Конспекты занятий дефектолога с ребенком 5 лет

Конспекты занятий дефектолога с ребенком 5 лет thumbnail

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад №175 «Скворушка»

Конспект коррекционного открытого занятия для учителей-дефектологов в средней группе №11

 по теме: «Развитие мышления в играх и упражнениях для дошкольников 4-5 лет»

Подготовила:

Воспитатель –дефектолог Полионная Н А

Ростов-на-Дону 2018

Конспект коррекционного открытого занятия в средней группе № 11 для учителей-дефектологов по теме: «Развитие мышления в играх и упражнениях для дошкольников 4-5 лет»

Лексическая тема занятия «Насекомые»

Цели занятия:

Коррекционно-обучающие: Уточнение знаний о насекомых, их характерных признаках; среде обитания, цикле развития.

Коррекционно-развивающие: развитие наглядно-образного и логического мышления.

Коррекционно- воспитательные: воспитывать доброжелательные отношения в детском коллективе; положительную мотивации к деятельности.

Оснащение: предметные картинки с изображением насекомых; картинки с изображением поезда с пятью вагонами; раздаточный материал: мелкие игрушки-насекомые, разрезные картинки «Насекомые», картинки с местом обитания насекомых и других животных, картинки для игры «Что сначала, что потом» (изображение цикла развития бабочки)

Ход занятия

1. Организационный момент.

Дефектолог. Сегодня я предлагаю совершить прогулку на чудесную полянку. Посмотрите, сколько вокруг цветов. Изобразите цветы с помощью своих пальчиков.

(Дети выполняют задание)

Понюхайте их.

(Дети делают глубокий вдох через нос, а выдох через “трубочку”)

А вот мимо полетели бабочки, проползли жучки, червячки.

(Дети выполняют пальчиковую гимнастику)

Насекомые

Дружно пальчики считаем-

Насекомых называем.

(Сжимают и разжимают пальцы)

Бабочка, кузнечик, муха,

Это жук с зеленым брюхом.

(Поочередно сгибают пальцы в кулачок, начиная с большого)

Это кто же тут звенит?

Ой, сюда комар летит!

(Вращают мизинцем)

Прячьтесь!

(Руки за спину)

2. Сообщение темы занятия

Дефектолог. Кто такие комар, муха, кузнечик, бабочка?

Дети. Насекомые.

Дефектолог. А каких насекомых вы еще знаете?

Дети. Стрекоза, муравей, таракан и т.д.

3. Игры и упражнения, развивающие мышление

А) Игра “Подбери обобщающее слово”

Комар, бабочка, шмель, муравей – это……

Аист, синица, воробей, ворона – это….

Медведь, белка, лиса, заяц – это….

Б) Игра “Подбери признак”. Подбор признаков, образование относительных прилагательных. Игра с мячом.

Дефектолог. Я бросаю вам мяч и задаю вопрос, а вы отвечаете и бросаете мяч обратно мне.

Жук какой?

Ребенок. Большой, рогатый и т.д.

В) Игра “Четвертый лишний”. Выставляются картинки, затем без картинок, а на слух предлагаются следующие схемы:

Муха, муравей, воробей, пчела.

Стрекоза, жук, гусеница, собака.

Комар, пчела, бабочка, тигр и т.д.

Г) Игра «Что сначала, что потом» Детям раздаются картинки с изображением появления бабочки из кокона. Задача детей в правильной последовательности расположить 4 картинки.

4. Физкультминутка. Упражнение на координацию движений с речью.

Вот какая стрекоза- очень круглые глаза

(Руки в стороны, затем круговые движения кулачков на уровне глаз)

Вертится как вертолет:

Вправо, влево, взад, вперед

(Руки в стороны, движения вокруг своей оси, затем руки на пояс, наклоны)

Поднимайте плечики,

Прыгайте кузнечики.

Прыг- скок, прыг- скок

Сели, сели, травушку покушали,

Тишину послушали.

5. Игровое упражнение «Собери картинку». Детям предлагается собрать разрезные картинки из 4 частей (диагональный разрез) с изображениями различных насекомых.

6. Игра «Кто где живет». Детям раздаются цветные картинки и предлагается провести линии от насекомого или другого животного до картинки со средой его обитания (вода, воздух, земля,).

7. Игра «Поезд с насекомыми». Детям раздаются картинки с изображением поезда с пятью вагонами. Далее предлагается помочь насекомым (раздаточный материал – мелкие игрушки) найти свои места в вагонах поезда по следующим инструкциям:

— Бабочка едет в вагоне, который находится между первым и третьим вагонами.

