Что можно исследовать с ребенком 5 лет

Что можно исследовать с ребенком 5 лет thumbnail

Елена Куличенко
«Познавайте и исследуйте с детьми дома!» Познавательно-исследовательская деятельность. Экспериментирование

«Познавайте и исследуйте с детьми дома

«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам».

Ральф У. Эмерсон

Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность

Познавательно-исследовательская деятельность, имея в виду активность ребенка, впрямую направлена на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

Познавательно-исследовательская деятельность – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Но среди родителей часто распространена ошибка – ограничения на пути детского познания. В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводятся занятия. В группах созданы условия для развития детской познавательной активности, оборудованы уголки экспериментирования,где находятся необходимые предметы: бумага разных видов, ткань, специальные приборы (весы, часы и др., неструктурированные материалы, песок, вода, карты, схемы и т. п.)

Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.

Любое место в квартире может стать местом для исследования. Например, ванная комната. Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ. Например, что быстрее растворится? (морская соль, кусочки мыла, пена для ванн) и т. д.

Кухня – это место, где ребёнок часто мешает маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, и предложите детям растворять в воде различные продукты (крупы, муку, соль, сахар). Поинтересуйтесь у детей, что стало с продуктами и почему? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе, и постараться объяснить результат доступным для него языком.

Исследование можно провести во время любой деятельности. Например, ребёнок рисует, у него кончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение.

Несколько несложных опытов для детей среднего дошкольного возраста.

Что плавает, а что тонет?

Цель: Выяснить, что не все предметы тонут.

Материалы: жидкость, предметы из различных материалов

Процесс: Поочередно опускать в воду различные предметы и наблюдать, за тем какие предметы тонут, а какие плавают на поверхности.

Вывод: Предметы из дерева не тонут.

Куда деваются сахар и соль?

Цель: Выяснить, что сахар и соль растворяются в воде.

Материалы: Два прозрачных стакана с водой, сахар, соль.

Процесс: Дать ребенку предварительно попробовать воду из стаканов. Затем поместить в разные стаканы соль и сахар, и спросить, куда они делись?

Затем дать ребенку попробовать воду в этих же стаканах.

Вывод: Сахар и соль растворяются в воде.

Какого цвета вода?

Цель: Выяснить, что при смешивании получаются новые цвета.

Материалы: Прозрачные стаканы воды, гуашевые краски (красная, желтая, синяя).

Процесс: Окрасить воду в желтый цвет и понемногу добавлять красную краску, должна получиться оранжевая вода.

Окрасить воду в желтый цвет и понемногу добавлять синюю краску, должна получится зеленая вода.

Окрасить воду в синий цвет и понемногу добавлять красную краску, должна получиться фиолетовая вода.

Так же можно смешивать и сами краски.

Вывод: При смешении красок определенного цвета получается другой цвет.

Куда девалась вода?

Цель: Выяснить, что ткань впитывает воду.

Материалы:

Процесс: Налить небольшое количество воды в плоскую емкость и опустить туда губку или кусок ткани. Что произошло? Вода исчезла, ее впитала губка.

Вывод: Ткань впитывает воду, и сама становится мокрой.

С детьми можно и нужно исследовать на прогулке, где много природного материала. Это прекрасный материал для изготовления поделок, с ним можно проводить эксперименты. Например, камешки часто встречается на прогулке, на дне аквариума. Попадая в воду, камешек меняет цвет — становится темнее. Камешек в воде тонет, а есть камни, которые плавают (туф, пемза). А если камешки собрать в жестяную банку, ими можно погреметь. Их можно бросать в цель (в пластиковую бутылку, попадать внутрь ведерка. Камешки интересно собирать в ведерко, а потом считать, рассматривать цвет. Гладкие камешки приятно катать между ладоней.

Косточки от фруктов и крупа, положенные в банки, бутылки издают разные звуки. При помощи пинцета их можно разложить в разные емкости. Такое упражнение развивает мелкую моторику рук. Из природного материала можно выкладывать геометрические фигуры, делать различные картины.

Сухие травы, цветы, сухофрукты хороши для развития обоняния. Их можно нюхать, а также использовать для изготовления поделок.

Чем больше вы с ребенком будите исследовать, тем быстрее он познает окружающий его мир, и в дальнейшем будет активно проявлять познавательный интерес.

