Конспект занятия по развитию речи с ребенком 5 лет

Ольга Козлова
Конспект занятия по развитию речи для детей 5–6 лет

Тема: Чтение сказки «Заюшкина избушка».

Задачи: Закрепить знание детьми скороговорок.

Формировать у дошкольников умение слушать сказку и

рассматривать иллюстрации к ней.

Развивать монологическую речь, память и творческое воображение.

Воспитывать чувство сострадания, желание помочь зайчику.

Оборудование: Игрушка зайца, книга, сюжетная картина.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Игра «Вокруг себя повернись».

— Р., образуем, круг и поиграем в игру «Вокруг себя повернись».

Будьте внимательны.

— Вокруг себя повернись, в комара превратись. (Имитируют движения комариков, произнося звук [з]).

— Вокруг себя повернись, в муху превратись. (Мухи со звуком [з]).

— Вокруг себя повернись, в жука превратись. (Жуки со звуком [ж]).

— Вокруг себя повернись, ветерком превратись. (Выполняют маховые движения руками, произнося звук [ш]).

— Вокруг себя повернись, на занятие вернись.

— Понравилась игра? А кем мы были во время превращений?

2. Загадки о животных и повторение скороговорок.

— Р., отгадайте загадку.

Мохнатенький, усатенький.

Молочко пьёт, песенки поёт. (КОТ.)

— Какую скороговорку, вы знаете о ленивом коте. (Лежебока рыжий кот, отлежал себе живот.)

— Р., как вы понимаете слово лежебока? (Тот, кто лежит, то на одном боку, то на другом).

— Какой звук часто повторяется в этой скороговорке? [ж]

— Произнесем скороговорку быстро, но звук [ж] в словах скажем длительно.

— Р., отгадайте загадку.

Маленький шарик под лавкой шарит. (МЫШЬ)

— Знаете ли вы скороговорку о мыши? Расскажите. (Шесть мышат в шалаше шуршат).

— Какой звук часто повторяется в этой скороговорке? (ш)

— Произнесите скороговорку так, чтобы услышать, как шуршат мыши.

— Произнесём скороговорку медленно и чётко.

Комочек пуха, длинное ухо.

Прыгает ловко, любит морковку. (ЗАЯЦ)

— Какую скороговорку о зайце, вы знаете? (У зайки Бубы заболели зубы.)

— Как звали зайца, у которого болели зубы? (Буба.)

— Повторим эту скороговорку и скажем её с вопросительной интонацией.

— Девочки говорят с вопросительной интонацией, а мальчики – с утвердительной.

— У девочки Зои был зайчик, которого звали Знайка. Как, вы думаете, почему девочка дала зайчику такое имя? (Он знает очень много, умный.)

— Вспомните скороговорку — Зоиного зайку зовут Знайка.

— 1 группа – говорит грустно, 2 группа – торжественно и радостно.

— Скажите наоборот.

3. Разучивание скороговорки.

— Рассмотрите картинку.

— Кто изображён на картинке?

— Кого она держит в корзинке?

— Заяц, какой: маленький или большой?

— Придумайте имя девочке, чтобы оно начиналось со звука (з).

— Р., вы и не заметили, как придумали сами скороговорку — У маленькой Зины зайчонок в корзине (н).

— Я предлагаю её выучить. Повторяем все дружно медленно и чётко, проговаривая каждое слово.

— Какой звук часто повторяется в скороговорке? (з, з / н, н)

— Говорим медленно, выделяя звук (з) в каждом слове.

— Скажем в темноте шёпотом.

— Проговариваем, хлопая в ладоши; по коленям.

— Проговариваем 3 раза вместе со мной: медленно и тихо, громче и быстрее, очень быстро и громко.

— Кто хочет посоревноваться друг с другом.

— Кто желает рассказать эту скороговорку сам. (Дети рассказывают)

4. Физминутка «Зайчик».

— Мы очень хорошо потрудились, а теперь можно и отдохнуть.

У зайчика ушки вот такие.

