Консультация логопеда речевое развитие ребенка средняя группа

Речь-это удивительное сильное средство,

но нужно иметь много ума,

чтобы пользоваться им.

Г. Гегель.

Главной потребностью и функцией – является для нас речь. Этим мы отличаемся от животных. Через общение человека с другими людьми мы реализуем себя, как личность. Следует помнить, чтобы развивать речь детей необходимо развивать эмоциональное общение с ребёнком, развивать мелкую моторику детей, проводить совместные игры, так же знакомство с художественной литературой и разучивание стихов, а речь педагога должна быть примером для подражания детям.

Для совершенствования речевого аппарата, целесообразно включать артикуляционные упражнения, проговаривание скороговорок, четверостиший, рифмованных строчек и прочее.

Предлагаю вашему вниманию  следующие игры:

Та -та -та -у нас дома чистота.

То -то -то -стали мы играть в лото.

Ать -ать -ать -мы идем гулять.

Ат -ат -ат -берем с собою самокат.

Ча -ча -ча -горит в комнате свеча.

Чу -чу -чу -молоточком я стучу.

Оч -оч -оч -наступила ночь.

Цо -цо -цо -на руке кольцо.

Цы -цы -цы -поспели огурцы.

Ец -ец -ец -очень вкусный огурец.

«Кто может совершать эти действия?»

Взрослый  называет глагол, а ребёнок,  называет существительное, подходящее к названному глаголу.

 Идёт — человек, животное, поезд, пароход, дождь…

 Бежит — ручей, время, животное, человек, дорога…

Летит — птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт…

 Плывёт – рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек…

«Один – много»

Взрослый  называет  имена существительные в единственном числе. Дети называют  существительные во множественном числе.

Пример: Стол – столы, стул – стулья. Гора – горы,  лист – листья.  Дом – дома,  носок – носки.  Глаз – глаза,  кусок – куски.  День – дни,  прыжок – прыжки.  Сон – сны,  гусёнок – гусята.  Лоб – лбы, тигрёнок – тигрята.

«Что бывает круглым?»

 Взрослый  задаёт вопрос, ребёнок, должен на него ответить:  – что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко…) – что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка…) – что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф…) – что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока…)

«Отгадай-ка»
Взрослый перечисляет части задуманного предмета, ребенок должен отгадать задуманный предмет. Потом можно поменяться ролями.
Кабина, руль, фары (машина)
крылья, кабина, хвост, мотор (самолёт)
руки, ноги, тело, голова (человек)
ствол, ветки, корни, листья (дерево)
пол, стены, потолок, окна, дверь (комната)
палуба, каюта, парус, якорь (корабль)

 «Кто больше!»

Взрослый  называет действие, ребенок называет как можно больше слов, относящихся к данному действию.

Плывет. (корабль, лодка, пароход, катер);

летит. (самолет, парашют, вертолет, птица, воздушный змей.);

едет. (поезд, автомобиль, пассажир);

волнуется (море, река, мама, папа);

собирает (урожай, гостей).

«Загадки –добавлялки»

Взрослый говорит предложение, ребенок добавляет в конце подходящее по смыслу слово.

Если ты захочешь спать дома ждет тебя ….(кровать).

Чтобы ноги отдохнули, посиди-ка ты на …(стуле).

С пирогами чай попьем за обеденным…(столом).

Вам сидеть не тесно, детки, вчетвером на …(табуретке).

Как приятно нашей Тане поваляться на …(диване).

У чистюли Любочки всегда порядок в …(тумбочке).

Свитер, кофту толстый шарф аккуратно сложим в …(шкаф).

Смастерил вчера Николка для своих игрушек …(полку).

Скушай, Ванечка –дружок, очень вкусный …(пирожок).

Леша и Маша едят манную …(кашу).

Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой …(чая).

Любим пить по воскресеньям чай с малиновым …(вареньем).

Хороши в дорожку пирожки с …(горошком).

Петушок с ладошки ест зернышки и …(крошки).

Лежебока рыжий кот отлежал себе …(живот).

И бежит Айболит к бегемотикам, и хлопает их по …(животикам).