Что нужно делать, чтобы поддержать активность в познавательной деятельности ребенка?

1. Поощрять детскую любознательность и всегда находить время для ответов на детское «почему?»

2. Предоставлять ребенку условия для действия с разными вещами, предметами, материалами.

3. Побуждать ребенка к самостоятельному эксперименту.

4. В целях безопасности существуют некоторые запреты на действия детей, объясняйте, почему этого нельзя делать.

5. Поощряйте ребенка за проявленную самостоятельность и способность к исследованию.

6. Оказывайте необходимую помощь, чтобы у ребенка не пропало желание к экспериментированию.

7. Учите ребенка наблюдать и делать предположения, выводы.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ЧЕГО НЕЛЬЗЯ и ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ

* Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.

* Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т. п. – ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.

* Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.

* Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей неуспешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.

* Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью, а также неумение предвидеть последствия своих действий часто приводят к поступкам, которые мы, взрослые, считаем нарушением правил, требований. Так ли это?

* Если поступок сопровождается положительными эмоциями ребенка, инициативностью и изобретательностью и при этом не преследуется цель навредить кому-либо, то это не проступок, а шалость.

* Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях,любознательность: она порождает потребность в исследовании.

* Предоставлять возможность действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.

* Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.

Читайте также:  Бромгексин ребенку 5 лет

* С раннего детства побуждайте доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.

*Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию, о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности).

ВАРИАНТЫ СОВМЕСТНОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ В ХОДЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ СИТУАЦИЙ ДОМА.

• В ванной комнате разрешить играть с пустыми баночками, флаконами, мыльницами (Куда больше воды поместилось? Куда вода легче набирается? Откуда воду легче вылить? Чем быстрее набрать воду в ванночку ведром или губкой)

Это поможет ребенку исследовать и определять характеристику предметов,

развивать наблюдательность.

Экспериментировать с предметами (тонут или плавают в воде). Как думаешь, утонет бутылка или нет? Что будет, если в нее набрать воды? Сколько, по-твоему, воды нужно набрать, чтобы утонула? Если прижмешь, а потом отпустишь, что будет?

Это поможет понимать, что такое объем, делать открытия

и смелее экспериментировать.

• Уборка комнаты (как ты считаешь, с чего нужно начать? Что для этого нужно? Что ты сделаешь сам? В чем тебе понадобиться помощь)

Подобная ситуация развивает наблюдательность,

умения планировать и рассчитывать свои силы.

• Поливка цветов (всем ли растения надо одинаково поливать? Почему? Можно ли побрызгать все растения водой, а рыхлить землю у всех растений)

Это поможет воспитать бережное отношение к природе

и сформировать знания о растениях, способах ухода за ними.

• Ремонт в комнате (какого цвета обои ты хотел бы видеть в своей комнате? На что бы тебе приятно было смотреть? Как думаешь, где лучше всего повесить твои рисунки)

Это поможет ребенку научиться высказывать суждения,

фантазировать, аргументировать свою точку зрения.

Источник

Жанна Осипова
Исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста. Из опыта работы.

Дети дошкольного возраста – большие любители исследовать что-то новенькое, неизвестное. Им очень нравится экспериментировать и проводить опыты с различными предметами и веществами. Познание детьми окружающего мира является неотъемлемой частью их жизни, одной из самых интересных, увлекательных и творческих видов деятельности. При проведении совместных экспериментов я даю детям возможность самим открыть что-то новое. Преодолевая трудности в ходе экспериментов, ребёнок развивает свою волю, любознательность, терпение, учится отстаивать собственное мнение. Мероприятия по исследованию окружающего мира провожу на прогулках, в ходе экскурсий, экологических тропинок. В мини-лаборатории группы дети проводят опыты с песком, водой, землёй, камнями, бумагой, воздухом, семенами и т. д.

Работая в разновозрастной группе с детками от 4 до 7 лет, удобно организовывать исследования по подгруппам из 3-5 человек. Для проведения исследований на улице подбираю упрощенные варианты опытов. Сегодня предлагаю Вашему вниманию некоторые исследования, которые провожу в специальном помещении группы.

Исследования.

1. «Картофельный сок».

Цель: дать представление о картофельном соке и способе его приготовления.

Внимание: использование ножа детьми запрещено, процесс натирания клубня могут осуществлять дети 6-7 лет (по усмотрению воспитателя).

Исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста. Из опыта работы.

Ход исследования.

Загадка.

Неказиста, шишковата,

А придёт на стол она –

Скажут весело ребята:

— Ну, рассыпчата, вкусна!

Что копали из земли, жарили, варили,

Что в золе мы испекли, ели да хвалили? (Картофель)

В группу заходит повар и просит детей помочь ему в приготовлении сока из картофеля. Как вы думаете, бывает картофельный сок? Предложить рассмотреть клубни овоща и подумать, как из него можно получить сок. Когда дети выскажут мысль о том, что нужно клубень разрезать, воспитатель самостоятельно проделывает данную процедуру.

Что можно исследовать с ребенком 5 лет

Дети натирают кусочки клубня на тёрке.

Что можно исследовать с ребенком 5 лет

Полученную картофельную массу выкладывают на марлю. Концы марли соединяют, а образовавшийся мешочек с картофелем закручивают в одном направлении.

Что можно исследовать с ребенком 5 лет

Объяснить детям, что во время скручивания мешочка происходит давление на картофельную массу. Если в массе есть жидкость – сок, то она выльется. Какой сок у нас получился? Какого цвета? Имеет ли картофельный сок запах? Для чего повару необходим картофельный сок?

Дидактическая игра «Виды соков» (воспитатель показывает картинку с изображением овоща или фрукта, а ребёнок называет вид сока из него).

Вывод: при измельчении клубней картофеля можно получить картофельный сок; картофельный сок коричневатого цвета, имеет не очень приятный запах.

2. «Как найти крахмал»

Цель: познакомить с крахмалом, со способом его определения в продуктах.

Внимание: следить за тем, чтобы дети не пробовали воду после разведения в ней йода.

Ход исследования. Загадать загадку.

Сварить кисель без порошка,

Похожего на снег,

Не сможет мама никогда —

Секрета в этом нет. (Крахмал)

Предложить детям найти крахмал среди веществ: сахара, соли, муки. Пусть дети потрогают их руками и расскажут о своих ощущениях. Далее разводим небольшое количество крахмала в стакане воды. Что мы видим? Крахмал в воде не растворяется.

Что можно исследовать с ребенком 5 лет

Воспитатель осторожно добавляет в стакан капельку йода. Жидкость станет медленно менять цвет на тёмно-синий. Объясните, что это реакция на наличие крахмала. По данному признаку будем определять наличие крахмала в продуктах.

Что можно исследовать с ребенком 5 лет

В стакан с чистой водой воспитатель добавляет йод. Дети по очереди опускают в него кусочки продуктов. Заранее приготовьте кусочки овощей, фруктов, хлеба, немного крупы, макаронные изделия и другие продукты.

Что можно исследовать с ребенком 5 лет

Вывод: крахмал меняет свой цвет при добавлении в него йода; крахмал содержится в макаронных изделиях, хлебе, рисе, картофеле, т. к. при соприкосновении с йодовым раствором продукты поменяли свой цвет на синий.

3. «Где прячется воздух?»

Цель: формировать представления о воздухе.

Ход исследования. Раздать детям пустые пластиковые бутылочки. Пусть они немного поиграют с ними. Спросить, что находится внутри бутылочек.

Что можно исследовать с ребенком 5 лет

Предложить опустить бутылочки в таз с водой и нажать на них. Почему появились пузыри? Объяснить детям, что вода, попадая в бутылочки, вытесняет воздух из неё.

Что можно исследовать с ребенком 5 лет

Предложить детям поролоновые губки, резиновые игрушки для самостоятельного исследования.

Вывод: воздух находится везде, даже в пустых предметах; его можно определить в воде по пузырькам.

4. «Воздух – невидимка»

Цель: уточнять представления о свойствах воздуха.

Ход исследования. Показать детям надутый воздушный шарик, не завязанный на нитку. Спросить, что находится у него внутри.

Загадка.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас! (Воздух)

Далее воспитатель осторожно выпускает воздух из шарика, направляя струю на руки детей. Что вы почувствовали? Вдохните глубоко и выдохните на свои пальчики. Что вы снова почувствовали? Вы увидели, что коснулось ваших рук и пальцев? Предложить детям с помощью соломинок обнаружить воздух.

