрепляем понятие основных сенсорных эталонов.
А можно включить всю свою фантазию и из красного круга и прищепки сделать… что?
Яблоко.
Мы познакомились лишь с малой частью того, чем Вы можете занять Ваш досуг с ребёнком дома. Включайте свою фантазию и самое главное, не уставайте постоянно разговаривать с вашими малышами, называйте все свои действия, явления природы, цвета и формы. Пусть ребенок находится в постоянном потоке информации, не сомневайтесь, это его не утомит. Чем непринужденнее будет обучение, тем легче и быстрее оно будет проходить. Побуждайте ребенка к игре, насколько возможно, играйте с малышом в развивающие и веселые игры. Участвуйте в игровом процессе. Это будет отличным способом для установления более прочной связи между Вами и Вашим ребенком!
Памятка для родителей
Детям дошкольного возраста для развития мелкой моторики необходимо предлагать:
1. Упражнения с массажными шариками, грецкими орехами, карандашами, ручками, фломастерами.
2. «Танцуйте» пальцами и хлопайте в ладоши тихо и громко, в разном темпе.
3. Используйте с детьми различные виды мозаики, конструкторы (железные, деревянные, пластмассовые), игры с мелкими деталями, счетными палочками.
4. Организуйте игры с пластилином, тестом.
5. Попробуйте технику рисования пальцами. Можно добавить в краски соль или песок для эффекта массажа.
6. Используйте цветные клубочки ниток для перематывания, веревочки различной толщины и длины для завязывания и развязывания.
7. Включите в игры разнообразный природный материал (палочки, веточки, шишки, скорлупки, початки и т. д.) .
8. Занимайтесь с детьми нанизыванием бусин, бисера, учите расстегивать и застегивать пуговицы, кнопки, крючки, молнии.
Дорогие Родители!
Вызывайте положительные эмоции у ребенка!
Употребляйте слова и фразы, несущие оптимистическую окрашенность, например: «Как интересно! », «Вот, здорово! », «Давай помогу! », «Красота! »ит.д.
Источник
Консультация для родителей
«Развитие сенсорных способностей у детей
через дидактические игры»
Традиционно сложилось взаимосвязь программы сенсорного воспитания с
эффективными средствами ее реализации — дидактическими играми, которые
позволяют дифференцированно развивать зрительное, слуховое,
обонятельное, осязательное и вкусовое восприятие. И в продолжение темы:
«Сенсорное воспитание фундамент умственного развития ребенка» мы
поговорим о сенсорном развитии ребёнка в дидактической игре.
В ней происходит в неразрывной связи развитие логического мышления и
умения выражать свои мысли словами. Чтобы решить игровую задачу
требуется сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и
различие, обобщать, делать выводы. Таким образом, развивается способность
к суждениям, умозаключению, умению применять свои знания в разных
условиях. Это становится возможным лишь в том случае, если у детей есть
конкретное знание о предметах и явлениях, которые составляют содержание
игры.
На уровне дошкольного обучения основной точкой приложения
дидактических игр является собственно процесс игрового обучения,
обучения через игру. Обучаясь правилам игры, ребенок познает окружающий
мир, основы взаимоотношений между членами коллектива, учится самоконт-
ролю, приобретает навыки планирования поведения. Дидактические игры
различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности
детей, игровым действиям и правилам.
Игра должна быть интересной, непродолжительной по времени и проста.
Игры можно проводить не только на занятиях, но и в свободное время, на
прогулке, во второй половине дня. Главный принцип в использовании игр –
их многократное повторение, которое является необходимым условием
развивающего эффекта.
Приведу для примера дидактические игры в работе по сенсорному развитию
детей младшего дошкольного возраста.
Игры на развитие тактильных ощущений.
«Чудесный мешочек». В непрозрачный мешочек кладут предметы разной
формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела,
пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не
заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.
«Определи на ощупь». В мешочке находятся парные предметы,
различающиеся одним признаком (пуговицы большая и маленькая, линейки
широкая и узкая и т. д.). Нужно на ощупь узнать предмет и назвать его
признаки: длинный — короткий, толстый — тонкий, большой — маленький,
узкий — широкий и т. д.
«Платочек для куклы» (определение предметов по фактуре материала, в
данном случае определение типа ткани). Детям предлагают трех кукол в
разных платочках (шелковом, шерстяном, вязаном). Дети поочередно
рассматривают и ощупывают все платочки. Затем платочки снимают и
складывают в мешочек. Дети на ощупь отыскивают в мешочке нужный
платочек для каждой куклы.
«Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет». Ребенку предлагают на
ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы:
стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая
бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная
ваза и др.
