Конспект занятия по логическому мышлению с ребенком 5 лет

Конспект занятия по логическому мышлению с ребенком 5 лет thumbnail

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества»

Направление: развитие дошкольного образования

Номинация: Дидактический материал

Тема: занятие по логике для детей 5-6 лет «Задачки Колобка»

Автор: Ванюкова Н.А.,

педагог дополнительного образования

г.Сургут, 2016

Пояснительная записка

Занятие по логике для детей 5-6 лет «Задачки Колобка»

Целевая аудитория

Учащиеся МБОУ ДО ЦДТ 5-6 лет

Цели и задачи

Цель: развитие интеллектуальной сферы детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Продолжать учить детей анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, делать простые умозаключения.

2. Продолжать учить ориентироваться в пространстве по схеме.

3. Закреплять умение размещать предметы в соответствии с расположением их заместителей.

4. Закреплять умение соотносить речевую форму описания предметов с графической.

5. Закреплять навыки вычислительной деятельности.

6. Развивать способности к логическим действиям и операциям.

7. Развивать познавательные процессы восприятия, внимания, памяти, воображения, саморегулирования и самоконтроля.

8. Воспитывать доброжелательное отношение к друг другу, желание помогать, чувство коллектива.

Краткое описание содержания

Жанр занятия — путешествие. Ребятам приходит письмо от неизвестного друга, который предлагает отправиться в путешествие. И по карте выполняя задания на логическое мышление, ребята узнают, кто написал им письмо.

Действенное содержание занятия

Всё занятие проходит в форме путешествие по карте, каждая остановка новое задание.

Наглядность

Письма, нарисованная схема путешествия, «ключи» к схеме наклеенные на цветной картон (на каждого ребенка); мяч; призы для детей, интерактивная доска, компьютер, слайд-презентация

Рефлексия по итогам

Оценка деятельности детей.

Используемая литература

1. Е.А.Носова, Р.Л. Непомнящая «Логика и математика для дошкольников», 2006 г.

2. Л.А.Венгер, О.М.Дъяченко и др. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста», М., 1989г.

3. М.В.Ильина «Чувствуем, познаем, размышляем», М., 2004г.

4. О.Машталь «Лучшие методики развития внимания у детей», М., 2008г.

5. С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина и др. «Развиваем мышление», М., 2006г.

6. «Дошкольное воспитание», №8, 12, 2005г.

Технологическая карта

Психологический

настрой (создание эмоциональной атмосферы ребенка)

Приветствие детей, установление зрительного контакта.

Дети здороваются

2

Организационный

(организация направленного внимания)

Педагог показывает детям письмо и говорит, что оно сегодня пришло к нам на занятие письмо на электронную почту . Вместе с детьми читает:

«Здравствуйте, ребята! Я очень люблю играть, загадывать загадки, придумывать разные конкурсы. Но одному играть не интересно, скучно. Я думаю, что вы со мной с удовольствием поиграете. Ваш веселый, любимый ………….

P.S. Если хотите узнать кто я , тогда отправляйтесь в путешествие по карте и постарайтесь выполнить все мои задания которые написаны в письмах. Идите по карте»

.

— Да, хотим.

3

Мотивационно-побудительный

(формирование представлений о предстоящей деятельности, ее задачах)

Педагог обращает внимание детей на карту: «Ребята нас приглашают в путешествие , что отправимся в путешествие?».

Для того чтобы отправиться в путешествие нужно выбрать транспорт .Я загадаю загадку а вы отгадайте

Четыре колеса,
Резиновые шины,
Мотор и тормоза…
Как это называется?

Да

Дети отвечают -машина

4

Восприятие и усвоение новых и расширение имеющихся знаний и представлений

Работа в тетрадях

«Для того, чтобы начать путешествие необходимо разукрасить машины. Красным и синим цветом, но так чтобы красных машин было больше, чем синих.»

Педагог: «Теперь у нас есть на чем ехать»

Педагог: Отдаю вам карты (наши планшеты) и отправляемся в путь

И так друг за другом «подъезжают» к первому письму .

Первое письмо.