Что можно исследовать с ребенком 5 лет

Раздать воздушные шарики детям и предложить их надуть. Объяснить, что когда мы надуваем шарик, то набираем воздух сначала в себя, а потом выдыхаем его в шарик.

Игра «Полёт шариков на дальность».

Вывод: воздух нельзя увидеть; мы дышим воздухом, он как будто прячется в нас; можем надуть воздухом шарик, поэтому его называют воздушным.

5. «Что растворяется в воде?»

Цель: закрепить представления о свойствах воды, учить делать умозаключения, опираясь на практический опыт.

Внимание: следить за тем, чтобы дети не пробовали воду после разведения в ней веществ.

Что можно исследовать с ребенком 5 лет

Ход исследования. Предложить детям набор стаканчиков с водой для рассматривания и определения знакомых свойств воды. Определите, какая вода? (Прозрачная, жидкая, без запаха, без вкуса, тёплая.)

Читайте также:  Фурагин ребенку 5 лет

В гости заходит Хрюша. Он хочет узнать, что кладут взрослые в чай для его аромата и вкуса. Предлагаю организовать чаепитие. Во время приготовления дети рассказывают как с помощью воды, заварки и сахара приготовить чай.

Что можно исследовать с ребенком 5 лет

На столе стоят ёмкости с разными веществами (сахар, соль, песок, земля, мёд, крупа, мука, сода, мелкие камушки, листья мяты, пакетики заварки и т. д.). Хрюша просит детей помочь ему приготовить чай для друзей. Во время проведения исследования уточняем, какие вещества растворились, какие остались без изменений, что происходит с водой. В конце работы распределяем разведённые в воде вещества на две группы – игра «Растворяется — не растворяется».

Вывод: вода может растворить сахар, соль, соду, мёд без остатка; не все вещества растворяются в воде.

6. «Пенопласт – что это?»

Цель: формировать представления о пенопласте и его свойствах.

Ход исследования. Предложить детям рассмотреть изделия из пенопласта

(упаковки для продуктов, потолочные плитки, уплотнители из коробок). Некоторое время дети тактильно исследуют предметы. Выясняем их назначение и где применяют. Показать иллюстрации пенопласта, его использования в быту.

Что можно исследовать с ребенком 5 лет

Объяснить, что пенопласт – это искусственный материал, который придумали люди. В процессе исследованиядети выясняют свойства пенопласта: лёгкий, не тонет, воду не впитывает, легко ломается, крошится на гранулы, не имеет запаха, тёплый на ощупь.

Что можно исследовать с ребенком 5 летЧто можно исследовать с ребенком 5 лет

Вывод: пенопласт – это искусственный материал, который придумал человек для улучшения условий быта. Перечисление свойств пенопласта.

7. «Куда исчезает талая вода?»

Цель: побудить детей построить простую модель «весеннего таяния снега в природе», провести наблюдение за процессом таяния, подвести детей к осмыслению того, что талая вода просачивается в почву.

Ход исследования. Появляется Степашка и загадывает детям загадку.

Тает снежок, ожил лужок,

Снег убывает. Когда это бывает? (Весной)

Почему снег убывает? Как называется вода, получившаяся от растаявшего снега? Куда же исчезает талая вода? (Ответы детей) Степашка сомневается и хочет посмотреть, как происходит процесс таяния и впитывания воды в землю. Дети предлагают сделать модель «весеннего таяния» в банке.

1-й этап. Насыпаем слой сухой земли в банку.

Что можно исследовать с ребенком 5 лет

2-й этап. Во время прогулки набираем в банку слой снега.

Что можно исследовать с ребенком 5 лет

3-й этап. После прогулки оставляем банку с содержимым на 40-50 минут. Затем смотрим, что произошло.

Что можно исследовать с ребенком 5 лет

Вывод: под воздействием тепла и солнца снег тает, просачивается в землю по пустотам.

Уважаемые коллеги, экспериментируйте с детьми чаще. Этот вид детской деятельности – залог полноценно развитой, творческой,любознательной и отзывчивой личности ребёнка.

Источник

Ирина Чмурова
Опыты и эксперименты с дошкольниками в летний период

ОПЫТЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД

Опыты и эксперименты с дошкольниками в летний период

Опыт — это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях. Он способствует формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. Опыты имеют большое значение для установления причинно – следственных связей, раскрывают причину наблюдаемого явления, подводят к суждениям и умозаключениям.