— Пчела путешествует в предпоследнем вагоне.

— Жук едет в вагоне, который находится за четвертым вагоном.

— В вагоне, который располагается перед вторым путешествует кузнечик.

— Какой вагон остался пуст? Там путешествует оставшаяся божья коровка.

8. Итог занятия.

Источник

Ход занятия

I. Организационный момент

Игровое упражнение «Подари улыбку другу».

Педагог и дети здороваются и дарят друг другу улыбки.

II. Вводная часть к теме занятия

1.Упражнение «Угадайте, о каком предмете я говорю»:

Она может быть любого цвета и размера.

Её можно привязать к машине, чтобы было удобно перевозить кубики.

Её можно использовать, когда нужно собрать или перенести сразу много предметов, например, прищепок.

Её можно завязать девочке в виде красивого банта. (Это лента.)

Какие способы  использования ленты вы ещё знаете?

Вот сколько есть способов использования лент, а ещё с ними можно играть в разные игры.

2.Создание проблемно-игровой ситуации «Кто быстрее?»

Поиграем в игру «Кто быстрее развернёт ленту». Для этого вам нужно разделиться на пары.

…, с кем в паре ты хочешь играть? Предложи … играть вместе с тобой!

Читайте также:  Цветные задания для ребенка 5 лет

…, ты будешь играть в паре с …? Скажи ей (ему) об этом.

Какого цвета ленту вы выбираете?

А какого цвета ваша лента?

Встаньте лицом друг к другу, возьмите палочку двумя руками. По моему сигналу будете раскручивать ленту от середины до своей палочки. Какая пара сумеет быстрее это сделать?

III. Основная часть занятия

1. Анализ и решение проблемно-игровой задачи

Кто быстрее развернул ленту? Почему?

Как это можно проверить? (Сравнить длину.)

Сравним ленты по длине. Как это сделать?

Какая по длине белая лента? А черная?

А теперь будем играть в игру «Кто быстрее свернёт ленту?».

 Какую ленту ты, …,   выберешь для своей пары?  Почему?

Что нужно сделать, чтобы первыми справились с заданием … (другая пара)? (Поменяться лентами.)

Возьмите палочки, отойдите друг от друга, чтобы лента натянулась.  По сигналу начнёте накручивать её со своего конца к середине.

Итак, почему первыми всегда справлялись с заданием те дети, у которых была лента белого цвета?

2.Сравнение лент разной длины способом приложения и наложения

Что лежит у меня в коробочке?

Что можно сказать об их цвете? (Ленты разноцветные.)

Что можно сказать об их длине? Как вы думаете: одинаковые или разные ленты по длине?

Как это можно проверить? (Сравнить их длину.)

Сейчас вы по очереди выберите ленту любого цвета, но только не белую.

Потяните за конец ленту, которую выбрали.  

Какого цвета твоя лента?

Мальчики, выберите себе ленты.

Сравните длину ваших лент.

Что можно сказать о длине твоей ленты?

Какая лента длиннее?

Какая лента короче?

Найдите на доске ленту такой же длины как белая лента. Как это можно сделать? (Способом наложения и приложения.)

Как об этих лентах можно сказать по-другому? (Одинаковые по длине.)

Каким способом вы определяли длину лент?  (Сравнивали способом приложения и наложения.)

3. Составление упорядоченного ряда предметов по степени выраженности признака длины

Возьмите одну ленту и подойдите к столу.

У меня есть много цветных лент разной длины.

Возьмите себе все ленты такого же цвета как ваша лента.

Посчитайте, сколько у каждого лент? (Четыре.)

Чем похожи ваши ленты? (Одинаковые по цвету.)

Чем они отличаются?  (Разные по длине.)

Будем из лент строить лесенку от самой высокой до самой низкой ступеньки.

Какой длины ленту надо положить слева первой? (Самую длинную.) Найдите её.

Какой длины ленту выберем для следующей ступеньки? (Самую длинную из оставшихся.)

Выкладывайте лесенку дальше.

Как вы выкладывали ленты, когда строили лесенку? (От самой длинной до самой короткой.)

Какой длины ленту выбирали для следующей ступеньки? (Самую длинную из оставшихся.)

4. Игра «Повтори, не ошибись»

Сейчас я проверю, какие вы внимательные.

