Конспект занятия по сенсорному развитию ребенка с зпр

Конспект занятия по сенсорному развитию ребенка с зпр thumbnail

«Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия по сенсорному развитию детей с задержкой психического развития (старшая группа)»

Работу подготовила:

учитель-дефектолог Григорьева А.О.

учитель-логопед Медникова Н.А.

Пояснительная записка

Сенсорное развитие во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания детей. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Значение сенсорного развития в дошкольном возрасте трудно переоценить, именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования представлений об окружающем мире.

Сенсорное развитие ребенка с ЗПР в целом отстает по срокам формирования и проходит неравномерно, имея свои специфические особенности:

  • недостаточность, фрагментарность знаний об окружающем мире.

  • нарушены такие свойства восприятия, как предметность и структурность. Проявляется это в том, что дети затрудняются в узнавании предметов, находящихся в непривычном ракурсе.

  • страдает также и целостность восприятия. Дети с ЗПР испытывают трудности при необходимости вычленить отдельные элементы из объекта.

  • свойственна общая пассивность восприятия (А.Н. Цымбалюк), что проявляется в попытках подменить более сложную задачу более лёгкой. Данная особенность обуславливает наличие у детей крайне низкого уровня анализирующего наблюдения, проявляющегося в ограниченном объёме анализа, преобладании анализа над синтезом, смешении существенных и несущественных признаков.

  • отсутствует целенаправленность, планомерность в обследовании объекта.

  • значительное замедление процесса переработки поступающей через органы чувств информации

  • не сформированы такие понятия, как форма, цвет, размер, которая в норме появляется в 3-4 года.

Исходя из специфических особенностей, сенсорное воспитание у дошкольников с ЗПР будет направленно на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, которое служит основой познания мира. Развитие ощущений и восприятий, с одной стороны, происходит в процессе коррекции личности ребенка в целом: во время занятия трудом, на занятиях по лепке, рисованию, в учебной деятельности, во время игр, экскурсий на природу и т.д. С другой стороны — ведущей формой сенсорного воспитания и обучения являются специальные занятия, основанные на прямом обучающем воздействии педагога, его указаниях и образцах словесного, наглядного и действенного характера.

Целевые ориентиры сенсорного развития на средний, старший и подготовительный возраст:

  1. на четвёртом году жизни ребёнок с ЗПР должен уметь: различать цвета, простые формы — круг, квадрат, прямоугольник, треугольник; группировать предметы одного цвета, формы, размера; сравнивать по цвету, форме, размеру.

  2. к пяти годам ребёнок должен: называть геометрические фигуры — круг, квадрат, треугольник и прямоугольник; называть основные цвета.

  3. на шестом году ребёнок с ЗПР (при условии обучения) должен называть геометрические фигуры: овал, ромб; основные цвета и оттенки. Ребёнок к шести годам должен употреблять такие частные параметры величины, как «высокий — низкий», «толстый — тонкий», «широкий — узкий» и «длинный — короткий».

План-конспект коррекционно-развивающего занятия по сенсорному развитию детей с задержкой психического развития (старшая группа)

Цель: Развить сенсомоторные способности у детей с задержкой психического развития, активизировать сенсорное восприятие, стимулируя анализаторы зрительные, слуховые, осязания, обоняния и вкуса.

Задачи:

Коррекционно-обучающие:

Обобщить и систематизировать представления детей об основных чувствах человека (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание); знания о геометрических формах: круг, квадрат, треугольник, овал; различие предметов по размеру, форме и цвету

Коррекционно-развивающие: Развивать у детейтворческие способности, двигательную активность зрительное, слуховое и вкусовое восприятие, познавательный интерес, мышление, речь

Коррекционно -воспитательные: воспитывать чувство взаимопомощи через сотрудничество во время образовательной деятельности, радоваться достигнутым успехам.

Демонстрационный материал: разноцветные помпоны (большие и маленькие), пинцет, щипцы, разноцветные корзинки, 2 корзинки разного размера, музыкальные инструменты (бубен, губная гармошка, маракасы, дудочка, трещотка), «чудесный мешочек», плоские геометрические фигуры, овощи и фрукты (помидор, огурец, морковка, яблоко, апельсин, банан).

