Консультация для родителей роль семьи в воспитании и развитии ребенка

Консультация для родителей роль семьи в воспитании и развитии ребенка thumbnail

МДОУ детский сад №28 «Туяна» 1 младшая группа «Пчелки»

Консультация «Роль семьи в воспитании ребенка»

     Роль родителей в воспитании детей очень важна — именно от них зависит развитие жизненного сценария подрастающего малыша.

   Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность. Семья является мощным фактором в формирования личности, развития в ней общечеловеческих и индивидуализированных качеств, ибо в семье ребенок впервые усваивает нормы поведения, отношений и чувств, к себе и другому.

Семья обеспечивает первоначальное воспитание, физическую, психологическую и в целом социальную защиту и поддержку детей.

    У хороших родителей вырастают хорошие дети. 
Будущие родители думают, что такими можно стать, изучив специальную литературу или овладев особыми методами воспитания, но только одних знаний мало.
Родители составляют первую общественную среду ребенка. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Не случайно, что к родителям, особенно к матери, мы мысленно обращаемся в тяжелую минуту жизни. Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви.
Глубокий постоянный контакт с ребенком — это универсальное требование к воспитанию. Основа для сохранения контакта — искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка.
Контакт никогда не может возникнуть сам собой, его нужно строить даже с младенцем. Когда говориться о взаимопонимании, эмоциональном контакте между детьми и родителями, имеется в виду некий диалог, взаимодействие ребенка и взрослого друг с другом. Именно тогда, когда ребенок участвует в общей жизни семьи, разделяя все ее цели и планы, исчезает привычное единоголосие воспитания, уступая место подлинному диалогу. наиболее существенная характеристика диалогичного воспитывающего общения заключается в установлении равенства позиций ребенка и взрослого.
Следует категорически отказаться от негативных оценок личности ребенка и присущих ему качеств характера. 
     Контроль за негативными родительскими оценками ребенка необходим еще и потому, что весьма часто за родительским осуждением стоит недовольство собственным поведением, раздражительность или усталость, возникшие совсем по другим поводам. 
    Независимость ребенка. Связь между родителями и ребенком относится к наиболее сильным человеческим связям. Если дети, взрослея, все более приобретают желание отдаления этой связи, родители стараются, как можно дольше ее удержать. 
Решение этой задачи, иными словами, предоставление ребенку той или иной меры самостоятельности регулируется прежде всего возрастом ребенка. Вместе с тем многое зависит и от личности родителей, от стиля их отношения к ребенку. Известно, что семьи весьма сильно различаются по той или иной степени свободы и самостоятельности, предоставляемой детям. 

 Ошибки семейного воспитания. 

У некоторых родителей воспитание ребенка побуждается так называемой мотивацией достижения. Цель воспитания состоит в том, чтобы добиться того, что не удалось родителям из-за отсутствия необходимых условий, или же потому, что сами они не были достаточно способными и настойчивыми. Подобное родительское поведение неосознанно для самих родителей приобретает элементы эгоизма: «Мы хотим сформировать ребенка по своему подобию, ведь он продолжатель нашей жизни…»
Но ребенок может и восстать против чуждых ему требований, вызывая тем самым разочарование родителей из -за несбывшихся надежд, и в результате возникают глубокие конфликты в отношениях между ребенком и родителями. 
Встречаются семьи, где цели воспитания как бы отодвигаются от самого ребенка и направляются не столько на него самого, сколько на реализацию признаваемой родителями системы воспитания. Некоторые родители следуют идеям воспитательных положений семьи Никитиных, отстаивающих необходимость раннего интеллектуального обучения, или призыву: «Плавать, прежде чем ходить»; в иных семьях царит атмосфера сплошного всепрощения и вседозволенности, что, по мнению родителей, осуществляет модель воспитания «по Споку», забывая о том, что не ребенок для воспитания, а воспитание для ребенка.
Воспитание как формирование определенных качеств. В этих случаях родитель строит свое воспитание так, чтобы ребенок был обязательно наделен этим «особо ценным» качеством. Например, родители уверенны в том, что их сын или дочь должны обязательно быть добрыми, эрудированными и смелыми. В тех случаях, когда ценности родителей начинают вступать в противоречие либо с возрастными особенностями развития ребенка, либо с присущими ему индивидуальными особенностями, проблема независимости становится особенно очевидной.
Что же является целью воспитания?
Цель воспитания — содействовать развитию человека, отличающегося своей мудростью, самостоятельностью, художественной производительностью и любовью. Необходимо помнить, что нельзя ребенка сделать человеком, а можно только этому содействовать и не мешать, чтобы он сам в себе выработал человека.

