Конспекты занятий по постановке звука л для ребенка 5 лет

Галина Степанова
Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком 5 лет по постановке звука [Л]

Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [Л]

Тема: постановка звука [Л].

Время занятия: 15 минут.

Цель: ребёнок будет учиться правильно произносить звук [Л] в изолированной позиции.

Коррекционно – развивающие задачи:

1. Уточнить артикуляцию звука;

2. Развивать артикуляционный аппарат через артикуляционную гимнастику;

3. Поставить звук [Л] от межзубного артикуляционного уклада;

4. Развивать общую моторики посредством физминутки;

5. Развивать фонематический слух;

6. Отработать произношения звука [Л] изолированно.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать интерес к занятиям;

2. Учить контролировать свою речь.

Оборудование: профиль звука [л], зеркало

Ход занятия

1) Организационный момент. Упражнение «Рассмотри профиль»:

Л. — Здравствуй, сегодня мы будем продолжать учиться правильно произносить звук [л]. Давай рассмотрим профиль правильного произношения этого звука (показ профиля):

— В каком положение губы?

— Как расположены зубы?

— Где у нас кончик языка?

Р. — Здоровается и отвечает на вопросы:

— Губы и зубы приоткрыты.

— Кончик языка находится наверху возле зубов.

2) Артикуляционная гимнастика:

Л. — Отлично, теперь послушай сказку про весёлый язычок (каждое упражнение логопед показывает перед зеркалом и выполняется 3-4 раза);

Открываем ротик-дом.

Кто хозяин в доме том?

В нём хозяин Язычок.

Он удобно в доме лёг. (Упражнение «Лопаточка»)

Двери-губы гибкие.

Могут стать улыбкой.

Могут в трубочку собраться,

После снова улыбаться. (Упражнение «Хоботок — Улыбочка»)

На качелях оказался.

Вверх взлетал и вниз спускался. (Упражнение «Качели»)

Надоели превращения:

Лижет Язычок варенье. (Упражнение «Слижи варение»)

А теперь наш Язычок

Моет нёбо-потолок. (Упражнение «Маляр»)

Ребёнок выполняет упражнения.

Л — Молодец, ты очень хорошо выполнил упражнения.

3) Постановка звука. Упражнение «Пароход»:

Л. — Давай немного погудим как пароход. Для этого нам нужно расслабленный язычок чуть-чуть прикусить зубками и произносим протяжно ы-ы-ы-ы (логопед показывает перед зеркалом и смотрит за выполнением ребёнка). И у нас получается звук [Л]. Так гудят пароход. (Повтор упражнения 4-5 раз)

Ребёнок повторяет за логопедом.

4) Физминутка:

Л. — Давай немного отдохнём и сделаем зарядку:

Раз — присядка, два — прыжок.

Это заячья зарядка.

А лисята как проснуться (кулачками потереть глаза)

Любят долго потянуться (потянуться)

Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)

Ну и хвостиком вильнуть. (движение бедрами в стороны)

Зарядку выполнить два раза.

Ребёнок выполняет физминутку.

5) Игра «Поймай звук»:

Л. — Теперь твоя задача меня внимательно слушать и когда услышишь звук [Л] хлопнуть в ладоши (логопед читает строку со звуками):

Д, О, Л, Ш, А, Л, П, М, Л, А, Л, О, К, Л, У, Л.

Ребёнок выполняет упражнение.

6) Упражнение «Закончи слово»:

Л. — Покажи мне ещё раз как гудят пароходы? Отлично, я буду говорить начало слова, а ты заканчивать звуком [Л] и у нас будут получаться слова:

Уко., бока., футбо., ме., подва., дяте., пена., ко., по., упа., е., пи… Ребёнок заканчивает слова и у него получаются слова укол, бокал, футбол, мел, подвал, дятел, пенал, кол, пол, упал, ел, пил.

7) Заключение:

Л. — Что мы сегодня делали?

Ребёнок говорит, что мы сегодня гудели как пароходы.

— Покажи мне ещё раз как гудят пароходы?

Ребёнок показывает, как гудят пароходы.

— Ты очень хорошо сегодня поработал, спасибо за занятие, можешь возвращаться в группу, до свидания.

Ребёнок прощается и возвращается в группу.

Источник

Наталия Поникаева
Конспект логопедического занятия «Постановка звука [Л]»

Звук [Л]

Постановка звука [Л]№1

Цель. Постановка звука [Л].

Задачи.