У зайчика лапки вот такие.

У зайчика хвостик, вот какой!

Прячется зайчик вот так.

Прыгает зайчик вот так.

5. Чтение сказки.

— Ой, скакал, скакал зайчик, да и прискакал к нам на занятие.

— Зайчик, почему ты плачешь? (Лиса меня обидела.)

— Что у тебя случилось? (Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная.

Пришла весна, избушка у лисы и растаяла. Попросилась лиса ко мне переночевать, да меня же и выгнала.)

— Р., а вы знаете, из какой сказки пришёл зайчик? («Заюшкина избушка».)

— Давайте, послушаем сказку, а в ходе чтения можете рассматривать сюжетные картинки к сказке.

6. Беседа по содержанию сказки.

— Понравилось сказка?

— О чём в ней рассказывается?

— Кто главные герои сказки?

— Кто тебе понравился? Почему? За что?

— Как бы ты поступил, если бы к тебе обратился зайчик за помощью?

6. Подведение итогов.

— Р., занятие заканчивается. Что интересного было на занятии?

— Были ли трудности? Где? Когда? Почему

Источник

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Ручеёк»

Конспект НОД по развитию речи для детей 5-6 лет

«В гостях у сказок»

Подготовила воспитатель

Войтехович Ю.А.

Г.о.г. Выкса

Образовательная область: речевое развитие.
Тема: «В гостях у сказок»
Возраст: старшая группа
Цель: обобщить представления детей о сказках.
Задачи:
• углублять, расширять и закреплять знания детей о сказках, пополнять словарный запас.
• упражнять в словообразовании и словоизменении.
• формировать умение распознавать эмоциональное состояние окружающих, описывать его.
• развивать мышление, зрительную память, наблюдательность.
• развивать мелкую моторику рук и движений.
• развивать умение согласовывать свои действия с партнерами, желание преодолевать препятствия.
• воспитывать умение понимать смысл образных выражений в загадках, формировать художественный вкус.
• воспитывать уважение к книге, любовь к сказкам.
Материалы и оборудование: компьютер, аудиозаписи, «письмо», слайды по сказкам, тарелки с горохом и фасолью, макеты деревьев, игрушки Колобок и Лиса, разрезные картинки, иллюстрации сказок, пазлы на тему «Сказки».
Предварительная работа: 
• чтение детям сказок;
• обсуждение прочитанного материала; 
• отгадывание загадок, 
• собирание пазлов к сказкам, 
• раскрашивание изображений к сказкам. 
Предполагаемый результат:
— Ребенок имеет представление о сказках, знает названия и узнает героев сказок. 
— Овладевает способностью рассуждать, высказываться. 
— Формирование у ребенка практических навыков работы с различными материалами (пазлы, разрезные картинки, крупа).

Читайте также:  Набор фокусов для ребенка 5 лет

Ход НОД:

