Конспекты занятий с ребенком 5 лет по чтению
Конспект занятия по обучению чтению детей 5-6 лет с речевыми нарушениями послоговым и глобальным методом.
Тема: Полярная экспедиция.
1.Формировать зрительный образ букв Е, е.
2.Закреплять умение узнавать и читать буквы А, а, Я, я, У, у, Ю, ю, О, о, И, и.
3.Упражнять в чтении слогов первой слоговой таблицы №1(согласный+гласный А).
4.Упражнять в чтении слов, состоящих из изученных букв и слогов.
5.Поддерживать интерес детей к процессу чтения.
Материал: 5 карточек с напечатанными словами из пособия «Умница с пелёнок»; изображение следов пингвинов в виде букв А, а, Я, я, У, у, Ю, ю, О, о, И, и; изображение слогов из слоговой таблицы №1 (согласный+гласный А); изображение домов из ледяных глыб с напечатанными словами (каша, фара, дача, жара, вата, юла, саза, сажа); листы с копировальной бумагой для выполнения слухового диктанта; изображение ледяных гор с написанными на них изученными гласными, листы в виде силуэта посуды, на которых написаны слова: еда, ела, Ева; демонстрационные листы с предложениями: На столе еда. Ева ела суп.
Ход занятия.
Этапы
Инструкция
Содержание заданий, примечания
1.
Оргмомент.
Сегодня мы с вами отправляемся в полярную экспедицию. Добраться до Северного полюса нам поможет упражнение «Почитай-ка».
По сигналу (звон колокольчика) логопед начинает демонстрировать по очереди карточки со словами
2.
Повторение пройденного материала
Посмотрите, сколько следов на снегу. Это прошли пингвины. А что напоминают эти следы? (Буквы). Выберите «след», рассмотрите и назовите букву. Сложите парами следы больших пингвинов и их детёнышей (большие и маленькие буквы).
На полу разложены буквы А, а, Я, я, У, у, Ю, ю, О, о, И, и.
Дети выбирают по одной большой букве называют её и находят пару – маленькую букву.
3.
Ледокол расколол лёд и какие разные льдины проплывают мимо нас.
Логопед демонстрирует по очереди слоги из слоговой таблицы №1 (ма, па, ба, да, ша, жа, ка, ла, га, фа, ра, ча, ва, за, са, та).
4.
Сколько здесь ледяных домиков?! В этих жилищах живут белые медведи. У каждого домика есть название. Прочтите его.
На стене изображение домов из ледяных глыб с напечатанными словами.
Дети читают «название» каждого домика(каша, фара, дача, жара, вата, юла, саза, сажа). Затем находят карточки со слогами из которых состоят слова.
5. Знакомство с темой занятия.
Нам нужно расшифровать телеграмму, которая пришла на полярную станцию. Рассмотрите картинки и обведите под ней ту букву, которая пишется в начале слова.
Задание выполняется за столами. Детям раздаются листы бумаги с изображением яблока, юрта, астра, улей, облако, ель и варианты первых букв к словам. Дети должны обвести те буквы которые пишутся в начале заданных слов.
6.
У нас осталась не расшифрована одна картинка – ель. С буквой Е, которая пишется в начале этого слова, мы ещё не знакомы. Чтобы узнать, как она пишется нужно выполнить следующее задание. Соедините точки по моим инструкциям.
На листах поставлены точки, обозначенные изученными буквами. Снизу находится лист с копировальной бумагой. Логопед диктует последовательность соединения точек.
7.
Уберите листочек, который лежит сверху и копировальную бумагу. У нас получилась новая буква. Это большая буква Е. Давайте хорошо рассмотрим её.
Дети называют, из скольких палочек состоит буква. Проводят пальцем по контуру.
8.
Мы познакомились с большой буквой Е. У неё, почти как у всех букв, есть пара, маленькая буква е. Не отрывая руки и не поворачивая, проведите карандашом линию по стрелкам.
Теперь мы можем закончить расшифровку телеграммы.
Большая буква Е находится с левой стороны листа, а маленькая – с правой.
Дети обводят соответствующую букву под картинкой ель.
9.