Опыт всегда строится на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда.

В детском саду проводятся опыты с предметами неживой природы, растениями и животными, причём во время опытов недопустимо нанесение ущерба растениям и животным. Несложные опыты могут использоваться детьми в игровой деятельности и при уходе за животными и растениями уголка природы.

ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

1. Детское экспериментирование свободно от обязательности. Во время любого эксперимента у ребенка должно сохраняться ощущение внутренней свободы.

2. Жёсткая регламентация детского опыта не допустима. Если ребёнок работает с увлечением, не стоит прерывать его занятия только потому, что истекло время, отведённое на эксперимент по плану. Исключения составляют те опыты, в которых прекращение работы наносит вред живому организму.

3. Не следует четко придерживаться заранее намеченного плана. Можно разрешать детям варьировать условия опыта по своему усмотрению, если это не уводит от намеченной цели занятия. Если воспитатель радуется открытиям своих питомцев, одобряет их попытки мыслить самостоятельно, в группе создаётся творческая атмосфера, способствующая умственному развитию детей.

4. Дети не могут работать в тишине. Многие психологи показали следующую закономерность: в тот период, когда в процессе становления психики ребёнка наглядно – образное мышление начинает заменяться словесно – логическим, когда начинает формироваться внутренняя речь, дети проходят стадию проговаривания своих действий вслух. По этой причине дошкольникам трудно работать без речевого сопровождения. Они мыслят именно в такой форме. Создание возможности проговаривания своих действий, нужно рассматривать как один из ведущих факторов развития ребёнка в дошкольном возрасте.

5. Учет индивидуальных особенностей детей. Поощрять детей ищущих собственные способы решения задачи, экспериментальные действия. В то же время не выпускать из поля зрения тех, кто работает медленнее, по какой-то причине отстает ни в коем случае «не давить» на них.

6. Не увлекаться чрезмерно фиксированием результатов эксперимента. Главной задачей экспериментирования является обучение детей размышлению, а не формулирование выводов как таковых.

7. Право ребенка на ошибку. Воспитатель всегда должен обсуждать с детьми тот результат, который получился в реальной жизни, и не пытаться «подогнать» его под представления, которые кажутся правильными. Непредусмотренный результат не является не правильным. Нужно позволить ребенку самостоятельно на практике убедиться в неверности своих предложений (если при этом никому не будет нанесен вред).

8. Строгое соблюдение правил безопасности. Дети воспринимают инструкции по правилам безопасности, данные до начала эксперимента, но увлекаясь работой часто о них забывают. Поэтому обязанность следить за соблюдением правил безопасности, целиком лежит на педагоге.

9. Эксперименты незаметно и органично вплетаются во все виды деятельности и составляют с ними единое целое. В детском саду не должно быть четкой границы между жизнью и обучением. Эксперименты на самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить.

10. Нельзя подменять анализ результатов экспериментов анализом поведения детей и их отношение к работе. Нельзя порицать детей за нежелание экспериментировать, равно как за совершение ошибок или неумение сформулировать выводы.

ПРИЕМЫ РУКОВОДСТВА ОПЫТАМИ И ЭКСПЕРИМЕНТАМИ.

• Работа детей руками при помощи воспитателя.

Воспитателю приходится сталкиваться с тем, что ребенок (особенно 4 лет) боится манипулировать с малознакомыми предметами и объектами и говорит: «Я не могу, не умею». Если воспитатель возьмет руку ребенка в свою и будет действовать его рукой, это придаст ребенку уверенность.

• Дробление одной процедуры на несколько мелких действий, поручаемых разным ребятам.

Например: при получении промежуточных цветов радуги один ребенок получает оранжевый цвет, второй – голубой, третий – зеленый, четвертый – фиолетовый, а затем они объединяют свои усилия.

• Совместная работа воспитателя и детей.

Работа делится между всеми участниками эксперимента, включая воспитателя. Например, воспитатель готовит почву, дети лопаточки, формы для почвы, баночки с водой, семена, луковицы для посадки, таблички-указатели.

• Помощь воспитателя детям.

Если воспитатель замечает, что ребенок не справляется, отстает в работе, он может предложить свою помощь, привлекая ребенка к посильным действиям.

• Работа воспитателя по указанию детей.