Найди два одинаковых предмета.

Подъезжаем ко второму письму

Второе письмо

Что объединяет предметы в каждой группе

Подъезжаем к третьему письму

Третье письмо

Назови группу одним словом

Подъезжаем к четвертому письму

Четвертое письмо

Найди 10 различий

Подъезжаем к пятому письму

Пятое письмо

Подумай, что было сначала ,а что потом

Подъезжаем к шестому письму

Шестое письмо

Бабушка связала внукам 6 носочков. Сколько внуков у бабушки?

Подъезжаем к шестому письму

Седьмое письмо

Конверт 7 «Сложи колобка».

Каждому ребенку дается часть круга, вырезанного из бумаги. Дети на столе выкладывают из частей целый круг. Педагог прикрепляет на получившейся круг: глаза, нос, рот – получается колобок.

Педагог открывает конверт: «Ребята, за то, что вы справились со всеми моими заданиями, за то, что помогали, друг другу я приготовил для вас подарки. Ваш Колобок.»

Дарит подарки

Дети раскрашивают автомобиль

Ответы детей

5

Рефлексивный

Итог, оценка деятельности детей. (воспитание доброжелательности, развитие навыков самоконтроля, получение обратной связи от детей)

Вам понравилось наше путешествие?

Что нового мы узнали в путешествии?

Чьи ответы понравились больше всего Даше? Александру? Кириллу? Спасибо вам за интересное и полезное путешествие! С вами можно отправляться в путешествия.

Да, понравилось.

Источник

ГБОУ Школа №1375 Дошкольное отделение С/П №3.

План – конспект открытого мероприятия по логике

в подготовительной группе №4.

Викторина «Умники и Умницы».

Тема: Логические игры  для детей 5-7 лет.

Подготовили и провели воспитатели:

Захарова Т.Н.   Чвикова И.В.      

Москва. Октябрь 2016г.

Цель:

Развитие логического мышления детей 5-7 лет.

Задачи:

Развивать различные виды и типы логики у дошкольников – найди лишнее, похожие/различные, логика соответствия и отрицания и т.д.

Развивать зрительные и слуховые внимание, восприятие, память.

Закреплять навыки счета в пределах 20, знания об отношениях между числами натурального ряда, повторить названия и признаки геометрических фигур.

Учить наблюдать, анализировать, делать выводы.

Учить находить несколько вариантов решения задач, находить нужное.

Воспитывать желание и умение серьезно и вдумчиво подходить к решению учебных задач.

Закреплять знания из различных образовательных областей, учить видеть причинно-следственные связи, устанавливать их самостоятельно.

Показать связь между различными фактами из разных жизненных областей, учить применять свои знания для решения логических задач.

Читайте также:  Личные качества ребенка 5 лет

Закреплять навыки быстрого и аккуратного раскрашивания.

Развивать познавательный интерес.

Воспитывать желание мыслить, получать и анализировать новые знания, делать выводы. Учить видеть взаимосвязи различных областей.

Повысить мотивацию к обучению.

Приучать самостоятельно, мыслить и находить пути и решения различных вопросов, ситуаций, задач.

Интеграция образовательных областей:

-познавательное развитие;

-социально-коммуникативное развитие;

-окружающий мир;

-художественно эстетическое развитие;

—  физическое развитие.

Оборудование и материалы:

 Две доски — мольберта с магнитами.

Карточки для игр, листы с заданиями, геометрические фигуры.

Листы с геометрическими фигурами по количеству детей, цветные карандаши.

Счетные палочки.

Призы.                                                                                                                                            

Викторина “ Умники и умницы .”                                                                                             1 конкурс: “Разминка” (отвечать можно хором)

Каждой команде предлагается по 9 вопросов, (вопросы в 2-х конвертах, конверты разыгрывают капитаны)За каждый правильный ответ – балл.

