Конспект занятия с ребенком 3 года с дизартрией

Конспект занятия с ребенком 3 года с дизартрией thumbnail

Конспекты индивидуальных логопедических занятий с детьми со стертой дизартрией

Конспект № 1

Тема:

Развитие звукового анализа;

Цель:

1. Нормализация мышечного тонуса артикуляционного аппарата и мимической мускулатуры;

2. Нормализация моторики артикуляционного аппарата;

3. Развитие голоса;

4. Развитие слухового внимания;

5. Формирование звукового анализа;

6. Развитие мелкой моторики;

Конспект № 2

Тема:

Автоматизация звука [ж].

Цель:

1. Нормализация мышечного тонуса артикуляционного аппарата и мимической мускулатуры;

2. Нормализация моторики артикуляционного аппарата;

3. Закрепление правильного произношения звука [ж] (в изолированном произношении и в слогах);

4. Развитие фонематического слуха;

5. Развитие мелкой моторики.

Конспект № 3

Тема:

Развитие слухового внимания.

Цель:

1. Нормализация мышечного тонуса артикуляционного аппарата и мимической мускулатуры;

2. Нормализация моторики артикуляционного аппарата;

3. Развитие голоса;

4. Развитие слухового внимания;

5. Развитие мелкой моторики;

Конспекты индивидуальных логопедических занятий
с детьми со стертой дизартрией

Конспект № 1

Тема:

Развитие звукового анализа;

Цель:

1. Нормализация мышечного тонуса артикуляционного аппарата и мимической мускулатуры;

2. Нормализация моторики артикуляционного аппарата;

3. Развитие голоса;

4. Развитие слухового внимания;

5. Формирование звукового анализа;

6. Развитие мелкой моторики;

Оборудование:

Карточки-сигналы, звуковая горка, флажок, экран (ширма), лист плотной шершавой бумаги.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Нормализация мышечного тонуса мимической мускулатуры и мускулатуры артикуляционного аппарата.

hello_html_6a3c32b4.jpg

Массаж лба

Упражнение № 1

Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц;

Описание: поглаживание лба от середины к вискам.

Упражнение № 2hello_html_18b3f9fa.png

Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц;

Описание: разминание лба от середины к вискам.

Упражнение № 3

Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц;

Описание: растирание лба от середины к вискам.

Упражнение №4

Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц;

Описание: растирание лба от бровей к волосистой части головы.

Упражнение № 5hello_html_m173d833d.png

Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц;

Описание: проводится массаж точек, находящихся над линией бровей, от середины к периферии.

Массаж щек

Упражнение № 1

Цель: стимуляция мышц, поднимающих угол рта;

Описание: осуществляются вращательные поглаживающие движения по поверхности щек.

Упражнение №2

Цель: укрепление и стимуляция мышц лица и мышц мягкого неба;

Описание: проводится поочередный массаж точек: БАЙ-ХУЭЙ, ИНЬ-ЦЗЯО, ДУЙ-ДУАНЬ.hello_html_d3860e8.png

Массаж скуловой мышцы

Упражнение № 1hello_html_m14f17eb6.png

Цель: укрепление скуловой мышцы;

Описание: поглаживание скуловой мышцы от середины подбородка к мочкам ушей.

Упражнение № 2

Цель: активизация мышц, опускающих нижнюю губу и угол рта;

Описание: проводятся спиралевидные движения от середины подбородка к мочкам ушей.

Упражнение № 3

Цель: укрепление и активизация скуловых мышц и мышц, опускающих нижнюю губу и угол рта;

Описание: пощипывание скуловой мышцы от середины подбородка к мочкам ушей.

Массаж губhello_html_m1f5b6ee9.png

Упражнение № 1

Цель: укрепление мышц губ;

Описание: поглаживание губ от середины к углам.

Упражнение № 2

Цель: укрепление мышц губ;

Описание: разминание губ от середины к углам.

Упражнение № 3

Цель: укрепление и активизация мышц губ;

Описание: пощипывание губ от середины к углам.

Упражнение № 4

Цель: стимуляция мышц губ;

Описание: обкалывание губ от середины к углам.