Методические приёмы: Сюрпризные моменты; гимнастика для глаз; пальчиковая гимнастика с помощью шарика су-джок; дидактическая игра на восприятие цвета, величины; дидактическая игра с музыкальными инструментами на развитие слухового восприятия; дидактическая игра на развитие тактильного восприятия; дидактическая игра на развитие вкусового восприятия.

Предварительная подготовка: в группе подготовить «зоны-острова». Всего 4 острова. На каждом острове лежит конверт с заданием и материал для его выполнения.

Ход занятия

Дефектолог обращает внимание детей на загадочное письмо, которое прислал капитан Сильвер. В письме говорится о кладе-сюрпризе, который приготовил Сильвер. Но чтобы его отыскать ребята должны отправиться по островам, на которых надо выполнять придуманные им задания. Вместе с письмо в конверте лежит карта, с помощью, которой легко будет отыскать клад.

— Ну что ребята нравится вам такая идея? Отправимся в путь на поиски клада? (ответы детей)

— Ребята, а на чем же мы доберемся до клада? Правильно. Мы поплывем на корабле. — Теперь сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте, что мы плывем. (звучит музыка «шум моря»)

Читайте также:  Развитие внимательности у ребенка 4 года

Гимнастика для глаз

— Открывайте глаза. Мы плывем по морю. Не поворачивая головы, посмотрите на остров слева. Посмотрите на остров справа. Подымите, глазки вверх и посмотрите на облака. А сейчас на небе всходит солнышко. Оно просыпается на востоке, движется через все небо и садится на западе (показываю). А теперь мы увидели чайку. (Поставьте пальчик перед собой). Она-то приближается, то удаляется от нас.

— Посмотрите, ребята, кажется мы на месте, где-то здесь должен быть остров. Посмотрим в свои бинокли? (Кулачки сжали).

Сверимся с картой. Да, все верно, мы приплыли к первому острову под названием «Остров помпонов».

— Капитан Сильвер оставил нам письмо. Давайте посмотрит, какое задание он нам приготовил.

«Юнги, я приготовил для вас задания, выполнив которые, вы сможете плыть на следующий остров. Итак, на этом острове я оставил свои любимые игрушки шарики-помпоны. Они все перепутались между собой. Ваша задача разделить их по цвету и размеру. Но нельзя трогать помпоны руками. Их разрешено переносить только щипцами или пинцетом, если помпон маленький.

Игра. Сортировка помпонов по цвету.

Цель: различать и называть основные цвета и некоторые оттенки.

Оборудование: помпоны различного цвета, корзинки соответствующих цветов, кухонные щипцы, пинцет.

Ход игры: на столе перед детьми стоят корзинки различных цветов. Предлагается из общей массы помпонов выбрать и рассортировать помпоны в корзинки определенного цвета.

Игра. Сортировка помпонов по величине «Большой — маленький».

Цель: уметь различать предметы по величине «большой-маленький».

Оборудование: большие и маленькие помпоны, 2 корзинки разного размера, кухонные щипцы, пинцет.

Ход игры: на столе стоят 2 корзинки и помпоны разного размера. Детям предлагается разложить большие помпоны в большую корзинку, маленькие – в маленькую корзинку.

— Молодцы ребята, вы справились с первым заданием капитана Сильвера. А теперь садимся на корабль и плывем к следующему острову (звучит музыка «шум моря»). А пока мы плывем, давайте разомнем наши руки и пальчики. Доставайте каждый свой шарик и повторяйте движения.

Массаж рук (выполнять действия в соответствии с текстом)

Мячик я в руках катаю,

Между рук его гоняю,

А теперь сожму в ладошке,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальчиком прижму

И другой рукой начну.

А теперь последний трюк

Мяч летает между рук.

— А вот мы с вами нашли второй остров. Он называется «Остров волшебных звуков». Давайте, скорее, прочитаем следующее задание от капитана Сильвера.

«Дорогие мои юнги, вы прибыли на самый музыкальный остров в мире. Здесь я вам предлагаю поиграть на музыкальных инструментах и выполнить задание «Расставь все звуки по порядку».

Игра «Поставь по порядку»

Цель: запомнить последовательность звучания неречевых звуков; узнавать, различать, называть звучащие музыкальные игрушки.