Главные основания, которых необходимо держаться при воспитании ребенка во время семейной его жизни: чистота, последовательность в отношении слова и дела при обращении с ребенком, отсутствие произвола в действиях воспитателя или обусловленность этих действий и признание личности ребенка,постоянным обращением с ним как с человеком и полным признанием за ним права личной неприкосновенности.
Вся тайна семейного воспитания в том и состоит, чтобы дать ребенку возможность самому развертываться, делать все самому. Взрослые не должны забегать и ничего не делать для своего личного удобства и удовольствия, а всегда относиться к ребенку, с первого дня появления его на свет, как к человеку, с полным признанием его личности и неприкосновенности этой личности.

Читайте также:  Ребенку скоро год развитие

Памятка для родителей, чтобы воспитать Человека

НУЖНО:

-Принимать ребенка таким, каков он есть, чтобы при любых обстоятельствах он был уверен в неизменности вашей любви к нему.

-Стремиться понять, о чем он думает, чего хочет, почему ведет себя так, а не иначе.

-Внушать ребенку, что он все может, если только поверит в себя и будет работать.

-Понимать, что в любых проступках ребенка следует винить, прежде всего, себя.

-Не пытаться «лепить» своего ребенка, а жить с ним общей жизнью; видеть в нем личность, а не объект воспитания.

-Чаще вспоминать, какими были вы в возрасте вашего ребенка.

-Помнить, что воспитывают не ваши слова, а ваш личный пример.

НЕЛЬЗЯ:

-Рассчитывать на то, что ваш ребенок будет самым лучшим и способным. Он не лучше и не хуже, он другой, особенный.

-Относиться к ребенку как к сбербанку, в который родители выгодно вкладывают свою любовь и заботу, а потом получают ее обратно с процентами.

-Ждать от ребенка благодарности за то, что вы его родили и выкормили, он вас об этом не просил.

-Использовать ребенка как средство для достижения пусть самых благородных (но своих) целей.

-Рассчитывать на то, что ваш ребенок унаследует ваши интересы и взгляды на жизнь (увы, они генетически не закладываются).

-Относиться к ребенку как к неполноценному человеку, которого родители могут по своему усмотрению лепить.

-Перекладывать ответственность за воспитание на воспитателей, бабушек и дедушек!

Источник

«Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста».

 Роль родителей в воспитании детей очень важна — именно от них зависит развитие жизненного сценария подрастающего малыша.

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность. Семья является мощным фактором в формирования личности, развития в ней общечеловеческих и индивидуализированных качеств, ибо в семье ребенок впервые усваивает нормы поведения, отношений и чувств, к себе и другому.

Семья обеспечивает первоначальное воспитание, физическую, психологическую и в целом социальную защиту и поддержку детей.

