Консультация для родителей роль матери и отца в развитии ребенка в раннем

Консультация для родителей

 «Роль матери и отца  в развитии и воспитании ребёнка»

В идеале воспитанию не просто должно

уделяться внимание: оно должно исходить

 от обоих родителей.

Каждому из нас наверняка доводилось видеть первые шаги ребёнка – будь это свой ребёнок, ребёнок друга или просто ребёнок на экране телевизора. Движения малыша ещё совсем неловкие, осторожные, и, сделав несколько шагов, он попросту может упасть. Кто готов помочь ему в эти минуты? Верно, его родители. И ведь это не единственный случай. Всё время взросления ребёнок делает в чём-то свои первые шаги – и каждый раз родители должны быть готовы ему помочь: научить, направить, объяснить, воспитать.

В идеале воспитанию не просто должно уделяться внимание: оно должно исходить от обоих родителей. Представим себе типичную ситуацию: вашего ребёнка обижают другие дети. К кому он может обратиться за помощью? Чаще всего дети склонны жаловаться маме. Но некоторые обращаются к отцу, а порой и вовсе ограничиваются фразой «я всё папе расскажу» или любой похожей. Данный пример доказывает, что роль матери и отца в жизни ребёнка различна.

Не зря природу зачастую отождествляют с матерью. Мама – это целый мир вокруг ребёнка, мир, в котором он может укрыться от опасности, мир, который учит ребёнка жить в гармонии со всем, что его окружает. Благодаря матерям дети адаптируются к жизни в человеческом мире. Мать может научить терпению, своевременности, регулярности. Более того, она должна научить ребёнка этим вещам. Если же мать будет делиться с ребёнком негативом (а порой и проявлять агрессию), это может серьёзно пошатнуть внутренний мир малыша. Хорошую мать не заменять воспитатели, учителя и психотерапевты. Практика показывает, что даже отцам в неполных семьях зачастую это не удаётся. Поэтому кто бы что ни говорил – роль матери в жизни ребёнка является решающей.

В то время как материнство ассоциируется с гармонией, отец учит ребёнка действовать, познавать окружающий мир, ставить перед собой цели и достигать их. Что должен делать отец, если на пути ребёнка возникают препятствия? Правильно, помогать ему в их преодолении. Капризы и излишки эмоций зачастую мешают детям. Роль отца – дать детям понять, что твёрдость и серьёзность принесут гораздо больше пользы, нежели капризы. Да и это ещё не всё. Если от мамы ребёнок чаще всего будет ждать защиты всецело во всем, то от отца будет требоваться поддержка. Ведь мама чаще всего попросту постарается оградить ребёнка от конфликтной ситуации, а отец, наоборот, попробует научить ребёнка справляться с проблемами подобного рода.

Зачастую всё вышеописанное с готовностью делает старший брат ребёнка, иногда – дядя или дедушка, а порой таким учителем может оказаться и, к примеру, тренер (если ребёнок посещает какую-либо спортивную секцию). И в то же время роль отца нельзя преуменьшать. Как нельзя и преувеличивать роль отца и матери в целом. Ведь нельзя допустить чрезмерной опеки над ребёнком. Если родители начинают делать за своё чадо абсолютно всё, то ребёнок перестаёт даже думать о том, чтобы чему-то научиться в жизни. Не допускайте крайностей ни в чём! Во всём важна мера.

На сегодняшний день роль отца всё чаще сводится к роли кормильца семьи. Во многих семьях дети и вовсе не контактируют с сильной половиной родителей. Кажется, будто мужчины просто убегают от своих обязанностей. И когда у ребёнка начинаются проблемы в школе, связанные с недостаточной активностью или направлением этой самой активности не в то русло, отцы попросту не осознают, что это – их вина. Отцы часто прикрываются тем, что якобы не знают, что привнести в воспитание ребёнка или как найти к нему подход. Ещё глупее они говорят, что женщинам легче из-за их материнского инстинкта. На самом делемамам куда сложнее, чем папам. Проще им лишь в одном: между матерью и ребёнком изначально существует связь. До рождения – физическая, после она становится эмоциональной. Мужчинам же нужно приложить немного усилий, чтобы эту связь установить.