1. Организационный момент.
Воспитатель: — Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в путешествие! — Хотите отправиться со мной? (ответы детей)
— Как вы думаете, куда мы сегодня отправимся? (ответы детей)
2. Основная часть.
Воспитатель: 
— Ребята, а вы любите сказки? (ответы детей). И я люблю.
— А какие сказки вы знаете? (ответы детей)
Воспитатель: 
— Молодцы, много сказок знаете. А как можно сказать о сказке, какая она? Если в сказке есть чудо, то она… (чудесная);
— есть волшебство, то… (волшебная); 
— есть добро, то… (добрая); 
— есть радость, то… (радостная); 
— есть загадки, то… (загадочная); 
— есть мудрость, то… (мудрая) и т.д. 
— А если бы вам удалось попасть в сказку, кем бы вы хотели стать? (Ответы детей)
1 задание «Помоги Золушке»
Воспитатель: Ребята, нам пришло письмо. Прочитаем? (1 слайд)
«Дорогие ребята! Злой волшебник проник в нашу страну сказок и принёс нам много бед. Помогите нам пожалуйста. Он перепутал все сказки и всех сказочных героев. И мы не знаем, как нам избавиться от его злых поступков»
(2 слайд)
Воспитатель: — Ребята, как вы думаете, кто прислал нам письмо? (Золушка ) 
-Чем же занималась Золушка? Что делала? (Ей приходилось выполнять самую трудную, сложную и тяжелую работу: мачеха часто заставляла ее перебирать горох, фасоль. Девушка трудилась всю ночь).
Давайте мы ей поможем. Но как мы сможем попасть в сказку? Какие волшебные слова или заклинания вы знаете? (ответы детей, выбираются одни слова, например: Крибле-крабле-бумс).
(Звучит музыка)
(3 слайд)
Воспитатель: Вот мы и в сказке. Давайте поможем Золушке перебрать фасоль (в коробочках фасоль, горох).
Дети перебирают фасоль и горох и на дне тарелок находят загадки.
2 задание «Загадки – отгадки» 
После каждой отгаданной загадки воспитатель включает слайд с изображением сказочного героя.
1. Красна девица грустна,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет бедняжка.
Снегурочка (4 слайд)
2. В небесах и на земле скачет баба на метле,
Страшная, злая, кто она такая?
Баба-Яга (5 слайд)
3. У Аленушки-сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят
Далеко они глядят
Гуси-лебеди (6 слайд)
4. Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожей.
Сделался милой, красивой, пригожей?
Царевна лягушка (7 слайд)
5. Посадил ее дед в поле
Лето целое росла.
Всей семьей ее тянули
Очень крупная была.
Репка (8 слайд)
6.Жили-были семь ребят
Белых маленьких козлят.
Проник обманом серый в дом.
Коза потом его нашла,
Перехитрить его смогла.
И всех детей своих спасла.
Козлята (9 слайд) 
7.На сметане был мешен
В русской печке испечен.
Повстречал в лесу зверей
И ушел от них скорей.
Колобок (10 слайд)
Воспитатель: 
— Ребята, подскажите, а куда укатился Колобок в сказке? (ответы детей)
— Хотите отправиться за Колобком в Волшебный лес? (ответы детей)
Звучит аудиозапись. Воспитатель катит Колобка в лес, все идут за Колобком.
3 задание «Лисичкины сказки»
Воспитатель:
— Ребята лес волшебный перед нами, тишина кругом стоит. А как вы думаете, в волшебном лесу какие звери живут? (ответы детей)
Воспитатель: — Загадаю вам загадку
Кто в лесу свои следы
Ловко заметает?
Огоньком среди листвы
И кустов мелькает?
Это грозный враг мышей,
Зайцев и полёвок,
Всех зверей лесных хитрей,
Быстр он и ловок.
(Ответы детей) Воспитатель показывает игрушку Лису
— Какой в сказках бывает лисица? 
(Ответы детей)
— Помогите Колобку не попасть Лисичке в лапы. Назовите сказки, в которых лиса является главным героем? Тогда Лиса отпустит Колобка (ответы детей)
(Варианты ответов:
— Лисичка — сестричка и серый волк
— Колобок
— Теремок
— Рукавичка
— Лисичка со скалочкой
— Лиса и журавль и др.)
Воспитатель: — Молодцы! Лисичка довольна вашими ответами. Колобок спасён!
Физминутка «Колобок» 
Колобок, колобок, тёплый и румяный. (наклоны вправо, влево)
Прыг да скок, прыг да скок, припустился наш дружок, (прыжки, бег на месте)
То направо повернул, то налево он свернул, (повороты направо и налево)
То с листочком закрутился, (поворот на 360 градусов)
то с бельчонком подружился. (приседание)
Покатился по дорожке, (бег по группе)
и попал ко мне в ладошки. (дети подбегают к воспитателю)
Воспитатель: — Отправляемся дальше в путешествие по сказкам.
4 задание. Викторина «Хорошо ли ты знаешь сказки».
1. Кто помог зайцу лису из избушки выгнать? («Заюшкина избушка» – петух)
2. Как называется сказка, где братец Иванушка превратился в козлёночка? («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)
3. Как называется сказка, главный герой, которой едет на печке к царю? («По щучьему велению»)
4. В какой сказке мышка помогла вытянуть овощ из земли? («Репка»)
5. В какой сказке дед и баба плакали над разбитым яйцом? («Курочка — ряба»)
6. В какой сказке птицы на своих крыльях унесли мальчика? («Гуси-лебеди»)
7. Возле леса, на опушке трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки.
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки, кто герои этой сказки?
(Три медведя)
Как вы догадались?(ответы детей)
— А какое настроение бывает у мишек? (ответы детей) 
— А вы знаете, что мишки любят играть? Давайте и мы с вами поиграем (дети свободно располагаются по залу).
Игра: “Забавные медведи”
(Дети при помощи мимического упражнения изображают содержание стихотворения.)
Когда медведям грустно — они делают так.
Когда медведи удивлены — делают вот так.
Когда они испуганы — они такие.
Когда мишки злятся — они уже другие.
Когда медведи радуются — делают вот так.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вот какое разное настроение бывает у медведей в сказке «Три медведя». 
5 задание «Сказочные пазлы»
Воспитатель. 
— Случилась беда, все сказочные картинки рассыпались, наверно не обошлось здесь без проделок Кощея Бессмертного.
Пазлы вы должны собрать
И сказку назвать!
(Дети делятся на 3 команды и собирают пазлы)
3.Заключительная часть. Рефлексия.
Воспитатель: — Молодцы, справились со всеми заданиями. Теперь все герои на своих местах. Вот и закончилось наше путешествие по сказкам. 
— Что понравилось вам в путешествии? (ответы детей)
— Что больше всего запомнилось? (ответы детей)
— А не пора ли нам в свою группу, в свой детский сад возвращаться? 
— Я думаю, что нас уже и игрушки, и книжки заждались.
— Давайте скажем все вместе волшебные слова: «Крибле-крабле-бумс».