Материал подготовлен учителем – логопедом: Лобаревой Еленой Викторовной из источников: интернет. «Игры с детьми с ОНР»

Источник

Характерные особенности развития речи детей

в 4 – 5 лет

1. Фразовая речь ребенка усложняется, становится разнообразней, правильнее, богаче.

2. Активный и пассивный словарный запас непрерывно увеличивается.

3. Предложения усложняются, состоят уже из 5-6 слов.

4. В речи ребенок  использует предлоги и союзы, сложноподчененные и сложносочиненные предложения.

5. Звуковая сторона речи развивается, совершенствуется способность к восприятию и произношению звуков: исчезает смягченное произношение согласных; многие звуки произносятся более правильно и четко; исчезает замена шипящих и свистящих звуков.

6. Уменьшается количество сокращений, перестановок, пропусков, появляются слова, образованные по аналогии.

7. Дети довольно легко запоминают и рассказывают сказки, стихи, передают содержание картинок, могут отвечать на вопросы по содержанию литературных произведений, передавать своими словами личные впечатления. В этом возрасте начинается оречевление игровых действий, что свидетельствует о формировании регулятивной стороны речи.

8. Речь становится более связной и последовательной; совершенствуются понимание смысловой стороны речи, синтаксическая структура предложений, звуковая сторона речи, т.е. все те умения, которые необходимы для развития связной речи.

Нормы речевого развития детей 4 – 5 лет

Несмотря на то, что все показатели очень индивидуальны, существуют нормы речевого развития детей 4 — 5 лет.

1. Словарный запас 2000 слов и более.

2. Бурно развивается «словотворчество».

3. Проговаривание игровых действий.

4. В речи активно используются обобщающие слова, наречия,  прилагательные, множественная форма существительных, антонимы, синонимы.

5. Называет животных и их детенышей, времена года.

Читайте также:  Специфика развития ребенка в раннем возрасте кратко

6. Читает наизусть небольшие стихотворения, пересказывает знакомые сказки с помощью взрослых.

7. Понимает значение предлогов (в, на, за, по, до, вместо, после  и т.д.), союзы (куда, что, когда, сколько и т.д.).

8. Ребенок проговаривает свистящие (С, З, Ц) и шипящие (Ш, Ж) звуки, иногда наблюдается их смешение в связной речи.

9. Выговаривает слова из 4 слогов; составляет предложения из 5-8 слов.

10. Появляется монологическая речь.

Отклонения в речевом развитии ребёнка 4 – 5 лет.

Вас должны насторожить следующие показатели:

1. Лексические нарушения: бедность словарного запаса, неправильное понимание смысла и значения слова.

2. Нарушения структуры слов: перестановки или пропуски слогов при произношении.

3. Ритмические отклонения: послоговое произношение слов, слишком быстрый или наоборот слишком медленный темп речи, запинки и необоснованные паузы, заикание.

4. Проблемы с произношением: нечеткое произношение, неразборчивая речь.

5. Неправильное построение предложений, односложные ответы.

6. Сложности в составлении кратких рассказов и пересказом маленьких текстов.

Методы развития.

При нарушении речевого развития у ребенка следует обязательно обратиться к логопеду, который поможет быстро и эффективно разрешить возникшую проблему.

Однако очень важно помогать ребенку развивать речь самостоятельно. Начиная с четырех лет словарный запас у детей быстро увеличивается. Поэтому для того чтобы ребенок научился правильно разговаривать, родителям следует обратить внимание на следующие рекомендации:

  1. В разговоре со своим ребенком говорите правильно, не коверкая слова, четко и внятно (без лепета и «детских слов»).
  2. Развивайте у ребенка мышцы челюсти и языка (для этого есть нехитрые упражнения, например: нужно надувать щеки, полоскать рот, перекатывать воздух из одной щеки в другую и т.д.).
  3. Как можно больше читайте ребенку. Небольшие стихи и сказки – лучший вариант.
  4. Не плохо было бы выполнять артикуляционную гимнастику.
  5. Разговаривайте со своим ребенком, отвечайте на его вопросы, просите рассказывать о тех или иных событиях, составлять маленькие рассказы (по картинкам, описание предмета).
  6. Развивайте мелкую моторику, речевое дыхание, темп и ритм произношения с помощью музыкальных занятий.
  7. Не ограничивайте общение ребенка со сверстниками.
  8. Старайтесь облекать занятия в игровую форму, не стоит принуждать ребенка.
  9. Увеличивайте занятие постепенно, доделывайте начатое до конца, если ребенок не справляется с заданием, переключитесь на более легкое.
  10.  Создавайте у ребенка ситуацию успеха, он должен верить в свои силы.
  11.  Ни в коем случае не ругайте ребенка за то, что он неправильно разговаривает, относитесь к этому недостатку с терпением, а к ребенку с любовью.