Закрепление материала
Вокруг множество ледяных гор. Чтобы наша экспедиция не заблудилась, будем двигаться туда, где написана буква Е.
На стене изображение ледяных гор с написанными на них изученными гласными. Дети выбирают только те, на которых написана буква Е,е.
10.
Пришла пора обедать. Прочтите, то, что написано на посуде.
Дети читают на листах в виде силуэта слова: еда, ела, Ева.
11.
А теперь вместе прочтём предложения с этими словами.
На демонстрационных листах написаны предложения: На столе еда. Ева ела суп.
Дети читают в предложениях только выделенные слова, остальное читает логопед.
12.
Итог занятия
Наша экспедиция завершается. С какой буквой мы сегодня путешествовали? Выберите себе изображение буквы Е на память об экспедиции.
А теперь мы отправляемся домой.
Упражнение «Почитай-ка».
Источник
Бородкина Елена Алексеевна
Развивающее занятие для детей 5–6 лет. Развитие речи. Обучение грамоте и чтению
Развивающее занятие для детей 5-6 лет.
Развитие речи. Обучение грамоте. Обучение чтению.
1. Теперь ты знаешь все буквы. Если записать их в определенном порядке, получится алфавит. У каждой буквы – свое имя. Постарайся запомнить их и называй каждую букву правильно.
Помогут тебе быстрей запомнить алфавит эти веселые строки:
Аа (а) Бб (бэ) Вв (вэ) Гг (гэ) Дд (дэ) Ее (е) Ёё(ё)
— Постираем мы белье.
Жж (жэ) Зз (зэ) Ии (и) Йй (й) Кк (ка) Лл (эль) Мм (эм)
— Апельсинку быстро съем.
Нн (эн) Оо (о) Пп (пэ) Рр (эр) Сс (эс) Тт (тэ) Уу (у)
— Погуляем по мосту.
Фф (эф) Хх (ха) Цц (цэ) Чч (чэ) Шш (ша) Щщ (ща)
— Ах, какая чаща!
Ъ (твердый знак) ы (ы) ь (мягкий знак)
— Не запомнятся никак!
Ээ (э) Юю (ю) Яя (я)
— Вот и все мои друзья!
2.На доске: 1. Пятый лишний.
Гора пятый Марина
Горка пятерка Тамара
Горе пятница Николай
Горный пятно Ирина
пригорок пятачок Рая
1. Напечатай на доске. Один- много.
ЕЖ – (ЕЖИ)
ОЗЕРО – (ОЗЕРА)
ЗВЕЗДА – (ЗВЕЗДЫ)
ГНЕЗДО – (ГНЕЗДЫ)
4. Какой? Какая? Какое?
Море быстрая
Река спокойное
Пруд грязная
Лужа старый
5. Динамическая пауза № 4.
6.Просчитай на три слова: Пальто, рыба, радио, окно.
7.Выучим стихотворение:
Ты эти буквы заучи, их три десятка с лишком.
А для тебя они – ключи ко всем хорошим книжкам.
В дорогу взять не позабудь
Ключей волшебных связку.
В любой рассказ найдешь ты путь,
Войдешь в любую сказку.
Прочтешь ты книги о зверях,
Растеньях и машинах.
Ты побываешь на морях
И на седых вершинах.
Тебе чудесные края
Откроет путь от А до Я.
Публикации по теме:
Конспект организованной образовательной деятельности ОО «Речевое развитие» Обучение грамоте Тема: «Вернем радуге цвета»
ОО «Речевое развитие» Конспект ООД по обучению грамоте. (подготовительная группа). Тема: «Вернем радуге цвета». Цель: обобщение и закрепление.
Конспект открытого итогового занятия по развитию речи «Обучение грамоте в подготовительной группе»
Тема: «Обучение грамоте в подготовительной группе». Цель: • Закрепить знания детей в определении характеристики звука: гласных, согласных,.
Конспект занятия по развитию речи (обучение грамоте) в подготовительной группе «Лесная неразбериха»
Программное содержание Цель: различение звонких и глухих согласных звуков в слогах, словах, предложениях. Задачи: 1. Закрепить навык чтения.