От отца в воспитании требуется не так уж много. Примером такого скромного (но полезного) вклада может стать любое совместное дело, которым отец может заняться вместе с ребёнком – особенно с сыном. Проще всего обратиться к спортивным играм. Не любят спорт? Зря – ребёнку он полезен хотя бы в небольших количествах. Но это дело пап – можно найти другое занятие, сделать что-нибудь вместе с ребёнком (скворечник, будку для собаки, полку для вещей ребёнка – да что угодно). Можно с уверенностью сказать, что даже с дочерью хороший отец сможет найти много общих увлечений. Главное – желание.

Читайте также:  Поможет родителю в воспитании и развитии ребенка

Иногда ситуация принимает другой оборот: женщины могут просто не доверять своим мужьям воспитание ребёнка. Но одно дело, когда мужчина даёт повод для недоверия. С этим вопросов нет: ненадёжный отец – плохой отец. Другое дело, когда женщина в своём недоверии руководствуется стереотипом – «мужчины – плохие воспитатели». Вот это в корне неверное суждение. Мужчины могут воспитать ребёнка не хуже, а порой и лучше женщин. Всё зависит от качеств самого человека. Но ограждать хорошего отца от его ребёнка мать просто не имеет права. Можно разделить обязанности по воспитанию! И тогда могут появиться свободные минуты и без того нелёгкой жизни.

Многое в жизни ребёнка зависит в равной степени от отца и от матери. Главное, чтобы ребёнок рос в здоровой семье и не был окружён постоянными конфликтами между родителями. Да, ребёнок может молчать, казалось бы, вовсе не реагируя на окружающие события. Но ведь на самом деле он, как губка, впитывает все происходящее. Все события проходят сквозь него. И конфликты между родителями могут попросту привести к неисправимым психологическим травмам. Проблемы родителей станут проблемами ребёнка, только в более неприятной форме. Родителям необходимо стараться создать вокруг ребёнка здоровую атмосферу!

Родители – пример для ребёнка. Как часто приходится слышать нецензурную лексику из уст совсем маленьких детей! Их ответ на все порицания прост: мама с папой говорят, почему мне нельзя? Родители – авторитет для ребёнка. Нельзя допустить, чтобы этот авторитет стал плохим примером. Родители должны держать себя в рамках при детях, и, в конце концов, это поможет самим стать чуточку лучше.
Трудно перечислить в нескольких абзацах всю важность влияния отца и матери на ребёнка. Отношения между родителями и детьми становятся центральной темой многих трудов по психологии. Не ленитесь изучать их – там часто можно почерпнуть множество полезных знаний. Эти знания помогут вам совершенствовать себя как воспитателя, как родителя. К тому же, что известно всем насчёт совершенства? Что ему нет предела! Человек может научиться всему, в том числе и как быть хорошим отцом или матерью. Вы только скажите родителям: «Они могут!». А уж помощь в этом деле найдётся. И тогда они поймут, что главное – не только быть готовым ко всем неприятностям, но и предупреждать большинство проблем заранее.

Источник

 «Роль матери и отца  в развитии ребёнка раннего возраста»

Цель: содействовать осознанию родителями своей роли в развитии ребёнка раннего возраста для формирования взаимного доверия и эмоционального благополучия семьи.

Задачи: раскрыть особенности влияния родителей на психическое развитие детей раннего возраста; определить разницу отцовского и материнского воспитания; помочь родителям лучше понять своего ребёнка; выработать эффективные навыки взаимодействия с ребёнком раннего возраста.

Ход встречи.

1. Вступительное слово.