Упражнение № 5

Цель: укрепление и активизация круговой мышцы рта, мышц, поднимающих верхнюю губу и углы рта кверху и мышц, опускающих нижнюю губу и углы рта вниз;

Описание: обкалывание против часовой стрелки круговой мышцы рта;

Упражнение № 6

Цель: стимуляция мышц губ;hello_html_m34b3f3c2.png

Описание: похлопывание губ от середины к углам.

Массаж языка

Упражнение № 1

Цель: укрепление и активизация продольных мышц языка;

Описание: поглаживание продольных мышц языка от корня к кончику языка.

Упражнение №2

Цель: укрепление продольных и поперечных мышц языка;

Описание: ритмичное надавливание на язык от корня к кончику.

Упражнение № 3

Цель: укрепление мышц языка и увеличение подвижности языка;hello_html_m40deed7.png

Описание: проводится обкладывание языка от корня к кончику языка и по боковым краям языка.

Упражнение № 4

Цель: укрепление и стимуляция поперечных мышц языка;

Описание: поглаживание языка из стороны в сторону, в направлении от корня к кончику языка.

Упражнение № 5

Цель: укрепление язычной мускулатуры;

Описание: разминание языка.hello_html_m6c2f9ff0.png

3. Нормализация моторики артикуляционного аппарата

♦ Выполнение ребенком статических подготовительных упражнений (при выполнении ребенок удерживает артикуляционную позу 10–15 секунд). Упражнения: «Забор», «Окно», «Трубочка», «Мост», «Лопата» (упражнения выполняются перед зеркалом).hello_html_bb66ced.png

♦ Поочередное выполнение артикуляционных упражнений с ориентировкой на карточки-сигналы (упражнения выполняются перед зеркалом).

и др.

4. Развитие голоса

Изолированное произнесение звука [а]:

♦ Произнесение звука [а], изменяя силу голоса (громко, тихо);

♦ Произнесение звука [а], изменяя тембр голоса (низким голосом, высоким голосом).

♦ Произнесение звука [а] с различной длительностью – дидактическая игра «Горка». Ребенку предлагается вместе со звуком [а] покатиться на горке: при поднятии вверх – длительное произнесение звука [а], при спуске – короткое произнесение звука [а], задание выполняется с опорой на наглядность.

Читайте также:  Покупка недвижимости под материнский капитал если ребенку нет 3 года

5. Развитие слухового внимания

Логопед хлопает в ладоши (за экраном) определенное количество раз, а ребенок произносит звук [а] столько раз, сколько раз хлопнул в ладоши логопед.

6. Формирование звукового анализа – выделение первого ударного звука в составе слога.

Логопед произносит слоги, в составе которых присутствует звук [а], ребенок должен поднять флажок, если услышит звук [а] в начале слога.

7. Развитие мелкой моторики рук – пальцевая гимнастика.

Логопед предлагает ребенку сконструировать лодку из бумаги. Логопед демонстрирует правильное выполнение задания, а ребенок затем ребенок выполняет задание без вмешательства логопеда (конструирование выполняется из плотной шершавой бумаги). Предварительно обучение проходило в группе.

8. Итог занятия.

Логопед спрашивает у ребенка, произношение какого звука они отрабатывали на занятии.

Конспект № 2

Тема:

Автоматизация звука [ж].

Цель:

1. Нормализация мышечного тонуса артикуляционного аппарата и мимической мускулатуры;

2. Нормализация моторики артикуляционного аппарата;

3. Закрепление правильного произношения звука [ж] (в изолированном произношении и в слогах);

4. Развитие фонематического слуха;

5. Развитие мелкой моторики.

Оборудование:

Материал для развития мелкой моторики.

Ход занятияhello_html_5c291c9.png

1. Организационный момент

2. Нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры

Массаж лба

Упражнение №1

Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц;

Описание: поглаживание лба от середины к вискам.

Упражнение № 2

Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц;

Описание: разминание лба от середины к вискам.

Упражнение № 3

Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц;hello_html_71e2c3f5.png

Описание: растирание лба от середины к вискам.