1. Коррекционно –обучающие:

поставить звук [Л] методом постепенного создания артикуляционного уклада;

— учить точно и полно отвечать на вопросы;

2. Коррекционно –развивающие:

— развитие логического мышления, внимания, памяти;

— развитие речевой моторики, мелкой моторики пальцев рук;

3.Воспитательные:

— воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, вежливость, культуру поведения.

Оборудование. Зеркало, картинки для артикуляционной гимнастики,игрушки: мышка, пароход.

Ход занятия

1. Организационный момент

— Сегодня мы с тобой научимся произносить один очень красивый, волшебный звук, это произойдет чуть позже, а сейчас ответь, ты любишь сказки? Ты хочешь, чтобы я рассказала тебе сказку о веселом язычке? Тогда смотри и слушай.

2. Подготовка к постановке звука [Л]

— Жил-был на свете Язычок. Познакомься с ним. Он жил в своем домике. А ты знаешь, как называется домик у язычка? (Рот) Он был очень любопытный и часто выглядывал в окошко. Открыл окошко, закрыл, опять открыл, выглянул, посмотрел направо, затем посмотрел налево не идет ли кто? Посмотрел вверх, светит ли солнышко? Посмотрел вниз – нет ли луж?

Побежал Язычок на кухню, а там мама месит тесто. «Давай я тебе помогу» — сказал Язычок. Упражнение «Месим тесто».

Замесили тесто, испекли блины. Упражнение «Блинчик»

Язычок поблагодарил маму за вкусный завтрак и побежал гулять. Во дворе возле дома стоит высокий забор. Упражнение «Забор»

Захотелось Язычку на качелях покачаться: вверх-вниз! Упражнение «Качели». Весело качаться с Язычком на качелях!

Слез Язычок с качелей и вдруг увидел грозного сердитого индюка. Индюк стоял посреди двора и страшно ругался. Давай покажем, как ругался Индюк. Упражнение «Индюк»

Испугался Язычок и убежал домой. Вдруг кто-то постучался. Кто там? Это я твой друг, мышонок. Давай играть. Догоняй меня. Упражнение «Поймай мышку».

Поиграли в догонялки, а теперь давай в другую игру «Повтори за мной».

Логопед просит воспроизвести ритмический рисунок.

Мышонок убежал к себе в норку. А язычку стало скучно и он отправился на полянку.

Затем он взял свою любимую игрушку пароход и стал с ней играть.

3. Развитие дыхания.

Упражнение «Пароходы». (Развитие плавного длительного выдоха.) — А сейчас мы превратимся в пароходы. Мы отправляемся в путь. Дадим прощальный гудок. Улыбнись, набери носом воздух, и подуй на широкий кончик языка — ффф, щеки не раздувать.

4. Постановка звука [Л]

— Губы в улыбку, зубы заборчиком, широкий кончик языка упирается в верхние зубы, произноси громко звук [Ы]. Получился новый звук, произнеси еще раз и послушай сам себя. Ты сегодня научился произносить новый звук. Скажи его еще раз.

5. Физминутка

Раз — присядка, два — прыжок.

Это заячья зарядка.

А лисята как проснуться (кулачками потереть глаза)

Любят долго потянуться (потянуться)

Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)

Ну и хвостиком вильнуть. (движение бедрами в стороны)

6. Задание на логику Игра «Четвертый лишний» (работа по картинкам).

Пароход, лодка, самолет, парусник.

Автомобиль, трамвай, троллейбус, метро.

Самолет, вертолет, велосипед, воздушный шар (как вид транспорта).

7. Развитие мелкой моторики пальцев рук

Задание: обведи по точкам и раскрась.

-Что у тебя получилось? Пароход.

-Как гудит пароход? (Л-Л-Л). Повторение артикуляции.

8. Итог занятия

— Наша сказка подошла к концу.

— Она тебе понравилась?

— Что тебе запомнилось?

— Какой звук ты сегодня учился произносить?

Постановка звука [Л]№2

Цель. Постановка звука [Л].

Задачи.

1. Коррекционно –обучающие:

— Уточнить артикуляцию звука [Л], поставить данный звук и закрепить артикуляцию в изолированном произношении;

— учить точно и полно отвечать на вопросы;

2. Коррекционно –развивающие:

— развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;

— развитие логического мышления, внимания, памяти;

— развитие речевой моторики, мелкой моторики пальцев рук;

Читайте также:  Эуфиллин или беродуал что лучше для ребенка 5 лет

3.Воспитательные:

— воспитывать интерес к занятию через использование занимательных упражнений; активность, усидчивость, стремление к преодолению дефекта.