Сегодня мы собрались с вами поговорить о самом дорогом, что у нас есть- о наших детях. Поступление малыша в детский сад — это первый шаг в самостоятельную жизнь, который не всем даётся легко.

Эмоциональное состояние маленького человека и его отношение к миру имеют огромное значение в психическом развитии ребёнка. Положительные эмоции создают благоприятные условия не только для режимных процессов, но и для формирования навыков поведения. Они влияют на установление социальных связей сначала со взрослыми, а затем и сверстниками, на поддержание и развитие интереса ко всему, что происходит вокруг. Ведущая роль в жизнедеятельности ребёнка принадлежит взрослому, а значит, именно мы можем повлиять на его благополучное эмоциональное развитие. Для этого между нами взрослыми; родителями и педагогами- должны установиться дружеские , тёплые взаимоотношения. И в этом нам поможет игра.

  1. Игра «Давайте познакомимся»

Важнейшей характеристикой этого возрастного этапа является неустойчивость эмоциональной сферы ребёнка. Его эмоции формирующиеся в это время чувства, отражающие отношение к предметам и людям, ещё не фиксированы и могут быть изменены в соответствии с ситуацией. Поэтому, роль родителей в эмоциональном состоянии ребёнка огромна. Чем же отличается материнская психология от отцовской? В чём разница между материнским и отцовски воспитанием? О природе материнского поведения, заложенного природой, существуют споры. Однако, с эволюционной точки зрения функция матери состоит в адекватной заботе о потомстве. Плюс к этому добавляются социокультурные обязанности: воспитание, развитие и прочее. У матери с ребёнком более тесная эмоциональная связь изначально с момента рождения ребёнка(кормление грудью, физический уход). Материнская забота обеспечивает возможность принятия, отцовская же забота побуждает к отдаче. И то и другое необходимо для развития личности. Отцовская любовь по сравнению с материнской — любовь требовательная, условная любовь, которую он должен заслужить.. Отцовская любовь не является врождённой, а формируется на протяжении первых лет жизни ребёнка. Для того, чтобы заслужить отцовскую любовь, ребёнок должен соответствовать определенным социальным требованиям и отцовским ожиданиям в отношении способностей, достижений успешности. Любовь отца служит как бы наградой за успехи и хорошее поведение, отец видит в мальчике продолжателя рода, поэтому выполняет как бы функцию социального контроля и является носителем требований и санкций. Если мать предоставляет ребёнку возможность ощутить интимность человеческой любви, то отец проторяет ему путь к человеческому обществу. Отец является источником знаний о мире, труде, технике, способствует формированию социально- полезных целей и идеалов.

Читайте также:  Воспитание и развитие ребенка раннего возраста шпоры

Психологами были получены данные, свидетельствующие о том, что у людей, растущих без отца, получают большее развитие гуманитарные способности. Авторитарный отец оказывает положительное влияние на умственные характеристики детей, а авторитарная мать- отрицательное. Поведение родителей играет важную роль в развитии самооценки ребёнка. Если родители относятся с уважением к ребёнку, любят его, принимают его таким, какой он есть, то и ребёнок чувствует собственную ценность, значимость. В то время, как холодные, безразличные или враждебные отношения приводят к обратному эффекту.

  1. Методика «Ладошка» (изучение межличностных связей в семье)

Несмотря на то, что практически все родители любят своих детей, между ними существуют различия в том, насколько часто и открыто выражают свои чувства и насколько им свойственны холодность и враждебность (которые иногда даже способны вытеснить тёплое, сердечное отношение к ребёнку) для нашей культуры нехарактерно внешнее проявление любви, нежности отца к ребёнку. Редко увидишь на прогулке папу за руку с сыном, чаще они

идут рядом и даже не разговаривают., как будто папа просто сопровождает ребёнка.

Удивиться, восхититься сооружением кубиков, рисунком, умением танцевать, рассказать стихотворение — всё несвойственно для большинства современных отцов.