Конспект занятия по развитию речи (обучение грамоте) в старшей группе «Путешествие в страну Азбуку»
Программное содержание Цель: Закрепление гласных и согласных звуков и букв а, у, о, м, с,х. Задачи: 1. Продолжать учить детей звуковому.
Коррекционно-развивающее занятие по развитию речи детей раннего возраста с синдромом Дауна (органическим поражением ЦНС)
Цель: Стимулирование речевой активности Задачи: 1) учить произносить простые слова и звукоподражания; 2) коррекция зрительно-слухового восприятия.
Коррекционно-развивающее занятие по развитию связной речи для детей с ЗПР. В старшей группе. Тема: «Транспорт».
Цели: Развитие связной речи. Задачи: Образовательные: — Формирование связной диалогической речи. — Закрепить знания детей по лексической.
Обучение чтению детей старшего дошкольного возраста
По мнению современных физиологов, психологов, логопедов, педагогов этот возраст для большинства детей является наиболее благоприятным для.
Обучение чтению детей старшего дошкольного возрста
По мнению современных физиологов, психологов, логопедов, педагогов этот возраст для большинства детей является наиболее благоприятным для.
Проект «Обучение чтению детей по кубикам Н. А. Зайцева»
«Обучение чтению детей по кубикам Н. А. Зайцева» Актуальность и полезность инновации. В связи с последними изменениями в сфере дошкольного.
Программа дополнительного образования «Обучение чтению» для детей старшего дошкольного возраста
Пояснительная записка Подготовка к обучению грамоте – одна из основных задач в дошкольном учреждении. Опыт работы с детьми дошкольного возраста.
Источник
Виктория Мелентьева
Курс занятий по раннему обучению чтению детей дошкольного возраста «Абвгдейка»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №56»
«АБВГДейка»
Мелентьева Виктория Андреевна
воспитатель
«Раннее обучение чтению детей дошкольного возраста АБВГДейка»
Он взрослых изводил вопросом «почему?»
Его прозвали «маленький философ»,
Но только он подрос, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор он больше никому
Не досаждал вопросом «почему?».
(С. Я. Маршак)
Процесс обучения чтению самый интересный, но трудный и ответственный. Если дети не будут правильно, бегло, выразительно читать, они не смогут овладеть грамотным письмом, не научатся решать задачи. Научить детей читать – значит подготовить их к самостоятельной работе с текстом, привить любовь к чтению. Следовательно, овладение навыками чтения это и средство, и одно из условий общего развития детей. Процесс чтения очень сложен, поскольку в нем участвуют мышление, речь, восприятие, память, воображение, слуховые и звуковые анализаторы.
Психологи считают, что в 4 — 5 лет ребенку легче учиться чтению, чем в 7 — 8, объясняя это тем, что пятилетний ребенок уже хорошо освоил речь, но слова и звуки ему еще интересны, он охотно с ними экспериментирует, легко запоминает целые слова, а затем начинает различать в них буквы, задача педагога придать его интересу направление, необходимое для овладения навыком чтения. В старшем же возрасте слова и звуки становятся для ребенка чем-то привычным и его экспериментаторский интерес пропадает. Интеллектуальное развитие дошкольника наиболее успешно проходит в процессе его игровой деятельности.
Обучение чтению, без сомнения, является одним из главных условий успешного раннего развития ребенка.
Результативное обучение чтению напрямую зависит от развития познавательных способностей детей. В 4-5 лет дети уже могут анализировать свойства окружающих их предметов. Именно в этом возрасте у детей проявляется интерес к буквам, поэтому можно начинать подготовку к обучению чтению. Подготовка к обучению чтению детей дошкольного возраста, должна включать в себя игры которые способствуют освоению навыков чтения. Они направлены на развитие памяти, внимания, мышления и мелкой моторики.
Ребенок, который начал читать в раннем возрасте, безусловно,имеет преимущество перед своим не умеющим читать сверстником:
— читая, малыш развивает свою речь, поскольку чтение — это одна из разновидностей речи (письменная);
— читая и запоминая новые слова, ребенок развивает мышление, увеличивает словарный запас;
— чтение помогает малышу запомнить эталоны построения предложений, и он сам начинает строить свою речь правильно;
— многократно прочитывая одно и то же слово, ребенок зрительно запоминает его начертание, то поможет ему в будущем правильно писать;
— чтение — это новый вид получения информации, теперь малыш может самостоятельно узнавать интересующие его сведения.