Оборудование: ширма, музыкальные игрушки (бубен, губная гармошка, маракасы, дудочка, трещотка), картинки с изображением вышеперечисленных музыкальных игрушек.

Ход игры: показать детям музыкальные инструменты, которые они должны будут узнать по звучанию в ходе игры. Дать возможность поиграть на каждом инструменте, для того, чтобы дети запомнили звуки. Каждый ребенок выбирает себе карточку с музыкальным инструментом. Далее рассказать ребятам правила: «Я буду играть за ширмой на каком-нибудь инструменте, а вы внимательно слушайте. Чей инструмент будет играть, тот поднимает свою карточку». Когда дети уже более уверенно ориентируются в звуках, дается следующее задание: «Я проиграю на каждом инструменте по очереди, ваша задача встать по порядку так, как играли инструменты (какой инструмент был первым, вторым, третьим и тд.).

— Умницы! И с этим заданием вы справились. Отправляемся к следующему острову. А пока наш корабль плывет, мы с вами немного разомнемся.

Физминутка «Морской мир»

В море бурном, море синем

Быстро плавают дельфины. (кистью руки плавные движения)

Не пугает их волна

Рядом плещется она. (потирание ладошек)

Проплывает мимо кит и дельфинам говорит: (ходьба гуськом)

Вы дельфины не шумите,

Рыбку быструю ловите:

Раз, два, три, четыре, пять — (ходьба с хлопками в ладоши)

Нужно рыбкам уплывать. (кисти рук в замок внутрь и наружу)

Рыбки плавали, плескались (движения руками)

В прохладной морской воде.

То погружаются, то сплывают, (приседания)

То зароются в песке. (дети ложатся на коврик)

— Ребята, пока мы с вами упражнялись, наш корабль приплыл на третий остров. Это «Остров ощущений». Давайте прочитаем письмо капитана Сильвера.

«Итак, юнги, вы добрались до третьего острова. На этом острове живут геометрические фигуры. Ваша задача найти их и распознать на ощупь, так как все они спрятались в 1 мешочке. А мешочек вы найдете под коробочкой круглой формы и красного цвета».

Читайте также:  Центр развития ребенка 3 краснооктябрьского

— Ребята, давайте для начала найдем круглую красную коробочку. Внимательно посмотрим по сторонам (дети находят коробку).

— Молодцы! А теперь садитесь на стульчики, мы начнем игру.

Игра «Чудесный мешочек»

Цель: научиться определять фигуры по характерным признакам. Развивать речь и воображение.

Оборудование: непрозрачный мешочек, плоские геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб).

Ход игры: В мешочке находятся предметы разных геометрических фигур. Ребенок обследует их, ощупывает и называет фигуру, которую хочет показать со словами «Это круг, потому что у этой фигуры нет углов», «Это треугольник, потому что у фигуры три угла» и тд. Задание можно усложнить: дать задание найти в мешочке какую-то конкретную фигуру. При этом ребенок последовательно обследует несколько фигур, пока не отыщет нужную.

— Молодцы! Плывем дальше. Закроем глазки и послушаем звуки моря (включить музыку «шум моря»).

— Ребята, вот мы и приплыли на последний остров «Остров запахов и вкусов». А ведь, правда, нам пора подкрепиться после утомительного путешествия. Что же нам приготовил капитан Сильвер? Давайте прочитаем письмо.

«Мои дорогие юнги, вот вы и приплыли на мой остров. Вы совершили большое и увлекательное путешествие по островам и в шаге от того, чтобы найти мой клад. Последнее задание, очень вкусное и приятное. Вам нужно на вкус и запах отгадать мои самые любимые продукты».

Игры «Узнай на вкус и запах»

Цель: Упражнять детей в определении вкуса и запаха овощей и фруктов; активизировать речь детей; развивать память, сосредоточенность, выдержку.

Оборудование: платок (завязывать глаза), овощи и фрукты (помидор, огурец, морковка, яблоко, апельсин, банан) целые и разрезанные на кусочки.

Ход игры: на столе на подносе лежат фрукты и овощи. На другом подносе эти овощи и фрукты разрезаны на небольшие кусочки на каждого ребенка. Педагог с подносом обходит по очереди всех детей, кладет на салфетку один кусочек овоща или фрукта и просит каждого ребенка сначала определить на запах, а затем взять этот кусочек в рот. Тот, не подглядывая, определяет по вкусу и запаху название овоща или фрукта. Затем находит овощ или фрукт на столе. И так воспитатель ходит до тех пор, пока все дети будут вовлечены в игру.