Читайте также:  Ингаляция лазолваном ребенку 5 лет

Источник

Лукина Елена Александровна
Конспект занятия по развитию речи для детей с ОНР 5–6 лет «Домашние животные и их детеныши»

Тема: «Домашние животные и их детеныши».

Цель: расширять и активизировать словарь детей по теме «Домашние животные и их детеныши».

Задачи:

— уточнить, расширить и активизировать словарь детей по теме «Домашние животные и их детеныши»;

— проводить дифференциацию животных;

развивать словесно-логическое мышление и произвольное внимание;

— учить составлять описательный рассказ;

— стимулировать положительные эмоции детей;

— воспитывать бережное, заботливое отношение к животным.

развитие мелкой моторики.

Оборудование:

1).Наборное полотно, картинный материал с животными и их детёнышами.

2). Игрушки котенок и кресло.

3).Картинка щенок с косточкой по количеству детей.

4) Карандаши.

Вступление:

Логопед: Ребята, здравствуйте!

Сегодня мы с Вами поговорим о домашних животных. Я буду Вам загадывать загадки, а вы все вместе будете их отгадывать.

1. Далее логопед читает загадки а дети их отгадывают.

Если видит – там чужой,

Вздыбит шерсть и станет злой.

А хозяин на крылечке

Хвост закрутится в колечко. (собака)

Мордочка усатая,

Шубка полосатая,

Часто умывается,

За хвостом гоняется.

(котенок)

Сама пёстрая,

Ест зелёное,

Даёт белое. (Корова)

Чемпионка в быстром беге,

Я порой вожу телеги.

Дядя конюх мне принес

Воду, сено и овес. (Лошадь)

Лежит замарашка

В щетинистой рубашке.

Хвост крендельком,

Нос пятачком. (Поросёнок)

У кого рога длинней хвоста? (У козы)

Логопед хвалит детей за правильные ответы.

2.Игра: «Кто у кого?»

Логопед показывает картинки с животными и их детенышами.