Вы повернётесь ко мне спиной.  Я каждому по очереди дам задание:  запомнить и повторить в том же порядке три слова, которые я назову:

длинный — короткий — длинный

длинный — длинный — короткий

короткий — длинный — длинный

 короткий — длинный — короткий

Физкультминутка

По команде «Длинный» будете шагать, делая длинные шаги, по команде «Короткий» – короткие.

5. Включение в ряд

Что изменилось у вас на столе?

Найдите место для белых лент в вашей лесенке.

Счет лент:

Сколько всего лент у каждого?

Сколько лент белого цвета?

Сколько лент другого цвета?

Сколько цветных лент осталось? (Четыре.)

6.Конструирование из лент «Сложи пирамидку»

Сложите  из цветных лент пирамидку.

Сколько пирамидок получилось?

Чем отличаются пирамидки? (Разные по цвету.)

Чем похожи пирамидки? (Ленты уложены по убыванию длины: длиннее – короче.)

7. Группировка предметов по длине на основе образца

Давайте наведём порядок, чтобы можно было быстро найти ленты нужной длины. Как это можно сделать? (Сложить вместе ленты одинаковые по длине.)

Накладывая на мою белую ленту, соберите все ленты такой же длины и скрепите их прищепкой, чтобы они снова не перепутались.

Чем отличаются у тебя ленты? (Разные по цвету.)

Чем ленты похожи? (Одинаковые по длине.)

IV. Заключительная часть занятия

С каким материалом мы работали на занятии?

Чему вы научились сегодня на занятии?

(Учились сравнивать ленты по длине.)

Какое задание понравилось больше всего?

Вы были внимательны, работали дружно, помогали друг другу, поэтому хорошо справились с заданиями. А сейчас возьмите коробку с лентами и ленты на палочках и научите других детей играть с лентами в интересные игры.

Деятельность педагога и детей

Дети и педагог стоят в кругу.

Дети угадывают предмет.

Высказывания детей.

Дети делятся на пары:

Читайте также:  I игры с ракетами ребенок 5 лет

…, давай будем играть вместе!

…, будем играть вместе!

Спросить одного из пары.

По сигналу «Начали!» дети раскручивают ленты.

Высказывания детей.

Выкладывание лент на полу для сравнения.

Обращение к детям, которые ранее были первыми.

Пары обмениваются лентами.

Педагог помогает сделать вывод: Белая лента короткая, раскручивается и свёртывается быстрее, а длинная черная лента – медленнее.

Показ коробки с прорезями в крышке, из которых выглядывают концы лент 5-ти цветов разной длины.

Высказывания детей.

Вызываются девочки.

Дети парами закрепляют ленты на магнитной доске и сравнивают.

Спросить каждого.

Один из детей достает ленту белого цвета.

Дети находят на доске ленту такой же длины.

Педагог помогает сделать вывод.

Дети берут с доски одну ленту.

На столе лежат ленты разного цвета и длины.

Дети выбирают ленты.

Педагог спрашивает некоторых детей.

 Педагог уточняет: ленты ровнять по нижнему краю стола.

Оказание помощи.

Педагог спрашивает некоторых детей, помогает сделать вывод.

Спросить  каждого.

В это время педагог у каждого убирает из ряда одну ленту и добавляет к ней одну-две  ленты белого цвета.

Дети шагают по группе.

Дети рассматривают и называют изменения на столе.

Спросить каждого.

Дети возвращают ленты белого цвета.

Индивидуальное выполнение задания детьми.

Оказание помощи.

Педагог спрашивает некоторых детей, помогает сделать вывод.

Высказывания детей. Педагог помогает сделать вывод.

Педагог раздаёт детям по одной белой ленте.

Коллективная работа: дети обмениваются лентами.

Спросить каждого.

Педагог спрашивает некоторых детей, помогает сделать вывод.

Дети выходят из группы.

Источник

Найдено материалов: 645
Показаны: 51 — 60

Конспекты занятий дефектолога с ребенком 5 летКоррекционное занятие в средней группе по развитию зрительного восприятия «Овощи».