Оборудование. Зеркало, фотографии с артикуляционными упражнениями, изображение Лунтика, картинки в стихах о весёлом Язычке, сигнальные карточки, буква Л, памятка артикуляционного уклада звука [Л].

Ход занятия

1. Организационный момент

— Сегодня к нам в гости на занятие пришёл герой из мультфильма.

— Итак, у нас в гостях Лунтик (логопед вывешивает картинку на доску). Покажи мне букву с которой начинается имя Лунтик (выбирает из предложенных букв букву Л (логопед вывешивает букву рядом с картинкой Лунтика).

— Правильно, это буква Л. Буква Л обозначает звук [Л], который напоминает гул летящего самолёта Л-Л-Л.

2. Сообщение темы

— Сегодня мы будем учиться произносить звук [Л]. Заодно и Лунтика научим произносить данный звук. Для этого необходимо, чтобы губы и язычок хорошо работали. За каждое правильно выполненное задание Лунтик будет вручать разные фигурки, которые ты должна будешь по порядку складывать на этот картон.

3. Артикуляционная гимнастика

— А сейчас мы с тобой вспомним сказку о Весёлом Язычке и покажем её Лунтику перед зеркалом (на каждое упражнение логопед показывает картинку и фотографию с артикуляционным упражнением).

1. Открываем ротик-дом.

Кто хозяин в доме том?

В нём хозяин Язычок.

Он удобно в доме лёг.

2. Двери-губы гибкие.

Могут стать улыбкою.

Могут в трубочку собраться,

После снова улыбаться.

3. На качелях оказался.

Вверх взлетал и вниз спускался.

4.Надоели превращенья:

Лижет Язычок варенье.

5. А теперь наш Язычок

Моет нёбо-потолок.

— Молодец, ты отлично выполнил упражнения. За эту работу Лунтик даёт тебе фигурку.

— А сейчас Язычок будет управлять самолетом, он будет кем? Машинистом? Водителем? Летчиком? Да.

— Давай вместе полетим на самолете?

Игра «Самолет летит». Повторение артикуляции.

— А теперь давай ещё раз посмотрим в зеркало и запомним, как работают губы и язык при правильном произношении звука [Л]. На память Лунтик дарит тебе памятку.

— губы улыбаются;

— кончик языка поднимается вверх и прижимается к бугорочкам;

— средняя часть спинки языка опускается;

— бока языка опускаются;

— воздушная струя проходит по бокам языка.

— Лунтику очень понравилась сказка о Весёлом Язычке, давай выполним следующее задание.

4. Развитие мелкой моторики

— Давай букву Л выложим из фисташек на пластилиновой картонке.

— За эту работу Лунтик опять вручает тебе фигурку.

5. Физминутка

В небе плавает луна. (Плавные покачивания)

В облака она зашла.

1.2.3.4.5. (Хлопки.)

Можем мы луну достать. (Руки вверх.)

6.7.8.9.10 – (Хлопки над головой.)

И пониже перевесить. (Руки вниз.)

10.9.8.7. – (Ходьба на месте.)

Чтоб луна светила детям.

(За физминутку ребёнок получает фигурку).

6. Развитие фонематического восприятия

— А теперь Лунтик будет тебе показывать разные картинки, а ты должен хлопнуть, если в названии картинки будет звук [Л].

Картинки: лук – хлопок, бабочка, шапка, луна – хлопок, стол – хлопок, белка – хлопок, кукла – хлопок, шкаф, стул – хлопок, ручка.

— Молодец, за эту работу ты ещё получаешь фигурку.

Картинки, на которые хлопнул ребёнок, логопед кладёт перед ним.

7. Развитие языкового анализа и синтеза

— Сейчас Лунтик даст тебе сигнальные карточки, надо будет поднять соответствующую каточку, если звук [Л], стоит в начале, середине, и в конце слова.

(Лук, луна – звук стоит вначале слова.

Белка, кукла – звук стоит в середине слова.

Стол, стул – звук стоит в конце слова).

— Ты и это задание выполнил правильно, поэтому получаешь фигурку от Лунтика. Давай посмотрим, что же за картинка у нас получилась? Это фотография Лунтика. Скажи мне, с какой буквы начинается его имя? Где стоит звук [Л]?

