Консультация от сотрудничество с семьей к развитию ребенка

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

№57 «Одуванчик»

 

Тема: «Взаимодействие детского сада и семьи в развитии личности ребенка».

«Я – родитель».

Подготовила и провела

воспитатель Рябова Е.В

п. Останкино

2018

«Круглый стол»   

Тема: «Взаимодействие детского сада и семьи в развитии личности ребенка». «Я – родитель».

Повестка дня:

1. «Взаимодействие детского сада и семьи. Решение педагогических ситуаций.

2. Я – родитель. Разговор о правах и обязанностях детей, родителей и воспитателей.

3. Самоанализ «Узнай себя лучше» (какой я родитель?).

4. Подведение итогов. Разное.

Ход собрания:

I часть «Взаимодействие детского сада и семьи».

Здравствуйте уважаемые родители!

                  Семья – это, прежде всего, любовь. Семья – это место приземления для старших, стартовая площадка для младших и маячок взаимоотношений для каждого.

         Недаром восточная мудрость гласит: Если ты думаешь на год вперед – посади семя. Если ты думаешь на десятилетия вперед — посади дерево. Если ты думаешь на век вперед — воспитай человека.

      Воспитание — это целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к активному участию в общественной и культурной жизни в соответствии с нормами поведения, принятыми в обществе. Благополучного воспитания можно достигнуть только при взаимодействии семьи и других социальных институтов (школ, детских садов…). Все лица причастны к воспитанию, должны действовать сообща, придти к единым требованиям. А если воспитательные усилия противодействуют, то дети испытывают огромные психологические перегрузки, так как не знают, кому верить, за кем идти. И тогда получается, как в басни Крылова «Рак, Лебедь и  Щука», которые, как известно, тянули воз в разные стороны.

         Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», «Положение о дошкольном образовательном учреждении», Законе «Об образовании» «Федеральных государственных требованиях к структуре основной образовательной программы». В воспитании надо основываться на единых требованиях:

       *Будьте к своему ребенку в меру добры и требовательны, если хотите чего-то добиться.

       *Прежде чем дать оценку действиям ребенка, попробуйте вникнуть в ситуацию.

       *Покажите ребенку хороший пример.

        В детском саду воспитатели обращают особое внимание на обучение детей вежливости. Мы учим их правилам речевого этикета, но зачастую не все родители закрепляют эти основы, а напротив, показывают не верный, то есть плохой пример.

       Этикет – совокупность правил поведения, касающихся отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, манеры поведения в общественных местах). Вежливость — способ применения этикета. Общеизвестно, что самое важное в воспитании вежливости ребенка — постоянный добрый пример. Взрослые дают детям «модели поведения, демонстрируют необходимость в любой ситуации придерживаться норм этикета, быть вежливыми. Давайте объединим наши усилия в предъявлении детям единых требований ведь наша общая цель: воспитывать добрых, отзывчивых детей, любящих и уважающих маму и папу, бабушек и дедушек, сестренок и братишек, всех друзей и близких. Подведя итог моего выступления и нашему с вами общению, я уверена, что наши совместные усилия дадут хороший результат в воспитании детей. Привести пример (утром дети не здороваются, перед тем как уйти домой не убирают игрушки).

         Нам хотелось бы услышать ваш ответ на вопрос: «Для чего каждый из вас приводит своего ребенка в детский сад? Какие вы преследуете цели?» Ответы родителей  .

         А как вы думаете: «Какие  задачи  стоят перед детским садом по отношению к дошкольникам?» Ответы родителей .

         Все вы знаете, что мы сейчас работаем по новому закону «Об образовании», по которому дошкольное образование стало одним уровнем образования. Отличием является то, что дошкольное образование не подлежит аттестации. Наш детский сад реализует свою основную образовательную программу на основе Примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы», с учетом Федеральных государственных стандартов дошкольного образования.

         Чтобы выполнить годовые задачи, нужна ваша помощь и участие в мероприятиях, направленных на реализацию Годового плана.

 И, главное, итоговые мероприятия по теме недели, в которых вам предлагается быть активными участниками. Хотелось бы, чтобы вы, родители, сотрудничали с нами более тесно и инициативнее, оптимистичнее.

Педагогические ситуации (Вопрос-ответ):

Наше сегодняшнее собрание — это еще одна возможность установить контакт с родителями, выработать какие-то эффективные решения возможных проблем. Повторюсь у нас с вами единая цель – воспитание ребенка.