Упражнение № 4

Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц;

Описание: выполнение спиралевидных движений от середины лба к вискам.

Упражнение № 5

Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц;

Описание: постукивание лба от середины к вискам.

Массаж щек

Упражнение № 1hello_html_14cc8e37.png

Цель: стимуляция мышц, поднимающих угол рта;

Описание: выполнение вращательных поглаживающих движений по поверхности щек.

Упражнение № 2

Цель: укрепление и активизация мышц лица и мышц мягкого неба;

Описание: массируется отрезок по дуге нижней челюсти от точки ЦЗЯ-ЧЭ до точки ДЙ-ЦАН. Далее от точки ДИ-ЦАН до точки А; затем, массируется отрезок от точки А до точки ЦЗЯ-ЧЭ. После этого отрезка массируется отрезок вдоль нижней челюсти от точки 24Jдо точки ЦЗЯ-ЧЕ. Затем проводится массаж отрезка от точки ЦЗЯ-ЧЭ до точки ТИН-ХУЭЙ.

Массаж скуловой мышцыhello_html_3068866a.png

Упражнение № 1

Цель: укрепление скуловой мышцы;

Описание: растирание скуловой мышцы от середины подбородка к мочкам ушей.

Упражнение № 2hello_html_m69709fa9.png

Цель: активизация мышц, опускающих нижнюю губу;

Описание: проводятся спиралевидные движения от середины подбородка к мочкам ушей.

Упражнение № 3

Цель: укрепление и активизация мышц, опускающих нижнюю губу и угол рта;

Описание: пощипывание скуловой мышцы от середины подбородка к мочкам ушей.

Массаж губ

Упражнение №1

Цель: укрепление мышц губ;

Описание: легкое растирание губ от середины к углам.

Упражнение № 2

Цель: укрепление и активизация мышц губ;

Описание: разминание губ от середины к углам.

Упражнение № 3

Цель: укрепление и активизация мышц губ;hello_html_m13f07316.png

Описание: пощипывание губ от середины к углам.

Упражнение № 4

Цель: укрепление и активизация круговой мышцы рта, поднимающих верхнюю губу и углы рта кверху и мышц, опускающих нижнюю губу и углы рта вниз;

Описание: проводится обкалывание против часовой стрелки круговой мышцы рта.

Упражнение № 5

Цель: укрепление и активизация мышц губ;

Описание: проводится точечный массаж по линии губ от середины к углам.

Массаж языка

Упражнение № 1

Цель: расслабление продольных мышц языка;

Описание: поглаживание от кончика языка к корню языка.

Упражнение № 2

Цель: расслабление поперечных мышц языка.hello_html_72f9a16e.png

Описание: легкое поглаживание языка из стороны в сторону.

Упражнение № 3

Цель: подавление гиперкинезов в мышцах языка и уменьшение саливации.

Описание: проводится точечный массаж в углублениях под языком, в двух точках одновременно.

3. Нормализация моторики артикуляционного аппарата

♦ Изолированное выполнение артикуляционных упражнений. Упражнения: «Забор», «Окно», «Мост», «Лопата», «Лопата копает», «Вкусное варенье», «Фокус», «Теплый ветер», «Жук».hello_html_m17a47209.jpg

hello_html_7b499db7.png

♦ Поочередное выполнение артикуляционных упражнений перед зеркалом;

4. Автоматизация звука [ж] в слогах

Ребенку предлагается воспроизвести слоги:

Жда-ждо-жду-жды

Ждо-жду-жда-жды

Жду-ждо-жды-жда

Ждо-жды-жду-жда

Жна-жно-жну-жны

Жно-жну-жны-жна

Жну-жны-жна-жно

Жны-жно-жну-жна

Джа-джо-джу-джи

Джо-джу-джи-джа

Джу-джи-джо-джа

Джи-джо-джу-джа

5. Развитие фонематического слуха

Выделение слов на звук [ж] из скороговорок.

Ребенку предлагается прослушать скороговорки и, если он услышит слово со звуком [ж], то он должен хлопнуть в ладоши.

Жук жужжит: «Жу-жу-жу!»