Вопросы команде УМНИКИ:

  1. Корова в детстве (теленок);
  2. Сказочный мальчик с деревянным носом (Буратино);
  3. Как правильно перейти дорогу, если рядом нет светофора? (по «зебре»);
  4. Прибор для измерения времени (часы);
  5. Колобок, обросший иглами (ёж);
  6. Соседи числа 6 (5 и 7);
  7. Что не может делать куб?                                                                                                      8.  Может ли поезд метро столкнуться с автобусом?                                                         9.  Кого трудно заметить на снегу?

Вопросы команде УМНИЦЫ:

  1. Лошадь в детстве (жеребёнок);
  2. Сказочная девочка с голубыми волосами (Мальвина);
  3. Курица в детстве.( цыпленок );
  4. Прибор для глажки белья (утюг);
  5. Сегодня пятница ,что было вчера? (четверг);
  6. Соседи числа 8 (7 и 9);
  7. Удержаться ли 2 шарика ,если их поставить друг на друга?
  8. Когда велосипед может обогнать машину?
  9. Кого легко заметить на снегу?

Вижу, вы хорошо подготовились к соревнованиям, и мы можем продолжать наш конкурс.

2 конкурс: ”Цветы на клумбе“. (цветы и клумбы на 2 команды)                                                                                                                                                                                                                                                        Дети на время раскладывают цветы по клумбам. Предложить детям распределить цветы на клумбах в соответствии с рассказом: «Красные цветы росли не на круглой и не на квадратной клумбе, оранжевые — не на круглой и не на прямоугольной. Где какие цветы росли?»                                                                                                                          3 конкурс: “Выбери нужное”.( вопросы по очереди )

Детям предлагаются варианты, в которых есть лишние позиции:

• У сапога всегда есть: пряжка, подошва, ремешки, пуговицы.

• В теплых краях живут: медведь, олень, волк, пингвин, верблюд.

• Месяцы зимы: сентябрь, октябрь, декабрь, май.

• В году: 24 месяца, 12 месяцев, 4 месяца, 3 месяца.

• Отец старше своего сына: часто, всегда, редко, никогда.

• Время суток: год, месяц, неделя, день, понедельник.

• У дерева всегда есть: листья, цветы, плоды, корень, тень.

• Времена года: август, осень, суббота, каникулы.

•Пассажирский транспорт: комбайн, самосвал, автобус, тепловоз.

. День недели: осень, январь, среда, утро

4 конкурс: “Шапки”( собрать одинаковые шапки парами )”                                                                                             ”Заплатки к ковру” ( на время подобрать заплатку к ковру)                                                Физкультминутка.                                         СЧИТАЛОЧКА

Читайте также:  Признаки ребенка аутиста в 5 лет

Я прошу подняться

Вас – это «раз»,

Повернулась голова-

Это «два».

Руки вниз, вперед,

Смотри – это «три».

С силой их к плечам

Прижать – это «пять».

Всем ребятам тихо

Сесть – это «шесть».                                                                                         5 конкурс: “Разложи в правильном порядке”.                                         ( определить последовательность изображения каждого рисунка)                                                                                                     6 конкурс: “Продолжи ряд”. (образец на досках , фигуры на ковре)                                                       7 конкурс капитанов: Игра “Верю — не верю”.                                                    

“Все люди спят”

“Поезд ездит по рельсам”

“Все яблоки сладкие”

“Все животные впадают в зимнюю спячку”

“Летом мы ходим в шубах”

“Слоны умеют летать”

“Арбузы растут на деревьях”

“Корабли плавают по суше”

“Дождь бывает холодный и теплый”

“Троллейбус не поедет без электричества”

“Зимой всегда пасмурно”

“Солнце светит только утром и вечером”

“Восход солнца всегда утром”

“Ни один человек не может жить без воды”

                                                                                                                                             8 конкурс: Раскрась фигуры. ( баллы каждому игроку).                                       1зад: Красным цветом фигуры без углов.                                                           2зад: Зеленым цветом фигуры с углами, но не с 4-мя.                                    3зад: Синим цветом фигуры, у которых больше 3-х углов.                     Вот закончилась наша викторина. Пока жюри будет подсчитывать баллы  мы с вами проведем еще один конкурс, но он не будет оцениваться баллами.                                                                                       9 конкурс: (без баллов)                                                                                                  «Сок можно есть ложкой». (Да, если он замороженный.)