Предлагаю ответить на вопрос «На ваш взгляд как правильно разрешить ситуацию между воспитателем и родителем? »

1. Родители приводят ребенка в детский сад больного. Воспитательница не принимает, говорит, что для других детей он опасен. А мама говорит, что он совершенно здоров и категорически оставляет ребенка в саду. Правильно ли поступает воспитатель? Правильно ли поступает родитель? Как поступить в этой ситуации? (Договор п.3.8.)

2. Родители не приходят на мероприятия, организованные в детском саду, не участвуют в творческих конкурсах, сторонятся участия в жизни группы и сада. Говорят, что очень заняты. Правильно ли поступают родители? Что должен сделать воспитатель в данном случае?

3. Двое детей поссорились между собой. Один из родителей пришел в детский сад и стал разбираться с другим ребенком. Прав ли родитель? И как поступить воспитателю?

4. Ребенок принес в детский сад новую игрушку и дал поиграть другому ребенку, тот ее поломал. Родители возмущаются, выясняют,  кто сломал, просят родителя воспитанника сломавшего игрушку купить новую или заплатить за нее деньги. Правильно ли поступил родитель? Как должен поступить родитель? Какие действия со стороны воспитателя в этом случае? Нужно ли делиться игрушками, которые ребенок принес из дома.

5. Ребенок не ходил в сад 5 дней. Родители его привели без справки из больницы. Они просят оставить ребенка, т. к. ему срочно нужно на работу. Как правильно поступить воспитателю? Что думают об этом родители?

6. Родители не платят родительскую плату два месяца? Как поступить учреждению ДОУ? Что думают по этому поводу родители?

7. Утром ребенок не хочет идти в детский сад, в группу: плачет, держится за мамино платье. Маме жалко его, она его долго успокаивает, потом уходит. Ребенок еще больше начинает капризничать. Как правильно поступить родителю?

8. Ребенок не пришел в сад. Нужно ли родителям сообщать воспитателю о пропуске? Если воспитатель сделал замечание родителям, о том,  почему они не сообщили о причине пропуска, правы ли родители, которые с возмущением отвечают, что они могут этого и не делать.

9. Родители приходят в детский сад и начинают громко выяснять с воспитателем какие-то проблемы в присутствии ребенка. Как поступить воспитателю? Прав ли родитель?

10. Родители пришли за ребенком, ребенок не хочет уходить, потому что он занят (играет, выполняет поручение, занимается с воспитателем). Как правильно поступить в этой ситуации ? Родителям и воспитателю.

пару. Родитель возмутился еще больше: « Может вам еще сменную обувь принести?» Оцените ситуацию.

12. Ребенок в саду дерется, отнимает игрушки физическим воздействием. На замечание воспитателя обратить внимание на поведении ребенка, родитель отвечает — пусть дает сдачу и учится отстаивать свои интересы. Прав ли родитель? Как должен поступить воспитатель?

13. У ребенка оказалась испорченной одежда. Ребенок порвал ее, когда пытался самостоятельно одеться. Родитель возмутился, почему воспитатели не одели ребенка сами? Оценить ситуацию.

       Предлагаем организовать в группе пятничные вечера: «Помощь родителям» или «Клуб взаимопомощи»  — возможно, кому-то нужна помощь в обучении как починить одежду, как связать вещи своими руками, разрешить какую-нибудь проблемную ситуацию. Вы, родители, можете стать активными участниками в данном мероприятии.

Читайте также:  Задержка развития тазобедренного сустава у ребенка

      Сегодня мы представили вашему вниманию, лишь часть проблемных ситуаций, которые случаются в нашей жизни. Для чего мы сегодня их обсуждаем? Для того, чтобы сейчас договориться об общих правилах поведения, если хотите создать свои традиции, чтобы в дальнейшем избежать конфликтных ситуаций.

Давайте в нашем доме будем сохранять мир, покой, уважение и любовь друг к другу, чтобы спустя много лет наши воспоминания об этом времени дарили нам лишь добрые улыбки. Предлагаем в нашей группе организовать «шкатулку вопросов».  Затем на каждом родительском собрании обсуждать их и приходить к общему правильному решению.