Артикуляционная гимнастика

Упражнения выполняются напротив зеркала, в котором ребенок видит свое отражение и отражение родителя, который с ним занимается.

1. «Вкусное варенье» — рот открыт, тонким языком проводим по верхней губе вправо, затем влево. Подбородок неподвижен, рот не закрываем. До 10 раз.

2. «Иголочка» — рот широко открыт, высунуть тонкий язык, тянуться языком к своему отражению в зеркале (только языком). Счет до 10.

3. «Качели» — рот широко открыт, язык лежит на нижней губе, затем поднимаем его к верхней губе, потом опять опускаем вниз. Счет до 10.

4. «Лопата» — рот широко открыт, расслабленный язык лежит на нижней губе. Следить за тем, чтобы язык не двигался. Задержаться в такой позе на 5-10 секунд.

5. «Часики» — рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке, острый язычок дотрагивается поочередно до уголков губ. Подбородок неподвижен, рот не закрываем. До 10 раз.

6. «Горка» — рот широко открыт, язык упирается в нижние зубы (изнутри). Фиксируем позицию и медленно закрываем рот, язык не расслабляем. До 10 раз.

7. «Птенчик» — рот открываем, затем закрываем. Следить за тем, чтобы язык лежал неподвижно. Рот удерживаем открытым 5-10 секунд.

8. «Конфетка» — не открывая рта, поочередно упираемся языком в стенки щек (катаем конфетку). До 10 раз.

9. «Улыбка» — растянуть уголки губ, так, чтобы стали видны зубы, затем расслабить. До 10 раз.

10. «Хоботок» — губы вытягиваем вперед (как будто произносим звук «У»), задерживаем в такой позе 5-10 секунд, затем расслабляем губы.

11. «Хомячок» — закрыв рот, надуваем щеки и задерживаемся в такой позиции 5-10 секунд.

Речевые игры.

«Подскажи словечко»

Цель: расширение словарного запаса.

Ход игры: родитель начинает предложение, а ребенок его заканчивает, подобрав нужное слово.
Голубь летает, а кошка? (бегает, ходит)

Лошадь ест сено, а собака? (мясо, косточки)

Мышь роет норку, а синица? (строит гнездо)

Кукушка кукует, а петух? (кукарекает)

Змея шипит, а еж? (фыркает)

У зайчонка мама зайчиха, а у волчонка? (волчица)

Придумывайте самые разнообразные предложения.

 «Кто где живет?»
Цель: расширение словарного запаса.

Ход игры: родитель задает вопросы, ребенок на них отвечает. Затем можно поменяться: ребенок задает вопросы, а взрослый на них отвечает.

-– Кто живёт в дупле? – Белка.
Кто живёт в скворечнике? – Скворцы.
Кто живёт в гнезде? – Птицы.
Кто живёт в будке? – Собака.
Кто живёт в улье? – Пчёлы
Кто живёт в норе? – Лиса.
Кто живёт в логове? – Волк.
Кто живёт в берлоге? – Медведь.
Можно попробовать и наоборот:
– Где живут скворцы?
– Где живут медведи? и.д.

Читайте также:  Развитие тактильного восприятия ребенка

«Скажи наоборот»
Цель: расширение словарного запаса ребенка словами – антонимами.

Ход игры: родитель говорит слова, а ребенок говорит слово противоположное по значению.
Например:
Высоки – низкий

Темный – светлый

Тонкий – толстый

Маленький – большой и т.д.

«Каждый знает…»
Цель: расширение словарного запаса, закрепление правильного употребления прилагательных с существительными, развитие воображения.

Ход игры: родитель говорит «Каждый знает что красным (синим, зеленым и т.д.) бывает». Ребенок называет существительные подходящие к прилагательному.

Каждый знает, что синим бывает – море, небо.