Оставляя процесс овладения навыками чтения на первые годы школьной жизни,взрослые ставят ребенка в сложную ситуацию: поток информации, необходимый для усвоения, резко возрастает со вступлением в школьную жизнь. Кроме того, возникает необходимость приспособления детей к новым внешним условиям школы, к изменению режимных моментов, адаптации в новом школьном коллективе. Если к этому добавляются трудности освоения навыков первоначального чтения, то увеличивается опасность, что какой-либо из компонентов новой школьной жизни не будет освоен. Таким образом, необходимость более раннего, чем в школьные годы, обучения детей чтению, продиктована потребностями общественного развития и формирования личности ребенка, обучения чтению и задач возрастного психического развития ребенка
Исходя из изложенных выше позиций, мной было разработано содержание курса занятий рассчитанных на двухлетний срок обучения (1-й год обучения — для детей 4-5 лет; 2-й год обучения для детей 5-6 лет) чтению в игровой форме.
Научиться читать не так-то просто. Знать алфавит и складывать буквы в слоги, а слоги в слова, это ещё не всё. Из опыта своей работы могу сказать, что некоторые дети так и остаются на уровне складывания слов, не научившись видеть смысл в прочитанном. С такими детьми нужна дополнительная работа.
Считаю, главной задачей своей работы по обучению чтению дошкольников – сделать для ребенка слово, его звуковую оболочку не только ощутимой, но и привлекательной, интересной. Когда дети в игровом, звукоподражательном действии научатся различать гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные, тогда ставлю новую задачу запомнить знак, которым записывается на письме данный звук.Для более легкого запоминания графических элементов — букв в своей работе использую следующие приемы работы: конструирование из палочек, карандашей; лепка из пластилина; рисование на листе бумаги; штриховка; обводка образца буквы.
Стараюсь обучить чтению на уровне индивидуальных возможностей каждого ребёнка. В то же время провожу и целенаправленную работу по обогащению, активизации речи, пополнению словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры, уточнению значений слов и словосочетаний, развитию диалогической речи.
Целью данной Программы Создание условий для осмысленного и осознанного обучения детей чтению в игровой форме.
Для реализации поставленной цели определены следующие:
Задачи Программы:
— Способствовать развитию умения работать с полным составом звуков и букв русского языка.
— Создавать условия для аналитико-синтетическому слияния слоговых сочетаний – чтению.
— Способствовать развитию мыслительных процессов (элементов анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, способности слышать и воспроизводить звуковой образ слова, правильно передавать его звучание.
— Создавать условия для применения полученных знаний, умений и навыков в познавательной деятельности.
— Способствовать развитию воспитания культуры общения, которая способствует умению излагать свои мысли, чувства, переживания.
Процесс обучения чтениюстроится на общедидактических и специфических принципах:
— принцип систематичности и последовательности: концентрическое усвоение программы; организация и последовательная подача материала («от легкого к трудному», «от простого к сложному обучения;
— принцип наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение изучаемых объектов и понятий способствует формированию более полных и четких образов и представлений в сознании дошкольников;
— принцип доступности и посильности: реализуется в делении изучаемого материала на этапы и в преподнесении его детям последовательными блоками и частями, соответственно возрастным особенностям и развитию речи;
онтогенетический принцип (учет возрастных особенностей обучаемых).
Программа предназначена для детей 4 – 7 лет.
Обучение чтению при возрастных особенностях для детей от (4-5 лет):
— подготовка к обучению чтению: обучение чтению напрямую зависит от развития познавательных способностей ребенка, внимания, памяти, мышления, мелкой моторики.
— учим буквы: полезным для запоминания букв является выкладывание их из палочек, кубиков, мозаики, пуговиц, горошин, камешков, моделирование буквы из пластилина (из колбасок/жгутиков) или проволоки, обводка и раскрашивание объемных букв, их штриховка.