В наши дни любовь родителей к ребёнку чаще всего выражается в покупке дорогой игрушки. Но гораздо больше даже самой привлекательной игрушки малышу нужны внимание, участие, понимание, дружба, общность интересов, дел, увлечений, досуга. На втором году жизни становится очевидным, что поощрение взрослого приобретает роль стимула для развития действий ребенка. Доброжелательность, обращение к ребёнку по имени, констатация его действия, сопровождаемая похвалой, будут способствовать тому, чтобы действие повторялось чаще. Порицание и запрет следует высказывать мягко, доброжелательно; недопустимы порицания личности ребёнка- их можно адресовать лишь отдельным его действиям. Так следует говорить не «ты плохой», а «ты плохо сделал»

Ещё одна негативная черта нашей традиции воспитания — преобладание порицания над похвалой. Многие папы думают, что воспитывать значит делать замечания, запрещать, наказывать, и именно в этом видят родительскую функцию. В результате к 4-5 годам у ребёнка складывается представление об отце как о человек, который ожидает от него «неправильного», «плохого» поведения ( в отличие от матери), низко оценивает не только тот или иной его конкретный поступок, но и его личность в целом. В дальнейшем это представление распространяется на других людей, ребёнок становится неуверенным в себе, ожидает от окружающих негативных оценок своих способностей и умений.

Особенно неблагоприятен для развития Я-концепции авторитарный стиль воспитания, характерной чертой которого является стремление к безапелляционности в суждениях и ясности во всякой ситуации. Поэтому любое наказание, любое требование к ребёнку не содержат в себе даже намёка на готовность принять его, помочь ему или убедить. Такие отцы могут временами искренне считать, что их ребёнок плох целиком, без всяких оговорок. В результате у малыша с первых лет жизни растёт уверенность в том, что его не принимают, не одобряют и в конечном счёте он приходит к убеждению в своей малоценности и ненужности.

4. Тест «Какой вы родитель?»

Не секрет, что характер взаимоотношений родителей с ребёнком оказывает существенное влияние на его развитие. Оцените особенности вашего общения. Части ли вы употребляете такие по смыслу выражения?

  1.  Какой ты у меня молодец.
  2.  Ты способный, у тебя всё получится.
  3.  Ты невыносим.
  4.  У всех дети, как дети, а у меня…
  5.  Ты мой помощник.
  6.  Вечно у тебя всё не так.
  7. Сколько раз тебе повторять.
  8. Какой ты сообразительный.
  9. Чтобы я больше не видела твоих друзей.
  10. Как ты считаешь?
  11. Ты полностью распустился!
  12. Познакомь меня со своими друзьями.
  13. Я тебе обязательно помогу, не переживай.
  14. Меня не интересует, что ты хочешь.
Читайте также:  Ребенок 9 месяцев развитие вес таблица

Если вы употребляете выражения 1,2,5,8,10,12,13 то начислите себе 1 балл.

Если вы употребляете выражения 3,4,6,7,9,11,14 то начислите себе 2 балла.

Посчитайте общую сумму баллов.

7-8 баллов. Между Вами и Вашим ребёнком царит полное взаимопонимание. Вы не злоупотребляете чрезмерной строгостью.

9-10 баллов. Ваше настроение в общении с ребёнком носит непоследовательный характер и больше зависит от случайных обстоятельств.

11-12 баллов. Вы недостаточно внимательны к ребёнку

13-14 баллов Вы слишком авторитарны. Между Вами и ребёнком часто возникает раздражение. Будьте более гибким со своим ребёнком.

5 Игра с мячом «Добрые слова»

Родители поочерёдно называют ласковые слова или фразы, которые они используют, поощряя ребёнка.

6 «Социальное развитие ребёнка в семье, или Выходной день с малышом» ( лекция –диалог)

Как известно понедельник – день тяжёлый. В детских садах эта простая истина, к сожалению, находит подтверждение каждую неделю. После выходных дней дети приходят сонные, капризные, часто плачут. Скучают по маме, их трудно заинтересовать игрушками, занятиями, разговорами.