У хороших родителей вырастают хорошие дети. 
Будущие родители думают, что такими можно стать, изучив специальную литературу или овладев особыми методами воспитания, но только одних знаний мало.
Родители составляют первую общественную среду ребенка. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Не случайно, что к родителям, особенно к матери, мы мысленно обращаемся в тяжелую минуту жизни.Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви.
Глубокий постоянный контакт с ребенком — это универсальное требование к воспитанию. Основа для сохранения контакта — искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка.
Контакт никогда не может возникнуть сам собой, его нужно строить даже с младенцем. Когда говориться о взаимопонимании, эмоциональном контакте между детьми и родителями, имеется в виду некий диалог, взаимодействие ребенка и взрослого друг с другом. Именно тогда, когда ребенок участвует в общей жизни семьи, разделяя все ее цели и планы, исчезает привычное единоголосие воспитания, уступая место подлинному диалогу. наиболее существенная характеристика диалогичного воспитывающего общения заключается в установлении равенства позиций ребенка и взрослого.
Следует категорически отказаться от негативных оценок личности ребенка и присущих ему качеств характера. 
^ Контроль за негативными родительскими оценками ребенка необходим еще и потому, что весьма часто за родительским осуждением стоит недовольство собственным поведением, раздражительность или усталость, возникшие совсем по другим поводам. 
^ Независимость ребенка. Связь между родителями и ребенком относится к наиболее сильным человеческим связям. Если дети, взрослея, все более приобретают желание отдаления этой связи, родители стараются, как можно дольше ее удержать. 
Решение этой задачи, иными словами, предоставление ребенку той или иной меры самостоятельности регулируется прежде всего возрастом ребенка. Вместе с тем многое зависит и от личности родителей, от стиля их отношения к ребенку. Известно, что семьи весьма сильно различаются по той или иной степени свободы и самостоятельности, предоставляемой детям. 
 Ошибки семейного воспитания.У некоторых родителей воспитание ребенка побуждается так называемой мотивацией достижения. Цель воспитания состоит в том, чтобы добиться того, что не удалось родителям из-за отсутствия необходимых условий, или же потому, что сами они не были достаточно способными и настойчивыми. Подобное родительское поведение неосознанно для самих родителей приобретает элементы эгоизма: «Мы хотим сформировать ребенка по своему подобию, ведь он продолжатель нашей жизни…»
Но ребенок может и восстать против чуждых ему требований, вызывая тем самым разочарование родителей из -за несбывшихся надежд, и в результате возникают глубокие конфликты в отношениях между ребенком и родителями. 
Встречаются семьи, где цели воспитания как бы отодвигаются от самого ребенка и направляются не столько на него самого, сколько на реализацию признаваемой родителями системы воспитания. Некоторые родители следуют идеям воспитательных положений семьи Никитиных, отстаивающих необходимость раннего интеллектуального обучения, или призыву: «Плавать, прежде чем ходить»; в иных семьях царит атмосфера сплошного всепрощения и вседозволенности, что, по мнению родителей, осуществляет споковскую модель воспитани,забывая о том, что не ребенок для воспитания, а воспитание для ребенка.
Воспитание как формирование определенных качеств. В этих случаях родитель строит свое воспитание так, чтобы ребенок был обязательно наделен этим «особо ценным» качеством. Например, родители уверенны в том, что их сын или дочь должны обязательно быть добрыми, эрудированными и смелыми. В тех случаях, когда ценности родителей начинают вступать в противоречие либо с возрастными особенностями развития ребенка, либо с присущими ему индивидуальными особенностями, проблема независимости становится особенно очевидной.
Что же является целью воспитания?
Цель воспитания — содействовать развитию человека, отличающегося своей мудростью, самостоятельностью, художественной производительностью и любовью. Необходимо помнить, что нельзя ребенка сделать человеком, а можно только этому содействовать и не мешать, чтобы он сам в себе выработал человека.

Читайте также:  Карта состояния здоровья и развития ребенка образец заполнения

Главные основания, которых необходимо держаться при воспитании ребенка во время семейной его жизни: чистота, последовательность в отношении слова и дела при обращении с ребенком, отсутствие произвола в действиях воспитателя или обусловленность этих действий и признание личности ребенка,постоянным обращением с ним как с человеком и полным признанием за ним права личной неприкосновенности.
Вся тайна семейного воспитания в том и состоит, чтобы дать ребенку возможность самому развертываться, делать все самому. Взрослые не должны забегать и ничего не делать для своего личного удобства и удовольствия, а всегда относиться к ребенку, с первого дня появления его на свет, как к человеку, с полным признанием его личности и неприкосновенности этой личности.

