Конспект на тему детская литература в развитии ребенка

Евгения Тузова
Детская литература и ее специфика

Детская литература и ее специфика

Автор: Ракова Е. С.

В библиотеке для ребят

На полках книги в ряд стоят.

Бери, читай и много знай,

Но книгу ты не обижай.

Она откроет мир большой,

А если сделаешь больной

Ты книжку – навсегда

Страницы замолчат тогда (Т. Блажнова)

Возникновение детской литературы принято относить к 15 веку, хотя настоящая детская литература сложилась позднее.

Выделение курса детской литературы из курса мировой литературы основывается на определенной категории читателя. В прошлом специальной литературы для детей не создавалось, но из общего литературного наследия выделились произведения, которые вошли в круг детского чтения.

Детской литературой обычно называют те произведения, которые читаются детьми и детям от 0 до 15-16 лет. Но правильнее говорить о круге детского чтения, потому что в этом понятии выделяются три группы :

1. Это книги, написанные специально для детей (например, сказки Л. Н. Толстого, стихи М. Ясного, Волкова)

2. Это произведения, написанные для взрослых читателей, но перешедшие в детское чтение, другими словами, литература, вошедшая в круг детского чтения (например,сказки А. С. Пушкина, П. П Ершова, рассказы И. С. Тургенева, А. П. Чехова)

3. Это произведения, сочиненные самими детьми, то есть детское литературное творчество

Детская литература является искусством слова, а значит, органической частью духовной культуры, следовательно, ей присущи качества, свойственные всей художественной литературе. Она тесно связана с педагогикой, т. к. призвана учитывать возрастные особенности, возможности и потребности ребенка.

Детская литература – несомненная часть общей литературы, но все же она представляет собой некий феномен. Недаром В. Г. Белинский утверждал, что детским писателем нельзя сделаться – им надо родиться: «Это своего рода призвание. Тут требуется не только талант, но и своего рода гении.» Детская книга должна отвечать всем требованиям, которые предъявляются к книге для взрослых, и, кроме того, учитывать детский взгляд на мир как дополнительное художественное требование.

Строго говоря, только литература для детей может называться детской литературой. Далеко не все писатели, которые пытались создать произведения для детей, достигали заметного успеха. И дело совсем не в уровне писательского дарования, а в его особом качестве. Например, Александр Блок написал ряд стихотворений для детей, однако они не оставили по-настоящему заметного следа в детской литературе, а, к примеру, многие стихи Сергея Есенина легко перешли из детских журналов в детские хрестоматии.  

Именно поэтому есть смысл порассуждать о специфике детской литературы.

Вопрос о специфике не раз становился предметом споров. Еще в средние века понимали, что для детей нужно писать иначе, чем для взрослых. Вместе с тем всегда находились те, кто признавал только общие законы искусства и делил книги просто на хорошие и плохие. Одни воспринимали детскую литературу как педагогику в картинках. Другие считали, что отличие детской литературы кроется лишь в тематике, говорили о доступности содержания или об особом «детском языке» и т. д.  

Обобщая исторический и современный опыт развития детской литературы,  можно сказать, что детская литература возникла на пересечении художественного творчества и учебно- познавательной деятельности. В ней можно увидеть особые черты, направленные на образование и воспитание ребенка,и чем младше ребенок, тем сильнее эти черты выступают. Соответственно, специфика детской литературы обусловлена, в первую очередь, возрастом читателя. Вместе с растущим читателем «взрослеют» и его книжки, постепенно меняется вся система предпочтений.

Следующей отличительной особенностью детской литературы является двуадресность детской книги. Особенность детского писателя состоит в том, что он видит мир с двух сторон; с позиции ребенка и с позиции взрослого. И значит детская книга содержит две эти точки зрения, только взрослый подтекст ребенку не виден.

И третьей специфической особенностью детской книги является то, что она (книга) должна обладать особым языком, который должен быть конкретным, точным, одновременно доступным и воспитательно обогащающим ребенка.

Также хочется отметить, что в малышовой книжке всегда имеется полноправный соавтор писателя – художник. Маленького читателя едва ли может увлечь сплошной буквенный текст без картинок.   Это тоже является особенностью детской литературы.

Итак, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что раздел детской литературы полноправно заслуживает звания высокого искусства, имеющего свою специфику, историю,и свои вершинные достижения.

Источник

Надежда Щепалова
НОД по ознакомлению детей с художественной литературой. Консультация «Художественная литература в развитии ребенка»

Занятия по ознакомлению детей с художественной литературой в старшей группе.