8. Итог занятия

— Наше занятие подошло к концу. Какой звук мы научились произносить?

— А теперь Лунтик хочет с тобой попрощаться. На этом наше занятие окончено, до свидания!

Интернет-источник:

Сайт: detsad-kitty.ru

www.logoped.ru

Источник

Логопеды считают, что звук [Л] – один из последних звуков, который учиться выговаривать дошкольник. На постановку этого звука ребенку иногда уходит целый год, поэтому заняться корректировкой согласного [Л] нужно сразу, как только замечено искажение в речи ребенка.

Необходимость постановки звука [Л]

Чтобы убедиться, что требуются логопедические занятия, нужно сначала проверить, насколько правильно или неправильно ребенок произносит звук, степень искаженности произношения.

Правильное произношение [Л] и мягкого [Л’] характеризуется:

  • губы круглые, вытянутые, определяется гласными, которые следуют после [Л];
  • зубы не соприкасаются;
  • язык поднят, не пропускает воздух в нос, он выходит в свободное боковое пространство;
  • голосовые связки сомкнуты, дрожат.

Проверяется произношение следующими упражнениями:

  • необходимо открыть рот, похлопать губами, находящимися в расслабленном состоянии, как рыбки в аквариуме, и произнести слово «рыбки»;
  • имитировать усталость: вдох через нос, сложить ладони и поднести к губам, на глубоком выдохе произнести «ладошки»;
  • вдохнуть и выпустить воздух так, чтобы он начал вибрировать; пытаться произнести «ллл-акомка» (набор слов может быть разным – лампочка, линейка, ласточка).

Вариантов неправильного произношения мягкого [Л’] и твердого [Л] несколько:

  • двугубное произношение: [Л] заменяется ребенком на [У] или другую гласную букву (вместо лошадка слышится «уашадка», вместо лопатка – «ыпатка»);
  • в глаголах часто слышится сочетание [УВА] (пила – «пиува»);
  • носовое произношение характеризуется – неправильным подъемом языка, при этом поток воздуха уходит в нос (локоть — «нгокоть»);
  • замена звука «Л» другими — «Ф», «В», «Д» (локоть – «фокоть», лошадка – «дошадка»);
  • межзубное произношение – кончик языка попадает в пространство между зубами, получается свистящий (луна – сссуна»);
  • трудный звук просто пропускается (лук — «ук», луна — «уна»);
  • если малыш выговаривает «Р», то он может подставлять ее вместо «Л» (луна – «руна»).

Причины отсутствия правильного «Л»

Факторами, которые провоцируют неправильное произношение звука [Л] могут быть следующие моменты:

  • неправильное речевое дыхание;
  • проблема в речевом слухе;
  • плохое развитие артикуляционного аппарата, слабость мышц языка;
  • индивидуальное строение уздечки.

Неправильное речевое дыхание можно охарактеризовать следующим образом:

  • у ребенка небольшой объем легких;
  • ослабленная дыхательная мускулатура (малыш не может говорить громко);
  • выдыхаемый воздух выходит рывками или весь сразу (в результате чего ребенок не может выговорить окончание предложения);
  • неправильное, неумелое распределение выдыхаемого воздуха (я с братиком иг… – вдох – раю);
  • торопливое произношение – захлёбывание.

Постановка звука [Л] ребенку поэтапно начинается с дыхательной гимнастики.

Следует научить ребенка удерживать игрушку: малышу, лежащему на ковре, предлагается вдохнуть – задержать дыхание (удержать мяч) – выдохнуть.

  1. Постановка правильного вдоха – выдоха через нос и рот: дошкольник сидит, руки находятся на животе. Он чувствует, как надувается живот (вдох) и как он расслабляется (выдох).
  2. Формирование правильной воздушной струи: малыш сдувает снежинки с руки, мелкие кусочки бумаги, шарики, мячик, подгоняет бумажные кораблики, надувает воздушные шары, пускает мыльные пузыри.
  3. Упражнения на звукоподражание, которые будет развивать силу и продолжительность, целенаправленность дыхания:
  • предлагается пропеть гласный звук (о, а, ы, у, е), затем к нему добавляется согласный [Л] — (ла, ло, лу, лы, ле);
  • подражание различным звукам.

Плохое развитие слуха можно устранить следующими путями:

  • созданием слухового образа звука

Поможет прослушивание звучания механизмов и природных явлений. Родителю трудно правильно имитировать разные звуки, поэтому можно открыть сайт «Звук пожарной машины» и предложить ребенку прослушать звук мотоцикла, поезда, машины, двигателя, сирены, разбитого стекла, песенку дождя, ультразвук. Ребенок со временем начнет повторять данные звуки.