Памятка для родителей, чтобы воспитать Человека

НУЖНО:

-Принимать ребенка таким, каков он есть, чтобы при любых обстоятельствах он был уверен в неизменности вашей любви к нему.

-Стремиться понять, о чем он думает, чего хочет, почему ведет себя так, а не иначе.

-Внушать ребенку, что он все может, если только поверит в себя и будет работать.

-Понимать, что в любых проступках ребенка следует винить, прежде всего, себя.

-Не пытаться «лепить» своего ребенка, а жить с ним общей жизнью; видеть в нем личность, а не объект воспитания.

-Чаще вспоминать, какими были вы в возрасте вашего ребенка.

-Помнить, что воспитывают не ваши слова, а ваш личный пример.

НЕЛЬЗЯ:

-Рассчитывать на то, что ваш ребенок будет самым лучшим и способным. Он не лучше и не хуже, он другой, особенный.

-Относиться к ребенку как к сбербанку, в который родители выгодно вкладывают свою любовь и заботу, а потом получают ее обратно с процентами.

-Ждать от ребенка благодарности за то, что вы его родили и выкормили, он вас об этом не просил.

-Использовать ребенка как средство для достижения пусть самых благородных (но своих) целей.

-Рассчитывать на то, что ваш ребенок унаследует ваши интересы и взгляды на жизнь (увы, они генетически не закладываются).

-Относиться к ребенку как к неполноценному человеку, которого родители могут по своему усмотрению лепить.

-Перекладывать ответственность за воспитание на воспитателей, бабушек и дедушек!

Источник

Консультация для родителей.

«Семья и её роль в воспитании ребёнка».

hello_html_m3e15a19e.jpg

     Для ребёнка семья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.

Для взрослого человека семья является источником удовлетворения ряда его потребностей и малым коллективом, предъявляющим к нему разнообразные и достаточно сложные требования. На стадиях жизненного цикла человека последовательно меняются его функции и статус в семье.

         Семья… На чем же должна строиться семья? Может быть, на доверии и любви? А может, на взаимоуважении и взаимопонимании? Конечно же, все это составляющие крепкого фундамента для семьи, словом семейные ценности. То есть семейные ценности — это то, что нельзя купить ни за какие деньги, получить по наследству. Семейные ценности можно обрести и пронести их через всю жизнь всем вместе.

 В семье маленький человек проводит большую часть своей жизни. Для малыша «мир» — преимущественно мир семьи, в котором родители — главные опоры, без которых этот мир обрушится. Семья — одновременно и среда обитания, и воспитательная среда. Приобретённое в семье сохраняется в течение жизни. В семье закладываются основы личности, которая начинает формироваться в процессе отношений с  близкими. 

  •    Без авторитета взрослых невозможно воспитание. Прививайте детям уважение к старшим членам семьи, к матери и отцу. Недопустимо пренебрежительно отзываться о ком–то из членов семьи, злословить при ребёнке.

В семье закладываются основы всех сторон развития личности ребёнка: 

  • физической;

  • познавательной;

  • речевой;

  • духовно–нравственной;

  • художественно–эстетической.

Семейный уклад и здоровье.

Забота о здоровье ребёнка начинается со здорового образа жизни в семье. Здоровый образ жизни — это и благоприятный эмоциональный климат, и доброжелательное отношение членов семьи друг к другу, и создание условий для активной деятельности ребёнка: здоровое питание, умеренные физические нагрузки, и отказ взрослых от алкоголя, курения.

Советы по воспитанию.

Говорите ребёнку, что вы его любите.

Отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей приводят к проблемам выросших детей во взрослой жизни. Родителям необходимо поддерживать у ребёнка уверенность в том, что его любят, о нём заботятся, что его плохой поступок не влияет на отношение к нему в целом.

Хвалите и поддерживайте ребёнка.

Ребёнка нужно поощрять, поддерживать его желание быть хорошим. Хвалите своего ребёнка, пусть он видит, что вы замечаете его старания. В обстановке  мелочных придирок, постоянных упрёков маленький человек ожесточается. Но быть на стороне ребёнка – не значит оправдывать его во всём.

Соблюдайте правила.

Дети не всегда чувствуют границы дозволенного, поэтому выставление  ограничений необходимо. Правил  не должно быть слишком много, но они должны быть безусловны, понятны ребёнку, постоянны и выполняемы единодушно всеми членами семьи.

Учите ребёнка ответственности.

Предлагайте ребёнку возможность выбора, предварительно объяснив возможные варианты поведения и их результаты. Обосновывайте запреты, поясняйте и показывайте к чему могут привести их нарушения, учите правильно оценивать свои поступки.

Читайте также:  Развитие ребенка рождения до одного месяца

Будьте последовательны.

В семье очень важны слаженность и солидарность. Родители должны быть едины в своих требованиях, поддерживать друг друга и свой авторитет.

Всегда выполняйте свои обещания.

Обещайте только то, что вы можете выполнить, иначе ребёнок перестанет вам доверять. Дети тяжело переживают нечестность и неискренность родителей.

Играйте с ребёнком.

Постарайтесь вспомнить себя в детстве, в возрасте своего ребёнка. Во время игры дети и родители становятся ближе друг к другу, начинают лучше друг друга понимать.

Будьте щедры.

Щедрость родителей измеряется в душевном тепле, которое они дарят, в проведённом вместе времени, в желании помочь и способности прощать.

Уважайте ребёнка.

Помните, что ребёнок — личность, он имеет право на свою точку зрения, не старайтесь добиться полного послушания любой ценой, дайте возможность высказать своё мнение.

Будьте примером для ребёнка.

Личным примером формируйте в ребёнке полезные привычки: делать  зарядку, гулять, читать, поддерживать чистоту, уступать место в общественном транспорте, придерживать дверь и т.д.

hello_html_m6e460573.jpg

 Уважаемые родители!». 
Вы поможете своему ребенку стать более
любознательным, развитым и успешным:
1. Объясните ребенку: 
Что такое семья? (когда люди живут вместе,
любят друг друга, заботятся друг о друге,
помогают друг другу). 
2. Расскажите ребенку, что вы когда то были
маленькой и предложите ребенку рассмотреть
семейные фотографии.
Дайте ребенку возможность самостоятельно 
рассмотреть фотографии. 
Задайте вопрос, указывая поочередно на 
изображение каждого члена семьи: кто это?
Спросите ребенка, как зовут его маму, папу, 
бабушку, дедушку, брата или сестру (если таковые имеются).
Предложите ребенку рассказать, какая мама? (Добрая, красивая, хорошая.)
Какой папа? (Высокий, строгий, красивый.) 
Какая бабушка? (Старенькая, добрая.) и т. д.
3. Расскажите ребенку о своем детстве:
«Семья наша была очень дружная. Мы любили проводить вместе все свободное
время. Мы играли в разные игры. Давай, я тебя научу игре в которую я любила
играть, когда была маленькой».
По окончании игры не забудьте похвалить ребенка, сказав, что его семья
действительно очень дружная.
4. Игра: «Чья это вещь?»
Для этой игры вам потребуется по одной вещи каждого членов семьи. Сложите
их в мешок и когда будете доставать, спрашивайте: «Чья это вещь?»
Аналогично можно предложить ребёнку разобрать вещи, например, после
стирки.
Игра «Назови ласково»
Мама мамочка, мамуля, папа папочка, папуля,

бабушка бабуля, дедушка дедуля, 
брат братик, братишка, сестра сестренка, сестричка, 
внучка внученька.
Игра «Какая моя семья»? (игра с мячом в кругу) 
(большая семья, дружная семья, хорошая семья, здоровая семья).