Например: «Ребята, что мне надо сделать, прежде всего? Потом? А теперь? Проверяйте, правильно ли я все делаю».

• Сознательно допущенные воспитателем неточности в работе.

Выполнение, воспитателем неверных рекомендаций детей, давая им возможность внести исправления.

• Воспитатель – один из участников эксперимента.

Читайте также:  Амоксицилин ребенку 5 лет

В основе этого приема лежит непосредственное участие педагога в эксперименте, но таким образом, чтобы он оставался для детей «невидимым», чтобы детям казалось, будто они работают самостоятельно.

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ

Солнечные часы своими руками

Мы определяем время по часам. Все знают, что часы – это прибор для измерения времени. Первые часы, которые придумал человек — солнечные, и это была всего лишь палка, воткнутая в землю, а их основной принцип действия — тень от стрелки. В солнечных часах заложены знания и наблюдения наших древних предков.

Постройка солнечных часов своими руками — увлекательнейшее занятие, а для детей – ещё и познавательная, это отличное развивающее пособие для детей по изучению времени и движения солнца.

Солнечные часы состоят из стрелки-указателя, (эта стрелка называется гномон) и циферблата солнечных часов. Время по солнечным часам определяют по тени, отбрасываемой гномоном на циферблат. Циферблат солнечных часов делится на 24 часа, а не на 12 часов, как в обычных механических часах. Солнечные часы работают в самый разгар лета только в ясную или малооблачную погоду в светлое время суток.

Часы можно изготовить из любых подручных средств (ракушки, камни, палки и тд.)

Основные моменты:

— С помощью карандаша и линейки, отмеряя равные отрезки от центра к краю, начертите круг

— В солнечный день через каждый полный час, подходите к часам и делайте пометки, куда указывает тень от гномона.

— Разместите необходимые цифры по сделанным пометкам.

Что можно исследовать с ребенком 5 лет

Выгорание цвета на солнце

Для демонстрации этого явления, надо сделать некий трафарет.

Прикрепить их к цветной бумаге и повесить на окно с солнечной стороны, чтобы солнышко могло сделать красивый рисунок на бумаге без нашего участия.

Через неделю трафареты аккуратно снимите и посмотрите на результат!

На бумаге останется явный рисунок солнышка — изменения в цвете, которые видно на цветной бумаге.

Выгорание цвета происходит из-за влияния ультрафиолетовых лучей, которые разрушают молекулы красителя, и пигмент теряет свой цвет. Чтобы этого не происходило, в чернила добавляют УФ добавки, которые поглощают часть ультрафиолетового спектра, тогда бумага выгорает меньше.

Что можно исследовать с ребенком 5 лет

Температура черной и прозрачной воды

Обращали ли ваши дети внимание на то, что черные предметы на солнце нагреваются сильнее, чем белые?

Предложите им провести такой эксперимент.

Наберите в 2 стакана воды из-под крана. В один из них добавьте черной краски и поставьте оба стакана на 2 часа на солнце. После чего измерьте температуру в каждом стакане.

Вот что получилось у нас : температура в стакане с прозрачной водой – 34,8 градусов, а в черном стакане – 37,8 градусов.

Почему? Дело в том, что черный цвет поглощает весь спектр света, не отражая его. А поскольку свет – это энергия, то черный цвет поглощает больше энергии и, соответственно, нагревается сильнее, в то время как другие цвета отражают часть спектра и нагреваются меньше.

Что можно исследовать с ребенком 5 лет

Как можно проткнуть пакет с водой так, чтобы вода не вылилась

Что нам потребуется:

— пакет (лучше всего взять с застежкой);

— карандаши (заточить поострее)

Что делаем:

— наполняем пакет водой;

— аккуратно втыкаем внутрь пакета карандаш и протыкаем его насквозь -вода не выливается;

— увеличиваем количество карандашей и превращаем пакет в ежик!

Ура!

Все дело в том, что материал из которого сделан пакет довольно эластичен, он плотно обхватывает карандаш и не дает воде вытекать.

Что можно исследовать с ребенком 5 лет

Как можно удержать мыльный пузырь в руках так, что бы он не лопнул?

-наливаем в емкость небольшое количество воды;

-добавляем в воду средство для мытья посуды и размешиваем, что бы получился раствор;

-надеваем шерстяную перчатку;

-надуваем мыльный пузырь и опускаем его на перчатку.