  • многократное произношение слов со звуком [Л]
Читайте также:  Боль ниже пупка у ребенка 5 лет

ле – лед, ледокол, ледоход; ло: лопата, Лондон, лопух; ла: ласточка, лавка, ладонь; лы: лыжи, лыжня, вилы; лу: лужи, луга, лужайка.

  • плохое развитие артикуляционного аппарата,

О слабом развитии артикуляционного аппарата делает вывод логопед, который в игровой форме показывает дошкольнику, как произносится звук. Задания будут следующими:

  • соединить пальцы «ковшиком», которые имитируют язычок;
  • пальцы второй руки также сжимаются, напоминая рот;
  • предлагается сжимать и разжимать кулак – поднимается язычок, открывается и закрывается ротик;
  • подуть в кулачки, понаблюдать, как будет колыхаться подставленная узкая полоска бумажки
  • индивидуальное строение уздечки

Иногда «смазанность» речи возникает вследствие индивидуального строения уздечки. Мышечная связка под языком короткая, что ограничивает подъем языка вверх. правильно выговаривать звуки ребенок не может. В таком случае логопед подбирает комплекс артикуляционной гимнастики, заключающийся в растягивании подъязычной связки.

Одно из упражнений, направленных по подъему языка вверх – «Качели»:

  • положить язык за зубы, удерживая его в таком положении несколько минут,
  • поднять его вверх к верхним зубам и зафиксировать его;
  • «качать» язычок, постепенно убыстряя темп.

Можно предложить дошкольнику произносить быстро слоги с звуком [Л], в которые входят различные гласные.

Неплохой эффект дает упражнение «Как «болбочет» индюк»:

  • положить язык на губу и водить им (он не должен отрываться);
  • говорить «бл-бл», постепенно убыстряя темп.

Артикуляционная гимнастика

Постановка звука [Л] ребенку поэтапно подразумевает проведение артикуляционной гимнастики:

  • Упражнения для разминки
  1. Простейшими заданием для разминки является «цоканье» языком, как цокают копыта лошадки. В результате разминается язык, поднимаясь к верхнему небу.
  2. Задание «Парус» способствует укреплению мышц языка. Язык поднят и стоит ровно, как парус. так он удерживается сначала 10 секунд, постепенно время стойки увеличивается еще на десять секунд. Минимальное время для выполнения упражнения – 40 секунд.
  • Упражнения постановки от звука [Ы]

В игре «Пароход» ребенок улыбается, язык у зубов. Малыш прикусывает язычок, чтобы он лежал спокойно и говорит «ы-ы-ы», который переходит в «л-л-л». Можно попробовать выполнить постановку от разных гласных [А], [У], [Ы].

  • Упражнения постановки от звука [Л´]

[Л´] произносить легче, чем твердый [Л]. Такое смягчение допустимо, ведь ребенок избегает сильного напряжения в мышцах губ. Если этот процесс долго не проходит, то можно применит маленькую хитрость: предложить малышу при произношении слогов ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ стараться дотронуться языком до верхней губы.

  • Упражнения постановки от звука [А]

Данный вариант выполняется в несколько периодов, но заострять внимание ребенка на поэтапном становлении трудного звука не стоит: дошкольник должен улыбнуться и, покусывая широкий язычок произнести звук [А] как можно протяжнее. Должно получиться «ал – ал». Далее нужно отрабатывать произношение «ала – ала» и только потом «ла –ла».

  • Упражнения постановки от звука от [В]

Необходимо научить ребенка тормозить движение нижней губы. Он должен ее опустить и задержать так 5 секунд, а затем поднять в верхним. Если ребенок не может выполнить задание под губу подставляется указательный палец, который поднимает и опускает нижнюю губу. При этом можно проговорить стихотворение: «Я на лавочке ловил мотыльков и бабочек. Все ловил, ловил, ловил. Раз – два – отпустил».

Постановка звука [ЛЬ]

Произношение мягкого звука — [Л’] немного отличается от произношения твёрдого [Л]. Поднимается не корень языка, а его средняя часть. С альвеолами соприкасается большая часть спинки языка.