II часть «Я – родитель»

        В современном мире каждый цивилизованный, образованный человек, педагог, воспитатель, родитель, обязан знать свои собственные права, права своих детей, уметь отстаивать, защищать их, и уважать права других детей и взрослых. Каждый ребенок на свете имеет право на детство.  Давайте озвучим некоторые договорные пункты о правилах пребывания дошкольников в ДОУ.

          Насколько вы осведомлены в области правовых знаний, мы с вами сейчас  увидим. С помощью сказок вспомним права человека.

Вопросы:

— Какое правило нарушила ведьма в сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»? (право на жизнь)

— Почему обитатели двора в сказке Андерсена «Гадкий утенок» обижали гадкого утенка? (он был не похож на других)

— Каким правом посоветовал воспользоваться говорящий Сверчок в сказке Толстого А. «Золотой ключик» (правом на бесплатное образование)

— Какое преступление совершили гуси-лебеди в одноименной сказке, украв братца? (похищение детей)

— Каким правом наши дети пользуются в группе в режимные моменты, то есть играют, с кем хотят и во что хотят (право на отдых, право индивидуальности).

А теперь предлагаем перейти к разрешению педагогических ситуаций:

Ситуация 1. Петя шумно бегал по группе во время занятия. На замечание воспитателя ответил: “ Ну и что? Я имею право на свободу перемещения” Пожалуйста, помогите ребенку разобраться, кто здесь неправ.

Ситуация 2. Мама: Сынок, а почему ты мусор в ведро не сложил и не убрал игрушки? Сын: Потому что закон запрещает использовать труд детей. Пожалуйста, помогите ребенку разобраться, кто здесь неправ.

Ситуация 3. Во время занятия по развитию речи Клаве не досталось роли в драматизации сказки «Теремок», она начала громко плакать, тем самым абсолютно лишая возможности продолжить занятие. На слова воспитателя, о том, что она может поиграть с остальными детками, которые тоже не поучаствовали на занятии, самостоятельно, отреагировала еще более громким плачем. В результате воспитатель обратилась за помощью к младшему воспитателю – увести девочку в спальную комнату и там с ней поиграть, провести ненавязчивую беседу. Вечером мама высказала свое недовольство – были нарушены права ребенка на самореализацию его творческой деятельности. Пожалуйста, помогите разобраться кто здесь прав?

         Каждый родитель желает своему ребенку блага и счастья, но не каждый знает, как это сделать. Ответьте, пожалуйста, на вопрос: бытует мнение, что чрезмерной любовью можно навредить ребенку. Согласны,  или нет с этим мнением, обоснуйте свой ответ.

Тест «Какой Я родитель? »

          Уважаемые мамы и папы! Кому не хочется получить ответ на вопрос: «Какой Я родитель? » Именно, поэтому я предлагаю Вам тест-игру. Отметьте те вопросы и фразы, которые Вы часто употребляете в общении со своими детьми. Каждый ответ – 1 бал. И так начнем:

1. Сколько раз тебе повторять?

2. Посоветуй мне, пожалуйста.

3. Не знаю, что бы я без тебя делал (а?)

4. И в кого ты такой уродился!

5. Какие у тебя замечательные друзья!

6. Ну, на кого ты похож (а?)

7. Я в твои годы….

8. Ты моя опора и помощник!

9. Ну что за друзья у тебя?

10. О чем ты только думаешь!

11. Какая (какой) ты у меня умница!

12. А как ты считаешь, сынок (доченька?)

13. У всех дети, как дети, а ты…

14. Какой ты у меня сообразительный ребёнок!

15. Как я с тобой устал (а!)

Итоги:

Вы набрали 5-7 баллов, значит, живете с ребенком душа в душу! Он искренне любит, уважает Вас, ваши отношения способствуют становлению его личности.

Сумма баллов от 8 до 10свидетельствует о намечающихся сложностях во взаимоотношениях с ребенком, непонимании его проблем, попытках перенести вину за недостатки в его развитии на самого ребенка!!

11 баллов и выше – Вы непоследовательны в общении с ребенком, его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств. Вам стоит задуматься над этим! И помните о том, что «Ребенок – зеркало семьи»!!!

III часть Самоанализ «Узнай себя лучше»

                Перед, тем как Вы проанализируете итог сегодняшнего собрания и сделаете для себя вывод о том, какие вы родители, и что нужно вам изменить в процессе воспитания своего ребенка, да и в общении с другими. Начните с себя. Определите кто вы, какими качествами вы владеете и когда нужно ими пользоваться, ведь даже отрицательные качества нашего характера нужно использовать, но при этом помните, что во всем нужна мера. Предлагаем вам провести самоанализ наших качеств через нетрадиционную игру «Матрёшка».