— запоминаем слоги: научить читать с помощью заучивания системы единиц чтения – слогов-слияний, заучивать слоги нужно по той же схеме,которая используется при заучивании букв: многократное называние слога взрослым, поиск слога по заданию взрослого с последующим называнием, самостоятельное называние – «чтение» слога
К концу первого года обучениядети приобретают умения:
читать слоги:
сочетание двух гласных;
сочетание гласного с согласным в обратном слоге;
сочетание согласного с гласным в прямом слоге;
односложные слова по типу СГС (согласный-гласный-согласный);
двусложные и трехсложные слова, состоящие из открытых слогов;
двусложные слова, состоящие из открытого и закрытого слогов;
понимать прочитанное.
К концу второго года обучениядети приобретают умения:
читать односложные слова со стечением согласных;
простое двусоставное предложение без предлога;
простое предложение с предлогом;
доступные по содержанию тексты (небольшие рассказы, стихотворения, сказки);
отвечать на вопросы, понимать прочитанное, пересказывать прочитанное;
Принципы построения программы:
— учет индивидуальных особенностей и возможностей детей
— положительная оценка любого достижения ребенка
— проведение занятий с учетом специфики дошкольного возраста
— занимательность
— наглядность
Ведущая деятельность – игровая, продуктивная (рисование, лепка, обводка, раскрашивание, штриховка и т. д.)
Формы и режим занятий.
Основной формой работы с детьми являются (занятия, продолжительность которого соответствует возрастным нормам детей:
— от 4-5 лет – 2 раза в неделю по 20 мин
— от 5-6 — 2 раза в неделю по 30 мин
В занятия включены физкультминутки, которые позволяют детям расслабиться, а педагогу разграничить занятие на структурно-смысловые части.
Структура занятия
Задание «Произнеси звук»
Задание «Опиши звук».
Игра — «Поймай звук»
Пальчиковая гимнастика
Игра «Кто дольше протянет звук»
Игра «Составь букву»
Рефлексия
Всего 72 занятия 32 часа в год.
ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ЧТЕНИЮ
Месяц № п/п Тема занятия Цель занятия Навыки чтения
ноябрь 1 «Знакомство: Слыш» развитие речевого и фонематического слуха дошкольников Подготовка дошкольников к восприятию звуков и букв русского языка; формирование мотивации к занятиям
2 «Встреча Слыша и Буковки» совершенствование тонкой моторики пальцев рук дошкольников
3 «Звук и буква «А»»
знакомство дошкольников с буквой «А» развитие фонематических представлений; закрепление правильной артикуляции изучаемых звуков
4 «Звук и буква «У»» формирование у детей стойких представлений о букве «У».
5 «Сочетание «АУ»» развитие навыков звукового анализа и синтеза слоговых сочетаний Чтение сочетания «АУ»
6 «Сочетание «УА»» Закрепление навыков и умений звуко-слогового анализа и синтеза Синтез звуков [У] и [А]
7 «Звук и буква «О»» знакомство со звуком и буквой «О», совершенствование артикуляционной моторики
развитие фонематических представлений; закрепление правильной артикуляции изучаемых звуков
8 «Звук и буква «И»» совершенствование артикуляционной моторики, развитие интонационной стороны речи
9 «Сочетание «ИА»» развитие умений звуко — слогового анализа и синтеза, совершенствование тонкой моторики пальцев рук
Синтез звуков [И] и [А]
Декабрь
10 «Звук и буква «Ы»» познакомить дошкольников с буквой «Ы» Развитие фонематического восприятия; закрепление верно произношения звуков
11 «Звук и буква «Э» сформировать представления у детей о звуке и букве «Э»
12 «Звуки [М] и [М’], буква «М»»
научить дошкольников правильному произношению звуков [М] и [М’], различению буквы «М» Чтение слогов: ам, ум, ом, им, ым, эм
Чтение слов: ум, мама, мимо, му-му
13 «Звуки [Б] и [Б’], буква «Б»»
сформировать представления дошкольников о звуках [Б] и [Б’], познакомить с буквой «Б»
Чтение слогов: ба, бо. бу, бэ, бы, би
Чтение слов: бум, бом, бам, бим
14 «Звуки [П] и [П’], буква «П»»
сформировать представления у детей о звуках [П] и [П’], их графическим обозначением
Чтение слогов: ап, оп, уп, ып, эп, ип.