Если язык ребенка плохо двигается, то помочь могут простейшие артикуляционные упражнения для губ:

  • улыбайся открыто, чтобы видны были зубки;
  • сложи губы трубочкой;
  • произнеси «у», сложив губы квадратом;
  • покажи, как медленно открываются двери (губы расходятся, постепенно обнажаются губы);
  • прикусив кончик языка, вытяни воздушную струю.

Необходимо выполнять и упражнения для языка:

  • Я катаю орешек (перекатывать язык, упирая его в правую и левую щеку).
  • Паровоз гудит – долго тянуть звук [Ы] через раздвинутые губы тихо, громко, шепотом.

В комплекс последующих речевых упражнений входят следующие:

1) ребенок несколько раз четко и отрывисто произносит ЛЬ – Ль – Ль;

2) задания на произнесение слогов ля — ля, ле — ле, ли — ли (при произношении прикусывается язык, затем отпускается);

3) произнесение слогов с изменением ритма: 1 раз – 2 раза – 3 раза и наоборот:

  • ле – ле, ле — ле, ле-ле – ле, ле – ле;
  • ли – ли, ли – ли, ли, ли – ли, ли – ли;
  • ля – ля, ля – ля, ля, ля – ля, ля – ля.

4) к слогам подбираются слова и проговариваются по несколько раз:

  • ли – ли — ли — ливень — ле-ле-ле — лев;
  • ля – ля — ля — лягушка — ле-ле-ле — летопись;
  • лю – лю — лю — Люба — ле, ле-ле – лето;
  • лё – лё – лё — лед — ле, ле-ле – лента;

5) повтори слова в разном порядке: лебедь – лист – лев – лифт.

6) вспомни имена, которые начинаются с ЛЬ;

7) измени предложение:

  • У Леночки лента. – Это Леночкина лента.
  • У Лёни лейка. – Это Лёнина лейка.

8) Произнеси слова с обратными слогами:

  • аль – шаль, медаль;
  • ель – кисель, ельник;
  • оль – соль, моль;
  • яль – рояль, пяльцы;
  • уль – бульвар, бульдог.

Автоматизация звука [Л] в слогах

Постановка звука [Л] ребенку проводится поэтапно. Одним из важных этапов является упражнения по его автоматизации. Следует учитывать, что процесс этот длительный, поэтому звуковые игры нужно выполнять систематически до 5 минут в день.

Можно выбрать следующие упражнения:

1) песенка звука [Л]:

ребенок поет слоги, начинающиеся с «Л», подставляя различные гласные: «ла – ла — ла – ля – ля — ля»;

2) произношение [Л] в слогах:

  • можно просто произносить те же слоги, кончик языка следует прикусить;
  • произношение обратных слогов: «ал – ал; ил – ил; ол – ол»;
  • произношение интервокальных слогов: «ала – или – улу – оло –ылы»;
  • автоматизация [Л] в прямых и обратных слогах, подбираются слоги с несколькими согласными: «кло – гла – пля – фли – хлу – злю – слё — шла — бли — кле — агл – окл – алс — ухл – ашл – ибл – екл»;

3) автоматизация звука [Л] в разных позициях (ребенку будет интересней, если он станет называть слова по картинкам):

Попросите произнести поэтапно ребенка каждую картинку. Это поможет выработать правильную постановку звука Л

[ло]пух – В[ол]-га; [ла]ма – [ал]маз, [лу]к – [ю]ла, [лы]жи – вози[ли]; [ёл]ка – [чё]лка;

4) отработка произношения [Л] в конце слова:

возили – возил, писала —  писал, качнуло – качнул.

Постепенно можно усложнять задания, переходить к упражнениям со словосочетаниями, с предложениями, состоящими из 3, 4 и более слов:

  • белое облако, шёлковое одеяло, голубые флоксы;
  • Ася грызла яблоко. Лукерья чистила луковицу.
  • Клава хлопала в ладошки. Влад мечтает быть пилотом.
  • У Володи в руках пластинка.
  • Клава взяла в руки иголку.

Количество слов в предложениях постепенно увеличивается.

Постановке произношения помогут чистоговорки, которые можно придумывать самому:

  • ЛА – ЛА – ЛА – у меня в руках пила;
  • ЛЫ — ЛЫ — ЛЫ – мороз мостил мосты.
  • ЛАТ – ЛАТ –ЛАТ – а я сделала салат;
  • УЛЫ –УЛЫ – УЛЫ – рыбы разбежались от акулы.
  • УЛИ – УЛИ – УЛИ – мы шары надули.
Читайте также:  Трудовая книжка ребенку 5 лет

Необходимо заучивать с дошкольником пословицы и поговорки:

  • Зимой холодно, зверям голодно.
  • Соловей маленький, а голосок сладенький.