Я живу, не тужу,

Я на ветке сижу

И жужжу, жужжу, жужжу.

Жук упал, и встать не может,

Ждет он, кто ему поможет.

6. Развитие мелкой моторики

Ребенку предлагается выложить аппликацию «жук» (по контуру) с помощью зерен гречихи.

7. Итог занятия

Логопед спрашивает у ребенка, произношение какого звука отрабатывали на занятии.

Читайте также:  Как уговорить ребенка подстричься 3 года

Конспект № 3

Тема:

Развитие слухового внимания.

Цель:

1. Нормализация мышечного тонуса артикуляционного аппарата и мимической мускулатуры;

2. Нормализация моторики артикуляционного аппарата;

3. Развитие голоса;

4. Развитие слухового внимания;

5. Развитие мелкой моторики;

Оборудование:

Сюжетная картинка «В деревне», карточки-сигналы.

Ход занятия

1. Организационный момент

2. Нормализация мышечного тонуса артикуляционного аппарата и мимической мускулатуры

Массаж шеиhello_html_m347cbe78.png

Упражнение 1

Цель: расслабление мышц шеи и плечевого пояса;

Описание: проводят поглаживания шеи сверху вниз.

Массаж лбаhello_html_m54e0f211.png

Упражнение № 1

Цель: расслабление лобных мышц;

Описание: проводят легкое поглаживание лба от висков к центру.

Упражнение № 2

Цель: расслабление лобных мышц;

Описание: проводят поглаживание лба от волосистой части головы к линии бровей.

Упражнение № 3

Цель: расслабление лобных мышц;

Описание: проводят легкие спиралевидные движения от висков к центру лба.

Массаж щекhello_html_m72a6526d.png

Упражнение № 1

Цель: расслабление мышц лица;

Описание: осуществляется массаж одновременно в точках ИН-СЯН, СЯ-ГУАНЬ, ЭР-МЭНЬ.

Упражнение № 2

Цель: расслабление мышц щек;

Описание: выполняют вращательные поглаживающие движения по поверхности щек.

Массаж скуловой мышцы

Упражнение № 1

Цель: расслабление скуловых мышц и мышц, опускающих нижнюю губу и угол рта;

Описание: легкое поглаживание скуловых мышц от мочек ушей к середине подбородка.

Упражнение № 2hello_html_m4807aff7.png

Цель: расслабление скуловых мышц;

Описание: проводят легкие спиралевидные движения от мочек ушей к середине подбородка.

Массаж губ

Упражнение № 1

Цель: расслабление круговой мышцы рта, мышц, поднимающих верхнюю губу и углы рта кверху, опускающих нижнюю губу и углы рта вниз.

Описание: легкое поглаживание круговой мышцы рта.

Точечный массаж речевой мускулатуры

Упражнение № 1

Цель: снятие мышечного беспокойства в речевой мускулатуре;

Описание: проводится перекрестный массаж в точке, которая находится в середине левой носогубной складки и в точке, которая находится под углом губ справа. Затем массаж выполняется на противоположной стороне.hello_html_m2df7f801.png

Массаж языкаhello_html_5946f660.png

Упражнение № 1

Цель: подавление гиперкинезов в мышцах;

Описание: проводится точечный массаж в углублениях под языком, в двух точках одновременно.

Упражнение № 2

Цель: расслабление продольных мышц языка;

Описание: легкое поглаживание языка от кончика к корню.

Упражнение № 3

Цель: расслабление поперечных мышц языка.

Описание: легкое поглаживание языка из стороны в сторону, в направлении от кончика языка к корню языка.

3. Нормализация моторики артикуляционного аппарата

Выполнение ребенком статических подготовительных упражнений (при выполнении ребенок удерживает артикуляционную позу 10–15 секунд). Упражнения: «Забор», «Окно», «Трубочка», «Мост», «Лопата» (упражнения выполняются перед зеркалом).hello_html_m222b4bee.jpg

4. Развитие голоса

Дидактическая игра «В деревне».

Описание игры: на большом листе изображен деревенский пейзаж, во дворе гуляют домашние животные со своими детенышами. Логопед предлагает ребенку помочь животным позвать своих детенышей (логопед дает образец выполнения задания).