Говоря при этом, что у каждого животного есть свой детёныш. Предлагает детям по очереди назвать детенышей животных.

Логопед: У свиньи кто детеныш?

Дети: Поросенок.

Логопед: Молодец! А когда их много, как сказать?

Дети: Поросята и т. д.

3.Логопед: Домашние животные приносят пользу человеку. А вот какую пользу приносят, Вы мне сейчас расскажите.

По очереди логопед называет имя ребенка и задает ему вопрос.

Логопед: Какую пользу приносит корова?

Ребенок: Корова дает молоко.

Логопед: Какую пользу приносит лошадь?

Ребенок: Лошадь перевозит тяжелые грузы.

Логопед: Какую пользу приносит человеку собака?

Ребенок : Собака охраняет дом и т. д.

4.Задание : «Четвертый лишний.

Логопед на наборное полотно ставит три картинки с домашними животными, а четвертое дикое (пр. собака, лошадь, корова, волк).

Логопед: Кто лишний из этих животных?

Дети: Волк и т. д.

5.Игра: «Веселый котенок».

Логопед берет игрушечного котенка и игрушечное кресло.

Логопед: Котенок наш шалунишка и непоседа. Он очень любит побегать и пошалить. Сейчас он будет показывать, а Вы ребятки будете рассказывать, что он делает.

Логопед: Что сделал котёнок?

Ребенок: Он прыгнул на кресло.

Логопед: Молодец.

Логопед: А теперь?

Ребенок : Он спрыгнул с кресла.

Логопед: А теперь, что он сделал?

Ребенок : Забежал за кресло и т. д.

6. Развитие мелкой моторики.

Логопед читает стихотворение про щенка.

Улыбается щенок,

Потому что он все смог

И со Светою попрыгать,

И с Антошкой поиграть.

Вот такой у нас щенок,

Замечательный Дружок.

Логопед раздает детям листочки с нарисованным щенком и просит их аккуратно обвести щенка и косточку для него по пунктирным линиям.

Подведение итогов:

Педагог узнает у детей, чем они занимались на занятии. Хвалит их за хорошую работу.

Источник

Раиса Данилюк
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста (5–6 лет) «Интересное путешествие»

Конспект занятия по развитию речи

для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

«Интересное путешествие»

Читайте также:  Ребенок 5 лет сильно кашляет когда спит

Задачи:

Образовательные:

— Учить детей давать развернутые высказывание, развивать фантазию.

— Продолжать расширять знания детей о животном мире.

— Предоставить детям возможность участвовать в общей беседе, помогать им понятно излагать свои мысли.

Развивающие:

— Закрепить умение классифицировать животных по месту обитания.

Воспитательные:

— Воспитывать доброе отношение к животным, желание оберегать их.

— Формировать желание общаться в игре со сверстниками и со взрослыми.

Словарная работа: активизировать в речи детей слова: животные, обитатели (объяснить значение слова «обитатели, проселочная дорога»).

Индивидуальная работа: активизировать на занятии речь детей Саши, Владика.

Материал к занятию:

Демонстрационный: мультимедийный проектор- слайд «Африка», макет дома трёх медведей, слайд — «Лес».

Раздаточный: фигурки животных.

Методы: словесный, игровой, практический.

Приёмы: беседа, физкультминутка, чистоговорки.

Ход занятия:

Организационный момент: игра «Весёлая семья».

Воспитатель:

Все садитесь рядком,

Поиграем ладком.

Приготовьте ушки, глазки,

Начинаем нашу сказку.

Я сегодня в садик шла,

Шарик я для вас нашла.

-Смотрите этот шарик не простой, он с письмом. Давайте прочтём от кого оно.

Открывает конверт, читает.

«Дорогие ребята, я старик — лесовик, живу в лесу сто лет, и недавно со мной случилась беда. Потерялись звери моего леса, помогите мне их найти».

— Ребята, как вы думаете, какие звери могли потеряться из леса старика — лесовика?

Ответы детей: лиса, лось, медведь, волк, заяц, белка.