Мимическая гимнастика

Мимическая гимнастика – основа правильного произношения фонем. При систематических упражнениях ребенок тренирует весь артикуляционный аппарат, участвующий в произношении звуков. Логопедами разработано множество упражнений для этой цели. Неплохо, если взрослый подготовит к занятиям дидактический материал.

Показывая картинки, взрослый произносит, малыш повторяет за ним:

  • Вот лосенок. Это лось. Посмотри, как он подрос (ребенок изображает удивление).
  • Хомячок живет в лесу, прячет орешки за щеку (дошкольник надувает щеки, вытягивает губы в трубочку», широко улыбается).
  • Киске дали молоко. Она его лакает, а Алиска в стороне просто улыбается (изобразить, как кошка лакает и как улыбается девочка).
  • Старший брат Аркашка потерял сестренку Машку (ребенок поднимает брови и смотрит удивленно).
  • Рассердилась Мила: «Где же наши сливы?» (изобразить сердитое лицо).
  • Плачет маленькая Маша: «Где же моя каша?» (показать, как плачет девочка».

Можно усадить ребенка перед зеркалом и попросить его закрывать и открывать глаза: «Спи глазик, спи! Спите оба глаза. Пришло утро. Пора просыпаться». Дошкольнику показываются пиктограммы, на которых он видит смеющихся, плачущих людей. Ребенок пытается изобразить на лице тоже состояние. Интересны нестандартные упражнения с небольшим шариком, в который продет шнур.

С шариком можно выполнять следующие действия:

  • толкать языком;
  • ловить ртом без помощи рук,
  • брать в губы и выталкивать с силой;
  • перекатывать во рту, как бурундук орешки;
  • держа шарик во рту, рассказывать скороговорки.

Подходят для мимической гимнастики и упражнения с ложкой:

  • маленькую ложку, зажатую в кулак, толкать языком, стараясь поворачивать ее в разные стороны;
  • попеременно толкать вогнутую и выпуклую части ложки сквозь пальцы;
  • легонько похлопывать ложкой по языку.
  • прижать ложку к губам, сложенным трубочкой, и обвести ею овал губ;
  • зажав в руках по ложке, совершать ими круговые движения по щекам; улыбнувшись проделать то же самое;
  • набрать в язык, как в ложку, небольшое количество жидкости и двигать им в разные стороны так, чтобы вода не разливалась.

Дыхательная гимнастика. Постановка звука [Л] на вдохе

Постановка звука [Л] ребенку поэтапно проводится на вдохе, поэтому перед началом упражнений по развитию речи, нужно в течение нескольких минут проводить дыхательную гимнастику:

  • короткий вдох – одна секунда;
  • плавный длинный выдох – 3-5 секунд.

Можно предложить ребенку выполнить следующие упражнения, но обязательно с соблюдением правила вдох — выдох:

  • «Посмотри, как она крутится!» — игра с вертушкой.
  • «Остановись, лошадка!» — сделав вдох, расслабить губы и выдохнуть воздух так, чтобы послышалось «прр».
  • «Надуй шарик!» малыш ложится на пол, положив руку на живот (рука почувствует, как «надулся шарик» на вдохе, «сдулся» на выдохе.
  • Если в доме имеются фрукты, можно предложить ребенку угадать их по запаху. Закрыть глаза, понюхать фрукт, втянув воздух через нос, и назвать фрукт на выдохе.
  • Неплохо устроить мини-футбол, но гонять не мяч, а пушинку. При этом важно соблюдать правильное дыхание: вдохнуть, выдохнуть через губы, собранные в трубочку, стараясь, чтобы пушинка залетела в ворота.

Постановка [Л] с механической помощью

Постановку звука [Л] трудно выполнить ребенку, проводить ее нужно поэтапно.

В таком случае могут помочь следующие задания:

  • Дошкольнику следует нагнуться, вытянуть голову вперед, напрячь мышцы плечей и шеи. В таком положении следует попробовать протянуть звук [Л].
  • Иногда для поставки звука можно применить механическую помощь: положить пальцы указательные пальцы рук на шею, а безымянные приблизить к уголкам челюсти, слегка надавить. В этот момент ребенок должен произнести [Л].
  • Если у дошкольника губно-зубное произношение, то следует воспользоваться методом, который заключается в следующем: ребенок продвигает губы вперед, задерживает их на мгновение и произносит [Л].
  • Если наблюдается носовое произношение, то нужно добиться, чтобы струя воздуха выходила через уголки губ. Ребенка нужно учить, применяя описанные выше упражнения, выдвигать язык вперед, к зубам.