Вуаля! Мыльный пузырь лежит в ладони и не лопается!

Можно им даже немного пожонглировать!

Объяснение эксперимента.

Почему же пузырь не лопается, если взять его рукой в шерстяной перчатке? Для того чтобы понять это, проще ответить на вопрос: почему он лопнет, если не надеть перчатку на руку. Все дело в том, что нашу кожу покрывает тонкая жировая пленка (она спасает кожу от высыхания, которая и заставляет пузырь лопнуть. Надев перчатку, мы помогаем пузырю избежать соприкосновения с агрессивной средой.

Что можно исследовать с ребенком 5 лет

Банка непроливайка

Что это? Наглядное опровержение тезиса о том, что воду нельзя носить в решете.

Реквизит:

Банка

Марля

Лист бумаги

Как делать:

Горло банки завязываем марлей или другой пористой тканью. Сквозь марлю наливаем туда воды примерно до половины. Прижимаем лист бумаги и переворачиваем банку. Затем аккуратно убираем бумагу, сдвинув ее за кончик вбок. Вода остается в банке и не выливается – для закрепления эффекта можно даже зубочистку внутрь просунуть.

Чему учит:

Показывает, что такое поверхностное натяжение жидкости. Вода покрыта тончайшей пленкой. Поэтому, например, водомерка может спокойно бегать по воде, как по паркету.

Что можно исследовать с ребенком 5 лет

Мыльные пузыри из носка.

Все что вам нужно для создания такого чуда — это пустая бутылка (отходы от сока, газировки, минеральной воды и т. д., клейкая лента, махровый носок, мыло и немного пищевого красителя.

Для начала отрежьте основание бутылки. Затем наденьте носок на основание бутылки и закрепите его. Это можно сделать при помощи круглой резинки или же использовать красочную клейкую ленту.

Вылейте немного мыла в мелкий контейнер и добавьте небольшое количество воды, размешайте.

Опустите носок в мыльный раствор и начинайте и мягко дуть.

Для того чтобы мыльный змей стал цветным, используйте обыкновенные пищевые красители. Достаточно просто капнуть на носок и змей заиграет красками.

Что можно исследовать с ребенком 5 лет

Как пьют растения.

Налейте в стакан воду и добавьте пищевой краситель, чтобы получился насыщенный цвет. Поставьте в стакан стебель сельдерея и оставьте на ночь.

Утром отрежьте часть стебля. Вы увидите, что стебель впитал в себя краску и окрасился на срезе.

Если сельдерей заменить белыми цветами, дети наглядно увидят, как пьют растения.

Что можно исследовать с ребенком 5 лет

Ледяной гербарий

Соберите на прогулке цветы, листики, ягодки.

Прейдя домой, распределите их по формочкам для льда, и залейте водой. Поставить на сутки в морозилку.

А на следующий день уже можно любоваться чудесными драгоценными слитками, в каждом из которых заключено прекраснейшее сокровище.

Что можно исследовать с ребенком 5 лет

Водопроводный лабиринт

Устроить настоящий лабиринт для воды из труб, ковшиков и старых кастрюль совсем не сложно. Для основы подойдет забор, старая дверь или деревянная панель. В дело пойдут гвозди или шурупы, веревки, разрезанные вдоль бутылки, старые шланги и ваша фантазия. Переливать воду и придумывать новые комбинации для водного лабиринта дети могут бесконечно.

Что можно исследовать с ребенком 5 лет

Рисуем на камнях

Вы приехали на море с галечным пляжем, не забудьте собрать красивые

камушки.

Зачем? Спросите вы, смотрите сами:

Что можно исследовать с ребенком 5 лет

Игры со льдом

Лето — самый лучший период для игр со льдом.

Это и закаляет и освежает одновременно. Вариантов может быть огромное количество.

Для этого надо взять небольшие фигурки динозавров, или любые мелкие игрушки, и обязательно заморозьте их!

Для этого просто положите динозаврика в шарик, налейте в него воды и заморозьте, шарик легко снять при помощи ножниц.

А вот чтобы извлечь динозавров изо льда придётся постараться.

Предложите детям пипеткой лить воду на лёд и обязательно попробуйте посолить ледяную поверхность, посмотрите что произойдет.

Что можно исследовать с ребенком 5 лет

Источник