– Мы позовем гусенка – Га-га-га.

– Мы позовем мышонка, позовем его тихо-тихо, чтобы не услышала кошка – Пи-пи-пи.

– Мы позовем теленка, мы будем звать его громко, он далеко ушел от коровы – Му-му-му.

– Мы позовем котенка, мы будем звать его ласково – Мяу-мяу.

– А теперь громко-громко позовем щенка – Ав-ав-ав.

(Все фигурки на сюжетной картинке свободно перемещаются, и во время звукоподражательных упражнений фигурки детенышей перемещаются ребенком к их мамам).

5. Развитие слухового внимания – различение неречевых звуков.

Ребенку демонстрируются предметы и звуки, которые издают эти звуки (ложка в стакане, шуршание бумаги, губная гармошка, свисток, колокольчик). Затем предметы убираются за ширму, а ребенку раздаются карточки-сигналы, на которых изображены, эти предметы. Логопед, за ширмой, издает звуки, а ребенок поднимает карточку-сигнал, на которой изображен предмет, издающий звук.

6. Развитие мелкой моторики – укрепление мышц рук.

Ребенок выполняет самомассаж кистей:

♦ Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением скорости (8–10 секунд);

♦ Грецкий орех положить между ладонями и выполнять круговые движения по часовой стрелке (8–10 секунд);

7. Итог занятия – логопед спрашивает у ребенка, звуки каких предметов они сегодня различали на занятии.

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ

hello_html_m543ae501.jpg

Заключение

Рекомендуемый в данном пособии дифференцированный логопедический массаж, должен проводиться на каждом индивидуальном занятии, перед артикуляционной гимнастикой, и входит в первый подготовительный блок индивидуального занятия. Целью дифференцированного логопедического массажа при устранении стертой дизартрии является нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры, создание положительных кинестезии в мышцах, которые до этого недостаточно активно участвовали в акте артикуляции звуков.

В подготовительный блок индивидуального занятия. Помимо логопедического массажа, должны быть включены еще артикуляционная гимнастика с функциональной нагрузкой, дыхательные и голосовые упражнения, пальцевая гимнастика.

Основной блок индивидуального занятия посвящается коррекции произносительной стороны, куда мы относим:

♦ Уточнение артикуляционных укладов для постановки конкретного звука;

♦ Слуховая дифференциация звука с оппозиционными фонемами;

♦ Непосредственно постановка звука;

♦ Автоматизация звука;

♦ Дифференциация звука в произношении;

♦ Отработка слов сложной слоговой структуры;

Читайте также:  Открытка с цветами своими руками ребенок 3 года

♦ Практическое усвоение навыков просодического оформления речи.

В связи с тем, что индивидуальное занятие должно быть насыщено упражнениями из указанных направлений, мы рекомендуем логопедический массаж строго регламентировать в пределах 4–5 минут от индивидуального занятия, при условии, что длительность занятия составляет в ДОУ 15–20 минут. Рекомендуемый нами логопедический массаж проводится не сеансами, а в ходе логопедического занятия.

Источник

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком с дизартрией

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком средней логопедической группы с дизартрией

Тема: «Автоматизация звука «З»

Цель: автоматизация звука «З» изолировано, в слогах и словах.

Речевые задачи:

• закреплять знания об артикуляционных особенностях звука «з»;

• закреплять умение правильно произносить звук «з»;

• автоматизировать звук «з» изолированно, в слогах и в словах.

Коррекционные задачи:

• развивать фонематические процессы;

• коррекция речевого дыхания;

• коррекция общей и мелкой моторики;

• коррекция артикуляционных нарушений;

Воспитательные задачи:

• воспитывать интерес к занятию;

• воспитывать усидчивость;

• воспитывать навыки самоконтроля.

Оборудование: Кукла Золушка, зеркало, картинка с буквой З, разрезные картинки (платье, колокольчик, предметные картинки.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Сегодня к нам придет необычная гостья, догадайся, из какой она сказки? Ей надо было вернуться домой ровно в 12 часов, а еще, она потеряла хрустальный башмачок?” (Золушка).