В группах раннего возраста это особенно заметно. Маленьким детям ещё слишком трудно переключаться с организованной и стабильной жизни детского учреждения на неупорядочную, как правило, жизнь семьи; двухдневный срок ощущается ими, как гораздо более длительный период, чем это привыкли чувствовать мы, взрослые. В результате появляется тот самый «тяжёлый понедельник». Кроме того не всем детям удаётся адаптироваться к условиям детского сада за один день. Есть малыши, которых «отдых выбивает из колеи» до середины недели.

Очень многое зависит от того как организованы выходные, насколько учитываются возрастные особенности ребёнка и его потребности. В эти дни родителям приходится решать сразу несколько задач. Во-первых им нужно успеть переделать все свои «взрослые» дела, накопившиеся за неделю. Во-вторых они должны вовремя накормить и уложить спать ребёнка, погулять и поиграть с ним – словом соблюдать привычный режим дня малыша, который, к сожалению, совсем не совпадает с планами родителей, и далеко не во всех семьях взрослые пытаются перестроить свои планы в интересах ребёнка.

Как проходит выходной детей Вашего малыша? (высказывания родителей)

Кстати, вопрос о том, стоит ли маленьким детям смотреть телевизионные передачи, является очень активным. Не секрет, что большинство родителей сажают ребёнка перед телевизором чуть ли не с года, чтобы он хоть на миг оставил их в покое. В то же время многочисленные свидетельства врачей, психологов, педагогов подтверждают, что такое времяпрепровождение не приносит ничего, кроме вреда: длительный просмотр телевизора в этом возрасте приводит к переутомлению зрения, частое мелькание кадров, особенно к липах, сопровождаемое громкой музыкой нередко провоцируют нарушение деятельности нервной системы, вплоть до судорог. Быстрая смена изображений не даёт ребёнку возможность понять смысл происходящего, а сцены насилия, которыми изобилуют сегодняшние фильмы, наносят непоправимый вред детской, ещё не сформировавшейся психике.

  • Смотреть можно только передачи, предназначенные для маленьких детей, лучше всего отечественный мультфильмы  с чёткой, ясной картинкой, мелодичной музыкой, добрыми нестрашными героями и понятным, доступным малышу содержанием.
  •  Желательно периодически просматривать одни и те же мультфильмы, как перечитывают знакомые книги. Это способствует лучшему пониманию, более осознанному восприятию, элементарному предвосхищению уже известных событий. И в этом ребёнку тоже должна помочь мама:» Кто сейчас из окошка выглянет? Правильно, мышка. А это кто к ней сейчас прискачет? Лягушка-квакушка», для этого полезно иметь любимые мультфильмы на  дисках.
  • Передача «Спокойной ночи, малыши» может быть рекомендована детям, начиная с 3-х лет, до этого возраста им трудно ориентироваться в сюжете передачи.
  • Если вы заметили, что вечером ребёнок перевозбуждается от просмотра телепередач, делайте это только по утрам, а вечером прочитайте знакомую книжку, расскажите сказку, поговорите с малышом о том, как прошёл день, что вы с ним видели, что делали, как играли, что нового он узнал.
  • Никогда не оставляйте ребёнка одного перед телевизором и не разрешайте смотреть «взрослые» передачи. Не поощряйте игры с пультом переключения каналов без Вашего ведома. Мало ли что он увидит.

День, наполненный событиями утомляет малыша. Многие родители думают, что уставший ребёнок быстрее засыпает. На самом деле переполненный впечатлениями малыш перевозбуждается, нервничает, плачет или без причины смеётся и , даже, зевая во весь рот не может уснуть. Привычный режим дня, приятные, понятные ребёнку события, постоянный контакт, доверительные отношения и с мамой, и с папой, внимание родителей, их ласка сделают общение родителей с ребёнком настоящим праздником.

Источник