«Мороженое можно выпить». (Да, если оно растает.)

«Снег бывает только зимой». (Он бывает весной и осенью, а в некоторых местах он лежит и летом, и зимой — например, на полюсах.)

«По воде можно ходить». (Да, если она замерзнет.)

«Все птицы летают».(Не все, есть птицы, которые не летают, например:курица,индюк,страус,киви,пингвин.)                                            “Назови одним словом”.

«Дом, сарай, хижина, небоскреб» (здание).

«Брат, сестра, бабушка, тетя, папа» (родственники).

«Карандаш, тетрадь, бумага, ручка, альбом для рисования» (канцтовары).

«Поезд, велосипед, самолет, автомобиль, корабль» (транспорт).

«Игорь, Сергей, Иван, Кирилл» (мужские имена).

«Вишня, клубника, смородина, крыжовник, арбуз» (ягоды).

«Стол,кровать,шкаф,стул,кресло»(мебель).                                                    Жюри объявляет результаты. Награждение команд.

Источник

АНО ДО «Планета детства «Лада»

д/сад № 169 «Лесная сказка»

Конспект образовательной деятельности

с детьми 4-5 лет

с использованием логико-математических игр и упражнений

«Друзья спешат на помощь»

Родионова Ирина Викторовна

воспитатель

г. Тольятти

Конспект образовательной деятельности

с детьми 4-5 лет

с использованием логико-математических игр и упражнений

«Друзья спешат на помощь»

Задачи:

ОО «Познавательное развитие»

— Упражнять в счете до 5.

— Формировать умение сравнивать предметы по высоте, ширине.

Читайте также:  Рецепты салатов на день рождения ребенку 5 лет

— Повторить названия геометрических фигур, совершенствовать знания о них.

— Совершенствовать умение соотносить цифру с количеством предметов, порядковым номером предмета.

— Формировать умение находить лишний предмет в группе предметов, анализируя и сравнивая их по характерным признакам.

— Развивать мыслительные операции, внимание, мышление, умение анализировать.

ОО «Речевое развитие»

— Развивать речь, отражать в речи способы практических действий.

— Развивать у детей различные формы коммуникативного общения.

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

— Совершенствовать у детей коммуникативные умения во взаимодействии с взрослым и сверстниками.

— Развивать стремление оказывать помощь другим, оказавшимся в трудной ситуации.

ОО «Физическое развитие»

— Развивать двигательную активность, укреплять физическое и психическое здоровье детей.

Материал и оборудование: Мольберт, конверт с письмом от Колобка, счетные палочки, логические кубики, карточки с изображением групп предметов «что лишнее», карточки с цифрами, карточки с силуэтами героев сказки «Колобок» наборное полотно.

Образовательные технологии: «Работа в группах», «работа в парах».

Предварительная работа: Чтение сказки «Колобок», знакомство с геометрическими фигурами и их характеристиками, обучение счету, сравнению предметов по общему признаку.

Логика образовательной деятельности

Мотивация. Педагог показывает детям письмо от Колобка. В письме Колобок просит у детей помощи, так как он не может справиться сам.

Ход ОД

Деятельность педагога

Деятельность детей

Вводная часть

Педагог приносит письмо от Колобка: «Дорогие ребята! Лиса меня обещала отпустить к бабушке с дедушкой, если я решу все ее задания. Помогите, пожалуйста, мне вернуться домой».

-Ребята, мы можем помочь?

Дети слушают педагога, высказывают желание помочь Колобку

Основная часть

Д/и «Колобок»

Счет до 5.

Педагог выставляет на наборное полотно героев сказки, задает вопросы:

-Покатился колобок по дорожке, а навстречу кто ему первым попался? (заяц)

— Покатился колобок дальше, а навстречу ему волк. Который по счету волк?

— Покатился колобок дальше, а навстречу ему медведь. Который по счету медведь?

— Покатился колобок дальше, а навстречу ему лиса. Которая по счету лиса?

-Соотнесите цифру и порядковый номер зверей.

-Сколько всего зверей повстречал Колобок?