          Правила: Герой игры садится на стул и рассказывает о себе по плану «Матрешка». Герои могут меняться 2-3 раза, поощряется помощь из зала

1. Я – любимая, любящая!

2. Я – ответственная!

3. Я – хитрая!

4. Я – жадная!

5. Я – терпеливая!

6. Я – открытая!

7. Я – грозная!

        Над какими качествами своего характера, вы считаете, вам нужно поработать, чтобы быть примером  подражания для своего ребенка?

Можно использовать матрешку в макете «Круглый стол»( 1–на всех, по очереди).

       Чтобы правильно воспитывать детей, нужно быть человеком с правильными нравственными устоями. Быть примером для своих детей.   

Спасибо за внимание.

Источник

Взаимодействие с семьей по вопросам социально-коммуникативного развития детей

В соответствии с ФГОС ДО одно из условий, необходимых «для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста», — «взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи» (п. 3.2.5).

         Известный отечественный психолог Л.С. Выготский писал, что семья — важнейший элемент социальной ситуации развития. Именно она оказывает решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, формирование у него социально-нравственного потенциала. В семье закладываются исходные жизненные позиции, ребенок овладевает социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в обществе. Обучение дошкольников социальному опыту, накопленному человечеством, овладение культурным наследием страны, привитие нравственных норм, традиций народа — прямая функция семьи как социального института. Поэтому, как бы серьезно ни продумывались формы и методы социально-коммуникативного развития детей в ДОО, как бы высоко ни были развиты социальные компетенции педагогов, невозможно достигнуть поставленной цели без поддержки и активного участия родителей в образовательном процессе. Ни одна, даже самая лучшая программа социально-коммуникативного развития детей не сможет дать полноценные результаты, если она не реализуется совместно с семьей, если в ДОО не создано детско-взрослое сообщество (педагоги — дети — родители), для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей

Читайте также:  Диагностика развития особого ребенка

Таким образом, взаимодействие с семьей — непременное условие социально-коммуникативного развития детей, которое в своей основе базируется на положительных примерах в поведении взрослых. Например, нельзя требовать от ребенка соблюдения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. Или как поддерживать уверенность ребенка в своих возможностях, если дома у близких он чаще получает порицание, чем похвалу и одобрение? Несогласованность в требованиях, предъявляемых детям в детском саду и дома, может вызвать у ребенка чувство растерянности, обиды и даже агрессии. Поэтому крайне важно, чтобы составной частью работы по социально-коммуникативному развитию детей было повышение социальной компетентности родителей. Это необходимо, чтобы предупредить ошибки, допускаемые в семье: многие родители недооценивают значение развития взаимоотношений детей, их поведения в обществе, не уделяют должного внимания трудовому воспитанию и т.д. В соответствии с этим, перед педагогом стоит особая задача: заинтересовать родителей перспективами социально-коммуникативного развития детей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать союзниками в своей работе.

Всем родителям необходимы педагогические и психологические знания, особенно, касающиеся социально-коммуникативного развития детей. Здесь особенно важно ориентироваться на потребности семьи, запросы родителей, а не просто читать им доклады или лекции. Современные родители достаточно грамотны, имеют доступ к педагогической информации через периодические издания, Интернет, но часто пользуются случайной литературой или советами некомпетентных друзей. Иногда воспитывают детей интуитивно, «как воспитывали меня», некритично относятся к тем или иным проявлениям ребенка. Важно активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях, распространять положительный опыт воспитания в семье.

Для эффективного повышения социальной компетентности родителей необходимо учитывать их социальный статус. Во многих методических пособиях по взаимодействию с родителями авторы выделяют четыре статуса семьи, которые имеют непосредственное влияние на социально-коммуникативное развитие и которые необходимо учитывать при планировании работы по повышению социальной компетентности родителей: социально-экономический; социально-психологический; социально-культурный; социально-ролевой.

Составление социального паспорта семьи, где указывается ее экономический статус, позволяет осуществлять дифференцированный подход к социальному просвещению родителей.

Огромное значение имеет психологический климат в семье, т.е. эмоциональный настрой, который складывается как результат настроений членов семьи, их душевных переживаний, отношений друг с другом и друг к другу. Уровень психологического климата семьи — важный компонент для индивидуального подхода в повышении социальной компетентности родителей.