подготовила воспитатель Щепалова Надежда Александровна, МОУ «Детский сад № 266»

Тема: «Кто они, гости сказочной страны?»

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ

Цель: Воспитывать у детей интерес к устному русскому народному творчеству

Задачи:

1.Дидактическая:

• Пополнить знания детей содержанием новой сказки

2. Коррекционная

• Закреплять знания детей о знакомых сказках, положительных и отрицательных героях

• Продолжать развивать воображение, память

3. Воспитательная

• Воспитывать уважение друг к другу, умение подчиняться правилам, умение разделять понятия «хорошо», «плохо»

Оборудование Кассета с новой сказкой, доска, фломастеры, Фишки, бумага.

Формы организации деятельности:

• фронтальная

• игровая

Структура занятия:

1. Деление детей на команде

2. Появление Эника.

3. Викторина по сказкам.

4. Загадки по сказкам.

5. Физкультурная пауза

6. Рисование «Мой любимый герой»

7. Просмотр детьми сказки

8. Подведение итогов жюри.

Характеристика группы развитие детей в соответствии с возрастом.

Читайте также:  Первый период внутриутробного развития ребенка

Предполагаемый результат: возникновение у детей интереса к устному русскому народному творчеству.

Ход занятия:

Вводная часть:

Дети сидят за столами уже разделенные на три команды.

Входит сказочный гость.

Дети приветствую его.

Сказочный гость: Здравствуйте ребята! Я пришел к вам из сказочной страны, и зовут меня Эник! А пришел я к вам вот почему. Захотелось мне узнать, какие же сказки и их героев вы уже знаете и любите! А так же познакомить с новой.

Основная часть:

Начинается сказочная викторина. За каждый правильный ответ, команда получает сказочный жетон (фишку, с изображением самого Эника.

Эник: Итак! давайте начнем!

Вопросы:

1. Какие сказки вы знаете?

2. Как зовут главных героев этих сказок?

3. А кто из них положительные герои? А кто отрицательные герои?

Эник: а еще ребята,я вам приготовил загадки:

На сметане мешен,

На окошке стужен,

Круглый бок, румяный бок

Покатился (Колобок)

Бабушка девочку очень любила.

Шапочку Красную ей подарила.

Девочка имя забыла свое.

А ну, подскажите имя ее. (Красная Шапочка)

Носик круглый, пяточком,

Им в земле удобно рыться,

Хвостик маленький крючком,

Вместо туфелек — копытца.

Трое их – и до чего же

Братья дружные похожи.

Отгадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? (Три поросенка)

Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор (Айболит)

Толстяк живет на крыше,

Летает он всех выше. (Карлсон)

Возле леса, на опушке

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки.

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? (Три медведя)

У отца был мальчик странный,

Необычный – деревянный.

Но любил папаша сына.

Что за странный

Человечек деревянный

На земле и под водой

Ищет ключик золотой?

Всюду нос сует он длинный.

Кто же это?. (Буратино)

Она красива и мила,

А имя ей от слова «зола». (Золушка)

Вместе с Карлсоном

Прыгал с крыш

Шалунишка наш… (Малыш)

Эник: а пока мы будем знакомиться, с новой сказкой воспитатели посмотрят, кто, сколько жетончиков заработал! И кто победил!

Но сначала мы немножко подвигаемся!

Эник с детьми делает сказочные упражнения:

«Буратино потянулся»

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся,

Три – нагнулся.

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

«Гномик»

Гномик по лесу гулял,

Колпачок свой потерял.

Колпачок был непростым

Со звоночком золотым.

Гному кто точней подскажет,

Где искать ему пропажу?

Эник: И это еще не все! Перед тем как мы с вами начнем знакомиться с новой сказкой, вам нужно каждому нарисовать своего героя, героя которого вы придумаете! Вот вам карандаши и листочек бумаги. Приступайте!

После того как дети закончат рисовать, все рисунки вывешивают на стенд.

Заключительная часть:

Эник: Какие же вы молодцы! Какие у вас красивые рисунки получились. Ну а теперь начинаем знакомиться с новой сказкой! А сказка называется «Гуси-Лебеди»

Эник усаживает детей на стульчики и начинается показ сказки.

После просмотра Эник с детьми обсуждает то, что посмотрели.

После обсуждения Эник приступает к награждению!

ПОБЕДИЛА ДРУЖБА!