Цель: уточнение и обобщение знаний детей об овощах. Задачи: • закрепить знания детей об овощах, их внешнем виде ( цвет, форма, размер. • расширять и активизировать словарь по теме «Овощи», совершенствовать навыки…

Конспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия у детей 4 года жизни

Конспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия у детей 4 г. ж. Проводит учитель — дефектолог ( тифлопедагог. Цель: Развитие зрительного восприятия. Задачи: — учить локализовать объект желтого цвета из множества…

Конспекты занятий дефектолога с ребенком 5 летКонспект индивидуального интегрированного занятия для ребенка с ЗПР (ФЦКМ, ФЭМП и аппликация) «Ежик с грибочками»

Конспект индивидуального интегрированного занятия для ребенка с ЗПР ( ФЦКМ, ФЭМП и аппликация) «Ежик с грибочками» Программное содержание: — Уточнить знания детей об осенних изменениях в природе, об особенностях поведения…

Конспект коррекционного занятия с детьми подготовительной группы «Насекомые»

Задачи. 1. Образовательные. 1. 1. Закреплять представления о разнообразии мира насекомых и цветов; 1. 2. Совершенствовать умение детей подбирать предметы по определенным признакам ( цвет, форма. 1. 3. Продолжать учить детей…

Конспект логопедического занятия «Характерные признаки осени. Листопад»

Цель: познакомить с понятием «листопад», расширять знания о признаках осени, способствовать развитию внимания, мышления, памяти, развивать грамматический строй речи, словарный запас, связную речь, воспитывать любовь к природе. …

Конспект комплексного занятия для детей 3–4 лет «Веселые человечки»

Проводится в условиях сенсорной комнаты Снузлин. Задачи: Образовательная: способствуют развитию у детей представлений о собственном теле, о своей половой принадлежности; формировать умение соотносить предмет с его словесным…

Конспект занятия по математике для детей с ЗПР 5–6 лет

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида детский сад № 162 Развитие элементарных математических представлений ( дети с ЗПР 5-6 лет) Задачи: Образовательные: упражнять детей в сравнении…

Конспект урока в первом классе по развитию пространственных представлений у детей с ДЦП

Тема: Развитие пространственных представлений Цель: Ориентировка в схеме тела и на плоскости Задачи: 1. Закрепление знаний о схеме тела, уточнение понятий лево- право 2. Развитие ориентации на листе бумаги, уточнение понятий левый…

Конспект НОД «Желтая страна» для детей второй младшей группы

Программное содержание: Образовательная задача: расширять представления детей о цветном окружающем мире, закреплять умение дифференцировать и называть желтый цвет. Воспитательная задача: воспитывать эмоциональную отзывчивость, …

Интегрированное занятие в старшей группе для детей с нарушением интеллекта «Дары осени»

Цель: 1. Воспитывать умение слушать стихотворение, воспроизводить с помощью вопросов учителя содержание. 2. Упражнять в умении составлять группы предметов, характеризовать их: много, мало, составлять попарно. Упражнять в счете на…

Занятия дефектолога — перейти на главную страницу рубрики.

Страницы:
2 … 3 4 5 6 7 8 9 … 65

Источник

Кто такой дефектолог? Учитель-дефектолог – это специалист, который проводит глубокое, всестороннее изучение индивидуальных особенностей детей.

  • состояния познавательной деятельности;
  • развития эмоционально-волевой сферы;
  • сформированности целенаправленной и/или игровой деятельности (как ведущей в дошкольном возрасте);
  • состояния психических процессов (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения).
Читайте также:  Ребенок общение с ровесниками 5 лет

По результатам обследования дефектолог определяет:

  • уровень психологического развития ребенка,
  • разрабатывает индивидуальную коррекционную программу;
  • отбирает содержание обучения.

Важно помнить! Занятия с дефектологом в каждом возрасте имеют свою специфику, решают различные задачи.

Занятия с дефектологом от 1,5 до 3 лет направлены на:

  • нормализацию поведенческой сферы (выработка целенаправленного поведения, коррекция нежелательного поведения);
  • формирование игровой деятельности (предметно-манипулятивной, далее сюжетно-ролевой игры);
  • формирование сенсорных эталонов: восприятие, соотнесение предметов по цвету, форме, величине;
  • развитие высших психических функций, таких как память, внимание, мышление.
  • развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия.

statia defectolog1

Занятия с дефектологом детей 3– 5 лет ориентированы на:

  • коррекцию проблемного поведение (формирование учебного поведения, преодоление нежелательного поведения);
  • формирование и развитие сенсорных эталонов: восприятие, соотнесение, сличение предметов по цвету, форме, величине;
  • развитие высших психических функций: внимание, память, аналитико-синтетическая деятельность, конструктивный праксис;
  • формирование/развитие оптико-пространственных представлений, ориентировок в схеме собственного тела, в пространстве;
  • формирование логического мышления.