Не менее важна социокультурная адаптация семьи в обществе, поскольку если круг ее интересов ограничен, слаба моральная регуляция поступков, родители не проявляют активности в направлении повышения уровня своих социальных компетенций, с этими семьями нужна серьезная кропотливая работа.

Ситуационно-ролевая адаптация семьи связана с отношением к детям. В случае конструктивного отношения к ребенку, активности семьи в решении его проблем вопросы повышения социальной компетенции родителей решаются в тесном взаимодействии с ДОО, что приносит позитивные результаты.

Поэтому для дифференциации работы по повышению социальной компетенции семьи необходимо в начале учебного года провести анкетирование родителей, побеседовать с детьми, понаблюдать за ними в течение дня во время взаимоотношений со сверстниками, взрослыми и родителями. На основании этих данных важно составить характеристики семей, различающихся по уровню социальной адаптации, благополучию. Именно это становится основой для индивидуального дифференцированного подхода педагогов к вопросу повышения социальной компетентности родителей, использования разнообразных форм и методов работы с семьей.

Условия работы с семьей:

— целенаправленность, систематичность, плановость;

— доброжелательность и отзывчивость;

— дифференцированный подход с учетом специфики каждой семьи (возраста и образовательного уровня родителей, материального состояния, социально-эмоционального бла­гополучия и т.д.).

Основные методы изучения воспитания ребенка в семье:

— анкетирование с помощью проективных методик;

— наблюдение за ребенком в течение дня;

— индивидуальные беседы с ребенком;

— индивидуальные беседы с родителями и педагогами

Основные формы работы с родителями

Коллективные:

— общие и групповые родительские собрания;

— консультации и беседы;

— круглые столы, вечера вопросов и ответов, дискуссии;

— устные журналы;

— тренинги;

— оформление наглядно-информационных стендов;

— подготовка памяток, папок-передвижек, фотовыставок;

— оформление сайта ДОО для родителей;

— оборудование библиотеки и видеотеки для родителей;

— дни открытых дверей;

— презентации семейного опыта.

Индивидуальные:

— консультации и беседы;

— встречи в семейной гостиной;

— телефон доверия;

— оформление альбома «Спрашивайте — отвечаем» для конкретных семей.

Совместная деятельность педагогов, детей и родителей:

— совместное проведение занятий и досугов;

— дни здоровья;

— семейные и межсемейные проекты;

— разнообразные конкурсы (стен­газет, поделок, рисунков, зимних построек и т.д.);

— аукционы, вернисажи и т.д.;

— семейные клубы по интересам

Деятельность педагога по повышению социальной компетентности родителей включает две основные составляющие:

— педагогическую и, по возможности, психологическую помощь в повышении социального и эмоционального интеллекта родителей;

— выполнение педагогом роли посредника по социально-коммуникативному развитию детей между дошкольной образовательной организацией и семьей (в целях выработки единых правил и норм поведения ребенка в социуме).

Причем работу с семьей необходимо планировать по тем же направлениям, по которым строится образовательный процесс с детьми (взаимоотношения с ребенком в игровой деятельности, воспитание уверенности в себе, ценностного отношения к труду, формирование эмоциональной отзывчивости, толерантности, развитие навыков безопасного поведения в социуме, ознакомление с нравственной оценкой поступков и моральными нормами и т.д.).

Помочь семье ориентироваться на индивидуальные психологические особенности ребенка, создать полноценные условия для его развития, осознать проблемы в межличностных отношениях ребенка со взрослыми и детьми и найти пути их решения — вот вопросы, которые должны быть постоянно в центре внимания педагога. Причем взаимодействие с родителями в данном случае важно направить не только на формирование их социальной компетентности, но и на объединение требований к ребенку со стороны всех членов семьи, акцентирование совместной деятельности дошкольной образовательной организации и родителей.

Во взаимодействии с семьей важно использовать все формы работы, разнообразные методы активизации родителей, направленные на возникновение интереса к проблеме, ассоциаций с собственным опытом, желания активно участвовать в обсуждении предлагаемого материала. Особенно эффективны постановка дискуссионных вопросов, предложение родителям для обсуждения двух различных точек зрения, приведение примеров из литературных источников. Следует подчеркнуть, что использовать методы работы с родителями необходимо в их совокупности, например, беседу, анализ педагогических ситуаций, просмотр видеоматериалов, детских работ и др. Причем взаимопонимание родителей и педагогов, их взаимное доверие возможно лишь в том случае, если педагог не поучает, а советует, размышляет вместе с родителями, договаривается о совместных действиях, тактично подводит их к пониманию необходимости получения дополнительных знаний по социально-коммуникативному развитию детей. Родители должны чувствовать, что педагог нуждается в них, в объединении усилий, что они — его союзники, и он не может обойтись без их совета или помощи.