Каждому из детей вручается по диплому сказочной страны.

Совместная работа по ознакомлению детей с художественной литературой в средней группе.

Тема: «Старая сказка на новый лад».

Цель: Способствовать развитию воображения при выполнении коллективной работы

Задачи:

1.Дидактическая:

• Учить детей самостоятельно додумывать заданный сюжет

2. Коррекционная

• Помогать, детям активно участвовать в беседе на заданную тему

3. Воспитательная

• Воспитывать умение участвовать в выполнении коллективной работы

• Воспитывать устойчивость внимания, сосредоточенность

Оборудование: «кинолента» (рулон ватмана, фломастеры.

.

Формы организации деятельности:

• Занятие в игровой форме.

Структура занятия:

1. Вводная часть «Как создают кинофильмы»

2. Основная часть – придумывание новой сказки и рисование её

3. Заключительная часть – подведение итогов

4.

Характеристика группы: дети седьмого года жизни.

Предполагаемый результат: проявление детьми фантазии и воображения при выполнении коллективной работы

Ход занятия:

Вводная часть:

Воспитатель: Ребята! Сегодня мы с вами будем дорисовывать сказку. Вот посмотрите! (воспитатель показывает детям киноленту, на которой дед посадил репку). Это у нас с вами сказка «Колобок», но у нее нарисовано только начало, как дед посадил репку. А что же будет дальше нам надо с вами придумать. Придумать новых персонажей для этой сказки и конец.

Основная часть:

Воспитатель: Сейчас давайте с вами вместе подумаем кто может в этой сказке еще появиться. Может быть, он или она будут помогать деду, а может быть наоборот будут ему мешать? А старые герои сказки будут тоже там или все-таки мы с вами возьмем в «нашу» сказку только новых героев?

А вы помните, кто был в этой сказке из героев? (ответы детей).

Дети начинаю высказывать свои предложения. Воспитатель выбирает один из предложенных вариантов и вместе с детьми додумывает сказку до конца, по ходу беседы задает наводящие вопросы.

Потом, когда все будет придумано, воспитатель с детьми проговаривают старую сказку по-новому от начала до конца.

Таким образом, дети совместно с воспитателем придумывают дальнейший сюжет, а затем под руководством воспитателя дорисовывают фломастерами в каждом кадре картинку происходящего.

Заключительная часть:

Воспитатель: Ну вот! Посмотрите, какая у нас с вами получилась интересная сказка! Да еще и нарисованная! Давайте поставим ее в театральный уголок, и потом будем по нашей новой сказке показывать театр.

Читайте также:  Консультации по физическому развитию ребенка

Таким образом, кинолента со сказкой на новый лад, сочиненная детьми, вешается над уголком театрализации!

«ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ

В РАЗВИТИИ

РЕБЕНКА

Велико воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль и в развитии речи дошкольников. Художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обобщает его эмоции, даёт прекрасные образцы русского литературного языка, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка. Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни.

Знакомство с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров. Необходимо не только учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, обращать внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на некоторые особенности литературного языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения). После рассказывания сказок, необходимо учить детей дошкольного возраста отвечать на вопросы, связанные с содержанием, а также на самые простые вопросы по художественной форме произведение. Ежедневное чтение детской литературы оказывают большое влияние на развитие словаря детей. На литературном материале дети начинают усваивать сложные понятия (жанр, рифма, писатель, эпитет и др.).

В сложившихся современных условиях книга почти лишилась прежнего значения у родителей, а телевидение активно вытесняет её из детской жизни. Семья является первичным лоном человеческой культуры, именно она диктует ребенку формы и нормы поведения, интересы и ценности. Она образец жизни, который усваивает малыш и будет копировать в своей семье, став взрослым. Семейные взаимоотношения становятся для него «моделью», по которой формируется его характер, отношение к себе, миру, другим людям. Насколько дружелюбны, добры, открыты и наполнены любовью члены семьи, настолько добрым и светлым будет казаться мир ребенку, в который он вошел. Ибо первые 3-5 лет весь мир человека – это, прежде всего его семья,которая удовлетворяет его потребности: в еде, общении, защищенности и в главной человеческой потребности – быть любимым, быть нужным в этом мире. Здесь пробуждаются и начинают развертываться дремлющие силы личной души; здесь ребенок научается любить, верить, жертвовать – именно родители и первые воспитатели, они закладывают основу духовно-нравственного развития маленького человека. Но сегодняшняя ситуация говорит об утрате культуры семейных взаимоотношений. Частый диагноз, который врачи ставят детям – «синдром дефицита внимания», неудовлетворенная потребность в родительской любви лишает ребенка главного – способности любить, строить собственную семью, радоваться жизни