Занятие с дефектологом дошкольников 6 – 9 лет могут быть нацелены на:

  • пополнение и актуализация знаний об окружающем мире;
  • развитие оптико-пространственных ориентировок;
  • формирование элементарных математических представлений;
  • профилактика трудностей при школьном обучении;
  • освоение навыков правильного чтения, письма и счета.

Занятия с дефектологом при различных нарушениях развития

Занятие дефектолога с детьми с ЗПР.

Задержка психического развития (ЗПР) — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. Для ребенка с ЗПР дефектолог является ведущим педагогом, который на основании диагностики выстраивает индивидуальный маршрут обучения, воспитания и коррекционного воздействия.

Основными задачами в работе дефектолога с детьми с ЗПР ран­него и младшего дошкольного возраста являются:

  • развитие психических функций (восприятия, внима­ния, памяти, мышления, речи);
  • формирование и развитие игровой деятельности;
  • накопление и расширение сенсорного опыта;
  • формирование представлений об окружающем мире.

При построении занятий с детьми с ЗПР учитель-дефектолог:

  • учитывает уровень дви­гательного, когнитивного, речевого и эмоционально-лично­стного развития ребенка, ведущий тип мотивации деятельно­сти;
  • выстраивает занятие на основании ведущей деятельности возраста;
  • не ограничивает творческую свободу ребенка;
  • предлагает вариативные задания;
  • подбирает учебный материал с постепенным усложнением.

Занятие дефектолога с детьми с аутизмом.

Работа дефектолога с ребенком с аутизмом, как и с ребенком с ЗПР нацелена на преодоление тех или иных дефицитов в развитии дошкольника, которые были выявлены на диагностическом занятии/первичной консультации. В процессе обследования ребенка с аутизмом дефектолог обращает внимание на:

  • умение действовать по инструкции (понимание вербальной инструкции, умения действовать по подражанию);
  • планирование и организацию деятельности, умение следовать многоступенчатой инструкции;
  • степень сформированности сенсорных эталонов (цвет, форма, величина);
  • уровень развития пространственных представлений, умение копировать образец, конструировать по схеме, начальные навыки счета;
  • моторную и сенсорную сферы (определение ведущей руки, выявление предпочтений к сенсорным материалам и действиям);
  • поведенческие особенности: скорость восприятия, особенности переключения, особенности коммуникации, способы уклонения от выполнения заданий, умение действовать по очереди.

С ребенком с аутизмом, как правило, работает команда специалистов, и учитель-дефектолог может быть одним из ведущих педагогов, осуществляющих коррекционно-развивающее обучение.

Занятие дефектолога с детьми с умственной отсталостью.

Коррекция отклонений в развитии ребенка с умственной отсталостью осуществляется комплексно, на основе диагностики. Основными направлениями коррекционной работы являются:

  • совершенствование достижений сенсомоторного развития;
  • коррекция отдельных сторон психической деятельности;
  • развитие различных видов мышления;
  • коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы;
  • расширение представлений об окружающем мире, обогащение словаря;
  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Важно помнить! Обязательным условием коррекционной деятельности при обучении ребенка с умственной отсталостью является ее практическая ориентированность. Т.е. содержание обучения носит прикладной характер.

Занятие дефектолога с детьми с синдромом Дауна.

Целью коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна является социальная адаптация, приспособление к жизни и возможная интеграция в общество. На основании комплексной диагностики учитель-дефектолог разрабатывает программу коррекционного воздействия, которая охватывает такие направления как:

  • развитие познавательной активности;
  • развитие высших психических функций (память, внимание, мышление, речь), максимально раннее начало коррекции;
  • формирование правильных (социально-приемлемых) форм поведения;
  • обучение трудовым навыкам, в том числе навыкам самообслуживания; подготовка к посильным видам хозяйственно-бытового труда;
  • развитие сенсорного восприятия (сенсорное воспитание);
  • преодоление и предупреждение вторичных отклонений в познавательной сфере.

При построении занятий с детьми с синдромом Дауна учитель-дефектолог:

  • опирается на актуальный уровень развития ребенка, учитывает его зону ближайшего развития;
  • учитывает возрастные и индивидуальные особенности ребенка;
  • предлагает доступный и повторяемый материал;
  • проводит занятия с учетом интересов ребенка;

Педагоги Центра развития речи «Говорить легко» обладают необходимыми знаниями и компетенциями для проведения диагностики и составления программы индивидуальной работы с ребенком с нарушением психического и/или речевого развития.

Источник