-Расскажите, где стоит волк (между зайцем и медведем)

-Расскажите, где стоит медведь? (между волком и лисой)

Дети слушают педагога, отвечают на вопросы, выполняют задание на карточке

Д/и «Назови слова, противоположные по смыслу»

— Назовите слова, противоположные по значению:

темный -… (светлый), черный -…(белый),

сладкий -…(кислый), последний -…(первый),

твердый -…(мягкий), вперед -…(назад),

север -…(юг), радость -…(грусть).

Дети слушают педагога, подбирают слова, противоположные по значению

Д/и « Домик для лисы и лисят»

Загадка: Он давно знакомый мой,

Каждый угол в нем прямой.

Все четыре стороны

Одинаковой длины.

Вам его представить рад.

А зову его… (квадрат)

Правильно. Молодцы!

-Перед вами лежат счетные палочки.

-Возьмите палочки одного цвета и сложите квадрат. Молодцы.

-Сколько палочек вам понадобилось, чтобы построить квадрат?

-Сколько углов и сторон у квадрата?

-Можно ли построить другой квадрат с равными сторонами?

-Чем похожи квадраты?

-Чем отличаются квадраты?

-Который выше домик?

-Который домик ниже?

(вывод: — Чем больше сторона, тем больше квадрат и наоборот)

-Теперь возьмите еще 2 палочки, но другого цвета, и приложите к маленькому квадрату так, чтобы получилась крыша.

— Что же у нас с вами получилось? (домик).

-Постройте крышу большому домику.

— Сколько палочек вам понадобилось для крыши большого домика?

-Какие геометрические фигуры вы использовали для

постройки маленького и большого домов?

-В каком домике будет жить лиса?

— В каком домике будут жить лисята?

-Вот какие домики мы построили для лисы и для лисят.

Дети слушают педагога, выполняют задание, отвечают на вопросы

Д/и «Маячок»

-Я вам буду задавать вопросы, а ответы вы мне будете показывать карточкой с цифрой. Самое главное условие – говорить в этой игре нельзя, можно только показывать цифру:

— Сколько хвостов у двух лисят?

— Сколько ушей у двух мышей?

— Сколько глаз у медвежонка?

— Сколько носов у пяти волков?

-Правильно! Какие вы молодцы!

Дети слушают педагога, выполняют задание – поднимают карточки с цифрами

Д/и «Посадка клумбы»

Образовательная технология « Работа в группах»

Загадка: — Из нарядной яркой чашки, угощаются букашки.

-Что это? (Цветы).

-Ребята, нам нужно посадить для Лисы цветы (блоки) в 3 клумбы (обручи). Для этого мы разделимся на 3 команды. Договоритесь, кто с кем будет играть в команде.

Договоритесь, кто будет кидать логический кубик, чтобы узнать, кому какие цветы сажать в клумбу.

Договоритесь, кто будет рассказывать.

Молодцы, справились с заданием!

Дети внимательно слушают педагога, выполняют задание и отвечают на вопросы.

Физминутка

  Мы ямку раскопаем,                              

Семечко посадим – присели

Дождичек польёт,

Оно подрастёт – медленновстали

Сначала стебелёк, — поворот головы вправо, влево

А затем цветок,

Наши красные цветки – руки вытянуть вверх

Расправляют лепестки.

Ветерок чуть дышит, — покачать руками

Лепестки колышет

Наши красные цветки

Закрывают лепестки,

Головой качают, — наклоны головы

Тихо засыпают.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Д/и «Четвертый лишний»

Образовательная технология « Работа в парах»

-Рассмотрите и назовите, что здесь лишнее?

Разделитесь на пары, обсудите, договоритесь, кто будет рассказывать?

Дети внимательно слушают педагога, выполняют задание и отвечают на вопросы.

Заключительная часть

— Ребята, мы и выполнили все задания

Как вы думаете, мы справились?

Какое задание вам понравилось? Какое задание показалось сложным?

С кем понравилось сегодня играть?

Дети радуются, что помогли Колобку вернуться домой, отвечают на вопросы, делятся своими эмоциями.

Источник