Закрепляем произношение

Закрепить произношения звука [Л] могут помочь следующие упражнения:

  • Подобрать около 30 предложений, состоящих из трех –четырех слов. В каждом слове обязательно должен встречаться звук [Л]. Взрослый вместе с дошкольником произносит предложения, постепенно убыстряя темп:
  1. Лола вымыла полы.
  2. Всадник сидел на лошади с седлом.
  3. Лось стоял и вдруг упал.
  4. Павел сидел на стуле.
  5. Большая луна на небо всплыла.
  6. Лучше будем мы молчать, и работу подгонять.
  7. Буратино угостил Мальвину спелым яблоком.
  8. Лиса Алиса всех перехитрила.
  9. Волк охотился за булкой.
  10. Лиса – хитрая, волка – глупый, медведь – сильный.
  11. Леня вымыл бокалы.
  12. Муслим разговаривал с Люсей.
  13. Любе пришла посылка.
  14. Мальвина сидела на балконе и смотрела на луну.
  15. Сегодня полнолуние.
  16. Затмение Луны таинственно.
  17. Я взял альбом и пошел рисовать.
  • Малышу предлагается закончить фразу:
  1. У кота не красные сапожки, а мягкие (лапки).
  2. Сестренка рисует узор (нет, не красками, а лаком).
  3. Дети сели кушать кашу, не хватает (ложек).
  4. Лыжник встал (на лыжи).
  5. Подковали копыта (лошадке).
  6. Быстро бегают (нет, не козы, а газели).
  7. В доме светло, горит (лампа).
  8. Дождик прошел. Дети бегают (по лужам).
  • Неплохой эффект дает проговаривание чистоговорок:
  • ла-ла-ла: лампочка, лазурь, лай;
  • ло-ло-ло: Лола, волк, Володя:
  • ле-ле-ле: село, весло, лето;
  • лы-лы-лы: лыжи, лыжня, лыжник;
  • лу-лу-лу: луг, луна, луноход.
  • После того, как ребенок научился быстро произносить чистоговорки и скороговорки, можно переходить к изучению стихотворений для детей:

Десять маленьких бельчат

Вышли маму все встречать.

У дупла они сидели

И на солнышко глядели.

Упражнения для улучшения речевого слуха

Для развития речевого слуха логопеды используют следующие игры:

  • «Метели, метели, что вы напели?»

В этой игре дети говорят слова или предложения с разной силой голоса. Вариант игры – «дует ветер»

  • «Говори громко! Говори тихо!»

Ребенку показываются игрушки, если маленькие, он говорит тихо, большие – громко.

  • «Отгадай, кто говорит!»

Можно провести инсценирование сказки «Три медведя», в которой медведи говорят разными голосами (низким, высоким, обычный).

Воспитатель произносит разные звуки, ребенок должен угадать, где звучит сигнал – далеко или близко.

  • «Не пропусти!»

Взрослы показывает ребенку картинки, которые называет с ошибками. Играющий должен заметить ошибку и хлопнуть в ладоши. Во втором варианте игры в случае неправильного произношения малыш поднимает красный кружок.

  • лиса — риса, лето — вето, Лунтик — Фунтик, ролики — Толик, весла – тесла;
  • Лиса – тиса, киса, фиса, диса, Лиза.
  • «Слушай внимательно и выбирай».

Взрослый показывает картинку и называет ряд слов, среди которых нужно выбрать одно:

  • лук, люк, угол, уголь;
  • лист – флис, кис-кис.
  • «Что это?»

Воспитатель называет общее понятие. ребенок — слово, в котором есть звук [Л]:

  • фрукты: апельсины, ананасы;
  • животные – лиса, лось;
  • обувь – туфли;
  • деревья – слива.

Чтобы осуществить поэтапную постановку звука [Л] нужны систематические тренировки с простыми и сложными, музыкальными и простыми упражнениями, которые приучат ребенка к правильной артикуляции.

Автор: Лукина Лариса Михайловна

Оформление статьи: Владимир Великий

Видео о постановке звука Л

Артикуляционная гимнастика для звуков Л, Ль:

Источник