— Как мы с вами можем помочь старику — лесовику?

(найти лесных зверей)

— На каком виде транспорта удобнее нам поехать?

— Почему?

(На самолёте неудобно, так как в лесу нет места для посадки и т. д. Дети высказывают свои предположения, воспитатель поддерживает идею ехать на автобусе).

— А давайте поедем на автобусе. В автобусе могут ехать много детей и в лесу есть проселочная дорога.

— Ребята, в лес к старику- лесовику неудобно ехать с пустыми руками. У меня есть кузовок,кладите в него самые любимые угощения для зверей: для зайчика — морковку, для белки — шишку, лисе — рыбку.

(Дети называют для кого какое угощение).

-Молодцы! Набрали полный кузовок угощений.

(Дети кладут в кузовок предметы, называя их).

— А теперь готовьтесь к поездке. Садитесь удобнее, держитесь крепче. Поехали!

Чтобы не было скучно ехать,поговорим стишки:

Са — са — са — в лесу бегает лиса,

Су — су — су — было холодно в лесу.

-Приехали, выходите. Остановка «Путаница».

(Дети рассматривают слайды «Африка», где обитают животные жарких стран, но и «живут» животные тайги).

— Каких животных вы видите?

— А как вы думаете, всё ли здесь правильно?

(Нет, потому что здесь ещё животные тайги).

— Это, наверно, звери старика — лесовика. Давайте возьмем их с собой. Но прежде, чем отправится дальше, давайте поиграем.

Физкультминутка:

Жарким днём лесной тропой

Звери шли на водопой.

За мамой слонихой кто? (слонёнок)

За мамою львицей шагал кто? (львёнок)

За мамой тигрицей шел кто? (тигрёнок)

— Отправляемся дальше. Поехали.Помогайте мне красиво говорить чистоговорки:

Жа — жа—жа — есть иголки у ежа.

Жи — жи — жи — здесь живут ежи.

(дети проговаривают чистоговорки вместе с воспитателем).

— Приехали! Остановка «Сказка». Здесь живёт старик-лесовик? (нет) Остановка, где живёт старик-лесовик называется «Лесная».

Возле леса на опушке,

Трое их живёт в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кровати и три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

(дети дают ответ: три медведя).

— Посмотрите внимательно и скажите, кто лишний в этой сказке? (лиса, волк, заяц). Почему?

— Вспомните и скажите, в каких сказках живёт лиса? («Теремок», «Колобок»).

— Давайте поиграем с волком и зайцем. Волк злой, а заяц… (дети отвечают добрый). Волк храбрый, а заяц… (трусливый, волк серый, а заяц… (зимой белый).

— Ребята, играть звери из сказок умеют, значит, они живут на лесной поляне у старика — лесовика, берём их с собой в путь. Поехали.

— Приехали. Остановка «Лесная». На этой остановке живёт старик — лесовик? (да).

— А где же он?

Старик — лесовик: Я здесь, жду своих помощников. Чем вы меня порадуете? (мы принесли тебе твоих лесных зверей).

— Очень хорошо. Расселяйте их на моей полянке (дети распределяют зверей на поляне).

— Как я рад, что моя полянка ожила, и я хочу с вами поиграть. Расскажите мне, что любят делать мои друзья?

— Медведь что делает? (спит, сосёт лапу).

— А где живёт белка? (в дупле). А медведь? (в берлоге). Лиса, волк? (в норе).

— Молодцы, всё знаете и умеете. Спасибо вам за помощь.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, мы справились с просьбой старика — лесовика? (да, мы нашли его животных и расселили на лесной полянке).

Воспитатель: Нам пора возвращаться в детский сад. Скажем старику — лесовику «До свидания».

-Рассаживаемся на свои места в автобусе. Поехали.

— А вот и наша группа.

Встанем дети, встанем в круг.

Я твой друг ты мой друг.

Я вас всех благодарю,

Всем подарки вам дарю. (Воспитатель вносит в группу дидактическую игру «Кто живет в воде»)

Источник