Каждый знает, что желтым бывает – лимон, солнце.

Каждый знает, что красным бывает – огонь, мак.

Каждый знает, что зеленым бывает – трава, огурец.

«Весёлый счет»
Цель: закрепление правильного употребления множественного числа существительных.

Ход игры: взрослый называет предмет в единственном числе, ребенок – во множественном числе.

Дом – дома,

Стол – столы,
Стул – стулья,
Цветок – цветы,
Лист – листья,
Носок – носки,
Глаз – глаза,
Сон – сны,
Гусёнок – гусята,
Лоб – лбы,
Тигрёнок – тигрята

 «Что каким бывает?»
Цель: расширение словаря, развитие воображения.

Ход игры: взрослый задает вопрос, ребенок отвечает

Что бывает мягким? (подушка, облако, одеяло)

Что бывает твердым? (камень, дерево, пол)

Что бывает круглым? (солнце, колесо, колечко) и т.д.

«Назови ласково»
Цель: расширение словаря, закрепление правильного употребления слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом

Ход игры: взрослый говорит слово, ребенок называет его ласково.

     -ик-                                 -ок-                                          -ёк-

Арбуз;                     голубь;            друг;                          кисель;

Бант;                       джемпер;         творог;                      клубень;

Гвоздь;                   костер;             круг;                          крендель;

Дождь;                   локоть;             сапог;                         конь;

Живот;                   провод;             рог;                            пень;

Зуб;                        сахар;                бок;                            ручей;

Калач;                    свитер;              волк;                          стебель;

Лом;                       сыр;                   каблук;                      тополек;

Плащ;                     терем;               рыбак;                        уголь;

Халат;                     угол;                  хомяк;                       чай;

Столб;                     холод;               пирог;                        якорь;

Фонарь;                  шум;                  снег;                           окунь;

Час;                         колос;               крюк, брак;                 парень.

«Отгадай-ка»

Цель: развитие словаря, речевого внимания, воображения.

Ход игры: взрослый перечисляет части задуманного предмета, ребенок должен отгадать задуманный предмет. Потом можно поменяться ролями.

кабина, руль, фары (машина)

крылья, кабина, хвост, мотор (самолёт)

руки, ноги, тело, голова (человек)

ствол, ветки, корни, листья (дерево)

пол, стены, потолок, окна, дверь (комната)

палуба, каюта, парус, якорь (корабль)

«Кто – откуда и куда?»

Цель: расширение словаря, закрепление правильного употребления различных предлогов.

Читайте также:  Диагностики речевого развития ребенка громова

Ход игры: идя по дороге домой, взрослый может задавать ребенку разные вопросы, используя в вопросах различные предлоги.

 Откуда вышел мальчик? (мальчик вышел из дома)

Откуда выехала машина? (машина выехала из-за магазина)

Куда зашел мужчина? (мужчина зашел в подъезд)

Куда села синица? (синица села на ветку)

Откуда слетел голубь? (голубь слетел с окна)

Источник

Российская Федерация

Департамент образования города Москвы

Юго-Восточное окружное управление образования

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

средняя общеобразовательная школа № 2092 имени И.Н. Кожедуба

Дошкольное подразделение «Поколение» по адресу:

109559, г. Москва, ул. Маршала Кожедуба, д.16, к.2

тел.:    (495)658-72-84;факс 658-84-84

e-mail:  doy1417@bk.ru

  Консультация родителям

«Развитие речи ребенка пятого года жизни».

Москва 2015 год

 Мама: «Ты  у меня совсем самостоятельная стала!»

5-летняя марина: «Я не только самостоятельная, я и самолежательная и самосидетельная!».

 М.М.Кольцова «Ребенок учится говорить»

«Я правдун!»

«Я намакаронился!»

«Спокочи ночи»

«Я вся такая пахлая!»

«Я вся такая духлая!»

К.И.Чуковский «От двух до пяти»

    К 4-5 годам ребенок овладевает падежами, сначала родительным, потом дательным, творительным, предложным. Появляются глагольные времена и многословные фразы, придаточные предложения, соединительные союзы и местоимения. Дети с удовольствием произносят монологи. Начинается второй период вопросов: «Почему?».