«Узнай фигуру». На столе раскладывают геометрические фигуры,
одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую
фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.
«Догадайся, что за предмет». На столе разложены различные объемные
игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа,
зубная щетка и др.), которые накрыты сверху тонкой, но плотной и
непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь
определить предметы и назвать их.
«Найди пару». Материал: пластинки, оклеенные бархатом, наждачной
бумагой, фольгой, вельветом, фланелью. Ребенку предлагают с завязанными
глазами на ощупь найти пары одинаковых пластинок.
«Найди ящичек». Материал: спичечные коробки, сверху оклеенные
различными материалами: вельветом, шерстью, бархатом, шелком, бумагой,
линолеумом и др. Внутри выдвижных ящичков также приклеены кусочки
материала. Ящички находятся отдельно. Ребенку предлагают на ощупь
определить, какой ящичек от какого коробка.
«Что в мешочке». Ребенку предлагают небольшие мешочки, наполненные
горохом, фасолью, бобами или крупами: манкой, рисом, гречкой и др.
Перебирая мешочки, он определяет наполнитель и раскладывает в ряд эти
мешочки по мере увеличения размера наполнителя (например, манка, рис,
гречка, горох, фасоль, бобы).
Дидактические игры и упражнения
для закрепления понятия формы.
«Найти предмет указанной формы». Ребенку предлагают назвать модели
геометрических фигур, а затем найти картинки с изображением предметов,
по форме похожие на круг (квадрат, овал, треугольник, прямоугольник,
ромб).
«Из каких фигур состоит машина?». Дети должны определить по рисунку,
какие геометрические фигуры включены в конструкцию машины, сколько в
ней квадратов, кругов и т. д.
«Коврик». Ребенку предлагают рассмотреть коврик из геометрических фигур
и набор составных частей этого коврика. Среди элементов этого набора
следует найти ту часть, которой нет в коврике.
«Найди предмет такой же формы». Дети выделяют форму в конкретных
предметах окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами.
На одном столе геометрические фигуры, на другом — предметы. Например,
круг и предметы круглой формы (мяч, тарелка, пуговица и т. д.), овал и
предметы овальной формы (яйцо, огурец, желудь и т. д.).
«Какая фигура лишняя?». Ребенку предлагают различные наборы из четырех
геометрических фигур. Например: три четырехугольника и один
треугольник, три овала и один круг и др. Требуется определить лишнюю
фигуру, объяснить принцип исключения и принцип группировки. Варианты:
группировать по форме реальные предметы по 2—3 образцам, объяснять
принцип группировки.
«Составь целое из частей». Составить конструкцию из 2—3 геометрических
фигур по образцу. Варианты: составить конструкцию по памяти, по
описанию; составить геометрическую фигуру, выбрав необходимые ее части
из множества предложенных деталей (8—9).
«Определи правильно». Ребенку предлагают по рисункам определить, из
каких геометрических фигур состоит предмет (замок, письмо).
Дидактические игры и упражнения на закрепление понятия величины.
«Сравни предметы по высоте». Назвать предметы, определить их количество,
выделить высокий, низкий; сравнить — что выше, что ниже.
«Палочки в ряд». Выложить одновременно два ряда по 10 палочек разной
длины: один по убывающей величине, другой по возрастающей. Варианты:
детям предлагают разложить в порядке возрастания или убывания величины
ромбы разного цвета и формы.
«Самая длинная, самая короткая». Разложить разноцветные ленты разной
длины от самой короткой до самой длинной. Назвать ленты по длине: какая
самая длинная, какая самая короткая, длиннее, короче, ориентируясь на цвет.
Варианты: сравнить ленты по нескольким признакам (длина и ширина,
ширина и цвет и др.). Например: «зеленая лента самая длинная и узкая, а
красная лента короткая и широкая».
«Пирамидки». Собрать три пирамидки, кольца которых одновременно
рассыпаны и перепутаны на столе.
«Матрешки». Собрать двух (трех) матрешек, состоящих из 5—6 штук (и
более), одновременно выложенных и разобранных на столе.
«Разноцветные кружки». Положить кружки друг на друга по порядку,
начиная от самого большого, так, чтобы был виден цвет каждого
последующего кружка. Назвать цвета. Варианты: собрать одновременно две
стопки кружков по разным параметрам: одну по убывающей величине,
другую — по возрастающей величине.
«Разложи по размеру». Ребенок по просьбе педагога раскладывает по размеру
натуральные предметы: чашки, ведерки и др.; предметы, вырезанные из
картона: грибочки, морковки и др. Варианты: дается контурное изображение
предметов и предлагается определить, что в чем может уместиться: ведро,
чашка, машина; чайник, клещи, чемодан и др.