Родителям следует не только сообщать какие-либо знания, стимулировать их интерес к вопросам социально-коммуникативного развития детей, но и формировать свою родительскую позицию. Педагог должен всегда помнить, что семья способна как помочь ребенку разрешить конфликт, так и внести конфликт в его внутренний мир. Непосредственно воспринимая атмосферу своей семьи, подражая взрослым, дошкольник перенимает их ценностные ориентации, отношение к людям, окружающему миру. Во многом от родителей зависит, насколько адекватными будут эмоциональные реакции ребенка. Непонимание его интересов, потребностей могут вызывать негативные переживания у детей и оказывать решающее влияние на эмоциональное самочувствие, определяя психическое состояние, от которого существенным образом зависит, каким во взрослой жизни будет его отношение к окружающей действительности, людям и самому себе.

Читайте также:  Раннее развитие ребенка тюленев

Бывает так, что и знания у родителей есть, но они не могут ими воспользоваться в силу различных причин: отсутствия терпения, такта, ожидания мгновенных результатов, недоучета индивидуальных особенностей ребенка, отсутствия единства требований к детям. Именно в этих случаях на помощь семье должен прийти педагог, подсказать или вместе с родителями найти выход из создавшейся ситуации. Поэтому под высоким уровнем социальной компетентности родителей подразумевается не только совокупность знаний по социально-коммуникативному развитию, но и потребность воспитывать у детей социальные навыки поведения в обществе, умение анализировать собственные просчеты, находить их причины и т.д.

Каждый педагог знает, как меняются его отношения с родителями ребенка после посещения ими удачно проведенного праздника, участия в совместном досуге. Как правило, у мам и пап возрастает интерес к жизни детского сада, а общение с воспитателем приобретает более открытый и дружеский характер, в результате чего достигается и лучшее взаимопонимание в педагогических вопросах. Поэтому необходимо организовать разнообразные виды совместной деятельности детей, родителей и педагогов. Это может быть изготовление коллективных семейных стенгазет и альбомов, пошив игрушек, какие-либо семейные и межсемейные проекты и др. Очень хорошо привлечь пап к совместному труду на участках ДОО или попросить рассказать детям о своей работе. Все это формирует у детей позитивные установки к различным видам труда и творчества.

Можно привлечь родителей вместе с их детьми к участию в ознакомлении дошкольников с культурой и традициями народов, живущих в России (наверняка среди них найдутся представители разных национальностей). Это формирует у каждого ребенка уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье, национальности.

Огромное значение имеют постановка общих спектаклей, подготовка к ним элементов декораций и костюмов. Желательно, чтобы в таких мероприятиях участвовали педагоги, дети разных возрастных групп и их родители. Следует подчеркнуть, что такая совместная творческая деятельность детей и взрослых позволяет преодолеть традиционный подход к режиму жизни ДОО, где существует определенная, искусственная изоляция дошкольников разного возраста, ограничивающая спектр их общения с детьми другого возраста и взрослыми. Расширение круга общения обеспечивает полноценную среду развития, помогает каждому ребенку найти свое особенное место, стать полноценным членом сообщества.

Праздники и спектакли, которые сообща подготавливаются в клубах, студиях и секциях, в повседневной жизни, не только являются радостным результатом совместной с родителями деятельности, но и формируют у дошкольников «эмоциональную отзывчивость, сопереживание, уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в Организации» (по ФГОС ДО). К ним никак не подходит сухой и выхолощенный термин «мероприятия». Ученые дали более точное определение — интегрированный продукт, подчеркнув тем самым, что это, с одной стороны, своеобразный итог всего образовательного процесса, а с другой — привнесение в общее дело чего-то своего каждым участником. Важно отметить, что подобная организация клубной, студийной и секционной работы способствует самореализации каждого и взаимному обогащению всех. Взрослые выступают здесь как равноправные партнеры взаимодействия с детьми, занимая не назидательную учебно-дисциплинарную позицию, а общаясь с ребенком на равных. Именно в процессе непосредственного участия в общем деле дети усваивают их богатейший опыт, поскольку взрослые естественно и непосредственно на собственном примере показывают образцы взаимодействия и поведения в определенных ситуациях. В такой совместной деятельности педагоги лучше узнают детей, особенности их характера, темперамента, мечты и желания. Создается микроклимат, в основе которого лежат уважение к личности маленького человека, забота о нем, доверительные отношения между взрослыми и детьми в ДОО.