Чтение слов: папа, пума, пимы
15 «Звуки [Ф] и [Ф’], буква «Ф»»
познакомить дошкольников со звуками [Ф] и [Ф’ ], с обозначаемой их буквой «Ф».
Чтении слогов: фа, фо, фу, фы, фэ, фи
Чтение слов: Фома, Фима, фифа, миф, пуф, Уфа, мифы
16 «Звуки [В] и [В’], буква «В»»
научить дошкольников различению звуков [В] и [В’], познакомить с соответствующей буквой «В»Синтез слогов: ва, во, ву, вы, вэ, ви
Синтез слов: ива, увы, ивы, Вова, Вовы, пава, вам
17 «Звуки [Т] и [Т’], буква «Т»»
познакомить дошкольников со звуками [Т] и [Т’], соответствующим этим звукам графическим символом Чтение слогов: ат, от, ут, ыт, эт, ит
Чтение слов:: боты, бита, вата, Тима, фото, Тата, Тома, маты, это, эти
январь 18 «Звуки [Д] и [Д’], буква «Д»»
обучить детей различению звуков [Д] и [Д’], сформировать представления о букве «Д».
Чтение слогов: да, до, ду, ды, дэ, ди
Чтение слов: дома, дата, дубы, Дима, вода, дама, дума, мода, ода, иди
19 «Звук [Н], [Н’] и буква «Н»»
познакомить дошкольников со звуками [Н] и [Н’], буквой «Н»Синтез слогов: ан, он, ун, ын, эн, ин
Синтез слов: Ната, Нина, мина, тина, пони, пан, тон, нам, Дон, туман
20 «Звуки [К] и [К’], буква «К»»
сформировать представления о звуках [К] и [К’], букве «К» Чтение слогов: ак, ук, ок, ык, эк, ик
Чтение слов: Капа, мука, Кама, кума, Куба, маки, кино, куда, кипа, Ника
21 «Звуки [Г] и [Г’], буква «Г»»
научить детей различению звуков [Г] и [Г’], закрепить представления о букве «Г»Синтез слогов: га, го, гу, гы, гэ, ги
Синтез слов: гага, губа, губы, годы, ноги, нуга, Гога, бумага, гамак, гам
февраль 22 «Звуки [Х] и [Х’], буква «X»»
познакомить дошкольников со звуками [Х] и [Х’], с их графическим обозначением – буквой «Х» Чтение слогов: ах, ох, ух, эх, ых, их
Чтение слов: хата, муха, тихо, духи, ухо, уха, эхо, мох, хохот, хобот
23 «Звуки [С] и [С’], буква «С»»
сформировать представления детей о звуках [С] и [С’], об их графическом символе — букве «С»Синтез слогов: са, со, су, сы, сэ, си
Чтение слов: совы, бусы, сова, сани, косы, носы, сады, киса, соки, гуси
24 «Звуки [З] и [З’], буква «3»
познакомить дошкольников с новыми звуками [З] и [З’], обозначаемой их буквой – «З» Чтение слогов: за, зу зо, зы, зэ, зи
Чтение слов: зубы, тазы, козы, ваза, газон, бизон, музыка, низина, мимоза, Зина
25 «Звук и буква «Ш»»
сформировать представления у дошкольников о звуке и букве «Ш»Синтез слогов: ша, шу, шо, шэ, ши
Чтение слов: шаги, шипы, шина, шуба, Маша, Даша, Миша, шапка, мышка, камыши
26 «Звук и буква «Ж»»
сформировать представления дошкольников о звуке и букве «Ж».