2. Овладение навыками релаксации

Когда Золушка шла к нам в садик, она замерзла. Покажи, как она замерзла – (съежится, напрячься). Отогрелась в садике – расслабилась.

3. Мимическая гимнастика

Вспомни сказку и покажи, как огорчилась Золушка, когда ее не взяли на бал, а теперь покажи, как она обрадовалась, когда крестная подарила ей платье и туфельки.

4. Развитие общей моторики

Какой первый звук в имени нашей гостьи? («З») Сейчас мы с тобой пойдем в гости к Золушке, а звук «з» поможет нам выполнить задания злой мачехи, что бы золушка смогла попасть на бал. Только давай для начала немного разомнемся.

Упражнение «Зайка»

Зайка шёл,

Зайка шёл,

Капусту нашел, сел, поел

И опять пошёл.

Зайка шёл, зайка шёл,

Морковку нашёл, сел, поел

И опять пошёл.

(Имитировать движение ходьбы, приседание, показать, как ест зайчик).

5. Массаж. Артикуляционная гимнастика.

Массаж лица и языка по основным линиям.

А теперь возьми зеркало, выполним несколько упражнений: «Улыбка», «Лопатка», «Погладим зубки», «Язычок силач», «Горка», «Комарик».

6. Работа над дыханием

Вот мы и подошли к замку, посмотри какие тучи над ним. Давай их сдуем.

7. Автоматизация звука в изолированном виде

Ой, к нам прилетел на помощь комарик, послушай, как он говорит «З-З-З-З-З». А теперь попробуй сама сказать как комарик (повторяет «з-з-з»).

8. Акустико-артикуляционная характеристика

Скажи, в каком положении находятся губки, когда мы произносим звук з?

А где у нас язычок, зубки. Что с горлышком?

Губы в улыбке, язычок на нижних зубках, между зубками щель. Горлышко поет песенку комара.

Звук «З» согласный, звонкий, твердый.

9. Связь звука с буквой

На эту букву посмотри

она совсем, как цифра… три. (Показ картинки с буквой)

На что еще похожа буква З? Нарисуй ее в воздухе.

10. Развитие мелкой моторики

Золушка собиралась на бал и обнаружила, что кто-то разрезал ее замечательное платье. Как ты думаешь, кто это сделал?

Поможем Золушке зашить платье. (Собирает картинку разрезанного платья.)

11. Работа над голосом

Когда Золушка танцует, то каблучки ее стучат громко: «ЗА-ЗА-ЗА»; А когда она проходит мимо комнаты злой мачехи, каблучки стучат тихо: «за-за-за».

(Произносит слоги сначала громко, а затем тихо: — ЗА-ЗА-ЗА! — за-за-за.)

12. Развитие фонематического слуха

Задание злой мачехи заключается в том, что тебе необходимо позвонить в колокольчик, как только услышишь звук «З» Игра «Поймай звук».

13. Автоматизация звука в слогах

Мы выполнили задание мачехи и от радости Золушка запела:

За-за-за Зо-зо-зо Зу-зу-зу

Аз-аз-аз Оз-оз-оз Уз-уз-уз

Давай ей подпоем.

14. Автоматизация звука в словах

А вот еще одно задание злой мачехи. Посмотри на картинки и скажи, что на них нарисовано

Ваза, береза, замок, звезда, зонт, заяц, роза, забор.

15. Развитие фонематического восприятия

Следующее задание «Один-Много» Я назову один предмет, а ты множество таких предметов

арбуЗ — арбуЗЫ,

паровоЗ — ПаровоЗЫ,

мороЗ — мороЗЫ,

расскаЗ – расскаЗы.

16. Формирование лексико-грамматического строя речи

И последнее задание мачехи: скажи ласково.

зайка — заинька зонт — зонтик

зуб – зубик таз – тазик

17. Итог занятия

Золушка появляется в красивом платье, благодарит за то, что помогли ей и она может отправляться на бал.

Покажи, какое настроение у Золушки сейчас. Скажи, какой звук помог справиться с заданиями злой мачехи?

Источник