Хорошо известна побудительная сила детской книги. Ребёнок стремится подражать героям, которые ему симпатичны. Сюжеты литературных произведений переводятся в детские игры. Проживая в игре жизнь любимых героев, дети приобщаются к их духовному и нравственному опыту. Это лишний раз подтверждает, что путём правильного отбора книг можно оказывать благотворное влияние на нравственное становление личности ребёнка, на развитие его речи. Хорошая детская книга вводит малыша в мир художественных образов, даёт первые и потому наиболее сильные впечатления о прекрасном. Специфика литературы состоит в том, что средством выражения художественного содержания является неповторимый языковой образ, к которому малыш тянется бессознательно, привлечённый его красотой, необычайностью. Это побуждает ребёнка к многократному повторению яркого живого слова, к игре словом, в результате чего последнее становиться достоянием. Книга совершенствует содержание речи ребёнка, обогащает и шлифует её форму. Адресуясь к детям, писатели дают им систему нравственных ориентиров в сложном, многообразном мире (Л. Н. Толстой «Котёнок»; К. Чуковский «Мойдодыр»; С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»; А. Барто «Игрушки» и др.).К. Д. Ушинский подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребёнок, должна вводить его «в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа». Такой литературой, приобщающей ребёнка духовной жизни своего народа,прежде всего являются произведения устного народного творчества во всем его многообразии: потешки, пестушки, загадки, cчиталки, перевёртыши, пословицы, поговорки, скороговорки, сказки и др. Произведения фольклора своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребёнка, приспособлены к детским потребностям. Они вводят малыша в стихию народного слова, раскрывают его богатство и красоту.

Таким образом, в своём литературном развитии ребёнок должен идти от литературы своего народа к классике мировой детской литературы. При этом в круг детского чтения следует включать книги, разнообразные по темам и жанрам. Это позволит, с одной стороны, формировать у дошкольников широту читательских интересов, а с другой избирательность, индивидуальность литературных пристрастий.

Дошкольный возраст – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных. Время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. Не упустите эту возможность!

ЖЕЛАЕМ УДАЧИ!

Источник

ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ

Лекция 1. Понятие детской литературы. Ее специфика.

Детская литература – своеобразная область общей литературы. Принципы. Специфика детской литературы.

Детская литература — часть общей литературы, обладающая всеми присущими ей свойствами, при этом ориентированная на интересы детей-читателей и потому отличающаяся художествен­ной спецификой, адекватной детской психологии. Функциональные виды детской литературы включают учеб­но-познавательные, этические, развлекательные произведения.

Детская литература как часть общей литературы является ис­кусством слова. А.М. Горький называл детскую литературу «суверенной» областью всей нашей литературы. И хотя принципы, задачи, художественный метод литературы для взрослых и детской литературы едины, последней свойственны только ей присущие черты, которые условно можно назвать спецификой детской литературы.

Читайте также:  Родительское собрание развитие самостоятельности ребенка

Ее особенности определяются воспитательно-об­разовательными задачами и возрастом читателей. Основная отли­чительная чертаее — органическое слияние искусства с требова­ниями педагогики. Под педагогическими требованиями подразу­меваются, в частности, учет интересов, познавательных возможно­стей и возрастных особенностей детей.

Об особенностях детской литературы как искусстве слова в свое время говорили основоположники теории детской литературы – выдающиеся писатели, критики и педагоги. Они понимали, что детская литература – есть подлинное искусство, а не средство дидактики. По словам В. Г. Белинского, литература для детей должна отличаться «художественной истинностью создания», то есть быть явлением искусства, а авторы детских книг должны быть широко образованными людьми, стоящими на уровне передовой науки своего времени и иметь «взгляд на предметы просвещенный».

Назначение детской литературы — быть художественным и познавательным чтением для ребенка. Это назначение определяет те важные функции, которые она призвана выполнять в обществе:

1. Детская литература, как и литература вообще, принадлежит к области искусства слова. Этим определяется ее эстетическая функция.Она связана с особого рода эмоциями, возникающими при чтении литературных произведений. Дети способны испытывать эсте­тическое удовольствие от прочитанного в не меньшей степени, чем взрослые. Ребенок с радостью погружается в фантазийный мир сказок и приключений, сопереживает героям, чувствует сти­хотворный ритм, радуется звуковой и словесной игре. Хорошо по­нимают дети юмор и шутку. Не сознавая условности созданного автором художественного мира, дети горячо верят в происходя­щее, но такая вера и есть подлинное торжество литературного вы­мысла. Мы вступаем в мир игры, где одновременно сознаем ее условность и верим в ее действительность.