— Ура! И с этим заданием капитана Сильвера вы справились.

-А теперь самое интересное, ребята, мы с вами нашли сундучок с кладом. Давайте посмотрим, что же там (дети открывают сундучок и достают оттуда шоколадные монетки). – Вы все молодцы, мои юные путешественники. Но нам пора возвращаться в детский сад. Давайте сядем на корабль и поплывем обратно (включить музыку «шум моря»).

Итог

Обсуждение с детьми занятия-путешестия. Спросить у детей: Что не понравилось? Какие название вам запомнилось? На каком острове задания были легкие? На каком трудные?

Приложение

1. Игра «Сортировка помпонов по цвету и размеру»

hello_html_m5a3162e1.jpg

2. Игра «Поставь по порядку»

hello_html_2bacf614.jpg

  1. Игра «Чудесный мешочек»

hello_html_43cba11d.jpghello_html_73283ddd.jpg

4. Игры «Узнай на вкус и запах»

hello_html_m41dd1470.jpghello_html_m4584156c.jpg

Источник

Открытая итоговая НОД в рамках реализации проекта «Сенсорное развитие детей с ЗПР через игровую деятельность» (для детей первого года обучения).

Тема НОД: «В поисках Колобка».

Области: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура», «Художественно-эстетическое развитие».

Цель: обобщить и систематизировать знания воспитанников о сенсорных свойствах предметов.

Задачи:

1. Обучающие:

Продолжать учить действовать по словесной инструкции педагога;

Закрепить знание основных цветов, геометрических фигур;

Продолжать учить собирать целостное изображение из частей;

2. Развивающие:

Развивать связную речь;

Развивать различные ощущения детей – зрительные, тактильные, слуховые, музыкально-ритмические способности;

Развивать мыслительные способности.

Развивать восприятие, внимание, память, воображение;

3. Воспитательные:

Воспитывать познавательный интерес;

Воспитывать умение слушать другого человека (сверстника, взрослого).

Воспитывать желание помогать другим, нуждающимся в нашей помощи.

Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу во время совместной деятельности;

Воспитывать умение слышать и воспринимать задачу, выполнять ее самостоятельно;

Примерный ход занятия:

Дефектолог-

Здравствуйте, ребята. Сегодня рано утром я испекла Колобок. И поставила его на окошко, чтобы Колобок остыл. Хотите его увидеть?

(Подхожу к окну, Колобок исчез).

Дефектолог –

Что же делать,

Вот беда,

Колобок исчез, куда?

Ребята, посмотрите, Колобок оставил записку. Прочитаем ее?

Записка:

Остудился я немножко,

Стало скучно на окошке.

Только спрыгнул я с окна,

Вдруг меня утащила лиса.

Друзья, прошу вас, помогите,

Меня от гибели спасите.

Лепестки вы отыщите,

Читайте также:  Недоношенный ребенок отставание в развитии

И к цветам их подберите.

Помогите, милые друзья,

И тогда лиса освободит меня.

Дефектолог-

Ребята, что случилось с Колобком? Что же делать? Как вы считаете, мы должны  спасти колобка? Что нам нужно сделать? Пойдем искать его.

Да, нужно найти лепестки и подобрать их к цветочкам. А чтобы мы нашли все лепестки, Колобок оставил для нас карту. Давайте посмотрим, что в этой карте.

Здесь написано, что мы сначала должны пройти по узкой дорожке.

Посмотрите, ребята, перед нами две дорожки. Они одинаковые? Какая эта дорожка, а какая эта? Пойдем по узкой дорожке, как указано в карте.

(Идем по узкой дорожке).

1,2,3,4,5

Колобка идем спасать.

Подходим к столу № 1.

Дефектолог —

Вот и Ежик сидит,

И кажется что-то

Он нам говорит.

Звучит запись.

Шубу сшил ежатам еж,

Но наряд их не пригож,

Спинки их не колки,

Прикрепи иголки.

Дефектолог-

Ребята, поможем Ежику? Прикрепим разноцветные иголочки на спинки ежатам.