На наш взгляд, самая эффективная форма работы с семьей по социально-коммуникативному развитию детей — занятия в семейном клубе, позволяющие осуществить полноценный индивидуальный подход к каждому ребенку через взаимодействие родителей, досконально знающих особенности своего малыша, педагогов и психолога, строящих свою деятельность на основе профессиональных знаний. Причем результативность таких занятий в большей степени обусловлена не только содержанием, но и, главное, качеством общения специалистов с семьей.

Общение, как известно, процесс двухсторонний, и в него должны быть заинтересованно вовлечены все участники. Эта заинтересованность касается содержательной и эмоциональной сторон общения. Мы уверены, что дело не в количестве информации, предлагаемой родителям на занятиях в семейном клубе, а в степени ее актуальности, новизны, доступности и неординарной подачи. Поэтому при подготовке к занятиям в семейном клубе необходимо обращать внимание не только на разработку содержания сообщения или дискуссии, подготовку необходимого оборудования и материалов, но и на аргументированность и доказательность положений, динамизм, умение считаться с позицией окружающих, использовать возникающие во время общения проблемные ситуации и спорные мнения.

Семейные группы желательно комплектовать по интересам, учитывая особенности конкретной семьи. На одном занятии должно присутствовать не более 6-8 семей. Это способствует активному заинтересованному контакту с каждым родителем, совместному поиску наиболее эффективных решений проблемы конкретного ребенка.

Семейный клуб может носить более обобщенный характер, решая различные вопросы социально-коммуникативного развития (например, «Мы вместе!») или иметь более узкую тематику. Например, содержание занятий в семейном клубе по теме «Познай себя» может быть направлено на осознание и осмысление своего «Я», усвоение определенных понятий, связанных с переживанием основных чувств и эмоций (интерес, радость, гнев и т.д.), и оценочных отношений к себе и другим (добрый, отзывчивый, щедрый и т.д.).

Или, например, характерными задачами занятий в семейном клубе по теме «Уроки общения» могут быть:

— помощь детям и родителям в выборе наиболее адекватных способов общения в любой возрастной среде и в любых социальных условиях;

— советы по усвоению речевого этикета;

— подготовка ребенка подготовительной к школе группы к принятию новой социальной позиции школьника, а родителей — к социальной позиции родителей ученика;

— формирование личностных струк­тур «самоконтроль» и «самооценка» и т.д.

Тематику семейных клубов могут предложить сами родители в соответствии со своими возможностями, потребностями и интересами, а также особенностями их детей.

При проведении занятий в семейных клубах необходимо выполнять определенные требования — правила, с которыми следует ознакомить родителей в первую очередь (так как без их четкого выполнения невозможно решить вопросы взаимоотношений в социуме):

— использование на занятиях минимального количества ограничений и запретов, кроме кардинальных (нельзя ломать и драться);

— предоставление, по возможности, свободы действий;

— обеспечение эмоционального тепла и поддержки ребенка (при выполнении этого правила у него формируется чувство комфортности);

— создание и предоставление возможности «выплеска», т.е. условий, способствующих тонической сбалансированности эмоций;

— обеспечение только необходимой актуальной помощи ребенку со стороны взрослого, отсутствие прямого контроля и дидактизма;

— отсутствие требований к качественной деятельности детей и жесткого оценочного ее фиксирования;

— демонстрация положительного отношения к каждому ребенку;

— постоянное внимание ко всем аффективным проявлениям детей;

— обеспечение переноса осознанных способов поведения в повседневные взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

На занятиях семейных клубов необходимо использовать разнообразные методы и приемы активизации как дошкольников, так и семьи.

В заключение следует подчеркнуть, что качественно и эффективно реализовать все направления программы социально-коммуникативного развития детей возможно только при комплексном решении всех задач и целенаправленном, систематическом и доброжелательном взаимодействии участников образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка и каждой семьи.

Источник