2. Познавательная(гносеологическая) функциялитературы за­ключается в том, чтобы познакомить читателя с миром людей и явлений. Даже в тех случаях, когда писатель уводит ребенка в мир невозможного, он говорит о закономерностях человеческой жиз­ни, о людях и их характерах. Это осуществляется через художе­ственные образы, которые обладают высокой степенью обобще­ния. Они позволяют читателю увидеть в единичном факте, собы­тии или характере закономерное, типичное, всеобщее.

3. Нравственная(воспитательная) функцияприсуща всякой литературе, поскольку литература постигает и освещает мир в со­ответствии с определенными ценностями. Речь идет как об уни­версальных и всеобщих ценностях, так и о локальных, связанных с конкретным временем и конкретной культурой.

4. Детская литература со времени своего зарождения выпол­няла дидактическую функцию. Назначение литературы — приобщить читателя к универсальным ценностям человеческого бытия.

Функции детской литературы определяют ее важную роль в обществе — развивать и воспитывать детей средствами художе­ственного слова. Это значит, что литература для детей в значи­тельной степени зависит от существующих в обществе идеологи­ческих, религиозных, педагогических установок.

Говоря овозрастной специфике детской литературы можно выделить несколько групп на основании возраста читателя. Классифика­ция литературы для детей повторяет общепринятые возрас­тные этапы развития личности человека:

1) ясельный, младший дошкольный возраст, когда дети, слушая и рассмат­ривая книги, осваивают различные произведения литерату­ры;

2) преддошкольный возраст, когда дети начинают овла­девать грамотой, техникой чтения, но, как правило, в боль­шей части остаются слушателями произведений литературы, охотно разглядывают, комментируют рисунки и текст;

3) млад­шие школьники — 6—8, 9—10 лет;

4) младшие подростки — 10—13 лет; 5) подростки (отрочество) — 13—16 лет;

6) юно­шество — 16—19 лет.

Книги, адресованные каждой из этих групп, имеют свои особенности.

Специфика литературы для самых маленьких определяется тем, что она имеет дело с человеком, почти ничего не знающем об окружающем мире и ещё не способном воспринимать сложную информацию. Для детей этого возраста предназначены книжки‑картинки, книжки-игрушки, книжки-раскладушки, книжки-панорамы, раскраски… Литературный материал для малыша – стихи и сказки, загадки, шутки, песни, скороговорки.

Серия «Читаем с мамой», например, рассчитана на детей от 1 года и включает в себя картонные книжки с яркими иллюстрациями, изображающими незнакомых ребёнку животных. Такая картинка сопровождается либо просто названием животного, которое ребёнок постепенно запоминает, либо коротким стихотворением, дающим представление о том, кто изображён на картинке.В небольшой объём — часто всего одно четверостишие — нужно уместить максимум знаний, при этом слова должны быть предельно конкретными, простыми, предложения— короткими и правильными, ведь слушая эти стихи, ребёнок учится говорить. В то же время стихотворение должно давать маленькому читателю яркий образ, указывать на характерные черты описываемого предмета или явления.

Поэтому написание подобных, на первый взгляд, предельно простых стихов, требует от автора едва ли не виртуозного владения словом, чтобы стихи для самыхмаленьких могли решить все эти непростые задачи. Не случайно лучшие детские стихи, услышанные человеком в самом раннем возрасте, часто остаются в памяти на всю жизнь и становятся первым опытом общения с искусством слова уже для его детей. В качестве примера здесь можно назвать стихи С. Я. Маршака «Детки в клетке», стихотворения А.Барто и К.Чуковского.

Ещё одна характерная черта литературы для самых маленькихпреобладание стихотворных произведений. Это не случайно: детское сознание уже знакомо с ритмом и рифмой — вспомним колыбельные и потешки, — а потому легче воспринимает информацию именно в таком виде. Кроме того, ритмически организованный текст даёт маленькому читателю целостный, законченный образ и апеллирует к его синкретическому восприятию мира, характерному для ранних форм мышления.

Источник