(К плоскостным ежатам прикрепляем прищепки)

Молодцы, все справились. Прикрепили «иголочки».

Ребята, посмотрите, а под коробочкой спрятан волшебный лепесток.

Ну что же, отправляемся дальше в путь. Перед нами две тропинки.

Давайте посмотрим на карту. Мы должны пройти по длинной тропинке. Давайте посмотрим, где же длинная тропинка.

(Пошли по длинной тропинке).

1,2,3,4,5

Колобка идем спасать.

Подходим к столу № 2.

А вот и заяц Крош сидит,

И кажется что-то он нам говорит.

Звучит запись голоса.

Ребятишки, помогите,

Вы морковь переберите.

Если справитесь с заданьем – я отдам вам лепесток.

Дефектолог-

Дети, вы поможете зайцу? Давайте разложим морковь: большую морковь в большую корзину, а маленькую – в маленькую корзинку. Работаем.

Дефектолог-

Ребята, вы все правильно сделали, молодцы. А под корзиной лежит еще один лепесток.

Идем к столу № 3.

Дефектолог-

Детки, спинки наклоняйте,

Веточки не задевайте.

А вот и Кар-Карыч сидит,

И кажется что-то он нам говорит.

Звучит запись голоса.

Кар-Карыч все зовут меня,

Я птица мудрая, друзья.

С любой задачкой справлюсь я.

Но тут бессилен даже я.

Если справитесь с заданьем,

Я отдам вам лепесток.

Ребята, давайте поможем Кар-Карычу. В каждой маленькой коробочке лежат фасоль и горох. Надо всю фасоль сложить в большую коробочку.

Так, все справились, молодцы.

 Ой, посмотрите, под коробочкой нас ждет еще один лепесток.

Встаем со стульев, проводим физминутку.

Физминутка.

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем отдыхать! (потянуться)

Спинку бодро разогнули,

Ручки кверху потянули!

Раз и два, присесть и встать,

Чтобы отдохнуть опять.

Раз и два вперед нагнуться,

Раз и два назад прогнуться. (движения стишка)

Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)

Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)

Пошли дальше.

Так, сейчас посмотрим по карте. Мы должны перейти ручеек. Где же ручеек?

(Идем через «ручей»).

Впереди течет ручей,

Подходите поскорей,

Руки в стороны расставим,

Перешагивать мы станем.

А вот и  Нюша сидит,

И, кажется, что-то она говорит.

Звучит голос.

Очень резвая я свинка,

Разорвала все картинки.

Дошколята, выручайте,

Вы картинки собирайте.

Если справитесь с заданьем,

Я отдам вам лепесток.

Ребята, давайте поможем Нюше собрать все картинки. Присаживайтесь на стульчики. Давайте соберем картинки и наклеим их.

Звучит музыка без слов.

Молодцы, у вас все получилось.

Подходим к домику Бараша (стол № 4).

А вот и Бараш сидит,

И кажется что-то он нам говорит.

Звучит запись голоса.

От лисы я убегал,

Прыгал, бегал и скакал,

Я за кустик зацепился,

Кубарем с горы скатился.

Вы, ребята, помогите,

К каждой тени картинку подберите.

Дефектолог- дети, вы сможете помочь Барашу? Давайте попробуем. К каждой тени подберем картинку.

Выполнили задание. А вот и лепесток волшебный.

Дефектолог – дети, мы собрали все лепестки. Теперь их нужно подобрать к цветам. Подошли к доске, подобрали лепестки к цветам. (лепестки у цветов разной формы и разного цвета)

Стук в дверь.

Дефектолог- Ребята, кажется к нам кто-то пришел. Заходит Колобок.

Колобок –

А вот и я,

Вы спасли меня, друзья.

Сегодня вместе с вами

Я буду здесь играть.

И вам я не позволю

Ни капельки скучать.

Дефектолог – ну что, ребята, потанцуем вместе?

Песня-танец « 4 шага»

Колобок   –

Вы плясали так красиво,

Вам огромное спасибо.

До свидания говорю

И конфеты вам дарю.

Ребята, вам понравилось наше занятие? А что больше всего понравилось? У тебя все получилось? А какое задание было трудным? А какое самое легкое?

Рефлексия.

Источник