    Пятый год жизни – заключительная фаза в развитии языка, но детское словотворчество еще продолжается. Лингвистическое совершенство детского словообразования, построенного по законам родного языка, поразительная чуткость малышей к языку радуют, удивляют и забавляют родителей.

    В этом возрасте дети образуют синтетические слова: БАНАНАС (бана+ананас); БАБЕЗЬЯНА (бабушка обезьяны); ВОРУНИШКА (вор+врунишка); МАПИНА ДОЧКА; ВСЕХЛЮДНАЯ. В возрасте от 3,5 до 6 лет дети очень любят сочинять и рассказывать сказки. Чаще это происходит так: малыш держит в руках раскрытую книгу и «читает». В возрасте 4-5 лет он пользуется готовыми фразами или шаблонами, составляя из них сказки и рассказы, которые начинаются словами «Жили-были…». В каждое повествование ребенок старается внести что-то свое, и это способствует развитию его творческих способностей.

    Родители должны научиться внимательно слушать своего ребенка. Хорошо, если они записывают за ним слова, сказки, которые он сочиняет. На пятом году жизни значительно улучшается его звукопроизношение: полностью исчезает смягчение согласных, он реже пропускает звуки и слоги, правильно произносит шипящие и сонорные звуки, учится выговаривать многосложные слова, точно воспроизводит слоговую структуру. Определенную трудность для детей представляют слова с большим количеством согласных звуков (зеркало, литература, экскаватор, контейнер), поскольку произношение некоторых звуков у них еще не закреплено: звуки не дифференцированы на слух в произношении. Постепенно эти недостатки проходят, подвижность мышц артикуляционного аппарата позволяет более точно использовать язык и губы для произношения сложных звуков.

    5-летний ребенок может подбирать слова на заданный звук, выделять его в слове. Поиграйте с ребенком, попросите его назвать слова, которые начинаются на звук т или д, б или п, м или н. Развитый речевой слух дает ему возможность различать громкость звука, ускорение и замедление темпа речи, улавливать различные интонации, голосовые модуляции.

    Дети с удовольствием подражают взрослым, точно воспроизводя различные интонационно-методические особенности их речи, выделяя отдельные слова смысловым ударением и выдерживая паузу. Свободно, в течение 3-5 секунд они могут произносить гласный звук, поскольку речевой выдох у них стал длительнее. Если ребенок к 5 годам все еще неправильно произносит отдельные звуки, ему нужна помощь логопеда.

    Это тем более необходимо, что у ребенка возрастает интерес к звуковому оформлению слов и он с удовольствием их рифмует: Паша-Маша, каша-наша, а иногда сочиняет собственные четверостишья или перефразирует хорошо известные: «Тише Танечка, не плачь, я куплю тебе калач».

    К 4-5 годам активный словарь детей увеличивается приблизительно до 3000 слов. Это позволяет им точнее выражать свои мысли, насыщая речь прилагательными, наречиями, личными местоимениями, сложными предлогами. Они все чаще пользуются обобщающими понятиями: одежда, обувь, мебель и т.д.

    Если вы хотите помочь ребенку закрепить и дифференцировать те или иные звуки, а также овладеть слоговой структурой слова, предложите ему задание: он должен договаривать слова в небольших стихотворениях:

«Приходи к нам тетя…

Нашу детку…»

«Спать пора

Уснул…

Лег в коробку

На…».

    Чтобы закрепить правильное употребление звука, выработать четкую артикуляцию, предложите ребенку повторять за вами чистоговорки:

«Са-са-са – вот летит оса.

Со-со-со – у Сони колесо.

Су-су-су – видели лису.

Ла-ла-ла – Мила в лодочке плыла.

Ра-ра-ра – высокая гора».

    Для развития слухового внимания предложите ребенку загадки, а для работы над темпом, плавностью, ритмом, выразительностью ребенка – заучивать небольшие стихи, считалки, потешки.

    Это необходимо потому, что к 5 годам ребенок уже обращает внимание на звуковое оформление речи, увеличивается его словарный запас, и речь становится выразительной, грамотной, четкой.

    Таков Ваш дошкольник – умный и внимательный. Он умеет воспринимать, запоминать и мыслить, у него большой опыт практических действий – он чувствует уверенность в своих силах. 

Источник