Игра «Кто живёт у нас в квартире? »
Раз, два, три, четыре (хлопаем в ладоши)
Кто живёт у нас в квартире? (шагаем на месте)
Раз, два, три, четыре, пять (прыжки на месте)
Всех могу пересчитать (шагаем на месте)
Папа, мама, брат, сестра (хлопаем в ладоши)
Кошка Мурка, два котёнка (наклоны туловища вправо, влево)
Мой сверчок, щегол и я – (повороты туловища вправо, влево)
5. Почитайте ребенку:
М. Шварц «Семья – словечко странное».
Е. Таранова «Семья – это мама и папа, и дед».
А. Барто «Младший брат», «Две сестры глядят на брата», «Мама уходит на 
работу».
Е. Благинина «Посидим в тишине», «Мамин день».
Т. Бокова «Заботливая мама».
А.Усанова «Я один у мамы сын».
Л.Квитко «Бабушкины руки».
К.Д.Ушинский «Петушок с семьей».
С. Капутикян «Стираем», «Маша обедает», «Пылесос», «Игрушка».
Русские народные сказки: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», 
«Гусилебеди», «У страха глаза велики».
Загадки:
Без чего на белом свете 
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья? 
Ваша дружная… (Семья) 
Кто милее всех на свете?
Кого любят очень дети?
На вопрос ответим прямо:
Всех милее наша (мама)
Кто научит гвоздь забить,
Даст машинку порулить,
И подскажет, как быть смелым,
Сильным, ловким и умелым?
Все вы знаете ребята
Ну конечно это (папа).
Он трудился не от скуки, 
У него в мозолях руки, 
А теперь он стар и сед — 
Мой родной, любимый… (дед)

Кто любить не устает,
Пироги для нас печет
Вкусные оладушки
Это наша (бабушка). 
Кто веселый карапузик —
Шустро ползает на пузе?
Удивительный мальчишка —
Это младший мой… (братишка)

Стихи для заучивания:
У меня есть бабушки
Мы играем в ладушки.
Дедушки читают книжку,
Песни мне поет братишка,
Папа башню строит,
Мама торт готовит…
Я в начальники пойду
Дело каждому найду!
Кто любит и меня, и братца,
Но больше любит наряжаться? —
Очень модная девчонка —
Моя старшая… (сестренка)
У нас живёт большая
И дружная семья:
Папа, мама, бабушка,
Дедушка и я,
На меня похожий,
Забавный младший брат,
Он подрос и ходит
Со мною в детский сад.

6. Посмотрите мультфильмы:
«Бабушкин урок». «Трое из Простоквашино». «Осторожно обезьянки». 
«Маша и волшебное варенье». «Волк и теленок». «Мешок яблок».
7. Нарисуйте вместе с ребенком свою семью.
8. Постройте из конструктора: «Дом для моей семьи»
9. Пальчиковая гимнастика «Моя семья»
Этот пальчик дедушка, (Руки сжимают в кулак,
Этот пальчик – бабушка, поочерёдно разгибают пальцы,
Этот пальчик – папочка, начиная с большого)
Этот пальчик – мамочка,
Ну а это я. Вот и вся моя семья!

Дружная семейка
Раз уселась на скамейке
Наша дружная семейка: (пальцы сжаты в кулак)
Самой первой села мама, (разогнуть большой палец)
Рядом — строгий наш отец. (разогнуть указательный)
Следом братец и сестрица. (разогнуть средний и безымянный)
Ну а мне где поместиться (разогнуть мизинец)
Спасибо за сотрудничество!

hello_html_m5d4ba128.jpghello_html_60ff80df.jpg

Источник