Чтение слогов: жа, жу, жо, жи, жэ
Синтез слов: жаба, ножи, кожа, вижу, хожу, жатва, пижама, вожди, вожак, жди
27 «Звук и буква «Ч»»
научить дошкольников верному произношению звука [Ч], синтезу слоговых сочетаний, содержащих изучаемый звук Чтение слогов: ач, оч, уч, эч, ич
Чтение слов: чай, часы, туча, дача, чайка, дочка, очки, бочка, чижик, бочонок
28 «Звук и буква «Ц»»
познакомить детей со звуком и буквой «Ц»Синтез слогов: ац, оц, уц, эц, ыц, иц
Синтез слов: овцы, овца, цыпа, нал, цокот, цапка, цикада, цинга, цинк, синица
29 «Звук и буква «Щ»»
научить дошкольников синтезу слоговых сочетаний, содержащих звук «Щ» Чтение слогов: ащ, ош, ущ, эщ, ыщ, ищ
Чтение слов: щи, ищи, пища, щука, пищит, овощи, тащи, тащит, угощу, ищу
30 «Звуки [Л] и [Л’], буква «Л»»
познакомить детей со звуками [Л] и [Л’], обозначаемым их графическим символом – буквой «Л» Чтение слогов: ал, ул, ол, эл, ыл, ил
Чтение слов: лак, лама, лапа, лупа, луна, лужа, мыло, лопата, полка, ландыш
март 31 «Звуки [Р] и [Р’], буква «Р»»
обучить дошкольников синтезу слоговых сочетаний, содержащих звуки [Р] и [Р’]Синтез слогов: ра, ро, ру, ры, рэ, ри
Синтез слов: руки, роза, рабы, ранка, дорога, гром, кран, барабан, рис, риск
32 «Звук и буква «Й»»
познакомить дошкольников со звуком и буквой «Й» Чтение слогов: ай, ой, уй, эй, ый, ий
Чтение слов: дай, лай, майка, сайка, зайка, сойка, Зойка, мойка, байка, лайка
33
Буква «Е» познакомить детей со звуком и буквой «Е» Буква для чтения: «Е»
Слова для чтения: ем, еда, Ева, Егор, пена, Вера, небо, сено, перо, лес.
34 Буква «Ё» познакомить дошкольников со звуком и буквой «Ё» Буква для чтения: «Ё»
Чтение слов: ёж, ёрш, ёлка, мёд, лён, тётя, Сёма, Лёня, чёлка, котёл.
35 Буквы «Я»
сформировать представления у детей о звуке и букве «Я»Буква: «Я»
Чтение слов: Яша, Яна, мясо, яблоко, яма, яхта, ярко, ясно,
няня, ястреб.
36 Буква «Ю» научить детей различению звука и буквы «Ю», синтезу слоговых сочетаний, содержащих этот звук. Буква для чтения: «Ю»
Чтение слов: юла, юг, Юля, Нюра, юбка, Юра, люк, союз, Люба, юрта.
37 «Буквы [Ь] и [Ъ]»
сформировать стойкие представления у дошкольниках о буквах [Ь] и [Ъ] Слова для чтения (с «ь»): пень, мать, боль, топь, рысь
Слова для чтения (с «ъ»): съел, въехал, подъехал, объехал, съела
38 Обобщающее занятие закрепить полученные на протяжении всего курса обучения умения и навыки чтения Чтение слов и коротких фраз.
Раннее обучение чтению детей дошкольного периода при правильно подобранной методике и с использованием специальных наглядных пособий обеспечивает формирование условий для успешного обучения в школе.
Овладение началами грамоты важный этап в умственном и речевом развитии детей. Обучаясь чтению, печатанью, дети учат довольно сложную систему графических символов – букв, обозначающих звуки речи, делят предложения на слова, слова на слоги, а слоги на звуки. Приобретая элементарные технические навыки чтения, учатся понимать смысл написанных слов, коротких предложений.
Обучение чтению способствовало развитию произвольности психических процессов, т. к. усвоение грамоты обусловлено высокой степенью произвольности акта чтения: необходимо произвольно сосредоточить зрительное внимание на читаемом отрезке слова и распределить внимание на всем читаемом слове или предложении.
Ознакомление с графическими знаками (буквами) помогает наглядно увидеть, что наша речь состоит из слогов, слов, предложений. Знакомство с буквами при помощи рисунков-символов, шуточных стихов способствует формированию оптико-пространственного образа букв. Печатанье букв, слогов, слов, предложений стало возможным при достаточном развитии тонкой моторики.
Методы и приемы, использованные при обучении чтению, способствуют развитию у детей познавательных способностей, что позволит в дальнейшем избежать ошибок при чтении и письме во время обучения в школе.
Источник