«Расставь по порядку». Ребенку предлагают сопоставить и упорядочить
предметы по одному измерению, отвлекаясь от других измерений:
1) расставить цилиндры по возрастающей (убывающей) высоте;
2) расставить бруски по возрастающей (убывающей) длине или ширине.
«В какую коробку?». Распределить пять видов игрушек разных размеров по
пяти коробкам в зависимости от размера.
«Дальше — ближе». По рисунку с изображением леса дети определяют,
какие деревья ближе, какие — дальше.
Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.
«Какого цвета не стало?». Детям показывают несколько флажков разного
цвета. Дети называют цвета, а потом закрывают глаза. Педагог убирает один
из флажков. Определить, какого цвета не стало.
«Какого цвета предмет?». Для игры необходимо иметь карточки с
изображениями контуров предметов и цветные карточки. Ребенку
предлагают под карточку с изображением контура предмета подложить
карточку необходимого цвета. Например, под карточку с изображением
помидора — красную карточку, огурца — зеленую, сливы — синюю, лимона
— желтую и т. д. Варианты: выбрать предмет по цветовому образцу: педагог
Показывает карточку с изображением предмета какого-либо цвета (красные
варежки, синие носочки и др.), дети должны показать карточки с
изображением оттенков данного цвета.
«Собери гирлянду». Педагог показывает элемент — образец части гирлянды,
на которой дано определенное чередование цветов. Дети по памяти собирают
гирлянды из разноцветных кружков в соответствии с образцом.
«Сплети коврик из цветных полосок». Дети рассматривают образец коврика
из цветных полосок, затем по памяти плетут коврик, повторяя чередование
цветов в образце.
«Сложи радугу». Приготовьте цветные дуги, разрежьте их пополам. Одну
половинку радуги соберите сами, а другую дайте собрать ребенку.
Предложите назвать цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой,
синий, фиолетовый).
«Неразлучные цвета». Педагог называет предмет, в котором представлены
разные цвета в постоянном сочетании, дети их называют. Например, педагог
говорит: «Рябина», дети отвечают: «Листья зеленые, ягоды красные».
(Ромашка — лепестки белые, середина желтая, береза — ствол белый, листья
зеленые и т. д.).
«Какие цвета использованы?». Показывая детям изображения предметов
разных цветов и их оттенков, учить различать два оттенка одного цвета,
упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки: темно-
красный, ярко-желтый, светло-коричневый и др. Варианты: детям
демонстрируют панно с аппликационным изображением петуха. Педагог
рассказывает: когда вырезали и наклеивали этого петуха, то использовали
бумагу (ткань) пяти цветов, но каждый цвет двух оттенков: светлого (яркого)
и темного. Предлагает внимательно рассмотреть детали и найти схожие
цвета, но отличающиеся оттенками.
«Уточним цвет предмета». Педагог выставляет таблицы с изображениями
двух растений, близких по цвету: помидор и морковь, мак и шиповник,
незабудка и слива, роза и сирень, василек и баклажан и др. Предлагает
назвать сходные цвета обоих растений: незабудки голубые, а сливы синие;
мак красный, а шиповник розовый и т. д. Дети учатся различать близкие
цвета: красный — оранжевый, красный — розовый, синий — голубой и др.
«Полянки с липучками». Первая «полянка» с контурными изображениями
четырёх геометрических фигур: круга, квадрата, равностороннего
треугольника, прямоугольника. В середине каждой фигуры пришита
«липучка». Вторая «полянка» с четырьмя секторами жёлтого, красного,
синего и зелёного цветов. На каждом секторе – «липучка». В набор также
входят: к первой «полянке» — геометрические фигуры соответствующих форм
– геометрические фигуры, на другую сторону –– круги
основных цветов, кусок ковролина, на которой приклеиваются эти фигурки
(на одну сторону – геометрические фигуры, на другую сторону — круги).
Ребёнку сначала предлагают показать геометрические фигуры по названию, а
затем снять их с ковролина и прикрепить на «полянку» №1, совместив их по
контуру. Аналогично проводится игра с «полянкой» №2 и кругами. Ребенку с
3 лет на предлагаемой «полянке» №2 к четырем основным цветам
добавляются белый и черный.
«Укрась мостик». Картинка с шариками (у шариков только контуры),
Расположенными в ряд и привязанными к мостику, комплект овалов жёлтого
и красного цвета (по четыре каждого цвета). Ребёнку предлагается
чередовать овалы по цвету, выкладывая их на контур шариков.
Источник